Толкование Евангелия на каждый день года. 16 февраля Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Праздник Сретения Господня – встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Старец Симеон, как сказано, «был муж праведный и благочестивый». Он был праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счет другого. Он «чаял утехи Израилевой» – жил ожиданием утешения Израиля, то есть, пришествия Мессии. И ему было обещано Духом Святым не увидеть смерти до тех пор, пока он не встретит Бога Живого, Христа Господня. Нам открывается, для чего дается нам жизнь, что такое старость, и что такое смерть. Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. «Не остави мене во время старости, внегда оскудевати духу моему» (Пс. 70, 9). Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Бывает красота и величие старости, преображенной близостью к Богу. И вот чудо – чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу. И так он должен бы жить, так восходить в этой земной жизни к совершенной радости, преодолевая все, даже само время, как старец Симеон, который не умирал, ожидая пришествие Христа. Так велика была его вера в то слово, которое он прочитал в Священном Писании: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7, 14).

http://pravoslavie.ru/4007.html

Один знакомый священник разговаривал с афонским монахом, который был две недели в искусственной коме на аппарате ИВЛ. Недавно, буквально 2 дня назад, его отключили от аппарата и перевели из реанимации. И вот тогда он рассказал моему знакомому о том, что происходило с ним во время болезни, когда он был на ИВЛ. Внешний вид его, как сказал священник, очень сильно изменился. Это был уже другой человек, видно, что он пережил и перечувствовал очень многое. Первое, что он сказал: «Всяк человек прах, нельзя о себе мнить ничего, человек — ничто перед Богом. И надо понимать, что ты — " ничто " ». Второе: «Нельзя никого осуждать. Вообще никого. И даже плохо говорить о ком-то. Это известно всем, но мало кто это может выполнить». Но почему-то этот опыт он получил во время тяжелого недуга. Во время болезни он все время был в сознании. И все время видел вокруг себя бесов, которые издевались над ним, а монах ничего не мог им противопоставить. Все время злые духи перечисляли его грехи, даже исповеданные, но все равно они их вспоминали. Потом начинали просто клеветать, приписывать ему поступки, которых не совершал и не мог совершить. А он был не в состоянии что-то возразить, было ощущение, что будто он связан и ничем не может пошевелить, ни рукой, ни ногой, не может даже открыть уста. Вот в таком состоянии полного уничижения он провёл все это время. - Но, молиться-то мог? - спросил мой знакомый - Нет. Даже «Господи, помилуй!» не мог сказать. Ни разу не мог сказать: «Господи, помилуй». И это согласуется с учением святых отцов, которые говорят, что человек должен до смерти, до разделения души и тела стяжать непрестанную Иисусову молитву, сердечную. Тогда душа, выходя из тела, будет молиться. Этот навык у нее закреплен, это естественное для нее состояние, и она будет молиться, даже разделившись с телом. Как говорит прп. Иоанн Кассиан: «И только чей ум, отрешившись от уз всех страстей, глубоко умиротворится, и чье сердце всем устремлением наикрепчайше прилепится к Богу как верховному благу, может в совершенстве исполнить апостольскую заповедь: непрестанно молитесь» («О молитве»). Если человек до смерти не успел стяжать эту сердечную молитву, то он будет претерпевать то, что претерпевал этот монах. У него была начальная стадия, бесам не попускалось ничего с ним делать, только клеветать на него, издеваться над ним.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/17/v_...

