1846 95. А. А. ИВАНОВУ. Неаполь. Канун Нового рус года . Поздравляю вас, Александр Андреевич, с новым годом и желаю от всей души, чтобы он исполнен был для вас весь благодати небесной. За мои два письма, несколько жесткие, не сердитесь . Что ж делать, если я должен именно такие, а не другие письма писать к вам? Посылаю вам молитву , молитву, которою ныне молюсь я всякий день. Она придется и к вашему положению, и если вы с верою и от всех чувств будете произносить ее, она вам поможет. Читайте ее поутру всякий день. А если заметите за собой, что находитесь в тревожном и особенно неспокойном состоянии духа, тогда читайте ее всякий час и никак не позабывайте этого делать. Затем бог да хранит вас! Прощайте. Плетневу П. А., 15 января н. с. 1847 96. П. А. ПЛЕТНЕВУ. 1847. Неаполь. 15 генв н. с. Письмо это вручит тебе Апраксин (Викт Владим ) , весьма дельный молодой человек, вовсе не похожий на юношей-щелкоперов. Он глядит на вещи с дельной стороны и, будучи владелец огромного имения, намерен заняться благосостоянием его сурьезно. Его мать — прекраснейшая душой и добрейшая женщина, а брат ее, граф Ал Петр Толстой, мой большой друг и человек очень нужный для России во многих самых существенных отношениях. Назад тому неделю я написал к тебе письмо в ответ на твое (от 21 ноя /3 дек , содержащее извещение о проволочке печатанья), которое, вероятно, ты уже получил. С почтой было как-то неловко обо всем этом трактовать, и потому я написал не всё, о чем следовало. Теперь, пользуясь счастливой оказией, я еще раз прочел твое письмо, еще раз взвесил всё, еще раз представил себе мысленно всё содержание книги и никак не вижу причины, почему лучше не печатать тех писем, которые, мне кажется, заставят оглянуться на себя построже некоторых должностных людей, особенно тех, которые имеют прекрасную душу и добрые намеренья и грешат по неведению. Если во всей России два-три только человека взглянут ясней на многие вещи после моей книги, то и это уже весьма хорошо. Еще я не вижу причины также, почему нельзя и думать о представлении книги на просмотрение государя (как ты выразился), присовокупляя, что я позабыл, сколько у него дел поважнее наших.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Фирмос, муч., июня 24. Флавиан (Флавиен), патр., фв. 18. Флавий (желтый), муч., авг. 9. Флегонт (горящий, сожигающий), ап., янв. 4 и апр. 8. Флорентий (цветущий), преп., авг. 23; муч., окт. 13. Флор (цветущий), муч., авг. 18; преп., дек. 18. Фока (морское животное), муч., июля 22; св.-муч. и вертогр., сент. 22. Форвин (питающий, кипящий), преп., апр. 5. Фортунат или Фуртунат (благополучный, счастливый), ап., янв. 4. Фостирий (освятитель, прояснитель), преп., янв. 5. Фотин, муч., февр. 22. Фотий (светлый), патриарх конст., фев. 6; митроп. киев., мая 27 и июля 2; муч. (Фока), авг. 9 и 12. Фот (то же, что Фотий), муч., окт. 28. Фронтасий (смелый, дерзкий), муч., июня 4. Фрументий (хлебный), еп. абисс., ноябр. 30. Фульвиан (желтый, рыжий), (кн. Матфей), ноябр. 16. Фусик, муч., апр. 17. Харалампий (сияющий радостью), св.-муч., фев. 10. Харисим (прелюбезный), муч., авг. 22. Харитон (благодатный) муч., июня 1, сент. 9; испов., снт. 28. Херимон (радующийся, довольный), муч., авг. 16, окт. 4. Хрисанф (златоцветный), муч., мар. 19. Хрисогон (возникший из золота), муч., дек. 22. Хрисотель (золотой конец), муч., июля 30. Христиан, муч. (младенец), мая 24. Христофор (Христоносец), ап., апр. 19; муч., мая 9; преп., авг. 30. Хроматий, муч., дек. 18. Худион, муч., мар. 9. Хуздазат или Усфазан, муч., апр. 17. Шио, преп., мая 9. Ювеналий см. Иувеналий, патр. июля 2. Юрий (Георгий), кн. владим., февр. 4. Фавмасий (удивительный), муч., апр. 29. Феаген (рождение богини), муч., нояб. 7. Фаддей (хвала), ап., янв. 4; (Иуда) июня19, авг. 21; преп., дек. 29. Фал (молодая ветвь масличная), муч., мар. 16. Фалалей (цветущая маслина), преп., фев.27; муч., мая19. Фалассий (морской), преп., фев. 22. Фемелий (основной), муч., ноября 7. Фемистоклей (прославленный за правосудие), муч., декабр. 21. Феоген (богорожденный), св.