ФСО поделилась знаниями об истории кремлевских монастырей Археологов ждут открытия 18 января, 2016 Археологов ждут открытия В книге Сергея Девятова «Монастыри Московского Кремля»подробно описаны шесть столетий истории Чудова и Вознесенского монастырей. Многие материалы, в том числе иллюстрации, ранее не публиковались Примкнувший к Спасским воротам До 1930 года справа от угла Спасской башни находился Вознесенский девичий монастырь, включавший три храма, обширные двух- и трехэтажные сестринские корпуса и многочисленные хозяйственные постройки. Обитель имела в плане правильную прямоугольную форму и граничила с кремлевской стеной. «Вознесенский монастырь был основан в 1386 или 1387 году вдовой великого князя Дмитрия Донского — великой княгиней Евдокией. С 1389 года, после кончины супруга, Евдокия фактически возглавила Великое княжество Московское и построила много храмов и монастырей», — отметил Девятов. По его мнению, «с высокой степенью вероятности можно говорить о том, что Вознесенский монастырь был заложен на месте светлицы Евдокии Дмитриевны, откуда она провожала мужа на Куликово поле в 1380 году и где встречала его по возвращении с победой». После кончины Дмитрия Донского его вдова закладывает у Спасских ворот деревянную церковь, которая получает название «Вознесенский соборный храм», вокруг нее и начинает отстраиваться монастырь. В 1407 году на месте старого деревянного храма вдовствующая княгиня закладывает уже каменную церковь Вознесения Господня и принимает постриг в Вознесенский монастырь под именем Евфросинии. Возведение нового каменного храма продолжалось и после смерти Евдокии, хотя строительству сильно повредил очередной московский пожар. Лишь в 1467 году храм был полностью восстановлен, причем для увеличения прочности старых стен их «одели» в новые каменные, нарастив таким образом их толщину. «По преданию, было несколько причин, по которым женская обитель была поставлена именно у Спасских ворот, у главного парадного въезда в Кремль. Дело в том, что в свое время здесь стоял храм, заложенный великим князем Дмитрием в память о свадьбе. Рядом с ним располагался деревянный дворец Дмитрия Донского и терема его жены. Именно здесь, в бывших великокняжеских палатах, и разместились первые монахини. После Дмитрия Донского княжеские покои и другие дворцовые постройки стали располагаться в центре Кремля, поблизости от Соборной площади», — сказал Девятов.

http://pravmir.ru/fso-podelilas-znaniyam...

Киев. Вознесенский Флоровский женский монастырь. Флоровский женский монастырь Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1566. Ссылки:   Адрес: Украина, г. Киев, ул. Фроловская, 6/8 Координаты: 50.46263, 30.514328 Проезд:до станции метро «Контрактова площадь» и далее пешком; автобусах 51, 62 до конечной остановки «Контрактова площадь» и далее пешком; маршрутном такси 238, 417 и других до конечной остановки «Контрактова площадь» и далее пешком; трамвае 14 до конечной остановки «Контрактова площадь» и далее пешком. Изменить описание объекта Храмы монастыря: Собор Вознесения Господня Церковь Николая Чудотворца (Тихвинская) Церковь Воскресения Христова Церковь Казанской иконы Божией Матери Карта и ближайшие объекты Флоровский монастырь существовал еще до опустошения Киева Менгли-Гиреем (1482 г.). Первое документальное свидетельство о монастыре – грамота от 1566 г. польского короля Сигизмунда Августа киевскому воеводе князю Константину Константиновичу Острожскому. В ней говорится о закреплении за протопопом Яковом Гулькевичем и его потомками-священниками права удерживать здавна существовавший монастырь при церкви свв. Флора и Лавра и чинить там службу по греческому обычаю и закону, т.е. совершать православные богослужения. В 1632 г., при свт. Петре (Могиле), Митрополите Киевском, внук о. Якова, Иоанн Богуш-Гулькевич, ставший иноком Лавры, отказался от своих наследственных прав на Флоровскую обитель в пользу игумении Агафии (Гуменицкой) и по ней наступаючей игумении... и законниц теперешних и напотом будучих. Непременное условие: монастырь должен принадлежать Православной Церкви. В 1711 г. по воле Императора Петра I ко Флоровскому был присоединен Вознесенский женский монастырь (основан в начале XVII в.), находившийся напротив Св. врат Лавры (ныне на этом месте – бывший арсенал Киево-Печерской крепости). Вознесенский собор освящен в 1732 г. Остальные храмы (Воскресенский, Казанский, трапезный Тихвинский и кладбищенский Свято-Троицкий), келейные корпуса и др. здания устроены в XIX в. (после опустошительного пожара 1811 г.). До 1920-х гг. в монастыре находилась чудотворная Руденская икона Божией Матери (праздн. 13/26 июля).

