Служить свт. Лука смог не сразу: не было облачений. Ему удалось добыть подходящую ткань в Новосибирске, куда он ездил на научную конференцию – это была штора, которую он заметил на окне областного отдела здравоохранения. Как только красноярский владыка начал лично совершать богослужения, здоровье его резко улучшилось (до этого он некоторое время страдал тяжелым неврозом, вызванным переутомлением). Сыну Михаилу он писал так: «Господь послал мне несказанную радость. После шестнадцати лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои». Сослужил архиепископу на первых порах о. Алексей Захаров. Но вскоре свт. Лука запретил его в священнослужении за нетрезвое поведение и небрежность: в церкви на столике рядом со святым крестом и Евангелием оказался портсигар с табаком. Настоятелем храма был назначен о. Николай Попов, только что вернувшийся в Красноярск из ссылки. Свт. Лука руководил Красноярской епархией до 28 января 1944 года, до этого же дня он работал в госпитале 1515. В феврале он переехал в Тамбов, где возглавил епархию и начал выполнять обязанности консультанта по хирургии отдела эвакогоспиталей Тамбовского областного здравотдела. Оценивая свою деятельность как архиерея и хирурга, свт. Лука писал: «Очень многие говорят и пишут, что я оживил их духовно, возродил к новой жизни . Они пишут, что, как ни высока моя медицинская деятельность, но архиерейская неизмеримо важнее. Я и сам так думаю». Рейтинг: 10 Голосов: 123 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Список использованной литературы Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). «Я полюбил страдание…» Автобиография. I Войно-Ясенецкие чтения: к 135-летию со дня рождения святителя Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого): сборник научных трудов/под общ. ред. проф. С.И. Малявской. – Архангельск, 2012. Воспоминания о В. Ф. Войно-Ясенецком (святителе Луке). Приход Михаило-Архангельский. Поселок Большая Мурта. Глянцев С. П. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в Северном крае. – Архангельск, 2012. Духовное и врачебное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Материалы международных научно-практических конференций 2011, 2012, 2013 и 2014 гг.

http://pravoslavie.ru/134920.html

сост. О.А. Борзова VI. Увековечение памяти Память о святителе Луке (Войно-Ясенецком) Память о святителе Луке (Войно-Ясенецком) увековечена как в России, так и за рубежом. Святителя Луку помнят и чтут в разных городах и населённых пунктах России и бывшего Советского Союза: Керчи, Кишинёве, Киеве, Петербурге, Москве, Чите, Симбирске, Курске, Переславль-Залесском, Ташкенте, Самарканде, Красноярске, Тюмени, Архангельске, Новосибирске, Омске, Тамбове, Алуште, Одессе, Симферополе. Украинской православной церковью учреждён Орден святителя Луки Крымского . О нём пишут книги, снимают документальные и художественные фильмы, переиздают его медицинские труды и проповеди, устанавливают памятники и мемориальные доски, его именем называют улицы и медицинские учреждения, открывают музеи и создают выставочные экспозиции. Имя святителя Луки носит передвижной консультативно-диагностический центр «Поезд здоровья» и «Общество православных врачей России». Традиционными стали научные конференции, на которых поднимаются вопросы о деятельности святителя Луки. Повсеместно освящаются храмы и часовни в честь владыки, празднуются Дни памяти, проводятся архиерейские служения, мощи и могила святителя Луки в Симферополе почитаемы верующими. 2 июля 1997 г. в Симферополе открыт памятник святителю. В 2009 г. Симферопольскому военному госпиталю присвоено имя профессора медицины В.Ф. Войно-Ясенецкого и установлен бюст святителю, действует часовня. В Крымском государственном медицинском университете находится церковь во имя святителя Луки. 25 августа 2014 г. в Симферополе учреждён Благотворительный Фонд Святителя Луки, который реализует инновационные проекты и программы, связывая воедино светское и духовное. Проводятся «Дни святителя Луки» в рамках Всероссийского духовно-просветительского проекта. В числе учредителей врачи и учителя, предприниматели и общественные деятели. В попечительский совет входят И. Д. Кобзон, Ф. Ф. Конюхов, Н. П. Бурляев и другие. Не забыто о святителе Луке (Войно-Ясенецком) в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

