РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 26 ( 9 октября) Священномученик Димитрий Розанов Священномученик Димитрий родился 24 октября 1890 года в семье псаломщика Спасской церкви в селе Ивашково Волоколамского уезда Московской губернии Ильи Ивановича Розанова. В 1907 году Дмитрий окончил Волоколамское Духовное училище, в 1914-м – Вифанскую Духовную семинарию и в том же году был рукоположен во священника к Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни Московской губернии, где игумения София (Быкова) приходилась тетей его супруге. Безмятежными были годы служения отца Димитрия в Зосимовой пустыни до того времени, пока не наступили гонения на Церковь после прихода к власти безбожников. Первые годы гонений пустынь оставалась в относительном покое, существуя под видом сельскохозяйственной коммуны. Опытная не только в духовной жизни, но и в хозяйственной, игумения Афанасия (Лепешкина), сменившая игумению Софию, которой к этому времени было около восьмидесяти лет, умело вела отношения с властями – благоразумно и выдержанно, не роняя и не принижая высокий сан руководительницы православного монастыря. 12 мая 1922 года из монастыря были изъяты на основании декрета от 23  февраля 1922 года последние церковные ценности. Отцу Димитрию удалось договориться с властями и отдать вместо риз с икон Божией Матери и Спасителя, венчика с Распятия, ризы от креста с мощами и крышки от Евангелия – серебряные монеты, медали, лампады, ложки, подстаканники, солонки и тому подобные серебряные предметы того же веса. Гонения в начале тридцатых годов, имевшие целью истребить все признаки монашеской жизни, не обошли и не могли обойти обители. Сначала был закрыт монастырь, и монахини расселились по окрестным селам и деревням, не желая уходить далеко от стен горячо любимой обители, а в мае 1931 года все монахини и послушницы были арестованы; при аресте их разделили на две группы, в одну попала игумения Афанасия с монахинями и послушницами, в другую – священник Димитрий Розанов с монахинями и послушницами. Отец Димитрий был арестован 28 мая и заключен, как и все насельницы Зосимовой пустыни, в темницу при Наро-Фоминском отделении НКВД.

http://fond.ru/kalendar/950/dimitriy/

[Рец. на:] Глубоковский Н. П., проф. Высокопреосвященнейший Смарагд (Крыжановский), архиепископ Рязанский, его жизнь и деятельность Источник Названная книга дважды премирована: Императорская Академия Наук удостоила её большой награды имени графа Уварова, Императорское Общество Истории и Древностей Российских при Московском Университете – премии имени Карпова. Уже это обстоятельство заставляет думать, что новое исследование проф. Глубоковского представляет крупный вклад в науку. И действительно, оно является очень ценной работой как со стороны содержания, так и в отношении методов обработки исторического материала. О степени содержательности труда, о многосторонности исследования даёт уже представление план его. Сочинение распадается на две части, посвящённые а) хронологическому обзору жизни святителя и б) систематическому обозрению его деятельности. Часть 1 начинается «общим предварением», в котором выясняется «значение биографии пр. Смарагда (Крыжановского)», человека с «крайне оригинальным и своеобычным характером «и с не менее оригинальной, несравнимой и во многом неразгаданной, почти таинственной» деятельностью, притом причастною к важнейшим церковным событиям первой половины XIX ст. (стр. 1). Глава первая (2–25) повествует о происхождении и обучении Александра (в монашестве Смарагда) Крыжановского в Киевской и Петербургской духовных академиях, о бакалаврской службы в последней, об инспекторской в Киевской академии, о ректорстве, киевской и вифанской семинариях, в киевской и петербургской академиях, обнимая время с 1796 г. по 1831 г. Особое приложение к этой главе (стр. 26–70) подробно разбирает вопрос о происхождении Смарагда Крыжановского, ввиду существующего убеждения, что он был родом из евреев, – убеждения, которое сам же святитель поддерживал