http://sobory.ru/article/?object=04340

Рязань. Казанский женский монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Монастырь занял усадьбу купца Ипатьева рядом с Вознесенской церковью. Эта церковь, выстроенная Ипатьевым, по просьбе архиепископа Симона, была отдана в собственность Казанской обители и стала монастырским храмом.здание Казанской церкви построено в конце 17 века Рязанским митрополитом Авраамием. Позже в Вознесенской церкви были устроены приделы в честь св. Харлампия и во имя иконы Казанской Богоматери. Над Святыми воротами монастыря была воздвигнута церковь в честь св. Варвары. Над надвратным храмом возвели одноярусную колокольню. В 1870 году Казанский храм был обновлен и перестроен. В нём существовали два придела – Харлампиевский и Сергиевский. С 1861 года при монастыре действовала больница, а с 1868 года открыто четырехклассное училище с бесплатным питанием для 60 девочек из бедных семей, построенные и содержащиеся на средства купца Сергея Афанасьевича Живаго. http://www.ryazan-hram.ru/node/187 Казанский явленский женский монастырь основан в XVI ст. и находился близ архиерейского дома. Улица, ведущая к женскому монастырю между Архангельским собором и Спасским монастырем, в XVII ст. называлась «явленскою». Находившаяся в обители каменная церковь во имя иконы Божией Матери Казанской построена в конце XVII ст. рязанским митрополитом Авраамием на домовую сумму. При новом размежевании г. Рязани предположено было явленский монастырь перенести на иное место, и требование о перенесении его заявлено было наместником Михаилом Кречетниковым еще в 1781 г. В марте того же года требование об этом было повторено из наместнического правления с указанием на место, куда должен быть перенесен монастырь - в Ямскую слободу к церкви св. Николая. В июне на перенесение монастыря из наместнического правления выслана была необходимая для того сумма - в количестве 31 руб. В 1786 г. монастырь был переведен к Вознесенской церкви, устроенной купцом Ипатьевым и уступленной, по просьбе арх. Симона, для женской обители. В последствии, при Вознесенской церкви были устроены приделы Казанский и Харлампиевский, а над св. воротами воздвигнута церковь в честь св. вмц. Варвары.

