Источник - http://pecherskiy.nne.ru Одновременно с Вознесенским собором (и рядом с ним) возводилась кирпичная колокольня. Она была трёхъярусной, под тёсовым шатром. В XVII веке на звоннице Печёрской колокольни (ярус звона был деревянным и находился под шатром) имелось 11 колоколов. В 1701 году по указу Петра I три колокола сняли и отправили в переплавку. Такая же участь постигла и звонницы многих других монастырей. Стране требовались пушки. В 1704 году деревянный шатёр сгнил, о чём печёрский архимандрит Филарет сообщал архиепископу Нижегородскому: " Колокольня де, где часы, шатер деревянный... згнил и стала де бысть от того часам обноска и повреждение " . Архимандрит просил разрешения на ремонт колокольни, каковое и было получено. Ещё около полувека её верхний ярус оставался деревянным - вплоть до январского пожара 1751 года, уничтожившего деревянные части колокольни. В том же году её надстроили кирпичным ярусом звона и восьмериком для часовогор механизма (часы присутствовали ещё на деревянной колокольне. Они были перенесены из старой обители, уничтоженной оползнем). Даже невооружённым глазом видно, что печёрская колокольня " падает " . Отклонилась от своей оси она ещё в XVII веке вследствие осадки насыпного грунта. Верхний каменный ярус в 1751 году возводился строго вертикально, поэтому, присмотревшись, можно обнаружить некоторый " излом " там, где заканчиваются " старые " ярусы и начинаются " новые " . В XIX веке были проведены необходимые исследования и " консервирующие " работы, чтобы колокольня, падая, не упала всё-таки окончательно. В настоящее время она находится под постоянным наблюдением реставраторов, а также туристов и нижегородцев, гордящихся тем, что у них есть " своя Пизанская башня " . Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2009 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=16089

Силуэт собора своеобразен; основной массив сооружения очень высок и завершается изысканными фронтонами и четырьмя шатровыми верхами, над которыми возвышается стройная баня, увенчанная высоким двухъярусным барочным верхом. Храм воспринимается как белый кристалл капризных форм, царящий над городом; он виден очень издалека. Он представляет собой композиционную доминанту всего города. Подобно экстерьеру, не менее оригинальный вид имеет интерьер храма. Стоит только переступить порог, бросается в глаза невиданная высота крестного пространства, открытого вплоть до зенита подпружиненных арок, легко несущих граненую высоченную баню. Крещатое пространство ограничивают глухие стены, прорезанные большими окнами только в лобных гранях и большими трехярусными арками, ведущими из западных межрукавных камер в храм. Зрителю, когда он сопоставлял человека с большими трехъярусными арками, а последние – с высоченными столбами основного объема, казалось, что размеры храма еще больше, чем есть на самом деле. Ритм тройных арок, грани крестного пространства, линии оконных проемов вместе создают впечатление напряженного следования вверх, завершающееся стремительным движением сближенных линий граней бани и узких окон подбанника. Этой же цели ощущение высотно раскрытого пространства подчинен контраст светлого центрального подбанного пространства и темных пятен боковых арочных отверстий. В 1738 г. в Переяславе был открыт коллегиум – средняя и высшая школа вместе. Для обучения построили новый корпус, поделенный тремя сенями на четыре класса. Входы обрамляют разные по форме порталы, поскольку учащиеся отдельных классов (грамматики, риторики, философии и богословия) имели разные привилегии. Поэтому центральный вход, который вел в младшие классы, украшен скромнее, а боковые – богаче. Особое великолепие им придают лепные орнаментальные украшения с картушами, монограммами (в левом – епископа Кореевича, основателя семинарии) и растительным орнаментом и тематическими символами – риторики, философии и богословия. Архитектуру фасадов, украшения трех порталов объединяет в одну композицию карниз сооружения, фриз которого украшен клееным орнаментом – украинским барвинком. Со сооружением колокольни завершилось формирование ансамбля, обогатился силуэт не только монастыря, но и целого города. Она была словно подголоском в народной мелодии, потому что дополняла игру вертикальных масс в силуэте городской застройки.

