Кроме того, в это время  в Киевской школе некоторые профессора разделяли латинское учение о времени пресуществления Святых Даров. Видимо, лишь к середине XVIII в. в Киеве полностью отказались от этих мнений. Из богословских лекций киевских профессоров первой половины XVIII в. заметным своеобразием отличаются лекции архиеп. Феофана Прокоповича (видимо, они относятся к 1711-1715 гг.). Он первым попытался создать целостную структуру богословского курса, предполагавшую его разделение на введение (prolegomena) и две тематические части: 1) О веруемых (De credendis) и 2) О творимых (De faciendis). Первая часть (по современной классификации) должна была представлять собой курс догматического богословия, а вторая — нравственного. Курс догматики, в свою очередь, разделялся у Феофана также на две большие части: о Боге в Себе (ad intra) и о Боге во вне (ad extra). Хотя полемическое богословие в этой схеме не выделялось в особый раздел, все же полемическая часть присутствует в догматических трактатах архиеп. Феофана. Важно отметить и то, что в отличие от своих предшественников, Феофан Прокопович активно опирался на сочинения не католических, а лютеранских теологов. Одним из непосредственных источников его лекций было многотомное сочинение лютеранского богослова А. Каловия «Systema locorum theologicorum» (Виттенберг, 1665-1677). Однако новации архиепископа Феофана поначалу не были восприняты в Академии. Существенные перемены в преподавании богословия произошли во второй половине XVIII в. при ректоре архимандрите Самуиле Миславском. По его инициативе в 1763 г. была введена в действие Академическая инструкция, которая впервые установила четкую программу преподавания богословского курса. По словам В. Серебреникова, данная инструкция основывалась на «уже сложившихся обычаях, письменной инструкции Георгия (Конисского), присоединенного к ней определения митрополита Тимофея, Духовного регламента… и критического обсуждения некоторых сторон академической жизни». Далее, анализируя инструкцию, Серебреников определяет ее как «самую полную и обстоятельную, касающуюся всех сторон академической учебно-воспитательной жизни…», а также особо подчеркивает, что она «произвела значительные перемены и установила определенный порядок преподавания».

http://bogoslov.ru/article/3250809

тексты. Предисловие («Передмова до священников, и законников, и лаиков») по сравнению с изданием 1659 г. расширено за счет перечисления 6 разделов, представленных в сборнике поучений (12 проповедей в воскресные дни, 20 - на Господские праздники, 10 - на Богородичные праздники, 2 - на Воздвижение, 16 - на дни памяти святых, 4 поучения на похоронах) и рассуждения автора о том, кто может составлять проповеди: «...священники, диаконы, законники, по школах студенты албо дякове и лаикове иншыи, люде свецкии, которые могут зостати духовными». В издании 1665 г. число проповедей увеличено до 64, дополнительно включены 12 воскресных поучений, 4 проповеди на погребение, 4 - на праздники святых, исключены проповеди, посвященные Антонию и Феодосию Печерским, добавлены проповеди на дни памяти ап. Иоанна Богослова и прп. Онуфрия Великого. И. также сделал вставки богословского и полемического характера. За исключением воскресных и похоронных, все поучения представлены в 2 вариантах. В издание 1665 г. не вошло описание 95 чудес Пресв. Богородицы, составившее основу др. сочинения И.