Римско-католический священник Антоний Петкевич, уроженец нынешней Ковенской губернии, в 1845 году изъявил желание присоединиться к Православной Церкви, был тогда продержан и испытан чрез несколько месяцев при архиерейском доме в Жировицах, присоединён по разрешению Святейшего Синода с оставлением в священническом сане и определён на священническое место при Ковенском Александроневском соборе. С того времени, о духовном сем отзывались всегда отлично преосвященные викарии Литовской епархии Ковенские епископы Платон, Евсевий и Филарет – он удостоен был постепенно разных наград и в последний раз наперсного креста. В 1852 году, местный генерал-губернатор и попечитель учебного округа генерал-адъютант Бибиков, узнав, что священник Петкевич знает самогитский и литовский языки, и не имея никого, кому бы поручить цензуру книг, печатаемых на сем языке, с согласия моего, возложил на него частное рассматривание таковых книг. Он исправлял строго и добросовестно в течение пяти лет обязанность эту; но, разумеется, не мог не возбудить нерасположения к себе Римско-католического духовенства, по ведомству коего почти исключительно печатаются книги на означенных языках. Новые начальства, по своим видам, устранили священника Петкевича от вышеуказанной обязанности в 1857 году, с денежным единовременным награждением. Полезна или вредна эта мера – судить не моё дело. Частью для устранения Петкевича от неприятных в Ковне последствий сего распоряжения, частью по естественному ходу его службы, прошлою осенью перемещён он на открывшуюся священническую вакансию при Виленском кафедральном соборе и вслед затем в ноябре месяце, с моего утверждения, назначен консисторией законоучителем в один из женских здешних частных пансионов, содержимый Веригами, где находится семь воспитанниц Православного исповедания, а также в училище, имеющееся при Виленском воспитательном доме «Иисус-Младенец». Но в декабре месяце получено консисторией из канцелярии попечителя Виленского учебного округа уведомление о следующей резолюции г-на попечителя: «так как, на основании Высочайшего повеления, изъяснённого в предложении г-на товарища министра народного просвещения, от 9 июня 1857 года за 5266, законоучители назначаются высшим духовным ведомством с согласия учебного начальства, а я о согласии моём на это спрашиваем не был и дать его, по известным мне причинам, не могу: то и не нахожу возможным принять сделанного духовным начальством назначения». На докладе мне о сем консистории написана мною от 14 декабря следующая резолюция: «в сообщении канцелярии его превосходительства г-на попечителя учебного округа не значатся причины, для которых не последовало согласия на назначение священника Антония Петкевича – почему и не нахожу я справедливым отменять это назначение».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Еще одной формой работы комиссии стала публикация материалов ее членами на страницах др. изданий. Напр., в «Чтениях Общества истории и древностей Российских» и «Временнике Общества истории и древностей Российских» регулярно печатались Максимович, Д. И. Зубрицкий , М. О. Судиенко, Кулиш. С 1857 г. в работе К. к. появляется политическая направленность. Этому способствовал ее председатель М. В. Юзефович. В 1865 г. он писал, что деятельность К. к. должна служить «не только научным, но и правительственным целям» ( Левицкий. 1893. С. 108). По политическим мотивам по инициативе Юзефовича в 1882 г. с должности главного редактора комиссии был уволен В. Б. Антонович. В 1864 г. деятельность К. к. послужила образцом для создания аналогичной Виленской комиссии. Разница между ними была только в значительно лучшем финансировании последней и в предмете научных розысков. В 1875 г. обсуждалась возможность слияния Киевской и С.-Петербургской комиссий, но реорганизации так и не последовало. Только к 1863 г. сформировалась структура К. к., просуществовавшая до 1921 г. Центральными фигурами стали председатель, главный редактор и делопроизводитель. В 1845 (1843?) г. К. к. официально возглавил правитель канцелярии генерал-губернатора Н. Э. Писарев. Затем деятельностью К. к. руководили Судиенко (1848-1857), Юзефович (1857-1889), В. В. Вельяминов-Зернов (1889-1904) и В. С. Иконников (1904-1921). Председатель осуществлял общее руководство и поддерживал связи с другими структурами (государственными, научными, общественными). В научной работе К. к. центральную роль играл главный редактор. В его обязанности входил отбор материалов и подготовка к публикации. Эту должность поочередно занимали известные исследователи Иванишев (1859 (1861?)-1863), Антонович (1863-1882), М. Ф. Владимирский-Буданов (1882-1916) и М. Н. Ясинский (1916-1921). Из делопроизводителей в К. к. наиболее известными личностями были Иванишев и О. И. Левицкий , к-рый, занимая эту должность на протяжении 47 лет, собрал большой материал о ее деятельности.