http://sobory.ru/article/?object=11722

Если достоверно, что Спасский монастырь на Бору составлял общину чернецов и черниц: то Вознесенский девичий был в Кремле первым особым монастырем для женского пола. Девичьим он назван потому, что все женские монастыри, где пребывали и вдовы и девы, именовались девичьими, как видно из истории Российской Иерархии и также потому, что целомудренное вдовство, посвященное на дела благочестия,равняется с девством. Хотя основательницею сей обители почитается Великая Княгиня Евдокия, супруга Донского, в 1393 году; но о Вознесенском монастыре в Москве летописцы упоминают в 1387 году; 765 посему он существовал еще при жизни Вел. Кн. Димитрия Иоанновича. Как в Степенной книге сказано, что В. К. Евдокия «монастырь честен возгради»: то вероятно, не она первая его основала; но возградила, вновь устроила, обнесла оградою, после Тохтамышева нашествия 1389 г., превратившего Москву в пожарище, а пред смертию своей, поставила каменную церковь , о коей скажем в последствии. Обитель сия предназначена была для усыпальницы Великих Княгинь, Цариц и Царевен, между тем как до основания Вознесенского монастыря, Великие Княгини и Княжны погребались у Спаса на Бору и в других церквах. Как Архангельский собор служил усыпальницей Русских Государей, так Вознесенский монастырь усыпальницей Государынь. Когда основан был Новодевичий монастырь, тогда Вознесенский стал именоваться старым девичьим. Здесь назначила себе место для погребения Великая Княгиня Евдокия, во инокинях Евфросиния. После рановременной кончины Великого Князя Димитрия Донского, оставшись еще в зрелых летах, она изнуряла тело свое постом и веригами, но являлась миру в богатой одежде, украшенной драгоценными бисерами. Злословие представило сомнительным ее целомудрие и коснулось слуха сыновей ее. 766 Оскорбленные бесславием своей матери, они не могли этого скрыть от нее. Вместо всех доказательств, Евдокие сняла перед ними часть одежды своей – и дети ужаснулись, увидев худобу ее тела и кожу, совершенно иссохшую, и тяжкие вериги. Не желая освобождать себя от бремени злоречия, ради имени Божия, она запретила им разглашать это другим; но от истории не утаился сей подвиг самоотвержения Великой Княгини.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Тамбовский Казанский мужской монастырь был образован вскоре после основания города Тамбова в 1636 году (точная дата неизвестна). В нем епископ Феофил (Раев) рукоположил во иеромонаха преподобного Серафима Саровского. Монастырь был закрыт в 1918 году. Пятиглавие Иоанно-Предтеченского храма, монастырская колокольня, стена с башнями, некрополь и другие строения обители были разрушены в годы гонений. После крестьянского восстания на территории Казанского монастыря проводились расстрелы. Позже в советское время в Казанском соборе находился государственный архив. В 1990-е годы Казанский и Предтеченский храмы и архиерейский дом были возвращены епархии. В 2004 году впервые за 85 лет в монастыре мною совершен монашеский постриг трех клириков епархии. Казанский собор отреставрировали и освятили в 2007 году. В 2010 году епархии переданы келейный корпус, здание духовной консистории, средняя школа. В 2014 году завершено воссоздание Иоанно-Предтеченского храма и 107-метровой колокольни, ставшей украшением города и его доминантой. Колокольня освящена Святейшим Патриархом Кириллом в 2014 году. Тамбовский Вознесенский женский монастырь был основан в 1690 году святителем Питиримом. Первой настоятельницей обители стала его родная сестра игумения Екатерина. Монастырь, в котором было три храма, закрыли в 1929 году. Вознесенский собор и стену обители разобрали, некрополь уничтожили. В 1988 году полуразрушенный храм в честь Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» передали епархии, а в 1997 году построили крестильный храм в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского. В 2006 году в обители мною была пострижена в монашество Ковылова Нина Павловна с наречением имени Тавифа. В этом же году Священный Синод назначил ее настоятельницей с возложением наперсного креста по должности. В 2011 году она стала первой игуменией возрожденного монастыря. В 2014 году на историческом месте возведен Вознесенский собор. В крипте под собором сохранился склеп монахини Миропии (Аденковой), которая в 1812 году прибыла в Вознесенскую обитель из московского Зачатьевского монастыря с Казанской иконой Божией Матери. Позднее этот чудотворный образ передали в Вышенский монастырь, и он получил название «Вышенский». Святейший Патриарх Кирилл освятил Вознесенский собор в ходе своего визита в Тамбовскую епархию в 2014 году. Во время богослужения Его Святейшество наградил игумению Тавифу крестом с украшениями.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5031785...

