В том же году в ходе эвакуации всего населения немецкими властями о. Кирилл вместе со своей общиной, со всей церковной утварью был увезен в Латвию, в г. Бауск. Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о. Кирилл служит только в Церкви. 20 сентября 1943 года Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо–Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда. Но постоянного служения о. Кирилла в Пустыньке пока не получилось: из-за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о. Сергия Виноградова, служит в женском монастыре г. Илуксте, Двинского уезда, а осенью 1949 года помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с. Голышево в Латгалии; затем совмещает служение в Дубултском Свято–Владимирском и в Кемерском Петропавловском храмах. На Пасху 30 марта 1953 года по благословению архиепископа Филарета о. Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года — 23 октября — его назначили на постоянное служение в Спасо–Преображенскую пустынь. С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр для жителей не только Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря. Рижская пустынька Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех концов страны — от Владивостока до СанктПетербурга. Существует предание, что на месте Пустыньки жил когда-то старик–лесник, латыш. Трижды ему было видение православного креста. «Что-то здесь должно быть, — говорил он собратьям, — наверное, русская церковь». Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861–1926) и Наталья Борисовна (1868–1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 году женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято–Троицкий женский монастырь — оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 года монастырь получил высочайший дар от Государя: 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы  , близ реки Аа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Свято-Покровский храм (Жиздра) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Покровский храм был выстроен в 1992-1998 годах на месте уничтоженной церкви XIX века (построенной в честь спасения жизни императора Александра II) и освящен Архиепископом (ныне - Митрополитом) Калужским и Боровским Климентом 4 июля 1998 года. Содержание История [ править править код ] Свято-Покровский храм г. Жиздры был построен в честь спасения жизни императора Александра II. Строительство производилось на средства городского общества и жертвователей. Освящение храма состоялось в 1877 году. Главный престол был освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, кроме него храм имел несколько приделов: св. Марии Египетской, свв. Космы и Дамиана, свв. Петра и Павла и св. Тихона Задонского. Проект был выполнен в стиле эклектики. Первым настоятелем Свято-Покровского храма был священник Дмитрий Никольский (до 1892г.). После него служил священник Пётр Виноградов. В годы большевистского лихолетья все храмы города, в т.ч. и Покровская церковь, были закрыты, последний настоятель Свято-Покровского храма протоиерей Николай Зелепугин (1870-1937), пользовавшийся неизменной любовью и уважением прихожан, в 1937 году был репрессирован. До 1917 г. в городе Жиздре, центре большого уезда Калужской губернии, существовал Александро-Невский собор, 3 приходских храма, деревянная церковь в честь преп. Сергия Радонежского, где служили только на престольный праздник, а также домовые храмы в городской тюрьме и Михайловском городском училище. Перед войной жителями было замечено необычное явление – колокольня храма, колокола с которой были давно сняты, стала издавать мелодичный звон. Люди во множестве собирались его слушать. Причиной этого явления были якобы вибрации, вызванные установленной неподалеку дизельной электростанцией, попадавшие в резонанс со зданием. Население считало это предзнаменованием грядущих бедствий, что получило свое подтверждение в годы Великой Отечественной войны. В годы оккупации храм был открыт (1941-43 гг.). В нем служил протоиерей Гавриил Фатеев (1882-1949). Он оказывал большую помощь советским военнопленным. При отступлении немцев в 1943 году храм ими был взорван. К 80-м годам все места, где ранее в Жиздре располагались храмы, были застроены, оставался только участок, где была Покровская церковь. Верующие говорили, что место сохранила сама Матерь Божия. В 1988г. благодаря стараниям инициативной группы (А.И. Абрамова, О.И. Кандидатова, С.С. Захарова), была зарегистрирована община.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

