Из Вознесенского монастыря мы с батюшкой прошли осматривать разрушение Кремля. Когда мы находились во дворе Синодальной Конторы, близ казарм послышался какой-то крик и гул толпы. Толпа, видимо, приближалась к Чудову монастырю. Когда она была близко, то стало ясно, что озверевшая толпа над кем-то требует самосуда и ведёт жертву к немедленному расстрелу. Я перебежал как мог быстро со двора к толпе солдат, бушевавшей между Царь-пушкой и Чудовым монастырем; батюшка Чернявский подходил к толпе с другой стороны. Здесь я увидел, как неизвестный мне полковник отбивался от разъярённой окружавшей его многолюдной толпы озверевших солдат. Солдаты толкали и били его прикладами и кололи штыками. Полковник окровавленными руками хватался за штыки, ему прокалывали руки и наносили глубокие раны, он что-то пытался выкрикивать, но никто его не слушал, только кричали, чтобы немедленно его расстрелять. Какой-то офицер вступился за несчастного, пытаясь защитить его своей грудью, тоже что-то кричал. Я подбежал к толпе и стал умолять пощадить жизнь полковника. Я заклинал их именем Бога, родной матери, ради малых детей – словом, всеми возможными усилиями уговаривал пощадить, но озверевшей толпой овладела уже сатанинская злоба, мне отвечали угрозами немедленно расстрелять и меня, ругали буржуем, кровопийцей и проч. В это мгновение какой-то негодяй солдат отбросил несчастного мученика в сторону, и раздались выстрелы, которыми всё было кончено. Офицер, защищавший полковника, здесь же бросил бывшую у него винтовку, отошёл к разрушенной стене у Синодальной Конторы и повалился на груду кирпичей. Причина убийства этого полковника (56-го полка) заключалась в том, что полковник должен был временно сократить довольствие солдат за недостатком провианта на порции хлеба в течение полудня до подвоза нового запаса 388 . Но что сталось с нашим Кремлём?! Замолк рёв артиллерийской пальбы, затих шум братоубийственной бойни, и из праха и дыма гражданской войны глядит он на нас, зияя ранами, разбитый, осквернённый, опозоренный Кремль – твердыня нашего духа, немой свидетель прежней нашей славы и настоящего позора, сложенный по кирпичу трудами поколений, залитый в каждом камне кровью его защитников, стоявший свыше полтысячи лет, переживший всякие непогоды и бури и павший ныне от руки своего же народа, который через полтысячи лет стал разрушать свои вековые святыни, покрыв ураганным огнём Кремлёвские соборы, это диво дивное, восьмое чудо мира, привлекавшее к себе за тысячи вёрст толпы любопытных иностранцев, приезжавших в Москву подивиться на красоту Кремлёвских соборов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Доходы обители, по возобновлении Пустыни, остались прежние, т. е. она продолжала содержаться своими трудами и благотворениями частных лиц. Постоянными вкладчиками обители, как видно из вкладной ее книги, были, преимущественно, соседственные бояре и, всякого чину, люди. Кроме исчисленных выше фамилий, там упоминаются бояре: Пушкины, Яковлевы, Румянцевы, Полонские, Хлоповы, Нарышкины и другие. В конце этого периода, а именно в 1762 году, в первый раз упоминается мельница, построенная монастырским иждивением на речке Клютоме и названная впоследствии – Болотской. По доверенному письму, заключенному игуменом Пафнутием с служителем Козельского Вознесенского монастыря 20 в 1762 году, марта 1-го дня, мельница эта была отдана сему служителю на 5 лет, с платою по 18 рублей в год. Эти 18 рублей составляли, кажется, главный постоянный доход Пустыни. К сожалению, нет никаких источников, из которых молено было бы почерпнуть сведения о внутреннем устройстве и состоянии обители, в течение трех, обозренных нами, периодов ее существования, о влиянии ее на народ и на край, где она создана. Усердие и расположение к обители Царского Дома и окрестных жителей, доказываемые посильными вкладами, позволяют заключить, что обитель