заявлением: «мой дед был еврей, отец иерей, а я архиерей...» Глава вторая (71–166) излагает историю святительского служения Смарагда в 1831–1837 гг. сначала в качества ревельского викария петербургской епархии и потом – архиепископа полоцкого и виленского. Наибольший интерес этой, весьма богатой содержанием, главы заключается в изображении и оценке воссоединительной деятельности пр. Смарагда, который для того и был послан в Полоцк, но встретил массу препятствий и не только со стороны местных униатов и католиков, но и со стороны гражданских властей и даже того центрального правительства, которое командировало его в Белоруссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Серафим (Звездинский), еп. Дмитровский, вик. Московской епархии В 1908 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем Вифанской духовной семинарии. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха, очевидно, в академии. С 21 сент.1912 года перемещен на должность преподавателя гомилетики, литургики и прак. руковод. для пастырей в Московскую духовную семинарию. С 27 мая 1914 года – архимандрит и помощник наместника Московского Чудова монастыря. Утвержден в должности столичного наблюдателя церковных школ г. Москвы. 15 дек.1919 года хиротонисан во епископа Дмитровского, вик.Московской епархии. С 1927 года находился в оппозиции против митрополита Сергия. Вместе с своим другом архп. Арсением (Жадановским) жил в Екатерининской женской пустыни до ее закрытия. Категорически отказался от предложенной ему митрополитом Сергием в 1927 году кафедры. Год смерти неизвестен. Труды: “Ангелы» «Душеп.Чт.» 1915, янв., февр., стр.36–44. -“- 1915, март-апр., стр.46–52. -“- 1915, нояб.-дек., стр.32–53. «Покаянный плач» по руководству богослужебных книг. «Душеп.Чт.» 1916, нояб.-дек., стр.59–69. «Иноческий быт в описании преп. Нила Синайского ». «Голос Церкви» 1915, янв., стр.65–75. -«- 1915, март, стр.47–70. -»- 1915, июль, стр.45–54. «Страничка из жизни Чудова монастыря при митрополите Филарете». «Голос Церкви» 1916, июнь-июль, стр.22–24. «Благочестивые сказания св. старины о последних днях земной жизни и страданиях Господа нашего Иисуса Христа». «Душеп.Чт.» 1917, янв.-февр., стр.62–68. -«- 1917, март-апр., стр.43–53. -»-1917, май-август, стр.23–33. «Составил канон Богоматери». Литература: «Церк. Вед. 1912, стр.370. 1914, 22, стр.261. 1914, 34, стр.409. «Спискиархиереев 1897–1944 гг. Патр. Алексия”, стр. 18. ФNCI, 86, стр.4. ФПС III, стр.6. ФАΜ I, 223, стр.18. Заметки и дополнения Е.М. Geb. am 7.4.1883 in Moskau. Sein Vater Ioann war Priester an der Dreifaltigkeitskirche der Edinovercy, nachdem er sich von den Bespopovcy abgewandt und viele Gläubige mit sich gezogen hatte. Der Junge erhielt den Namen Nikolaj; mit zwei Jahren verlor er seine Mutter.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Архиепископ Амвросий (в миру Алексей Осипович Ключарев) родился 18 марта 1820 года в семье священника Иосифа Петровича Ключарева. Род Ключаревых был широко известен в городе Александрове Владимирской губернии и за его пределами: около двух веков Ключаревы из поколения в поколение священствовали здесь. Отец Алексея Ключарева, ревностный священнослужитель, пользовался всеобщим уважением среди духовенства и мирян. Начатки образования преосвященный Амвросий получил дома под руководством родителей, подготовивших его к поступлению в духовное училище. Десятилетним мальчиком Алеша Ключарев был определен в Переславское духовное училище, которое успешно окончил в 1834 году вторым учеником по разрядному списку. Следующей ступенью его духовного образования стала Вифанская духовная семинария, основанная Московским митрополитом Платоном. Здесь Алексей Ключарев учился в течение шести лет (1834–1840) и обнаружил незаурядные способности, был усерден, «весьма благонравен”. Вифанскую семинарию он окончил по первому разряду, вторым по списку, и как лучший из воспитанников был направлен для продолжения богословского образования в Московскую Духовную Академию. Это было время