В том же году в ходе эвакуации всего населения немецкими властями о. Кирилл вместе со своей общиной, со всей церковной утварью был увезен в Латвию, в г. Бауск. Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о. Кирилл служит только в Церкви. 20 сентября 1943 года Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо-Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда. Но постоянного служения о. Кирилла в Пустыньке пока не получилось: из?за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о. Сергия Виноградова, служит в женском монастыре г. Илуксте, Двинского уезда, а осенью 1949 года помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с. Голышево в Латгалии; затем совмещает служение в Дубултском Свято-Владимирском и в Кемерском Петропавловском храмах. На Пасху 30 марта 1953 года по благословению архиепископа Филарета о. Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года – 23 октября – его назначили на постоянное служение в Спасо-Преображенскую пустынь. С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр для жителей не только Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря. Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех концов страны – от Владивостока до СанктПетербурга. Существует предание, что на месте Пустыньки жил когда?то старик-лесник, латыш. Трижды ему было видение православного креста. «Что?то здесь должно быть, – говорил он собратьям, – наверное, русская церковь ». Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861–1926) и Наталья Борисовна (1868–1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 году женскую общину, переименованную в 1902 году в Свято-Троицкий женский монастырь – оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 года монастырь получил высочайший дар от Государя: 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы 2 , близ реки Аа.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Храм закрыли в 1930 году. Бывшие прихожане, «новообращенные коммунисты», предав веру отцов, бросились до основания уничтожать «пережитки прошлого». Были сброшены крест с купола храма, колокола, разграблена церковная утварь. В дальнейшем помещение храма использовалось в различных хозяйственных нуждах: до войны в нем располагалась артель инвалидов «Дружба», в 1949 году оно перешло в собственность картонной фабрики, а затем помещение было перестроено в столовую детского пионерского лагеря. Восстановление храма в честь Смоленской иконы Божией Матери началось в 1999 г., когда он был передан верующим, а в мае 2000 г. начались работы по подготовке к первому Богослужению. 7 июля 2000 г., после семидесятилетнего опустошения, в храме состоялась первая Божественная литургия, которую совершили благочинный Домодедовского округа прот. Александр Васильев в сослужении иерея Александра Пахомова и назначенного настоятелем иерея Анатолия Правосудова. Знаменательно, что в этот день был пожертвован старинный напрестольный крест, найденный лет 20 назад на дне пруда, расположенного недалеко от храма. С этого дня в храме стали регулярно совершаться богослужения, постепенно налаживалась церковно-приходская жизнь. Современное состояние [ править править код ] 7 июля 2000 г., после семидесятилетнего опустошения, в храме состоялась первая Божественная литургия, которую совершили благочинный Домодедовского округа прот. С этого дня в храме стали регулярно совершаться богослужения, постепенно налаживалась церковно-приходская жизнь. В настоящее время в храме ведется духовно-просветительская работа, работает Воскресная школа, оказывается социальная помощь, священники духовно окормляют военную часть. Деятельность прихода [ править править код ] Святые [ править править код ] Николай Павлович Виноградов родился 4 ноября 1873 г. в городе Клин Московской губернии. Он происходил из духовного сословия. В 1896 г. окончил Московскую духовную семинарию, преподавал в Прохоровской церковно-приходской школе Подольского уезда, в 1898 г. был определен во священники храма села Данилова Подольского уезда.

http://azbyka.ru/palomnik/Иоанно-Предтеч...

Здесь, в Латвии, до конца своей жизни о. Кирилл служит только в Церкви. 20 сентября 1943 г. Рижским епископом Иоанном (Гарклавсом) он был назначен в Спасо-Преображенскую пустынь Валгундской волости Митавского уезда. Но постоянного служения о. Кирилла в пустыньке пока не получилось: из-за нехватки священников его часто отзывали служить в разные места Латвии. Он временно, до приезда о. Сергия Виноградова, служит в женском монастыре г. Илуксте, Двинского уезда, а осенью 1949 г. помогает ослепшему настоятелю Троицкого храма в с. Голышево в Латгалии, затем совмещает служение в Дубултском Свято-Владимирском и в Кемерском Петро-Павловском храмах. На Пасху 30 марта 1953 г. по благословению архиепископа Филарета о. Кирилл был возведен в сан игумена и осенью этого же года – 23 октября – его назначили на постоянное служение в Спасо-Преображенскую пустынь. С этого времени началось ее возрождение, духовное и материальное, превращение ее в духовный центр не только для жителей Латвии, но и всей страны. Все это совершилось благодаря духоносному служению в ней старца Кирилла, великого молитвенника и доброго пастыря. Пустынька была мало кому известна за пределами Латвии. В нее, бедную, разоренную войной, приезжали редкие паломники, в основном из Латвии. Но прошло немного времени, и народ потянулся в нее со всех концов страны – от Владивостока до Санкт-Петербурга. Существует предание, что на месте пустыньки жил когда-то старик-лесник, латыш. Ему было трижды видение православного креста. «Что-то здесь должно быть, – говорил он собратьям. – Наверное, русская церковь ». Сестры Мансуровы, Екатерина Борисовна (1861–1926) и Наталья Борисовна (1868–1935), подвижницы, исполненные миссионерского духа, основали в Риге в 1892 г. женскую общину, переименованную в 1902 г. в Свято-Троицкий женский монастырь – оплот Православия в Прибалтийской окраине. Они попросили землю для нужд монастыря, и в июле 1894 г. монастырь получил высочайший дар от Государя 173 десятины земли с лесными угодьями недалеко от Митавы, близ реки Аа.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Mamonto...

Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе)//Архив Кекел.; Ф. Католикоса-Патриарха Каллистрата (Цинцадзе)//Архив Кекел.; Ф. свящ. Василия Карбелашвили//Архив Кекел.; Ф. 256. Ед. хр. 876//Архив Лит. музея им. Г. Леонидзе. Лит.: Егоров В. , свящ. К истории провозглашения грузинами автокефалии своей Церкви в 1917 г. М., 1917; Николай (Ярушевич), митр. На Всемирном Конгрессе сторонников мира//ЖМП. 1949. 5. С. 17-24; Радость единения/ А. В.//Там же. 12. С. 20; Гавриил, еп. Алавердский. Речь на 2-й Всесоюз. Конф. сторонников мира//Там же. 1950. 11. С. 15-16; ГПЦ присоединяется к коммюнике иерархов РПЦ//Там же. 5. С. 28; Праздник церк. общения: К пребыванию в Москве предстоятелей Антиохийской, Грузинской, Румынской и Болгарской правосл. Церквей//Там же. 1951. 8. С. 8-22; Макаренко И. Груз. Церковь в период с 1917 по 1937 гг. в связи с вопросом ее автокефалии: Курс. соч./МДА. [Загорск], 1959. Ркп.; Емчинов К. , прот. Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II: [Биогр.]//Там же. 1960. 4. С. 65-67; Капанадзе X. К 70-летию Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II//Там же. 1967. 1. С. 52-54; Его Святейшество, Католикос-Патриарх всей Грузии Ефрем II в Москве//Там же. 1970. 8. С. 51; Приветствия гостей Собора Патриарху//Там же. 1971. 12. С. 15-17; Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Давид V//Там же. 1972. 8. С. 52-53; Пономаренко В. Визит Святейшего Патриарха Пимена Предстоятелям Грузинской и Армянской Церквей//Там же. 1973. 2. С. 20-24; На Всемирном Конгрессе миролюбивых сил в Москве//Там же. 1973. 12. С. 35; Уржумцев П. В. На епископской хиротонии в тбилисском Сионе//Там же. 1976. 9. С. 50-57; Шенгелиа А. , прот. Пребывание в Грузии делегации К-польского Патриархата//Там же. 8. С. 44-45; Никитин В. Календарь Грузинской Церкви на 1977 г.//Там же. 1977. 9. С. 49-53; он же. Джвари вазиса (Крест виноградной лозы) - новое изд. ГПЦ//Там же. 1979. 6. С. 53-56; Миротворческий вклад религ. орг-ций в СССР. М., 1977; Андроник (Трубачев), иером. Празднование юбилейных дат автокефалии ГПЦ и 200-летия Георгиевского трактата о переходе Грузии под покровительство России]//ЖМП. 1983. 10. С. 41-43; Скурат К. Е. Груз. Правосл. Церковь// Он же. ИППЦ. Т. 1. С. 31-94; Рюмин А. Православная Грузия отвергает экуменизм//Завтра. 1997. 28(189); Вардосанидзе С. Груз. Правосл. Автокефальная Церковь, 1917-1952. Тбилиси, 2001 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/638558.html

