927. Михаиловский – Ефремов, мужской, ныне собор Михаила арх. в гор. Переяславе, Полтавской губ. В летописи Нестора под 6597 (1089) году записано: «В се же лето священа бысть церкы святого Михаила Переяславьская, Ефремом митрополитом тоя церкы, юже бе создал велику сущу, бе бо прежде в Переяславли митрополья, и пристрои ю великою пристроею, украсив ю всякою красотою, церковными сосуды». Около церкви образовался монастырь, разрушенный Батыем в 1239 г. Возобновлен в 1711 г. еписк. Переяславским Захарием Корниловичем, погребенным в Липлянском-Онуфриев- ском мон., в 1715 г. При издании штатов в 1786 г. монастырь упразднен и бывшие здесь мощи преп. Макария, принесенные сюда в 1688 г. из Овруцкого Каневского мон., перенесены в Вознесенский Переяславский мон. “Полн. собр. лет.», I, 78 (игум. Никола Переяслав. 1072 г.), 89 (основ. церкви св. Михаила 1089 г.), 128 ( церковь Михаила развалилась 1123 г.), 134 (здесь погребен кн. Андрей Владимиров. 1141 г.), 193 (землетрясение 1230 г.); II, 4 (погребен Святослав Владимиров. 1114 г.), 44 (кн. Юрий покланялся св. Михаилу), 300 (погребен кн. Ростислав Юрьевич 1150 г.), 320 (погребен Владим. Глебович 1187 г.); V, 146 (перенес. мощей Бориса и Глеба в 1072 г.; игум. Николай), 159 (погреб. Андрей Владим. в 1140 г.); VII, 5 (освящ. церк. св. Михаила 1090 г.), 23 (в 1114 г. погреб. кн. Святосл. Владим.), 25 (в 1124 г. падеся церк. Михаила), 33 (погреб. в 1141 г. кн. Андрея Влад.), 136 (землетряс. 1230 г.), 144 (в 1239 г. разруш. Батыем при еписк. Симеоне); IX, 100 (перенес. мощей св. Бориса и Гл. 1072 г; игум. Николай), 1161091 г. освящ. церк. Михаила митр. Ефремом), 152 (в 1123 г. падеся цер. кам. св. Михаила), 169 (в 1146 г. моление в цер. св. Михаила кн. Изяслава Мстислав.), 180 (в 1149 г. Изясл. Мстислав. слушал обедню), 186 (в 1150 г. преставился кн. Ростислав Юрьев. и положен близ дядей его кн. Святосл. Владим. и кн. Андрея Владим.); X, 100 (землетряс. в 1230 г.), 114 (разорен татарами в 1239 г.); XV, 181 (в 1090 г. еписк. Ефрем заложи цер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2003 . Селецкий, женский, ныне село Сельцо, Волынской губ., Ровенского у., в 70 вер. к сев. от Ровно, при р. Случе. Существовал в XVII ст. и из жалобы дворянина Алекс. Силича, поданной в 1695 г. на своих родственников, видно, что они дважды врывались в девичий православный м-рь, находившийся в селе истца Сельце, наносили монахиням по­бои и оскорбления и сорвали со стены в церкви портрет брата его Григория Силича. “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. IV, 113, LIV. 2004 . Селифонтова, мужская пу­стынь, давно несуществующая, Новгород­ской губ. и уезда, близ Новгорода. Имя ее упоминается в 1417 г., когда здесь была поставлена церковь св. Николая. “Полн. собр. лет.”, IV, 115. 2005 . Сергиевский, женский, ныне приходская церковь (красная) в губерн. гор. Владимире за Ивановским мостом, среди улицы. Основан в XVII ст. По переписи 1715 г. находился на посаде и имел 10 монахинь; в 1719 г. сгорел. “Владим. сборн.”, 1857 г., 64, 189; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, IX, 25, 26; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 194; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 32 (опись 1715 г.), 1854 г., 6 (Сер­гиев. церковь в г. Владим., с грамотою), 25 (Мон. быв. во Владим.); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольцев”, 1880 г., 59. 2006 . Сергиевский с Залужья, мужской, ныне церковь в гор. Пскове, близ крепостной стены. Уже существо­вал в XVI ст. и, как кажется, перво­начально служил подворьем Любятовского м-ря. В 1581 г. здесь был на­стоятелем строитель Елисей, последним же упоминается в 1710 г. строит. Авва­кум. В 1650 г. в м-ре от иконы Бо­жией Матери совершилось чудо: «от десного ока слезы течаху». Князев, “Указат. достопам. г. Пскова”, 6, 11; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 400, 17; “Опис. докум. и дел архива Св. Синода”, IV, 1724 г., 93 (прошение Сергиева м-ря в г. Пскове дьячка Фил. Ильина о защите его от посад. людей); Василев, “Ист.