-муч., янв. 2. Феогнид (богорожденный), муч., апр. 29. Феогний (тоже, что Феоген), муч., авг. 21. Феогност (Богом 3наемый), митр., москов., мар. 14. Феодорит (богодарованный), св. муч., мар.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Тут Феофан начал опять говорить о важности присяги; в толпе шляхетства послышались вздохи и восклицания, что присяга дело страшное. Феофан настаивал, чтоб форма присяги прежде всего была прочтена всем вслух с амвона. Князь Дмитрий Голицын возражал ему, но другие верховники, боясь смуты, согласились. Новую форму присяги прочли: в ней хотя некоторые прежние выражения, означавшие самодержавие, и были исключены, однако не было и выражений, которые бы означали новую форму правления, и, главное, не было упомянуто о правах Верховного тайного совета и о подтвержденных императрицею условиях; существенная перемена состояла в том, что присягали государыне и отечеству: поэтому присутствовавшие, рассудив, что новая форма не приносит верховникам никакой пользы, решились принять ее и присягнули. Говорят, была попытка заставить присягнуть государыне и Верховному совету; такую форму присяги попытался было предложить фельдмаршал князь Василий Владим. Долгорукий Преображенскому полку, но получил ответ, что если он будет настаивать на этом, то ему ноги переломают. Феофан здесь указывал на гонение, претерпенное Анною от Меншикова, «неблагодарного раба и весьма безбожного злодея», но он старался внушить, что Анна и теперь терпит страх, тесноту и неслыханное гонение от неблагодарных рабов и весьма безбожных злодеев; люди, действовавшие по мысли Феофана, духовенство били на чувство преданности к царской особе и возбуждали сострадание к печальному положению государыни, которая находится в неволе: князь Василий Лукич Долгорукий поместился во дворце, и никому нельзя было приблизиться к императрице без его позволения; даже сестры ее могли говорить с нею только в его присутствии. «Смотрите, – говорили, – она никуда не показывается, народ не видит ее, не встречает радостными криками; князь Василий Лукич стережет ее, как дракон; неизвестно, жива ли она, и если жива, то насилу дышит». «Сими сим подобная, когда везде говорено, другой компании (противной верховникам) ревность жесточае воспламенялась; видать было на многих, что нечто весьма страшное умышляют», – рассказывает сам Феофан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Нестеров не ограничивался открытием казнокрадства, но стал пересылать царю мнения свои об улучшении финансов. В 1714 году он уже советовал произвести ревизию и уравнительный побор. «Собрав в одно место списки начальных людей всех губерний, выложа от них особо таможенные, кабацкие и другие оброчные, всегда, кроме народа, надежные сборы, остаточный положенный по табелям оклад росписать, почему из того оклада достанется по распоряжению во всякой губернии на всякого человека. И когда, сверх того табельного платежа, понадобится взять в службу и в работу людей и деньги, надеюсь, никто укрыться не может, сборщикам и приказным людям, как прежде было и ныне есть, нельзя будет обходить вымышленною пустотою или переводимыми на другие места и выморочными дворами, также нельзя будет из двух, трех, четырех дворов для отбывания платежа сводить многих людей в один двор, дворы и ворота разгораживать и в один пригораживать, и никакого прежнего или нового лукавства делать будет нельзя, только надобно утвердить за утайку душ жестокий и неотменный штраф. Все будут, особенно маловотчинные, довольны и платить станут без доимок, разве не захотят этого одни только многовотчинные, за которыми написано по страсти и в угождение дворов мало, а людей в них много. В иных губерниях ныне в дворах мужеска и женска пола есть душ по 20 и по 30 и больше, а в других – только по 10 и по 6, и против 30 этим малым как можно всякие ваши подати управлять? Не боязливые люди разные дворы сносят в один и людей многих сводят в один двор, а богобоязливые и страшливые остаются с малыми душами во дворах, и тянут, и платят то же, что многосемейные. От уравнительного определения будет и та польза, что беглые не будут