- «Небо новое...». В гомилетическом трактате в издании 1665 г. И. объединил аналогичные сочинения, содержавшиеся в сборниках «Ключ разумения…» (1659) и «Казаня, приданыи…» (1660). Теоретический трактат 1665 г. состоит из 5 разделов: «Наука, албо способ, зложеня казаня» (заимствован из изд. 1659 г.), «Наука другая, албо способ, зложеня казаня», «Наука, албо способ, зложеня казаня на погребе», «Наука латвейшая, албо способ, зложеня казанья на праздники Господскии и Богородичныи и на свята иншыи», «Наука, албо способ латвейший, зложеня казанья на неделе». В маргиналиях к 1-му разд. трактата по гомилетике 1665 г. И. назвал использованные им книги: «Prorex» (Индекс) нем. иезуита Иеремии Дрекселя, «Niedzielne kazania» (Воскресные проповеди) ксендза Симона Старовольского, польск. и лат. сборники «казань» и «гомилий» Якуба Вуека, Томаса (Фомы) Млодзяновского, Петра Скарги , Симона Сиренского, Иоганна Меффрета, Якоба Маршана и др.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Ок. 1658-1665 гг. И. являлся ректором Киево-Могилянской коллегии и игуменом Киево-Братского мон-ря (был назначен при содействии Лазаря (Барановича) и киевского полковника В. Дворецкого). Точно датировать время руководства И. Киево-Могилянской коллегией невозможно. Нижняя граница - это кон. 1658 - нач. 1659 г., когда И. в качестве ректора коллегии и игумена Киево-Братского монастыря занимался ликвидацией последствий пожара, в к-ром сгорели монастырские и училищные корпуса. Благодаря ходатайствам И. киевский полковник Дворецкий универсалом от 3 мая 1659 г. восстановил сгоревшие грамоты на владения Киево-Братского мон-ря ( Титов Ф. И., прот. Императорская Киевская Духовная академия в ее трехвековой жизни и деятельности (1615-1915 гг.). К., 20032. С. 50). 31 дек. 1659 г. по просьбе И. царь Алексей Михайлович дал жалованную грамоту на ремонт и строительство монашеских и учебных корпусов, Киево-Братскому мон-рю были пожалованы местечко Саворово и с. Мухоеды (с. Мухоеды принадлежало обители еще по универсалу Б. Хмельницкого 1656 г.), той же грамотой за монастырем были закреплены имения Плисецкое (Плесецкое) и Черногородка (ПВКДА. Т. 2. Отд. 1. С. 224-226). В годы ректорства И. в коллегии преподавали Иннокентий (Гизель) и Антоний (Радивиловский) . И., будучи ректором, продолжал вести курс риторики. В 1662 г. по его инициативе в новую академическую церковь была внесена чудотворная Киево-Братская икона Божией Матери . В нояб. 1663 г., когда польск. войска заняли Правобережную Украину, И. вместе с неск. правосл. иерархами (Перемышльским еп. Антонием (Винницким) , Львовским еп. Афанасием (Желиборским) и др.) был приглашен канцлером (впосл. примас Польши) Миколаем Пражмовским в Белую Церковь, где находилась ставка короля. Там состоялся диспут о примате папы Римского между придворным проповедником и секретарем кор. Яна Казимира иезуитом Адрианом Пекарским (Пикарским) и И. Материалы диспута изложены в соч. И. «Rozmowa biaocerkiewska...» (Nowogrodek-Siewierski, 1676). В 1-й пол. 60-х гг. (до 1665) И., оставив руководство Киево-Могилянской коллегией и Киево-Братским мон-рем, уехал из Киева. В лит-ре встречаются различные даты его отъезда: 1663 (В. О. Эйнгорн считал, что И. покинул Киев до поездки в Белую Церковь), 1664 или 1665 г. Издатели сб. документов akaдeмiя kih. XVII - поч. XIX ст.: Повсякденна icmopiя: Збiphuk дokyмehmib» (К., 2005. С. 500) на основании рукописных перечней ректоров датируют фактическое руководство И. Киево-Могилянской коллегией 1660-1662 гг. Путаницу создает тот факт, что, уехав из Киева, И. не отказался от должностей ректора и игумена, поэтому и в львовском изд. «Ключа разумения...» 30 сент. 1665 г., и в грамоте на Черниговскую архимандритию 1669 г. И. называл себя «ректором и игуменом Братского монастыря» (Письма Преосв. Лазаря (Барановича). 1865. С. 89), хотя по крайней мере с кон. 1665 г. Киево-Могилянской коллегией руководил Варлаам (Ясинский) .

