Среди елеонских благотворителей особое место принадлежит соликамскому купцу А. В. Рязанцеву, к-рый помимо неск. тысяч рублей, пожертвованных в разное время (в т. ч. на иконостас, стоивший 2 тыс. р.), заказал в Москве колокол в 308,5 пуда с горельефными иконными изображениями. Колокол был отправлен из Одессы на пароходе «Корнилов» 12 марта и выгружен на берег в Яффе 27 марта 1884 г. Чтобы доставить его в Иерусалим (железной дороги до 1892 не существовало), архим. Антонином «в воскресенье, 27 января , сделано было надлежащее воззвание к люду Божию о помощи. 105 человек (на 2/3 женщины) спешно прибыли утром во вторник в Яффу и принялись за дело» ( Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима//ЦВ. 1885. 14. С. 240). 60 км, отделяющих Яффу от Иерусалима, колокол тянули с помощью веревок и полотенец вместо лямок. Половина пути пролегала по сыпучим пескам, так что в день нельзя было проходить иногда более версты. «За этот труд архим. Антонин не мог предложить людям ничего кроме пищи, да и едва ли между ними нашелся бы человек, ожидающий какую-нибудь плату» ( Дмитревский. 2006. С. 63). Доставка колокола заняла 7 дней. Вечером 5 февр. колоколу «была восторженная встреча, поднявшая на ноги весь город» ( Антонин (Капустин), архим. Из Иерусалима//ЦВ. 1885. 14. С. 240). На следующий день архим. Антонин призвал паломников поднять колокол на Елеон. После молебна, в 10 ч. утра, тысячи людей двинулись в путь. Нужно было спуститься в долину Кедрона, чтобы затем вновь подняться на гору. Только к 6 ч. вечера удалось подтянуть колокол к ограде рус. участка. 7 февр. колокол был осторожно выгружен в пространство, окруженное фундаментом колокольни (заложен в кон. 1884), и поставлен вертикально на деревянные брусья. По мере возведения следующих ярусов колокольни колокол каждый раз поднимали на новый уровень. Строительство колокольни было завершено в 1887 г. Крест для нее был пожертвован братом архим. Антонина московским прот. Платоном Капустиным и доставлен в Иерусалим в 1888 г. ( Осипов. 1892. С. 463).

http://pravenc.ru/text/189769.html

Юная послушница испытывала многие трудности иноческого пути, о которых откровенно писала старцам. Прожив в обители около трёх лет, Анна Степановна допустила внутри себя мысль, что её уже оставили страсти, и сразу была уязвлена помыслами высокоумия. Укрепляя её в духовной брани, старцы Лев и Макарий писали: “Описанное ваше нерадение о жизни должно стараться исправлять и просить на сие помощи Божией, не надеяться на свои силы и на свой разум. Сколько могу понять, вы пришли в таковое охлаждение чрез высокое о себе мнение, что видно из того, что думали, будто вас страсти оставили. Господь же, милосердствуя о вас, да не впадёте в совершенную гордыню, попустил вам искушатися страстями, а вы возмалодушествовали, считая себя погибшею. И это знак тот, что вы и понятия не имеете о духовной жизни и книг отеческих не читали; когда бы читали, то увидели бы, что до смерти брань с ними сопряжена, и врачуется не столько нашим тщанием, сколько милосердием Божием и помощию Его; а паче когда терпим сии приражения, и смиряя себя, вменяем хуждше всех и припадаем ко Господу со смирением; тогда благодать Божия ниспосылает нам свою помощь Смиритесь и получите свободу” 4 . Важнейшим средством духовной жизни старцы считали откровение помыслов, однако признавали, что в женских монастырях эта древняя традиция духовного делания тогда находилась в забвении: “…только соболезнуем, что спасительное установление откровения помыслов у вас находится не только в забвении, в пренебрежении, но даже и в посмеянии Когда такой глад у вас окормления, то призвав в помощь Бога, сама испытуй писания отеческие, и в нужде открой сестре единодушной. Бог не лишит тебя пользы, только ищи со смирением, ибо без оного всё наше делание ничтожно и Богу не угодно” 5 . Если же не было никого, кому можно было бы открыть свои внутренние скорби, то необходимо “читать книги и окормлятися ими с призыванием Божией помощи” 6 . Некоторые смущались даже тем, что юная послушница обращалась за советами к оптинским старцам. Она писала об этом опасении в Оптину. “Ежели и откроет, не порок откроет, а то, что ты ищешь спасения, не доверяя своему разуму. Когда же сие тебе вменяется в вину и в строгое запрещение, то, видно, так Богу угодно за наше и твоё бесплодие в добродетели” 7 .