3. Современное состояние изучения наследия свят. Григория Паламы ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЛАВА ПЕРВАЯ. КУЛЬТУРНЫЙ ФОН ЭПОХИ А. Общие бытовые особенности. Б. Богословская традиция. В. Философская традиция. Г. Мистическая традиция. ГЛАВА ВТОРАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (До-никейская антропология) АПОСТОЛ ПАВЕЛ А. Состав человека. Б. Тело и плоть. В. Душа Г. Ум. Д. Совесть и сердце. Е. Дух. Ж. Внешний и внутренний человек. 3. Сыноположение и прославление. МУЖИ АПОСТОЛЬСКИЕ АПОЛОГЕТЫ Св. Иустин философ. Татиан Ассириец Ермий философ Афинагор Св. Феофил Антиохийский Тертуллиан Св. Ириней Лионский АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Климент Александрийский Ориген 1. Природа души 2. Происхождение души 3. Состав человека 4. Учение о свободе и разуме. 5. Образ и подобие Божие. 6. Грехопадение 7. Спасение 8. Воскресение Св. Мефодий Олимпийский ГЛАВА ТРЕТЬЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология великих догматических споров) Эпоха тринитарных споров. Св. Афанасий Александрийский Состав человека и душа его Образ и подобие Божие Обожение Св. Василий Великий Природа человека Образ и подобие Божие Св. Григорий Богослов Св. Григорий Нисский 1. Назначение человека; Цель и время творения. 2. Образ Божий в человеке. 3. Два устроения человека. 4. Грехопадение Св. Иоанн Златоуст 1. Состав человека 2. Создание человека. Образ и подобие 3. Грехопадение Адама 4. Человек и ангелы 5. Назначение человека Немезий Емесский 1. Место человека в мире. 2. Состав человека 3. Происхождение души 4. Загробная судьба человека 5. Назначение человека Антропология христологических споров Св. Кирилл Александрийский. Первый человек. Образ и подобие в нем. Грехопадение Искупление АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛОВИЕ Душа. Образ и подобие. Искупление Василий Селевкийский а. Образ и подобие Б о ж и е. б. Загадка о человеке. в. Грех и искупление. Леонтий Византийский. Преп. Анастасий Синаит. а. Создание человека. б. Состав человека. Взаимоотношение души и тела. в. Назначение и достоинство человека. г. Образ и подобие Божие. Человек и ангелы. ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ (Антропология Пустыни. Антропология мистиков. Антропология богословских синтезов) Антропология Пустыни Преп. Макарий Египетский а. Состав человека б. Два состояния человека Преп. Исаак Сирин Антропология мистиков. Ареопагитики Св. Максим Исповедник Образ и подобие. Душа. Учение о воле. Грехопадение и искупление Преп. Симеон Новый Богослов Состав человека. Искупление и прославление. Антропология богословских синтезов. Св. Иоанн Дамаскин. Состав человека. Образ и подобие Божие в человеке Назначение человека Св. Фотий, патр. Константинопольский (†891) 1. Состав человека 2. Образ и подобие Божие в человеке 3. Адам и грехопадение 4. Назначение человека

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/a...

Закрыть itemscope itemtype="" > Что значит любить себя? 17.11.2016 584 Время на чтение 5 минут Современный мир исказил многие понятия, и самое, пожалуй, основное из них - любовь. А что значит любить себя? Где истинный ответ на заданный вопрос? Об этом размышляет владыка Даниил. Апостол Павел писал: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). С момента грехопадения в душу пришел «ветхий» человек и заслонил собой образ Божий. Наша задача - «ветхого» человека умалить, чтобы внутренний обновился. Но этого не бывает без труда. Любовь к себе должна быть праведная, то есть правильная. Сделаем такое сравнение. Врачи заботятся о здравии человеческого тела. Они часто входят в противоречие со своими пациентами. Многие ведь твердят, что к докторам ходить не надо, они только мешают жить так, как хочется: если нельзя пить, курить, объедаться, зачем такая жизнь? Врачи же ратуют за здоровый, правильный образ жизни. Они понимают, что человека, получающего удовольствие, угождающего своему чреву, поедающего чипсы, «сникерсы» и запивающего их колой, ждут печальные последствия. Так же священнослужители, являясь врачами человеческих душ, говорят духовным чадам: то, что тебе сейчас приятно, на самом деле не полезно, это погубит. В уголовном кодексе есть статья за убийство человеческого тела, но, к сожалению, у нас нет наказания за убийство человеческой души. Убийство души другого человека - страшный поступок. Человек с убитой душой становится изгоем, он не может построить семью, поскольку крайний эгоист и не способен ни с кем ужиться... Господь сказал Своим ученикам: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною» (Мф. 16: 24). Согласно толкованию святого Макария Великого, отвергнуться себя - значит отвергнуться своей «второй» души, той, которую образовали в нас грехи, страсти. Христос сказал: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее» (Лк. 9:24). Что означает погубит? Мы настолько срослись со своими страстями и грехами, что, когда начинаем вести против них борьбу, кажется, это уже не жизнь. Вспоминаю 1980-е годы, как люди реагировали, услышав о том, что кто-то стал монахом: «Что ж ты с собой сделал-то? В монастырь ушел, ужас!» А человек стал подвизаться в монастыре, чтобы бороться со своим эгоизмом, с которым все рождаются.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

