Я долго не решался писать это письмо. «Неприлично, – думалось мне, – писать к незнакомому человеку, беспокоить его просьбой…» Но ужели везде связывать себя приличиями, даже и там, где идет речь о пользе душевной? Уверен, что вы, как человек духовный, понимаете все неприличие христианину таких приличий и простите мне то, что мир называет неприличием… Еще два слова. Такое же желание имеет и друг мой, еще не видевший Нового Иерусалима, товарищ по классу, поболее преданный науке, чем я, и не такой тщеславный, а напротив скромный и смиренный Николай Дмитриевич Молчанов. Его душа теперь колеблется: брат зовет его в университет, рисуя выгоды житейские; сердце влечет в духовное звание. Укрепи его Господь в последнем намерении сердца! Буду с нетерпением ждать Вашего ответа и, если можно, если не затруднит вас, – совета. Искренно уважающий вас недостойный Николай  НИОР РГБ, ф. 765, к. 5, е.х. 60, лл. 16, 15. Леонид (в миру Кавелин Л.А., 1822–1891), архимандрит, духовный писатель. Учился в Московском кадетском корпусе, служил в Волынском гвардейском полку. С 1852 г. – послушник в Оптиной пустыни, в 1857 г. пострижен в монашество, с 1863 г. – архимандрит. Возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме (1864–1865). Настоятель Ново-Иерусалимского монастыря (1869–1877), наместник Троице-Сергиевой лавры в 1877–1891 гг. Молчанов Николай Дмитриевич (1852–1910), однокурсник Н. Рождественского. В 1878 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем греческого языка в Тамбовскую духовную семинарию. Впоследствии – архиепископ Литовский и Виленский Никандр (1904–1910). Феофил (в миру Успенский Ф.Я., 1816–1888), архимандрит. По окончании Костромской духовной семинарии в 1841 г. поступил в Троице-Сергиеву лавру. В 1843 г. пострижен в монашество, 26 апреля 1852 г. рукоположен в диакона, а на следующий день митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) посвящен в иеромонаха. В 1853 г. направлен миссионером в Нумачакскую миссию на п-ове Аляска, где пробыл 15 лет. С 1873 г. – архимандрит и настоятель Пицундского монастыря в Абхазии, с ноября 1879 г. по июнь 1880 г. – наместник Виленского Свято-Духова монастыря, потом настоятель Сурдегского Свято-Духовского монастыря Ковенской епархии.