http://pravenc.ru/text/577962.html

173 (1665) году приемные Пятницкого монастыря Строителя Митрофана, что он отдавал пустоши в Пятницком монастыре, писаны на двух листах, за его Митрофановою рукою. 173 (1665) году книги росписные Воскресенского подворья Строителя Филофея с Священником Сергием, за их руками, писаны на тетради. 168 (1660) году книги росписные Давыдовы пустыни Священника Леонида с Священником Андреяном, за их руками, писаны на семи листах. 171 (1663) году книги приходные и расходные старца Флавиана, да сына Боярского Остафья Глумилова, за рукою старца Флавиана, писаны на двух листах. 172 (1664) году книги расходные Офонасьевского монастыря Строителя Сергия, за его Сергиевою рукою, писаны на 9 листах. 172 (1664) года книги приходные и расходные Понойского промыслу старца Иеремии, за рукою Иеромонаха Мисаила, писаны на трех листах. 172 (1664) году книги приходные и расходные Понойского ж промыслу Иеромонаха Досифея да старца Иова, за его Досифеевою рукою, написаны на пяти листах. 172 (1664) книги приходные и расходные старца Флавиана, что он издержал денег на древяную покупку, за его рукою, писаны на пяти листах. 16З (1665) книги Строителя Иеромонаха Феодосия, за рукою, что он издержал на разные покупки. 173 (1665) году книги приходные и расходные старца Флавиана что он покупал дубовые бревна на деньги и на соль, за его Флавиановою рукою, писаны на четырех тетрадях. 173 (1655) году книги Иконома Иеромонаха Феодосия хлебной покупки в платеж за крестной монастырь, за его Стоителевою рукою, писаны на пяти листах. 173 (1665) году книги старца Флавиана, что он покупал бревна четырех саженные на монастырские деньги, писаны на тетради. 174 (1664) году книги хлебной покупке старца Арсения да старца Иулиена, за рукою Курмышского старца Тимофея, писаны на тетради. 174 (1666) году книги соляной продажи села Рожествена Большова целовальника Федьки Козьмина, за рукою Дьякона Маркела, писаны на трех листах. 174 (1666) году книги соляные села Завидова целовальников Меркушки Григорьева да Федьки Тиханова писаны на двух листах, за рукою Иеромонаха Мисаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

43. 1665 г. Черновой список деяния собора российских архиереев о челобитной патриарха Никона царю, от 14 Января 1665 г., в коей патриарх Никон предлагает условия, на которых он согласен на избрание нового патриарха а) Настоящего лета сего по седми тысящах от создания мира 174, от рождества же по плоти Господа Бога нашего Иисуса Христа 1666. По повелению великого государя нашего царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, собравшись архиереи Росийского государства, преосвященные митрополиты и архиепископы и епископы имеющие волю и не присутствующих архиепископов Сибирского и Астраханского, Святого Духа призвав, да даст благодать свою, еже рассудить праведно писание, присланное к великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержцу, от святейшего Никона патриарха , за рукой его, в лето 7173, Января в 14 день, в нём же написано, яко от того дня жить святейшему Никону патриарху строения своего в монастырях Нового Иерусалима святого живоносного Воскресения Христова, или в монастыре пресвятой Богородицы Иверской, или в монастыре святого и животворящего Креста Господня, или в иных его строениях и приписных монастырях повольно. И священный собор присудил монастырь Воскресения Христова Новым Иерусалимом не именовать и не писать, а именовать и писать его так: монастырь Воскресения Христова, по образу церкви иерусалимской, или монастырь Новый Воскресения Христова. Зане пишет мудрый монах Максим Грек , яко един есть Иерусалим на земле и едина земля Иудейская, в ней же Христос родился и крестился во Иордане, на Фаворе преобразился, и на Голгофе распялся, и там негде близ погребеся, и по воскресению, пожив с учениками своими четыредесять дней, от Елеонской горы на небеса вознёсся. Второе. Яко люди народа Росийского зело блазнятся, суще невежди, о имени монастыря Нового Иерусалима, паче же в последние дни сия, вняже концы век достигоша. И в той их блазни великой есть хульное слово на святейшего Никона патриарха, той же хулы не можно написать. И того ради обоего не подобает писать ниже именовать монастырь он святого Христова Воскресения Новым Иерусалимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Наиболее вероятной причиной отъезда И. из Киева был конфликт с местоблюстителем Киевской митрополии Мстиславским еп. Мефодием (Филимоновичем) . После смерти в мае 1663 г. Киевского митр. Дионисия (Балабана-Тукальского) И. вместе с др. представителями киевского духовенства обратился к старшине запорожского войска с просьбой не допустить еп. Мефодия к управлению митрополией; старшина в свою очередь должна была хлопотать перед царем, чтобы местоблюстителем стал Лазарь (Баранович) (см. текст обращения: Черниговские ГВ. 1858. 