Бесследно пропавшая в далеком 1945 году Библия Лукаса Кранаха нашлась и скоро будет выставлена на всеобщее обозрение. Специалисты подтвердили подлинность реликвии, к созданию которой приложил руку Мартин Лютер На днях в главном земельном архиве в Дессау-Росслау показали обнаруженную не так давно Библию Лукаса Кранаха. Речь идет о первом из трех томов издания 1541 года, бесследно пропавшем из Ангальтской земельной библиотеки в 1945 году. Таким образом, уникальный трехтомник вновь в полном составе: второй том, также исчезнувший в конце Второй мировой войны, удалось отыскать в 1996 году. По словам министра культуры Саксонии-Ангальт Бригитты Вольф, первый том Библии Лукаса Кранаха был обнаружен семь месяцев назад. Где книга провела последние десятилетия и каким образом всплыла на поверхность, пока держится в секрете. Между тем немецкие журналисты предполагают, что том за шестизначную сумму у последнего владельца выкупил Культурный фонд Германии. Эксперты уже подтвердили подлинность находки. «Особенность этой Библии в том, что она напечатана на пергаменте и красочно проиллюстрирована, –  рассказывает книжный реставратор Хенрик Отто. – В ней содержатся личные пометки реформаторов Мартина Лютера, Филиппа Меланхтона, Иоганна Бугенхагена и Каспара Круцигера, приглашенных Георгом III, князем Ангальт-Дессау». Состояние книги оставляет желать лучшего. Деревянные гравюры Кранаха выглядят так же ярко, как и 470 лет назад, но том растерял металлические замки и в любой момент может деформироваться. К счастью, к Библии уже можно добавить одну страницу, которая осталась в хранилище после исчезновения. Местонахождение еще одного листа по-прежнему неизвестно. Князь Георг III Ангальтский (1507 –1553), ярый сторонник Реформации, в свое время повелел разделить собственную двухтомную Библию в переводе Мартина Лютера на три части. Книгу отпечатали на пергаменте в типографии Ганса Люффта в Виттенберге в 1541 году. В общей сложности 500 страниц первого тома содержат около 60 гравюр на дереве работы Лукаса Кранаха-старшего.

http://pravmir.ru/vnov-najdennaya-bibliy...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЛЮТЕРАНСТВО Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Портрет Мартина Лютера работы Лукаса Кранаха Старшего Лютеранство - одно из основных направлений протестантизма , возникшее в ходе Реформации в Германии . Названо по имени Мартина Лютера (1483-1546) Традиционной датой начала Реформации в Европе считается 31 октября 1517 года, когда Лютер, католический монах-августинец и профессор Виттенбергского университета, вывесил на дверях церкви всех святых в Виттенберге свои 95 тезисов против злоупотреблений индульгенциями . Католической доктрине, согласно которой для спасения души в числе другого требовалось совершение благочестивых дел, Лютер противопоставил учение о спасении только верой (лат. sola fide). Никто из грешных людей, согласно Лютеру, не в состоянии выполнить все заповеди, данные Богом, никакие труды не способны искупить человеческие грехи. Их искупил Сам Иисус Христос через мученическую смерть на Голгофе. Тем самым стало возможно оправдание грешных людей перед Богом: отныне человек, искренне верующий в Троицу и, в частности, во Христа как своего Искупителя, получает оправдание, а с ним и вечное спасение. Преследования Лютера со стороны Римско-католической церкви , обвинение его в ереси вызвали сочувствие оппозиционных папству сил и спровоцировали движение за реформу Римско-католической церкви. Оказавшись перед необходимостью обосновать свою позицию, Лютер подверг пересмотру многие положения средневекового католицизма, не находившие, по его мнению, обоснования в Библии. Фактически был провозглашён приоритет Священного Писания над Священным Преданием и отвергнута посредническая роль Церкви в деле спасения. Несмотря на сопротивление церковных властей, сторонников Реформации взяли под свою защиту правители Саксонии, Гессена, Бранденбурга и других германских государств, где церковные структуры перешли из канонического подчинения Риму под контроль светских властей.

http://drevo-info.ru/articles/13679446.h...