http://pravenc.ru/text/1684529.html

Примечание. Законоучителям, с их семействами, училищ девиц духовного ведомства: Царскосельского, Ярославского, Казанского; Иркутского, Виленского и Киевского предоставлено право на пенсии и единовременные пособия, с отнесением расходов по этому предмету на счет духовно-учебного капитала, на общем основании. (30 Мая 1869 г. П. С. 3. 47153.) В видах поощрения к службе и улучшения состояния Начальниц, Наставниц, Воспитательниц и их помощниц училищ девиц духовного звания (Царкосельского, Ярославского, Иркутского и Казанского) предоставлено им, по применению к Высочайше утвержденному в 30 день Августа 1855 г. (П. С. 3. 29621) уставу женских учебных заведений ведомства учреждений Императрицы Марии, право пользоваться, по прослужении с одобрением в училищах каждой пяти лет, прибавкой пятой части штатного жалованья, до сравнения с годовым его окладом. При увольнении же в отставку пенсии назначаются соразмерно жалованью, а именно: прослужившим не менее пятнадцати лет половинное, а прослужившим не менее двадцати пяти лет полное жалованье, с тем, что бы расход на производство добавочного жалованья помянутым выше лицам, состоящим на службе при училищах девиц духовного звания, отнесен был на счет духовно-училищного капитала, а расход на пенсии – на счет духовно-учебного пенсионного капитала. (23 Марта 1857 г. П. С. 3. 31637.) Примечание. Высочайше утвержденные 23 Марта 1857 г. правила о добавочном жалованье и пенсиях распространяются и на лиц, служащих в Виленском училище девиц духовного знания. (Прим. 5 к Выс. утв. 30 Янв. 1860 г. штату.) Установленный Высочайше утвержденным 8 Мая 1873 г. мнением Государственного Совета 2 % вычет из содержания состоящих на службе по духовно-учебному ведомству лиц, в возмещение расходов из духовно-учебного капитала на пенсии и единовременные пособия за службу по духовно-учебному ведомству, распространен с 1880 г. и на лиц женского пола, которым производятся такие пенсии и пособия за их службу в женских училищах духовного ведомства из духовно-учебного капитала; при этом, с окладов свыше 142 р. 95 к., согласно Свод. Зак. 1857 г. Т. 5 ст. 590 Уст. Пов., производится вычет по 2 %, а с окладов, составляющих 142 р. 95 к. и менее по 1 %, с рубля, с обращением этих вычетов в духовно-учебный капитал. (7 – 20 Декабря 1879 г. 2588. Ц. В. за 1880 г. 1.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Законодательство государственное развивается с постепенным развитием общественного быта и не может не иметь влияния на некоторые изменения в церковном благоустройстве, как указано опытом веков, особенно с того времени, как общество христианское и гражданское перестали быть для себя чуждыми, но слились в одно тело. Последними, вошедшими в силу почти столетним существованием, законами русской империи предоставлено духовным властям право собственности и распоряжения оного по завещанию, простые ж монашествующие лишены права завещать и принимать по завещанию. Эти законы, кажется, вполне соответственны служебным и частным соотношениям, в которых поставлены ныне духовные власти, а также настоящему устройству и способам содержания монастырей. Следовательно, по мнению моему, в законах сих нет надобности чинить какое изменение; но нужно только устранить род противоречия в этих законах, происшедшего от постановления 27 октября 1828 года, относящегося к кредитным учреждениям. Постановлением сим предоставлено простым монашествующим не только вносить свои капиталы в кредитные учреждения, но и распоряжаться оными по их усмотрению. Для устранения такового противоречия довольно, кажется, было бы прибавить в законе, что капиталы, внесённые монашествующими, кроме властей, в кредитные учреждения, после смерти их поступают в собственность монастырей, которым передаются и билеты на сии капиталы. Большее стеснение было бы