Он часто говорил о своих грехах, каялся в них публично... всегда был готов загладить каждый свой грех... Увы! Не всегда их можно было загладить... Он был широким человеком – интерес к искусству, к науке, к общественно-политическим вопросам был присущ ему органически – он не мог не думать об этих вопросах. Он был христианским социалистом: «Я могу понять – лишь религиозное обоснование социализма», – говорил он часто. Вернее, его социализм был религиозно-эстетическим социализмом. «Музыка и религия, религия и музыка – вот что в жизни главное – и надо, чтоб жизнь была наполнена этими двумя божественными стихиями», – часто говорил он. И отсюда, Анри Бергсон. Он был убежденным последователем французского философа – в Бергсоне его привлекала, как мне кажется, не столько сама философская система, сколько общая религиозная эстетическая окраска – свойственная произведениям великого философа. Я часто спорил с А.И. Введенским в это время. Мне, идущему от Гегеля, была неприятна та антирационалистическая струя, которой проникнуты произведения Бергсона. Однако Александр Иванович твердо стоял на позициях интуитивизма: по его глубочайшему убеждению, в основе жизни лежит не разум, а мощные жизненные стимулы, их стихийное течение и сплетение – это есть жизнь. Христианство и сам Христос есть воплощение мощных и прекрасных стимулов – реализация божественной стихии, которая действует в мире. Тогда, как дьявол есть субстанция, в которой воплощены все темные, уродливые стихии мира сего. Оба начала, однако, начала стихийные, иррациональные, в этом был непоколебимо уверен Александр Иванович . «Каково же место человеческого разума в этом мире? – спросил я однажды. «Это нечто временное, срединное, равновесие между стихиями», – услышал я в ответ – и он с чувством процитировал мне В. Соловьева: «И тяжкий сон житейского сознанья, Ты отряхнешь, тоскуя и любя». Мы часто разговаривали с ним о смысле жизни и философии, гуляя весной 1943 года по берегу Волги. Свежий ветер дул с реки – стояла чудесная русская весна... Между тем шла кровавая истребительная война. Жизнь ставила новые и новые вопросы – в церковной жизни назревали важные перемены. ”Обновленчество потерпело крах”, – сказал однажды с присущим ему чувством реализма митрополит Виталий.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

28 января 1943 года я отправил Александру Введенскому письмо, в котором, между прочим, писал: “Последние Ваши указы носят довольно резкий характер, и не скрою, – я несколько удивлён их формой, а также Вашей подписью, без указания сана, носимого Вами. Как лично я, так и все епископы наши Вас почитают и уважают яко старейшего и первенствующего Святителя и повинуются Вам. Но носимые Вами титулы “Святейший и Блаженнейший” есть титулы, условно присвоенные Вам. Во-первых, это титулы патриаршие, а во-вторых, история не знает, чтобы митрополит носил официально титул “Святейшего”. Судя по Вашему письму от 28 декабря 1941 года, Вы изволите именовать себя Первоиерархом, т. е. так же, как в октябре при отъезде из Москвы. Патриархом же Вы именовались по просьбе верующих в г. Ульяновске, судя по Вашему письму от 29 декабря 1941 г., в котором Вы предлагаете ни в коем случае не именовать Вас патриархом. Обычно мы все Вас поминаем и почитаем Первоиерархом по должности, митрополитом по сану. Я вспоминаю Ваш ответ на мой вопрос о Вашем звании 11 сентября 1942 г. в Ульяновске, Вы сказали: “Я митрополит”. По получении от Вас сообщения о принятии Вами патриаршего титула, Московское Епархиальное Управление, поздравляя Вас, просило прислать решение Поместного Собора о Вашем избрании и утверждении, а также санкции восточных патриархов. Чего, однако, не последовало. Чтобы ввести патриаршество, нужен Поместный Собор, Вас же никто не избирал патриархом. Да Вам