911. Стипендия имени архиепископа Луки [Текст]//Щукин, Ю. К. Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Городская больница имени архиепископа Луки». 1994–2004/Ю. К. Щукин, В. И. Быкова. Тамбов, 2005. С. 110–111. 912. Васильева, В. Имени Луки, хирурга и пастыря, докторам вручили премии [Текст]/В. Васильева//Город на Цне. 2004. 22 дек. С. 1. 913. Балакина, Е. [О торжественных мероприятиях, посвящённых 125– летию со дня рождения архиепископа Луки (В.Ф. Войно-Ясенецкого)] [Текст]/Е. Балакина//Тамб. курьер. 2002. 13 мая. С. 4. О лауреатах премии им. архиепископа Луки в 2002 г. 914. Жалнин, А. Вручение премии имени архиепископа Луки [Текст]/А. Жалнин//Тамб. вестн. 2000. 8 июня. С. 1. 915. Муждабаев, А. Именные стипендии сёстрам милосердия [Текст]/А. Муждабаев//Тамб. жизнь. 1997. 26 февр. С. 1. 916. Плотникова, Н. Имени Святого Луки [Текст]/Н. Плотникова//Тамб. жизнь. 1996. 4 апр. 916. С. 1. О стипендии имени В.Ф. Войно-Ясенецкого в Тамбовском медицинском училище. 917. Денисова, Е. Первые лауреаты премии имени архиепископа Луки [Текст]/Е. Денисова//Тамб. вестн. 1995. 22 июня. С. 2. Образ святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в литературе и искусстве 918. Веронин, Т. Житие святителя Луки Крымского в пересказе для детей [Текст] : [для детей сред. шк. возраста]:/Тимофей Веронин; худож. Евгений Подколзин. Москва: Никея, 2017. 47 с: цв. ил. То же. 2015. 919. Безмездный целитель XX века [Текст]: житие свт. Луки Крымского : [для мл. и сред. шк. возраста]/пересказ свящ. Георгия Ханова; худож. Михаил Горняк. Москва: Приход храма Св. Духа сошествия на Лазаревском кладбище: Сестричество во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2016. 22, с.: цв. ил.; 29. (Жития святых для детей). 920. Каликинская, Е. Один в поле воин [Текст]: повесть/Е. Каликинская. Москва: Даръ, 2016. 224 с. Повесть рассказывает о детях разных поколений одной семьи. У каждого из них была значимая встреча со святителем Лукой. 921. Филипёнок, Е. Как быть? [Текст]: рассказ/Е. Филипёнок//Москва. 2016. 7. С. 108–112. Приводятся факты о роли иконы в медицинской практике В.Ф. Войно-Ясенецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

852. Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого МЗ РФ [Электронный ресурс]: офиц. некоммер. сайт. Красноярск, 2005 Электронные данные. Режим доступа: http://krasgmu.ru/ , свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. 853. Дмитриева, Н. «Отвести боль, утереть слезу...» [Текст]/Н. Дмитриева//Крым. изв. 2005. 9 февр. О святителе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком) и сооружении часовни на территории Республиканской больницы им. Н. А. Семашко. 854. Нектарий (Антонопулос), архим. « Я сравнил бы святителя Луку с Тивериадским озером, потому что вся его жизнь – это истечение любви» [Электронный ресурс]/архим. Нектарий (Антонопулос)//Россия в красках/Православное научно-просветительское общество «Россия в красках». Иерусалим, 2004 . Электронные данные. Режим доступа: http://ricolor.Org/europe/grezia/1/11_11_2011/ , свободный. Загл. с экрана. Яз. рус. О почитании святителя Луки в Греции. Интервью с архимандритом Нектарием (Антонополусом), игуменом монастыря Преображения Господня Сагмата, создавшем музей в часовне святителя Луки, написавшем книги о нём, организовавшем международные конференции в Афинах, посвящённые святителю Луке. 855. Шевченко, В. Под сенью Святого Луки [Текст]/В. Шевченко//Крым. правда. – 2004. 6 нояб. Об открытии церкви Святого Луки в Сакском центральном военном клиническом санатории им. Н. Пирогова. 856. Милина, Л. «Дух, душа и тело» [Текст]/Л. Милина//Крым. правда. 2004. 1 сент. О международной духовно-медицинской конференции, посвящённой святителю Луке в Симферополе 1–5 сентября 2004 г. 857. Куковякин, В. Евангелие от Луки [Текст]/В. Куковякин//Крым. газ. 2003. 17 сент. Об открытии музея выдающегося деятеля медицины и богословия В.Ф. Войно-Ясенецкого (Луки) на территории Свято-Троицкого монастыря в Симферополе. 858. Куковякин, В. Открой сердце другому! [Текст]/В. Куковякин//Крым. газ. 2003. 12 февр. Об открытии в Крымском медицинском университете комнаты-музея в память о святителе Луке (В.Ф. Войно-Ясенецком). 859. Статейнов, А. Хирург и епископ в одном лице [Текст]/А. Статейнов//Парламентская газ. 2002. 30 нояб. С. 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Можно не сомневаться, будущий епископ Лука знал, что его никто не укорил бы, если перед лицом наступающих обновленцев он остался бы рядовым священником, в тайне хранящим верность подлинной церкви. Кстати, в Ташкенте и в других местах было немало священников-тихоновцев, которые благополучно пересидели недолгое торжество «живой церкви». Но, как справедливо заметил (мы уже говорили об этом) профессор Ошанин, смирения, даже для самых высших целей, Войно-Ясенецкому всегда недоставало. Он легко терпел выпады безбожников-врачей и даже побои распоясавшихся пациентов, ибо то поношение относилось только к его личности. Но поношение справедливости было для него непереносимым. Победу «живоцерковников» рассматривал он как торжество бесчестия, как победу безнравственности. Для огнепального характера Войно-Ясенецкого путь икономии решительно не годился. Решив стать епископом Туркестанским, прямолинейный, несгибаемый, презирающий опасности, он открыто избрал путь мученичества в самом прямом, обнаженном виде. …Обряд рукоположения в епископы (хиротония) требовал участия двух архиереев. После бегства Иннокентия в Ташкенте другого архиерея, кроме Андрея Ухтомского , не оказалось. Но Владыка Андрей нашел выход из положения: он направил Войно-Ясенецкого со своим письмом в Пенджикент, небольшой таджикский городок в девяноста верстах от Самарканда. В Пенджикенте отбывали ссылку епископ Волховский Даниил и епископ Суздальский Василий. Чтобы власти не арестовали будущего главу Туркестанской церкви раньше времени, было решено, что Войно-Ясенецкий выедет в Пенджикент тайком. В «Мемуарах» находим полный отчет о событиях, которые разыгрались между вторником 29 мая и субботней ночью с 11-го на 12 июня 1923 года (по новому стилю). Об отъезде из Ташкента Войно-Ясенецкий пишет: «…Я назначил на следующий день для отвода глаз четыре операции, а сам вечером уехал в Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, дьякона и моего старшего девятнадцатилетнего сына. Утром (30 мая. – М. П.) приехали в Самарканд, но найти пароконного извозчика для дальнейшего пути в Пенджикент оказалось почти невозможным, так как все боялись нападения басмачей. Наконец нашелся один забулдыга, который согласился нас везти… Преосвященные Даниил и Василий, прочитав письмо Андрея Ухтомского , решили назначить на завтра литургию для совершения хиротонии, а немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви Святителя Николая Мирликийското, без звона и при закрытых дверях.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

В 1903 году Валентин Феликсович закончил университет. Невзирая на уговоры друзей заняться наукой, он объявил о своем желании всю жизнь быть " мужицким " , земским врачом, помогать бедным людям. Началась русско-японская война. Валентину Феликсовичу предложили службу в отряде Красного Креста на Дальнем Востоке. Там он заведовал отделением хирургии в госпитале Киевского Красного Креста Читы, где он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской и обвенчался с ней. В Чите молодые супруги прожили недолго. С 1905 года по 1917-й В. Ф. Войно-Ясенедкий работает в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, а также на Украине и в Переславле-Залесском. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова. В 1916 году В. Ф. Войно-Ясенедкий защитил докторскую диссертацию " Регионарная анестезия " , о которой его оппонент, известный хирург Мартынов сказал: " Мы привыкли к тому, что докторские диссертации обычно пишутся на заданную тему, с целью получения высших назначений по службе, и научная ценность их невелика. Но когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее " . Варшавский университет наградил Валентина Феликсовича премией имени Хойнацкого за лучшее сочинение, пролагающее новые пути в медицине. С 1917 года по 1923-й он работает хирургом в Ново-Городской больнице Ташкента, преподает в медицинской школе, преобразованной затем в медицинский факультет. В 1919 году от туберкулеза умирает жена Валентина Феликсовича, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина. Осенью 1920 года В. Ф. Войно-Ясенецкого приглашают возглавить кафедру оперативной хирургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте Государственного Туркестанского университета. В это время он активно участвует и в церковной жизни, посещает заседания ташкентского церковного братства. В 1920 году на одном из церковных съездов ему было поручено сделать доклад о современном положении в Ташкентской епархпи. Доклад получил высокую оценку епископа Ташкентского Иннокентия. " Доктор, вам надо быть священником " , - сказал он Войно-Ясенецкому. " У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: " Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу! " В 1921 году Валентин Феликсович был рукоположен в диаконы, а через неделю, в день Сретения Господня, Преосвященный Иннокентий совершил его рукоположение во иереи. Отец Валентин был определен в ташкентский собор, с возложением на него обязанности проповедовать. В священном сане Войно-Ясенегрсий не перестает оперировать и читать легации. В октябре 1922 года он активно участвует в первом научном съезде врачей Туркестана.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/911/...

