Взносы на Патриархию Московскую получаю и прошу систематически продолжать их, сообщайте регулярно и подробно о деятельности Московских церквей и старост. Испрашивая у Христа Спасителя великия и богатыя милости лично Вам, дорогие Преосвященные, духовенству и всей нашей Московской пастве, Благосклонным пребываю Ваш богомолец Александр Первоиерарх-Патриарх Московский и всея России. Ульяновск, 24/XI-41 г. Конечно, «интронизация» состоялась. Сын Введенского – священник Андрей Введенский был в курсе всех дел отца, писал мне обо всём, от него автору известны подробности. В письме от 14 декабря 1941 года Андрей Введенский писал мне, между прочим: «Владыка Александр получил сан Патриарха». В письме от 28 января 1942 года он сообщил о семейной размолвке с отцом на почве «патриаршества». Он писал: «А. И. не Патриарх (да разве м. б. он Патриарх, надо Вселенский Собор, кроме этого не логично, в разрез обновленческому движению), просто Первоиерарх – без митрополита. Тихоновны узнавши, что он Патриарх протестовали. Как будет дальше не знаю. Хочет в Москве созвать Поместный Собор. Мои отношения с А. И. хорошие, пишет, что меня очень жалеет и т. д. и что всё мне сделает самое хорошее. Я с ним один раз поссорился из-за того, что сказал, что таким путем (личного назначения себя самого) он не может быть Патриархом. Верно? Ну он рассердился, ну, конечно, всё обошлось» 658 . В письме от 27 марта 1942 г. он же писал мне: «Вл. Александра “интронизировали " " Производил один Виталий дома. Вы спрашиваете на какой трон восходил Патриарх – на обеденный стол!!!! Т. к. Преосвященный Виталий туда его посадил. Когда я сказал А. И., что это не верно, то за это получил большой скандал, он сказал, что никто ему не указ, а он, мол, Патриарх и в Москве так его и будут поминать. М. б. состоится Поместный Собор, но без интронизации, т. к. он говорит, что благодать уже опустилась на него. Я теперь ни во что не вмешиваюсь, а то одни наживешь неприятности. Как хочет. Конечно это совершенно незаконно. Между прочим митрополит Василий Кожин награждён двумя панагиями, о чем я его поздравил».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Были “распределены портфели”: 1. Председатель Управления – епископ Леонид, 2. Заместители председателя – Введенский и Красницкий, 3. Члены ВЦУ – Калиновский и Белков (в августе Калиновский вышел из ВЦУ, снял с себя сан и стал профессиональным антирелигиозником). На другой день Патриарх был переведен в Донской монастырь, а новое Управление обстроилось в Троицком подворье. ВЦУ возглавил архиеп. Антонин (Грановский). Не без сильного давления советской власти к обновленцам примкнул ряд епископов: Иваново-вознесенский Иерофей, Тульский Виталий (будущий обновленческий Первоиерарх). Но беспокоила обновленцев мощная Петроградская епархия. Введенский, откомандированный в Петроград, явился 25 мая к митроп. Вениамину и показал ему удостоверение ВЦУ о том, что он является полномочным членом ВЦУ по делам Петроградской епархии. Митроп. Вениамин обратился к петроградской пастве с посланием (28 мая), в котором сообщал о появлении в Церкви узурпаторов власти, которые “ставят себя в положение отпавших от общения со святой Церковью, доколе не принесут покаяния перед своим епископом. Таковому отлучению подлежат и все присоединяющиеся к ним”. Таким образом, митроп. Вениамин отлучает Введенского и иже с ним от Церкви. Призвав самочинников к покаянию и предупредив епархию об угрожающей опасности, митроп. Вениамин призвал, в случае прекращения деятельности подлинного Высшего Церковного Управления, перейти к самоуправлению епархий. “По учению Церкви, – гласило послание, – епархия, почему-либо лишенная возможности получить распоряжение от своего Патриарха, управляется своим епископом, пребывающим в духовном единении с Патриархом. Епархиальный епископ есть глава епархии. Епархия должна быть послушна своему епархиальному епископу и пребывать в единении с ним. “Кто не с епископом, тот не в Церкви”, – говорит мужеапостольный Игнатий Богоносец ...”