БЛАЖЕННЕЙШИЙ МИТРОПОЛИТ АНАСТАСИЙ. – К столетию со дня рождения – 1873 – 1973 Г.Г. Блаженнейший Митрополит Анастасий – второй Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви, после Блаженнейшего Митрополита Антония, в мире Александр Алексеевич Грибановский, родился 6 августа 1873 года, в самый день праздника Преображения Господня, в селе Братках Борисоглебского уезда Тамбовской губернии, где его дед по матери (Карамзиной), а потом отец были священниками. Отца его звали Алексием, а мать – Анною. По окончании Тамбовского Духовного Училища, а потом Духовной Семинарии, он был на казенный счет послан в Московскую Духовную Академию, ректором которой был в то время архимандрит Антоний (Храповицкий) , впоследствии митрополит Киевский и Галицкий и затем в изгнании – председатель архиерейского синода Русской Православной Церкви заграницей. Инспектором Академии был сначала Архимандрит Григорий (Борисоглебский) , а потом – архимандрит Сергий (Страгородский) , впоследствии митрополит Нижегородский, во время Второй Мировой Войны ставший патриархом Московским. Почти через год по окончании курса Духовной Академии, в апреле 1898 года, Александр Алексеевич Грибановский был пострижен Тамбовским Епископом Александром в Тамбовском Казанско-Богородицком монастыре в монашество с именем Анастасия в честь преподобного Анастасия Синаита , празднуемого Святой Церковью 20 апреля. 23 апреля он был посвящен тем же Преосвященным во иеродиакона, и вскоре затем во иеромонаха. В августе того же года Ректором Московской Духовной Академии Архимандритом Арсением (впоследствии Митрополитом Новгородским) он был приглашен на должность помощника инспектора родной ему академии, в каковой оставался два года. В 1900 году иеромонах Анастасий был назначен инспектором Вифанской Духовной Семинарии, близ Троице-Сергиевой лавры, а в июле 1901 года, по представлению Митрополита Московского Владимира, был переведен на должность Ректора Московской Духовной Семинарии, после посвящения в сан епископа его предшественника Архимандрита Трифона (князя Туркестанова), с возведением в сан Архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Леонид, архиепископ Ярославский и Ростовский (Краснопевков Лев Васильевич) Родился 16 февраля 1817 года в Петербурге в дворянской семье. Первоначальное образование получил в английском, затем во французском пансионах. В 1829 году определен в горный кадетский корпус. В феврале 1834 года оставил корпус и определился юнкером на Балтийский флот. В 1838 году по внутреннему влечению к монашеской жизни поступил в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии. В 1840 году после смерти отца и по предложению митрополита Московского Филарета (Дроздова , † 1867; память 19 ноября/2 декабря) переехал в Троице-Сергиеву лавру для продолжения образования в Московской духовной академии. В 1842 году окончил курс духовной академии со званием магистра и определен преподавателем в Вифанскую духовную семинарию. 23 сентября 1845 года пострижен в монашество в Троице-Сергиевой лавре; 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 1 октября митрополитом Филаретом рукоположен во иеромонаха. С 23 апреля 1848 года – бакалавр Московской духовной академии. С 19 декабря 1849 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Московского Иоанно-Златоустовского монастыря. 1 января 1850 года возведен в сан архимандрита, переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря. Назначен членом Московской духовной консистории и членом конференции внутреннего правления Московской духовной академии. С 31 августа 1853 года – ректор Московской духовной семинарии. С 22 апреля 1854 года – настоятель Заиконоспасского монастыря. 26 апреля 1859 года в Московском Успенском соборе хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. В 1863 году назначен председателем Московского губернского присутствия по предмету улучшения быта духовенства. В 1864 году в Москве принимал деятельное участие в переговорах с делегатом Нью-Йоркской конвокации пастором Юнгом о соединении Церквей. С 20 ноября 1867 года по 25 мая 1868 года по смерти митрополита Филарета (Дроздова) управлял Московской епархией. 