КАФИСМА ПЕРВАЯ Псалом Давиду, не надписан у еврей, 1 Переводчики божественного Писания, какие в древности нашли у евреев надписания, те и переложили на греческий язык. И ненадписанные псалмы оставили они без надписания, не осмеливаясь к словам Духа приложить что-либо от себя. Псалом содержит в себе обвинение грешных и нечестивых людей и советует непрестанно внимать божественному закону, который удаляет человека от сродства со злом. Он является основанием всех псалмов, ибо наставляет всех людей к творению богоподобных добродетелей и приближает к блаженству жизни вечной: потому и начинается от блаженства (Феодорит, Григорий Нисский ). Пс.1:1 .   Блажен муж, иже не иде на совет нечистивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе: «Блаженство» человеческое есть уподобление божеству. «Блажен и един сильный Царь царствующих и Господь господствующих» ( 1Тим. 6, 15 ). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см. Мф. 1, 1 ), поэтому прежде всего Пророк и «ублажает» уповающих на Бога. Псалмопевец называет одного «мужа блаженным» и умалчивает о жене, потому что творение обоих равночестно при единстве природы. Слово Божие здесь вместе с мужами разумеет и жен; ибо одна добродетель и награда обоим одинакова. Условием божественного «блаженства» является чистота наших помыслов и разумное удаление от всякого зла. «Нечестивый» – есть всякий неблагодарный человек, а «губитель» – есть человек лукавый, советник зла. Под «советом нечестивых» подразумеваются также и греховные помыслы от бесов, услаждаясь которыми, человек проявляет свое изволение на грех , т.е. становится «на путь грешных» и, наконец, предается страсти греха, что означает «седение на седалищи губителей» (Василий В., Златоуст, Афанасий, Феодорит). Пс.1:2 .   но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и нощь. «День и нощь» надлежит нам внимать «закону» Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: «слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, седяй... и востая, и лежа и идый путем. И навяжиши я... на руку твою и да будут непоколеблемо пред очима твоима» ( Втор. 6, 7–8 ). Христиане должны подражать Богоматери, которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, «день и ночь» поучалась «в законе» Господни и пребывала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем христианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: «непрестанно молитеся» ( 1Сол. 5, 17 ). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О, дело, воистинно дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом! Памятование о Боге возводит человека к чистоте (Феодорит, Афанасий, Палама, Силуан, Григорий Богослов ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Святая Церковь преподает нам силы, «яже к животу и благочестию» (2 Петр. 1.3). Без благодатных сил не может жить ни один член Церкви, и они подаются нам по мере нашей веры и любви к Богу. Действия же, через которые подаются нам эти силы, называются таинствами. Таинство есть священное действие, в котором через какой-либо видимый внешний знак, невидимо, непостижимым для нас образом, подается нам благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия. Господом учреждены были таинства. Таинство Крещения самое необходимое. Оно служит дверью в Церковь Христову: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому Крещение называется еще «духовным рождением». Для некрещенного закрыты врата рая. Сам Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие» (Ин. 3.5). Но и здесь, на земле, некрещенный человек для Церкви как бы не существует: на него не действует благодать, подаваемая в других таинствах, за него нельзя молиться в Церкви, его нельзя поминать ни при жизни, ни после смерти, его нельзя отпевать. С точки зрения Церкви у некрещенного человека нет даже имени, потому что и само имя дается при Крещении. Таким образом, только с момента Крещения начинается подлинная духовная жизнь. И это относится не только к каждому отдельному человеку, но и к целым странам и народам. Духовное рождение нашего отечества произошло в 988 году, когда святой равноапостольный князь Владимир совершил великое и славное дело — Крещение Руси. К необходимости принять Крещение приходят разными путями. Следует признать также благотворность Крещения в жизни. Помимо учреждения таинства Крещения Господом, оно и освящено еще примером Самого Господа Иисуса Христа, крестившегося в реке Иордан от Иоанна Крестителя. Иоанн Креститель был Предтечею пред явлением в мир Христа Спасителя, приготовляя людей к принятию Спасителя, и призывая к покаянию и вере. Покаяние и вера необходимые условия для принятия таинства Крещения. Кающийся человек сознает свои грехи и понимает, какую великую милость являет ему Бог в таинстве Крещения, прощая все беззакония. Вера нужна для осознания, что только Христос может освободить его от грехов, ибо Христос взял на Себя грехи всего мира, «дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3.16). Для всякого христианина Христос должен быть центром, средоточием всей его жизни, и любое уклонение от этого центра — это грех, измена Христу, нарушение обета верности Ему, данного при Крещении. Уклонения весьма многочисленны, ибо человек по немощи и по злобе диавола и после Крещения не перестает грешить. И нужен подвиг, нужна долгая борьба с грехом, нередко всю свою жизнь, на пути духовного совершенствования и спасения. Иного пути нет.