укрываемы». Нестеров доносил, что выморочные пожитки Шеиных расхищены, много перевезено к князю Якову Долгорукому, к князю Мих. Владим. Долгорукому, к коломенскому архиерею. Нестеров добрался и до сибирского губернатора, бывшего московского коменданта князя Матвея Гагарина, о котором писал царю в 1714 году: «Проведал я в подлиннике, что князь Гагарин свои и других частных людей товары пропускает в Китай под видом государевых с особенными от него назначенными купчинами, отчего как сам, так и эти его приятели получают себе превеликое богатство, а других никого к китайскому торгу не допускают; от этого запрета и бесторжицы многие пришли во всеконечное оскудение.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

В.В. Виноградов Брязги, дрязги БРЯЗГИ , ДРЯЗГИ . Простонародное слово брязги (в значении «вздор, пустошь, пустые речи, сплетни») отмечено в «Словаре Академии Российской» 1789–1794 гг., «Словаре Академии Российской» 1806–1822 гг. и в словаре 1847 г. (Здесь сказано: Брязги... Тоже, что дрязги). Оно свойственно простому слогу державинского языка. Например, в комической народной опере Г. Р. Державина «Дурочка умнее умных»: «Не подосадуй, мой друг: бабьи брязги ничего не значат» (д. 2, явл. 3). В письме Г. Р. Державина к А. А. Безбородко (от 3 июля 1788 г.): [Жалоба. – В. В.] «...проистекла она не из чего инаго как из бабьих брязгов...» (Державин 1876, 5, с. 737). В комедии придворного театра актера И. С. «Судейские именины» (д. 1, явл. 9): «[Хамкина Беднякову:] Да таки и делать не чево; на двор наш и следу не клади; нам и без тебя брязги-то надоели» (Рос. феатр, ч. 35, с. 37). Со словом брязги связаны такие провинциальные, по преимуществу се-вернорусские слова, отмеченные в «Опыте областного великорусского словаря»: «Брязг, и , с. об. Вздорливый человек, брюзга. Каз. Брязгать, гл. д. (сов. забрязгать) 1) Брызгать. Що ты брязгаешь грязью? Балахон был билехонек, а ты смотри как забрязгал. Новгор. Тихв. Симб. Твер. Новотор. 2) (сов. брязнуть). Давать пощечины. Симб. Брязнуть, сов. гл. брязгать. Пьяница только что хотел ругать меня, а я как брязну его в рожу-ту, так он и замолчал. Владим. Муром. Симб.» (с. 16). В «Словаре Академии Российской» 1806–1822 гг. (ч. 2, 264) отмечено в кругу простонародных слов слово дрязг. В нем указаны два значения: 1) «всякий сор, нечистота»; 2) «вздор, нелепица, мелочь». Любопытно, что первое значение этого слова иллюстрируется такой пословицей: «Дрязгу бояться, так и в лес не ходить». Ср.: «Горница полна дрязгу». На второе значение приведены два примера: «Он со всяким дрязгом лезет в глаза. Наскучил уже своими дрязгами». Заметка ранее не публиковалась. Печатается по рукописи, сохранившейся в архиве на 3-х ветхих листках. У В. В. Виноградова встречается также замечание о морфологических особенностях слова дрязги, характерных вообще для «низкого», городского говора: «Кроме тех [морфологических особенностей], которые обусловлены близостью городской демократической массы к областной, крестьянской основе, наблюдается несколько общих для всего ”низового“, городского говора типов отклонений от литературно-грамматической нормы. Они располагаются по таким разрядам: (...) 2 . Отличия в формах числа имен существительных: некоторые слова, утратившие в литературном языке ед. ч., в просторечии изменяются по обоим числам. Напрмер: брызга; дрязга вместо дрязги...» (Виноградов. Очерки, 1938, с. 441). – В. Л. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Зря ЗРЯ Наречие зря в значении «наобум, напрасно» носит яркую печать разговорно-фамильярного стиля. Оно своей экспрессивностью выдает свою устно-демократическую природу. В русский литературный язык из народных говоров наречие зря проникло не ранее 30-х годов XIX b. Оно еще не отмечено в словаре 1847 г. Но в «Опыте областного словаря» 1852 г. находим: «зря, нар. Необдуманно, без соображения, по-пустому, напрасно. Он делает все зря. Зря деньги тратить. На него зря насказали. Он зря чертит бумагу. Владим. Муром. Нижегор. Пенз. Наровч. Нижнелом. Саран. Сарат. Симб.» (Опыт обл. влкр. сл., 1, с. 71). Гоголь вносит слово зря в свою записную книжку как народно-областное выражение (Гоголь 1889–1896, 6, с. 469). В словаре Даля круг производных от этого слова расширяется: Зряхово или зря нар. назря; наобум, как ни попало, как глянул или глянулось, бестолково, опрометчиво, без цели и надобности. Этому ремеслу зря не учатся, нужно терпенье и старанье. Он все зря мотает. Зря делом не управишь. Это все зря наврали. Зря, что головою в копну. Слепой хоть ощупью, да бродит, а зря и зрячий спотыкается. Ходит зря, спустя рукава, а подбирает, как рыло утирает. Зрятина, зрячина ж. вздор, бессмыслица, пустяки, околесица.