-стат. ука­затель г. Пскова”, 56, 40 (краткая история), 107 (надпись на иконе Богородицы), 143 (памятники церковн. архитектуры). 2007 . Сергиевский что на Пе­тушкове, мужской, ныне церковь в Нижнем Новгороде. Уже существовал в первой четверти XVII ст. и в 1621 г. в нем была церковь преп. Сергия Радо­нежского с приделом Зосимы и Савватия Соловец., да 5 келий с игуменом и братиею. Нынешняя церковь св. Сергия построена в 1715 г. “Нижегор. губ. в.”, 1855 г., 30 (Опис. церквей в Ниж. Нов.); 1856 г., 51 (о состоян. Н. Нов. в XVII ст.); Макарий, “Па- мят. церк. древ. в Зап. И. Археол. Общ.”, 1857 г., X, 137.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и пр., к 171, 181, стр. 143, 144, 149 (опись 1695 г.); “Продолж. древн. Вивлиоф.”, 1788 г., 228 (духовн. 1504 г. кн. Иулианы; «да отцу своему духовному приказала есми дати по души по своей Егорьевскому игум. Мисаилу на белках кортель тафта голуба, да душогрея моя лисья»). 1556 . Георгиевский, мужской, со­всем уничтоженный, подле села Николо-Царевки, Ярославской губ., Угличского у., в 50 вер. к юго-юго-вост. от Углича, на высоком холме. Разрушен поляками в 1610 г. и потом не возобновлялся. Журавлев, “Путев. по Яросл. губ.”, 341; “Ярослав. губ. в.”, 1857 г., 27 (вотчина Спасо-Яросл. м-ря в Углич. у.). 1557 . Георгиевский – Каменные церкви, мужской, ныне приходская церковь , в губерн. гор. Владимире, на краю холма торговой части, у спуска на Клязьме. Основан в 1129 г. кн. Геор­гием Владимировичем Долгоруким, кня­жившим тогда в Ростове и Суздале. В нынешней церкви погребены княгиня Феодосия, дочь храмоздателя, мать Вел. кн. Александра Невского, и его старший брат Феодор; надписи на гробницах указывают годы 1233 и 1244. “Ист. Росс. Иер.”, VI, 958; Ратшин, 43; “Труды Владим. губ. стат. Комит.”, IX, 26; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 61, 193, 285; “Древн. Суздаль-Владим. обл.”, I, 37; Дмитревский, “О начале Владимира, что на Клязьме”, I, 29; “Зап. и труды Общ. ист. и древн. Росс.”, 1815 г., I, 161; Бакмейстер, “Топограф. извест.”, 1771 г., 118; “Владим. губ. вед.”, 1844 г., 7; 1854 г., 25 (Мон. быв. во Влад.); 1856 г., 10 (опис. церкви; там сказано, что основан в 1153 г.); 1862 г., 38 (истор. замет.); Орлов, “Руководитель Владим. богомольцев”, 1880 г., 39; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 702, 26; “Дополн. к Акт. истор.”, IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 220); Мака­рий, “Ист. Р. Ц.”, II, 100; “Полн. собр. лет.”, VII, 152 (в 1244 г. погреб. В. кн. Феодосиа Ярославля... и положена бысть посторонь сына своего Феодора; наречено же бысть имя ей Ефросинья); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции”, IV, грамоты 115, 4 (отступная докладная игум. Егорьев. Каменн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Общ. ист.”, 1878 г., кн. I, стр. 1–24; “Ист. Росс. Иер.”, III, 378; Ратшин, 29; “Словарь ист. о свят. в России”, 22; Лепехин, “Дневн. запис.”, I, 19; Проценко, “М-ри в России”, II; “Акты истор.”, I, 265 (Послание 1455 г. митроп. Ионы в м-рь); IV, 245 (окладная память 1674 г. игумену Никону об оброках с вотчинных монаст. крестьян); V, 156 (Цар. грам. 1687 г. Владимир. воеводе Мартюхину и патриаршая Боголюбова мон. игум. Ипполиту о запрещении кабацким головам продавать хмельные напитки в сел. Боголюбове), 157 (Цар. грам. 1687 г. Владимир. воеводе Мартюхину об изъятии из подведомства его людей и крестьян Богол. и Козмина мон., по случаю приписи их к патриаршему Дому), 171 (Уставн. грам. 1688 