http://zavet.ru/kresenie2.htm

человеческое есть уподобление божеству. (1 Тим. 6:15). Давид полагает начало пророчеству о Христе, Которому надлежало родиться от рода его (см. Мф. 1:1), поэтому прежде всего Пророк и уповающих на Бога. Псалмопевец называет одного и умалчивает о жене, потому что творение обоих равночестно при единстве природы. Слово Божие здесь вместе с мужами разумеет и жен; ибо одна добродетель и награда обоим одинакова. Условием божественного является чистота наших помыслов и разумное удаление от всякого зла. — есть всякий неблагодарный человек, а — есть человек лукавый, советник зла. Под подразумеваются также и греховные помыслы от бесов, услаждаясь которыми, человек проявляет свое изволение на грех, т.е. становится и, наконец, предается страсти греха, что означает (Василий В., Златоуст, Афанасий, Феодорит).   надлежит нам внимать Божьему и согласно с ним располагать свою собственную жизнь. Ибо так законоположил Бог еще через Моисея, говоря: «слова закона сего да будут всегда в устах твоих, в них поучайся, (Втор. 6:7—8). Христиане должны подражать Богоматери, которая воспитывалась в храме, во Святая Святых, поучалась Господни и пребывала в молитве за народ. Подобно и апостол Павел заповедует всем христианам подвизаться в молитвах всегда, говоря: (1 Сол. 5:17). Внешний человек да пребывает в своих телесных трудах, а внутренний пусть будет посвящаем на духовное делание умной молитвы. О, дело, воистинно дивное и предивное! Телесно обращаешься с людьми, а умно беседуешь с Богом! Памятование о Боге возводит человека к чистоте (Феодорит, Афанасий, Палама, Силуан, Григорий Богослов).   Читающий постоянно божественные Писания, хотя бы и не имел никакого толкователя, постоянным чтением, как бы некоторыми корнями, собирает в себя струи и росу Святаго Духа. И подлинно, что ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение божественных Писаний. Ибо те вещи тленны и непостоянны: почему и утешение от них скоропреходящее, а чтение Писаний есть собеседование с Богом. Когда же Бог утешает находящихся в скорби, то какое из настоящих обстоятельств может повергнуть их в уныние? (Златоуст).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

     «Когда я прихожу в храм, мне хочется плакать. Если я помолилась у иконы, но не поплакала, то мне кажется, что я зря пришла в церковь. Меня удивляют те, кто улыбается в храме, разговаривает друг с другом время от времени. Когда я стою на службе, то чувствую сильнейшее внутреннее напряжение. И мне кажется, что я не имею права ни на что другое». Эта фраза одной из участниц конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви», которая проходила в Москве в январе, в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, буквально врезалась в память нам, их делегатам. И сегодня, продолжая разбирать и публиковать материалы этого глобального форума, мы решили обратить внимание именно на эту тему. Нужно признать, что подобные мысли и переживания так или иначе посещают многих христиан: убежденность в том, что пребывание в храме — это сосредоточение на своей виновности перед Богом, на своей негодности, на бездарно растраченной жизни,— не такое уж редкое мнение. Но также нередки бывают и нервные срывы, после которых человек, подменивший сокрушение сердечное растаптыванием себя, порой вообще перестает ходить в храм. Как отличить истинное чувство вины от невротического расстройства? Чем отличается страх Божий от страха человеческого? Обо всем этом — в нашем материале. Ругать себя, чтобы смириться? —И здоровое, и невротическое чувство вины весьма мучительны и очень похожи,— рассказал один из участников конференции «Святоотеческая психология и современная практика Церкви» Дмитрий Сергеевич Дроздов — магистр психологии, президент Ассоциации понимающей психотерапии. Но есть, по его словам, и существенная разница: здоровое чувство вины направлено на поступок, а невротическое человек направляет на самого себя. Грех, безусловно, отзывается в нас виной. Но если в человеке нет душевных патологий, его совесть не только указывает на неправоту, но и показывает, как можно исправить ситуацию. Если же личность невротизирована, то человек от конкретной ситуации тут же переходит к обвинению себя, не связанному с отдельными поступками. Вся его жизнь и деятельность связана с постоянным переживанием стыда, но не за что-то, о чем он может определенно сказать, а непонятно за что. Ему кажется, что он всегда виноват и поэтому исправить ситуацию невозможно. Невротическое чувство вины рождает в человеке пассивность — это его характерный внешний признак.

