XII. Примечательные окрестности монастыря Радонеж (Городок). Хотьков монастырь. Крестовская часовня, или место «У креста». Вифанский монастырь с семинарией. Гефсиманский скит с пустыней Параклита. Корбуха. Радонеж (Городок) Маленький город, или городок, Радонеж, в настоящее время – село Городок, составлял вторую родину преподобного Сергия после Ростова. От переселения из Ростова и до пострижения в монашество преподобный прожил в нем со своими родителями около семи лет. Бывший городок, а нынешнее село находится в четырнадцати верстах от лавры по направлению к Москве, в двух верстах вправо от Московского шоссе и от находящегося на шоссе села Воздвиженского, на берегу реки (речки) Пажи, текущей из-под Хотькова монастыря, от которого село в пяти верстах. Радонеж как село и с названием Радонежское упоминается в первый раз в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты, писанной в 1328 году: великий князь в своей грамоте отдает село Радонежское в удел своей княгине с меньшими детьми, под которыми разумеются две дочери. После смерти великой княгини, в 1331 году, и по новому разделу Радонеж достался в удел младшему сыну Ивана Даниловича, Андрею Серпуховскому, причем он был сделан городом с подчинением ему известной волости (известного уезда) и причем в нем посажен был княжеский наместник. После смерти князя Андрея Ивановича, в 1353 году, Радонеж достался его сыну Владимиру Андреевичу, двоюродному брату Дмитрия Ивановича Донского и его знаменитому соучастнику в Куликовской битве. После смерти князя Владимира Андреевича, в 1410 году, Радонеж достался в удел, и уже не как придаток к другим городам, а как главный, а вместе и единственный город, его младшему сыну Андрею Меньшому, который, по сейчас сказанному, был именно князем Радонежским и который имел в Радонеже, как в единственном своем городе, и свою столицу. После смерти Андрея Владимировича бездетным, в 1426 году (погребен в Троицком соборе лавры), Радонеж достался его племяннику, Василию Ярославичу Боровскому. В 1456 году, когда великий князь Василий Васильевич отнял удел у Василья Ярославича, Радонеж вместе со всем уделом вошел в состав великого княжения.