ее расцвета. Во главе Академии и в составе ее профессоров находились люди, оставившие по себе славную память в истории Русской Церкви. Ректором Академии был известный догматист-богослов и церковный историк архимандрит Филарет (Гумилевский) 1 , инспектором, а потом и ректором, при котором Ключарев окончил Академию, – архимандрит Евсевий (Орлинский) 2 , видный богослов и проповедник, а цвет профессуры Московской Академии составляли выдающиеся богословы А. В. Горский, П. С. Делицын, Е. В. Амфитеатров , И. Н. Анчиков. Особо следует назвать имя Ф. А. Голубинского, оказавшего на Ключарева самое благотворное влияíèå.  ÷èñëå äðóçåé Êëþ÷àðåâà ïî Àêàäåìèè áûëè Ñåðãåé Ëÿïèдевский 3 , Сергей Смирнов 4 , Димитрий Кастальский 5 , Стефан Зернов 6 и др. На всю жизнь архиепископ Амвросий сохранил чувство глубочайшего уважения к своим наставникам. Московская Академия была дорога его сердцу. «Он любил академию. Он благоговел к памяти своих бывших профессоров. Существовавшие в его время академические порядки он признавал безупречными и вполне рациональными в целях воспитания юношества. В них царил дух Филарета; они были делом его великого ума. Из уст преосвященного Амвросия никогда не исходило слово осуждения в отношении к условиям академического воспитания в его время. Но больше всего ему нравилась простота и искренность в отношениях профессоров и студентов” 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Часть 2 → Содержание Профессор П. С. Казанский Часть первая. История Православного монашества на Востоке (Монашество в Египте) Предисловие Происхождение жизни монашеской Антоний Великий, основатель иноческого отшельнического жития; Пахомий Великий, учредитель общежития иноческого; Женские иноческие обители в Египте. Преподобный Антоний Великий, основатель монашества Святой Сисой, пустынножитель горы святого Антония Учреждение общежития иноческого Пахомием Великим Преемники Пахомия в управлении Тавеннскими монастырями Начало женских иноческих обителей в Египте     Профессор П. С. Казанский Среди книг, посвященных истории египетского монашества, особое место занимает сочинение профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского (19.XI.1819– 14.II.1878). Российские путешественники и писатели издавна посещали Египет – колыбель восточного монашества. К их числу относятся О. И. Сенковский (побывал в Египте в 1820– 1821 гг.), А. С. Норов (1834–1835 гг.), архимандрит Порфирий (Успенский) (1845, 1850 гг.) и ряд других. В их записках содержатся ценные сведения о тогдашнем состоянии монашеской жизни, но они носят путевой, очерковый характер. Что же касается систематического изложения истории древнего египетского монашества, то П. С. Казанский был едва ли не первым русским исследователем, который составил монументальный труд в этой области. Петр Казанский родился 19 ноября 1819 года в селе Сидоровском Звенигородского уезда Московской губернии в семье священника Симона Ивановича Лосева. Рано лишившись отца, детство и юность он провел под присмотром матери, умной и благочестивой, воспитавшей в сыне нравственную воздержанность и чистоту помыслов. С детских лет в душе Петра возгревался свет любви к Церкви Христовой и к ее учению. Один из его старших братьев – Александр – впоследствии стал наставником Вифанской и Московской духовных семинарий. Другим его старшим братом был Павел, впоследствии архиепископ Костромской Платон (ум. 1877). В 1832 году Петр Лосев поступил в Вифанскую духовную семинарию. По тогдашнему обычаю, при поступлении в семинарию ему дали новую фамилию – Казанский. В годы учебы его особенно увлекало чтение аскетических творений. «Живо написанная религиозная книга, – вспоминал он впоследствии, – мне нравилась несравненно более, чем ученая» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