http://sobory.ru/article/?object=29717

XIX в.) и корпус 10 (1856-1859). В 1860-1862 гг. Спарро построил по проекту инженера Н. Духонина звонницу и трапезную Воскресенской ц. Ряд памятников гражданской архитектуры на территории монастыря, появился благодаря пожертвованиям вдов, которые желали провести остаток дней в мон-ре, не принимая пострига. Это дома капитанши Н. А. Аммосовой в юго-зап. части обители - каменный, одноэтажный, спроектированный Меленским; купчихи М. К. Ерофеевой - деревянный флигель, построенный в кон. XIX в., позднее обложенный кирпичом; генеральши А. А. Ротт, которая провела в монастырском корпусе последние 5 лет жизни (1883-1888) и внесла 7 тыс. р. серебром на строительство 2-этажного кирпичного здания (28 келий), поныне называемого «домом генеральши Ротт» (корпус 4, архит. В. Н. Николаев). Николаев построил также больничную Михайловскую ц. (1895-1897) с 2-ярусной звонницей (1901), Ермаков - келейный корпус 2 (1902). В результате в ансамбле К. м. отразилась смена архитектурных стилей - от барокко до модерна. К нач. ХХ в. он включал более 40 жилых корпусов (каменных и деревянных), надвратную колокольню и 5 церквей с 12 престолами. В застройке исторического ядра сохранялась преемственность: новые каменные сооружения возводились на месте предшествовавших деревянных XVII-XVIII вв. и повторяли их функциональное назначение. В советский период благодаря включению в 60-х гг. XX в. ряда построек в реестр охраняемых гос-вом памятников архитектуры центр монастырского ансамбля с 3 церквами и колокольней, а также сев. часть с жилыми помещениями (памятниками гражданской архитектуры XIX - нач. ХХ в.) сохранились достаточно хорошо. В преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси в К. м. были проведены ремонтно-реставрационные работы Научно-исследовательским ин-том «Укрпроектреставрация». Однако наружный вид Вознесенской ц. и колокольни искажены разрушением подлинных завершений (кресты были сняты еще в 30-х гг. XX в.) и вынужденной заменой куполов в 1945-1946 гг. шлемовидными, упрощенными в сравнении с барочными.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Срезанные углы четверика над сводами продолжались восьмигранными барабанами куполов. Основания барабанов куполов, ризалиты и палатки-часовни были украшены рядами кокошников. Декор собора включал набор повторяющихся элементов (килевидные наличники, декоративные пояски, многочисленные мелкие кокошники). С трёх сторон (кроме восточной, алтарной) к храму примыкали паперти в форме кубических палаток-часовен с кокошниками и маленькими главками над четырёхскатными кровлями. К декоративным элементам, используемым при оформлении здания, также относились кружевные полоски из белой жести, украшавшие завершения кокошников, наличников, входных арок, карнизы. Примечательна редкая для нашего региона форма куполов собора – каждый крупный луковичный купол завершался небольшой стройной главкой с высоким крестом. Подобные главки с крестами на высоких барабанах, украшенных «висячими» кокошниками, завершали шатровые кровли палаток-часовен по сторонам храма. Храм был двусветным, тёплым. Внутри на железных балках размещались хоры, рассчитанные на двести человек. Престолы собора посвящались Успению Божией Матери, Святителю и Чудотворцу Николаю, Священномученику Василию пресвитеру Анкирскому. Евлампий Правдин описал богатое убранство собора: «внутренний вид поражает зрителя своею грандиозностью, изяществом и богатством… предалтарный иконостас деревянный резной в пять ярусов, густо вызолоченный. Иконы в иконостасе строго греческого письма, все они без риз… стены в храме и столбы выштукатурены и украшены живописью с сплошным орнаментом. На пилястрах и столбах устроены вызолоченные иконостасы». При освящении собора были пожертвованы единоверцами Шуи и Иваново-Вознесенска «20 икон старого монастырского, 10 новгородского, 4 строгановского писем 17 и 18 веков». http://molitva-ivanovo.narod.ru/churchs/vseh.htm Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=60777

