Закрыть Зачем Великий пост накануне Пасхи? Радоваться воскресению Спасителя может только понявший своё падение и увидевший свои грехи Епископ Ириней (Тафуня)   09:41 24.02.2023 1235 Время на чтение 4 минуты Фото: Орская епархия Кто хоть раз встречал в своей жизни рассвет, тот знает, как первые мгновения чудесного видения покрывают забвением бессонные часы его ожидания. Христос - рассвет мира, Им воссияла радость. Но прежде рассвета была ночь, прежде весны - зима. Главному нашему Православному празднику - Воскресению Христову - предшествует Великий пост. Время, когда мы стараемся увидеть и осознать свои грехи и свое падение. Святитель Игнатий (Брянчанинов) называет пост бесценным даром Божиим. Ибо «с этого видения, - замечает преподобный Макарий Египетский, - и начинается все христианство». Проповедь в среду 5-й седмицы Великого поста Увидевший себя по шею в болоте греха соединяет свою молитву с одним-единственным воплем: «Господи, Иисусе Христе, спаси мя погибающего». Только с того момента, когда человек видит свое падение, он начинает призывать на помощь Спасителя - Врача. Истинный Врач предложил нам в качестве лекарства постоянный плач и шествие тернистым путем Евангельских заповедей. Заповеди Христа признают многие, даже атеисты их считают частью сокровищницы общечеловеческой морали. Но только здесь, в Православной Церкви, открывается их смысл. Каждая заповедь показывает человеку его болезнь, обнаруживает его неспособность сделать что-либо в совершенстве своими собственными силами. И тогда человек со смирением встречается со своим Спасителем, Господом Иисусом, который Сам исцеляет и направляет его. Теперь становится понятным, почему мы призываем Иисуса Распятого на помощь. Внешний мир надеется получить помощь от какого-нибудь сверхмудрого реформатора. Писание именует его Антихристом. «Анти» - это значит «вместо» - вместо Христа. Увы, мы живем в мире, где понятия «греха», «страсти», «духовной смерти» считаются устаревшими. Наш мир просто не желает видеть и слышать о них. А это значит... миру не нужен... Спаситель. Точнее ему не нужен Спаситель Иисус Христос. А вот по спасителю от безработицы, войн, голода, болезней мир, конечно же, просто изнывает. И это настораживает. Настораживает то, что мир, уставший от социальных потрясений, уже готов принять подателя земного счастья, в своих обетованиях ни в чем не похожего на истинного и единственного Спасителя. Пути Христа и Антихриста ведут в разные стороны: один на крест, к распятию страстей и греховных побуждений, другой - к земному благополучию, самодовольству и покою. Эти два пути, говоря иначе,- путь покаяния и путь греха. Тяжело и горько идти первым, легко и приятно - вторым. Вот, оказывается, на чем зиждется наше нежелание и неумение видеть свою гибель без Бога. Мы порой меняем вечную радость на временные наслаждения. И тогда у нас на нашем ложном пути есть лишь один выход - возвращение, то есть покаяние и исповедание своих заблуждений.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/24/za...

И. Дмитриевский (О духовной жизни) Опытно-богословское, философское исследование вопроса 4 сентября позапрошлого года в городе Белгороде открылся великий источник духовной жизни, – волей Божией открылись мощи новоявленного угодника Божия святителя Иоасафа. Среди пустыни современного неверия и маловерия обильно забил фонтан благодатной силы и жизни! И потекли воды этой благодатной жизни из Белгорода по всем направлениям, неся с собой умиротворение, радость, чудесные исцеления. Недалеко мы живём от Белгорода, несомненно, волны благодати захватили и наш город. Но где ж они, эти волны? Где эта благодать, сила оживляющая, умиротворяющая, обновляющая? Я думаю, у многих возникает этот вопрос; добавлю: он возникает не только у нас, живущих за 70 вёрст от Белгорода, но и у многих жителей самого Белгорода; более того, я не вижу ничего невероятного в том, что тот же вопрос может стоять перед сознанием даже тех, которые присутствуют при самой раке святителя, которые служат проводниками этой благодати для других. Да, и это может быть! Это очень странно, но и очень обыкновенно. Я был на открытии мощей святителя Иоасафа и сам наблюдал это явление: я видел лица, которые горели огнём религиозного восторга, радости и умиления, находясь за оградой храма, и видел холод, внешний только интерес и утомление на многих из тех, которые теснились около самой гробницы святителя. Таков закон духовной жизни; здесь подобное воспринимается подобным; здесь не существует преград внешних, препятствий от расстояния, равно как и внешняя близость сама по себе вовсе не ведёт к близости духовной. Человек может быть залит волнами благодати и не замечать её, если у него закрыта, не развита та сторона его существа, которой он может воспринимать прикосновение жизни духовной. В этом причина того, что чудесное многими считается невероятным и отвергается с предвзятой точки зрении; в этом причина того, что о многочисленных чудесах, совершающихся от мощей святителя Иоасафа, совершенно ничего не говорит, тенденциозно замалчивает известная часть прессы, как будто бы их и нет совсем. С одной стороны, факты, устанавливаемые с соблюдением всех условий самой придирчивой критики, с другой стороны, априорное отрицание этих фактов! Так было во времена Иисуса Христа, так бывает и доныне: здесь не тенденция только и приём враждебной Церкви агитации, а и показатель основной природы духовных явлений; они не могут быть восприняты, их нет для тех, у кого нет соответствующих органов для их восприятия. «Душевный человек, – говорит об этом апостол, – не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/gde-ra...

