Дубинский А. Ю. Московская духовная семинария. Список выпускников 1861–1870 гг.   Журнал «Вестник церковной истории» продолжает публикацию списков выпускников духовных учебных заведений Российской империи XIX в. Дошла очередь до выпускников Московской семинарии, учившихся еще по первым уставам духовной школы 1814 г. Здесь следует в первую очередь обратить внимание читателей на введение к аналогичному материалу по Вифанской семинарии за те же годы Поскольку в обеих семинариях Московской епархии учебный процесс был идентичным, повторяться излишне, так что здесь упомяну лишь некоторые выявленные особенности. Источниковой основой для публикации стали «именные ведомости» учеников семинарии, содержащие наш базовый набор данных о воспитанниках и их родителях. Удачным дополнением к ним стали сохранившиеся копии аттестатов и свидетельств за 1866–1870 гг. Что касается первой половины 1860-х гг., то далеко не лучшую сохранность именнных ведомостей в семинарском фонде скомпенсировали дела из фонда Московской духовной академии. Ввиду того, что внешнее правление академии вплотную занималось учебно-педагогическими вопросами подведомственных семинарий, в архиве МДА (ф. 229 ЦГА Москвы) частично сохранились тетради именных ведомостей за начало 1860-х гг. Они удачно восполнили архивные утраты семинарского фонда. Следует отметить, что порой приходилось пользоваться списками, составленными в нечетные годы: учеба в каждом отделении семинарии длилась два года. Конечно, в среднем и особенно низшем отделениях немало учеников выбывали из семинарии посреди курса, но в высшем отделении после одного года из двух очень редко кто прекращал обучение и почти никто не принимался извне, так что состав высшего отделения по окончании первого учебного года был практически идентичен составу выпуска, причем даже с некоторым запасом, включающим в себя недоучившихся впоследствии старшеклассников. Сейчас, по прошествии полутора веков, их даже трудно назвать «лишними» в этом списке. Тем более что в настоящей работе не ставится цель установить, кто имел лучшие баллы по успеваемости и поведению, а кто регулярно подвергался знаменитым бурсацким экзекуциям, кто получил аттестат студента семинарии, а кто довольствовался при выпуске свидетельством третьего разряда.

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

Вифанская семинария своим бытием обязана самодержавной воле Государя Императора Павла Петровича, явилась царским даром, государевым учреждением. Царственный ученик пожелал отблагодарить своего законоучителя тем, что пустынное его уединение возвысил учреждением при нём нового рассадника духовного образования и чрез этот новый рассадник шире распространил свет духовного учения, который обильно изливался из школ, находившихся под мудрым и опытным руководством знаменитого иерарха. Митрополит Платон, приведший в цветущее состояние древний рассадник в обители преподобного Сергия – Троицкую лаврскую семинарию, не думал основывать новой семинарии вблизи обители Сергия и в том месте, где он приготовил себе место упокоения, в такие годы, когда его сильно стали беспокоит недуги старости, но усмотрев в воле Государя таинственное внушение свыше, с замечательною в его годах энергиею принялся за осуществление высочайшей воли. К 1800 году на красивом берегу Вифанского пруда воздвигнут был замечательной архитектуры семинарский корпус, который отражал характерные черты зиждителя: соединение практического знания и опытности с идеальными стремлениями; корпус был выстроен прочно и экономно, но оригинально и изящно, и более оригинально, чем удобно для жительства. В 1800 году в этот Платонов корпус переселились юные музы из Троицкой лаврской семинарии и с очень скудными пожитками своими принесли сюда богатые дарования, доброе нравственное чувство и дорогие предания славного рассадника в обители преподобного Сергия. Небольшая, состоявшая из 5-ти наставников и 100 учеников, семинарская семья, поселившаяся в Вифанском уединении, нашла в митрополите Платоне заботливого и бережливого хозяина и любящего, попечительного отца. Многочисленные хозяйственные наставления Платона, напр., о семинарской трапезе, о найме поваров и служителей, инструкции о ведении хозяйственной части в семинарии изображают его как замечательного домохозяина, который любил входить во все подробности и даже мелочи семинарского хозяйства, стараясь о том, чтобы все было хорошо и недорого.