Да и берем мы землю не чтобы «владеть», а для дела. На балансе у нас сейчас 20 гектаров. Назову основные объекты. К южному хоздвору примыкает липовый парк — остатки от рощи, насажденной некогда преподобным Давидом. В XVII веке она, кстати, считалась заповедной. Сейчас от 16 десятин (это почти 17,5 га) уцелела только восьмая часть. Остальное застроено большей частью дачами на захваченной земле. Тем не менее, с обитателями этих участков мы враждовать не собираемся. Отступив от их заборов 3-6 м, обносим рощу красивой кирпичной оградой, где будет три входа со стороны поселка и еще один — из монастыря. Это место превратится в настоящий поселковый парк с беседками, лавочками, игровыми площадками, детским мини-зоопарком и небольшими ремесленными рядами (проектом благоустройства уже занялась кинокомпания «Союз Маринс Групп»). Через дорогу — два бывших монастырских пруда. Теперь они возвращаются нам, а 4 га вокруг уже находятся в монастырском ведении. Наконец, еще два участка на подъезде к монастырю мы забрали в сельскохозяйственных целях: на одном посадим разнотравье для медоносных пчел, на другом предполагаем развернуть теплицы. — Серьезный подход. А окрестные здания? — Они тоже когда-то принадлежали монастырю. К стене со стороны прудов примыкают несколько зданий монастырской гостиницы, возведенные в конце позапрошлого века известным церковным зодчим — московским епархиальным архитектором Степаном Крыгиным. Сейчас они используются медиками: одно занято амбулаторией, другое поликлиникой. На амбулаторию мы не «покушаемся». А вот в поликлинике очень хотелось бы оборудовать богадельню для престарелых родственников наших насельников. Как тут появилась поликлиника? Еще полтора десятка лет назад она располагалась в центре поселка. Там начали ремонт и перевели учреждение сюда временно. Но, как известно, нет ничего более постоянного... Сегодня у поселковой администрации, кажется, есть понимание, что ремонт поликлиники наконец-то необходимо завершить (и они готовы в этом поучаствовать), а областное министерство не против передачи высвобождающегося здания нам.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Последний духовник свящ. Гордей Иванович Аргунов всячески поддерживал игум. Мелитину в ее попечении о сохранении общины, богослужения в Вознесенском соборе совершались ежедневно. 10 февр. 1930 г. оперуполномоченный Елецкого окротдела ОГПУ по Центральночернозёмной обл. Донцов постановил принять к производству дело по обвинению бывш. сестер и священнослужителей мон-ря в деяниях, подпадающих под статью 58-10 УК, после чего в 1-й пол. февраля была «произведена ликвидация группировки» (Там же. Л. 1) из 15 чел. Ворвавшимся в мон-рь чекистам насельницы пытались оказать сопротивление, забаррикадировав окна и двери. На требовательный стук в дверь мон. Мария (Богомолова) заявила: «Пусть власть ломает дверь и силой выводит нас отсюда, а мы добровольно не уйдем!» (Там же. Л. 200). Арест и закрытие З. м. были проведены столь быстро, что жители Тюнина о случившемся узнали лишь на рассвете, когда защищать было уже некого. Вместе с насельницами из разоренной обители вывезли и принадлежавшее им имущество. Составленный ОГПУ реестр конфискованного дает представление о том, в какой нищете пребывали в 20-х гг. насельницы. В описи, насчитывавшей 612 пунктов, упомянуты «ветхое одеяло - 1; пшено в ведре - 1; банка с пшеном - 1; пальто ветхие ситцевые - 2; дерюги хлопковые - 2; примус - 1; ящик, в котором находятся сумочки с мукой - 1; валенки подшитые - 1; старых пальто - 3; старых юбок - 6» и т. д., вплоть до носовых платков и нижнего белья (Там же. Л. 66-73 об.). Игум. Мелитина и свящ. Гордей Аргунов были арестованы 12 февр. 1930 г. и 13 мая решением Тройки при ПП ОГПУ по ЦЧО по внесудебному рассмотрению дел приговорены к расстрелу. По преданию, их расстреляли в елецкой окружной тюрьме. К лишению свободы были приговорены: иеродиак. Серафим (Меренков Сергей Дмитриевич) - на 10 лет; монахини Мелания (Теняева), Агния (Букреева Анисья Васильевна), послушницы П. Подоприхина, Н. Селищева, С. Столбовских - на 5 лет; Студёникина Пелагея Семеновна (предположительно монахиня), Родионова Евдокия Петровна (предположительно монахиня), послушница-звонарка Е.