это и несвойственно было. Вполне понимаю Вас, Владыка, если вспомнить неоднократные Ваши выступления против института патриаршества. Одно из них осмелюсь привести, сказанное Вами на пленуме Св. Синода 22 ноября 1927 г. Протокол 2: “Поминовение митрополита Вениамина – акт уважения к личности, а не переход к патриаршеству, так как патриаршество, как управление единоличное, соборность не осуществляющее, мы отвергли и отвергаем”. На принятие Вами сих высоких титулов также не было никакого канонического акта епископата, но лишь указ, подписанный Вами, о принятии функций Первоиерарха от 11 октября 1941г. называет Вас Святейшим и Блаженнейшим. Да и Первосвященнейший митрополит Виталий не правомочен был присваивать титулы, каковых сам не имел. А раз он уходил в бессрочный отпуск, – он уже ничего не мог присваивать. А поэтому лишь условно Вы носите вышеупомянутые титулы и только лишь в силу личного уважения к Вам епископата.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Виталий, архиепископ см. Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ Виталий, епископ Епифаньевский см. Виталий (Введенский), бывш. обн. митрополит, архиепископ Виталий, епископ Тульский см. Виталий (Введенский), б. обн. митрополит, архиепископ Виталий, митрополит см. Виталий (Введенский), б. обн. митрополит архиепископ Витте Сергей Юльевич, гос. деятель 172 Владимир (Александров), обн. епископ Аляскинский 704 Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. 147, 188, 199, 608, 670 Владимир (Давыдов), обн. архиепископ 421, 704–705 Владимир (Дерябин), обн. архиепископ 420, 705–706 Владимир (Досычев), обн. архиепископ 706 Владимир (Дубчук), обн. епископ 309, 484, 488, 706–707 Владимир (Злобин), обн. митрополит 532, 707–708 Владимир (Кириллов), обн. митрополит 418, 421, 441, 500, 503, 708–709 Владимир (Кован или Ковин). обн. архиепископ 526, 532, 709 Владимир (Кучинский), обн. епископ 709–710 Владимир (Пищулин), архимандрит см. Владимир (Пищулин), бывш. обн. епископ, свмч. Владимир (Пищулин), бывш. обн. епископ, свмч. 363, 415, 420, 454, 471, 477, 710–712 Владимир (Путята), обн. архиепископ 712–714 Владимир (Сычев), обн. епископ 714–715 Владимир, епископ Владикавказский 670 Владимир, митрополит Белорусский см. Владимир (Кириллов), обн. митрополит Владимир, митрополит Киевский см. Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. Владимир, митрополит Московский см. Владимир (Богоявленский) , митрополит, свмч. Вознесенский, преподаватель 454 Вознесенский, проф., 362 Волжин Александр Николаевич, обер-прокурор Св. Синода (30.09.1915–08.1916) 189 Волконский А. М., авт. соч. 97 Воскресенский В. К, обн. протоиерей, член ПЕУ 236, 237 Воскресенский Владимир, обн. петроградский протоиерей 209, 304 Воскресенский Николай, обн. протодиакон 306 Вселенский патриарх 450, 451, 488, 491 Вселенский патриарх см. Василий III. Вселенский патриарх Высокоостровский, осужденный по петроградскому процессу 251 Вышинский Андрей Януарьевич. зам. прокурора и прокурор СССР в 1933–1939 гг. 11, 207

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Н. Красотин выступил здесь с патетическим надгробным словом. Погребен Антонин Грановский у алтарных абсид Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (могила срыта). По позднейшему краткому сообщению архиепископа Сергия (Ларина) (бывшего в 1943 г. близким к обоим Введенским: Александру и Виталию), «возведение» А. И. Введенского «на всероссийский Патриарший Престол» происходило следующим образом. Торжественная «интронизация» обновленческого Главы Русской Церкви была осуществлена в 1941 г. в г. Ульяновске, на квартире А. И. Введенского . В ней участвовали трое лиц: сам А. И. Введенский, митрополит Виталий (Введенский) и «белый священноархимандрит» Андрей Введенский, сын А. И. «Чин» настолования