Весной 1919 г. во епископа Муромского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). На время его управления М. в. пришлось вскрытие мощей святых князей Константина, Михаила и Феодора в Благовещенском мон-ре и изъятие церковных ценностей . За оказание противодействия властям еп. Серафим подвергся аресту и заключению, был освобожден в окт. 1922 г. Вскоре перешел в обновленчество . С сент. 1923 по янв. 1924 г. М. в. управлял викарий Омской епархии Петропавловский еп. Григорий (Козырев) . 27 марта 1926 г. во епископа Муромского был рукоположен архим. Евгений (Кобранов) . Его архиерейскую хиротонию в Н. Новгороде возглавил митр. Нижегородский Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 15 сент. 1927 г. еп. Евгений был назначен еп. Балашовским, викарием Саратовской епархии, а на его место переведен Великолуцкий еп. Макарий (Звёздов) . В 1928 или 1931 г. он был возведен в сан архиепископа. В 1928-1930 гг. временно управлял Владимирской и Воронежской епархиями. В нач. 1933 г. назначен архиепископом Ирбитским, викарием Свердловской епархии. В 1929 г. Муром становится центром Муромского окр. Нижегородского (с 1932 Горьковского) края, в к-рый были объединены 9 районов: Ардатовский, Вачский, Вознесенский, Выксунский, Кулебакский, Ляховский, Муромский, Павловский и Фоминский. С 1933 г. в связи с приведением церковно-адм. деления в соответствие с государственным Муром вошел в состав Горьковской епархии. Епископам Муромским, викариям Горьковской епархии, было предписано управлять церковной жизнью районов Горьковского края, ранее входивших в упраздненный в 1930 г. Муромский окр. 12 мая 1933 г. на Муромскую кафедру назначен викарий Ярославской епархии Рыбинский еп. Николай (Муравьёв-Уральский; впосл. архиепископ), известный врач-отоларинголог. В 1934 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей за участие в «монархической группе «Англикане»». В 1934-1937 гг. М. в. возглавляли еп. Иоанн (Широков) , архиеп. Амвросий (Смирнов) и еп. Симеон (Михайлов). В 1937 г. М. в. Горьковской епархии прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2564390.html

Храм стоит посреди поля, которое в разлив покрывается водой. Движение транспорта здесь запрещено. Туристы и паломники идут пешком. Весной Боголюбовский луг затапливается. Местные жители перевозят желающих на лодках. Владимир Пассажирский (Фото railwayz.info) - узловая станция на линии Москва — Нижний Новгород (Горьковская ж/д). Первый поезд из Москвы прибыл во Владимир 19 марта 1861 года. Он привез в город сотни тюков с «Положением о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», иначе говоря — весть об отмене крепостного права. С 1891 года через Владимир пошли поезда по Транссибирской магистрали на Нижний Новгород и далее на Владивосток. (Реклама сайта rzd.ru: Купите билет — и скорей в дорогу! QR- код); Храм Покрова на Нерли : Более восьми веков он стоит посреди заливного Боголюбовского луга. Когда-то здесь сливались Нерль и Клязьма, теперь русло изменилось, но в половодье луг по-прежнему заливает водой, и легкий, светлый храм, словно белый корабль, плывет над бурными вешними водами, отражаясь в них; Андрей Боголюбский : Великий князь Владимирский, сын Юрия Долгорукого, внук Владимира Мономаха, стал одним из первых правителей, кто попытался создать единое Русское государство. Князь перенес столицу Руси во Владимир и усилил Владимиро-Суздальское княжество. В 1174 году князь был жестоко убит заговорщиками. Спустя пятьсот с лишним лет прославлен Русской Православной Церковью. Ил.: Князь Андрей Боголюбский. Иконография; Парадный храм: В середине XII века по приказу Андрея Боголюбского, особо почитавшего Богородицу, на стрелке при слиянии рек Нерли и Клязьмы была выстроена церковь в Ее честь, ныне известная как храм Покрова на Нерли. Парадный княжеский храм построили на пересечении важных торговых речных путей — он встречал гостей, следовавших по воде или льду в пределы Владимирского княжества. В полутора километрах находился замок князя Андрея в Боголюбове. Долгое время храм был частью монастыря. Ил.: Схематичное изображение Парадного храма; Как попасть внутрь храма : Сегодня храм Покрова на Нерли — это и музей и действующая церковь — подворье Богородице-Рождественского монастыря Владимирской митрополии.

http://foma.ru/bibliografija-foma-6-230-...