15 мая 1876 года возведен в сан архиепископа Ярославского и Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Парфений, архиепископ Воронежский и Задонский (Чертков или Васильев-Чертков Павел Васильевич) Родился 10 августа 1782 года в городе Москве в семье диакона. С 1790 года обучался в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1803 году, по окончании курса академии, оставлен в ней преподавателем. 28 октября 1810 года пострижен в монашество и определен проповедником духовной академии и соборным иеромонахом Московского Донского монастыря. В 1811 году назначен префектом Московской духовной академии и в том же году 17 декабря возведен в сан архимандрита Московского Крестовоздвиженского монастыря. 14 октября 1813 года переведен в Московский Знаменский монастырь. С 12 августа 1814 года – ректор Вифанской духовной семинарии и настоятель Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря. С 30 июля 1817 года – ректор Московской духовной семинарии, с 21 сентября того же года – настоятель Заиконоспасского монастыря. В 1818 году избран членом конференции Московской духовной академии. С 17 июня 1819 года – настоятель Московского Донского монастыря и член Московской Синодальной конторы. 21 августа 1821 года хиротонисан во епископа Владимирского и Суздальского. 25 декабря 1833 года возведен в сан архиепископа. 25 февраля 1850 года назначен архиепископом Воронежским и Задонским. Скончался 5 августа 1853 года, прослужив Церкви почти 50 лет. Погребен в Благовещенском соборе Митрофаниева монастыря в Воронеже. Преосвященный Парфений был известным проповедником, многие его проповеди были изданы в печати. За 28 лет святительства на Владимирской кафедре он очень много сделал для нее. Привел в блестящее состояние архиерейский дом и обеспечил его средствами содержания, заботился о приведении церквей в благолепный вид и о повышении нравственного уровня духовенства епархии. Московский митрополит Филарет (Дроздов , † 1867; память 19 ноября/2 декабря), хорошо знавший и ценивший преосвященного Парфения, так отзывался о владимирском периоде его деятельности: «Прежде здесь, то есть во Владимире, долго не сильно действовал, но привлекал к себе добродушием покойный преосвященный Парфений».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Житие святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского Святитель Филарет Московский Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне. Отец и мать святителя происходили из потомственного духовенства. 20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в Лавру наполнило его душу несказанной радостью. В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти. В апреле того же года на него было возложено новое послушание – проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия. На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, + 1812 г.), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от Лавры – в Вифанском скиту. По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии. Тогда же митрополит Платон поставил его лаврским проповедником. Сам знаменитый проповедник, он признавал превосходство гомилетического дара своего любимца над его собственным. «Я пишу по-человечески, – говорил великодушный архипастырь, – а он пишет по-ангельски». Поглощенность преподавательским и проповедническим послушанием не приглушала молитвенности юного учителя. Мир тяготил его. 16 ноября 1808 года будущий святитель принял постриг с наречением имени в честь святого Филарета Милостивого. Через пять дней митрополит Платон рукоположил его в сан иеродиакона. Новопостриженный иеродиакон всю жизнь собирался провести в Лавре Живоначальной Троицы. Но в связи с преобразованием духовных школ Комиссия духовных училищ затребовала в северную столицу самых способных преподавателей из разных учебных заведений. Из Троицкой семинарии вызван был иеродиакон Филарет.

http://pravoslavie.ru/50209.html