славилась добродетельной жизнью иноков и этим, привлекала к себе усердие Христолюбцев. Отдел IV. 1764–1796 Время, протекшее с 1764 по 1796 год, по справедливости, может быть названо периодом оскудения обители: постепенно клонилась она к упадку, несмотря на, бывшую, по временам, попечительность о ней некоторых строителей. В течение всего этого периода, число братий Пустыни не только случайно не превосходило положенного по штату числа 7-ми, но, как видно из годовых отчетов, постоянно было меньше его, и даже доходило до того, что, кроме самого настоятеля, не было в обители другого иеромонаха. Уже одно это обстоятельство достаточно показывает тогдашнее бедное положение Пустыни, из которого извлечь ее могла десница Того, Кто убожит и богатит, смиряет и возносит во благовремении и всегда, почти непостижимым образом для человеческих мудрований. Мы увидим впоследствии, как неожиданно совершилось дело возрождения Пустыни в жизнь новую, лучшую; а теперь будем продолжать историю ее, придерживаясь хронологического порядка.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Более ранняя по времени выхода публикация «Царского вестника» проливает свет на это событие, а также уточняет условия содержания заключенных в упраздненном Свято-Вознесенском скиту Соловецкого монастыря. Общее впечатление от узилища, устроенного большевиками в «обесчещенном и загаженном здании храма», можно передать словом «гнусный», которое используется автором в самых разных сочетаниях: «гнуснейшее место», «гнусный обыск», «гнуснейшее требование», «гнусный «розыск " ». Олицетворением царящего здесь произвола выступает Карл Иванович Вейс, чья биография напоминает жизненный путь многих организаторов советских концлагерей. Участник Первой мировой войны, латышский стрелок и комендант ОГПУ, в конце мая 1926 г. он был «приговорен к лишению свободы на 10 лет со строгой изоляцией по обвинению его в сношениях с сотрудниками иностранных миссий, явными шпионами» 124 . В приказе, подписанном будущим наркомом внутренних дел СССР Г. Г. Ягодой, этот человек характеризуется «как совершенно разложившийся, утративший всякое понимание лежавшей на нем, как чекисте и коммунаре, ответственности и не остановившийся перед фактом крайней дискредитации Объединенного Государственного Политического Управления, сотрудником которого он состоял» 125 . Вейс фигурирует и в целом ряде соловецких воспоминаний, причем как до своего ареста в связи с отправкой политических заключенных в уральские изоляторы летом 1925 г. 126 , так и в качестве заключенного, начальника штрафного 127 и Кремлевского 128 отделений СЛОНа. А. Р. Грубе подробно описывает постоянные обыски, продуваемый всеми ветрами карцер под куполом храма, ночной сон в трехслойных «штабелях», распорядок дня и правила поведения заключенных, установленные «трижды-чекистами, прославившимися зверствами на материке, сосланными на Соловки, тут вновь отличившимися и отбывающими теперь срок наказания в роли палачей на Секирке». Упоминания о четырех тысячах «штрафников» и ежедневной гибели 20–25 человек, если судить по другим мемуарам и доступной статистике УСЛОН, значительно завышены, но мысль о том, что с «Секирки один путь – в могилу», вполне отражает характер этого места и его восприятие в воспоминаниях соловчан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