26. С. 201-202). В письме царю Алексею Михайловичу от 27 июля 1669 г. И. объяснял, что покинул Киев, потому что еп. Мефодий его «зело оскорбил и гонил». В качестве возможной причины отъезда И. из Киева в лит-ре часто называют разрушение Киево-Могилянской коллегии гетманом П. Д. Дорошенко в 1665 г. Однако Эйнгорн утверждает, что никакого разрушения коллегии не было ( Эйнгорн. 1899. С. 323). С этой т. зр. солидарен и С. Т. Голубев ( Голубев 1901. С. 337). Оба автора отмечают, что в сохранившихся челобитных царю, где руководство коллегии просит о материальной помощи, речь идет только об ущербе от пожара 1658 г. О пребывании И. после отъезда из Киева в Львове известно из 3 источников: из посвящения 3-го издания «Ключа разумения...» (1665) Львовскому еп. Арсению (Желиборскому), где И. пишет о гостеприимстве архиерея; из послесловия «Czytelniku zacny» к соч. И. «Stary Koció...»; из письма И. царю от 27 июля 1669 г. В Львове, по словам И., он занимался доработкой «Ключа разумения...», написанием и изданием соч. «Небо новое...» (1665; 1666). О пребывании в 1664-1665 гг. в Галичине И. сообщает в соч. «Небо новое...»; он рассказывает, что ему, «грешному иеромонаху Иоанникию», трижды являлась во сне Пресв. Богородица: 26 нояб. 1664 г. в Манявском в честь Воздвижения Креста Господня скиту (существовал в совр. с. Манява Богородчанского р-на Ивано-Франковской обл.), 7 июля и 25 авг. 1665 г. в Львове. В послесловии «Czytelniku zacny» к соч. «Stary Koció...» И. также сообщает, что после Львова он «скитался на Подолье, Волыни, в Литве и в других местах», побывал в Луцке, Слуцке и др.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Приглашая Нектария в Москву на Собор по «делу» Никона, царь просил: «Принеси достойный жребий, держи прямо вес, ниже мне, ниже ему (Никону) норовя, но прямо рассекая правды борозду» 293 . Савва был взят под стражу, в июне его несколько раз допрашивали. Письмоносец Нектария пробыл в заключении до приезда в Москву восточных святителей на Собор 1666 г., которые писали иерусалимскому патриарху из русской столицы: «Еще же и пришествие наше бяше освобождение некоего грамотоносца твоего Севастьяна, егоже едва могохом многими прошеньми и моленьми от царскаго гнева и заключения свободна сотворити» 294 . Переписка между Саввой и Никоном началась спустя почти полгода после прибытия Саввы в Москву: в первом своём письме без даты Савва жаловался: «И зд пришедъ, и сжу толикое время запертъ» (Савва 1, л. 277). Несмотря на содержание его в заключении «в Верху, в палатах» царя, Савва находил возможность передавать свои письма Никону. Находящийся под стражей грек адресовал московскому патриарху 5 писем; нет даты только в первом письме, второе – 1 июня 1665 г., третье – 14 июня 1665 г., четвёртое – 1 января 1666 г., пятое – 2 января 1666 г. Никон ответил на второе, третье и пятое письма, отдельно составил небольшое послание Савве, на которое тот ответил 1 января 1666 г. Лишь третье письмо патриарха Никона имеет дату – 11 августа 1665 г. Таким образом. Савва Дмитриев и патриарх Никон переписывались в периоде мая 1665 г. по январь 1666 г. Переписка Афанасия, Саввы Дмитриева и Никона в автографах не сохранилась. Их послания бытовали в списках XVIII в. 295 ; опубликованные архимандритом Леонидом (Кавелиным) по рукописи из собр. В.М. Ундольского, содержащей крайне неисправный список 296 (ныне: РГБ, ф. 310, 415, л. 319–351), они до сих пор не привлекали внимания исследователей. Мне известны пять сборников, содержащих комплекс переписки патриарха Никона с греками – его сторонниками: количество и последовательность писем патриарха Никона и греков друг к другу во всех сборниках совпадает. Мной приняты следующие обозначения списков: ГИМ, собр. П.