Оптина пустынь и Вознесенский Великолукский монастырь Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Вторая статья из серии “Под покровом Оптиной пустыни” продолжает серию очерков 1 , в которых рассказывается о духовном влиянии оптинского старчества на женское монашество XIX – начала XX в. Здесь рассматривается Вознесенский женский монастырь в городе Великие Луки. История обители до XIX века исследована плохо 2 . Более подробно известна история монастыря с начала XIX века, когда настоятельствовали ученицы преподобных оптинских старцев игумения Палладия и игумения Людмила. Игумения Палладия (Юревич) Игумения Палладия, в миру Анна Степановна, родилась 20 февраля 1812 года в семье помещиков Бельского уезда Смоленской губернии Стефана Фёдоровича и Елены Васильевны Юревич. Кроме Анны, в семье было ещё пятеро детей: сыновья Феодор и Нил и дочери Варвара, Александра и Любовь. Все дети получили хорошее домашнее образование. Дочери, кроме младшей Любови, скончавшейся в младенчестве, приняли монашество: Анна и Варвара (в постриге схимонахиня Виталия) — в Вознесенском Великолукском, а Александра (в монашестве Августа) — в Севском Троицком монастыре. Анна Степановна 10 февраля 1830 года в семнадцатилетнем возрасте поступила в Вознесенский Великолукский монастырь, получив на это благословение от своего духовника иеромонаха Макария (Иванова), в будущем известного старца Оптиной пустыни. Как отмечали впоследствии её современники, Анна Степановна «рано познала, что все заманчивые и многообещающие радости временной жизни нашей скоропреходящи и изменчивы, что безусловное счастие здесь на земле невозможно; что возможное на земле счастие состоит в любви к ближнему, покое душевном, молитве и добрых делах все мирские радости и блага не в состоянии удовлетворить возвышенного духа, если духовные очи, при содействии благодати Божией, открылись — и явилось уже сознание, что всё здесь лишь “суета и томление духа”…» 3 . Начало иноческой жизни Анна Степановна полагала при игумении Калисфении (Ворониной). Игумения Калисфения сразу же обратила внимание на юную Анну Степановну, которую выделяло искреннее стремление к иноческой жизни, строгое следование советам старцев, начитанность в духовной литературе и примерная жизнь. 7 марта 1834 года Анна Степановна Юревич была определена в число послушниц Вознесенского монастыря, а 28 июля 1835 года облечена в рясофор.

http://pravmir.ru/optina-pustyin-i-vozne...

Смоленск. Вознесенский монастырь. Карта и ближайшие объекты Вознесенский монастырь, 3 класса, общежительный, в Смоленске. Основан в 1515 году повелением великого князя Василия Иоанновича по случаю возвращения Литвою Смоленска. В 1610 году им овладели иезуиты; в 1662 году был восстановлен и обращен в женский; в 1812 году сожжен французами; в 1830 году начал благоустраиваться. В монастыре хранятся: напрестольный серебряный крест, Евангелие, потир и кадило, подаренные царями Иоанном и Петром Алексеевичами. В навечерие Сыропустной недели в монастыре торжественно поется канон святой Пасхи. В праздник Вознесения сюда бывает крестный ход из городского собора. При монастыре школа и больница. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Вознесенский женский монастырь (ул. Коненкова), основан в 30-х гг. XVII в. иезуитами; в феврале 1665 года сюда, к церкви Вознесения, были переведены старицы из Оршанского Кутеинского монастыря во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. В 1693 году вместо обветшавшей деревянной по просьбе игуменьи Евпраксии начато строительство каменной соборной церкви; заложил ее московский зодчий Осип Старцев " по чертежу, каков учинен на Москве " , в течении 1693-94 годов под руководством московского зодчего Данилы Калинина возведены основные объемы, которые в 1697 году повреждены ураганом, в 1701-1704 годах Кондрат Мымрин заканчивает строительство. Работы вели каменщики из ярославских крестьян с помощью смоленских стрельцов, средства - из казны. В 1764-65 годах по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской построена придельная церковь Екатерины. В 1830 году над воротами возведена по проекту губернского архитектора Альшевского церковь Ахтырской Божьей Матери. Кельи были деревянными, не сохранились. Территория монастыря простиралась к западу и северу от собора до нынешней улицы Войкова. Соборная церковь трехчастная - четверик с тремя апсидами, равная ему по ширине трапезная и колокольня. Композиция уравновешенная, четверик увенчан шлемовидной главой на восьмигранном барабане, аналогично завершение колокольни, состоящей из двух четвериков и восьмерика звона. Первоначально на колокольне были часы. Здание имеет черты, присущие московской архитектуре этого времени, но без московского " узорочья " . Украшают гладкие стены только скромные профилированные наличники и восьмигранные окна, примененные здесь впервые. Эффектны высокие распашные крыльца с рундуками. Здание двухэтажное, внизу - церковь во имя Сергия Радонежского, вверху - Вознесения. На первом этаже плоские перекрытия, своды не сохранились, на втором - сомкнутые своды.