Здание духовно-культурного и просветительского центра имени митрополита Иосифа (Чернова) в поселке Бишкуль возведено на средства благотворителей на территории строящего храма в честь Покрова Божией Матери. В новопостроенном здании разместятся аудитории воскресной школы, библиотека, рабочие кабинеты и хозяйственный помещения. Духовно-культурный центр имени митрополита Иосифа (Чернова) станет местом осуществления научной и просветительской деятельности; здесь будет проводиться разносторонняя работа с детьми и молодежью. 20 сентября, в предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы, день памяти священномученика Евгения, митрополита Горьковского, и с ним Стефана Крейдича пресвитера и преподобномучеников Евгения Выжвы, Николая Ащепьева и Пахомия Ионова; священномучеников Григория Аверина, Василия Сунгурова пресвитеров, преподобномученика Льва Егорова, в Караганде пострадавших, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в кафедральном соборе в честь Вознесения Господня города Петропавловска. Предстоятелю Православной Церкви Казахстана сослужили  епископ Кокшетауский и Акмолинский Серапион , епископ Петропавловский и Булаевский Владимир, настоятель храма во имя апостолов Петра и Павла митрофорный протоиерей Сергий Снопков, секретарь Петропавловско-Булаевского епархиального управления протоиерей Сергий Первушин, ключарь Успенского кафедрального собора казахстанской столицы протоиерей Димитрий Байдек, секретарь  Костанайской епархии  иеромонах Геннадий (Бурдюжа), руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий), руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров, благочинный Вознесенского кафедрального собора иерей Михаил Березин, ключарь храма Всех святых иерей Антоний Шувакин, руководитель службы протокола митрополита протодиакон Роман Головин, протодиакон Владимир Сыровацкий, диакон Димитрий Савченко, диакон Александр Мокий, диакон Владимир Бартоль, диакон Максим Абдулхасанов.

http://patriarchia.ru/db/text/5845022.ht...

html//www.arbuzowo.ru/istoriya-prixoda После ареста священства в 1937 г. храм, видимо несколько лет не действовал. В учётной карточке, заведённой на арбузовскую церковь, 26 апреля 1936 г. появилась отметка, что церковь не функционирует в связи с отсутствием служителя культа. Наиболее активными борцами за сохранение храма, торжество православной веры и защитниками священнослужителей были Владимир Константинович Крашенинников, Татьяна Семёновна Ковалёва и Евдокия Максимовна Степанова. Конечно, такая активность для новых властей не могла остаться безнаказанной. Все трое были арестованы. «Ковалёва Татьяна Семёновна, 1867 года рождения, уроженка д. Юловка Горьковской области. На момент ареста проживала в д. Вышманово арбузовского прихода Собинского района. Занимала должность церковного сторожа. Арестована 19.03.1937 г. Осуждена на 5 лет ссылки». На момент ареста ей было уже 70 лет, а впереди её ждали жуткие 5 лет ссылки. «Степанова Евдокия (Авдотья) Максимовна 1875 г., родилась и проживала в д. Корчагино Собинского района. Член церковного Совета. Арестована 03.04.1937 г. Осуждена на 7 лет лишения свободы». Авдотья Максимовна была самой молодой из всех арестованных арбузовских представителей церковного совета — ей было 62 года. «Крашенинников Владимир Константинович 1871 года рождения, родился и проживал в с. Арбузово Собинского района. Арестован 22.01.1938г. Осуждён на 7 лет лишения свободы». Все протесты, обращения подписывались им. Он, бывший рабочий, пенсионер и инвалид, несмотря на свой преклонный возраст, не мог наблюдать за тем, как пытались разорить, а вероятно, и разрушить храм, в котором он был крещён и обвенчан, в котором он молился на протяжении всей жизни. С 1962 по 1964 г. в Арбузово служил протоиерей Николай Степанович Грабовецкий (1904-1995). В 1926-1931 гг. учился в Варшавском университете на факультете Православной теологии, магистр богословия. В 1931 г. рукоположенный во иерея в г. Кременец. Арестованны в конце войны в Румынии, получивший 10 лет лагерей «за антисоветскую деятельность, и измену родине», он отбывал срок с 1947 по 1956 г. в Норильске. Освобожден досрочно и реабилитирован. Служил в Калининской области, и во многих храах Владимирской области.