А если посмотреть с христианской… невольно возникает вопрос: зачем нужна такая диссертация? Для вашей славы? Или, может быть, как дань времени – все, мол, пишут, чем я хуже других? Не ради ли честолюбия? Последнее – страсть, порок души, язва в ней. И вам, верующему врачу, это надо помнить, всегда помнить слова Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божьего и правды его, а все остальное приложится вам». Вот все, что легло мне на сердце сказать Вам по интересующему вопросу. В деятельности врача много возвышенного, светлого и спасительного для души… Этим в основном закончилась наша беседа…» – пишет доктор Овчинников. А заодно (добавлю от себя) и заботы собеседника архиепископа Луки о своей диссертации. После двадцати лет работы в хирургических клиниках Николай Овчинников целиком посвятил себя Церкви. Итак, наука в единстве с верой и даже во имя ее… Для Луки Войно-Ясенецкого , во всяком случае, это аксиома. Он на первом издании своих «Очерков» хотел видеть надпись «Епископ Лука». Второе же издание книги полностью расценивает как победу дела, благословенного Богом. Выходу «Очерков гнойной хирургии», как и своей Сталинской премии, посвящает он специальные беседы в храме. Войно верит, что его научный труд привлечет к православию многих интеллигентов. Так оно и было. Во всяком случае, вспоминаю, с какой гордостью рассказывал он мне о передаче, слышанной по радиостанции Би-би-си: группа французских юношей и девушек перешла в православие, сославшись в своей декларации на христианских ученых в СССР Ивана Павлова, Владимира Филатова и Луку Войно-Ясенецкого . Ученые-атеисты склонны считать религиозность помехой к настоящему творчеству. По их мнению, вера искажает для исследователя объективную картину естественного мира. Все, что мы знаем о Швейцере, Тейяре де Шардене, Эйнштейне, Павлове, Филатове, а также о таких корифеях естествознания – христианах, как Либих, Кювье, Уоллес, Фарадей, Рентген, Майер, Максвелл, Герц, Планк, опровергает миф о ядовитых плевелах веры. В научных книгах Войно-Ясенецкого его неверующие рецензенты также не могли найти никакой аберрации.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