И. Щукина. 667 (конец XVII – первые десятилетия XVIII в.), л. 77об.–107 – Щ ; РГАДА, ф. 357, оп. 1, д. 127 (первая треть XVIII в.), л. 266–292 – С ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 897 (1710–1720 гг.), л. 222об.–244 – Б1 ; ГИМ, собр. Е.В. Барсова, 898 (1710–1720 гг.), л. 182об.–201об. – Б2 ; РГБ. ф. 310 (собр. В.М. Ундольского), 415 (середина XVIII в.), л. 319–351 – У . Списки делятся на две группы: первая – Щ, С; вторая Б1, Б2, У. Их основные отличия следующие: I группа (по списку Щ) II группа (по списку У) 1) «... и во всхъ сихь не согрши Иовъ...» (л. 93об.);

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

...будучи ми в твоей столовой, свидтельствовал, глаголя, яко нчим мн заплатить за твою работу. – По мнению Я.Л. Барскова, патриарх Никон говорит здесь о первом соборном заседании во дворце в столовой палате 1 декабря 1666 г. – Барсков 1912, 343. «Иже воздает злое воздоброе. не подвижется злое из дому сего». – Притч. 17:13 . Господь бо, мстя, отмстит. – Ср.: Рим. 12:19 . «Ей, погибнут вси ненавидящий тя, и сокрушит Богъ челюсти их, и сами разсыплются, яко прах» – Переложение текстов трёх псалмов; ср.: Пс. 33:22 («погибнут вси ненавидяшии тя»); 57:7 («сокрушит Богъ челюсти их»); 34:5 («сами разсыплются, яко прах»). Самъ при испытании моем свидтельствовал... И после тово все не так сталося. – Разговор патриарха Никона с царём подобного содержания на соборном заседании 5 декабря 1666 г. описал и клирик Иван Шушерин в «Известии» (это заседание биограф датировал 3 декабря). По Шушерину, царь упрекал Никона в оскорблении его чести, когда перед поездкой на Собор патриарх постился, исповедался, соборовался и отслужил литургию, как будто готовясь к смерти. Никон подтвердил, что, совершая все эти деяния, он действительно приготовлял себя к смерти, а не только к страданиям к мучениям – Шушерин 1997, 124. ...якоже Иовъ сказует: «Смерть мужу покой есть». – Иов 3:23 . Л. 184 ...Господь Бог будет ти ратникъ... – Ср.: Рим. 12:19 . ...по длом руку твоею воздастъ теб Господь. – Выражение часто встречается в Ветхом Завете; ср.: Пс. 27:4; 61:13 ; Притч. 12:14 . «В длех руку своею увязъ грешник». – Пс. 9:17 . И паче всякого убийцы и душегубца пристав зло зло прелют... – Пристав Степан Лаврентьевич Наумов. Келарь всесовершен воръ... – Келарь Ферапонтова монастыря Макарий Злобин. Келарь – монастырский эконом; инок, ведающий монастырскими поместьями. «Иже бо аще погубит душу свою Мене ради и Евангелия ради, той спасет ю». – Мк. 8:35 . 1668 г. 3 . Челобитная патриарха Никона царю Алексею Михайловичу (9 октября) РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 1, л. 54–56. Столбец из трёх сставов. Автограф. Филигрань «Голова шута»; по срезу видны отдельно верхняя и нижняя части знака; верхняя часть напоминает: Дианова 1997, 314 (1663, 1664), 315 (1664, 1665), 316 (1664, 1666), 317 (1664, 1665), 318 (1665, 1666); нижняя часть типа: Дианова 1997, 310 (1660, 1661), 311 (1660, 1662), 315 (1664, 1665).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

† Смиренный Арсений, Божьей милостью, архиепископ Псковский и Изборский. л) 1665 г., Февраля 28. Соборное постановление о снятии церковного отлучения с успенского протопопа Михаила и ключарей Иова и Феодора, по их просьбе от 21 Февраля 1665 г., за принятие благословения от патриарха Никона во время прихода его в Успенский собор, 18 Декабря 1664 г. А соборной апостольской Великой церкви Успения пресвятой Богородицы протопопа Михаила и ключарей Иева и Феодора за сие ж, что они протопоп и ключари от бывшего Никона патриарха , в пришествие его в соборную апостольскую церковь , благословение от него приняли, судихом соборно же от божественной службы отлучить. И Февраля в 21 день преосвященным митрополитам и архиепископам били челом протопоп и ключари о разрешении запрещения им. И преосвященные митрополиты и архиепископы, для великого торжественного празднественного дня рождения благоверной государыни царевны и великой княжны Евдокии Алексеевны, по благодати, данной нам от Пресвятого и Животворящего Духа, их, соборного протопопа Михайла