. На следующий день его арестовывают. При аресте присутствовал и Введенский, явившийся принимать канцелярию митрополита. В обязанности управляющего Петроградской епархией вступил викарный епископ Ямбургский Алексий (Симанский, будущий патриарх). Тотчас после вступления в должность, епископ Алексий был вызван в ГПУ и ему был предъявлен ультиматум: либо трое отлученных священников будут восстановлены в своих правах, либо митрополит будет расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как мы помним, патриарх говорил тогда о принятии монашествующих обновленческих епископов в сане священников, допуская в последующем их епископскую хиротонию. В случае с Сергием Лариным он был готов принять сто сразу в сане епископа, хотя Ларин был хиротонисан уже после начала войны Александром и Виталием Введенскими спешно, накануне их эвакуации в Ульяновск, по рекомендации генерала, одетого в форму МГБ (!). (См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. С. 640–641). Интересно отмстить здесь ещё один факт биографии епископа Сергия Ларина. Уже после принесения им покаяния он был принят в клир Московской Патриархии в звании монаха, но при этом 21 марта 1944 г. отказался служить вместе с патриархом Сергием в Плоховском соборе, «...мотивируя тем, что ему, переведённому из епископов в протоиереи, неудобно служить перед мирянами». Об этом в тот же день патриарх Сергий доложил Г. Г. Карпову (см. запись беседы председателя Совета по делам РПЦ при СНК СССР Карпова с патриархом Сергием в кн.: Одинцов М. И. Религиозные организации... С. 108). 82 Здесь в документе допущена явная ошибка. Обновленческий митрополит Виталий (в миру Владимир Лаврентьевич Введенский, 1870–1950) был хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии 15 августа 1920 года, тогда как уклонился в обновленческий раскол в мае 1922 г., а в июне того же года был избран духовенством на Тульскую кафедру и в августе получил от обновленцев сан архиепископа. См.: Мануил (Лемешевский) , митрополит. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Ч 2. С. 188. Erlangen, 1981. 84 А. Э. Левитин указывает, что Введенский отбыл в Ульяновск ранней весной. Возможно, что здесь допущена ошибка во времени. Надо полагать, что поездка в Ульяновск была предпринята зимой 1943 г. 87 Здесь очевидная ошибка в документе. Воскресенский собор в Сокольниках Карпов называет Преображенским. 88 Цит. по: Одинцов М. И. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. М., 1995. С. 97–98. 90 ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 4, л. 22. Машинописная копия. Документ предоставлен для использования проф. М. И. Одинцовым. 92 Сам Александр Иванович Введенский был наиболее высокого мнения Северокавказском митрополите Василии Ивановиче Кожине. «Вот, кого я хотел бы видеть после себя Первоиерархом, – часто говорил он, – он управлял бы Церковью не хуже, а может быть, и лучше меня». См.: Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч. С. 638 94 Шкаровский М. В. Обновленческое движение в Русской Православной Церкви XX века. СПб., 1999. С. 63–64. Читать далее Источник: «Обновленческий» раскол : Материалы для церковно-исторической и канонической характеристики/Сост. И.В. Соловьев. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 2002. - 1062, , с., л. портр. (Материалы по истории церкви. Кн. 27). Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Уже несвятые святые Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году. 15 февраля, 2013 Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году. Опубликовано в издании «РУССКАЯ ЖИЗНЬ» , 18 февраля 2013 г. Изъяли мощи Июньским вечером к Введенскому женскому монастырю в Иванове подъехала скромная черная машина. Из нее вышел игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии по канонизации Русской православной церкви, который привез мощи святого Владимира Лежневского, умершего на Соловках в 1931 году. Но ни монахини, ни их духовник, архимандрит Амвросий, в тот вечер особой радости по поводу прибытия новой святыни не испытали. Мощи приехали из Москвы вместе с бумагами из Патриархии, которые предписывали изъять из монастыря останки другого исповедника — святителя Василия Кинешемского. Мощи очень почитаемого в Иванове святителя Василия хранились в монастыре с самого его открытия в 1993 году. В последний раз сестры собрались на молебен у мощей, отслужили его наскоро: московские гости явно торопились. Раку открыли, игумен Дамаскин с помощницей вынесли мощи из храма и погрузили в багажник своего автомобиля. Тем же вечером машина уехала обратно в сторону Москвы. Один из ивановских церковных управленцев, руководитель Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумен Виталий (Уткин) сразу сделал запись в своем твиттере, из которой следует, что мощи были вывезены по личному благословению Патриарха, а представители Иваново-Вознесенской епархии при изъятии не присутствовали. «Игумен Дамаскин с мощами святителя Василия покинул пределы Ивановской области с тем, чтобы доставить святыню в то место, которое будет для нее определено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом», — закончил свою запись Уткин. С тех пор ни монахиням, ни другим жителям Иванове о судьбе святыни ничего не известно.