Скачать epub pdf Среди церковных песнопений Всенощного бдения часто звучит «Хвалите имя Господне» Г. Я. Извекова. Мне оно запомнилось еще и как первая вещь, слышанная в исполнении хора Виктора Степановича Комарова в Елоховском соборе в далеком 1947 году. Храм, по-видимому, не отапливался. Стоя вместе с мамой в тумане от дыхания множества людей, я едва мог различить силуэты певчих. Это песнопение до сих пор представляется мне одним из лучших «Хвалите». В начале 1990-х годов стало известно, что автор был расстрелян в 1937 году на печально известном Бутовском полигоне. И вот только теперь на основе следственного дела 1 и ряда других источников 2 появилась возможность более-менее полно воссоздать основные вехи его жизни. Георгий Яковлевич Извеков родился 24 февраля 1874 года в Калуге в семье священника Якова Федоровича Извекова 3 , в 1894 году окончил Калужскую Духовную семинарию и был единственным выпускником этой семинарии, направленным для продолжения богословского образования в Киевскую Духовную академию, куда после успешной сдачи приемных поверочных испытаний его зачислили на казенную стипендию. Выбрал он для изучения историческую (а не литературную) группу предметов, из древних языков – греческий, из новых – немецкий. Весьма обширное (650 страниц) курсовое сочинение Извекова на тему «Учительное Евангелие Никифора Каллиста» получило высокую оценку маститых рецензентов – профессоров Дроздова и Певницкого. Оба признали автора достойным степени кандидата богословия, и вскоре Совет Академии рекомендовал его Учебному Комитету Синода в качестве кандидата на место преподавателя церковной истории и гомилетики в духовных семинариях или любых предметов (кроме латыни) – в духовных училищах 4 . Однако в 1899 году мы видим Георгия Яковлевича в Праге – псаломщиком посольской церкви. В 1902 году 5 он женился на Софье Беляевой (1880–1964) – старшей дочери ректора (1899–1909) Вифанской семинарии Андрея Андреевича Беляева 6 . 4 февраля 1903 года у Извековых родилась дочь Ксения 7 , около 1905 года – сын Ростислав 8 и в 1908-м или 1909-м году – сын Игорь, погибший на войне.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Трифон (князь Туркестанов Борис Петрович), митр.б.Дмитровский, вик. Московской епархии Родился 29 ноября 1861 года. С юных лет полюбил он храм Божий и его церковные напевы. Он жаждал быть священнослужителем, о чем со слезами, будучи еще отроком, молился Богу. И Господь внял его молитве. В 1883 году по окончании Московской гимназии, он был назначен учителем Александровского Осетинского духовного училища. 31 дек. 1889 года пострижен в монашество. 6 янв.1890 года рукоположен во иеромонаха. В 1895 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен смотрителем Донского духовного училища. С 1897 г. – ректор Вифанской духовной семинарии в сане архимандрита. С 1899 г. – ректор Московской духовной семинарии. 1 июля 1901 года хиротонисан во епископа Дмитровского, вик. Московской епархии. Хиротонию совершали: митр.Московской Владимир, еп.Рязанский Полиевкт, еп.Можайский Парфений, еп.Волоколамский Арсений и члены Синод. Моск.Конторы – еп.Нестор, еп.Григорий и Нафанаил управл.Спасо-Андрониевым монастырем. В 1910 году, во время отпуска митрополита Владимира, управлял Московской епархией. В 1914 году, во время войны с Германией был полковым священнослужителем на передовых позициях. 26 февраля 1915 года награжден панагией на Георгиевской ленте. 2 июня 1916 года, согласно прошению, по болезни уволен на покой с местопребыванием в Ново-Иерусалимском монастыре. С 1918 года проживал в Москве. В 1923 года возведен в сан архиепископа. 14 июля 1931 года возведен в сан митрополита с правом ношения белого клобука и креста на митре по случаю 30-летия архиерейского служения. Скончался 1/14.VII.1934 года в Москве и погребен на Московском немецком кладбище «Введенские горы». Составил благодарственный акафист Спасителю «Слава Богу за все”· Труды : Слово, сказанное воспитанницам церковно-учительской школы в с.Богословском Тульской губернии 3 июня 1912 года». «Приб. к «ЦВ» 1912, 24, стр.982. “Слово,сказанное 5 августа 1914 года в Успенском соборе». «Приб. к «ЦВ» 1914, 33, стр.1453.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Александр (Светланов Андрей Иванович), еп.Калужский и Боровский Родился в 1839 году в селе Нижняя Маза, Сызранского уезда, Симбирской губернии. Отец его занимал должность пономаря при местной церкви. Среди убогой обстановки пономарского дома и протекли первые годы жизни будущего святителя. Среднее образование он получил в Симбирской семинарии, по окончании которой в 1860 году 27.IX был рукоположен во священника в село Городищи, откуда перешел в Кильдюшево и, наконец, в село Киртели. Более десяти лет наслаждался о.