составитель Терещенко Т. Н. ЛЕЧЕНИЕ Можно и полечиться, я отнюдь не против этого, но только не советую полагать надежду на лекарей и на лекарство, а на Бога, могущего вразумить и лекаря и дать силу лекарствам. Если ж и не получите исцеления, то не ропщите и не малодушествуйте тогда, видно, есть воля Божия устроить таким способом ваше спасение. Терпящие болезни с благодарением приемлют не менее мзду работающих Богу в обители: как в обители предлежит вольное и невольное терпение, так и в болезни – не вольная болезнь, а вольное благодушное терпение (прп. Макарий, 20). Пишешь о случившейся тебе сильной головной болезни, от которой была даже в опасности жизни, и удостоилась Елеосвящения и принятия Святых Христовых Таин. Слава Богу! Это самое благонадежное лекарство – очистить душу, а тогда уже можно употребить и лекарства по предписанию врача. Это не воспрещается и святыми отцами, и ежели нужно, то и я тебе советую не оставлять этого, впрочем, с упованием на помощь Божию и получите, если есть воля Божия, то Он и врача врачует, и лекарству подаст врачебную силу (прп. Макарий, 20). Матери У. лечиться греха нет, напрасно она жалеет денег. Всех не проживет, а останутся. Если она чувствует облегчение, то пусть лечится. Здоровье – дар Божий – дороже денег, а если не хочет лечиться, да будет на воле ее. Мы ее не нудим, только надо терпеть, и не пренемогать, и не малодушествовать в болезни. И что она не будет лечиться, это не есть добродетель, а мера веры, а когда будет малодушествовать, то уже какая тут вера? – А просто неверие. Ей кажется, будут ее зазирать в том, что лечится, – это пустое только мнение, кому нужно ее зазирать? Если бы она здоровая, да лечилась, то могли бы и зазреть; лучше пусть лечится, но в надежде на помощь Божию. Он силен и врача умудрить, и лекарству даст силу к исцелению (прп. Макарий, 20). Сердечно сожалею о болезни матери О., а особенно о ее малодушии; где ж вера? Промысел Божий так устроил, надо смиренно повиноваться и в терпении и принимать с благодарением, ибо если внешний наш человек и тлеет, то внутренний… обновляется ( 2Кор. 4, 16 ). Лекарство принять не мешает с надеждой Божией помощи, но более прибегнуть должно к духовному врачевству, то есть к очищению совести, размышлениям о содеянных и кого чем не оскорбила ли, – сожалеть в мысли, а буде явно, то и сознанием перед тем, исповедаться и Святых Таин сообщиться, хотя и недавно этого удостоилась, но и еще не мешает, особливо же когда будет продолжаться болезнь (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Тула. Церковь Петра и Павла. Церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла Карта и ближайшие объекты Храм во имя св. апост. Петра и Павла в кузнецкой слободке, за пределами городского вала (ул. Ленина/Демонстрации). В писцовой книге Тульского посада 1624 - 1685 гг. говорится о том, что в слободе «записана церковь древяна апост. Петра и Павла». По преданию, церковь была построена на добровольные пожертвования прихожан священником с. Глухие Поляны. Прихожане церкви занимались в основном слесарным делом. В 1736 г. разобрана за ветхостью и на ее месте построена каменная церковь, неоднократно перестраиваемая и достраиваемая. Внешний вид и внутреннее устройство деревянного храма неизвестно. Совр. вид каменная церковь имеет с 1848 г. В 1833-1836 гг. произведено расширение храма под руководством архитектора В.Ф.Федосеева, представившего проект двух вариантов. Вместо обычного купола была сооружена ротонда со значительным внедрением западного фасада в ранее существующее здание трапезной. Архитектурное оформление ротонды решено в лаконичных ампирных формах. Ротонда имеет второй свет из высоких полуциркульных окон. Окончание всех видов работ относится к 1837-1838 гг. В 1891 г. при церкви открыта церковно-приходская школа. Ввиду ветхости конструкции шпиль колокольни в 1912-1913 гг. был видоизменен, на верхнем ярусе установлены на четыре стороны часы. Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. оставшаяся часть двух верхних ярусов колокольни во время бомбежки обвалилась в сторону ротонды, повредив часть карниза, свода и стены западного фасада. В 1978 г. колокольня была восстановлена, но со значительными искажениями архитектурного облика. В настоящее время здание занято под склад. По материалам Р.Р. Лозинского  «Страницы минувшего»   Петропавловская. Приход этой церкви занимает наиболее удобную часть города Тулы в санитарном отношении: местность прихода расположена на полугоре и отличается чистым и здоровым воздухом. Самыя ранние сведения о приходе относятся к XVII в. Приход тогда расположен был за городским валом в так называемой кузнецкой слободе, потому что прихожане его занимались преимущественно слесарным делом. До 1881 года, прихожане его не состояли в разделе от других приходов, но жили во всех местностях города Тулы. В этом же году определился настоящий район прихода. Всех прихожан числится в настоящее время - постоянных обывателей 376 м. п. и 492 ж. п., а вместе с квартирантами 479 м. п. и 572 ж. п.; среди них есть раскольники поповцы и безпоповцы в количестве 12-ти человек.