http://pravmir.ru/uzhe-nesvyatye-svyatye...

8 сентября 1942 года другой сын Введенского диакон Александр Александрович Введенский передал мне официальное предложение Первоиерарха Введенского прибыть мне, совместно с протоиереем Михаилом Кузнецовым и протодиаконом Иоанном Рудневым в Ульяновск, для хиротонии Кузнецова во епископы и для доклада о делах епархии. Оставив во главе МЕУ временно архиепископа Михаила (Постникова) и в помощь ему назначив в качестве временных членов МЕУ протоиерея Иосифа Будиловича и свящ. Феодора Черникова, мы отправились в Ульяновск. Прибыли туда 10 сентября, на вокзале нас встречали дети Введенского: свящ. Андрей и диакон Владимир. Сам Введенский встретил нас тепло и приветливо. В тот же день мы посетили Неопалимовский храм, он довольно большой, деревянный и неблагоустроенный. Иконостас примитивен, престол неустойчив, иконы написаны дурно. Сама чтимая икона Божией Матери Неопалимая Купина написана ярко, краски бросаются в глаза, живопись груба, недостойна иконописи, исполнена в стиле владимирских богомазов. Писали её местные живописцы. Хор очень плох и малочисленен, поют дурно, кричат. Всенощную накануне и литургию 12 сентября служили: А. Введенский , Преосвященный Виталий и я, нам сослужили четыре священника. Туда мы с собой привезли архиерейские облачения, мантии, жезлы, митры и облачения духовенства. Наконец привезли и белый клобук митрополиту Виталию. Вскоре в Ульяновск прибыл архиепископ Сергий (Иванцов), бывший Запорожский. Необычно сложилась судьба этого обновленческого иерарха. В прошлом доцент Московского университета, безбрачен, он в 1922 г. в течение нескольких дней был Преосвященным Антонином посвящён в диаконы и священники, пострижен в монашество с именем Софрония, и уже было совершено над ним наречение во епископы, но накануне хиротонии Преосвященный Антонин внезапно заболел и слег. Хиротонию не стали откладывать, а поручили её совершить белым – женатым архиереям, двум епископам, прибывшим в Москву из Воронежской епархии (где стали тогда ставить женатых архиереев) и из Сибири. И вот те посвятили его во епископы, назвав его при хиротонии снова мирским именем, а не Софронием. И так стал он, монах, епископом, с мирским именем – Сергий. Впоследствии он раскаялся и присоединился к Православной Церкви, был законно хиротонисан во епископы уже с именем Софроний. Но тогда он, чая кафедры, прибыл в Ульяновск. С Введенским держал себя подобострастно и искательно. Это тот самый иерарх, которого протодиакон Андрей назвал «Шалтай-Болтайским».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

4. «Четвёртая — идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны. (Так сказать, церковные Бонапарты). Среди них многие , хотя и не все, также были связаны с ГПУ». Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. — Paris: YMCA-Press, 1977.   Наиболее известные лидеры обновленческого движения Развернуть таблицу Как звали Кем являлся Принес ли покаяние Антонин (Грановский) «Митрополит» (позже «епископ») Московский и всея Руси, глава «Союза Церковного возрождения» По некоторым сведениям, перед смертью (1927) искал примирения с Патриаршей Церковью, чему помешал арест митрополита Сергия. Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью. Белоликов, Василий Захариевич Член обновленческого Синода от мирян, в 1934 году покаялся Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью (расстрелян в 1937). «Митрополит» Ивановский и Кинешемский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). Блинов, Пётр Фёдорович «Митрополит» Минский Данных о том, что скончался, примирившись с Церковью, нет (расстрелян в 1938). Введенский, Александр Иванович «Первоиерарх Православных Церквей в СССР», один из основных идеологов и фактический лидер обновленчества во все годы его существования Скончался, не примирившись с Церковью (1946). Введенский, Александр Петрович «Митрополит» Западно-Сибирский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). Вениамин (Муратовский) «Митрополит» Московский и Коломенский Скончался, не примирившись с Церковью (1930). Виталий (Введенский) «Первоиерарх Московский и всех православных церквей в СССР» Принес покаяние (1944) и был принят в церковное общение в сане епископа, какой имел до ухода в обновленчество. Зарин, Сергей Михайлович Богослов, член обновленческого Учебного комитета, профессор и проректор обновленческой Московской богословской академии, членом президиума, секретарь и заведующим юридическим отделом обновленческого Священного Синода

http://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-d...

