Предисловие Многие из нас не знают, что такое есть дело внутреннего богомысленного человека, – не разумеют, что такое есть Богомысленность, – ничего не ведущие о творимой умом молитве, но думающие, что молиться подобает только теми молитвами, которые написаны в церковных книгах, – а о тайном беседовании с Богом в сердце и о происходящей отсюда пользе нисколько не знающие, и никогда не вкусившие этой духовной сладости, но как слепорожденный, только слышит о солнечном сиянии, а каково это сияние, того не ведает, так и те разве только слышать о богомысленном поучении и молитве, разуметь же не разумеют, и – по невежеству своему – лишаются многих благ духовных: остаются без того добродетельного преуспеяния, которое возводит на совершенное Богоугождение, поэтому предлагается здесь некое малое наставление о внутреннем обучении и о богомысленной молитве – для простых, да начнет желающий, понемногу, при помощи Божией, научаться (сему делу). Духовное обучение внутреннего человека начинается от следующих слов Христовых: Егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив дверь твою, помолися Отцу Твоему втайне. ( Мф.6:6 ). Глава первая. О том, что состав человека двоякий, и обучение и молитва и клеть его – двояки по свойству своему 1) Состав человека двоякий – внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний – плотский человек есть видимый, а внутренний – духовный есть видимый, но, по слову св. Апостола Петра: Потаенный сердца человек в неистлении кроткаго и молчаливого духа ( 1Пет.3:4 ). То есть: «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа». И св. Павел указывает на двоякий состав человека, когда говорит: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор.4:16 ). Так ясно Апостол говорит, что человек есть внешний и внутренний. Внешний человек состоит из многих членов, а внутренний приходит в совершенство – умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божиею. Дела внешнего человека бывают явны, а дела внутреннего человека – невидимы, по словам Псалмопевца: приступит человек, и сердце глубоко ( Пс.63:7 ). То есть: «как близко ни приступит, а сердце – глубокая тайна». И Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» Один только Испытующий сердца и утробы знает все тайны внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

О МОЛИТВЕ ЧЕЛОВЕКА, УЕДИНИВШЕГОСЯ В КЛЕТИ СЕРДЦА СВОЕГО, ПОУЧАЯСЬ И МОЛЯСЬ ТАЙНО Предисловие Среди Вас есть многие, которые не знают, в чем состоит внутреннее дело богомысленного человека, а также не понимают, что такое богомыслие, и которые ничего не знают о творимой умом молитве, но думают, что только теми молитвами подобает молиться, которые написаны в книгах церковных. Что же касается тайной беседы с Богом в сердце и происходящей отсюда пользы, они об этом отнюдь не знают и никогда не вкушали духовной сладости сего. Как слепорожденный только слышит о солнечном сиянии, что же такое сияние, не знает, так и те только слышат о богомысленном поучении и молитве, понимать же не понимают. Они по невежеству своему лишаются многих духовных благ и отстают от добродетельного преуспеяния, которое приводит к совершенному богоугождению. Посему, ради наставления простых, предлагается здесь кое-что для внутреннего обучения и для богомысленной молитвы, чтобы желающий с Божьей помощью начал хоть немного наставляться. Духовное обучение внутреннего человека начинается с таких Христовых слов: «Егда молишися, вниди в клеть твою и, затворив дверь твою, помолися Отцу твоему втайне» ( Мф.6 6). Глава I. О двойственности человека, обучения, молитвы и клети Человек бывает двоякий: внешний и внутренний, плотский и духовный. Внешний есть видимый, плотский, внутренний же – невидимый, духовный, или, согласно слову апостола Петра, «потаенный сердца человек в неистлении кроткого и молчаливого духа» ( 1Пет.3:4 ). И святой Павел объясняет двойство человеческое, говоря: «Аще внешний наш человек и тлеет, но внутренний обновляется» ( 2Кор.4 16). Здесь апостол ясно говорит о внешнем и внутреннем человеке. Таким образом, внешний человек устрояется из многих членов, внутренний же приходит в совершенство умом, вниманием к себе, страхом Господним и благодатию Божией. Дела внешнего человека бывают видимы, а внутреннего – невидимы, согласно Псаломнику: «Приступит человек, и сердце глубоко» ( Пс.63:7 ). Также и апостол говорит: «Кто весть от человек, яже суть в человеце, точию дух человека, живущий в нем?» ( 1Кор.2:11 ). Один только Испытующий сердца и утробы ведает все тайны внутреннего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Hariton_Dunaev...