состоял в том, что все трое, облаченные в священные одежды, в одной из комнат совершили некое малое «молебное пение» – главным образом о здравии и долгоденствии интронизуемого – во время которого Виталий (Введенский), взяв за руку, обводил трижды вокруг стола А. И. Введенского, после чего состоялся самый торжественный момент «посаждения» нового Патриарха на престол Московских и всея России святителей. Для сего на столе был развернут антиминс, и Виталий (Введенский) трижды посаждал на него своего (!) однофамильца с произнесением известной формулы посаждения. По окончании этого кощунственного действия А. И. Введенский, как Патриарх Московский и всея России, немедленно отправил в московский обновленческий центр известительное послание о своем состоявшемся вступлении на Патриарший Престол, и указ о новом титуловании и форме поминовения Главы Обновленческой Церкви в связи с происшедшим восстановлением Патриаршего строя. В ответ, вместо ожидавшихся восторженных приветствий, из Москвы прибыла «довольно кислая и недоуменная» бумага, требовавшая разъяснений на целый ряд самых каверзных «канонических» вопросов: кто и когда отменил определение «Собора» 19–23 г. об отмене Патриаршего строя в Русской Церкви? где и когда происходил Собор, избравший А. И. Введенского на «патриарший Престол?», почему московские архиереи-обновленцы не были ни извещены, ни приглашены на этот «Собор?» и т. д. Пока в обновленческих верхах происходила вся эта «каноническая» переписка между Москвой и Ульяновском, А. И. Введенский уже «отменил» свое «патриаршество» и оставил за собою лишь титул: «Святейший и Блаженнейший Первоиерарх Московский и Православных Церквей в СССР», причем с каучуковой печати было удалено (вырезано) слово «Патриарх» (оттиски ее с этим пробелом сохранились на многих документах).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переломным моментом в жизни обновленческого руководства явилась эвакуация высшего духовенства из Москвы. В октябре 1941 года, в дни самых горячих и упорных боев в Подмосковье, в которых решалась судьба столицы, в квартире А.И.Введенского , в Сокольниках, раздался телефонный звонок. Приятный мужской голос с некоторой картавостью вежливо попросил А.И.Введенского , чтобы он прибыл в Московский Совет, в отдел эвакуации. Там, в отделе эвакуации, одетый в форму МГБ генерал, с совершенно очаровательной любезностью сообщил, что А.И.Введенский со своей семьей и митрополит Виталий сегодня вечером эвакуируются в Оренбург. «Там, в глубоком тылу, вам будет удобнее управлять Церковью, – вежливо заключил он разговор. Каг огорошенный, вышел А.И.Введенский -вышел j. люва вернулся, стал указывать на полную невозможность оставить Москву без епископа – то, что он не может с семьей собраться так быстро, что это совершенно невероятная вещь – эвакуировать высшее духовенство из центра в тот момент, когда по всей стране развертывается грандиозная религиозно-патриотическая кампания. На все эти возражения генерал отвечал одним словом, «военная необходимость». Что же касается отсутствия епископов, он сказал: «Рукоположите, кандидат, тем более, у вас есть, ну, хотя бы, этот молодой священник у вас в Сокольниках». Речь шла о С.И.Ларине. День эвакуации из Москвы был, вероятно, самым хлопотным днем в жизни Александра Ивановича: Предстояло в один день собраться в дальний путь вместе с большой семьей, собрать вещи... и рукоположить епископа Это рукоположение состоялось в тот же день в Воскресенском соборе (в Сокольниках) самым необычным образом. Ввиду полной невозможности совершить литургию, наречение и хиротония должны были состояться в 4 часа дня. Чин наречения и хиротонии должны были совершить А.И.Введенский и митрополит Виталий Виталий, однако, опоздал к началу. А.И.