Андрей тихой, счастливой семейной жизнью. Будучи в инородческом приходе, молодой священник ревностно занялся проповеданием слова Божия, имея редкий дар импровизации. В 1871 году о.Андрей, овдовев, поступил в Казанскую Духовную Академию, которую окончил в 1875 году со степенью кандидата магистра. По окончании Академии был назначен на должность законоучителя Нижегородской классической гимназии. Через пять лет по окончании Академического курса о.Андрей представил в Совет Академии и публично защитил магистерскую диссертацию, на тему: «История иудейства в Аравии и влияние его на учение Корана». За это сочинение был удостоен степени магистра богословия. Получив высшее образование и заняв более высокое положение, он не ограничился проповедями, но уже перешел на более серьезную работу и занялся литературной деятельностью. 24.IX.1883 принял иночество с именем Александра и был назначен ректором Вифанской Семинарии и 25.IX возведен в сан архимандрита. 30.VI.1885 хиротонисан во епископа Можайского, вик.Московской епархии. II.I.1892 переименован во епископа Дмитровского, I-ro вик. Московской епархии. Во время болезни митрополита Леонтия управлял некоторое время Московской митрополией. Добрый, благожелательный, кроткий, всем доступный своей церковно-административной деятельностью он приобрел уважение со стороны Московского духовенства и искреннюю любовь всех москвичей. В то же время Преосвященный Александр продолжал и свою учено-литературную деятельность. Сразу после защиты диссертации им было написано ряд духовно-нравственных сочинений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ночь с 7 на 8 января скончался один из питомцев Московской Духовной Академии, составляющих славу её, заслуженный ординарный профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский . Покойный Е. Е. был уроженец Костромской епархии, из которой происходил и другой знаменитый церковный историк Московской Духовной Академик. учитель Е.Е., протоиерей Александр Васильевич Горский. Родитель Е. Е. был священник села Матвеева, Кологривского уезда. Фамилия „Голубинский“ вместо фамилии „Песков“ дана была Е.Е. его родителем в честь его знаменитого земляка профессора Московской Духовной Академии протоиерея Феодора Александровича Голубинского при определении в Солигаличское духовное училище. Из Солигаличского духовного училища Е. Е. поступил для продолжения образования в Костромскую духовную семинарию, а завершил его в Московской Духовной Академии. По окончании курса в Академии в 1858 году Е.Е. был назначен преподавателем словесности и соединенных с нею предметов в Вифанскую духовную семинарию, а через два с половиной года, именно в январе 1861 года, удостоенный степени магистра богословия, переведен бакалавром истории русской церкви в родную Академию. История русской церкви в Московской Духовной Академии долгое время соединялась с обще-церковной историей и, например, А.В. Горский преподавал и библейскую историю, и церковную историю, и историю русской церкви. Но за несколько лет до поступления Е.Е. бакалавром, она составила предмет особой кафедры. Е. Е. приходилось устраивать эту кафедру, возводить, так сказать, новое здание. Но исторический талант его и трудолюбие сделали свое дело. И вот он, не имея внушительной внешности, не отличаясь отчетливой дикцией, не обладая даром оратора, уже в половине шестидесятых годов имел твердо установившеюся репутацию независимого и вообще незаурядного профессора. Студенты посещали его лекции, как и лекции большинства профессоров, мало, но уважали его за смелый критический анализ исторических документов и независимость 1 . Читая лекции студентам, Е. Е. деятельно занимался обработкой своих исторических изысканий для печати. Первым его научными трудом (если не считать магистерскую диссертацию „Об образе действования православных государей греко-римских в IV, V и VI веках в пользу Церкви против еретиков и раскольников», напечатанную в Прибавлениях к Творениям Св. Отцов за 1859 год), было исследование о славянских первоучителях под заглавием „Константин и Мефодий апостолы Славян “. Труд этот Е.Е. был представлен в Академию Наук на премию и в 1868 году удостоен полной Уваровской премии. К истинному сожалению друзей науки, исследование Е. Е. о славянских первоучителях, несмотря на выдающиеся достоинства его, не было напечатано 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/p...