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Дубинский А. Ю. Московская духовная семинария: Список выпускников 1871–1880 гг.   После реформы церковной школы в 1814 г. на территории Московской епархии функционировали параллельно две семинарии. Вифанская семинария собирала в свои стены воспитанников из северо-западного сегмента Московской губернии – от Вереи до Сергиева Посада. Что касается столицы, то сюда преимущественно поступали из Заиконопасского, Донского, Перервинского,Спасо-Андроньевского, Высоко-Петровского и Коломенского училищ – дети духовенства Москвы, а также Богородского, Бронницкого, Коломенского, Серпуховского и Подольского уездов. Московская семинария была крупнее Вифанской, что и отражалось на числе ее выпускников за все время существования (1814–1818 гг.). Ее городской статус повлиял также на социальный состав учеников, хотя в 1870-х гг. вкрапления иносословных выходцев оставались еще незначительными по сравнению с более поздним периодом. В основном это были дети служащих синодальной типографии, а также мещан (впрочем, вышедших в свою очередь из псаломщиков и дьячков). Также по сравнению с Вифанией можно отметить незначительную группу учеников, получивших начальное образование на дому, минуя училища. Про них писалось в документах как о поступивших «с домашним образованием», «после домашнего приготовления» или коротко «экстерном». Список выпускников Московской духовной семинарии 1871–1880 гг. приведен по аналогии с уже опубликованным на страницах «Вестника церковной истории» списком выпускников Вифанской духовной семинарии Отличие состоит в том, что названия церквей и населенных пунктов здесь приводятся в том виде, в каком они фигурируют в семинарских документах. Это привносит определенный колорит того времени, не искажая основной сути и может быть интересно тем, кто занимается историей топонимов. В том случае, когда название звучит слишком непривычно для современного человека, в сносках приведены более понятные наименования. В список также не перенесены явные огрехи, которые скорее вызывали сомнение в грамотности семинарских писарей, чем походили на оттенки ушедшей эпохи.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941243/

Московская духовная семинария: Список выпускников 1871–1880 гг. Скачать epub pdf После реформы церковной школы в 1814 г. на территории Московской епархии функционировали параллельно две семинарии. Вифанская семинария собирала в свои стены воспитанников из северо-западного сегмента Московской губернии – от Вереи до Сергиева Посада. Что касается столицы, то сюда преимущественно поступали из Заиконопасского, Донского, Перервинского,Спасо-Андроньевского, Высоко-Петровского и Коломенского училищ – дети духовенства Москвы, а также Богородского, Бронницкого, Коломенского, Серпуховского и Подольского уездов. Московская семинария была крупнее Вифанской, что и отражалось на числе ее выпускников за все время существования (1814–1818 гг.). Ее городской статус повлиял также на социальный состав учеников, хотя в 1870-х гг. вкрапления иносословных выходцев оставались еще незначительными по сравнению с более поздним периодом. В основном это были дети служащих синодальной типографии, а также мещан (впрочем, вышедших в свою очередь из псаломщиков и дьячков). Также по сравнению с Вифанией можно отметить незначительную группу учеников, получивших начальное образование на дому, минуя училища. Про них писалось в документах как о поступивших «с домашним образованием», «после домашнего приготовления» или коротко «экстерном». Список выпускников Московской духовной семинарии 1871–1880 гг. приведен по аналогии с уже опубликованным на страницах «Вестника церковной истории» списком выпускников Вифанской духовной семинарии 1 . Отличие состоит в том, что названия церквей и населенных пунктов здесь приводятся в том виде, в каком они фигурируют в семинарских документах. Это привносит определенный колорит того времени, не искажая основной сути и может быть интересно тем, кто занимается историей топонимов. В том случае, когда название звучит слишком непривычно для современного человека, в сносках приведены более понятные наименования. В список также не перенесены явные огрехи, которые скорее вызывали сомнение в грамотности семинарских писарей, чем походили на оттенки ушедшей эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ваше Преосвященство. Мм. Гг. Когда родная семья вспоминает своего отца. Его образ предносится ей таким, каким она привыкла видеть его под кровлей родного дома, среди забот и трудов о счастье родной семьи, в простоте и непосредственности общения домашнего быта. Эта школа, в которой мы сейчас собрались почтить память знаменитого русского иерарха, была, создана им на склоне лет своих, как духовная семья, которой он отдал себя и свое сердце, как отец родной семье. Это не метафора, не гипербола, это факт несомненный исторический факт, засвидетельствованный все испытывающим оком историка. 