http://sobory.ru/article/?object=00468

Великие Луки. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты Вознесенский собор - бывшая Петропавловская церковь Вознесенского монастыря. Ныне вместо стен окружена новостройками, отреставрирована. Вновь освящена в 1990 г. Свято-Вознесенский собор - это бывшая церковь Вознесения Господня женского Вознесенского монастыря. Построена в 1752 году " тщанием игуменьи Маргариты Карцевой " . Стиль барокко. Имела три престола: главный - во имя Вознесения Господня, и придельные пристроенные в 1826 году - во имя Святого Пророка Илии и во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. На колокольне висело 9 колоколов, самый большой из них весил 188 пудов 37 фунтов.  После революции монастырь был закрыт. В 1924 году были выселены монахини и собор стал использоваться как склад. Реставрация началась в 1990 году и продолжалась почти десятилетие. Служба возобновилась в 1995 году. Ильинский мужской монастырь располагался в восточной части Великих Лук и по средневековой традиции служил своего рода заставой, оберегавшей город. Увы, деревянные стены монастырского комплекса оказались ненадёжной защитой в лихие годы Смутного времени и сгинули в огне пожаров. Уничтоженную святыню в 1643 году отстроили заново, однако спустя тридцать лет пришедшие в упадок строения предназначали к сносу: с тем, чтобы на их месте устроить женский Вознесенский монастырь. Последних монахов перевели в другую обитель. Решение об этом в 1675 году принял митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий - по прошению горожан и престарелых монахинь разрушенного в годы Смуты Введенского монастыря. Воплотить замысел оказалось нелегко: строительство монастырских стен и основных помещений заняло много времени и потребовало немало сил и ресурсов (например, церковную утварь для будущего храма игуменья Марфа с сёстрами собирала от жертвователей по всей епархии - от Великих Лук до Новгорода). Свою лепту в богоугодное дело вносили состоятельные горожане. Так, в 1692 году с благословения митрополита Корнилия на средства городского посадского человека Игнатия Базова в монастыре была выстроена деревянная церковь Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=01594