исповедание веры польск. А. Среди наиболее известных А. этого периода можно назвать М. Чеховица, В. Шмальца, И. Крелля, Х. Остеродта, А. Вишоватого и др. В 1638 г. в Польше академия была закрыта сеймом, что стало началом гонений на А., а затем сейм принял постановление (1658) о том, что А. должны вернуться в лоно католич. Церкви или покинуть страну до 10 июля 1660 г., иначе им грозила смертная казнь. Многие изгнанники отправились в Трансильванию, др. крупный центр антитринитаризма. Наиболее влиятельным представителем А. в Трансильвании был Ф. Давид . Еще студентом Виттенбергского ун-та он обратился из католичества в лютеранство, а затем примкнул к реформатской церкви. Начиная с 1566 г. Давид начал открыто проповедовать антитринитарные взгляды. В 1568 г., в результате 10-дневных дебатов между сторонниками догмата о Св. Троице и А., он сумел убедить трансильванского кн. Яноша Жигмонда в истинности антитринитаризма. В результате в Тордской декларации (1568) А. были объявлены «разрешенной религией» наряду с католичеством, лютеранством и кальвинизмом, а в 1571 г. гос. собрание Трансильвании даровало им конституционное признание. Термин унитарии появился, вероятно, ок. 1571 г., к 1638 г. вытеснил А. и был официально признан в качестве названия конгрегации трансильванских А. Нек-рые польск. А. нашли приют в Нидерландах, где занимались активной издательской деятельностью - с 1656 по 1692 г. в Амстердаме была издана Bibliotheca Fratrum Polonorum, где были собраны произведения наиболее выдающихся социнианских авторов. Из Нидерландов социнианская лит-ра попала в Англию, где вскоре стали создаваться небольшие общины, исповедовавшие социнианские взгляды. В 1689 г. Акт о веротерпимости исключил англ. А. из числа дозволенных религий, но остановить распространение антитринитарных идей в Англии не удалось, и со 2-й пол. XVIII в. начался расцвет брит. унитаризма. Историю А. в Англии и США см. в статьях «Унитарианство» и «Унитаризм в Англии» . Лит.: Будрин Е. А. Антитринитарии XVI в. Каз., 1878-1889. Вып. 1-3; Wilbur E. M. A History of Unitarianism: Socinianism and its Antecendents. Camb., 1946; Wilbur E. M. A History of Unitarianism in Transylvania, England and America. Camb., 1952; Kot S. Socinianism in Poland: Social and Political Ideas of the Polish Antitrinitarians in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Boston, 1957; Williams G. H. The Radical Reformation. Phil., 1962; История Европы: В 8 т. М., 1993. Т. 3: От средневековья к новому времени (кон. XV - 1-я пол. XVII в.). С. 294-306. И. Р. Леоненкова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115822.html