Введенский начал чин наречения один. Он рассеянно слушал цветистую речь рукополагаемого, когда с трамвайной остановки прибежал запыхавшийся Виталий и занял свое место рядом с А.И.Введенским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во главе обновленческой церкви стоял тогда митрополит Виталий – Первоиерарх. Я хорошо знал владыку. Он был исправным, истовым – как обычно говорят, “благоговейным” – священником. Он был, безусловно, искренне верующим человеком – и человеком добропорядочным (в обывательском смысле этого слова). Однако всякий раз, когда я с ним говорил, когда слушал его изложение догматов веры (мы часто говорили с ним о богословии), – у меня всегда мелькала в голове невольная ассоциация – “бухгалтер”. Человек аккуратный, скрупулезно пунктуальный в служебных делах, почтительный по отношению к начальству, митрополит Виталий действительно чем-то смахивал на провинциального бухгалтера средней руки. “Так и остался белевским протоиереем”, – говаривал часто про него Александр Иванович . По своему кругозору и образованию владыка за всю жизнь так и не ушел дальше Белева: главным источником его познаний были “Епархиальные ведомости” Тульской епархии. На них он обычно ссылался как на высший авторитет, всякий раз когда речь заходила о философских и социальных проблемах... Трудно было себе представить больших антиподов, чем митрополит Виталий и его знаменитый собрат и однофамилец (мирское имя митрополита Виталия – Владимир Васильевич Введенский). В свое время владыка Виталий стал председателем Синода милостью А. И. Введенского . Об этом избрании Александр Иванович , со свойственным ему юмором, рассказывал так: “Умер митрополит Вениамин, и мы не знаем, кого избрать вместо него. И вот, вспоминаю – в Туле есть архиерей, монах, борода длинная-длинная, седая, картинная... Подумали и решили – быть ему предом в Синоде... ” Став в 1937 году господином положения, владыка Виталий сразу стал прибирать к рукам А. И. Введенского . “В это время достаточно мне было что-нибудь предложить – можно было сказать с уверенностью – сделают наоборот”. Таким образом, в период с 1937-го по 1941 год А. И. Введенский растерял все то, что было смыслом его жизни – ораторская и апологетическая деятельность стали невозможными, о реформационной деятельности не могло больше быть и речи. Административная деятельность (жалкая и урезанная) стала невозможной. Сильный человек, возможно, вырос бы духовно, пошел бы на подвиг, поднял бы над головой огненный факел страдания и любви...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

паровое отопление в Москве во многих домах еще не действовало). Поднявшись навстречу Первоиерарху, митрополит Виталий сказал: «Владыко, я перешел к патриарху». – «Вы каялись?» – спросил А. И. Введенский. «Да, надо мной прочли молитву», – ответил Виталий. Через несколько минут закончилась последняя встреча двух обновленческих Первоиерархов» 91 . Обновленческий митрополит Виталий принёс покаяние 3 марта 1944 г. и был принят в сане епископа, вскоре получив самостоятельную кафедру. Вообще же судьба большинства обновленческих иерархов, присоединившихся к Патриархии, впоследствии сложилась довольно гладко. Женатый обновленческий митрополит Северокавказский и Ставропольский Василий (Кожин) (род. в 1880 г.), имевший две панагии, тот самый, которого А. И. Введенский желал видеть своим преемником 92 и епархия которого, действительно, была оплотом обновленчества до последнего времени, принёс покаяние одним из последних – весной 1945 г. и был принят в сане протоиерея. В том же году он был пострижен в монашество с именем Гермогена и 18 апреля 1946 г. был хиротонисан во епископа Казанского и Чистопольского с назначением временно ректором Московской духовной академии и семинарии. К Пасхе 1948 г. – возведён в сан архиепископа. В 1949 г. возвращён на Кубань, где в своё время долгие годы был обновленческим иерархом и активно боролся с «тихоновщиной». Впоследствии (безусловно, не без санкции соответствующих советских и партийных органов) активно включился в международную деятельность Патриархии. В 1950 г. в составе делегации ездил в Палестину, затем – сопровождал высокопоставленные иностранные делегации, а после кончины Экзарха Московской Патриархии в США митрополита Макария отбыл в Америку. 