21. Кученкова В. Войно-Ясенецкий. Тамбов, 1944. – Новая тамбовская газета. 05.05.1995. 22.Митрополит Мануил (Лемешевский) . Русские православные епископы, 1893–1965. Биобиблиографический словарь. Т. 1–6. Erlangen, 1979–1989. 23. Никитин Н. Несгибаемый страстотерпец. – Слово. 1990, 5. 24. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» (Десять лет из жизни патриарха Алексия. 1955–1964 гг.). – Отечественные архивы. 1994, 2. 25. Поляков В.А. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (К 80-летию со дня рождения). – Хирургия. 1957, 8. 26. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. Париж, 1979. 27. Пузин И.П. Несколько писем В.Ф. Войно-Ясенецкого (Л.Н. Толстому, Н.П.Пузину). – Слово. 1991, 3 28. Солженицын А.И. Архипелаг Гулаг. Т. 2. М., 1989. 29. Федосеев С. М. Ленинградское дело, 1949–1950. – Совершенно секретно. 1996, 2. 30. Шаповалова А. Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука . – Журнал Московской Патриархии. 1946, 5. 31. Шаповалова А. 25 лет архиерейского служения Высокопреосвященного Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского. – Журнал Московской Патриархии. 1948, 6. 32. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. Т. 12. Рождественские послания Рождественское послание архиепископа Луки к Богом данной ему пастве Крымской «Христос раждается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля, и веселием воспойте, людие, яко прославися». Величайший и Святейший Небесный Гость сходит с небес и воплощается от Духа Свята и Марии Девы. Славьте, славьте Его всем сердцем, с великой радостью и трепетом встречайте, спешите, спешите навстречу. Но как будете встречать? О, как хотел бы я, чтобы встретили вы Его не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины, как хочет этого от нас святой апостол Павел ( 1Кор.5:8 ). Не со старой закваской порока и нечистоты, не в зловонном рубище, запятнанном нечистотой греха, лжи и лукавства, а в светлом одеянии праведных надлежит встречать Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Эти места поставили меня в затруднительное положение. Принимаясь за Биографию, я долго не мог решить, публиковать ли их, или опустить как недостоверное. Из тупика вывела меня уже цитированная выше мысль Н. Бердяева о мифе. Мистический сектор профессора Войно-Ясенецкого совершенно явственно подходит под бердяевское определение. Да, это миф, рассказ, «преодолевающий грани внешней объективной фактичности и раскрывающий фактичность идеальную, субъективно-объективную». А раз так, решил я, то не может быть и речи о том, чтобы исключить миф из биографии. Пусть во всенародно созданном житийно-мифическом жизнеописании архиепископа Луки присутствуют его собственные свидетельства. Во время той давней и единственной встречи моей с героем Владыка между прочим сказал: тот, кто собирается описать его жизнь, ни в коем случае не должен отделять облик архиепископа Луки от лица хирурга Войно-Ясенецкого. Описанные порознь обе половины окажутся заведомо лживыми. Только двуединая биография сможет отразить подлинное лицо и душу хирурга-епископа. Такой двуединый образ начал складываться в народной памяти задолго до того, как я задумал эту книгу. Мне удалось записать более пятидесяти легенд о Войно-Ясенецком. Поэтому, прежде чем обращаться к фактам, закрепленным в письмах, архивных документах и иных исторических материалах, выслушаем голос народа. И что бы мы ни думали, читая эти отрывочные, наивные, порой противоречивые свидетельства, не станем забывать слов крупнейшего философа и историка нашего времени Николая Бердяева : «Для меня миф не означает чего-то противоположного реальному, а, наоборот, указывает на глубочайшую реальность». «Была у профессора-хирурга Войно-Ясенецкого жена-красавица. Заболела она и стала помирать. Зовет детей, хочет их перед смертью благословить. Старшие дети дома были. Мать их перекрестила, поцеловала и померла. Все врачи, какие ее лечили, видят: сердце не бьется, сама не дышит – мертвая лежит, совсем мертвая. А в это время приходит младший сын. Он с няней гулял. Бросился к матери: «Мамочка, мамочка».

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Тогда Владыка предложил освятить храм во имя апостола и евангелиста Луки, который тоже был врачом. Дело в том, что тогда святитель и исповедник Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский был канонизирован только на Украине в Крыму. И лишь в 2000 году на Архиерейском соборе произошло общецерковное прославление святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в соборе Новомучеников и Исповедников Российских. Однако в 1998 году А.И. Клепалов оставил должность главного врача больницы. Сменивший его А.А. Важенин прекратил начатые работы по организации больничной церкви и передал помещение для дру гих нужд лечебного учреждения. Таким образом, в силу обстоятельств, открытие больничной церкви при Тюменской областной клинической больнице в конце 90-х годов не состоялось. В 2002 году приказом Департамента здравоохранения Тюменской области главным врачом областной клинической больницы был назначен Владимир Егорович Цветцих. Вера в Бога, промысел Божий для него были очень важны. Когда он еще работал в Германии, у него зародилась мысль, что если он когда-нибудь станет руководителем больницы, то обязательно откроет в ней церковь. Храм, по его мнению, должен обязательно быть православным, потому что именно в православии все сохранилось так, как было установлено Господом. Церковь предложили освятить во имя святителя и исповедника Луки (Войно–Ясенецкого), знаменитого врача-хирурга и православного архиепископа. 3 сентября 2002 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием был утвержден проект реконструкции больничного помещения в домовый храм и дано благословение на начало работы. 16 сентября было дано благословение на устройство больничного храма во имя знаменитого хирурга, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого). Подготовительные работы начались 28 октября 2002 года. 20 декабря 2002 года строительная бригада приступила к ремонтным и отделочным работам в больничной церкви. Курировали строительство храма благочинный протоиерей Сергий Швалев, главврач В.Е. Цветцих, дизайнер К. Лунева и бригадир строителей В.Г. Суслов.

http://sobory.ru/article/?object=25294

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010