Сначала они поступали умеренно и обращались к реформатору и другу его Меланхтону со своими жалобами на помещиков. Но постановлений их не послушали. Повсеместно во Франкони, Шваби, Туринги возникли мятежи, везде шатались, грабя и опустошая, многочисленные шайки мужиков. Они не щадили ни замков, ни церквей, ни монастырей; каждого попадавшегося рыцаря и дворянина разъяренные крестьяне сажали на кол или обезглавливали. Лютер, который по первым слухам о церковных неустройствах в Виттенберге, оставил Вартбург, и прибыл в Виттенберг, говорил много против новых учителей и бунтовщиков. Кроме того он написал сочинение «против мужиков, убийц и разбойников». Крестьяне ничему не внимали. Тогда реформатор стал давать князьям и дворянам советы убивать крестьян как бешеных собак. В Турингии в главе возмутившихся крестьян стал Фома Мюнцер, ученик Лютеров, который, будучи прежде священником в г. Цвикау, выгнан был отсюда за мятежные речи. Мюнцер хвалился особенными откровениями от Бога, посредством которых сущность христианской свободы сделались ему будто бы яснее, чем Лютеру. Он проповедывал народу, что по Божественному ему откровению надлежит основать новое христианское царство, в котором должно господствовать полное равенство и все имущества должны сделаться общими, не нужно ни государя, ни начальства, ни дворян, ни духовенства. Мятеж, возбужденный Мюнцером, скоро был усмирен, но некоторые из приверженцев Мюнцера спаслись в Голландии. Здесь они нашли себе сообщников и всех присоединившихся к их общине стали перекрещивать на том основании, что крещение де младенцев не действительно, так как младенцы ничего не понимают; а в Свящ. Писании крестить младенцев не предписано. Так образовалась существующая доселе секта анабаптистов или перекрещенцев. Некоторые из анабаптистов перебрались в Вестфалию и, поселившись здесь в городе Мюнстере, произвели большие возмущения, которые были подавлены только в 1562 г. 6 . Один из немецких историков (Грубе), описывая означенные нами события в связи с реформой Лютеровой, замечает при сем: «тут открылось, как легко переступить законную меру, как скоро может перейти реформа к революции» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Значит ли это, что было две истории искусств? И главное: что прикажете считать пресловутым духом времени? Как дух времени отвечает за время? То время (20-е годы) шло к братоубийственной войне; если авангард войне не препятствовал – то это потому что он понял дух времени, или потому что он дух времени не понял? Если авангард понял дух времени – и не препятствовал времени, значит, авангард – дурное занятие, не правда ли? А если не понял – то какой же он авангард? Иконоборческий спор в Византии VIII – IX вв. (иконоборцы выступали за лишенное образов умственное созерцание как единственный способ правильного поклонения Богу), иконоборчество в реформатском Виттенберге 1522 г. (Лютер, сравнительно со швейцарскими иконоборцами, был умеренным разрушителем икон) – это иконоборчества 20-го века. Новейшее иконоборчество, страстно отрицавшее антропоморфный образ и воплощенную в нем единства мира, ломало образ страстно. Потом авангард устал. До Второй мировой войны авангард не дожил; и нельзя сказать, что его уничтожили репрессии. К 20-м годам авангард сделался замкнутой академической дисциплиной – квадратики рисовали без азарта; в ту пору Любовь Попова написала в дневнике растерянную фразу " Что же дальше? " – а затем вечный двигатель сломался. Авангард встал, так ломается шестеренка в машине, объявленной вечным двигателем, так умирают лекари, открывшие эликсир бессмертия. Тот факт, что авангард встал сам по себе, признать невыносимо – тогда следующий вопрос прозвучит кощунственно: если авангард в 20-е годы помер от старости и в немощи, тогда, что происходит сегодня? Что значат сегодня наши слова о " радикальном " , " новаторском " , " современном " искусстве? Спросить такое невыносимо, давайте считать, что авангард вечно жив! И впрямь: достаточно трудно разделить инициативность, напор новейших " авангардных " авторов – и активную позицию художников Возрождения. Ведь и в том и в другом случае – это проявление личности, не так ли? Как правило, разницу между эпатажным поведением новатора и напором большевика – видят легко: первый за свободу, а второй за казарму; но вот разницу в поведении Микеланджело и Малевича не видят. Оба выражали себя – где же разница? И если сказать, что Микеланджело создавал образы, а Малевич их отрицал – это аргументом не будет признано.

http://religare.ru/2_102797.html

Лютер предложил пасторам самостоятельно решать, все ли примут Тело Христово после благословения хлеба, а затем - Кровь Христову после благословения чаши, или оба дара будут освящены до причастия. Однако он признавал, что раздельное преподание Тела и Крови представляло собой нововведение, которое требовало изменения молитв. Здесь Лютер впервые дал конкретные указания относительно использования мессы. Он применил на практике те принципы, которые сформулировал ранее, и провел четкое различие между тем, что имеет принципиальное значение, и тем, что не имеет такового. «Формула мессы» использовалась как основа богослужения в Виттенберге и в других местах как на лат. языке, так и в нем. переводе. Из этого чина был заимствован материал для Нюрнбергской нем. мессы 1525 г. Она также стала основой для прусского церковного устава «Порядок церемоний и других церковных установлений» (Artikel der ceremonien und anderer kirchen ordnung, 1525) и для «Краткого порядка церковного богослужения» (Kurtz Ordnung des Kirchendiensts, 1530), составленного в Риге. Лютер ценил латынь как литургический язык и не хотел создавать богослужебное последование полностью на нем. языке. Помимо Нюрнбергской и Прусской месс Т. Шварц ввел нем. службу в Страсбурге в 1524 г., а в 1525 г. Бренц начал совершать полную немецкую службу в Швебиш-Халле. Эти службы в большей или меньшей степени испытали влияние «Формулы мессы» Лютера. Только в 1525-1526 гг. Лютер признал необходимость создания мессы полностью на нем. языке и составил устав «Немецкая месса и порядок богослужения» (Deutsche Messe und Ordnung des Gottesdiensts). Первоначально этот чин предназначался для богослужения там, где прихожане не знали латынь, т. е. гл. обр. в сельских приходах. Лютер не был доволен созданными на тот момент нем. мессами. Нем. язык звучал плохо: переводы были неловкими или проникнутыми сентиментальным духом. Лютер стремился создать службу, в к-рой бы ощущалась связь с прошлым и сохранялся дух лат. оригиналов, притом что служить надо было на нем.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