8 февраля 1954 г. награждён правом ношения креста на клобуке, 19 мая 1954 г. возведён в сан митрополита и назначен Алеутским и Североамериканским. Скончался 3 августа 1954 г. 93 Обновленческий митрополит Виталий (Введенский) (род. в 1870 г.), в своё время позорно подписавший акт о снятии сана и лишении монашества патриарха Тихона-исповедника, уже в 1944 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Затем начались церковные будни. Отныне московский быт обновленческого руководства мало чем отличался от ульяновского. Также имелся только один храм. Митрополит Виталий, фактически превратившийся в заштатного священника, так же исполнял обязанности псаломщика и тщательно делил кружку. Наконец, так же, как в Ульяновске, причт состоял, главным образом, из сыновей А.И. Введенского : трое из шести. Через две недели, перед Великим Постом, произошло, однако, новое завершающее и окончательное событие: неожиданно исчез митрополит Виталий, – вдруг перестал ходить в церковь (обычно он аккуратно посещал богослужения утром и вечером). После нескольких дней отсутствия Александр Иванович в сопровождении сына отправился его навещать. Войдя в комнату, они увидели митрополита, сидящего в шубе (в 1944 году паровое отопление в Москве во многих домах еще не действовало). Поднявшись навстречу Первоиерарху, митрополит Виталий сказал: «Владыко, я перешел к Патриарху». «Вы каялись?» – спросил А.И. Введенский . «Да, надо мною прочли молитву», – ответил Виталий. Через несколько минут закончилась последняя встреча двух обновленческих первоиерархов. Уход митрополита Виталия (теперь он получил от патриарха Сергия титул Архиепископа Тульского и Белевского, а в последствии, – Архиепископа Димитровского) был последним завершающим ударом по обновленчеству. Совершилось как раз то, чего всю жизнь боялся А.И. Введенский , – он остался один. Между тем пока А.И. Введенский переживал очень тяжело и мучительно крах своего дела, на периферии завершался процесс ликвидации обновленчества: из обновленческих архиереев лишь двое – архиепископ Виталий и епископ Корнилий (впоследствии, митрополит) были приняты в сущем сане. Несколько женатых и рукоположенных архиереев были приняты до раскола, как протоиереи: Василий Кожин, Петр Турбин (бывший Тульский и Белевский), Андрей Расторгуев, Владимир Иванов, Анатолий Синицын. Трое – С.И. Ларин, С.В. Румянцев и Димитрий Лобанов, получившие все священные степени в обновленчестве, были приняты мирянами (Сергий Ларин монахом) и должны были начать с пострижения в псаломщики и иподиаконы. Правда, через некоторое время все опять встало на свои места. Женатые архиереи преобразились в протоиереев, а неженатые снова получили епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dela-i-d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИТАЛИЙ Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) Виталий (Введенский), архиеп. Дмитровский. Фотография. 1946 г. (Архив ц. Воскресения Христова в Сокольниках) (Введенский Владимир Федорович; 8.07.1870, с. Песковатое Белёвского у. Тульской губ.- 25.03.1950, Москва), архиеп. Дмитровский. Из семьи диакона. В 1880-1890 гг. обучался в Тульском ДУ, затем в Тульской ДС, к-рую окончил по 1-му разряду. В 1890-1891 гг. работал сельским учителем, затем был рукоположен во диакона, 8 сент. 1891 г.