//  Всячина, что ни попало. Он несет зрятину. Его лечили зрятиной, кто во что горазд» (см. сл. Даля 1880, 1, с. 694–695). В Куйбышевск. обл.: з " р " а – «з " р»а хороша лошът» – «очень " » 136 . Ср. в «Дневнике» А. В.  Никитенко (под 28 дек. 1838 г.): «Он [Строев. – В.  В.] долго жил в Париже и, кажется, не принадлежит к числу тех отчизнолюбцев, которые зря громят запад и все, что не отзывает родной поэзией кнута и штыка» (Русск. старина, 1889, октябрь, с. 104). В повести И. С. Тургенева «Бригадир» в речи дворового: «Ну и после, до самой ее кончины, он у ней жил, и, сказывают, помыкала же она им – бригадиром-то – зря; пешком из Москвы в деревню посылала, ей-богу за оброком, значит». У Тургенева же в повести «Степной король Лир»: «И дочери – ничего. Бегают, зря... голосят... Что толку?». Публикуется впервые по рукописи на одном листке ветхой бумаги. В архиве сохранились также два листка с выписками из сочинений Тургенева и из статьи В. А. Малаховского. Эти цитаты включены в текст заметки при ее подготовке к публикации. – В.   П. 136 См. Малаховский В. А. Говоры Новобуянского р-на Куйбышевской области//Уч. зап. Куйбышевск. пед. ин-та. 1942, вып. 5. С. 67. Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Журнал возник в 1860 г. На шестидесятые годы существуют два радикально противоположные взгляда: 1) светлые годы и 2) недоброй памяти годы. Разъясняющие последний взгляд говорят, между прочим, что теперь у нас веры и благочестия стало гораздо более, чем тогда; но кто знает: может быть все дело в том, что в шестидесятых годах лицемерия было гораздо меньше, чем теперь. Как бы то ни было, от лиц, сидевших в шестидесятых годах на университетской скамье, мы слыхали, что они читали тогда «Православное Обозрение», что их занимали обсуждавшиеся тогда в этом журнале вопросы и самый способ обсуждения и что у них велись споры об этих статьях. Что теперь студенты высших светских школ вообще не читают русских духовных журналов, это, думаем, – не секрет ни для кого, и теперь порою они ведут богословские и религиозные споры, но они ищут религиозной пищи уже в других местах. В семидесятых и восьмидесятых годах питомцы семинарий и академий с глубоким интересом читали «Православное Обозрение». Каждая книжка журнала несла с собою ряд идей, которые давали пищу мысли и будили ее деятельность. Хотелось бы думать и верить, что настоящие издания возбуждают подобный же интерес, но действительность не представляет оснований для такой веры. Теперь, когда идет речь о каком-либо духовном журнале, пожалуй, и не спросят: какие проводит он идеи, а скорее спросят: какие дает он приложения? Сильное интеллектуальное и нравственное значение «Православного Обозрения» ясно открывается, если посмотреть, какие лица группировались около него, какие разнообразные подписи стоят под статьями журнала. Мы видим здесь и славянофилов и Владим. Соловьева очень определенно полемизирующего против взглядов Ив. С. Аксакова, видим архиеписк. Никанора и проф. Грота, о. Буткевича и князя Трубецкого, рядом со статьями преосвящ. Никанора видим статьи проф. Каптерева, радикально расходящегося с преосвященным во взглядах на раскол, видим князя Цертелева и профес. Гусева в их различных отношениях к графу Л. Н. Толстому и к пессимистической философии.