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

Некоторые из насельниц по разным причинам уходили из обители, что приносило скорби игумении. В таком случае старец советовал не удерживать сестёр, но всё же стараться вразумить их: “Конечно, прискорбно это слышать, а тем более переносить, но что же делать. Видно, мало избранных. Надо молиться за всех, уговаривать, вразумлять немощных. А кто возмущает других, с теми можно и построже поступить, если не исправятся” 51 . «Поневоле удерживать в обители никого нельзя. Недаром и старинная пословица сложилась: “Невольник — не богомольник”» 52 . Не советовал старец и произвольно менять монастыри, ибо это разоряет внутреннюю жизнь: “Большею частию бывает так, что люди желают переходить с места на место потому, что причина в них самих кроется, и никто из посторонних не виновен в их переходе” 53 . Некоторых за своеволие и непослушание советовал удалить из обители: “В том, что уволили сестру из обители, погрешности не сделали, сие послужит на пользу другим. Не желающую повиноваться трудно заставить” 54 . Особенно внимательно советовал старец заботиться о молодых послушницах и всячески запрещать им близкие знакомства с мужчинами. “Послушница познакомилась с молодым человеком. — Напрасно познакомилась. Молодой человек хочет застрелиться, если она не выйдет за него замуж. Это показывает, что он человек неблагоразумный. А потому за такого выходить замуж не одобряется. Если послушница эта искренно желает спасения души своей, то всячески должна беречь себя и отнюдь не заводить никаких знакомств с молодыми людьми, в особенности и с мужчинами, и не переписываться, даже избегать встреч с ними и прекратить близкие отношения” 55 . Чтобы избежать таких случаев, надо всячески ограничить общение, быть строгим в поведении: “Нехорошо мужчинам допускать по келиям ходить, хотя и хорошим. Это как нехорошо близко огня сено держать” 56 . “Никогда за руку не бери мужчин, а то не уйти тебе от лютой бесовской плотской брани. У нас не принято даже между монахами брать друг друга за руку, а вам, как более немощным сосудам, тем более не должно прикасаться друг к дружке” 57 . Советовал даже удалить из обители молодого дьякона-вдовца: «Оставшегося молодого диакона-вдовца советует переместить в другое место, так как его проживание при женском монастыре “неуместно”» 58 .

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

Христианин, а особенно монах, по мысли оптинских старцев, должен быть воином: “О мати Палладия! Ты стоишь в воинстве духовном Христовом. Подвизайся терпением против восстающих на тебя скорбей и своих страстей. Как бы ты научилась терпению, когда бы не было скорбей, и какой бы венец получить могла? Духовная жизнь не в том только состоит, чтобы быть успокоеваемым от благодати и получать утешения, как ты некогда сего наслаждалась, но оно непрочно, не прошедши огня искушений; потому-то благодать, явивши себя, отступает и попускает нам быть ратованными, чтобы искусилось наше самолюбие, однако ж всё невидимою силою помогает. В духовной жизни Крест выше искушений; от них иногда приходят в высокоумие, а от оного, познав свою немощь, смирятся и получат помощь” 28 . С 26 апреля 1853 г. вследствие тяжёлой болезни игумении Калисфении казначея монастыря монахиня Палладия назначена управляющей монастырём. После смерти игумении 29 октября 1854 года определена временно исправляющей должность настоятельницы, а 31 июля 1855 года была утверждена в этой должности. Все свои заботы новая игумения направила на благоустройство монастыря. При ней значительно упрочилось материальное состояние монастыря, были приобретены дополнительные земли, обновлены храмы, построены новые часовни. Игумения Палладия радела не только о внешнем благолепии вверенного ей монастыря, но способствовала и внутреннему росту обители. С юности навыкнув во всём следовать советам оптинских старцев, она, будучи уже игуменией, также имела тесное общение с наставниками монашеского жительства. После смерти её первых наставников преподобных Льва (1841) и Макария (1860) игумения Палладия не прервала свою духовную связь с Оптиной пустынью. Она поступила под руководство отца Илариона (Пономарёва), который в течение двадцати с лишним лет был келейником старца Макария. Таким образом, соблюдалась преемственность старческого служения в Оптиной пустыни: ученик одного старца становился наставником для другого. Для духовных чад это имело огромное значение: по смерти одного старца духовное окормление продолжал его ученик, действовавший с ним в едином духе.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