бесполезно и даже вредно, побуждая к недобросовестным проискам для скрытия собственности; тогда как при законном праве на капитал, с течением времени, всегда проявится пробуждение совести, которое доведёт часто инока к употреблению сей собственности на добрые дела или в пользу монастыря. Может быть, даже следовало бы облегчить инокам взнос небольшого их достояния в кредитные учреждения с ведома монастыря, или даже от имени монастыря, с обеспечением от, монастырского начальства производить им по смерть следующий от капитала процент. Это не противоречило бы сущности монашеского обета, а между тем, устранило бы отчасти побуждение к безнравственным проискам и обманам. 38. Список с отношения к министру государственных имуществ Муравьёву, от 10 июня 1857 года за 1658, с мнением насчёт преподавания в приходских училищах Виленского генерал-губернаторства польского и самогитского языков

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Происходил он из католического дворянского рода, учился в Виленской академии и Киевском университете. Со степенью магистра философии учительствовал в Черниговской гимназии, Житомирском раввинском училище. В это время с нимъ произошел религиозный переворот, вследствие которого он принял православие и поступил в Московскую дух. академию, которую окончил в 1856 г. магистром богословия. По выходе из академии Избицкий принял монашество с именем Епифания, был профессором и инспектором Виленской дух. семинарии, инспектором Петербургской дух. академии и ректором Ставропольской семиарии. Пятилетняя ревностная служба изнурила архим. Епифания и он искал себе покоя в Московском Симоновом монастыре... Чрез несколько лет мы видим его в Иркутске. Здесь он в течение десяти мсяцев готовится к миссионерской деятельности, объезжает миссионерские станы, присматривается к приемам миссионерской деятельности, изучает буддийскую религию и монголо-бурятский язык при помощи грамматики Кастрена (1857 г. СпбЛ, которую он в пособие другим миссионерам перевел съ немецкого. Сам проверяя и дополняя эту грамматику чрез практику в живом бурятском языке, он предполагал привлечь к этому и других. По выступлении в мае 1867 г. на проповедь в Верхоленском округе архим. Епифаний привлек к себе внимание населения прежде всего лечением их недугов, с целью также отвратить инородцев от лам и шаманов. Он не только с утра до ночи принимал больных у себя, но и ездил с медицинской помощью по улусам, особенно во время эпидемий. Об обширности его практики говорит между прочим то, что иркутский купец И. Ф. Голдобин изъявил желание жертвовать на лекарства по 300 р. ежегодно. Не менее сильно расположил о. Епифаний к себе и к христианству местных инородцев защитой их от обид и притеснений со стороны тайшей и кулаков, на почве административно-судебных и юридических отношений. Но всего более заботился о. Епифаний о просвещении инородцев – крещенных как им (52 чел.), так и до него. Обратил он между прочим внимание на существовавшее при Верхоленской думе училище, которое расширил, приспособив для общежития мальчиков причетнический дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известно, что после Крымской войны со стороны русского правительства последовала в воззрении на польское дело реакция. В духе новых воззрений местные власти в Вильне свидетельствовали, что путем примирительной политики удобнее достигнуть тесного объединения Западного края с остальной Россией, чем путем полицейского преследования, которое, при польском личном составе полицейских чипов, обращалось только во вред русскому населению. Хлопотавшие о примирении с поляками не придумали однако же ни одной радикальной меры, которая могла бы действительно повести край к объединению с остальной Россией и оградила бы местное русское население от польщизны, а православие от католицизма. Несмотря на закон 2 февраля 