Итак, будем деятельно держаться прекрасного дела поста и воздержания; добрыми делами удостоверим наше расположение относительно их. Деятельно покажем каковы плоды они приносят, ибо дерево познается по плоду. Но и земледелателю долженствует первому восприять от плодов. «Разумей, яже глаголю» ( 2Тим.2:6 ), – говорит Апостол. Так, из числа иных добродетелей, каждая очищает и украшает или душу или тело, или вернее сказать – одну некую часть души или тела: так молитва и ведение украшают и очищают ум, кротость укрощает гнев, целомудрие гасит вожделение. Пост же и воздержание умиряют плотское разжжение, угашают яростный гнев и страстность, в душе создают ясное небо – чистое и как бы безоблачное – очищая ее от паров, происходящих от множества еды и от мрака, как следствия сего. Благодаря посту и воздержанию внешний человек вянет; насколько же он вянет, настолько внутренний человек обновляется, как говорит Апостол. Упитанный желудок, сказал некто, не рождает тонкого ума; следовательно, суживаемый от поста и воздержания, он, по необходимости, и ум делает тонким. Таким образом, благодаря сему совершается все прекрасное и хорошее. Пост и воздержание это – двойное кольцо стен, и живущий за ними наслаждается большим покоем, как бы гражданин Иерусалима. Ибо Иерусалим в переводе означает «мир». Подступает же войной к этой стене вавилонский князь «архи-повар», и там, где не нашел бы стойко защищающих извнутри эти стены, он разрушает их, вводя, как стенобитные орудия, ухищрения поварского искусства. Находящееся же за этими стенами не только презирают различие яств, но ради большей экономии и хлеб сами молотят, лучше сказать, – сами, благодаря воздержанию, опрокидывают Мадиамский шатер. Ибо это-то предызображала и история Гедеона: «Се тесто хлеба ячна (ячменного), – говорится, – валяющееся в полце мадиамли» ( Суд.7:13 ). Показывает же ячменный хлеб скромность и воздержание даже в необходимой еде тех, которые воинствовали вместе с Гедеоном. «И привалился к кущи Мадиамли, и поби ю, и преврати ю», – говорится. Мадиамским же шатром, опрокинутым ячменным тестом, конечно, будет (в нашем сравнении) – кипучее вожделение глотки и чрева, яростные требования которых отсекает пост и неприхотливая, отвечающая посту, трапеза. Даниил – муж желаний – не только лепешкой убил дракона, бога тех, которых бог – чрево, но и в течение многих недель не вкушая вожделенного хлеба, ни вина не пия, узрел новые видения и удостоился пришествия Архангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