http://pravenc.ru/text/182473.html

На нём нет никакого надгробия и никакой надписи; а лежит только на поверхности тонкая большая плита, которая при том раздавлена уже. По преданию уверяют, что Король Шведский Магнус в сей могиле погребён, который якобы занесён был на Валаам сильной бурей, и, потеряв у сего острова своё судно, остался тут в монастыре до конца своей жизни, и якобы там принял монашеский чин. В подтверждение сего предания есть и завещание сего Короля, в котором он, описывая свои несчастные войны с Россией, заповедует всем своим преемникам никогда не воевать на Россию и проч. Завещание сие напечатано в древней Российской Вивлиофике 2 издания, том. XV, стр. 5: также в Степенной книге на странице 484, и в Никоновой летописи, том III, стр. 198. Но в достоверности сего завещания и самого происшествия заставляет сомневаться то, что 1) оно во всех вышеупомянутых напечатанных списках разнообразно; 2) оно не согласно с Католической ревностью сего Государя, который, как описывают наши же летописи, вызывал даже Русских Духовных на прение о вере; 3) у поминаемых в завещании собственных имён Шведских прежних Королей и Князей, как то: Белгерд (разве Биргер) и Москалка, в Шведской истории нет. Да и Ландскрону или Шканцы строил не Москалка, как сказано в завещании, но Шведский полководец Торхил в 1298 году, как пишут Шведские историки. 4) Важнее же всего то, что завещание сие, поставленное в наших летописях под 1351 годом, не согласуется с приключениями жизни и кончиной Короля Магнуса, описанными у Шведских историков, которым без сомнения известнее должны быть деяния своих Королей, нежели нашим Летописателям. Вот краткая Хронологическая о Магнусе выписка из Шведской истории Локцена: Магнус II, по прозванию Шмейк, объявлен Королём в 1319 году, будучи не более трёх лет от рождения своего, под Регентством Матфея Костелмунда. В 1338 году ходил он в Карелию войной на Русских. Сперва отнял у них крепость Нотенбург, нынешний Шлисельбург, но потом паки потеряв её, насилу сам ушёл вниз по Неве, заключил мир с Новгородским Князем Георгием и уступил ему часть Карелии.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Усердный вашего высокодостоинства доброжелатель и молитвенник Феодосий, архиепископ Новгородский. 5 июня 1723-го года. Санкт-Питербурх 4154 . Отметка: Писать против сего к доктору Лаврентию Блюментросту, чтоб те вещи велел принять в Куншт-Камору. 8 день июня 4155 . XXXV. 1723-го сентября в 10-й ко Всепресвтлейшему Императорскому Величеству в летний Его Величества дом приходил от Синода синодальный вице-президент, преосвященный Феодосий, архиепископ Великоновгородский и Великоустюжский (!) и архимандрит Александроневский, которой имел должность докладывать Его Величеству о принятом в Вышний Суд у Московского Вознесенской, что за Серпуховскими вороты, церкви попа Ивана Феоктистова на все синодальное правительство (в некаком аки бы подозрительстве) доношении и о действительном за тем доношением синодальном правлении и о других нуждах. И прежде вступления его в доклад тайной кабннет-секретарь господин Макаров объявил ему словесно, что Его Императорскому Величеству о помянутом доношении он, господин Макаров, уже докладывал, и по тому докладу Его Императорское Величество указал оное доношение уничтожить. И его преосвященство, представь Его Императорскому Величеству, докладывал о других нуждах, а именно: 1 .  о бессилии оного правительства, которое в то приходить от сего, что сообщаемый в Сенат ведения и посылаемые в Коллегии и Канцелярии указы видятся недействительны; ибо от состояния Синода с 721-го года доныне на сообщенные в Сенат ведения, которых числится больше 100, и на посланные в Коллегии и Канцелярии многие указы не точно действительного исполнения, но и ответствования во многое время не получено; 2 .  по сообщенному ж в Сенат ведению, генерал-рекетен-мейстер Павлов, которой показуется в расколе подозрителен, ко ответствованию в Синод не прислан; 3 .  генералитет, которой взыскивает доимку, не допущает синодских подчиненных свободно настоящих на сей год сборов сбирать, от сего и остановка чинится. И Его Императорское Величество по тому докладу указал оному кабинет-секретарю именной Его Величества указ в Сенат сказать, чтоб о всем вышеозначенном надлежащая отправа и удовольствование учинено и генерал-рекетен-мейстер в Синод отослан был без отлагательства 4156 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