http://sedmitza.ru/lib/text/438600/

Амвросий (Ключарев Алексей Иосифович), архп.Харьковский и Ахтырский Родился в 1820 году в семье протоиерея гор. Александрова Владимирской губернии. Первоначальное образование получил в Вифанской духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1844 году со степенью кандидата богословия. Время академического образования Алексея Ключарева было той порой в жизни Московской Духовной Академии, когда в особенности процветал в ней знаменитый профессор философии протоиерей Ф.А.Голубинский. По великим путям Промысла Божия Алексей Ключарев, а позднее о.Алексей, находился под ближайшим руководством таких святителей, какими были Филарет и Иннокентий Московские. В своих воспоминаниях о митрополите Филарете он подробно объясняет, в каких отношениях стоял он к этому великому святителю с самого начала своего священнического служения; как мудрый и милостивый Филарет и миловал его и «сторожил над ним», и как отечески воспитывал его к предстоящему высокому служению, которое было принято его питомцем уже по кончине великого святителя при его преемнике. В отношении влияния на него святителя Иннокентия о.Алексей говорил, что «святитель силой своего духа и веры овладел моей душой и в одиннадцатый час моей жизни увлек меня на предстоящее делание в вертограде Христовом». В следующем, 1845 году, Алексей Ключарев получил степень магистра богословия. По окончании академического курса был назначен профессором философских наук в Вифанскую семинарию, где преподавал логику, психологию и латынь. 17 ноября 1848 года был рукоположен во священника к церкви Московского Рождественского девичьего монастыря, а в марте следующего года переведен в церковь Казанской Божией Матери у Калужских ворот. Благодаря своему всестороннему образованию, стройному истинно философскому направлению ума, молодой священник занял сразу выдающееся положение среди московского духовенства. «В лучших дворянских и купеческих домах тогдашней Москвы он пользовался редким уважением, как даровитый и глубокомысленный проповедник, как опытный духовник, законоучитель, советник, духовный наставник». Богослужение он совершал с истинной церковной сановитостью, ни одного из воскресных и праздничных дней не оставлял без проповеди и его церковь скоро стала сборным пунктом всех любителей церковного благолепия и красноречия. С самого начала его проповеди нашли себе место на страницах «Московских Ведомостей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Бывали случаи, когда вместе подвизавшиеся на поприще служения Богу и   Церкви вместе и арестовывались, и в один день расстреливались. Так было со       священником Никольского храма в селе Черленково Виктором          Моригеровским и старостой этого храма Ириной Смирновой.            Священномученик Виктор родился в 1872 году в селе Минеево Дмитровского      уезда Московской губернии в семье священника Иоанна Моригеровского.     Окончив в 1889 году Заиконоспасское духовное училище, а в 1896 году –   Вифанскую духовную семинарию, он в 1901 году был рукоположен во           священника к Никольской церкви села Черленково Волоколамского уезда Московской губернии. В 1931 году отец Виктор был арестован и по обвинению   в отказе от выполнения общегосударственных повинностей приговорен к             двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Не согласившись с       обвинением, он подал кассационную жалобу, и судом был оправдан. В 1933          году священника снова арестовали, на этот раз по обвинению в          контрреволюционной агитации. Он был приговорен к трем годам ссылки в           Казахстан. В июне 1936 года отец Виктор вернулся к служению в     Никольском храме. В январе 1938 года бывший священник того же   Никольского храма Петр Розанов, который в 1937 году оставил служение и           ушел работать в контору «Союзплодовощ», был вызван в НКВД, где его             попросили дать показания о контрреволюционной деятельности отца           Виктора. На основании этих показаний 16 февраля 1938 года отца Виктора            арестовали и заключили в волоколамскую тюрьму. Вместе с ним была             арестована староста Никольского храма Ирина Смирнова. Мученица Ирина           родилась в 1891 году в селе Рамешки Волоколамского уезда Московской   губернии в семье крестьян Алексея и Матроны Петровых. В 1812 году вышла      замуж за Николая Смирнова. В 1913 году муж выстроил лавку, в которой    открыл бакалейную торговлю. Через полтора года супружеской жизни муж          Ирины был приговорен к пятнадцати лет каторжных работ за убийство     торговца-дегтярника. С двумя маленькими детьми она осталась жить у        свекра. В бакалейной лавке, доставшейся в наследство, торговала ее сестра. С          1931 по 1936 год работала в колхозе, но вышла из него по болезни. Хозяйство             родителей Ирины при советской власти подверглось раскулачиванию. Хотя          виновными в предъявленных им обвинениях отец             Виктор и Ирина себя не      признали, 27 февраля, тройка УНКВД по Московской области приговорила         священника Виктора Моригеровского и старосту храма Ирину Смирнову к            расстрелу. Они были расстреляны в один день, 7 марта 1938 года, и погребены      в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-3-155-...