http://sobory.ru/article/?object=01476

ЦВ 6 (283) март 2006 /  15 марта 2006 г. Русский выбор. Взгляд из XXI века 16 марта в Издательском Совете Русской Православной Церкви состоялся круглый стол «Русский выбор. Взгляд из XXI века», посвященный обсуждению нового телевизионного документального сериала Никиты Михалкова «Русский выбор» и осмыслению трагедии белого движения, судеб первой русской эмиграции и ее роли в истории России. В преддверии круглого стола были организованы просмотры фильма «Русский выбор» в православном кафе «Ямское поле» и в актовом зале Издательского Совета. Широкая зрительская аудитория могла ознакомиться с фильмом в декабре 2003 — январе 2004 года, когда его транслировали по воскресным дням на телеканале «Россия». Протоиерей Владимир Силовьев, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви: Думаю, что мы сегодня обсуждаем предмет чрезвычайной важности. После этого фильма я задумался над тем, почему же русские герои оказались такими наивными? Почему можно было так запросто заставить двадцать тысяч человек прийти зарегистрироваться, а потом их спокойно расстрелять? Почему в русском народе существует наивность, которая приводит к таким трагедиям? Как эти двадцать тысяч отдали себя в руки тех людей, чей даже внешний вид заставляет содрогаться. Я бы поставил вопрос шире: почему же они все-таки не сражались до конца? Как Павел I сказал: «Умру, но останусь вашим государем». А Николай II отрекся от престола, но почему он отрекся? Он оказался совершенно одиноким среди своего окружения — генералов, офицеров, аристократов, которые в один голос отреклись от него, а потом и сами попали под расправу, хотя многим и удалось уйти. Да, они сохранили культуру, они сохранили «аромат старой России», и сейчас идет активный процесс сближения двух частей русского народа, но все равно остается вопрос: почему они не сражались до последней капли крови? Почему не пожертвовали собой, как новомученики? В чем был исторический и духовный смысл русской эмиграции? Никита Михалков, кинорежиссер, председатель правления Российского фонда культуры:

http://e-vestnik.ru/interviews/russkij_v...

Часть первая Все нами совершаемое доброе нужно относить к милости Божией, а не к собственной заслуге, «чтоб было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( 1Кор.1:31 . Ср.: Иер.9:24 ). Так называемая впечатлительность происходит от влияния на нас внешней обстановки, внешних приражений, и она показывает, что мы больше живем вне себя, главным образом следим за тем, что вокруг нас происходит. Гляди же больше внутрь себя. Там ты увидишь всю свою скверну: «даже и ночью учит меня внутренность моя» ( Пс.15:7 ). Это вызовет другого рода впечатлительность – скорбь, плач, сожаление о своих грехах, результатом чего будет не беспокойство, которое порождается первого рода впечатлительностью, а внутреннее успокоение, умиротворение сердца: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» ( Пс.50:12 ). Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – приими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь, этим облегчишь его душевную тугу. Батюшка отец Иоанн Кронштадтский пред каждым служением Божественной литургии припадал к престолу и тайно исповедовался Господу Богу и до тех пор молился, пока начинал чувствовать, что Господь прощает его Своею милостию 1 . Какой великий пример для каждого пастыря! Мало себя укорять – и особенно без свидетелей, – хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости. Как болезнь нас смиряет: от нее я и худ, и бледен, и некрасив! А это все как полезно борьбе с вожделениями нашей греховной плоти: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Как любезно покаяние! Оно человека, лишившегося за грехи близости благодати Божией, снова примиряет с Господом, снова привлекает благодать и – больше того: так перерождает человека грешника, что делает его удобоподвижнее к добру и смиреннее даже обыкновенного праведника. Покаяние – это необыкновенная милость Божия к человеку: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче»!.. (Стихира на утрени великопостная).