В текущем году исполнится сто лет со времени основания митрополитом Платоном Спасо-Вифанской семинарии. Гений Платона, приведший в цветущее состояние древние рассадники духовного образования – Московскую Славяно-Греко-Латинскую Академию и Троицкую Лаврскую Семинарию, в последний раз ярким пламенем вспыхнул при устройстве нового рассадника духовного образования в пустынной Вифании. Вифанская семинария во всех подробностях своего внешнего и внутреннего быта увилась вполне созданием мощного духа Платона. Утешался в последние годы престарелый святитель, видя благие плоды заботливо устроенных им вертоградов духовной науки и, скопив для них копейку на черный день, не беспокоился об их будущей судьбе. Смущало его только одно, что в Петербурге затеяли реформу духовно-учебных заведений и весьма желал, чтобы этого не было. 11 Ноября 1812 года великого святителя не стало и в жизни его школ последовали весьма важные перемены. Кончина Платона совпала с бедственным для России Французским годом. Во время французского погрома первый рассадник научного образования в Московской Руси Славяно-Греко-Латинская Академия пришла почти в окончательное разорение. Академическое начальство, после изгнания французов, доносило Св. Синоду, что при вступлении неприятеля в Москву академической суммы полученной в жалованье за 1812 год и хранившейся в ризнице Заиконоспасского монастыря медною монетою, которую вывезти невозможно было, разграблено неприятелем 1950 рублей, годовой запас, заготовленный на содержание казенных учеников, как то мука, крупа, дрова и прочее расхищено; в Академии, как в классических покоях, так и в жилых оконницы выбиты и многие почти неспособны сделались для жилья, коих исправление требует великих издержек, сумма же, положенная по росписанию на ежегодные починки в Академии, в вакационное время вся употреблена. Правление просило Синод на необходимо нужные издержки употребить ту сумму, которая ежегодно отчислялась на постройку нового здания для Академии. Св. Синод разрешил для исправления повреждений употребить нужное количество денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

епископ Никодим (Казанцев) Предисловие Преосвященнейший Епископ Никодим родился в 1803 г., 5 Сентября, в селе Комлеве, Русского Уезда, Московской Губернии, от Дьячка Ивана Ивановича Казанцева. Во святом крещении наречен, был Никита. О своем детстве он, 23 Августа, 1872 года, писал вот что: «Я был грудной младенец. На господском дворе нашего села была иллюминация. Мать мои (Евдокия), тогда молодая женщина, упросила своего мужа, а моего родителя, дозволить ей сходить посмотреть иллюминацию, прося его остаться дома и ухаживать за мною. Батюшка укачал меня в люльке: я заснул. Тогда и у него открылось желание посмотреть иллюминацию. Он потихоньку собрался и ушел из дома. «Батюшка не имел осторожности – сперва отыскать матушку, чтоб послать ее домой, и потом уже любоваться иллюминацией: они сошлись случайно. Матушка спросила его обо мне. Батюшка сказал: «Я укачал его; он уснул.» Матушка побежала домой, и нашла меня едва дышащим; я выплакал уже слезы и голос, стонал хрипя и почернел. «Отселе начались страдания и мои и матери моей: я стонал дни и ночи. У матушки от лишения сна при уходе за мною стало меркнуть зрение. «Так проведена осень, зима и часть весны 1803–1804 года. «В мае оба родители мои дали обет сходить пешком в Можайск (25 верст) со мною, и помолиться там пред иконой Святителя Николая, находящеюся в Соборе, обо мне и о себе 1 . По исполнении сего обета я скоро выздоровел, и у матери моей омрачение зрения прошло. «Вместе с родителями моими верю и исповедую, что сие чудесное милосердие Божие совершилось над нами молитвами угодника Божия, Николая Чудотворца, по молитвам родителей моих пред святой иконою его, сущею в Можайском Соборе. «Родитель мой, отпуская меня в школу, когда мне было только семь лет, благословил меня иконой Святителя Николая, хотя не во образ Можайского. Святая икона сия сопутствует мне оттоле и доселе, и я многократно видел и чувствовал покровительство и защиту угодника Божия Николая Чудотворца, что также исповедую крепко и благодарно». Преосвященный воспитывался сперва в Звенигородском Духовном Училище, потом (с 1818) в Вифанской Семинарии, находящейся в трех с половиною верстах к юго-востоку от Троицкой Сергиевой Лавры. В Московскую Академию 2 поступил в 1826-м и окончил курс (седьмой) в 1830 году, 5-м Магистром. В 1829 г., 31 Марта, будучи уже старшим Студентом, пострижен был в монашество; 5 июля посвящен в иеродиакона; чрез год рукоположен был Владыкой Филаретом, Митрополитом Московским, во иеромонаха. По окончании курса, в 1830 году, определен был Инспектором в Тульскую Семинарию, вторым Профессором Богословия и обучающим Еврейскому языку. В 1832 г. переведен в Новгородскую Семинарию Инспектором же и Профессором Философии, в Октябре 1833-го возвращен в Тульскую Семинарию, по прежнему. В 1835 году, 17 Апреля, посвящен был во Архимандрита, определен Ректором Вятской Семинарии и Настоятелем Вятского Успенского Трифонова монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010