2 Вот почему для этой школы и для всех, связанных с нею узами духовного родства, больше всего дорог образ митр. Платона не в величии иерархического служения, но в простоте того быта, который он вел здесь, в своей любимой Вифании. Здесь дорог его образ в изношенном китайчатом полукафтанье, в соломенной шляпе на голове, в туфлях на босую ногу: здесь с наибольшей любовью помнится он на хорах созданного им храма, правящим клиросную должность, читающим часы и апостол, подающим кадило и теплоту; у ворот монастырских беседующим со старцами монастырскими и богаделенными, шествующим пешком по окрестным рощам в дружеско-отеческой беседе с наставниками и питомцами созданной им школы... Здесь самые дорогие реликвии – бедная соломенная шляпа, оставленная в монастырских кельях незабвенного иерарха, краткие пометки на рукописях, автографах и книгах, завещанных дорогому детищу – семинарии: «все то писано моею рукою... хранить в библиотеке Вифанской семинарии».., и скромная гробница с составленной самим архипастырем надписью: «здесь погребен телом Преосвященный Платон, митрополит Московский, архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския обители и при ней семинарии основатель». На этих и подобных скромных реликвиях, которые хранит Вифания, ярче всего лежит печать особой близости сердца незабвенного архипастыря. Эти и подобные реликвии ярче всего свидетельствуют, что человек, который создал Вифанию, отдал ей не только свой труд, но и свое сердце. И оно-то, в своем сокровенном биении, есть самое дорогое для Вифании и этой школы, самое для нее дорогое из того, что история связывает с именем Платона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

(† 12 ноября 1894г.). «Старость честна не многолетна, ниже в числе лет изсчитается.» ( Прем. 4, 8 .) Эти слова Премудрого вполне применимы к почившему 12 ноября сего 1894 года протоиерею Александру Михайловичу Иванцову-Платонову, который скончался далеко не в глубокой старости, всего на 59-м году от рождения, но который пользовался широкой известностью и глубоким от всех близко знавших его уважением; ибо, кроме того, что был заслуженным протоиереем, он имел звание заслуженного ординарного профессора Императорского Московского Университета и ученую степень доктора богословия, был почетным членом многих ученых, благотворительных и иных обществ и учреждений, учено-литературной известностью пользовался широкой не только в России, но и за границей, и т. д., наконец, по крайней мере за последние 5 лет, даже и наружно выглядел настоящим глубоким старцем. Поистине старость честна не многолетна, ниже в числе лет изсчитается. А. М. Иванцов-Платонов был сын священника Курской епархии, где и получил начальное и среднее образование. По окончании курса наук в Курской духовной семинарии в 1856 году, Александр Михайлович , как один из самых лучших учеников, послан был за казенный счет, для получения высшего богословского образования, в Московскую Духовную Академию. Здесь он на первых же порах заявил себя, как весьма талантливый молодой человек. Некоторое время пальму первенства в этом отношении оспаривал у него питомец Вифанской семинарии П. Л. Репловский, но вскоре эта пальма осталась, бесспорно, в руках А. М. Иванцова, к фамилии которого, поэтому, уже при переходе его с младшего курса на старший присоединена была фамилия Платонова, с ней и окончивший Московскую Духовную Академию 1 . И только незначительное недоразумение с его курсовым сочинением, для которого, при том, тему он должен был, помимо своей воли, переменить не в самом начале курса и следовательно имел меньше, нежели другие его товарищи, времени для надлежащей его обработки, было причиною, что при выпуске из академии он был поставлен в списке вторым, а не первым магистром и не был оставлен при Московской Духовной Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Протоиерей Дмитрий Иванович Кастальский, сын диакона Введенской в городе Дмитрове, Московск. губ., церкви, родился в 1820 году; учился в Дмитровском