г. приписному к патриар. Дому Боголюб. мон. об отчинном управлении); “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, VII, 34; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комитета”, III, Отд. I, 118, 288; Иером. Иоасафа, “Церк. ист. опис. Владим. достоп.”, 50; “Древн. Суздаль-Владимир. обл.”, I, 40; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 143; “Опис. монаст.”, 1817 г., 12; “Книга степенная”, I, 298, 307, 538; “Владим. губ. вед.”, 1840 г., 27, 28 (ложннца, т. е. спальня, Вел. кн. Андр. Боголюбского); 1843 г., 34 (остатки древностей Богол. мон.); 1818 г., 38 (очерк Боголюб. мон. и Покровская церковь близ него); 1851 г., 21 (Грам. ц. Алексия Михаил. Боголюб. мон. на рыбную ловлю в р. Клязьме), 41 (гора Красная, близ монаст.); 1848 г., 21, 25 (встреча, прием и проводы иконы Богород. Боголюбской во Владимире); 1852 г., 6 (великокняж. комната в Б. мон. и смежные с ней сени), 16 (о том, куда и какою дорогою шел Андрей Боголюб. из Владимира); 1853 г., 16 (Боголюб. мон.), 23 (об иконе Боголюб. Божией Матери); 1858 г., 26 (Семисотлетие мон.); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 10 (приписка Ц. Конст. м-ря); 1852 г., 33 (учрежд. крест. ход в помещ. имения), 87 (надел. землею); 1855 г., 14 (разреш. постр. церковь ); 1872 г., 90 (возведен во 2 кл.); Орлов, “Путеводитель Владим. Богомолъцев”, 100; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 672, 5; “Акты юридич.”, 27 (Правая гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Владимира», 61; “Владимир. губ. вед.», 1843 г., 10 (Владим. в княж. Всеволода III), 32 (опись 1715 г.); 1851 г., 35; 1853 г., 20 (надпись на колоколе ц. Алексея Мих.), 38 (надписи на крестах 1632, 1684 и неизвест.), 38 (надпись на панагии 1631 г. и на рипидах 1590 г.), 39 (надп. на церкви 1191 г.), 41 (саккос 1682 г.), 42 (евангелия 1607 г. и 1644 г.); 1854 г., 13 (гор. Влад. в нач. XVIII ст.), 25 (мон. быв. во Владим.), 33 (истор. заметки); 1856 г., 3 (пелена 1613 г); 1862 г., 29 (некоторые свед.), 38 (ист. заметки); 1863 г., 30–35, 37–39 (Вкладная книга); Иером. Иоасаф, “Церков. истор. опис. Суздаль. достопам.», 7 (еписк. Сузд. Митрофан I, быв. игумен м-ря, 1227 г.), 23 (тоже Геннадий I, 1517 г.), 47 (тоже Гавриил, 1731 г.); Орлов, “Руководитель Владим. Богомольц.», 1880 г., 24, 80, 112; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 219, 402 (св. Александр Невский), 225, 409 (архиеп. Симон, быв. настоят. м-ря); Строев, “Опис. иер и настоят.», 661, 1; “Акты Арх. Эксп.», I, 308 (соборн. приговор 1581 г.; архим. Иоаким); II, 7 (Грам. 1598 г. об избр. Бор. Годунова; архим. Елеазар); “Акты истор.», V, 14 (Память 1677 г. Юрлову о пострижении крестьянки Фетиньи; архим. Варнава); “Дополн. к Акт. истор.», III, 119 (Акты 1654 г. о моров. поветрии; ст. XLVI, архим. Иоасаф); V, 26 (Патриаршие выходы 1666 г.; стр. 99, архим. Филарет участвовал в 1666 г. при приезде патриархов; стр. 152, архим. Викентий в 1675 г. переведен в настоятели Троиц. Сергиева м-ря, а на место его назначен Чудов. архим. Варнава), 102 (Деяния Москов. собора 1666 г., II, подписался архим. Филарет); IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 220); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 3 руб.); “Акты юридич.», 402 (Выводныя 1660–1666 г. девкам и вдовам на замужество; архим. Филарет), 416 (Духовн. 1506 г. Игн. Талызина); “Собр. госуд. грам. и договор.», I, 159 (Запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Евфросин), 165 (Запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; тоже архим. Евфросин), 189 (Запись 1566 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