http://sobory.ru/article/?object=03535

Есть еще у одной женщины Собор муромских святых, с изображением князей, Иулиании Лазаревской, святит[еля] Василия и первонач[ального] храма Спаса, – устроенного первым основателем св[ятым) бл[аговерным] кн[язем] Глебом, – но мои попытки снять фотографию с этой иконы еще неуспешны, я даже не вижу [ее] и не узнала ее адрес. Икону рисовала художница монахиня Варвара по поручению покойного протоиерея о. Илиодора Данилевского, † 12/XII–53 г. Она также скончалась 7 апреля с[тарого] с[тиля] 56 г. Акафист Муромской Б[ожией] М[атери] могу отдать в Ваше пользование, – он принадлежал мне. Служба св[ятой] правед[ной] Иулиании – не моя. Акафист (рукописный) Владимирской Б[ожией] М[атери] – подарен мне, но я тоже могу его отдать, не читаю, только не нашла последних листов. Мне сказали, что он написан б[ывшим] Митроп[олитом] Сергием Горьковск[им], впоследствии Патр[иаршим] Местоблюстит[елем]. Его имя, вероятно, смешивают с архиепископом Сергием Гришиным 96 , который в 41 году открывал в Муроме храм. Ваше посещение г. Мурома некоторые вспоминают с большим утешением. Кто автор труда о Муроме, так и не знаю. Получили ли Вы адрес Влад[ыки] Николая. Очень я Вам благодарна за именинный подарок – изображ[ение] Владимирской Б[ожией] М[атери]. Прошу за все прошения и бл[агословения] и св[ятых] м[олитв]. Гр[ешная] Н[адежда] Б[едина]. 14/27 октября 56 г. Много делать ничего не могу, да и время как-то проходит не по плану. Д. 18. Л. 73–79 об. Подлинник. Автограф 4. 5 февраля 1957 г. Да возрадуется душа Ваша о Господе, облече бо Вас в ризу спасения! 97 Глубокочтимый родной наш В[ладыка]! Очень тронута Вашим вниманием, от души благодарю и хорошо сознаю, что не заслуживаю. Вспоминаю покойную м. Арсению 98 Воскресенско-Феодоровского м[онасты]ря (в 20-ти верстах от Шуи), которая выражалась так об утешениях всяких: «От горести, еюже мя сопротивник напои» 99 . Хотелось бы мне получить и личное благословение, и молю Бога об этом. Благодарю Шурочку за хлопоты по отправке и записочку. На днях я получила от одной знакомой небольшое изображение всех русских святых, похоже, как изображаются киево-печерские угодники, а над ними в лучах Матерь Божия с Младенцем, окруженная ангелами. В самом верху храм и надпись: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, ангельский собор и челов[еческий] род» 100 . Если у Вас нет, могу прислать, а ей хочется изображение Ваше в большем размере, как у Ольги Александровны 101 , да и мне, признаться, хотелось бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Пошли Вам, Господи, побольше сил! Помяните нас с детьми и внуками, не забывайте преданного и любящего Вашего Ю. Алякринского. Д. 52. Л. 117–118. Подлинник. Автограф. 42 Устинов Павел Сергеевич (1890–1937), протоиерей. Окончил Московскую духовную акаде­мию, преподавал психологию в семинарии, был настоятелем храма Николо-Городской церкви во Владимире. Известный священник Сергий Сидоров писал о нем как об одном из образованней­ших и умнейших священников, которых ему приходилось встречать в жизни. Протоиерей Павел, иеромонах Дамаскин (Жабинский), диакон Иосиф Потапов, монахиня Маргарита (Зуева) и дру­гие помогали епископу Афанасию в ссылке, собирали деньги и продукты для заключенных свя­щеннослужителей. В 1931 г. о. Павел был арестован и выслан в Северный край на 3 года. После ссылки о. Павел служил в Муроме. В ноябре 1937 г. был арестован и расстрелян. 43 Сидоров Сергий Алексеевич (1895–1937), священник. В 1921 г. рукоположен во иерея в Деся­тинной церкви г. Киева. В 1923–1925 гг. служил в церкви свв. апп. Петра и Павла в г. Сергиев Мо­сковской губ. В 1925 г. арестован. Проходил по делу митрополита Петра (Полянского) . С 1926 г. после освобождения служил сверхштатным священником в разных церквах Владимира. В 1930 г. арестован, отправлен в Мариинский ИТЛ (Западно-Сибирский край). С 1933 г. настоятель церк­ви в Дмитровской слободе г. Муром Горьковского края. В 1937 г. арестован. 27 сентября 1937 г. расстрелян в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Место захо­ронения – «Бутовский полигон». 44 Имеется в виду иеромонах Серафим (Якубович Борис Никанорович; 1891–1938). Родился в се­мье диакона с. Большие Лопатихи Мелитопольского уезда Таврической губ. Обучался в Симферо­польском духовном училище. Закончил Таврическую духовную семинарию. Поступил в СПбДА. В 1914 г. принял монашеский постриг. 4 октября 1914 г. рукоположен в иеродиакона. 14 ноября 1914 г. – во иеромонаха. В 1916 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата за сочинение на тему «Источники жизнеописания св. Иоанна Златоуста ». Служил в Рождество-Богородицком монастыре Владимира. Был секретарем митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского) . Имея послушание благовестника, выступал с проповедями, собиравши­ми большое количество слушателей. В связи с этим против него в местной печати в 1920 г. была раз­вернута кампания. Вынужден был скрываться, жил тайно в с. Эдемское у своей знакомой. Принял от Саровского иеромонаха Исаакия (Новикова) окормление над группой верующих окрестных сел. Был выслежен и в 1934 г. арестован как глава антисоветской организации «Сестричество преподоб­ного Серафима». В 1938 г. расстрелян в Кемеровской (или Новосибирской) обл.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