д. Суслов учил, что украденные деньги растопятся на голове укравшего в день судный. Что касается заповеди не творить плотского греха, то она соблюдалось не везде и несоблюдение её повело, как увидим далее, к появлению скопческой секты. Главный наставник в хлыстовщине называется Христом, главная наставница – богородицей. В оправдание этого сектанты ссылаются на то, что в церковной песне сказано, что «Христос рождается», а не родился. Итак, по их выводу, христы продолжают рождаться. Происхождение скопческой секты от хлыстовской поясняет также, почему скопцы не только на пасхе, но круглый год поют «Христос воскресе». Если принять во внимание, что даже при обряде кружения в хлыстовском учении не было ничего безнравственного и гадкого, то неудивительным покажется, что оно прошло не только в среду простолюдья, но наставник Суслов распространил его даже в московских монастырях – женских: Вознесенском, Рождественском, Ивановском, Новодевичьем, Варсанофьевском и мужских: Симоновом и Высокопетровском 216 . К петербургскому хлыстовскому обществу Татариновой, урожденной Буксгевден, принадлежали кн. А. Н. Голицын, В. М. Попов, Лабзин, богатый помещик Дубовицкий, кн. Енгалычев и др. 217 . Вообще, хотя скопчество произошло из хлыстовщины, но ставить наравне обе секты далеко нельзя. Операция, совершаемая скопцами, проводит между двумя сектами бездну. Кружение, доставляющее особенное наслаждение хлыстам, перешедшее и к скопцам, составляет невинное средство убивания плоти сравнительно со скопческой операцией. Хлыстовщина подвергалась впервые строгому правительственному преследованию в Москве в царствование Анны Иоанновны. В это время, по доносу разбойника Караулова, забрано было несколько десятков людей, при нем замешано было немало лиц монашеского сословия 218 . Монахиня Ивановского монастыря была в это время главной наставницей у московских хлыстов. Правительственное преследование не помешало в начале нынешнего столетия обнаружиться хлыстовской секте в Петербурге, и мы видели, что петербургская хлыстовская община считала в числе двоих членов многих лиц с видным положением в свете.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

ГА РФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 571. Л. 6. Копия. III.19.21. Выписка из протокола заседания СНК РСФСР по вопросу о выселении монашествующих из Кремля и его охране во время крестного хода 21 июля 20 июля 1918 г. К протоколу 160, п. 6. Постановление. Совет народных комиссаров в заседании от 19 июля с. г. по вопросу о выселении духовенства и всех посторонних лиц из Кремля в связи с распоряжением т. Свердлова и мерами, принятыми к исполнению его комендантом Кремля, постановил: Поручить т. Бонч-Бруевичу и Свидерскому выяснить этот вопрос с т. Свердловым на предмет отмены его распоряжения 702 . Совет народных комиссаров в заседании от 19 июля с. г. по вопросу о разрешении крестного хода на воскресенье, постановил: Поручить т. Бонч-Бруевичу обсудить вместе с Мальковым вопрос о принятии мер по усилению охраны Кремля (и проч.) в воскресенье 21 июля в день предполагающегося крестного хода. Секретарь Совета 703 Помета: 6115 – т. Малькову, 6116 – т. В. Д. Бонч-Бруевичу, 6117– ЦИК т. Свердлову. ГА РФ. Ф. Р-130. Оп. 2. Д. 24. Л. 171–172. Копия. III. 19.22. Прошение члена Священного Собора Н.Д. Кузнецова в СНК РСФСР об отсрочке выселения монашествующих из Кремля 20 июля 1918 г. В Совет народных комиссаров Члена Всероссийского Церковного Собора Н.Д. Кузнецова , живущего у Боровицких ворот Кремля в доме 5, заявление Согласно требованию гр. коменданта Кремля монахи и монахини по мере возможности начинают выносить на себе принадлежащие им вещи, причем нередко падают под их тяжестью. Кроме того, при выходе из Кремля происходят большие недоразумения. Из вещей, по утверждению монахинь, пропускают только носильные и отбирают такие, как, например, стенные часы, под тем предлогом, что на них не представлено счета на покупку. Но кто же из монахинь мог ожидать теперешнего выселения из Вознесенского монастыря, стоящего целые сотни лет, и брать в магазинах счета на покупаемые вещи? Да и самые то часы, говорят, куплены чуть ли не 25–30 лет тому назад. Нельзя же предъявлять подобные неисполнимые требования. Во всяком случае, вопрос о лично принадлежащих монахам и монахиням вещах требует упорядочения и едва ли может быть предоставлен на полное усмотрение стражи. По словам монахинь, все вещи в их келиях приобретены ими лично. Сами они люди неимущие, и большинство из них кормилось трудами рук своих. Среди них немало также очень старых и слабых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