и ключарей Иева и Феодора от запрещения разрешить и в соборной апостольской церкви в своих степенях благословили служить невозбранно. † Смиренный Питирим, Божьей милостью, митрополит Великого Новаграда и Великих Лук. † Смиренный Лаврентий, Божьей милостью, митрополит Казанский и Свияжский. † Смиренный Павел, Божьей милостью, митрополит Сарский и Подонский подписал. † ταπεινς μητροπολτης Γζης κα πρτιμος Πασιος δ χειρ πγραψα. † Смиренный Феодосий митрополит. † ταπεινς μητροπολτης μασεας Κοσμς. † Смиренный Симон, архиепископ Вологодский и Белоозерский. † Смиренный Филарет, Божьей милостью, архиепископ Смоленский и Дорогобужский. † Смиренный Иларион, Божьей милостью, архиепископ Рязанский и Муромский. † Смиренный Иоасаф Божьей милостью, архиепископ Тверский и Кашинский. м) 1665 г., Марта 20. Список с царской грамоты Новгородскому митрополиту Питириму о назначении Сарского и Подонского митрополита Павла блюстителем патриаршего престола, и о бытии Ростовскому митрополиту Ионе по-прежнему на своей епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Никон увез с собой посох Московского свт. Петра , и П. по поручению царя был отправлен за посохом. При этом отношения Никона и П. обострились, опальный патриарх отказался отдать посох, не признав П. архиереем и упомянув, что знал его «в попах», а кто поставил его митрополитом, он якобы не знал ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 238). Переговоры продолжались неск. часов подряд. П. также допрашивал Никона о причинах приезда последнего в Москву. Наконец, 19 дек. 1664 г. П. вернулся в Москву, а чуть позже был доставлен посох свт. Петра вместе с письмами Никона. По вопросу о принятии митр. Ионой благословения от Никона с 22 дек. 1664 г. проходили соборные совещания и заседания, на к-рых присутствовал П. В кон. марта 1665 г. царь, посоветовавшись с Собором, принял решение о назначении П. местоблюстителем Патриаршего престола (Там же. С. 243). Во время пребывания митр. Ионы под церковным судом П. осуществлял управление Ростовской митрополией. В 1664-1665 гг. П. участвовал в борьбе со старообрядчеством, неоднократно допрашивал наиболее видных деятелей раскола. Так, в авг. 1665 г. после допроса И. Неронова П. передал его для дальнейшего разбирательства Вологодскому архиеп. Симону. Впосл. И. Неронов обвинял П. в жестокости, сообщал, что П. гнал и мучил его «паче Никона» (МДИР. Т. 1. С. 239). П. был знаком с прот. Аввакумом Петровым. По сообщению последнего, после возвращения из сибирской ссылки, в 1663 г., он часто ходил к П. «бранитца со отступниками». В 1665 г., по возвращении Аввакума из Мезени, П. допрашивал его: «...у себе на дворе, привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней; и козновав и стязався со мною… И лаяше меня Павел и посылаша к чорту… разошлись, яко пьяни, не могли и поесть после крику» (цит. по: Зиборов, Яковлев. 1998. С. 5). 15 мая 1666 г. П. призывал к себе старца Серапиона, уставщика Симонова мон-ря, и допрашивал о вере, через 2 дня на Соборе Серапион подтвердил приверженность к офиц. Церкви и был прощен ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 325). 2 нояб. 1666 г. П. как местоблюститель Патриаршего престола встречал патриархов Антиохийского Макария III и Александрийского Паисия за Земляным городом, говорил перед ними речь и вел крестным ходом в город (ДАИ. Т. 5. С. 98). П. занимался организационными вопросами, напр., касающимися въезда в Москву Никона ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 343). На Соборе П. выполнял и функции толмача. П. присутствовал на большинстве заседаний Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , выступал одним из обвинителей Никона. По свидетельству И. Шушерина, П. и митр. Новгородский Питирим, как «дикие звери», нападали на Никона (Там же. С. 429). Сам сведенный с кафедры патриарх видел в митр. Новгородском Питириме и П. своих главных противников и просил Собор удалить их с заседания (обвинив в намерении его отравить), но получил отказ. П. и митр. Питирим направили Собору письмо, защищаясь от клеветы. После прочтения письма на соборном заседании обвинения Никона были отвергнуты.

http://pravenc.ru/text/2578473.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010