, мнение второе падение”. И крупные церковные деятели, как Иосиф Волоцкий и митрополит Даниил, вообще все так называемое “осифлянское” направление, только такой путь считало правильным и единственным для православного. “Прежде о телесном благообразии попечемся, потом же о внутреннем хранении” — говорил представитель и основоположник этого направления. Таков был идеал, и церковный человек замыкался в нем или был замыкаем условиями жизни. “Я человек сельской, — характеризовал себя немного позже старец Филофей, — учуся буквам, а еллинских борзостей не текох, а риторских астрономий не читал, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, — учуся буквам благодатнаго закона, дабы мощно моя грешная душа очистити от греха”. К половине XVI века формалистическое направление настолько закристаллизовалось в церковной жизни, что такие люди, как Максим Грек или старец Артемий, пытавшиеся глубже раскрыть понимание Православия, понять его более духовно, подпадают под суд иерархов как еретики. Однако внутри Церкви начинает выявляться и оппозиция — стремление более глубоко войти в Православие; внешний аскетизм заменить внутренним, духовным, узреть, созерцать самую Истину… Среди лесов, на берегу рек и озер, “над вечным покоем”, по Замосковью и Заволжью русский инок хранит в себе образы первых русских святых — Печерских угодников и преподобного Сергия Радонежского. Жизнь земная разбила их на два противоположных течения. Одни — пустыннолюбцы, другие — игумены — хозяева общежительного житья. Скит над тихим озе­ром среди шумного бора — стремление первых; монастырь, окруженный золотом полей и шумной деревней, — сфера деятельности других. Скит — это Сергий Нуромский (ум. 1412), Па­вел Обнорский (ученик преподобного Сергия Радонежского), Савва Вишерский (ум. 1460, столпник) и, наконец, самый яркий представитель, преподобный Нил Сорский. Противники их выдвинули Иосифа Волоцкого (ум. 1515), который своей литературной и церковно-политической деятельностью оформил и отчеканил “осифлянскую” идеологию. Нашей задачей не является выяснение всех сторон и подробностей этой борьбы, нас интересует раскрытие некоторых особенностей философско-бого­слов­ской системы Нила Сорского, создание которой способствовало этой борьбе и проведение в жизнь которой взяли на себя уже его ученики и последователи. Сам старец не вступал в полемику, направив все внимание на вопросы внутренней духовной жизни, ища разрешения своих сомнений в “умном делании” и “сердечном трезвении”.

http://pravmir.ru/velikiy-starets-nil-so...

Много уже рассказано об отце Серафиме. Кажется, хорошо известен его земной путь: монах-пустыннолюбец, живший отшельником в горах Северной Калифорнии, охвативший в своих писательских трудах все основные темы и вопросы духовной жизни, основатель Свято-Германовской пустыни в Платине, Валаамского Общества Америки, потрудившийся ради прославления древних и современных подвижников Запада и России, страдавший о страждущей под игом богоборчества России, издатель журнала «Православное слово», вдохновитель «Русскаго Паломника». Что о нем известно еще? Духовный сын великого современного святого - блаженного святителя Шанхайского, Западно-Европейского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича) Чудотворца, наследник и продолжатель миссионерских трудов «последнего великого монаха Русского Зарубежья» архиепископа Аверкия (Таушева). Известны основные события его земной жизни, описан его внешний облик. И все же, кажется, этого мало. Это был в земной жизни редкий человек, человек редких душевных качеств, необыкновенного устремления к познанию смысла и назначения жизни. Но тайна души его сокрыта от внешнего мира. Можно просто рассказать об отце Серафиме - пересказать его биографию, описать его внешность: высокий, красивый, голубоглазый. В молодости - прекрасный спортсмен и блестящий ученый, бывший предметом внимания многих представительниц противоположного пола. Но мир и успех в мире его не волновали. Его большой душе мирского признания и познания лишь видимого мира, а тем более мирские утехи были недостаточны - все это для него было ничтожно мало. Он искал Бога, он шел к Богу прямым путем. Он пришел к нему всего за 48 лет земной жизни, когда приспел для жизни вечной и был взят в нее по Божию определению. Если так просто пересказать его биографию, события и факты его земной жизни, то не ясно будет, почему по его молитвенному заступничеству, особенно в ответ на наши молитвы на его могиле, часто бывает живой отклик, происходят чудеса; почему многие и сегодня приходят к исповеданию Православия, становятся ревнителями веры, читая его труды.

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/02/...