«Кто же это госпожа?» – вполголоса спрашивал старичек-священник у человека. «Александрова», – кратко отвечал лакей. Сельскому священнику редко приходилось видать таких гостей и служить панихиды знатным господам. С трепетом и страхом встретил он незнакомую ему барыню и не без замешательства спрашивал ее: «По ком угодно будет ее милости служить панихиду?» Александрова узнала священника: тот же самый, но из пожилого он стал уже престарелым. «Помните, батюшка, – говорила она ему, – здесь был причетник Иван, вдовый, женатый в третий раз». – «Как же матушка, помню», – не без удивления отвечал старичек, посматривая на заезжую барыню. «Так вот по нем и отслужите панихиду!» Панихиду служили в церкви, а потом пошли на могилу, которую едва отыскали, и то не священник, а барышня, и когда она положила земной поклон, священник еще более изумился. Узнал ли священник или нет – неизвестно; по крайней мере он не подал виду, что узнает. «Не пожалуете ли ко мне откушать чайку, сударыня?» – сказал потом священник. Александрова пошла к нему. «Так вы хорошо помните покойного причетника?» – спрашивала она дорогой. – Ну, как же, матушка, кому же и помнить, как не мне: сколько годов живу в этом селе; со мной долго жил, добрый был человек, вдовый был, с большим семейством... – Первую его жену вы помните, батюшка? – спросила барыня. – Помню, сударыня, хоронил ее. – А вторую? – Вота, и венчал, и хоронил ее... – Ну, а третью его жену помните? – неожиданно спросила гостья. Священник взглянул из-под лобья на свою собеседницу, кашлянул и пошел вперед. – А третью? – снова повторила та, настаивая на своем вопросе. – Третью, третью, – твердили священник, как будто себя вопрошая или стараясь припомнить... – Третью? Да разве он три раза был женат? – Да как же? – подхватила Александрова. – Три раза, и третья-то жена была я: помните, Машутка?.. Священник робко взглянул на барыню: «Стар, матушка, становлюсь: все, что давно было, помню, а что вечером случилось, сегодня забыл». – Да ведь это я, – твердила барыня, – я самая эта Машутка, что Вам и белье стирала и полы мыла, ну, вспомнили ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Иерусалим, 1986; Никодим (Ротов), митр. История Рус. духовной миссии в Иерусалиме. Серпухов, 1997; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на Земле. М., 2000. С. 226-232; Дмитревский С. М. Рус. раскопки на Елеонской горе/Подгот. текста, сопроводит. ст. и коммент.: Н. Н. Лисовой. М., 2006. Н. Н. Лисовой Архитектура Вознесенского храма Храм построен из натурального местного камня. Он представляет собой кубическое сооружение, увенчанное низким куполом на 8-гранном барабане. Со всех 4 сторон здание имеет 2-ярусные 5-гранные экседры. В интерьере доминирует обширное подкупольное пространство; барабан опирается на 8 парусов, образованных 4 арками экседр и 4 неск. меньшими арками с тромповыми переходами к угловым компартиментам. Несмотря на то что архим. Антонин (Капустин) уподоблял свое детище Св. Софии К-польской, храм представляет собой стилизацию в духе раннесредневек. архитектуры Закавказья, причем очень удачную. Он не является точной копией к.-л. храма, но его типология близка к типологии храмов 1-й пол. VII в.; его формы - и экстерьер и интерьер - неожиданно близки к формам храма в Мастаре (40-е гг. VII в.), хотя предполагать знакомство заказчика или строителей иерусалимского храма с этим арм. памятником нет оснований. Др. близкой аналогией, относящейся к периоду послеараб. возрождения арм. архитектуры, является, по мнению А. Ю. Казаряна, храм св. Апостолов в Карсе (30-е гг. Х в.). Выбор закавк. форм, по всей видимости, не был случайным, учитывая личность заказчика и его знание визант. архитектуры, а также тот факт, что храм был построен рядом с древними арм. храмами. Неясно, по каким причинам архим. Антонин нигде не упоминает о характере своего архитектурного выбора. Что касается сходства со Св. Софией, то оно обеспечивается не столько «куполом в 24 окна» (Россия в Св. Земле. Т. 1. С. 432), чья конструкция иная, чем в Св. Софии, сколько тем, что выбранные закавк. образцы сами являлись образным воспроизведением прославленного к-польского храма. Архитектура Е. м.

http://pravenc.ru/text/189769.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010