В первой половине 1940-х годов в Ульяновске еще продолжали существовать две легальные епархии – патриаршая и обновленческая. Осенью 1943 года в Москву перебрался Александр Введенский, оставив в Ульяновске свою семью и митрополита Виталия (Введенского). Последним обновленческим «преосвященным» для епархии стал архиепископ Андрей Расторгуев (с 7 января по 5 апреля 1943 года). В том же году он принес покаяние и был принят в патриаршую Церковь в сане протоиерея с назначением на должность настоятеля Воскресенского храма в Сокольниках . Ранней весной 1944 года в Ульяновске у Александра Введенского родилась дочь Ольга. По словам А.Э. Левитина-Краснова, день рождения Ольги стал днем смерти обновленчества. Когда Александр Иванович узнал о рождении дочери, то сразу отправился в Ульяновск, однако обратно в Москву власти отпускать его не спешили. Его пропуск в Москву был забракован на вокзале сотрудниками МГБ, и Введенский был вынужден остаться в городе еще на неделю, в течение которой обновленчество рассыпалось в прах. Каждый день он узнавал о переходах в патриаршую Церковь своих приходов и целых епархий. Таким образом, через неделю в его ведении остался один Пименовский храм в Москве и два епископа – митрополит Виталий в Ульяновске и митрополит Северно-Уральский Филарет. Агония обновленчества продолжалась до 1946 года. 25 июля, так и не примирившись с Церковью, «романтик в рясе» Александр Введенский умер, а 9 октября 1946 года в Пименовском храме была отслужена последняя обновленческая литургия . В Ульяновске история раскола закончилась вместе с отъездом весной 1944 года из города митрополита Виталия (Введенского). После епископа Димитрия (Градусова) Ульяновскую епархию возглавил епископ Иларий (Ильин). Ему же временно была подчинена и Казанская епархия. Время его управления епархией ознаменовалось волной закрытия храмов. Однако это спровоцировало активизацию церковного «подполья». Чтобы противостоять распространению деятельности незарегистрированных священнослужителей, начальник областного управления НКГБ лично выдвигал предложения об открытии храмов .

http://pravoslavie.ru/31350.html

Сильнейший кризис в это время переживало обновленчество. Еще в начале 1938 г. насчитывалось 49 правящих обновленческих архиереев и 11 пребывавших на покое, но через год в результате репрессий их осталась лишь треть, а затем еще меньше. Ускоренными темпами закрывались церкви. Так, к 1939 г. в обширной Ленинградской епархии осталось лишь 3 действующих обновленческих храма. Тяжелейший удар был нанесен обновленчеству одним из его основных руководителей митрополитом Ленинградским Николаем (Платоновым). В январе 1938 г. он публично заявил в газете «Известия» о своем отречении от сана, веры в Бога, церковного общества и стал работать сотрудником Музея истории религии. Видимо, желая в обстановке террора спасти свои жизни, от сана отреклись еще несколько обновленческих священнослужителей 295 . Глава Церкви – первоиерарх по сути промолчал, он лишь уволил Платонова с должности. На освободившееся место Ленинградского владыки митрополит Виталий (Введенский) не назначил преемника, а поручил заведывание дел епархии протопресвитеру Алексию Абакумову. В 1939 г. первоиерарх вообще запретил епархиальным архиереям посещение своих приходских храмов, а также всякие рукоположения священников. Правда митрополит Александр (Введенский) 296 игнорировал это распоряжение, считая его посягательством на архиерейские прерогативы, и продолжал рукополагать клириков. Это были так называемые священники-любители. Их рукополагали без назначения на приход, они работали в гражданских организациях, а когда надо было составить Введенскому «богослужебный антураж», сослужили ему. С 1939 г. митрополит Виталий и на пустовавшие кафедры, несмотря на неоднократные просьбы никого не назначал. По сути под давлением властей первоиерарх вел дело к ликвидации обновленческой церкви и она постепенно умирала. Прекратились все связи с Православным Востоком, к 1941 г. от Церкви осталась лишь горстка архиереев при 1–3 храмах в епархиях. Исключение составляли лишь Московская и Средне-Азиатская (имевшая по 6–7), а также Северо-Кавказская и Кубанская (включавшие по 10–11 храмов) епархии 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«А