Начнем с личного опыта. Перед вами — фрагменты из опроса предпринимателей, которые одновременно являются и благотворителями. Мы спрашивали их о том, для чего они зарабатывают, как относятся к ним окружающие, как устроена «работа» благотворителя. Все опрошенные — люди православные, и о благотворительности своей стали говорить только потому, что опрос наш — анонимный. «Благотворительность для меня была окошком в Церковь» Президент финансовой компании Тяжело разобраться, что такое предприниматель. Есть люди, которые все, что у них есть (и даже больше, взаймы берут), вкладывают во внешний антураж — офисы, машины. Им важно, как на них со стороны смотрят, и это становится их образом жизни. Некоторые с этим справляются, а для некоторых эта проблема — попытка всегда казаться, а не быть — остается на всю жизнь. Как говорил один мой друг, возникает ситуация, когда человек, глядя на себя в зеркало, сам с собой не здоровается — настолько серьезно к себе относится. А есть люди, которые на это не обращают внимания. Есть люди очень богатые, с большими возможностями, которые вкладывают в дело и живут делом, результатом, а если человек православный к тому же — есть, слава Богу, такие предприниматели, — то он понимает, что только управляет деньгами, которые ему Господь Бог вверил. Что касается благотворительности — мне кажется, что это сейчас постепенно входит в привычку. Для русского человека, с моей точки зрения, это нормально — поделиться частью того, что он имеет, с окружающими. Мой первый опыт благотворительности был очень странный. Первый священник, которому я доверился, меня обманул — потратил деньги совсем не на то, на что брал. В какой-то момент он об этом мне честно сказал. В силу своей наивности я, видимо, вызвал в нем чувство раскаяния. Был откровенный разговор, который меня поверг в очень тяжелое состояние. Я был малоцерковным человеком тогда. Для меня эта благотворительность была дверью, окошком в Церковь. Я довольно большие деньги жертвовал, мне приносили какие-то письма благодарных детей, отчеты о деньгах, потраченных на продукты… Оказалось, что отчеты были липовые.

http://pravmir.ru/priznaniya-blagotvorit...

Не таково служение людям и единение с ними. Единение с людьми, и с людьми грешными, требует от их друзей не внутреннего переворота, но лишь внешнего соглашения с их интересами. Такова к сожалению не только случайная дружба приятелей, но отчасти и любовь супружеская и даже любовь родительская. Люди наслаждаются друг другом, любуются один другим и делают все то, что может относиться к пользе и удовольствиям друг друга. Но если мы подобного же рода любовь, плотскую и исключительную, переносим на Христа, если Его святейшему лицу думаем угодить или чувственною привязанностью к Нему, как Петр в своем первом падении, или внешне – деятельным уничтожением Его врагов, как тот же Петр в своем втором падении, тогда наша религия, наше усердие остаются христианскими лишь по внешности, лишь по виду, ибо тогда человек любит лишь внешний облик Христа, а не содержание Его характера, не Христов закон, не Христову жизнь; таким скажет Господь: «Я никогда не знал вас». То, что называется ересью, именно и заключается в пренебрежении людьми главной стороны христианской жизни и религии (т. е. предпочтения всему Христовой жизни) ради исключительного внимания к вещам сторонним и внешним. Почему же происходят подобные явления? А потому, что извращенная грехом человеческая природа имеет в своих «удех ин закон противовоюющ закону ума» (Римл, VII, 23). Высшая сторона нашей души хотя привлекает нас к божественному облику Небесного Жениха, но путь к Нему тернист и труден; я должен по этому пути распять в себе ветхого человека, уничтожить свои страсти и все приманки мира, а настолько не хватает любви ко Христу и презрения к миру. Вот грешная душа и ищет на свою погибель таких путей, чтобы и любовь ко Христу сохранить и от мирских прелестей и фантазий не оторваться вместо служения Ему через начатие новой благодатной жизни, отвращающейся от гордости и насилия и вражды и похоти плотской, и возвращающей в нас дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви, – человек удовлетворяется или одной мирской, получувственной любовью к Нему, как все протестанты и штундисты, и кричит, что он уже искуплен, или – как во втором падении Петра – вместо уничтожения врага Христова в себе самом, вместо искоренения плевел диавольских из своей души и душ ближних, он восстает на врагов внешних и мечтает об устроении таких на земле внешних порядков, при которых, по его заблуждению, будет всем легко спасаться. Это есть заблуждение всех тех еретиков, которые желали распространять религию насилием и овладевать государственной силой для служения Христу. Таковы римско-католики и все, желающие служить Богу внешними средствами, а не духом и истиною. Но невозможно служить двум господам и нельзя работать Богу и мамоне. Тесный путь один, и кто не со Христом, тот против Него; всякая ересь, которая, вместо новой благодатной жизни, ищет в христианстве осуществления подобных мирских фантазий, тем самым лишает себя благодати и отступник становится «якоже язычник и мытарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Патриарх Кирилл: Грех закрывает душу человека от благодати Святого Духа 24 апреля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Для Вечной жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела. 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-greh-z...