Иерусалим - Масличная гора. Елеонский Спасо-Вознесенский женский монастырь. Карта и ближайшие объекты Храмы монастыря: Спасо-Вознесенский собор Трапезная церковь Филарета Милостивого Часовня Обретения Главы Иоанна Предтечи Участок, на котором расположен монастырь, был приобретен в 1870 г. начальником Русской Духовной Миссии (РДМ) в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Как и в других подобных сделках, собственность записывалась на подставных лиц из «турецко-поданных». Большая помощь о. Антонину была и в этом случае оказана его многолетним сподвижником из местных православных Якубом Халаби. Изначально о. Антонин лелеял надежду выкупить и само место Вознесения, где в византийские времена располагаась базилика, затем, в период владычества крестоносцев, – купольная церковь, а ныне –небольшая часовня. Этой надежде не суждено было сбыться – часовня Вознесения («Стопочка») осталась в частном владении одной хамулы (клана) арабов-мусульман. Однако приобретенный участок оказался на удалении всего в сто-двести метров от «Стопочки». Площадь участка – 54 дунама (около 54 тыс. кв.м.). Сразу по приобретении участка о. Атонин предпринял шаги по его озеленению. Именно при рытье ям для посадки кипарисов и были обнаружены впервые мозаики и захоронения византийского периода. Эти находки подвигли о. Антонина на осуществление планомерных раскопок, которые он начал, по получении разрешения от турецких властей, в 1871 г. При раскопках были найдены остатки церквей, погребальные пещеры и напольные мозаики византийского периода. Мозаики поначалу были датированы IX веком, однако сегодня высказывается мнение о создании их в предшествовавшие столетия – в VI-VII в. Мозаичные полы ныне можно видеть в часовне Иоанна Предтечи и в Архимандричьем доме, где временно располагается музей археологических находок о. Антонина, завещанных им РДМ. Языки эпиграфики мозаик – греческий и армянский. О. Антонином планировалось создание на этом участке мужского монастыря. Первым шагом в этом направлении должно было стать строительство церкви. В 1873 г. раскопки были приостановлены и началось возведение церкви. Из-за бюрократических проволочек и русско-турецкой войны 1877-1878 гг., когда все члены Миссии во главе с о. Антонином были вынуждены покинуть пределы Палестины, возведение храма затянулось на многие годы. Церковь была освящена лишь в 1886 г. Одновременно с церковью возводилась и колокольня. Исследователь В. Левин полагает, что общее архитектурное решение проекта церкви и колокольни принадлежит самому о. Антонину. Практической разработкой и осуществлением проекта руководили итальянские архитекторы Антонио Ламбрадорно (по другим данным, Лонгодорно, Лонгодорки) и Джанбаттиста Бизелли. Первый строил колокольню, второй – Вознесенский собор.

http://sobory.ru/article/?object=09372

Вознесенский Оршин женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Фото Оршин Вознесенский монастырь — женский (бывший мужской) православный монастырь Тверской епархии в Тверской области, в 18 км от Твери. Основан не позже 1-й пол. XVI в. Обитель, основанная в честь Вознесения Господня, находится на левом низком берегу реки Волги, при впадении в неё небольшой речки Орши, по имени которой он и был назван Оршиным Содержание История [ править править код ] Мужской монастырь Один из самых древних на Тверской земле, основанный в XIII–XIV веках, монастырь был изначально мужским. Первое письменное упоминание о нем относится к XV веку, времени княжения великого Тверского князя Бориса Александровича. Его попечением в монастыре был возведен деревянный храм Вознесения Господня. Весьма обширный и значительный в то время монастырь в Тверской епархии издавна управлялся архимандритами и славился строгостью жизни иноков. В монастырском Синодике среди имен почившей братии находится множество схимников. В конце XIV века в 6 верстах от монастыря преподобный Савватий Тверской устроил себе маленькую пещерную келью. Преподобный был духовным наставником для монахов и мирян, которые во множестве приходили к нему. В середине XVI века в монастыре построен каменный величественный соборный храм Вознесения Господня, который был освящен в 1567 году святителем Варсонофием Тверским. Славилась обитель и искусными иконописцами. В конце XVI века Оршинскими монахами Иовом и Нифонтом был написан образ преподобного Нила Столобенского по рассказам лично знавших его, и написан так, что при открытии мощей святого в 1667 году обнаружилось необычное сходство иконы с ликом преподобного. В это время монастырь имел уже большое число насельников и управлялся архимандритами. О его значимости свидетельствует, и тот факт, что на Земский собор 1613 года, на котором избирался первый русский царь Михаил Феодорович Романов, в качестве выборного от Тверской земли был послан настоятель Оршина монастыря архимандрит Иосиф. Под государственным актом, в числе других, стоит и его подпись.

http://azbyka.ru/palomnik/Вознесенский_О...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010