Фасад главной церкви преп. Михаила Малеина был обращен на юг, к Спасской улице, и поэтому его отделка более декоративна, чем у придельного фасада, выходившего во двор и в значительной степени загороженного примыкающим келейным корпусом и хозяйственными постройками. Снаружи стены были гладко оштукатурены. Декоративные детали скромных форм применены только в функциональных местах. Первый этаж отделен от второго поясом из одного ряда кирпича на ребро, обрамленного тонкими штукатурными тягами простых профилей. Аналогично решены карнизы. Центральная часть церкви выделена двойными полуколонками с простыми византийскими базами и капителями типа лопаток. Эти полуколонки в центре продолжены вверх, и на них опирается фризовый пояс центрального объема, поддерживающий пяты трех небольших арок с простым трехчастным профилем под кровлей. В местах опирания арок фриз раскрепован с завершением внизу небольшими висячими замками. На первом этаже прямого продолжения полуколонок не получилось, так как они оказались привязаны к проезду и обрамляют его, опираясь на простой цоколь, проходящий по всей длине здания. Железная кровля над самим храмом шатровая, с резными железными подзорами, над алтарем и трапезной – двускатная. В алтаре церкви и трапезной по два довольно широких окна с прямыми перемычками и отливами внутрь помещений. Они обрамлены наличниками с сандриками, сведенными дугообразными тягами вверх, опирающимися на пятиступенчатые мелкопрофильные карнизики, поддерживаемые по бокам кувшинообразными полуколонками, стоящими на подоконных плитах с висячими замочками в местах опирания стоек. Окна первого этажа также имели наличники, но гораздо более простой формы. Над трапезной придела, то есть с северной, дворовой стороны здания, стояла колокольня, построенная в 1694 г. Вход на нее устроен в стене трапезной. Нижний ярус колокольни, возвышавшийся над кровлей до уровня карниза церкви, квадратный в плане, был глухим, с декоративными плоскими нишами с южной стороны и плоскими пилястрами с западной.

http://sobory.ru/article/?object=45280

Леонид, как и архим. Антонин, сам проектировал постройки, что вызывало нарекания петербургских властей. С др. стороны, активное строительство и бесконтрольный рост числа насельниц привели к оскудению обители и перманентному финансовому кризису. Резервный капитал общины, составлявший к 1911 г. 71 510 р., был в последующие 3 года полностью израсходован, притом что общий долг РДМ составлял 124 тыс. р. (Там же. С. 272, 299). Сестры голодали и были вынуждены добывать средства к существованию тяжелой физической работой, обеспечивавшей монастырю минимальный доход: в 1911 г.- 9763 р., в 1912 г.- 15 859 р., в 1913 г.- 6175 р. Если разделить эти суммы на 200 чел. (именно столько насельниц проживало к 1914 в Г. м.), в среднем сестры при растущей дороговизне должны были жить на 4 р. 40 к. в месяц. Во время первой мировой войны в связи с выступлением в 1914 г. Турции на стороне Германии и Австро-Венгрии рус. учреждения в Св. земле были закрыты, персонал частично эвакуирован, частично интернирован. Монахини Г. м. и Елеонского Вознесенского мон-ря, за исключением самых старых и немощных, выехали в Александрию и вернулись только в 1918 г. В Александрии скончалась в 1918 г. старшая сестра Горненской общины Валентина, общину возглавила мон. Тавифа (в миру Татьяна Минина). 26 нояб. 1919 г. управлявший рус. учреждениями в Палестине Н. Р. Селезнёв в донесении Совету ИППО писал: «В Иерусалиме… около 450 человек паломниц и монахинь. Церкви открыты, ризница сохранилась... На Елеоне живет 120 сестер, в Горнем 70, службы везде справляются». Поддерживать адм. связь с Московской Патриархией стало трудно; рус. храмы и мон-ри в Св. земле оказались в ведении РПЦЗ. Архиерейский Синод решил реорганизовать Г. м., поставив во главе общины настоятельницу в сане игумении. Игуменией стала Тавифа I, управлявшая обителью до 1945 г. В 1945 г., после визита в Св. землю Святейшего Патриарха Алексия I, среди сестер Г. м. возникло разделение по вопросу юрисдикции, появилась большая группа «патриарших» сестер, т.