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Отделившись от православной русской Церкви, сектанты, в силу общего исторического закона, не остановились на этом, а, в свою очередь, стали делиться между собой и распались на множество сект, а секты – на частные толки. Все наши секты обыкновенно делятся на мистические и рационалистические. Те секты, которые признают начало внутреннего озарения и откровения, верят в непосредственное, таинственное единение человека с Богом через воплощение в нем Божества, допуская полное их отождествление, и в учении о нравственности держатся дуалистических воззрений, называются мистическими, а по своей скрытности – тайными. Те же секты, которые единственным источником вероучения признают Св. Писание, но в толковании его допускают полную свободу, руководствуясь исключительно личным пониманием, и ставят человеческий разум в деле веры выше авторитета Церкви, не придают должного значения церковной внешности и тайнодействиям, отвергают иерархию, почитание св. икон, мощей, крестное знамение, посты и т. д., называются рационалистическими. К первым относятся: хлыстовщина, скопчество, новый израиль, киселевщина, новохлыстовщина и некоторые др., а ко вторым – духоборчество, молоканство, иеговизм, штундизм, пашковщина, адвентизм, толстовщина и др. Но деление это нельзя назвать вполне точным, потому что большая часть так называемых рационалистических сект заключает в себе очень много элементов мистических, и наоборот – в мистических сектах немало элементов рационалистических 16 , причем в некоторых сектах те и другие крайне смешаны. Ввиду этого, если и можно оставить такое деление, то лишь потому, что в одннх сектах преобладают мистические элементы, а в других – рационалистические. 17 1 Real-Encyclopedie für protestantische Theologie und Kirche v. D-r Herzog, B.21, Gotha, 1866, c. 11–12; Дородницын, А. (ныне архиепископ Алексей Владим.). Основные формы сектан. заблуждений (Мис. Обоз. 1902 г., I, стр. 225–226): Буткевич Т. , проф-прот. Обзор рус. сек. и их толков, изд. 2, Петроград, 1915 г., стр. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Приветствую вас с новым архипастырем 128 . Дай Бог, чтобы он был так же к вам добр и внимателен, как его предшественник. Сколько удалось мне слышать, все отзываются о нем с хорошей стороны. Случилось ли вам до сих пор видеться с новым архипастырем, или нет? Слышно, преосв. Парфений на этой неделе отправляется в путь, поедет, разумеется, мимо вашего погоста; думаю, вы воспользуетесь этим случаем, чтобы в последний раз принять благословение от своего рукоположителя. Хотелось бы и мне принять благословение от его высокопреосвященства. Не вздумает ли он из Москвы приехать в лавру на поклонение преп. Сергию? Хорошо, если бы эта благая мысль пришла ему в голову. На Страстной седмице был здесь также мимоездом преосв. Антоний 129 , викарий Саратовский: какой прекрасный человек! На днях ждут сюда Костромского преосв. Леонида 130 . Все эти движения иерархов очень благоприятны для нашего брата-студента академии. Каждое движение, произведенное кончиной какого бы то ни было преосвященного, непременно дойдет до какого-нибудь питомца академии, и на нем остановится. Теперь есть в виду места 3 или 4 ректорских, пока еще не занятых. Все они займутся, без сомнения, какими-нибудь инспекторами, а на места последних ближайшими кандидатами, очевидно, наша братия, имеющие ныне окончить курс академии. Во Владим. семинарии назначается ревизором наш о. инспектор. Кажется, ему нужно будет взять с собой кого-нибудь из студентов для письмоводительских дел: по всей вероятности, он пригласит кого-нибудь из моих земляков, а может быть, этот жребий не падет ли на меня? Сопутствовать ему я был бы очень рад: но заниматься канцелярским делом едва ли достанет охоты. Впрочем, это одна догадка; о. инспектор легко может обойтись и без помощника: он сам большой мастер писать. Что касается до меня, то я и без его приглашения намерен быть во Владимире. Где будет лежать мой путь до Владимира, еще не решено. О. протоиерей Юрьевский усердно просит меня к себе, и, кажется, я должен буду уважить его просьбу. Если же какими-нибудь судьбами доведется мне ехать Московским трактом, в таком случае я ваш непременный гость.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010