главн. арх. М. и. д. Дела малоросс. Год 1628. Генв. 29. 1 А в 1630 г., марта 27-го вновь присылал своих старцев и просительное письмо к царю и патриарху о милостыне и также получил удовлетворение (там же. Год 1630. Марта 27. 1 371 Боплан — в Сборн. материал. для историч. топографии Киева. 2. 45 А. Ю. и З. Р. 2. 52, 59, 145 Год под грамотою 52 показан неверно. Снес.: нашей «Истории» 9. 342 372 Островск. Dzieje. 3. S. 231 Кулеш. Wiara. 255 373 Один из иноков этого винницкого братского Вознесенского монастыря написал сочинение, уцелевшее в рукописи доселе, под заглавием: Indicium, to iest Pokazanie Cerkwie prawdziwey... Przez iednego z zakonnikow regu³y Baziliusza ˆswiêtego wkrˆotce wy³o¿one, A. D. 1638. Iulii 8, w monasterze winnickim brackim Wniebowst¹pienia Panskiego (Петрушевич. Сводн. галицко-русск. летоп., под 1638 г. С. 492 . 374 Гавриил Домецкий — в письме к Новгородскому митрополиту Иову. 375 В подлиннике: Exegesis, to iest danie sprawy o szko³ach kiiowskich y winnickich, w ktˆorych ucz¹ zaconnicy religiey greckiey, przez wieleb. oyca Sylwestra Kossowa, electa episkopa Mˆscis³awskiego, Mohilewskiego, Orszanskiego, przed rokiem teraŸnieyszym w tych ¿e szko³ach przez trzy lata professora, napisane. Druk. w s. lawrze Pieczarskiey, roku Pansk. 1635 376 Liqoj, albo Kamieˆn praszczy (см. далее прим. 479). 1644. S. 376 В рукописи Московской Дух. Академии, содержащей славянский перевод «Лифоса», читаем об этом следующее: «Злоба се точию твоя естественная возбраняше ти совершенно истину исповедати, яко якоже добре, тако православно и благочестиво учат (учители киево-могилянской коллегии). Уже бо на сицевая ложная оболгания и клеветы печатию, написанный о «Исповедании» своем, яко не еретически и верят и учат, ответ издаша, книжицу, наречену: «Екзегесис, или Извещение о училищах киевских» Мощно бы убо тебе от оноя добре увидити и научитися, яко ни в чесом же со всякими еретиками согласие имеют» (л. 262 об.). Под клеветником, с которым боролся Коссов, нельзя разуметь а) иезуитов: их тогда еще не было в Киеве; б) Мелетия Смотрицкого: его уже не было в живых, а клеветник был жив; в) Исаию Копинского: клеветы на киево-братское училище начались с основания его, а Исаия, как мы видели, сам писал тогда к Петру Могиле об этом училище и восхвалял его учителей.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

Внимание посетителей праздника привлекала необычная площадка под названием «Бюро путешествий»: для всех желающих гиды-добровольцы проводили бесплатные экскурсии по центру Смоленска. В то время, как одна группа отправлялась изучать родной город, другая могла ознакомиться с уникальной исторической и краеведческой литературой и посмотреть фильм о смоленских храмах XII века. В этот день в парке Блонье можно было встретить добровольцев, раздающих красивые белые цветы — стоит отметить, что в этом году это были не только традиционные ромашки, но и розы, тюльпаны, гвоздики, изготовленные из гофрированной бумаги, льна, шелка. Каждый цветок — с указанием имени мастера или коллектива. У Главпочтамта прогуливались исторические персонажи: девушки в нарядных платьях с кринолином, юноши в камзолах. Желающие окунуться в атмосферу начала прошлого века могли сфотографироваться с ними на память, также примерив какой-то аксессуар: шляпу, шаль и т.