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Предисловие «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» ( Пс.38:4 ) Понеже мнози суть в нас неведущии, что есть внутреннее человека Богомысленного дело, ниже что есть Богомысленность разумеющии, ни, о творимой умом молитве, что знающии, но мнящии яко теми токмо молитвами подобает молитися, яже написаны суть в церковных книгах, а о тайном в сердцы с Богом беседовании, и о происходящей оттуду пользе отнюд незнающии, ниже вкусившии когда духовной тоя сладости; и якоже слепорожденный о солнечном сиянии токмо слышит, каково же есть сияние, того не весть; сице тыи о Богомысленном поучении и молитве разве слышат, разумеши же не разумеют, и лишаются невежеством своим многих благ духовных, и остаются преспеяния добродетельного, на совершенное Богоугождение возводящего: того ради предлагаются зде малая некая ко внутреннему обучению, и к Богомысленной молитве наставления простых ради, да изволяяй начнет помалу наставлятися, Господу поспе[…] 1 Внутреннего человека духовное обучение начинается от словес Христовых сих: «Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне» ( Mamф. VI:6 ). ГЛАВА 1. О сугубстве человека, обучения, молитвы и клети Сугуб есть человек, внешний и внутренний, плотян и духовен: внешний, плотяный, видимый есть; внутренний же, духовный, невидимый, но (по словеси Святаго Апостола Петра) «потаеный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» ( 1Nemp. III:4 ); и Павел Святый сугубство человеческое изъявляет, глаголя: «аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» ( 2Kop. IV:16 ). Се, внешнего и внутреннего человека быти яве сказует Апостол. Внешний убо человек от многих членов составляется; внутренний же умом, вниманием себе, страхом Господним, и благодатию Божиею в совершенство приходит. Внешнего человека дела яве бывают; внутреннего же человека не доведома суть, по Псаломнику: «приступит человек, и сердце глубоко» ( Ncaл. LXIII:7 ); и Апостол глаголет: «кто весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» ( 1Kop. II:11 ) Един токмо испытуяй сердца и утробы весть вся тайны внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Содержание Предисловие     «Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь» (Пс.38:4)    Понеже мнози суть в нас неведущии, что есть внутреннее человека Богомысленного дело, ниже что есть Богомысленность разумеющии, ни, о творимой умом молитве, что знающии, но мнящии яко теми токмо молитвами подобает молитися, яже написаны суть в церковных книгах, а о тайном в сердцы с Богом беседовании, и о происходящей оттуду пользе отнюд незнающии, ниже вкусившии когда духовной тоя сладости; и якоже слепорожденный о солнечномь сиянии токмо слышит, каково же есть сияние, того не весть; сице тыи о Богомысленном поучении и молитве разве слышат, разумеши же не разумеют, и лишаются невежеством своим многих благ духовных, и остаются преспеяния добродетельного, на совершенное Богоугождение возводящего: того ради предлагаются зде малая некая ко внутреннему обучению, и к Богомысленной молитве наставления простых ради, да изволяяй начнет помалу наставлятися, Господу поспе[…]    Внутреннего человека духовное обучение начинается от словес Христовых сих: «Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне» (Матф. VII6). ГЛАВА 1. О сугубстве человека, обучения, молитвы и клети    Сугуб есть человек, внешний и внутренний, плотян и духовен: внешний, плотяный, видимый есть; внутренний же, духовный, невидимый, но (по словеси Святаго Апостола Петра) «потаеный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. IIII4); и Павел Святый сугубство человеческое изъявляет, глаголя: «аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» (2 Кор. IV:16). Се, внешнего и внутреннего человека быти яве сказует Апостол. Внешний убо человек от многих членов составляется; внутренний же умом, вниманием себе, страхом Господним, и благодатию Божиею в совершенство приходит. Внешнего человека дела яве бывают; внутреннего же человека не доведома суть, по Псаломнику: «приступит человек, и сердце глубоко» (Псал. LXIIII7); и Апостол глаголет: «кто весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» (1 Кор. III11) Един токмо испытуяй сердца и утробы весть вся тайны внутреннего человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2822...