28 декабря 1937 г. Постановлением Президиума Горьковского Облисполкома принято решение: «Церковь в п. Гнилицы ликвидировать с последующей реорганизацией в молодёжный клуб», что и было исполнено без промедления. Святой храм был осквернён и разграблен. Поругание святыни длилось до 1990-х годов. В это время по молитвам Божией Матери и сонма новомучеников и исповедников Российских, в 1990-е годы храм стал возрождаться. 25 декабря 1991 г. По благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского, стараниями и молитвами верующих храм был возвращён Автозаводским райисполкомом в ведение епархии и вновь зарегистрирован. 20 января 1992 г. Распоряжением владыки прикомандированный на месяц протоиерей Николай Колгарёв приступает к возведению первого (временного) иконостаса в правом приделе и освящает придел. 20 февраля 1992 г. - На смену о. Николаю Колгарёву направляется о. Николай Долбунов, который совершает первое богослужение в храме после 55-летнего перерыва. Именно с этого времени начинается отсчёт новейшей истории церкви Рождества Богородицы. 1993 г. В правом приделе сооружается каркас нового иконостаса, а в главном начались работы по росписи пятиярусного иконостаса. В это же время храм получает в дар, по завещанию боголюбивой православной женщины р.б. Марии, старинные иконы. 19 сентября 1993 г. - Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай совершил чин освящения главного престола и всего храма. 23 января 1994 г. Завершаются работы по благоукрашейию иконостасов. 6 июля, на праздник Владимирской иконы Божией Матери поднято и установлено два купола, 7 июля в день Рождества Иоанна Предтечи осуществлён подъём трёх остальных куполов. В ноябре, по благословению Высокопреосвященнейшего Николая, митрополита Нижегородского и Арзамасского, при храме открылась воскресная школа. Первоначально, за неимением соответствующего помещения, школа разместилась в здании детского клуба «Аврора», но уже в мае 1995 года она была переведена в храм. 11 декабря 1995 г. Поднят шпиль колокольни. Через четыре дня освящены и подняты колокола. Чин освящения совершил секретарь епархии протоиерей Николай Быков, а уже 22 декабря окрестности Гнилиц огласились первым, после многолетнего молчания колокольным звоном. В январе 1999 года были позолочены колокольня, кресты и звёзды на куполах.