княжествах правители сохраняли формальный статус глав местных лютеран. церквей до принятия в 1919 г. Веймарской конституции, в которой было объявлено об упразднении гос. церквей и об отделении церкви от гос-ва. Приведение в соответствие с принципами Л. церковной организации и богослужения в курфюршестве Саксония первоначально проходило постепенно и медленно, что было связано с осторожной религ. политикой курфюрста Фридриха. Даже в Виттенберге до 1524 г. оставались католич. монахи и в Замковой ц. совершалась месса; Лютер регулярно подвергал эти остатки католич. религ. жизни жесткой критике в проповедях, однако, исполняя указания курфюрста, предупреждал народ о недопустимости любых насильственных действий. В других городах и селениях курфюршества Саксония лютеранские проповедники также сосуществовали с католическими священниками и монахами, постепенно лишая их паствы и тем самым побуждая к обращению в Л. или к бегству в католические княжества. В 1522-1523 гг. Лютер совершил несколько поездок по городам Саксонии, в ходе которых он проповедовал в местных общинах, знакомился с проповедниками или назначал пасторов; он посетил Борну, Альтенбург, Цвиккау, Торгау, Айленбург, Лайсниг и др. города. В ранний период распространения Л. Лютер был убежденным сторонником избрания пастора общиной, однако уже тогда он полагал, что кандидатура должна быть обязательно поддержана светской властью. На практике процедура избрания во многих случаях сводилась в формальному принятию городскими советами и народом тех проповедников и пасторов, к-рых назначал курфюрст Фридрих, руководствуясь как рекомендациями Лютера, так и собственными мотивами. Теоретическое обоснование избрания учителей и пасторов общиной Лютер предложил в соч. «О том, что христианское собрание, или община, имеет право и власть судить о всяком учении, а также призывать, поставлять или смещать учителей» (Dass eine christliche Versammlung oder Gemeine Recht und Macht habe, alle Lehre zu urtheilen und Lehrer zu berufen, ein und ab zu setzen, Grund und Ursach aus der Schrift// Luther M.

http://pravenc.ru/text/2561094.html

Европа XVI-XVII веков воюет беспрестанно. И тогда на первый план выходит поиск нового типа религиозности, нового типа веры. Не случайно запутавшийся в безбожии позднего Возрождения шекспировский Гамлет учился в Виттенбергском университете... Появление нового, индивидуализированного, типа религиозности – это, по сути, новое открытие евангельского типа религиозности. Изначально эта религиозность была общинна. Потом она прошла все стадии своего развития и появляется Лютер. Рождается новый тип религиозности. Сформировавшиеся предпосылки Реформации начинают воплощать себя в своих основных направлениях, провозглашаемых тем же Лютером, Кальвином, Цвингли. Реформация охватывает практически все страны католической Европы. И дальше начинается принятие новой религиозности. Человек ищет – и находит – новое основание, для того, чтобы уважать себя, уважать другого, доверять другому, не из страха перед институтом, а потому что этот другой разделяет его точку зрения на принятие нравственных решений. Из этого внутреннего нравственного согласия рождается доверие, появляется добрососедство, взаимопонимание в сфере как социально-политической, так и экономической. И история показывает, что общество с индивидуализированной религиозностью в новых условиях оказывается сильнее, успешнее общества, не принявшего этот тип. Индивидуализированная религиозность порождает новый тип интеграции – интеграцию не на основании внешних факторов – границ, законов, кодексов, тюрем, а интеграцию внутреннюю, основанную на взаимном доверии. Итальянское Возрождение разрушает старый тип религиозности, но не создает нового. По ряду геополитических и экономических причин, именно Германия принимает на себя роль той страны, где, собственно, и рождается индивидуализированная религиозность. Подобная социальная " прививка " , " подхватывание " одним европейским регионом тенденций, зародившихся в другом, оказалось возможным в силу изначального единства интеллектуального пространства Европы. Тому способствовала и университетская система, множество школ, объединенных латинским языком.