свящ. Иоанн Жилов О законе Божием и заповедях Средства к распознаванию добрых дел от худых . Для того, чтобы мы могли отличать добрые дела от худых, Господь дал нам особые средства, а именно: закон Божий внутренний, иди свидетельство совести, и закон Божий внешний, или заповеди Божии. Закон Божий внутренний, или свидетельство совести . Внутренний закон Божий состоит во внушениях и правилах совести. А совесть есть внутренний голос, прирожденный человеку. Этот голос говорит нам, что одни действия – добры, а другие – злы; за доброе дело он награждает нас душевным миром, спокойствием, а за худое осуждает, наказывая нас внутренними мучениями, беспокойством и недовольством. О том, что внутренний нравственный закон прирожден нашей душе, учит слово Божие и свидетельствует наше непосредственное сознание. Ап. Павел говорит об язычниках: Иже являют дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим ( Рим.2:15 ). Они показывают, что дело закона (нравственного) написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их, и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую. Хотя каждый человек имеет в себе внутренний закон Божий, или свидетельство совести, однако Господь, кроме того, дал людям и закон внешний. Этот закон дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, проводя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос своей совести; потому необходимо было напомнить людям о внутреннем законе внешним образом, посредством заповедей. О причине дарования внешнего нравственного закона ап. Павел пишет: Что убо закон? Преступлений ради приложися ( Гал.3:19 ). Для чего же закон? Он дан после (то есть присоединен к внутреннему закону) по причине преступлений. Закон Божий внешний, или заповеди Божии . Под именем внешнего закона Божьего разумеется тот нравственный закон, который дан был от Бога в Ветхом Завете – через Моисея, а в Новом – через Самого Иисуса Христа. Ветхозаветный нравственный закон Бог дал в пустыне на горе Синай, являя Свое присутствие в огне и облаке, дал его еврейскому народу, когда этот народ, чудесно освобожденный Им от египетского рабства, шел в обетованную землю. Десять главных и всеобщих заповедей этого закона были написаны на двух скрижалях, или каменных досках. Они суть следующие:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

главы 40–48 В двадцать пятом году по своем переселении (в четырнадцатом по разрушении Иерусалима), в начале года 1 , в десятый день месяца, пророк перенесен был духом в землю Израилеву, поставлен на высокой горе, на которой было, как бы здание города к югу. И вот человек, которого вид, как бы вид блестящей, полированной меди, с льняной вервию в руке и тростью для измерения, стоит у ворот этого здания. Здание это было, – здание храма. Человек тот повелевает пророку быть внимательным ко всему, что он будет ему показывать; и начинает показывать постепенно все составные части храма, всему делая тщательное измерение. Соответственно тому порядку, в каком показано было пророку все здание храма, он описывает сначала внешний двор (Из.40:5–27), потом внутренний двор (Из.40:28–47), далее, собственно, храм в двух его частях: передней (святое) и задней (святое святых), ближайшую его окружность: притвор, боковые комнаты (Из.40:48–26, Из.41); священные комнаты внутреннего двора (Из.42:1–14); обьем всего здания храма (Из.42:15–20). Из описания видно, что храм, показанный теперь пророку в общем виде и составе имел близкое сходство с храмом Соломоновым, построенным по образцу скинии Моисеевой. Как прежний, так и новый храм окружали два дворца, внутренний для священников и внешний для народа. В стенах обоих дворов, на разных сторонах, были ворота, из которых восточные ворота внешнего двора, как находившиеся на лицевой и передней стороне всего здания, были главные. Но при сходстве того и другого храма в общем виде, и расположении частей, в видении пророка замечаются некоторые отступления в частностях, и именно в измерениях. Таковы измерения величины жертвенника (Из.43:13 и сл.), ширины притвора и боковых комнат (первый двумя локтями более в ширину, последние на один локоть менее), так что здание храма получает в длину круглое число 100, в ширину 50 локтей 2 . И прочие числа также округлены и большей частью приведены во взаимную симметрию (25, 50, 100, 500). По той же симметрии и вход в галлереи храма указан не только на южной стороне, но и на северной (Из.41:11, Сл. 3, Ц. 6, 8). Кроме того, у пророка не упоминается ни о ковчеге завета во святая святых, ни о столе для хлебов предложения во святилище. Последний, кажется, заменяется жертвенником для курений (Из.41:22, Сл. Исх.30:1 и сл. 3 Ц. 6, 20. 22. 7, 28), который называется столом (Из.44:16). Восточная дверь внешнего двора не отверзается ни для кого, кроме князя. Еще одна особенность храма, виденного пророком, – необыкновенная обширность внешнего двора, как бы в соответствие потребностям, многочисленности и религиозной ревности будущих чтителей Иеговы 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