http://sobory.ru/article/?object=04809

В настоящее время в Добром селе существует каменная церковь, она построена во второй половине XIX века архимандритом бывшего здесь монастыря Авраамием. По упразднении монастыря церковь передана была селу. В 1865 году церковь распространена в длину, и в трапезе было устроено два придела. А в 1885 году при церкви была построена довольно высокая каменная колокольня, которая хорошо видна даже из центра города. В 1935 году церковь была закрыта, её сначала использовали под склад, потом там размещался клуб, затем разливочный винный цех, в 1980-90-х гг. цех диафильмов. 20 мая 1950 года Совет Министров СССР принял постановление о передаче сел Доброе и Красное в черту города Владимира. 9 мая 1957 года по решению исполкома горсовета 933 были переименованы сразу несколько улиц бывших сёл Доброе и Красное. Поскольку в этих сёлах встречались улицы с такими же названиями, как и во Владимире. Главная улица села Доброго называлась Московской, она была переименована сначала в Добросельский проезд, а позднее в улицу Добросельскую. Улица Горьковская стала улицей Маяковского. Улица Мира получила имя Минина. В хрущёвские времена сёла превратились в спальные кварталы. В сентябре 1994 года церковь была возвращена РПЦ и вновь освещена. 14 апреля 1996 года на колокольне был установлен 3-пудовый колокол, переданный в дар храму от городской администрации в честь 1000-летия города Владимира. В январе 2003 года Свято-Боголюбовский мужской монастырь был переведен в помещения бывшего Константино-Еленинского прихода. С февраля 2003 года по благословению Священного Синода Константино-Еленинский приход был переименован в Алексиевский Константино-Еленинский мужской монастырь, настоятелем которого был назначен игумен Авраамий. По материалам: http://arch-heritage.livejournal.com/2624095.html Владимирский Алексиевский (Новоалексиевский) в честь Боголюбской иконы Божией Матери мужской монастырь (Владимирской и Суздальской епархии), основан решением Священного Синода РПЦ 7 мая 2003 г. при храме во имя равноапостольных Константина и Елены во Владимире (до 1994 г. церковь во имя свт. Николая Чудотворца).