http://pravoslavie.ru/3061.html

Под 1857 годом можно отметить: 1) Учреждение многих новых благочиний, с разделением прежних. Нужно было более начальствующих, для большей деятельности в местной исполнительности и мелочных преобразований – и теперь оказалась уже возможность избрать сих начальствующих из молодых образованных священников, приобрётших достаточную опытность. 2) Отдача Николаевской церкви в Вильно городского дома вместо её собственного, предположенного мною в слом, для открытия фасада церкви от улицы. Это единственное, кажется, дело генерал губернатора Назимова на пользу Православные церкви, и то затруднённое им впоследствии, так что фасад церкви ещё и до сих пор не открыт. 3) Новая мера к отучению духовенства от табакокурения. Консистории от 17 февраля – прилож. 4) Мнение относительно права монашествующих располагать своим имуществом. Св. Синоду от 6 марта – прилож. 5) Мнение на счёт преподавания в приходских училищах польского и самогитского языков. Министру Муравьёву от 10 июня – прилож. 6) Мнение о постройке и починке церквей Литовской епархии. Ему же, министру Муравьёву, от 27 октября – прилож. 7) Мнение на счёт обеспечения причтов помещением на других основаниях, против положения 1842 года. Св. Синоду от 31 октября – прилож. 8) Подтверждение об обучении прихожан ежедневным молитвам на славянском языке. Консистории от 30 ноября – прилож. 9) Отпуск 28.945 рублей серебром на капитальную перестройку Виленского архиерейского дома. Впрочем, сумма отпускалась в течение трёх лет, и три года продолжались работы экономические порядком, так что новоселье отпраздновал я уже в 1860 году. 1858 год В сем году случилось для меня отрадное происшествие. Церковь Латинская, в которой я молился четыре года, продолжая науки в Виленском университете, поступила в Православное ведомство, вместе со зданиями, предназначенными для помещения духовных училищ. Сию-то церковь Господь помог мне, в прошлом и настоящем году, перестроить прекрасно в церковь Православную, под покровом св. Андрея Первозванного. Теперь она училищная. Перестройка стоила до девяти тысяч рублей из экономических сумм. Посвятил я её с сердечным умилением в 12-ое октября; но о том лучше сослаться на моё слово, в этот день произнесённое.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Таким образом, по мнению моему, введение в приходские училища по Виленскому генерал-губернаторству преподавания польского языка не только бесполезно, но и вредно. Посмотрим теперь на язык литовский и самогитский. Утверждают, что преподавание сих языков нужно для богослужения и для распространения образованности между народонаселением литовским и самогитским. Если для богослужения, то не ввести ли лучше в приходские училища язык латинский, на котором совершается и должно здесь совершаться богослужение по правилам Римской Церкви? Если для распространения образованности, то как это возможно при недостатке письменности на самогитском и литовском языке? Неужели думают возможным образовать для этого уголка особую литературу? И не во сто крат ли лучше и удобнее усилить здесь знание русского языка, а тем самым облегчить образование народа в совокупности с общим государственным телом? Впрочем, на самогитском и литовском языке есть некоторые печатные для народа богослужебные книги, как то молитвенники и разные песнопения, а потому можно бы допустить обучение в приходских училищах чтению на сих языках. Но в том беда, что оба сии языка ограничены тесною местностью, да притом подразделяются на разные говоры, а потому правительству почти невозможно найти учителей, которые могли бы преподавать вместе русский и литовский или самогитский язык. В таком положении, по мнению моему, среди населения литовского и самогитского, нужно преимущественно обратить по-прежнему внимание на изучение русского языка, как правительственного и литературного; обучение же чтению на литовском и самогитском языках дозволить местным Римско-католическим священникам, что для них и не будет отяготительно, если это чтение преподавать после достаточного изучения детьми русской грамоты. Уведомляя вас, Милостивый Государь, о сем мнении моём, имею честь быть с истинным почтением и совершенною преданностью. 39. Список с отношения к министру государственных имуществ Муравьёву, от 27 октября 1857 года за 3073, с мнением о постройке церквей простых, небольших, но приличных

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

459 Тихонравов К. Город Муром, история его и древности//Владимирский сборник. Материалы для статистики, истории и археологии Владимирской губернии. М., 1857. С. 83; Косаткин В. В. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 271 – 272; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913. С. 334. 463 Инвентарная книга «Художественная резьба по металлу, кости и т. д.». МИХМ. НА 100. Л. 65об.–66об. 467 До настоящего времени полный список частиц мощей был неизвестен. Впервые полностью прочитан мною. Публикуется впервые с представленных мною материалов в статье Т. Р. Руди «Еще раз о датировке «Повести о чудесах Виленского креста " » (в печати). 471 См.: Словарь исторический о святых, прославленных в Российской церкви, и о некоторых подвижниках благочестия местночтимых. СПб., 1862. Репринтное издание 1990 г. С. 91; Жития святых 1000 лет русской святости (собрала монахиня Таисия). Джорданвиль, 1984. Т. 2. С. 198–202. Благодарю за консультации по вопросу распространения частиц мощей данной святой ст. научного сотрудника Владимиро-Суздальского музея-заповедника Курганову Н. М. 473 Этот ковчег XIXbeka хранится в Муромском музее. В настоящее время возвращен в Муромский Троицкий монастырь. Кресты-мощевики хранятся в музее. 475 Рыбаков А. А. Художественные памятники Вологды XIII– начала ХХ века. Л., 1980. Кат., ил. 139. 476 Статья была написана несколько лет назад. В ней не рассматриваются новые уточнения в атрибуции текста. В. Г. Пуцко считает крест ювелирным произведением московского круга середины XVIIIbeka (лицевая сторона). Оборот – 690-е годы. См. Пуцко В. Г., Сухова О. А. Виленский крест в «Повести» и мощевик Троицкого монастыря в Муроме//Уваровские чтения. V. Муром, 2002 (в печати). 477 Возражение, или разорение, смиренного Никона, Божиею милостию патриарха, противо вопросов боярина Симеона Стрешнева, еже написана Газскому митрополиту Паисию Лигариду, инаответыПаисиовы//Patriarch Nikon on Church and State. Nikon’s «Refutation»/Ed. With introduction and notes by V. Tumins and G. Vernadsky. Berlin et al., 1982. C. 80–812 (Slavistic printings and reprintings edited by C. H. Vanschooneveld. IndianaUniversity. 300). C. 157.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АрмСЭ Армянская советская энциклопедия: В 12 т. Ереван, 1974-1986 (на арм. яз.) Архив РИ Архив русской истории/РГАДА. М., 1992-. Вып. 1-. АрхПр Археографски прилози. Београд, 1979-. АрхЮЗР Архив Юго-Западной России, издаваемый Временною комиссиею для разбора древних актов. К., 1859-1911. 8 ч. 35 т. АСЗ Акты служилых землевладельцев XV - нач. XVII в.: Сб. док-тов/РГАДА; Сост.: А. В. Антонов. М., 1997. Т. 1; 1998. Т. 2; 2002. Т. 3 АСЗР Археографический сб. документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси/Изд. при Упр. Виленского учеб. окр. Вильна, 1867-1904. 14 т. АССЕМ Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря, 1506-1608 гг./РГАДА. М., 1998. (Акты рус. мон-рей) АСЭИ Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в./Отв. ред.: Б. Д. Греков. М., 1952-1964. 3 т. АСЭИСР Акты социально-экономической истории Севера России кон. XV-XVI в. Л., 1988. [Вып. 1]: Акты Соловецкого монастыря, 1479-1571 гг./Сост.: И. З. Либерзон; 1990. [Вып. 2]: То же, 1572-1584 гг. АФЗХ Акты феодального землевладения и хозяйства, XIV-XVI вв./Подгот.: Л. В. Черепнин. М., 1951-1961. 6 вып. Афонский патерик Афонский патерик, или Жизнеописание святых, на Святой Афонской горе просиявших. М., 1897, 1994р, 2002р. 2 ч. АЭ Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею АН. СПб., 1836. 4 т. АЮБДР Акты, относящиеся до юридического быта Древней России/Ред.: Н. Калачов. СПб., 1857. Т. 1; 1864. Т. 2; 1884. Т. 3 АЮЗР Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею. К., 1863-1892. 15 т. Бакмейстер. Известия Бакмейстер Л. И. Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской империи. СПб., 1771-1774. 4 т. Барсов. Сборник Барсов Т. В. Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по Ведомству православного исповедания. СПб., 1885 Барсуков.