В 1812 г. недалеко от Измаила был основан Никольский муж. мон-рь, в к-ром жили 36 насельников. Иноки построили деревянную церковь, 6 келий, 15 землянок и ветряную мельницу. Мон-рь владел 240 дес. земли, имел ок. 900 голов крупного рогатого скота, более 200 лошадей, сад и виноградник. Никольский мон-рь был посредником между российскими и заграничными старообрядцами, из-за чего и был ликвидирован властями. В нач. XIX в. муж. мон-рь находился около Силистры, в селении Кючук-Гьоль, во время военных действий 1828 г. он был разрушен тур. войсками. В Измаиле при Никольском старообрядческом храме существовал жен. скит. В 1844 г. здесь проживали 27 инокинь, в 1896 г.- 12. В 1868 г. в Измаиле стараниями измаильского 2-й гильдии купца Н. Беляева был возрожден муж. скит, в 1873 г. в нем жили 20 иноков. В 1863 г. между озерами Кугурлуй и Ялпуг, недалеко от Нов. Некрасовки, был основан Кугурлуйский Архангело-Михайловский муж. мон-рь. В 1865 г. этот мон-рь признали румын. власти. На территории обители действовали 2 храма - во имя арх. Михаила и в честь иконы Божией Матери «Знамение». Кугурлуйский мон-рь был пунктом переправки старообрядцев за границу. Зимой приезжие должны были работать в мон-ре, летом уходили на заработки. В зимнее время численность насельников обители составляла до 60 чел., летом - 5-6 чел. В 1893 г. в обители проживали 40 чел., в 1901 г.- 29, в 1946 г.- 5 чел. В 30-х гг. ХХ в. в Кугурлуйском мон-ре находилась резиденция Измаильского еп. Феогена, после смерти к-рого обитель пришла в упадок. В 1940 г. земля и инвентарь мон-ря были отобраны советской властью, во время румын. оккупации имущество вернули. В 1946 г. уполномоченный по делам религ. культов при СНК УССР по Измаильской обл. не утвердил решение совместного собора старообрядческих Петропавловского (недалеко от Вилкова) и Архангело-Михайловского мон-рей об объединении, поскольку считал, что это приведет к усилению позиций старообрядчества в крае. В 1949 г. Архангело-Михайловский мон-рь закрыли, имущество мон-ря передали в сельскую церковь.

http://pravenc.ru/text/2564036.html

К. прославляется в лике святых как преподобный, и его память отмечается в Типиконе Великой церкви IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 276) 28 апр.; в др. синаксарях, приводимых в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), память К. находится также под 27, 28, 30 апр., 23, 28 мая (SynCP. Col. 632, 633, 641, 713). Хотя в совр. богослужебных книгах служба К. отсутствует, она сохранилась в савваитских рукописях XI-XII вв. и была опубликована С. Петридесом ( P é trid è s. 1903. P. 575-581); богослужебное последование К. включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Καννα πστεως (    ), анонимный канон с акростихом Κλμεντα μλπω τν μελουργν μφρνως (Климента воспеваю песнотворца разумно) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισωμεν τ κυρ (    ), нач.: Κλμ σε τς μπλου τς ζωαρχικς (Ветвь тебя винограда живоначального), цикл стихир-подобнов. Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 787-788; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 126. Лит.: Rocchi A. Codices Cryptenses. Tusculani, 1883; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 258-259; P é trid è s S. Office inédit de saint Clément, hymnographe//BZ. 1903. Bd. 12. N 3/4. S. 571-581; Карабинов И. А. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. С. 138-147; Salaville S. Clement (saint)//DACL. 1914. Vol. 3. Pt. 2. Col. 1870-1873; É mereau C. Hymnographi Byzantini//EO. 1923. Vol. 22. N 129. P. 17-18; Τρμπελας Π. Ν. Εκλογ Ελληνικς Ορθοδξου Υμνογραφας. Αθναι, 1949. Σ. 231-234; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 518; Follieri. Initia hymnorum. Vol. 5. Pt. 1. P. 286-287; Sz ö verffy. Hymnography. Vol. 2. P. 36 [Библиогр.]; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 253; Arco Magri M. Clemente Innografo e gli inediti canoni cerimoniali. R., 1979; Theodoridis Chr. Der Hymnograph Klemens terminus post quem für Choiroboscos//BZ. 1980. Bd. 73. N 2. S. 341-345; Каждан А. П. История визант. лит-ры. СПб., 2002. С. 337-348. Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ВАРФОЛОМЕЙ (мирское имя - Иоанн; ок. 981 г. - ок. 1050), игум. мон-ря Гроттаферрата (Криптоферратского), прп. (пам. греч. 11 нояб.)