В.И.Буганов, А.П.Богданов Н.Ф. Каптерев и его труды Скачать epub pdf Ученая деятельность Николая Федоровича Каптерева, по словам академика М. А. Дьяконова , «являлась его жизненным подвигом, полным лишений и жертв, но в конце концов доставившим покойному заслуженный ученый триумф. Правда, лаврами, увенчавшими главу и чело ученого подвижника, были лишь седина и морщины; но благодаря тому что он до них дожил, он мог лично убедиться в победе добытых им истин над упорными стремлениями сильных противников затмить их». Несмотря на травлю Каптерева консервативными силами, продолжавшуюся не один десяток лет – подтверждал эту оценку другой крупный историк М. Д. Приселков – целое поколение исследователей воспитывалось на его ученых трудах. Вступая в жизнь, будущий выдающийся историк православной церкви отнюдь не рассчитывал на такую участь. Николай Федорович родился в селе Кленове Подольского уезда Московской губернии 8 июля 1847 года. Отец его был сельским священником и думал, что сын пойдет по его стопам. Юный Каптерев окончил звенигородское духовное училище, затем Вифанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. Годы учения в Академии (1868–1872) оказали решающее влияние на выбор Каптеревым жизненного пути. В то время Академия давала ученикам богатые и разносторонние знания, но в гораздо меньшей мере развивала исследовательские способности, особенно в области исторической науки. Для немногих студентов, увлеченных историей, благим примером стала самоотверженная работа нового ректора Академии А. В. Горского по описанию славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. Личное общение с протоиереем Горским, чтение его тщательно выполненных трудов по ранней истории русского православия не столько знакомило Каптерева с современными методами исследования, сколько давало нравственный пример объективного, независимого от каких-либо привходящих соображений отношения к прошлому. Сразу по окончании курса Николай Федорович был оставлен при Академии для подготовки магистерской диссертации. В 1874 году его монография «Светские архиерейские чиновники в древней Руси» была опубликована и блестяще защищена на открытом магистерском диспуте в Московской духовной академии. О защите диссертации приват-доцента Каптерева дала отчет газета «Современные известия» (1874, 266), А. В. Горский в личном письме в самых лестных выражениях оценил научные заслуги ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Василий Сергеевич (25.01. 1857, с. Никольское (Ржавки) Московского у. и губ. (ныне в составе Зеленоградского адм. окр. г. Москвы) - 10.11.1907, Москва), регент Синодального хора , преподаватель и директор Синодального училища церковного пения . Род. в семье дьячка Никольской ц. В детстве с отцом и 3 братьями пел на церковных службах. После учебы в сельской школе Василий был отправлен отцом в 1865 г. в Москву в Заиконоспасское ДУ, к-рое он был вынужден вскоре оставить, т. к. отец потерял место псаломщика и не мог оплачивать его обучение. Нек-рое время пел в частных московских хорах С. Г. Котова и В. Н. Постникова. Благодаря отличному муз. слуху и неординарному голосу О. в 1870 г. поступил малолетним певчим в Синодальный хор и начал учиться в 4-классном ДУ при хоре: изучал церковное пение у регента хора В. И. Зверева , игру на скрипке у артиста оркестра Большого театра У. Поля и теорию музыки у профессора Московской консерватории Н. Д. Кашкина . Окончил уч-ще летом 1874 г. По свидетельству Кашкина, О. отличался примерным поведением и учился на отлично, окончил курс 1-м учеником, что давало ему право поступления в ДС. Однако Московская и Вифанская духовные семинарии отказали ему в приеме из-за превышения допустимого возраста. Благодаря ходатайству синодального начальства О. зимой 1874/75 г. поступил в Московскую консерваторию в класс гобоя проф. К. Ф. Эзера. Среди преподавателей О. были Н. Г. Рубинштейн (оркестр), П. И. Чайковский (гармония), Кашкин (история музыки), Н. А. Губерт (муз. формы), П. А. Шостаковский, П. Т. Конев (фортепиано), С. И. Танеев (инструментовка), прот. Димитрий Разумовский (история церковного пения). На последнем курсе консерватории О. собрал из рабочих типографии А. И. Мамонтова любительский хор, к-рый исполнил 1-е духовно-муз. сочинение Чайковского - Литургию св. Иоанна Златоуста, что было оценено присутствовавшим автором и слушателями как многообещающее начало хоровой деятельности. В 1879-1882 гг. преподавал в Московском реальном уч-ще. В 1880 г. окончил консерваторию, получив диплом свободного художника. В том же году женился на Е. Н. Лакиер. Преподавал церковное и хоровое (светское) пение в московском Елизаветинском уч-ще (1880-1898), Усачёвско-Чернявском (1886-1899) и Екатерининском ордена св. Екатерины (1884-1894) училищах, в 5-й муж. гимназии (1882-1884, 1893-1899). В 1881 г. получил аттестат 1-го разряда от Придворной певческой капеллы.