http://pravenc.ru/text/166225.html

Трапезная своей могучей монументальностью прямо-таки противопоставлена собственно храму. Она имеет крупные, чисто ампирные тройные окна с полуциркульным проемом верхнего света и руст в межоконных простенках. С запада расположен более широкий, чем у собора, четырехколонный входной портик. К сожалению, интерьер Вознесенского собора почти не сохранил своего прежнего богатого убранства, кроме лепнины в стиле классицизма в отделке стен. Мощные угловые пилоны, украшенные полуколоннами и пилястрами, несут опирающиеся на них арки с хорами и легко возносящийся вверх купол. Стены и купол покрывают сильно испорченные росписи, выполненные в 1860-х годах академиком живописи П. С. Тюриным. Весь монастырский холм со стоящими на нем церквами охватывала ограда высотой около 7,5 м, некогда имевшая четыре башенки. Она была сооружена между 1829 и 1849 годами и служила подпорной стеной подножия холма. В силу своей небольшой высоты и местоположения ограда как бы являлась своеобразной «оправой» всего ансамбля, лишь обрамляющей, но не закрывающей его постройки. Ныне уцелели лишь остатки стен и классически строгая изящная башенка на юго-западном углу, которая красиво рисуется на фоне окружающей пышной зелени, Основанием ее ярусного объема служит массивный четверик с парными пилястрами по краям, легко несущий двусветный цилиндр с различной формы проемами. Круглый верхний ярус с арочными окнами завершен купольной полусферической кровлей. Венчает башню невысокий, характерный для того времени шпиль с флажком-флюгером, превосходно довершавший общий облик этого типично ампирного сооружения. С северной стороны границу монастыря образуют корпуса келий — настоятельский и братский, возведенные в течение XIX века. Крупный настоятельский корпус в два этажа с мощным рустованным «подиумом» возвышается над речкой Песьей Деньгой. Построенный в первой четверти столетия и возобновленный после пожара 1829 года, он во второй половине XIX века был расширен с юга пристройкой с домовым храмом. Позднеклассический декор здания, предельно строгий и лаконичный, состоит из рустованных пилястр, арочных ниш, простых наличников окон и карнизов. Также скромен и строг низкий одноэтажный корпус братских келий, возникший около 1830-х годов в северо-западном углу монастыря. Его центр отмечен небольшой надстройкой с мезонином, которая разделяет здание на помещения для монахов и для приезжих (гостинные кельи). С северной стороны этого корпуса прежде возвышалась огромная монастырская колокольня в четыре яруса, сооружение которой продолжалось с 1801 по 1844 год (разобрана в 1930-х гг.).