д. Передать добрые пожелания близким и дорогим людям можно было, выбрав для них открытку ручной работы на площадке «Радостная почта». Каждая такая открытка будет отправлена добровольцами по указанному адресу. Для тех, кому интересно освоить что-то новое, проводились мастер-классы по шитью и вышивке (епархиальный Центр подготовки церковных специалистов), робототехнике («Академия гениев», руководитель Ольга Володченкова), скрапбукингу, изготовлению бумажных цветов и многие другие. В рамках проекта удалось собрать 44 934 рубля 52 копейки. Средства будут передана в епархиальный «Центр комплексной помощи семье». Организаторы праздника — сотрудники и добровольцы епархиального отдела по церковной благотворительности и социальному служению — сердечно благодарят за содействие управление культуры, управление образования и молодежной политики, комитет по спорту администрации города Смоленска, образовательные и культурные учреждения, педагогов, школьников, студентов, жертвователей — всех, без кого благотворительный праздник не смог бы состояться. Смоленская епархия /Патриархия.ru

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Димитрий видел это, видел собственными глазами в вообще слабость Орды, и возвратился в Москву с полным сознанием своей силы и с надеждою на избавление. Поэтому он не только поощрял и помогал удельным князьям отражать набеги Татар, приходивших по прежнему обыкновению для опустошения и грабежа пограничных областей, но несколько раз сам лично выступал против разорителей, или высылал войско под начальством своих воевод. Наконец однажды, именно в 1378 году, на берегах реки Вожи он разбил наголову отряд Татар, посланных Мамаем собственно с целию смирить и наказать непокорного московского князя. Это поражение привело в ярость Мамая, и он не хотел успокоиться до тех пор, пока не отмстит Димитрию. Мамаю казалось это тем легче, что сделавшись великим ханом, он имел в своем распоряжении силы всей Орды и, кроме того, надеялся на помощь от Ягайла, князя литовского. Русские, с своей стороны, давно уже отвыкнув трепетать при одном имени Татар, и особенно ободренные Вожскою победой, готовы были отразить новое нападение. Таким образом, роковая борьба была решена; та и другая сторона жаждала решить дело оружием, с той и другой стороны пачули делать приготовления. Вовсе несогласно с нашею целию входить в подробности этой борьбы. Мы коснемся только тех ее сторон, где она соприкасается с жизнию супруги Димитрия, сколько мы можем судить об этом по кратким, дошедшим до нас, летописным известиям. Известно, что Димитрий Иоаннович, узнавши о Мамаевом нашествии, по благочестивому обычаю своих предков, прежде всего поспешил в храм Богоматери с молитвою о подаянии небесной помощи против врагов, и потом уже разослал гонцов для собрания полков. Тогда вдруг все пришло в движение; каждый горел желанием принять участие в предстоящей борьбе. Кто не мог служить отечеству оружием, тот ревновал служить ему молитвами и делами христианского благочестия, В этом последнем деле Евдокия подавала первый и лучший пример. Забывая о предстоящей опасности для своего супруга, она помышляла об одном спасении отечества, и совершенно посвятила себя молитве и делам благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Благодаря отделу церковной благотворительности и социального служения Подольской епархии гуманитарную помощь получили около 100 нуждающихся прихожан Митрофано-­Воронежского храма в Лисичанске (Луганская Народная Республика), а также шесть монахинь из Вознесенского скита Борисоглебского монастыря Изюмской епархии , которые в данный момент нашли приют в Марфо-Мариинской обители Белгорода. Помощь, собранную силами подольских верующих, также получают старики и семьи с детьми из окрестных сел, проживающие в общежитии села Горловка под Донецком. — Сейчас там находятся 53 ребенка с мамами. Мы отправляем им посуду, одеяла, одежду, игрушки, электрические плитки, — говорит руководитель Георгиевского сестричества милосердия Подольского благочиния и секретарь отдела по благотворительности и социальному служению Подольской епархии Евгения Самоделкина. К слову, если прежде основным направлением работы сестричества было окормление пациентов