http://pravenc.ru/text/2581543.html

Жестылёво. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Село Жестелево, в начале XVI в. было вотчиной Ф.С.Башенина. От него в 1569 г. перешло Сарайскому епископу Герману. В дальнейшем селом владели царские стремянные конюхи Плишкины, ими оно было продано царскому дьяку Андрею Верещевскому, который в 1578 г. продал Жестылево Троице-Сергееву монастырю. В конце XVI в. в Жестылево была деревянная Покровская церковь. Этот храм был сожжен поляками, и на протяжении XVIII-XIX вв. на его месте сменяли друг друга только часовни. Для строительства новой церкви в селе решено было построить кирпичный завод. Сумма, вырученная от продажи кирпича, должна была пойти на строительство нового каменного храма. Необходимые средства были собранны за два года. В 1895 г. настоятелем был назначен молодой и энергичный выпускник Вифанской Духовной семинарии отец Георгий Добронравов. В том же году он сообщал в Духовную консисторию, что “в храме имеется: 2000 руб. денег, выделанного кирпича в количестве 120 000 шт. И крестьянин деревни Овсянниково Спиридон Емельянов Стрелков изъявляет готовность принять на себя каменную кладку нового храма…” Еще в течение года приход в селе Жестылево собирал недостающие средства, и в августе 1899 г. состоялась торжественная закладка храма. Пять лет продолжалось строительство. В 1904 г. храм был достроен и освящен. В церкви устроили два освященных в 1910 г. придела: в честь апостолов Петра и Павла и святого Иоанна Предтечи. Церковь выстроена по проекту архитектора С.К. Родионова. На освящении храма зодчий сказал отцу Георгию Добронравову: “…Без средств, без особого знакомства вы создали этот храм. Ваша энергия неоценима, заслуга невознаградима…”. На это настоятель ответил: “Я прежде всего надеялся на Бога и был уверен, что Господь не оставит нас, и, как видите, моя вера и надежда меня не посрамили” (Памятная книжка Московской губернии на 1910 г. М., 1910). Приход Покровской церкви на 1916 г. состоял из крестьян села Жестылево (84 двора с населением 690 чел.) и деревни Торговцевой (37 дворов, 300 чел.).

http://sobory.ru/article/?object=01843

Жизнь и деятельность высокопреосвященного Амвросия (Ключарева), архиепископа Харьковского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Вла­димирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и ми­рян. Начатки образования преосвященный Амвросий полу­чил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним маль­чиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей сту­пенью его духовного образования стала Вифанская духов­ная семинария, основанная Московским митрополитом Пла­тоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способ­ности, был усерден, “весьма благонравен”. Вифанскую се­минарию он окончил по первому разряду, вторым по спис­ку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Ду­ховную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и цер­ковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, — архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров, И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влия ­ íèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïè­девский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др.

http://pravmir.ru/zhizn-i-deyatelnost-vy...

Закрыть «Мой предок монах Софроний писал иконы» Известный скульптор Салават Щербаков рассказал о своей родословной и о вере 29.12.2015 2101 Время на чтение 4 минуты История с памятником князю Владимиру в Москве оказалась громкой, а имя его автора Салавата Щербакова звучит в прессе довольно часто. Однако о личности, религиозных взглядах самого скульптора мало кому известно. Мы поговорили с ним об этом. С детства привык читать с «ятями» Оказалось, что предки Салавата Щербакова по материнской линии - и деда, и и бабушки - все из духовенства. - Есть те, кто стали монахами в XVIII веке, один из них, иеродиакон Софроний в постриге, служил в Спасо-Вифанском монастыре в Сергиевом Посаде, был иконописцем. У меня хранится его картина с собственноручной подписью. Это очень редкое поясное изображение Христа, где римские легионеры надевают на Христа терновый венец. По линии бабушки скульп­тор состоит в родстве со знаменитым митрополитом Филаретом (Дроздовым). Есть в его роду и священники, принявшие мученическую кончину. Архиепископ Самарский Пётр (в миру Николай Николаевич Руднев), расстрелянный в 1939 году на Соловках, приходится скульптору двоюродным дедушкой. - Моя бабушка была учителем математики, дед - скульп­тором. Бабушка училась на Высших женских курсах (Бестужевских), ранее окончила епархиальное женское филаретовское училище для детей духовенства. У нас дома были старые книги, ещё дореволюционные, - энциклопедии, Достоевский. Я с детства привык читать с твёрдыми знаками, с «ять», с «i». Сохранились церковные предметы - ряса, Евангелие - от прапрадеда Григория Ивановича Руднева. Он был настоятелем церкви Владимирской иконы Божией Матери села Неклюдово под Москвой. И очень много фотографий родных, кто окончил семинарию, духовную академию, - начиная с 50-60-х годов XIX века, когда только появилась фотография. Лебедевы, Писаревы, Рудневы - они служили на разных приходах Москвы и Подмосковья: Ордынка, Медведково, Пушкино , Анискино, Райки, Улиткино. Имя досталось от отца-башкира

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/d...