эскадру иером. Ионы Казанцева на место Конона Смоленского); III, 1723 г.,      16 (иером. Вениамин переведен сюда из Воронеж. архиер. дома), 120 (иеромон. Иоиль переведен за хромотою его игуменом в Киев. Печер. больничный м-рь), 163 (в вотчине м-ря состояла в селе Ротанове дер. Микулнва), 319 (указ о перенесении мощей св. Александра Нев. из Рожд. Владим. м-ря), 369 (прошение монаха Афанасия Черкасова о переводе в Киево-печер. лавру), 636 (доношение наместника иером. Илариона о иером. Иларионе Крутицком), 644 (дело об архим. Волошском Исаие), прилож., XXXV (журнал архим. Рождеств. Владим. м-ря Сергия о перенесении мощей св. Александра Нев.), (в вотчинах м-ря Угличского у. Красном, Сергиевском и Воздвиженском были церкви); IV, 1724 г., 414 (указ о праздновании 30 августа и о составлении службы), 556 (здесь погребен в 1723 г. архим. Златоустов. Москов. м-ря Антоний, назначенный на кафедру архиеп. Рязан.); VI, 1726 г., 21 (прошение иеродиак. Гавриила об увольнении его по обещанию в Елецкий Чернигов. м-рь), 271 (дело о построении и содержании м-ря; первым архимандритом назначен Хутынский Феодосий), 330 (дело о быв. иеродиаконе м-ря Макарие), 384 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском), 441 (наместник м-ря Иларион переведен в 1727 г. в Успен. Горицкий, Владим. губ., а ризничий иеромон. Сергий Прозоровский в Иосифов Волокол.), 490 (в 1727 г. от лавры отписан Козмодемьян. Старорусс. м-ръ, приписанный к ней в 1722 г.), 515 (уставщик м-ря иеромон. Спиридон назначен в архим. Златоустов. Москов. м-ря), 517 (иеросхимон. Георгий Лясковский уволен в Киево-Выдубецкий м-рь); 1727 г., 36 (наместник м-ря иеромон. Иларион представлен на еписк. кафедру в Воронеж), 65 (архим. Петр, бывший архим. Симонова м-ря, состоял членом св. Синода), 120 (сюда переведен из Соловец. м-ря иеромон. Прокл, бывший ключарь Успен. Москов. собора и в 1702 г. сосланный за утайку монастыр. серебра), 190 (письмо кн. Меншикова об управлении м-рем), 251 (доношение архиеп. Новгор. Феофана о передаче в Новгор. архиер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1158. Спасо – Евфимиев или Спасский – Суздальский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), в гор. Суздале, Владимирской губ., на р. Каменке, в конце города. Начат постройкою в 1352 г. преп. Евфимием, иноком Печерского Нижегород. мон., вызванным для его построения Вел. кн. Борисом Константиновичем. По соборному храму он назывался Спасским или Преображенским, но с 1511 г., по открытии мощей св. Евфимия в 1507 г., стал называться Спасо-Евфимиевым. В соборном храме во имя Преображения с приделом св. Евфимия, перестроенном в последний раз в 1596 г., открыто почивают мощи святого, переложенные в 1823 г. в серебренную позлащенную раку. Память его чтится 1 апреля, в день кончины (1404 г.), и 4 июля, в день обретения мощей (1507 г.). Тут же находится старинная икона Корсунской Бож. Матери, в серебр. окладе, сделанном в 1590 г. иждивением Демида Ив. Черемисинова. Ризница обогащена ценными вкладами кн. Пожарских, погребенных в монастыре, и над могилою кн. Дм. Мих. поставлен богатый памятник. На одном из евангелий сохранилась подлинная подпись Пожарского. Кроме того здесь хранится древнее оружие. В монастыре погребен Иов, еп. Суздальский, скончавшийся в 1588 г., и Павел, умерший в 1683 г. До 1664 г. в монастыре был архимандритом Питирим, потом архиеп. Новгородский и впоследствии патриарх; он завещал похоронить себя здесь. Иеромонах Иоасаф, “Кн. Дм. Мих. Пожарский и Арсений, архиеп. Суздаль.», Владим., 1854 г.; Л. Сахаров, “Истор. опис. Суздаль. первокл. Спасо-Евф. м-ря, изд. архим. Досифея», Владим., 1870 г., с рисун.; Чичагов, “Жизнь кн. Пожар., кел. Палиц. и гражд. Минина», СПб., 1848 г.; “Ист. Росс. Иер.», IV, 98; VI, 1045; Ратшин, 28; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 144; “Опис. монаст.», 1817 г., 102; Иером. Иоасаф, “Церк. ист. опис. Суздаль. достопам.», 22; Проценко, “М-ри в России», 48; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 26, 31, 52; “Военно-стат. опис. Владим. губ.», 253; “Словарь истор. о святых», 107; “Владим. сборн.», 1857 г., 91 (известия о роде кн. Пожарских), 127 (грамота царя Ив.