http://pravenc.ru/abbreviations/?page=2

Иосиф, епископ Смоленский и Дорогобужский (Дроздов Иван Михайлович) Родился 7 сентября 1824 года в семье диакона села Лекши Весьегонского уезда Тверской губернии. Первоначально учился в Краснохолмском духовном училище, затем в Тверской духовной семинарии. В 1847 году поступил в Петербургскую духовную академию. 4 апреля 1851 года пострижен в монашество, 5 апреля рукоположен во иеродиакона, 2 сентября – во иеромонаха; 21 сентября того же года определен инспектором в новооткрытую Рижскую духовную семинарию. 8 декабря 1852 года присвоена ему степень магистра. С 23 июля 1856 года – ректор Симбирской духовной семинарии; 6 августа того же года возведен в сан архимандрита, а 21 декабря назначен директором Симбирского тюремного комитета. 9 января 1857 года назначен кафедральным цензором. 24 ноября 1860 года переведен ректором Литовской духовной семинарии и назначен настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. 14 сентября 1868 года по ходатайству митрополита Иосифа (Семашко , † 1869) хиротонисан во епископа Ковенского, викария Литовской епархии. 7 декабря 1874 года переведен на Смоленскую кафедру. В 1880 году по его ходатайству открыт Смоленский миссионерский комитет. Скончался 28 сентября 1881 года в Ялте, где находился на лечении. Погребен в Смоленском Успенском соборе. Преосвященный Иосиф привлекал к себе сердца людей исключительной добротою. Как администратор он действовал в духе любви, милосердия и совершенной снисходительности, к подчиненным относился как добрый, любящий отец, был всем доступен, со всеми внимателен. Поездки по епархии совершал скромно, без свиты, и любил гостить у приходских священников. Смоленская епархия обязана ему преобразованием училища девиц духовного звания и попечительства о бедных духовного звания. Литература: Афонский И., протоиерей. Краткий очерк жизни и деятельности преосвященного Иосифа, епископа Смоленского//Смоленские епархиальные ведомости. – 1881. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