поиск:   разделы   рассылка Сергей Худиев А зачем входить в Церковь? Источник:  Православие и мир Недавно на Правмире появилась статья отца Филиппа Парфенова " Что мешает интеллигенту войти в Церковь? " . Один из блоггеров немедленно прокомментировал заголовок – " Хороший вопрос. Много подобных можно задать. Например, что мешает интеллигенту войти в общество филателистов? Или что ему стать вегетарианцем? Или записаться в атеистический кружок? " В самом деле, прежде всего, постановка вопроса " что мешает " предполагает некое желание, стремление, которому возникают препятствия – человек хочет, и рад бы, но ему строятся преграды. Преграды могут носить как внешний, так и внутренний характер. Например, я знаю, что мне стоит бегать по утрам, и хотел бы это делать, но мне нечто мешает – во-первых, лень, во-вторых, строители все перекопали, а с препятствиями бегать мне тем более лень. Что мешает мне сделаться вегетарианцем и вступить в соответствующее общество? Да ничто не мешает, я просто не хочу делаться вегетарианцем, и не вижу к тому никаких оснований. Я могу находить веганов людьми странноватыми и вяло их поругивать – но спрашивать у меня, почему я не присоединяюсь к веганам, было бы странно – а что, от меня это почему-то ожидалось? Я, например, не присоединяюсь к буддисткой сангхе. Меня оттолкнули злые буддисты? Да ни в малейшей степени, те, которых я знал, были очень милые люди. Я просто не вижу ни малейшего мотива делаться буддистом – да с чего бы мне? На свете есть масса всяких сообществ и объединений по интересам, спрашивать, почему тот или иной человек к ним не присоединяется, значит вызывать немедленный вопрос – а почему мы ожидаем, что он должен хотеть присоединиться? Поэтому разговор о том, что мешает войти в Церковь, стоит начинать с того, зачем вообще к ней присоединяться. А это часть более общего вопроса – на каких основаниях мы принимаем те или иные решения? На каком фундаменте мы строим нашу жизнь? По каким критериям мы оцениваем те или иные явления – в частности, Церковь? Существуют две группы возможных оснований – я бы обозначил их как субъективные и объективные.

http://religare.ru/2_89022.html

ПОСЛЕДСТВИЯ ПАДЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЕЙ К сожалению, грехопадение наших далеких предков имеет слишком близкое отношение к каждому из нас, чтобы можно было так просто закрыть эту тему. То, что произошло с праотцами, объясняет многое из нашей собственной жизни. Однако смогло ли человечество, прожив тысячелетия, понять, что же такое грех? Вы читали рассказ Гоголя «Вий»? Конечно, читали. Там есть назидательный момент. Семинарист посещает село, в котором стоит совершенно заброшенный, запущенный храм. В этой церквушке уже давно не совершалось богослужение. Стены почернели, поросли зеленым мхом. Нерадение же о церкви привело к тому, что в храме поселяются чудовища – бесы. Вы помните, что человек был создан как храм для Бога. С первого момента естество человека сияло светом благодати Божией. Но нерадение и беспечность привели к тому, что прародители стали чужды Богу. «Когда от всей души поверил он (Адам) змию, а не Богу, – учит преподобный Симеон Новый Богослов (XI век), – то Божественная благодать, почивавшая в нем, отступила от него, так как он стал врагом Богу, по причине неверия, какое показал к словам Его». Человек обнажился от небесной одежды благодати. Не случайно Священное Писание повествует, что по вкушении запретного плода прародители увидели, что они наги ( Быт. 3:7 ). – Грех – отчуждение от благодати Божией, потеря общения с Богом. Люди стали воспринимать Господа как что-то чужое, как некий внешний объект. Поэтому они пытались спрятаться между деревьями от Того, перед Которым все открыто ( Быт. 3:8 ). Потеряв любовь к Богу, они уже не видят в Нем смысл своей жизни, воспринимают Его как силу внешнюю, грозную и неумолимую. Адам говорит Богу: «Голос Твой я услышал в раю, и убоялся...» ( Быт. 3:10 ). В их душах теперь нет мира. «Грех есть вражда с Богом», – сказал блаженный Феофилакт Болгарский . Господь призывает первых людей к покаянию, но Адам пытается свою вину перенести на Еву, а Ева – на змея. Что значила потеря благодати Духа Святого? – Самое страшное – смерть человека! «Душою Адам умер тотчас, как только вкусил, а после, спустя девятьсот тридцать лет, умер и телом. Ибо как смерть тела есть отделение от него души, так смерть души есть отдаление от нее Святого Духа», – учил преподобный Симеон. Исполнилось предостережение Божие. Душа прародителей лишилась Жизни – Господа. Закрылись для людей врата блаженной вечности, счастье покинуло их.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010