http://pravenc.ru/text/1841333.html

Полежаев, Стихотв. – Полежаев А. И. Стихотворения и поэмы. – Л., 1957. Полн. собр. законов –. Полное собрание законов Российской империи, с 1649 г. по 1825 г. Собрание первое. Т. 1–45. – СПб., 1830. Полн. собр. русск. летописей – Полное собрание русских летописей. Т. 1–25. – СПб., 1841–1949. То же. –Т. 1–15. – 2-е изд.–Л., 1908–1929. [Т. 2: Ипатьевская летопись. – СПб., 1908]. Полонский – Полонский Я. П. Полн. собр. соч. Т. 1–10. – СПб., 1885–1886. С. Полоцкий – Помяловский – Помяловский Н. Г. Полн. собр. соч. Т. 1–2. – СПб., 1868. Помяловский Н. Г. Полн. собр. соч. Т. 1–2. – СПб., 1912. Помяловский Н. Г. Полн. собр. соч. Т. 1–2. – М.; Л, 1935. Помяловский Н. Г. Соч. Т. 1–2. – М.; Л., 1965. Попов – Попов М. Досуги, или собр. соч. и переводов. Ч. 1–2. – СПб., 1772. Порошин – Порошин С. Записки, служащие к истории его имп. высочества вел. князя Павла Петровича. – 2-е изд. – СПб., 1881. Походн. журнал – Походный журнал [в отдельные годы выходил под названиями: Камер-фурьерский церемониальный журнал, Походные и путевые журналы имп. Петра I, Юрнал и др.]. – СПб., 1853–1916. Походный журнал [Петра Великого] за 1695–1724 гг. – 2-е изд. – СПб., 1910–1913. Правосл. палестинск. сб. – Православный палестинский сборник. – Вып. 52. – Издание Православного палестинского общества. – Т. 18. Повесть о святых местах св. града Иерусалима. 1651 г. – СПб., 1900. К. Прутков – Козьма Прутков. Сочинения. – М., 1976. Прыжов – Прыжов И. Г. Очерки, статьи, письма. – М.; Л., 1934. Пуфендорф – Пуфендорф С. О должности человека и гражданина/Перевод И. Кречетовского. – СПб., 1726. Пушкин – Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. Т. 1–17. – Л., 1937–1959. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. в одном томе. – М., 1949. Пушкин, Переписка – Пушкин А. С. Переписка/Под ред. В. И. Саитова. Т. 1–3. – СПб., 1906–1911. Пушкин, Письма к жене – Пушкин А. С. Письма к жене. – Л., 1986. Пушкин в воспоминаниях – Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников/Ред. С. Я . Гессена. – Л., 1936. Пущин – Пущин И. И. Записка о Пушкине. Письма. – М., 1956.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

В.В. Виноградов Чаяние Чаяние. [По поводу связи образной системы, лексики и фразеологии «Разных отрывков (Из записок одного молодого Россиянина)» Карамзина с языком масонской литературы, с одной стороны, и с уже определившимися к 90-м годам стилями русского сентиментализма, с другой, В.  В. Виноградов пишет:] Из [...] слов, употребительных в масонской литературе и имевших в ту эпоху своеобразное смысловое наполнение, следует отметить в «Разных отрывках» слово чаяние: «Все, что о будущей жизни сказали наши философы, есть чаяние». Ср. в «Письмах русского путешественника» – о Виланде: «С любезною искренностью открывал мне Виланд мысли свои о некоторых важнейших для человечества предметах. Он ничего не отвергает, но только полагает различие между чаянием и уверением» (Карамзин, 1820, 2, с. 182). Ср. у Радищева в трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии»: «Многие ее (будущую жизнь) чают быть; иные следуют в том единственно исступлению; другие – и сии суть многочисленны, уверению своему имеют основанием единое предубеждение и наследованное мнение; многие же мнение свое и уверение основывают на доводах» (Радищев. Избр. соч. М., 1949, с. 439). (Виноградов. Проблема авторства, с. 304). Читать далее Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ./В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет " Рус. яз. " . Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010