А.Ю. Дубинский Вифанская духовная семинария. Список выпускников 1871–1880 гг. Скачать epub pdf Публикуемый список продолжает собой цикл работ о выпускниках семинарий Московской губернии 1 . Сейчас мы обращаемся к Вифанской семинарии в 1871–1880 гг. В период между реформами 1867 и 1883 гг., несмотря на новую угрозу упразднения, Вифанская семинария продолжала исправно обучать будущих клириков и делала это порой эффективнее, чем в столицах и губернских центрах. Располагаясь при Вифанском монастыре, семинария имела для себя ближайшим центром духовного притяжения не крупный город, а Троице-Сергиеву лавру, что, безусловно, сказывалось на формировании личности воспитанников. Бурсаки Вифании, не наблюдая в большом городе «жизни на яркой стороне», довольствовались затем назначением в сельские приходы даже в эпоху «бегства семинаристов», когда в 1870-х гг. по окончании четырех классов семинарии лучшие ученики массово увольнялись и шли учиться в университеты, академии и другие светские заведения. В тот момент в иных селах на священнические места могли поставить клирика с неполным семинарским образованием, а места причта и вовсе многие годы оставались праздными. Отчасти именно высокая доля выпускников, оставшихся в духовном звании, а также добрая память о митрополите Платоне (Левшине) , создававшем семинарию в самом конце XVIII в. и уберегла вифанцев от преждевременного закрытия. Вифанская семинария функционировала до 1918 г. Специфика публикации в рамках периодического издания несколько повлияла на структуру представленной информации по сравнению с опубликованными ранее справочниками. Теперь в записи о воспитаннике после фамилии и имени указывается год его рождения, а затем учебные заведения, в которых он обучался до поступления в семинарию. В подавляющем большинстве случаев начальное духовное образование получалось в Дмитровском, Волоколамском и Звенигородском училищах. Также немало учеников Вифании окончили Переславское училище соседней Владимирской епархии. Обучавшихся перед семинарией в других училищах или на дому было немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Сент. 1849 г. утверждены митр. Филаретом писцами при Невоструеве окончившие курс Вифанской Духовной Семинарии Василий Рождественский и Иван Благоволин. 2 Октября 1854 г. на место первого, не имевшего возможности работать «по болезненному состоянию», определён окончивший в этом году курс Виф. Сем. Алексей Белокуров. 21 Октяб. 1856 г. последний уволен по прошению от должности писца и заменён перворазрядным питомцем той же семинарии Николаем Ширяевым. 2 Октября того же года, на место Благоволина, выбывшего в епархиальную службу, определён студент Вифанской Семинарии Василий Казанский, которого, за поступлением в то же ведомство, сменил 2 Мая 1857 г. перворазрядный питомец той же семинарии Александр Горетов. 3 Ноября 1858 г. Николай Ширяев, изъявивший «нежелание более находиться при должности писца», был заменён окон. курс Виф. Сем. Петром Закатовым. 31 Октяб. 1859 г. на место Горетова определён окончивший по 1 разряду курс Вифанской Сем. Иван Смирнов 1-й, я 18 Декабря 1860 г. на место Закатова студент той же Семинарии Иван Шаров. 12 Декабря 1861 г. на место Смирнова 1-го, «который с 23 Ноября находится без вести», назначен окончивший курс Виф. Сем. по 2 разряду Николай Крылов. 7 Окт. 1864 г. на место Шарова определён окончивший ту же семинарию Павел Лебедев , при чём первый выразил желание и по вступлении в епархиальную службу безмездно продолжать труды по описанию Библиотеки. 22 Июня 1865 г. Крылова сменил студ. Виф. Сем. Иван Репловский, а в 1866 г. назначен Дмитрий Предтеченский. 28 Сентября 1870 г. на место только что названных лиц определены безместный дьякон (из. студентов Моск. Сем.) Александр Салманов и окончив. Виф. Сем. Евгений Бриллиантов 1 . Эти писцы не только занимались «перечнем статей», как свидетельствовал Невоструев в одном из писем к Горскому, но и подбором аналогичных памятников, сличением их между собою и с печатными текстами, с отметками о результатах сверки частью на полях рукописей, частью в особых тетрадях, сопоставлением славянских переводов с греч. печатными оригиналами, рассмотрением «клейм» и т.