Н.Я. Пясковский Мое учение не Мое, но пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно... ( Ин. 7:16–17 ). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о слове жизни... возвещаем вам ( 1Ин. 1:1,3 ). Известно, что самые блестящие завоевания в области естественных наук совершены в последнее время именно с тех пор, как на ряду с научно-философским умозрением ученые отвели самое почетное место в научной методологии опыту, эксперименту. Таким образом, ясно, что как бы ум человеческий с его логическими операциями ни устремлялся на предметы изучения окружающей нас природы, но без эксперимента, без опытных методов наука была бы обречена на неизбежный застой. В самом деле, ведь человек одарен не одним только умом, разумом с его логикой, но еще, кроме того, различными органами чувств, как-то: зрением, слухом, осязанием, мускульным чувством и т.д. Известно, что слепой человек не имеет опытного представления о свете, а следовательно, он лишен возможности изучать природу по такому широкому масштабу, как зрячий человек. Основательное изучение таких наук, как химия или физика без опытов невозможно. Кто хочет быть химиком, тот из аудитории должен перейти в лабораторию, чтобы самолично пройти науку при помощи опыта или эксперимента. То же самое относится ко всем опытным наукам обширной области естествознания. Руки, глаза, уши, язык, нос – все эти органы играют огромную роль для ученого естествоиспытателя в его изысканиях. Одним словом, без опыта современный естествоиспытатель не мыслим. И чем лучше обставлены опытные методы естествонаучных исследований, тем результаты научных изысканий и открытий плодотворнее и точнее. Буквально то же относится к изучению и живому усвоению единственной положительной религии в мире, именуемой христианством. В этой именно религии опыт играет самую выдающуюся роль для всякого человека, желающего постигнуть великие тайны учения Христа. При этом в христианской религии необходим не только внешний опыт, т.е., тот, который доступен внешним органам чувств человека: зрению, слуху и т.д., но еще в большей степени тот внутренний опыт сердца, которым широко охватывается сама жизнь в духе учения Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Человек с аутизмом видит мир таким, какой он есть Что мы можем сделать для тех, кто «обжигается о внешний мир» 2 апреля, 2016 Что мы можем сделать для тех, кто «обжигается о внешний мир» 2 апреля во всём мире отмечается день распространения информации об аутизме. Вечером голубыми огнями в самых разных уголках планеты будут подсвечены общественные здания. В том числе и в Москве. Инициатором проведения акции Light It Up Blue в России еще в 2013 году был Игорь Шпицберг, руководитель Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир», член правления международной ассоциации Autism Europe. С ним мы решили поговорить о том, что такое аутизм и каким люди с аутизмом видят мир.  …Вы знаете лишь одного человека с аутизмом – Вы психолог, специалист по реабилитации детей с особенностями развития. Как случилось, что вы стали заниматься темой аутизма? – Я начал заниматься этой проблематикой в 1989 году. Мне было 19 лет, хотелось посвятить себя чему-то полезному. Случайно познакомился с двумя женщинами, которые мечтали создать что-то типа экологической загородной базы, на которой урбанизированные школьники могли бы общаться с животными: собаками, лошадями. Идея меня вдохновила. Уже через год вместе мы поехали в Польшу к Марианну Ярошевскому. Этот выдающийся олигофрено-педагог, сын главного психиатра Польши, был создателем иппотерапевтического движения в Польше – лечебной верховой езды. Оттуда-то мы и привезли иппотерапию в Россию. Первый год наш центр был чисто иппотерапевтическим. Но уже в 1992 году мы провели первый в истории России реабилитационно-инклюзивный лагерь. К нам приехали и больные, и здоровые дети, и с аутизом, и с умственной отсталостью. Собственно, с этого лагеря всё и началось. Необходимость создания некой комплексной реабилитационной программы стала очевидна именно тогда. Дело в том, что нет одного метода (какой бы чудесный он ни был), который помогал бы ребенку полноценно развиваться. Методов должно быть множество, особенно если речь идет о реабилитации. Создание комплексной реабилитации – это основной мировой тренд. А мы начали свои шаги в этой области как раз 25 лет назад.

http://pravmir.ru/chelovek-s-autizmom-vi...