священник Иоанн Ковалевский Юродство о Христе и Христа ради юродивые восточной русской церкви: исторический очерк и жития сих подвижников благочестия Источник Часть первая Введение Общее понятие о юродстве Христа ради. – Значение и особенная трудность сего подвига вообще и по сравнению с другими видами христианского подвижничества. – Всегда ли Христа ради юродивые считались истинными подвижниками и учение Церкви о них Христианство возродило и обновило древний мир, разлагавшийся от дряхлости и внутреннего растления. Небесный огонь любви, низведенный Спасителем на землю ( Лyk. XII:49 ), воспламенил новую жизнь в сердцах людей, подавленных чувственностью, оживотворил дух, почти омертвевший в узах греховности ( Eф. II:5 ), и, при содействии благодати, ревность к благочестию во многих воспламенилась с такою силою, что сделалась главной стихией духовной жизни, и вся деятельность духа сосредоточилась в непрерывном усилии – распять плоть свою со страстьми и похотьми( Гaл. V:24 ), стать выше своей чувственности, покорить высшему духовному закону все порывы поврежденной грехом природы, чтобы по мере сил, постепенно возрастая духом, всецело жить в Боге и для Бога ( Гaл. II:19 ). Христианство , обновивши ветхого человека ( Koл. III:10 ), соделав его причастником Божественного естества ( 2Пет. 1:4 ), произвело многие виды подвижничества, которыми христианин нравственно возвышается до возможного для человека совершенства. И в великом сонме угодников Божиих, прославленных Святой Церковью , юродивые Христа ради являются дивными во святых по роду своего подвига и по той высокой степени самоотвержения, которому они следовали. Ради Христа и своих ближних они отрешались не только от мира и яже в мире ( 1Uh. II:15 ), но и от всего лучшего, что есть в природе человека, поскольку последнее необходимо для христианина, по слову Апостола: аще внешний наш человек тлеет, обаче внутренний обновляется по вся дни ( 2Kop. IV:16 ). По истине, в них внешний человек тлел по мере того, как внутренний духовно жил и нравственно возвышался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

сост. Надежда Балабанова, Евгений Полищук Педагог и просветитель Человек Веры 4 ноября 2003 года, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери, в Москве, в Центральном военном госпитале в Сокольниках, после тяжелой продолжительной болезни скончался Владыка Питирим. Владыка был одним из старейших и наиболее почитаемых иерархов Русской Православной Церкви. Более тридцати лет он возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата. Значительное место в церковно-общественном служении Владыки занимала преподавательская деятельность в Московских Духовных школах. Чтение лекций, неформальное общение с учащимися, служение в академическом Покровском храме, встречи и диалоги с иностранными делегациями, проведение экскурсий в ЦАКе (музее Академии). Особенно много времени это направление деятельности стало требовать от Владыки после празднования 1000-летия Крещения Руси, в годы последовавшей затем «перестройки». В это время Владыка часто бывал в Московской Духовной академии, часто в личных беседах встречался после лекций с учащимися, вел разговор, отвечал на вопросы, связанные с новым положением Церкви и христианской жизнью. Но не только конкретные встречи и беседы с учащимися МДА были заслугой Владыки Питирима. Важным было то, что в издательский отдел он призывал множество новых молодых церковных тружеников, в том числе недавних выпускников Духовной академии и даже учащихся Духовной семинарии. Всех, кто стремился бескорыстно служить и трудиться во славу Православной веры, Владыка старался привлечь к издательской работе и брал на стажировку в Издательский отдел. Для каждого, кто работал с Владыкой, этот труд становился большой духовной школой. Многие из учащихся, кто хотя бы раз соприкоснулся с Владыкой, впоследствии приняли священный сан и в этом звании продолжали трудиться на поприще издательского дела у себя на приходах, печатая приходские листки, газеты, журналы, через этот издательский труд считая себя духовными учениками и воспитанниками Владыки Питирима. Владыка всегда был прост в общении, с мягким, удивительно интеллигентным, предупредительным, тихим голосом, с очень живыми и мудрыми глазами. Весь его внешний облик был значительным и достойным. Его всегда выделяла среди многих окружающих его людей внутренняя духовная красота. Внешний его облик библейского благообразного старца производил ошеломляющее впечатление. А когда оказывалось, что этот человек, будто сошедший со страниц ветхозаветной истории, еще и в курсе всех современных событий, обладает уникальным даром проповедника, знающего, как казалось, все на свете, то невольно начинаешь проникаться глубоким уважением и интересом к этому человеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