http://sobory.ru/article/?object=05408

В столицу Поволжья святые мощи прибыли вечером 26 июля. Участники крестного хода, которые уже не раз за эти дни наблюдали огромное количество верующих, вновь были поражены: на протяжении пятнадцати километров по обочинам сплошной стеной стояли горожане. Недалеко от храма, у здания знаменитой Нижегородской ярмарки, кортеж встречал митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), руководство города и области. Патриарх Алексий II обратился к нижегородцам со словами приветствия. Он говорил о том, в какое трудное время обретены мощи преподобного и как важно помнить его слова: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». Святейший троекратно возгласил: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» — радостно прозвучало в ответ. Двое суток мощи пребывали в Спасском ­кафедральном соборе, недавно возвращенном Церкви. Все это время проходили богослужения, нескончаемой рекой шли поклониться великой святыне жители и гости города. «Я удостоился чести понести раку с мощами до западного входа в собор, потом монахи подхватили, — вспоминает клирик Нижегородской митрополии протоиерей Владимир Краев. — И первым на нижегородской земле совершал на следующее утро раннюю Литургию перед мощами Серафима Саровского. Разве можно такое забыть? Множество людей было, и такое единодушие, благоговение в народе! Действительно единым дыханием, едиными устами славили Господа и преподобного. Словами сложно передать те чувства, которые, я уверен, испытывал каждый пришедший в тот день к кафедральному собору». Святой Серафим дал опору в жизни Протоиерей Андрей Милкин, настоятель московского храма великомученика Димитрия Солунского на Благуше, в 1991 году был студентом Нижегородского университета. — Тридцать лет прошло, а я прекрасно помню, что происходило в те дни в городе, — вспоминает отец Андрей. — Нижний ведь в тот момент был закрытым городом. Самое массовое событие, которое здесь происходило до этого, — демонстрации 1 мая и 7 ноября. Всё. И вдруг такой наплыв людей! Да еще Патриарх приехал и с ним целый сонм архиереев практически со всех епархий. Это было совершенно невероятное, немыслимое событие. Горьковская область тогда считалась одной из самых атеистических. Здесь располагалось множество оборонных предприятий, и КГБ серьезно следил за тем, чтобы не произошла идеологическая диверсия. На весь полуторамиллионный город на тот момент было всего три действующих церкви, которые располагались по окраинам. И вдруг центр заполняется многолюдным крестным ходом. На меня это произвело настолько сильное впечатление, что я решил выбрать другой путь в жизни: из университета поступил в семинарию и стал священником.

http://e-vestnik.ru/church/zapeli_pashu_...

епархий. 14 мая 1966 г. М. был уволен по болезни на покой, но 7 окт. 1967 г. был вновь призван к служению и назначен архиепископом Кировским и Слободским. Хотя открытые гонения на Церковь прекратились, Кировская (Вятская) епархия находилась в очень тяжелом положении. В ней насчитывалось всего 32 действующих храма, в т. ч. в г. Кирове действовала как кафедральный собор единственная небольшая ц. во имя Серафима Саровского. Архиерейские покои М. размещались в ветхом деревянном доме. При нехватке приходского духовенства власти запрещали рукополагать священников, препятствовали ремонту храмов, был запрещен колокольный звон. В этих условиях М. старался, насколько было возможно, сохранять оставшиеся приходы, избегая конфликтов с уполномоченным Совета по делам религий. В 1976 г. М. был награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени. Скончался после непродолжительной болезни. Отпевание М. 5 апр. 1978 г. возглавил Горьковский и Арзамасский архиеп. Николай (Кутепов) . М. был похоронен в нижнем пещерном приделе во имя св. Трифона Вятского Серафимовского собора в Кирове. Соч.: Возвращение на Родину//ЖМП. 1954. 9. С. 20-25; Мои впечатления//Там же. 1956. 3. С. 72-73. Лит.: Святое дело//ЖМП. 1953. 12. С. 16-17; Наречение и хиротония архим. Мстислава (Волонсевича)//Там же. 1956. 4. С. 5-7; Из жизни епархий: Кировская епархия (юбилей архипастыря)//Там же. 1977. 6. С. 14-15; Марков В., диак. Архиеп. Кировский и Слободской Мстислав: [Некр.]//Там же. 1978. 7. С. 14-15; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 432-433; Святители Земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 281-286; Киселев К., диак. Церковная жизнь на Вологодчине после войны: Еп. Мстислав (Волонсевич)//Благовестник. Вологда, 2008. 10/12. С. 43-45. Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/2564276.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010