В.М. Дорошевич Глава XXVIII. Прокаженные Среди Иерусалимских нищих, ужасных и отвратительных, вы часто встречаете людей, скорее похожих на какие-то страшные призраки: с телом, покрытым язвами, с лицом представляющим сплошной струп. Эти страшные люди откидывают лохмотья, чтобы показать свои язвы. И тогда вас охватывает ужас. Это прокаженные. При слиянии долин Иосафата и Геннона стоит маленький домик с красной черепичною кровлей. Я не знаю учреждения более христианского, людей, более самоотверженных, чем те, которые посвятили себя здесь помощи страждущему человечеству. Это приют для прокаженных, построенный евангелическим обществом. Им заведуют муж и жена Шуберты. Им помогают несколько женщин, приехавших сюда из Германии. Несколько женщин, вечно печальных, всегда грустных, сосредоточенных, с отпечатком пережитого горя на лицах. Бог весть, что перестрадали они «там“, дома, на родине, что заставило их отречься от мира и удалиться сюда в этот приют ужаса и страдания. Самоотвержение, с которым они выполняют свой обет, не имеет себе равного. В Иерусалиме около 200 прокаженных. Из них только человек двадцать живут в приюте, где их окружает трогательный и нужный уход, чистота, комфорт и довольство. Остальные предпочитают валяться на горячих камнях грязных иерусалимских улиц, вести жизнь собак, которых все гонят и все боятся, и просить милостыню, наводя своим видом ужас на проходящих. Проказа – болезнь древняя, как человеческий род. Она упоминается на первых страницах библии. Иегова карал ею людей, которых проклинал в праведном гневе Своем. Она тяготеет над человеческим родом как проклятие страшное и таинственное. Она стара, как человеческий грех и мы ее не знаем. Мы не знаем средства против нее, ее происхождения. Как передается проказа, даже заразительна ли она, – все это еще спорные вопросы. Мы знаем только ее внешний вид, страшный, ужасный внешний вид, похожий на печать проклятия. В теле, покрытом струпьями, совершается какой-то таинственный процесс. В то время, как суставы гниют и отпадают, около вырастают огромные наросты дикого мяса. В то время, как у одного рот увеличивается, делается огромным, зияющим отверстием, чрез которое видны оскаленные, как у черепа, зубы, – у другого, наоборот, рот зарастает и превращается в маленькую круглую скважину, чрез которую несчастные еле-еле пропихивают крошечные кусочки пищи. Эти лица без рта – и лица, представляющие один сплошной, зияющий рот, одинаково страшны, одинаково похожи на призраки кошмара.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Отдел третий. Внешний и внутренний рост Римского католицизма XI. Состав населения Северной Америки. Европейская эмиграция и католическая часть её. Народности, входящие в состав римско-католической церкви и их сравнительное значение для нее. Процесс численного роста римско-католического населения. – XII. Основание епископии и рост церковной организации. Соборная форма церковного управления. Антикатолические движения. Юридическое положение римско-католической церкви в Соединенных Штатах. – XIII. Второй полный собор Балтиморский. Его историческое и каноническое значение для римско-католической церкви страны. Акты и декреты. – XIV. Монашеские ордена и их значение для созидания Римского католицизма в Америке. Иезуиты и сульпициане. Эмиграция мужских и женских орденов в Америку вслед за народной эмиграцией. Их важные услуги делу Римского католицизма. XI Население Северной Америки по своему составу почти исключительно пришлое. Туземное население, состоявшее из мелких индейских племен и до открытия материка занимавшее все его пространство, не имело сил сохранить свою самобытность и удержать за собой материк. В лице белых людей для него явился смертный приговор, как неизбежный результат враждебного столкновения сильного со слабым. С белыми людьми явилась высшая культура, пред которой должна была уступить первобытная культура туземного населения, и оно действительно по мере наступления белых людей начало отступать в дикие недра материка, пока наконец не сократилось до теперешнего ничтожного числа, которое собранное вместе едва ли составило бы один город средней величины среди множества городов пришлого населения. В настоящее время индейское население в пределах Соединенных Штатов не восходит до 300,000 человек, 308 между тем как все население по последнему цензу определяется в пятьдесят миллионов, 309 так что первое составляет ничтожную каплю в море пришлого населения. Если же все население страны своим умножением обязано почти исключительно внешнему наплыву переселенцев и естественному их приращению, то и роста каждой части этого населения надо искать в тех же причинах. Римско-католическое население, как составная часть всей массы населения, поэтому своим умножением должно быть обязано прежде всего и главным образом тем же общим причинам роста американского народа. Но чтобы составить ясное представление о процессе возрастания собственно римско-католического населения, необходимо сделать общий обзор возрастания всего американского населения, органическую часть которого оно составляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rimski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010