областного центра термической травмы на базе Подольской городской больницы 2, то с началом спецоперации приоритеты изменились, и главной стала помощь беженцам. По официальным данным, с февраля 2022 года в Московскую область прибыло 32 тысячи беженцев и вынужденных переселенцев из Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Белгородской области. Основную заботу о них взяли на себя муниципалитеты, хотя потребность в адресной помощи, духовной поддержке никто не отменял, поэтому помощь людям, пострадавшим от военного конфликта на Украине, стала новым вызовом для церковных структур, занимающихся социальной работой. Практика показала, что такую деятельность удобно вести на уровне благочиний, и везде она организована примерно по одной схеме. Рассмотрим это на примере Подольской епархии. Опыт Подольской епархии На территории Подольской епархии оба пунк­та временного размещения (ПВР) для беженцев организованы на базе санаториев «Родина» и «Мечта», оба они находятся в Подольском благочинии. Общая численность их постояльцев около 330 человек (это дети и женщины). Работа с ними строится в тесном сотрудничестве с окружным управлением социального развития 16 Министерства социального развития Московской области и Администрацией городского округа Подольск. Адресную помощь от епархии оказывает Георгиевское сестричество и волонтерское движение Подольского благочиния «Милосердие-Подольск»: покупают нуждающимся одежду, обувь, лекарства, организуют и оплачивают медицинскую помощь врачей-специалистов.

http://patriarchia.ru/db/text/6045649.ht...

– Ну… (улыбается), нельзя сказать это на сто процентов. Совершенно здоровым никто никогда не может быть. Это, скорее, оздоровление. Это мое внутреннее глубокое сознание. Конечно, есть те, которые сомневаются, их немного, это те, кто никак не может переступить через преграды; они считают, что есть вещи, которые они никак принять не могут. Это духовное препятствие. Оно тяжелое. Оно бывает упорное, но оно, может быть, долго не продержится. Подобные чувства были у каждого из нас. Когда мне было 15 лет, я думал, что вообще никогда Россию не увижу. Ничего нам не говорило о том. Россия была совершенно закрыта. Но у нас всегда было такое чувство, что она закрыта, но… Когда я ходил в школу, французы, мальчики, у меня спрашивали: «Зачем ты русский? Ты что? России нет и больше не будет». Я не мог ответить на этот вопрос: зачем я русский? Они чувствовали, что я русский. Было нечто в нас, в нашем сознании и понимании. Может быть, этого и не существует, но у нас внутри это понятие есть. И пока мы живем с этим, потому что Господь нам это дает и заставляет нас смириться с тем, что в нас есть. Вот какое было положение. А теперь – оздоровление. Но ожидается, думаю, может быть, ополчение каких-то сил. Это неизбежно. Поэтому надо крепко все держать. Конечно, Господь всегда поможет, но и мы должны крепко стоять перед Богом. Игумения Моисея, настоятельница Вознесенского Елеонского монастыря (Иерусалим) Игумения Моисея – Воссоединение – это долгожданное событие, и хотелось бы, чтобы все это произошло от чистого сердца и с любовью, и чтобы каждый разбил все стены и преграды, и чтобы все основывалось только на христианской любви. – У вас на Святой Земле хорошие отношения между монастырями, принадлежащими к разным юрисдикциям? – Хорошие. Но на личном уровне. Это личные отношения между игумениями, между сестрами, но не официально. – А вы сами, лично, ничего не побаиваетесь? – Придется научиться не бояться. Конечно, побаиваемся: что-то новое – это всегда неизвестное. Вы знаете, мы все-таки пострадали немножко и в 1997 году и в 2000-м, когда не очень мягко это все начиналось. Конечно, у нас какие-то опасения есть. Мы понимаем, что мы другие, хотя и мы русские, и вы русские, но мы разные.

http://pravoslavie.ru/4746.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010