Июня 14 (27) Священномученик Александр (Парусников) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Александр родился в 1879 году в селе Троицко-Раменском 18 Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Сергия Парусникова, служившего в церкви Живоначальной Троицы этого села. Церковь была выстроена в 1852 году на средства владельцев бумагопрядильной фабрики братьев Малютиных при поддержке местной помещицы княгини Анны Александровны Голицыной. В 1889 году были пристроены приделы и возведена колокольня. Церковь имела приделы: во имя Успения Божией Матери, Архистратига Михаила, первоверховных апостолов Петра и Павла и святителя Николая Чудотворца. В приход Троицкой церкви входило село Раменское, деревни Клешево, Дергаево, Игумново, Дементьево, Донино и Поповка. Священник Сергей Алексеевич Парусников родился в 1831 году, окончил Вифанскую Духовную семинарию и был рукоположен в сан священника митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) , им же позднее был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Троицкой церкви, в которой прослужил до самой кончины. С 1864 года он безвозмездно обучал грамоте детей, родители которых работали на раменской бумагопрядильной фабрике. Прихожане любили протоиерея Сергия и к 25-летию его служения, 4 марта 1887 года, преподнесли ему образ святителя Николая Чудотворца со следующим адресом: «Его Высокоблагословению, отцу благочинному, священнику Троицкой, что при озере Борисоглебском, церкви. Добрый наш Батюшка! 25 лет тому назад Всеблагому Богу угодно было призвать Вас на служение Своей Святой Церкви, избрав Вас нашим молитвенником и ходатаем пред Своим престолом и назначив Вас руководителем и учителем нашим в деле нашего спасения. И Вы с кротостью и ревностью в течение четверти века исполняли Ваши тяжелые обязанности, удовлетворяя наши религиозные потребности и наставляя нас и детей наших истинам христианской веры и нравственности, которым Вы учили нас не только словом, но и делом. Всегда благоговейно совершая богослужение, таинства и священные обряды, Вы вызывали и в присутствующих молитвенное настроение, своим благоговением помогали им отрешиться от всего мирского и таким образом наглядно учили их, как следует молиться. Точно так же, поучая нас истинам христианской нравственности, Вы собственной жизнью подавали пример любви и смирения, этих краеугольных основ христианского нравоучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Преподобный Алексий Зосимовский января 1846 – †2 октября 1928 Прославлен Русской Православной Церковью в 2000 г. 105 . Память празднуется 19 сентября/2 октября Иеросхимонах Алексий, в миру Федор Алексеевич Соловьев, родился в Москве 17 января 1846 года в семье протоиерея Алексея Петровича Соловьева, настоятеля храма во имя преподобного Симеона Столпника, профессора Вифанской Духовной Семинарии. Начальной грамоте Федор обучался у будущего своего тестя диакона Павла Смирнова. С малых лет мальчик отличался серьезностью, уклонялся от веселого общества и мирских развлечений. У Федора был отличный голос и слух, он очень любил музыку и с малых лет пел в церковном хоре. Научившись играть на рояле, он исполнял церковные песнопения. Поститься он начал с самого раннего возраста, как себя помнил. По окончании Андрониевского духовного училища он поступил в Московскую Духовную Семинарию. Учеба давалась ему нелегко и отнимала почти все время. Свой день юноша начинал с главы Евангелия и Апостола и только затем приступал к занятиям. В 1866 году Федор Соловьев завершил семинарское образование по первому разряду вторым в списке выпускников. 12 февраля 1867 года он обвенчался с Анной Павловной Смирновой, через неделю состоялось его рукоположение во диакона в Чудовом монастыре епископом Игнатием. Святитель Московский митрополит Филарет назначил его служить в храм святителя Николая в Толмачах, о котором он имел особое попечение. Настоятелем этого храма в то время был протоиерей Василий Нечаев, будущий епископ Виссарион, который стал первым духовным наставником новорукоположенного диакона Феодора. 27 января 1872 года в семье отца Феодора случается большое горе – умирает его матушка Анна Павловна, и отец Феодор остается с маленьким сыном Мишей на руках и живет вместе с тещей и свояченицей. Для отца Феодора это был страшный удар. Когда отпевали Анну Павловну, у него не было сил служить. Он стоял у гроба, неотрывно смотрел на любимое лицо, и слезы катились по его щекам. Начиналась иная, одинокая жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010