училище и Вифанской духовной семинарии, из которой по окончании курса в 1840 г. был послан в Московскую Духовную Академию на казенный счет; в Академии окончил курс магистром в 1844 году и до 1848 г. состоял бакалавром по кафедре патристики в Казанской Духовной Академии; по собственному желанию в 1848 г. перешел в Московскую духовную семинарию профессором логики, психологии и патристики; в 1852 году принял сан священства и в следующем году, оставив службу при семинарии, занял место священника при церкви технического училища и должность законоучителя в этом училище и в Межевом институте; в 1877 г. сделан был протоиереем Московского Казанского собора; скончался в 1891 году. За свои высокие нравственные качества прот. Д. И. Кастальский пользовался общей любовью и великим уважением как со стороны своих сослуживцев и учеников, так и вообще со стороны всех его знавших. Из печатных литературных его трудов известны: «Действие веры Христовой на гражданские общества» («Душеп. Чтен.», 1862, июль); «О домашнем употреблении слова Божия у христиан первых веков» («Душ. Чт.», 1876, июль и август); «О Богослужении» М. 1874; 2-е изд. М. 1880. В 1849–1850 гг. он состоял сотрудником «Москвитянина», помещая в этом журнале рецензии о духовных книгах. Во время своего семинарского преподавательства Д. И. составлял курс психологии, но, к сожалению, своего труда не окончил. Кроме того, он оставил после себя обширные, в девяти томах, «Семейные записки», нигде еще не напечатанные и хранящиеся у его сыновей. «Записки» эти богато иллюстрированы рисунками большей частью самого почтенного о. протоиерея, который любил и умел хорошо рисовать, а также печатными картинками и портретами. По своему содержанию «Записки» представляют во многих своих частях ценный и интересный исторический материал, почему очень было бы желательно видеть их в печати. Приводимый здесь отрывок заимствован из второго тома «Записок» и печатается с разрешения сына покойного протоиерея Кастальского, Всеволода Дмитриевича Кастальского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРИНСКИЙ Михаил Иванович (4.11.1840, Москва - 20.06.1917, Вятка, ныне Киров), философ, проф. СПбДА. Род. в семье священника, благочинного Ивановского сорока. После окончания духовного уч-ща в 1852 г. поступил в МДС, в 1858 г.- в МДА, где в наибольшей степени испытал влияние профессора метафизики и истории философии В. Д. Кудрявцева-Платонова . Окончил академию 4-м по списку магистром богословия XXIII курса, защитив дис. «Египетские иудеи при Птоломеях». В переработанном виде она была опубликована в ж. «Христианское чтение» (1870). С 4 янв. 1863 по 1865 г. профессор гражданской истории и греческого (с 1863 латинского) языка в Вифанской ДС. Был избран членом Педагогического и распорядительного собрания правления семинарии. 13 янв. 1865 г. К. благодаря своим научным способностям был переведен в МДС на должность профессора лат. языка, логики и психологии. С 1867 г., после преобразования семинарии по новому уставу, он также преподавал педагогику. В 1868 г., согласно прошению, К. был перемещен на кафедру лат. языка. С 15 авг. 1869 г. К.- доцент вновь открытой (согласно академическому уставу 1869) кафедры метафизики СПбДА. Он получил эту должность во многом благодаря ходатайству проф. И. А. Чистовича , к-рому было поручено рассмотрение программ, представленных кандидатами на вакантную после смерти в 1867 г. проф. В. Н. Карпова кафедру логики и психологии,- А. Е. Светилиным (преподавателем СПбДС) и К. На кафедру был избран первый кандидат, но вместе с тем 9 июня 1868 г. конференция СПбДА постановила, учитывая особую способность К. к «разбору метафизических вопросов», назначить его на открывающуюся кафедру метафизики без конкурса ( Миртов. 1913. С. 37-38). Еще в 1868 г. конференция СПбДА обратилась в Синод с ходатайством направить К. в командировку в Германию для ознакомления с методикой преподавания философии в университетах и для более качественной подготовки к предполагаемой деятельности в академии. Ходатайство не было удовлетворено до утверждения нового академического устава. 11 июня 1870 г. совет СПбДА вновь обратился в Синод с ходатайством «о командировании г. доцента М. И. Каринского в Германию для посещения лекций профессоров философии в тамошних университетах, преимущественно в Гёттингенском и Йенском». 30 нояб. 1870 г. на это ходатайство последовало разрешение Синода, к-рый выделил К. для проживания за границей 1500 р.