п. Об этом непререкаемо свидетельствуют сохранившиеся черновики к описанию богослужебных книг и многочисленные карандашные пометы на полях и чистых листах памятников. В величественном архитектурном сооружении, пять этажей которого давно услаждают взоры учёного мира, принимали деятельное участие не только главный зодчий Горский с его правой рукой – Невоструевым, но и только что названные десятники, каменщики, штукатуры, носильщики. Работа имела коллективный характер и потому, между прочим, достигла высоты, при которой Академия Наук укрепила за Описанием Синодальной Библиотеки титло «гражданского подвига».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А. Ю. Дубинский. Вифанская духовная семинария. Список выпускников 1861–1870 гг.   Мы продолжаем публикацию списка выпускников семинарий Московской губернии , и на очереди Вифанская семинария, 1861–1870 гг. Таким образом, мы хронологически захватываем последние годы действия в духовно-учебных заведениях «уставов 1814 г.» (реформы Александра I, которая унифицировала деятельность училищ, семинарий и академий Российской империи). Уставы 1814 г. делили шестилетний семинарский курс на три двухгодичных отделения – низшее, среднее и высшее, поэтому выпуски совершались только по четным годам. Если ученик оставался повторно в одном отделении, то он задерживался в семинарии сразу на два года. Покидать семинарию, не доучившись, можно было и по нечетным годам, но в основном увольнения касались учеников низшего и среднего отделений. Попав в высшее отделение, или как его иногда до конца 1860-х гг. нередко называли по старинке «богословским классом» («богословием»), семинарист старался уже доучиться до конца, чтобы иметь все основания претендовать на место приходского священника. Еще одна особенность устава 1814 г. состояла в закреплении за семинариями и училищами их сословного статуса – обучаться в них могли только дети духовного звания. Поэтому кроме детей клириков до конца 1860-х гг., среди учеников лишь изредка встречаются сыновья церковных сторожей, звонарей, работников синодальной типографии и чиновников духовной консистории. С точки зрения архивных документов, основными источниками информации в этот период служат «именные ведомости воспитанников семинарии». Аттестаты, в отличие от более поздних лет, здесь не выделялись в отдельные дела, хотя иногда подшивались к отчетам о проведении летних экзаменов. Из указанных документов мною отобраны сведения о месте службы и звании отцов, времени учебы в семинарии и возрасте семинаристов. Остались за кадром оценки о поведении, прилежании, успеваемости, о том, кто и сколько платит за обучение (родители или казна), а также куда направлялся воспитанник семинарии – дальше в духовную академию, в ведомство епархии или в светское звание. Каждая запись сопровождается архивными ссылками, по которым можно выяснить те или иные подробности, касающиеся личности выпускника.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190238/

свщмч. Герман (Ряшенцев) Письма владыки Германа Письмо семинаристов ректору Вифанской семинарии архимандриту Герману Дорогой отец Ректор! Кончилось... Уже два часа прошло, как замолкло слово сердечного прощания с родной Вифанией. Вы знаете, что в жизни редко встречаешь полную искренность, но в минуты высокого подъема сердце настежь открывает все двери другому сердцу. Нынешний день был святым днем искренности. И Вам, дорогой наш отец, наш духовный руководитель, мы посылаем прощальное слово от души, которая еще не замкнулась в себя, не опорочила еще своей чистой, праздничной, святой одежды, не загасила ясный огонь искренности мраком серых будней. Наше искреннее слово к Вам, окидывая взором протекшие шесть лет, в то же время может и Вами считаться как итог Вашей жизни в Вифании. «Мы с Вами вместе выросли». Да, это так. Как только мы впервые увидели Вас еще инспектором, мы порешили каждый про себя: это карьерист, вряд ли любящий и уважающий воспитанника – он только хороший инспектор, и ничего больше. Первые шаги ректорства не рассеяли этой характеристики; пожалуй, прибавили