http://pravoslavie.ru/111573.html

     «Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4:14–15). Такие слова апостола Павла мы встречаем в апостольском зачале нынешнего воскресного дня. Для человека, читавшего Евангелие, данные мысли могут составить противоречие с учением Господа Иисуса Христа. «Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья; и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник – Христос» (Мф. 23:8–10), – говорил Спаситель. Однако, несмотря на ясное, как кажется, запрещение Христа называть кого-либо наставниками и отцами, апостол Павел употребляет эти слова и фактически признает духовное отцовство и наставничество в Церкви. Неужели святой нарушает заповедь Господню? Конечно же, нет. Необходимо правильно понять смысл апостольской речи. Дело в том, что всякий человек, условно говоря, состоит из человека внешнего и внутреннего. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Есть биологическое рождение внешнего человека и духовное рождение внутреннего человека. Каждый из нас должен пережить новое рождение в вере, которое, как правило, начинается от услышанного слова о Боге. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим. 10:17). Для того чтобы мы услышали слово Божие (или слово о Боге), кто-то должен нам его произнести. Человек, родивший в нас веру своей проповедью, вполне может быть назван нашим духовным отцом во Христе. Именно это духовное рождение имеет в виду апостол, когда говорит коринфянам: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием». «Родить во Христе» означает проповедовать Господа и быть услышанным; бросить в сердце семя веры, которое начнет прорастать. Подобно тому, как у каждого человека есть земной отец, так у всякого христианина есть отец духовный – тот, кто участвовал в духовном рождении нашего внутреннего человека.

http://pravoslavie.ru/105739.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Суббота 1-й седмицы Великого Поста. Слово перед исповедью 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Суббота 1-й седмицы Великого Поста Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вступая в Великий Пост, который Господь дал нам как время нашего спасения, мы молимся в течение всей этой недели. Господь идет этим Постом впереди нас. Он присутствует среди нас и говорит, что не хочет смерти грешного. Он создал нас для жизни и прощает семьдесят крат седмерицею все наши грехи, чтобы мы покаялись и узнали, что у нас есть избавление от вечной смерти. Он прощает нас, чтобы душа наша коснулась этого избавления, и мы узнали, что есть та жизнь, для которой создан человек. И чтобы никто не испугался своих грехов, ни один человек, но всякий узнал, как драгоценно покаяние. Сам Господь и Божия Матерь, и все святые сегодня ходатайствуют за нас. Не случайно первая седмица Великого Поста заканчивается памятью святого великомученика Феодора Тирона, канон которому мы сейчас слышали. Это напоминание нам о том, что Церковь небесная видит все, происходящее с нами во время поста, и знает все наши искушения и все преткновения. Она знает все замыслы лукавого и спешит к нам на помощь, если мы действительно ищем Господа. Все попытки диавола, присутствие которого во время поста может быть очень ощутимым, так как мы объявляем войну ему самому, послужат только к нашей славе, потому что Господь уже победил его и посрамил. Сатана хочет осквернить наш пост так, как он осквернил пост древних христиан, с тем, чтобы мы не соблюдали его, как полагается по церковному Уставу. Внешний пост необходим. То, что заповедала Церковь, каждый из нас должен исполнять в меру своих сил, соблюдая то, что хорошо для нас, в «средней царской мере», как говорят святые отцы. Кто не постится во Святую Четыредесятницу без уважительной причины (не по серьезной болезни), — «да никакоже причастится». Это значит, что человек не хочет понять, что «Господь сорок дней постился ради меня»… Ради тебя Он постился, для того чтобы показать весь путь нашей жизни. Чтобы показать, что мы не можем вступить на крестный путь, не подчинив наше тело духу. И пока тело наше не покоряется нашему духу, дух наш не покоряется Христу. В этом соблюдении телесного и внешнего — наша малая жертва Господу, но она имеет смысл только тогда, когда мы сознаем весь наш путь и понимаем все, что совершается с нами.

http://moral.ru/суббота-1-й-седмицы-вели...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010