http://pravenc.ru/text/1681045.html

25-го августа 1911 года исполнялось 25 лет с того дня, когда вступил на служение Церкви, богословской пауке и духовной школе ординарный профессор Академии по кафедре систематической философии и логики, доктор богословия, Алексей Иванович Введенский . Еще во дни детства и юности юбиляр прошел суровую школу жизни, которая приготовила его к тому, чтобы стать неутомимым тружеником и с честью носить в течете целой четверти века высокое звание профессора высшей духовной школы. Проф. А.И. Введенский – сын священника. Родитель его был в бедном приходе села Городкова, в глуши Волоколамского уезда, в 170 верстах от Москвы и в 40 от уездного города. Нередко мальчику-ученику Введенскому приходилось пешком путешествовать из родного села в Волоколамск, где в духовном училище начал он свое образование. Восходя от силы в силу, А. Ив. продолжал свое образование в Вифанской духовной семинарии и завершил в Московской Духовной Академии, курс которой окончил в 1886 году. В том же году 25 августа А. Ив. был назначен преподавателем в Вологодскую духовную семинарию, по уже через год, по рекомендации знаменитого профессора В. Д. Кудрявцева, приглашен был в Академию на кафедру истории философии и по прочтении 7 и 9 сентября 1887 года двух пробных лекций завяль ату кафедру в звании исправляющего должность доцента. Уже с итого времени в различных журналах начали появляться ученые статьи молодого профессора, а скоро увидел свет и первый его большой ученый труд: «Вера в Бога, ее происхождение и основания (Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением его в текущем столетии). Москва 1891». Труд этот, представленный в Совет Академии в качестве магистерской диссертации, заслужил, лестные отзывы назначенных Советом рецензентов. Бывший инспектор Академии Архимандрит Антоний (ныне архиеп. Тверской) отметил в этом ученом труде подробное раскрытие психологического процесса веры, глубоко верный критический анализ главнейших направлений философской литературы вопроса за целое столетие, беспристрастность в исследованиях вообще и особенно в классификации философских решений вопроса, правильное руководство учением Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Скончавшийся 23 марта сего года в 9 3/4 ч. утра, после и длительной болезни (перерождения и паралича сердца), настоятель Казанского собора в Петербурге; член Учебного Комитета, при Святейшем Синоде, почетный и действительный член многих обществ и учреждений, протоиерей Александр Алексеевич Лебедев особенно должен быть близок Московской Духовной Академии и по рождению, и по воспитанию, и но другим обстоятельствам. Почивший отец Протоиерей родился в 1833 году. Родитель его Алексей Иванович был довольно долгое время (с 5 марта 1835 и по 5 июля 1848 года) священником при Вознесенской, в Сергиевом Посаде церкви и затем, по возведении в сан протоиерея, в Хотьковом монастыре был благочинным и умер в 1878 году 76-ти лет (погребен в Хотьковом монастыре). При таких обстоятельствах и А. Л. Лебедев в 1846 году поступил для образования в находящуюся близь Сергиева Посада Вифанскую духовную семинарию, где в 1854 году кончил курс четвертым по списку студентом 1 и в том же году, с другими лучшими из своих товарищей 2 , поступил, для высшего образования, в Московскую Духовную Академию. В академии он также старательно проходил курс учения и в 1858 году получил от неё ученую степень кандидата Богословия. По окончании академического курса Александр Алексеевич , обладая представительною наружностью и хорошим голосом, поступил во диакона в Екатерининской церкви, в Екатерингофе, в Петербурге. Затем в 1864 году он рукоположен был во священника и назначен законоучителем Штурманского училища в Кронштадте, в этом училище он, сверх того, преподавал русскую словесность, которую още в период своего образования особенно любил и хорошо знал 3 . В 1870 году отец Александр, как получивший уже известность своими учено-литературными трудами и как опытный педагог, перемещен быль в Петербург на должность законоучителя первой классической гимназии. С построением русской церкви в Праге (в Богемии), Александр Алексеевич , возведенный в 1874 году в сан протоиерея, по избранию Славянского Комитета, быль назначен настоятелем сей церкви в Праге и там прослужил около восьми лет; причем, с наступлением летнего времени, обыкновенно переселялся из Праги в Карлсбад, для священно служения в местной православной церкви, посещаемой приезжавшими на лето в Карлсбад для лечения русскими. В бытность свою в Праге, А. А. Лебедев всегда с истинно русским гостеприимством и радушием относился к приезжавшим туда своим соотечественникам и, как человек широко образованный, оказывал им всевозможное содействие к ознакомлению с местными достопримечательностями и памятниками древней письменности. С таким предупредительным вниманием отнесся он в самом начале своего пребывания в Прагу, между прочим, к приезжавшему туда в то время, в видах приготовления к профессорскому званию по кафедре русского языка и славянских наречий, ныне ординарному профессору Московской духовной академии гр. Александ. Воскресенскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010