к ней еще одну черту – это человек помпы. Не знаю, доля истины – хотя бы – была ли в этой характеристике? Но рано или поздно нам пришлось от нее отказаться. Может быть, потому, что Вы за время ректорства выросли, а может быть, и мы возрастали, у нас открывались внутренние глаза, так что мы перестали доверять одним лишь внешним, чувственным глазам. Мы стали мыслить про своего Ректора иначе. Карьерист?! Это слово в приложении к Вам стало не только ложным, но и прямо нелепым. Постепенно мы убеждались, особенно после Ваших уроков Священного Писания , что Вы старательно стремитесь к продвижению вперед только в одном направлении: в самоусовершенствовании, в постижении смысла бытия на земле и в осуществлении этого смысла в жизни своей. Последнее Ваше назначение – яркий внешний показатель Вашей преданности Промыслу, отказа от своеличных усилий в устроении счастья земного. Любовь и уважение к воспитаннику? После шестилетней, точнее, пятилетней жизни с Вами как нашим начальником мы Вам единодушно говорим: дух святителя Платона, небесного покровителя и управителя (Ректора) нашей семинарии, невидимо руководил Вашей деятельностью, благодаря тому, что Вы благоговели перед его личностью и жили теми заветами любви, которые оставил семинарии ее устроитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В истории развития личности наблюдается одень неизменный закон – закон духовного сродства, по которому всякая мысль, каждое слово, каждый порыв сердца, так или иначе открыто заявленные и образующее собою как-бы „живые струи, входящие в состав атмосферы, обнимающей и наполняющей жизнь мира» 2 , не только вызывают сродные себе действия, но и предполагают для себя, в свою очередь, ряд условий, при которых вырабатывается то или другое мировоззрение. Это общее положение давно уже нашло свое оправдание в характеристиках биографов, которые, определяя заслуги и выясняя значение того или другого общественного деятеля, всегда справляются с теми условиями, при которых и под влиянием которых слагалась известная индивидуальность. Правда, не всегда своевременно справляются с тем, как загоралась заря жизни, как вырабатывался известный духовно-нравственный облик того или другого деятеля, или целого ряда их... Но проходит время и приходят моменты, когда как-бы сам собой утверждается вышеуказанный закон духовного сродства, но которому, как мы сказали, ни одна индивидуальность не слагается сама собой без стороннего влияния, когда по безотчетному, но вполне понятному желанию заглядывают в близкое и отдаленное прошлое и подводят итоги тому, что сделала для блага общества та или другая среда, каких деятелей порождала она и что полезного внесла через них в великую сокровищницу «всемирного человека», под которым олицетворяется иногда человечество в его прошлом, настоящем и будущем... Момент, переживаемый Вифанскою семинарией, и является благоприятным поводом к тому, чтобы в столетнюю годину её выяснить особенности быта и исторические условия существования этого скромного рассадника просвещения и показать в связи с этим, какую роль играла названная школа в деле подготовления деятелей церкви и просвещения. При этом общие цифровые данные, по которым за столетний период из стен этой духовной школы выпущено (не считая не окончивших полного курса) всего 3035 человек 3 , разумеется, не могут иметь для нас существенного значения, при выяснении заслуг Вифанской семинарии, потому что эти данные говорят только о том, что эта школа давала средства для образования юношества, т. е., выполняла и, нужно сказать, всегда добросовестно общую задачу семинарий. А между тем два исключительные обстоятельства: уединенное и по временам суровое существование этого рассадника просвещения, с одной стороны, и близость его к Московской духовной академии, с другой, – дают возможность рассматривать его значение с точки зрения именно этих особенностей, создавших Вифанскую семинарию, к её выгоде, и особую индивидуальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010