На Богословских курсах по субботам царило всеобщее благодушие. Вот уже десять лет старенький преподаватель разбирал подробно Священное Писание. Он знал греческий и латынь, был начитан в трудах святых отцов, поэтому разбор был до буковки. Сначала молились, потом беседовали, а уж после пили чай с задушевными разговорами о жизни, чтобы потом пойти на вечернюю службу. Все как-то привыкли к этому делу, тем более что постоянно приходили на курсы священники, совершали молебны, отвечали на вопросы курсантов. На курсы приходили человек пятьдесят, от студентов до бабушек. Была среди них и молодая женщина Анна, очень красивая, мать двух прекрасных дочек. У мужа ее, Николая, недавно умерла мама, и он впал в вялую депрессию. Мама жила с ними в одном доме и помогала им как могла. И вот ее не стало, квартиру сдали внаем, и Николай как-то совсем отказался работать. Он считал, что рента за квартиру мамы заменяет его зарплату. Он лежал на диване, смотрел телевизор, пил пиво, играл в компьютерные игры и толстел. Анна сделала несколько попыток поднять его с дивана, но все ее словесные домкраты не работали, Николай с дивана сходить не хотел. Через некоторое время Анна стала краситься, сделала новую прическу. Это как-то сразу заметил Василий Васильевич, старичок-професссор с Богословских курсов, и решительно подошел к Анне: – Что случилось? Анна сделала недоуменное лицо: – А что случилось? – Вы решили изменить мужу? – С чего вы взяли? – Это видно невооруженным глазом. Вы переменили свой внешний вид, и это кому-то предназначается. Анна покраснела и стала жаловаться на мужа, на его образ жизни и внешний вид, потом сказала, что на работе ей нравится один мужчина и что она хотела бы каких-то перемен в жизни. – Слушайте, у вас же двое детей, у вас есть муж. Как можно думать еще о чем-то? Дал вам Господь крест, так несите его. И как сказано: Претерпевший же до конца спасется (Мк. 13, 13). И потом, этот мужчина вряд ли захочет на вас жениться, ему пара чужих дочерей, конечно, не нужна. Получится только блуд и ничего хорошего.