http://religare.ru/2_90680.html

«Лучше хотелось бы совсем уступить нашим врагам, чем своим соседством возбуждать в них какое-либо подозрение» 106 . После женевских тревог Кальвин прежде всего искал себе покоя. К тому же местом служения, к которому приглашал его Буцер, был немецкий город, а он, как известно, не говорил на немецком языке. Но после настоятельных увещаний Буцера, в которых Кальвин видел заклинания, подобные тем, которыми произвел на него потрясающее действие Фарель в Женеве, – наконец по советам Фареля и Гринея, Кальвин уступил им. В предисловии к «Толкованию псалмов» он говорит: «я, как Иона, устрашенный в глубине души, последовал увещанию, которое влекло меня на новое поприще учительства. 107 » К концу сентября 1538 года Кальвин отправился в Страсбург. Он едва ли бы мог найти лучшую школу для усовершения реформаторского своего таланта, какою был для него Страсбург. По своему географическому и политическому положению этот город имел важное значение в исторических религиозных движениях того времени. Стоя близ границ Франции и Швейцарии на рейнской большой дороге, он был одним из очагов реформаторских стремлений XVI века. В одно и то же время волнуемый приливами Виттенбергской и Цюрихской реформации и поддерживавший связь с оппозициею католичества в романских странах, Страсбург за своими гостеприимными стенами давал приют изгнанникам за вероисповедные убеждения; особенно французские эмигранты удалялись в него от преследований в отечестве, считая его для себя «новым Иерусалимом.» Страсбург посещали поборники реформации Эколампадий, Буллингер, Бренц и друг. Когда же между Лютером и Цвингли возник спор о таинстве причащения, произведший разделение между единомысленными доселе протестантами, в Страсбурге открыто высказана была мысль о примирении лютеран и последователей Цвингли и страсбургские богословы, особенно стоявший во главе их Буцер, не мало употребляли попыток к соглашению разномыслящих 108 . Таким образом, Страсбург подавал руку примирения и соседям своим Швейцарцам и единоплеменникам немцам Северной Германии: несмотря на их разногласие в учении о причащении одинаково входит с ними в церковное общение 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Фундаментом такой системы является правовой суверенитет и независимость университетов. Как мы уже говорили выше, на защиту Мартина Лютера от всей мощи властных структур Римской Католической Церкви выступил правитель земли, на которой находился Виттенбергский университет. Доктор и профессор университета представлял немалую ценность в глазах правителя. Университет в протестантском мире – это государство-в-государстве, неприкосновенная крепость, где право свободы исследования никогда не ставится под сомнение. Глава государства обязан прислушиваться к ученым и педагогам, и это правило существует одновременно с восхвалением абсолютного суверенитета правителя и иерархии власти в государстве. Германские университеты, которые в первое столетие после Реформации разрабатывали преимущественно вопросы богословия, уже в следующее столетие будут разрабатывать вопросы юриспруденции и академическую правовую науку. Юриспруденция германских протестантских университетов будет претендовать на универсальное, независимое от политики знание прав личности. Однако корни этого научного поиска и герменевтики индивидуальных прав – в богословии, в методичной экзегезе Священного писания, начатой двумя веками раньше. У протестантской правовой науки (протестантской не в содержательном, но в географическом и культурном смысле) будут и свои потери, неизбежные последствия трагического разворачивания Реформации через военное противостояние. Историк права Эрик Аннерс, профессор Стокгольмского университета, шведского ученый XX века, который имел прекрасное представление о последствиях протестантской академической политики, полагал, что преобразование университетов в эпоху Реформации из церковных в национальные учреждения разрушило универсальную юридическую науку и намечавшиеся в каноническом праве тенденции к общему европейскому законодательству. Хотя этот процесс и сдерживался сильным влиянием римского права, на понятие «права личности» надолго была наложена «национальная» печать, замедлившая на несколько веков появление универсального концепта прав человека.

http://bogoslov.ru/article/5583944

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010