– 29 Сафонов Михаил Кузьмич (1842–?) – инженер. Депутат III Гос. Думы от Рязанской губ., окт. Окончил уездное училище. Член Зарайской уездной управы. 27 лет состоял секретарем земской управы. До 1872 г. занимался торговлей мануфактурой. Член уездного училищного совета и отделения епархиального училищного совета. – 335 Свенцицкий Генрих Ипполитович (1853–?) – поляк, инженер путей сообщения. Депутат III и IV Гос. Дум от Виленской губ., член польско-литовской фракции. Получил высшее образование. Участник земских и городских съездов в Москве. Служил на Николаевской железной дороге, где прошел все ступени от техника до директора. Состоял начальником постройки железной дороги Бологое-Псков. – 220 Святополк-Мирский Петр Данилович (1857–16.05.1914) – государственный деятель, помещик, князь, генерал-адъютант, окт. В 1872–1875 гг. учился в Пажеском корпусе. Участвовал в русско-турецкой войне 1877–1878 гг. В 1881–1884 гг. учился в Академии Генерального штаба, при котором продолжал службу. Был губернатором ряда городов России. С августа 1904 г. – министр внутренних дел. Его политика вошла в историю под названием «эпоха доверия», провел частичную амнистию, ослабил цензуру, разрешил земские съезды. 18.01.1905 уволен в отставку. В дальнейшем активной политической роли не играл. Его проект реформ был позднее использован С. Ю. Витте и П. А. Столыпиным. – 36, 37 Седлецкий губернатор см. Волжин Александр Николаевич Сендерко Макарий Иванович (1862–?) – священник. Депутат III Гос. Думы от Подольской губ., прогр. Окончил в 1882 г. Подольскую духовную семинарию. В 1906–1907 гг. – сотрудник издания духовенства Подольской губ. газеты «Подолия», Перед выборами в Думу служил в с. Носковцы Подольской губ. – 321, 330, 344 Серафим (Чичагов Леонид Михайлович) (09.06.1856–11.12.1937) – сщмч., митрополит Ленинградский. 1875 – окончил Императорский Пажеский корпус. До 1890 г. проходил службу по военному ведомству и в чине поручика артиллерии, участвовал в Турецкой кампании 1877–1878 гг., Георгиевский кавалер, герой Плевны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

Для устройства правосл. церквей в зап. губерниях 7 дек. 1867 г. были изданы правила, согласно которым основная финансовая нагрузка постепенно ложилась на прихожан. На территории Виленской епархии к кон. 60-х гг. XIX в. действовали уже более 450 церквей. При сменившем на кафедре митр. Иосифа (Семашко) архиеп. Макарии (Булгакове), в 1868-1879 гг., в епархии были построены и переделаны 293 приходские церкви. За 1868-1872 гг. в Л. были сооружены Свято-Троицкий собор в Вилькомире (ныне Укмярге) Ковенской губ. (1865-1869, московский архит. Н. В. Дмитриев; впосл. перестроен под костел), железнодорожная и таможенная Александро-Невская ц. в Кибартах (ныне Кибартай; проект был представлен архит. Н. В. Трусовым в 1869 наместнику края и архиеп. Иоанникию (Горскому) и оценен как сообразный с правосл. архитектурой), возобновлен кафедральный собор в Вильне, перестроен собор в Ковно (бывш. костел иезуитов, с 1843 собор во имя св. Александра Невского, с 1990 костел св. Франциска Ксаверия ордена иезуитов). Церковь Св. Троицы в Расейняй. 1865–1870 гг. Фотография. 2010 г. Церковь Св. Троицы в Расейняй. 1865–1870 гг. Фотография. 2010 г. Эволюция стиля в зодчестве Западного края близка к общероссийской, однако в Л. не получил распространения классицизм. Новый этап храмостроительства в регионе связан с публикацией альбома «Собрание проектов, утвержденных г. министром внутренних дел, на постройку православных церквей в Белорусских губерниях». Его составили на основе тоновских проектов академики Резанов (в Вильну к Муравьёву он был прикомандирован только в 1863) и Чагин (виленский губ. архитектор). Альбом содержал планы, фасады и разрезы 40 деревянных и 18 каменных церквей с указанием места постройки; в количестве 1200 экз. был прислан в Вильну в 1864 г. По др. данным, из Мин-ва гос. имуществ были выписаны 1920 экз. различных планов церквей на 150-185, 250-300, 450-500 чел. В основу проектов деревянных церквей была положена стилистика каменного зодчества и дробность форм. Более 10 проектов взято из альбомов 1846 и 1857 гг. Из числа образцов 1846 г. в Западном крае востребованным оказался проект небольшого по размерам бесстолпного 5-главого храма с трапезной и шатровой колокольней вместимостью 350 чел. Позднее под 32 он вошел во все более поздние издания Атласов церквей.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