http://sobory.ru/article/?object=06304

Покойница должно быть давно помышляла о смертном часе, потому что задолго до кончины, еще при жизни мужа, сама выбрала для себя парчу на покров и приготовила платье и платочек для головы. По духовному завещанию она оставила нашему монастырю на поминовение 2 000 рублей серебра и столько же на похороны. Кроме того, на 11 000 было распределено по монастырям и церквам. По смерти Александровых, которые оба не имели детей, близких родственников не осталось. Наша обитель, всем обязанная их благодеяниям, изо всех прочих, ими облагодетельствованных, более всех получившая и, вероятно, более других пришедшаяся им по сердцу; ибо ей именно предоставили они попечение покоить их тела и завещали молиться о их душах и о родителях их, памятуя их щедроты, доколе она существует, немолчно и непрестанно должна возглашать им вечную память. В 1862 году, в конце апреля, я был нездоров и никуда не выходил. В то время в монастыре постоянно находился медик Казицын, молодой человек, весьма усердный к своему делу. Мая 1-го погода была ненастная, а с 2 часов пополудни пошел дождь и без перемежки продолжался до 6 часов. Поднялся сильный ветер, и разразилась гроза. Так как земля была уже достаточно сыра, то и не могла впитывать более воду, с гор и отовсюду текли потоки, и наш верхний пруд, что за монастырем, переполнился, и плотина в то время, хотя и давнишняя, но была сделана весьма непрочно из одной земли без свай и даже фашинника. В 7-м часу вечера монастырский эконом, иеромонах Нил, пришел ко мне и стал мне говорить, что на верхнем пруду вода пошла уже через плотину и сделала большую промоину. Я на это ему сказал весьма спокойно, что рабочих много, чтобы их созвали и поспешили укрепить. Отец Нил ушел. Около 10-ти часов вечера он опять пришел весьма встревоженный и сказал мне, что вода так усилилась, что верхний пруд спасти невозможно и что сделались ужасные промоины и провалы. В этот вечер я себя чувствовал весьма нехорошо и лежал в постели, но после сказанного экономом я не вытерпел, оделся и пошел, чтобы самому видеть, что делается.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Одним из выдающихся первоначальных деяний монахини Леониды было устройство при общине церковно-приходской школы. До устройства общины школ при селе Шелтомежи не было. Обучение детей велось частным образом в доме о. Евфимия Предтеченского. Поэтому, имея нужду в просвещении, прихожане села Шелтомежи просили учредить при церкви училище для детей. Монахине Леониде пришлось много потрудиться, чтобы церковно-приходская школа была устроена... Школа находилась в том же здании, где и кельи сестер, поэтому необходимо было строить специальное школьное здание. Без посторонней помощи это сделать было невозможно. Монахиня Леонида, хорошо знакомая с Петербургом по Бежецкому монастырю, обратилась к Синодальному Обер-Прокурору К.П. Победоносцеву с ходатайством о пособии на постройку отдельного здания для церковно-приходской школы. Ходатайство было удовлетворено, и из сумм Училищного совета при Святейшем Синоде монахиня Леонида получила на постройку школы 2000 рублей. Но, т.к. количество учеников в школе возросло до 100 человек, этой суммы было недостаточно, поэтому к полученной пришлось добавить столько же из доходов общины. Новая школа была выстроена в 1896 г. вблизи общины, здание двухэтажное, на каменном фундаменте, крытое железом. В нижнем этаже помещались классы, в верхнем - школьное общежитие, квартиры 3-х учительниц и келья для послушниц, обслуживающих учеников в школе (уборщицы, повариха). Школа находилась в ведении Кашинского уездного отделения Тверского Епархиального Училищного совета. Заведующим школой состоял один из священников. К заботе о просвещении монахиня Леонида с первых лет существования Шестаковской обители приложила заботу о престарелых и неимущих вдовах и девицах из среды прихожан и окрестностей. Ею была устроена богадельня, помещавшаяся в одном из монастырских домов. Долгое время сестры обители довольствовались храмом церкви села Шелтомежи, который уже не вмещал всех желающих православных, иногда приходивших помолиться издалека. Скудость средств не позволяла взяться за строительство нового храма. Но мысль эта - постройка храма - не покидала настоятельницу. Это стало её заветной мечтой.

http://sobory.ru/article/?object=15068

надписью: «Молитвами святого Исаии и преподобных отцов, я, Ваган, создал это в память ради прощения грехов». Тот факт, что контуры рисунка прослеживаются на надписи, свидетельствует о том, что и в этом случае арм. надпись была вставлена позже (Ibid. P. 5). «Вся пещера до 5 сажен длиною была наполнена человеческими костями... Не был ли это монастырский склеп Исаии с братией, заделанный и увековеченный надписью каким-то благочестивым Ваганом?.. Через несколько времени вся эта масса человеческих костей под влиянием кислорода воздуха стала тлеть и превратилась в тончайшую пыль. Тогда можно было заметить, что весь пол пещеры был разделен низенькими перегородками на 16 отделений разной величины» ( Дмитревский. 2006. С. 57-58). Трудно сказать, сообщались ли между собой главное здание и описанная пещера, т. к. строительные работы сделали невозможным дальнейшее археологическое исследование. Отметим только, что уровень пещеры на 5 м ниже, чем пол с мозаиками в архимандритском доме. После возведения дома архим. Антонин решил выровнять место, прилегающее к его вост. стене. «При расчистке около самой стены дома случайно напали на 16 каменных гробов, стоящих поверх земли, в виде четырех групп, с крестообразным проходом между ними. Гробы эти были плотно закрыты каменными плитами и тщательно замазаны известью. Некоторые из них, у южной стороны прохода, оказались поврежденными и пустыми, но северные остались нетронутыми и заключали покойников. Над всем этим склепом заметны были остатки сводов, которые о. Архимандрит реставрировал и дополнил новыми. Сверху он покрыл все террасою, которая плотно примкнула к восточной стене дома» (Там же. С. 58). Архим. Антонином был найден фрагмент большой белой мозаики с 2 черными овалами и греческой надписью: «Феодосия, славнейшая кувикулария» (Там же. С. 31, 60), в наст. время находящийся в доме игумении, в ее келье-кабинете. По предположению Лукьяновой, речь идет о кувикуларии (постельничей) Евдокии , супруги имп. Феодосия II, и на месте, где была найдена надпись, находился дом императрицы.

http://pravenc.ru/text/189769.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010