фашизм?» – «Да, победить фашизм – это большая задача и хватит на одно поколение. Поймите, крови у людей мало и ее надо жалеть!» Я закусил удила – природная вспыльчивость взяла верх над иерархической субординацией. «Антонин Грановский говорил бы не так!» – брякнул я вдруг запальчиво. «Антонин... так ведь он всю жизнь мучился с печенью, умер от рака желчного пузыря. Вы тоже будете в старости болеть печенью, предсказываю вам это, мой милый братец». Сейчас (март 1962 г.), в Пятигорске, глотая горячую противную воду, которая, якобы, должна помогать от болезни печени, – я часто вспоминаю разговор на Волге и сделанное мне предсказание... Религиозно-патриотическая деятельность во время войны была единственным, на что, как оказалось, был еще способен А.И.Введенский . Война снова выдвинула его в первые ряды: в эти дни все люди с популярными именами пошли в ход. В августе 1941 года митрополит Виталий – растерявшийся и совершенно беспомощный (его секретарь, проф. Зарин, умер незадолго до войны) – по чьему-то совету отказывается от власти и передает ее А.И.Введенскому . А.И.Введенский берется за дело с необыкновенной энергией (это, кажется, последняя вспышка энергии в его жизни). Свое вступление на вершину духовной власти он решил сделать импозантным, прежде всего, он ввел новый титул: «Святейший и блаженнейший Первоиерарх Московский и всех Православных Церквей в СССР». Эпитеты «Святейший» и «блаженнейший» были заимствованы Александром Ивановичем из титула Грузинского Патриарха Католикоса. Что касается титула «Первоиерарх», то Александр Иванович со свойственным ему юмором говорил следующее: «Не знаю, не знаю, это новый сан. Поэтому я и сам не знаю своих полномочий. Вероятно, они безграничны». Некоторые, правда, указывали на то, что этот сан был принят, мягко выражаясь, неканоническим путем – без санкции Собора Следует, однако, отметить, что все, имеющиеся в наличии, обновленческие епископы одобрили этот титул. Во время войны были следующие правящие обновленческие епископы: 1. Александр Иванович Введенский – Первоиерарх Московский и всех Православных Церквей в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он очень просил о назначении, но ему было отказано. С аналогичной просьбой обращался состоявший на покое архиепископ Александр (Щербаков), бывший Витебский, но безуспешно. «Но что осталось от сильных, гордых сих мужей, столь полных волею страстей 649 » Осталась горстка архиереев при одном-двух пустовавших храмах в каждой епархии. Многие митрополиты уже стали настоятелями церквей, а то и просто числились в составе причта. Жизнь шла мимо них, они плелись в хвосте истории как призрак, фантом или тень. Вот список последних «могикан» на начало 1938 года. Через год-два от него останется третья часть, а затем история скажет: «Не говори с тоской – их нет Но с ужасом – были» 650 . На 1938 год состав обновленческого епископата был следующим: 1 . Митрополит ВИТАЛИЙ (Введенский), Первоиерарх Православных Церквей в СССР. 2 . Митрополит АЛЕКСАНДР (Введенский), Апологет и Благовестник. 3 . Митрополит ИЕРОФЕЙ (Померанцев) Казанский и Свияжский. 4 . Митрополит ИОАНН (Миртов) Кировский. 5 . Митрополит MEЛXICEДEK (Николев) Архангельский. 6 . Митрополит СЕРГИЙ (Корнеев) Свердловский и Уральский. 7 . Митрополит ТИХОН (Попов) Московский и Тульский. 8 . Митрополит НИКОЛАЙ (Платонов) Ленинградский и всея Северо-Западной области. 9 . Митрополит ПЕТР (Блинов) Минский и Белорусский. 10 . Митрополит ПАВЕЛ (Раевский) Ярославский. 11 . Митрополит ВАСИЛИЙ (Кожин) Ставропольский и Северо-Кавказский. 12 . Митрополит СЕРГИЙ (Киреев) Калининский. 13 . Митрополит АЛЕКСАНДР (Шубин) Смоленский. 14 . Митрополит АЛЕКСАНДР (Введенский 2-й) Новосибирский. 15 . Митрополит ИОАНН (Звездкин) Ташкентский и СреднеАзиатский. 16 . Архиепископ АЛЕКСИЙ (Мигулин) Борисоглебский. 17 . Архиепископ АЛЕКСАНДР (Самонов) Вологодский. 18 . Архиепископ АЛЕКСАНДР (Турский) Красноярский и Енисейский. 19 . Архиепископ АЛЕКСАНДР (Четыркин) Сарапульский. 20 . Архиепископ АНДРЕЙ (Расторгуев) Калужский. 21 . Архиепископ ЕВГЕНИЙ (Аметистов) Карельский и Петрозаводский. 22 . Архиепископ ИОАНН (Никольский) Ульяновский. 23 . Архиепископ ИОАНН (Тюрин) Новороссийский, викарий Кубанский.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010