81 Иосиф Семшако, 1820 Магистр Богословия бывшего Виленского Университета, 1821 Священник. 1828 Протоиерей. 1829 пострижен и в том же году Епископ Мстиславский, 1833 Литовский, 1839 из Униатов принят в общение Православной Церкви, тогда же Архиепископ, 1852 Митрополит: св. 1868, нояб. 23. 82 Венедикт Григорович. Магистр 1-го курса Петерб. Ак.; в 1814. прямо по окончании курса. Ректор Могилевской, 1829 Вифанской Семинарии, 1831 Петерб. Академии, 1833 Викарий С-Петербургский с оставлением в Ректорской должности. 1842 Епископ Олонецкий потом Архиепископ: сконч. 1850, дек. 7. 83 Иоасаф Покровский, Магистр II-ro курса Петерб. Ак., Архимандрит и Ордии. Профессор той же Академии. 85 Иерофей, Патриарх с 1851 доныне. В 1833, и сане Архиепископа горы Фаворской, приезжал в Россию для сбора пожертвований в пользу иерусалимской Церкви; возвратился в 1839. 86 Святитель, когда был Учителем в Троицкой Семинарии, писал (в апреле 1808) к родственнику – дьякону: «взять готовое (светское платье) я готов,.. При том, если уже Вы принимаете на себя труд нарядить меня, то не оставьте купить мне шляпу.» Душепол. Чтение, 1870. Ноябрь, отдел 2. стр. 89. 87 Эта кратка была мною передана Редактору Православного Обозрения несколько лет назад, но там и застряла. 89 В. А. Левасон, по принятии Правосл. веры в 1840, определен в Академию преподавателем Еврейского языка, и вскоре наименован Ординарным Профессором. 91 Платон Фивейрский. Магистр» 9-го курса Моск. Акад.. пострижен 1834 и того же года бакалавр: он же и библиотекарь (с 1838), с 1841 исправлял должность Инспектора Моск. Академии. Ноября 9 Архимандрит. 1842 Ректор Казанской Сем., 1843 Орловской, 1817 Тамбовской. 1852 Владимирской. 1856 Викарий Новгородский, с 31 июля Петербургский 1857 Епископ, Костромский. 1868 Архиепископ: ск. 1877. мая 13. 92 Василий Иванович Кутневич, 1832 обер-священник армии и флота, 1833 Присутствующий, а в 1848 Член Св. Синода с присвоением звания Протопресвитера. 93 Н. В. Музовский, Обер-священник, Придворного Благовещенского Собора в Москве, Протопресвитерск в 1848 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

После кончины тело почившего митрополита Макария было перевезено в кафедральный Чудов монастырь, где состоялось отпевание. 15 июня в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры состоялось его погребение. Так закончилась замечательная жизнь Московского митрополита Макария. Труды: История Русской Церкви: 12 т. – СПб., 1857–1883. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия. – СПб., 1913. Православно-догматическое богословие: в 2 т. – 5-е изд. – СПб., 1895. Введение в православное богословие. – СПб., 1913. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви. – 2-е изд., испр. – СПб., 1868. Слова и речи, Макария, митрополита Московского, произнесенные в 1841–1868 гг. в Киеве и Петербурге, в Тамбовской и Харьковской епархиях. – 2-е изд. – СПб., 1891. Слова и речи Макария, бывшего архиепископа Литовского и Виленского, произнесенные в 1869–1878 гг. – СПб., 1880. Слова и речи Макария, митрополита Московского, произнесенные в Московской епархии в 1879–1882 гг. – СПб., 1890. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. – 3-е изд. – СПб., 1889. Литература: Демидов В. Высокопреосвященный Макарий, митрополит Московский и Коломенский. Его жизнь, деятельность и взгляды на государство, общество, науку и религию. – СПб., 1879. Добромыслов В. П. Макарий Булгаков , митрополит Московский как расколовед: в 2 ч. – Рязань, 1900–1901/Оттиск из Миссионерского сборника. – 1900, 3–6; 1901, 1–6. Извеков Н. Д. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 гг. – М., 1899. Извеков Н. Д. О деятельности митрополита Макария по управлению Литовской епархией//Христианское чтение. – СПб., 1898, январь, февраль. Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 253, 268, 269, 322. Титов Ф. И. Макарий (Булгаков) , митрополит Московский и Коломенский. – Киев, 1895.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010