http://pravoslavie.ru/108248.html

Церковь в мире Важное и неважное 2 Когда в Церкви вспыхивают и разгораются споры, а это, увы, случалось и случается часто, в церковной среде неизменно раздаются призывы прекратить эти споры во имя мира и любви. И этому можно было бы только радоваться, если бы в таких призывах не звучало слишком явственно и иное. «То, о чем вы спорите, – слышится в них, – неважно, это никого не интересует и никому, кроме “специалистов” и “эрудитов”, непонятно, а потому весь ваш спор приносит только соблазн и вред...». И тут приходится напомнить этим обличителям нечто очень важное, о чем они как будто забывают. А забывают они, что в Церкви мир и согласие неотделимы от истины. «Внешний» – неверующий и нецерковный – человек улыбнется и пожмет плечами: «Что есть истина?» Так именно вопрошал Пилат стоявшего перед ним Спасителя. И Спаситель не ответил ему, потому что «внешний», прежде всего, не верит в возможность истины, для него истина всегда относительна, измеряется всегда пользой, успехом, «актуальностью». Но для нас, верующих и знающих, что Церковь основана на воплощенной Истине, что вся ее жизнь в Том, Кто сказал: «Я есть Путь и Истина и Жизнь» ( Ин.14:6 ), – для нас в Церкви нет ничего неважного, ибо все измеряется этой Истиной и все служит Ей. Да, в Церкви было много споров, и вся ее земная история наполнена ими, бывали они не только в смутные эпохи, подобные нашей, но и во времена расцвета церковной жизни, в золотые века Вселенских соборов и отцов Церкви. Только тогда никто не дерзнул бы что-нибудь в Церкви признать неважным. Потому и спорили, потому и шли на гонения и ссылки за одно слово, за одну «йоту» (и так действительно было во времена арианской смуты при св. Афанасии Великом ), что превыше всего на земле ставили истину и верность ей. И в этих спорах было больше подлинной любви к Церкви и людям, которых Сам Господь Своим воплощением счел достойными познания истины, больше горения, больше веры, чем в теплохладной «широте» и «терпимости» нашего времени, когда столь многое в Церкви стало уделом одного духовенства и «специалистов». Не спорами о том, как нам, в согласии с истиной, строить нашу церковную жизнь, нужно соблазняться, ибо в них горит живая боль за Церковь и ее судьбу, а тем морем равнодушия, которым окружены эти споры в самом церковном народе, тем скептицизмом, с которым даже церковные люди стали относиться к этим «неважным» вопросам...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Часть первая. Закон дел и закон веры в Ветхом Завете (проевангелие) Глава первая. Закон Моисеев § 1 Μα μν (διαθκη) π ρους Σιν, ες δουλεαν γεννσα ( Гал. 4:24 ). Νμος-γρμμα (ср. Рим. 7:5–6 ). «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме, и мраку, и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово; ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою). И столь ужасно было это видение, (что и) Моисей сказал: «я в страхе и трепете» ( Евр. 12:18–21 ). Едва ли можно представить себе обстановку, более соответствующую величайшему событию дарования закона народу еврейскому, чем та, которую описал св. Апостол Павел в этих полных художественной красоты и силы словах, и которая действительно имела место в истории богоизбранного народа (ср. Исх. 19:11–20; 20:18–20 ). В ней, как в зеркале, живо и наглядно отразились существеннейшие черты закона Божия, все его величие, вся высота и недоступность, приводившая в смущение и ветхозаветных праведников. Закон Божий – не отражение индивидуальной природы человека со всеми ее внутренними особенностями, не схема его личной нравственной жизни, как течет она в нем по естественному ходу вещей. Он есть отражение в Боге живущей истины в возможно-доступной для человеческого сознания форм (Рим:. 2:20) 11 . Он есть выражение святой воли Божией ( τ θλημα – Рим. 2:18 ), программа внутренней и внешней деятельности человека, данная самим Богом, отвне врученная инструкция, по которой должен устроить человек свои отношения к Богу и людям ( νμος τν ντολν – Еф. 2:15 ; ср. Евр. 7:16; 9:19 ). На такой внешний и объективный характер закона Моисеева указывает св. Апостол, называя его «буквою» ( 2Кор. 3:6 ), и говоря о нем, как «написанном на скрижалях каменных» или «чернилами» (– 3) 12 . Такой внешний, объективный характер закона, требующего от человека подчинения отвне данной норме, устанавливал между ним и Богом по-видимому (при непосредственном взгляде на закон) юридические отношения. Бог и живущие под законом люди составляют союз ( διαθκη Гал. 4:24 ), каждая сторона которого имеет обязательства и пользуется своими правами 13 . Исполнение обязательств с той и другой стороны называется правдой ( δικαιοσνη).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Толкование Евангелия на каждый день года. 16 февраля Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Праздник Сретения Господня – встреча, для которой предназначен человек. С самого начала нам открывается чудо этой встречи. Старец Симеон, как сказано, «был муж праведный и благочестивый». Он был праведен по отношению к людям и благочестив по отношению к Богу. Одно идет с другим, и ничто не может быть за счет другого. Он «чаял утехи Израилевой» – жил ожиданием утешения Израиля, то есть, пришествия Мессии. И ему было обещано Духом Святым не увидеть смерти до тех пор, пока он не встретит Бога Живого, Христа Господня. Нам открывается, для чего дается нам жизнь, что такое старость, и что такое смерть. Человек, не знающий Бога, боится всего этого. Молодость кажется ему единственным временем, когда можно быть счастливым, наслаждаться всеми радостями жизни. Но по мере того, как приближается старость, по мере того, как оставляют его силы, слабеют способности, приближается смерть, человек не может испытывать ничего, кроме растерянности, уныния, и страха. «Не остави мене во время старости, внегда оскудевати духу моему» (Пс. 70, 9). Но слово Божие говорит нам о том, что если внешний наш человек стареет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Бывает красота и величие старости, преображенной близостью к Богу. И вот чудо – чем ближе человек к смерти, тем ближе он к Богу. И так он должен бы жить, так восходить в этой земной жизни к совершенной радости, преодолевая все, даже само время, как старец Симеон, который не умирал, ожидая пришествие Христа. Так велика была его вера в то слово, которое он прочитал в Священном Писании: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил» (Ис. 7, 14).

http://pravoslavie.ru/4007.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010