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Дубен. м-ре», Москва, 1860 г., было помещено в “Чтениях И. Общ. ист. и древ.», 1860 г., I, Отд. 1, 45; “Ист. Росс. Иер.» IV, 61; Ратшин, 518 (сведения не точны); “Словарь ист. о свят.», 241; Филарет, “Русские святые», 366, 484; Смирнов, “Ист. опис. Саввино-Сторож. мон.», 5; “Ист. опис. Троице-Серг. лавры», 64, 145; “Церков.-истор. месяцесл. св. Троице-Серг. лав.», 4, 21; “Странник», Журн., 1877 г., 6, 245 (Память о Дубен. Успен. мон.); “Влад. губ. вед.», 1854 г., 31 (Пустыни, быв. во Владим. губ.); “Влад. епарх. вед.», 1873 г. 8 (упразд. мон. в Владим. епар.); “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», V, Отд. III, 25 (Успенский Дубенский мон.); Толстой, “Книга глаголемая описание о Россий. святых», 38, 120 (архиепископ Серапион); Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 191; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XXXIX, 267 (архимандрит Иосиф Дубен. монастыря в 1697 г. делал опись Саратов. собора). 1314. Успенский – Иваницкий – Шегонин или Иванижский, Ванишский, а также Пречистая на Воинише, мужской, ныне село Иваниши, Тверской губ., Старицкого у., в 21 вер. к сев.-вост. от Старицы по дороге в Тверь, при рч. Иванише, верст. в 2 от правого берега р. Волги. Существовал в XVI ст., что видно из духовного завещания 1542 г. строителя м-ря Иоанна Поджогина и грамоты Вел. кн. Владимира Андреевича 1547 г. Упразднен в 1764 г. и церковь обращена в приход. По описи 1626 г. в нем камен. церковь Успения о 3 верхах с приделами Иоанна Богослова и св. Николая. “Ист. Росс. Иер.», IV, 215; VI, 1002; “Твер. губ. в.», 1854 г., 50 (грамота); 1859 г., 20 (упраздн.), 23 (описание его по писц. кн.); Иером. Феофилакт Виноградский, “Опис. Никол. Малиц. м-ря», 26; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 470, 19; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 175 (вотчина в волости Суземье); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 349 (в 1700 г. имел 36 двор. крест.); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 145 (в 1744 г. имел 385 душ крест.); 1874 г., I, смесь, 186 (игум. Иосиф Быков, 1761–66 г.); “Опис. докум. и дел архива св.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1441 . Борисоглебский, мужской, ныне село Борисоглебское–Волохово, Вла­димирской губ., Александровского у., в 14 вер. к зап. от Александрова. Он сожжен поляками в 1609 г. и более не возобновлялся. “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, Отд. I, 45. 1442 . Борисоглебский, мужской, ныне приходская церковь в губерн. гор. Владимире. Имя его упоминается в актах под 1389 г. и дальнейшая история его неизвестна. Он непосред­ственно зависел от митрополита. “Тру­ды Владим. губ. стат. Комит.”, IX, 26; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 25 (мон. быв. во Владим.); “Акты Арх. Эксп.”, I, 9 (Устав. грам. 1389 г. кн. Вас. Димитр. и митр. Киприана, о церков. судах); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, V, 49, 96. 1443 . Борисоглебский, мужской, ныне приход. церковь во имя Живон. источника пресв. Богородицы с приде­лом Бориса и Глеба, в гор. Суздале, Владимирской губ. Упразднен еще до 1764 г. и находился тогда на Борисов­ской стороне. Уже существовал в XV ст.; при Вел. кн. Василие Васильевиче в м-ре был игуменом Герман. По описи 1628 г. значится: «за р. Каменкою м-рь Борисоглебской архиеп. Иосифа Суз­дальского и Торусского; на м-ре церкво во имя Благовещ. Пресв. Богородицы, другой храм теплой Николы чудотв., древяны клетцки; строенье прежних архиепископов. На м-ре в келье игу­мен Пимен...». На сохранившемся еван­гелии осталась надпись: «Лета 7171 (1663) июня в 29 день дал сие евангелие в Суждаль в домовый Прссв. Богородицы монастырь в церковь св. страстотерп. Бориса и Глеба преосв. Филарет архиеп. Смол. и Дорогобуж. (бывший Суздальск. епископ) по своих родителех». “Ист. Росс. Иер.”, VI, 1051; Ан. Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале”, 63; “Ежегодн. Влад. губ. стат. Комит.”, т. II, Отд. 1, 132; “Владим. губ. вед.”, 1843 г. 29 (писцов. кн. 1628 г.), 1854 г. 28 (Мон. бывш. в Сузд.), 42 (надпись на евангелии); Иером. Иоасаф, “Церков. ист. опис. Суздаль. достопам.”, 120; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 703, 31. 1444 . Борисоглебский, женский, при богатой ныне церкви Крестовоздвиженской, в гор. Шуе, Владимирской губ. О нем в поручной записи шуян ска­зано: «Посацкой человек Елька Гаври­лов сын, иконник живет в Шуе, на Борисоглебском женском монастыре, за попом, а вышел с посаду во 140 (1632) году, а тягло платил с полуш­ки». М-рь этот замечателен в том отношении, что инокини не имели осо­бого помещения, а жили по квартирам и владели приделами Бориса и Глеба при церкви Крестовоздвижения. В та­ком виде он существовал до конца царствования Имп. Петра I. Потом уже образовался особый Спасский м-рь. Бори­сов, “Опис. гор. Шуи и его окрестн.”; “Владим. губ. вед.”, 1843 г., 6 (Крестовоздвиж. дер. в Шуе), 1852 г., 15 (Шуйск. школа иконописи), 1854 г. 42 (акты 1627 г.); 8 (Опис. Крествоздв. ц.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Богородицы, и еще известь мокра сущи, и ту народу многу сшедшуся зрети красоты их, и врата падошася, под ними же дванаде- сять человек камением засыпа. Вел. кн. Андрей со слезами припаде к чудо­творному образу Богоматери, себе по­винна творя пагубе людстей, и егда разобраше камение и вси живы, и ни­чем же неврежени обретошася милостью Пречистой Богородицы». Однако же в летописях об этом не говорится, а под 11601161 г. значится, что в это время построена церковь Златоверхая и заложена церковь Св. Спаса. При разорении города Владимира Батыем в 1237 г. в монастыре упоминается игумен Фео­досий. Из дела 1701 г. видно, что хотя в монастыре и жил игумен с мона­хами, но церковь искони была приход­скою для жителей подмонастырной сло­боды, которые здесь даже погребались. В 1701 г. игумен Мисаил отсторонил от служения в церкви приход­ского попа и диакона, почему в 1702 г. монастырь обращен в приход с пере­водом монахов и монастырской утвари в Рождественский Владимирский мона­стырь. В 1728 г. Св. Синод разрешил восстановить его, но, как кажется, это постановление не было приведено в исполнение. “Поли. собр. лет.”, I, 150, 198, 223; VII, 57, 66, 141; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 186; VI, 241; Ратшин, 43; “Труды Влад. губ. стат. Комит.”, 22, 25, 28; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.”, III, Отд. I, 62, 193; Бакмейстер, “Топограф. известия”, 1771 г., 119; “Книга степенная”, I, 539; “Владим. губ. вед.”, 1854 г., 25 (Мон. быв. во Владим.), 49 (надписи на потире 1638 г. и на кресте 1658 г.); Орлов, “Руководитель Владим. богомоль­цев”, 1880 г., 37; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 698, 22; Иванов, “Опис. госуд. разрядного ар­хива”, 50 (в 1669 г. имел слуг 2 челов. и сто­рожей 5); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел”, 348 (в 1700 г. имел крест. 136 двор.); “Акты истор.”, V, 14 (Память 1677 г. Юрлову о постриж. крестьянки Фетиньи; игум. Ипполит); “До­полн. к Акт. истор.”, IX, 106 (Опись городов 1678 г., стр. 220); Макарий, “Ист. Р. Ц.”, III, 56; Калачов, “Акты юрид. быта древн. Росс.”, II, 794, 258 (Поручная 1670 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010