- во иерея к храму белёвского Крестовоздвиженского жен. мон-ря Тульской епархии. В 1897 г. назначен делопроизводителем, затем председателем правления эмеритальной кассы духовенства Тульской епархии. С 1 февр. 1900 по 1 авг. 1902 г. являлся инспектором белёвского епарх. жен. уч-ща. С авг. 1903 г. преподавал Закон Божий в белёвском реальном уч-ще, с 1905 г. также в белёвской жен. гимназии. В 1907 г. назначен председателем совета белёвского епархиального жен. уч-ща. В 1917 г. свящ. Владимир был избран делегатом от духовенства Тульской епархии на Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. 27 мая 1918 г. вошел в состав Тульского епархиального совета, в том же году стал его председателем. 15 сент. 1919 г. принял монашество, был возведен в сан архимандрита, служил в белёвском в честь Преображения Господня муж. мон-ре . 15 авг. 1920 г. В. был хиротонисан во епископа Епифанского, викария Тульской епархии. В нач. июня 1922 г. стал председателем епархиального совета, созданного управляющим Тульской епархией Белёвским еп. сщмч. Игнатием (Садковским) . 18 июня 1922 г. в Тулу прибыл член обновленческого ВЦУ Владимир Красницкий , к-рый, вынудив еп. Игнатия отказаться от управления епархией, убедил В. присоединиться к обновленчеству и занять пост председателя обновленческого епархиального управления с титулом «епископ Тульский и Епифанский».

http://pravenc.ru/text/158832.html

Митрополит Виталий горько жаловался мне на свою судьбу и на обиды, причиняемые ему Введенским. Тот его постоянно упрекал, что митрополит Виталий состоит на его иждивении, постоянно у него обедает и ничего за это не платит, кроме пятисот рублей квартирных. Митрополит Виталий должен был ежедневно служить в церкви как рядовой священник, за это Введенский ничего ему не платил, предпочитая кормить его обедом, хотя и упрекал его в этом. Чтобы покончить с таким унизительным положением, митрополит Виталий просил назначить его на какую угодно кафедру, но тот упорно отказывал ему в этом. В первых числах ноября мес. 1942 г. я был приглашён епископом Ярославским и Костромским Димитрием Лобановым посетить г. Рыбинск, там была его постоянная резиденция. Там я встретил Преосвященного Корнилия. Не имея возможности осуществлять свои архипастырские обязанности в Воронеже, он поселился в селе Колегаеве под Рыбинском, где и служил как приходской священник. Мы втроём служили всенощную под 8 ноября, св. великомуч. Димитрия Солунского, причём митрополит Корнилий был в черном клобуке без креста, объясняя это обычаем Вселенской Церкви. Литургию служили также втроём. Я проповедывал. На обратном пути я по просьбе епископа Д. Лобанова служил в Феодоровской церкви г. Ярославля. Там местное духовенство бунтовало против него. Инициатором был настоятель церкви прот. Алексий Соболев. Вскоре Введенский удовлетворил их домогательства, оставив епископа Димитрия Лобанова только в Рыбинске, выделив Рыбинск в особую епархию. Чего не могли сделать обновленцы, если хотели? Ярославским и Костромским назначил митрополита Корнилия. В конце января 1943 года Москву посетил, по моему приглашению, митрополит Ярославский и Костромской Корнилий (Попов). Тогда же в воскресный день мы втроём служили литургию в Сокольническом храме. Он возглавлял, ему сослужили архиепископ Михаил (Постников) и я. В других храмах мы с ним служили вдвоем. В церкви Калитниковского кладбища, при соборном нашем служении, владыка Корнилий проповедывал о единстве в Церкви и стремлении к нему. Дома мы с ним вели переговоры об обновленчестве. Он был согласен со мною и архиепископом Михаилом в том, что так продолжаться не может в дальнейшем, так как, имея такого Первоиерарха, обновленчество должно переродиться в обособленную раскольничью организацию, всё дальше уходящую от православия.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010