1855 года (стр. 245), изданный вслед за известным письмом Иосифа, от 10 января 1855 года, о преобладании чуждых элементов, численность русских чиновников в Западном крае, и без того слабая, с 1856 года стала быстро уменьшаться. Мало того. Сами же Виленские власти принялись хлопотать об отмене невыгодного и «даже вредного» закона 2 февраля 1855 года. И в заграничной печати, и в частных беседах постоянно раздавались сетования поляков на притеснения, которыми будто бы само правительство отталкивает поляков от русских. Сетования эти встречали доверие и сочувствие и в русском обществе и приводили к вопросу: нет ли возможности миролюбивого соглашения с поляками. При таких условиях русское общество встретило с сочувствием великодушное слово нового монарха об амнистии полякам – политическим преступникам. Вследствие амнистии отменено было Высочайшее повеление о замещении должностей в Северо-Западном крае лицами русского происхождения. Эта мера совершенно противоречила планам Иосифа о необходимости ослабить польский элемент в Западном крае. Вслед за признанием полноправности польских чиновников, а также наставников в Западном крае, последовали домогательства со стороны поляков о восстановлении преподавания польского языка в учебных заведениях. По ходатайству министра народного просвещения, в 1857 году были восстановлены кафедры польского языка в гимназиях Виленского учебного округа, упраздненные еще в 1839 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Второй истекает год, как в память минувшей войны назначены Всемилостивейше для духовенства бронзовые кресты, а в местностях, бывших на военном положении, и бронзовые медали на Андреевской ленте. Бронзовых крестов для Литовской епархии, на 465 приходских церквей, прислано при указах Святейшего Синода, от 31 марта 1857 года, 40, и от 29 марта сего 1858 года, 50, то есть доныне всего 90 крестов, – медалей же в присылке вовсе не было. Между тем, для Римско-католического духовенства Виленской епархии, состоящей из 289 приходских церквей, прислано ещё в апреле месяце 1857 года на первый случай 400 бронзовых крестов и 400 таковых же медалей. Долгом моим считаю предварить ваше сиятельство, что подобное настоящему предпочтение иноверного духовенства Православному и в особенности воссоединённому духовенству весьма невыгодно действует здесь на умы, а затем просить покорнейше ваше сиятельство, чтобы следующие для духовенства Литовской епархии бронзовые кресты и медали, установленные в память минувшей войны, были доставлены безотлагательно, если это окажется возможным. Имею честь быть. Литовской консистории, от 2 октября за 2900, с передачею 3-х экземпляров циркулярных предписаний министра государственных имуществ к управляющим палатами, по постройке и починке церквей На отношении министра государственных имуществ, от 16 сентября за 837, при котором для большого удобства в соглашении церковного ведомства с местным управлением государственных имуществ, к желаемому устройству Православных церквей, препровождаете ещё экземпляры циркулярных предписаний управляющим палатами государственных имуществ западных губерний: 14 марта о встреченных недоумениях при сооружении церквей, 7 июня о препровождённых нормальных чертежах и сметах на постройку каменных церквей и 22 июля о снабжении церквей утварью и другими принадлежностями. К сему министр присовокупляет, что он отнёсся к обер-прокурору Святейшего Синода, дабы для окончательного устройства церквей епархиальные начальства, по мере окончания постройки и починки церковных зданий, снабжали церкви насчёт средств, от них зависящих, необходимыми богослужебными книгами, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Вместе с приложениями передаётся в консисторию для надлежащих в потребном случае соображений и распоряжений. Литовской консистории, от 2 октября за 2901, о составлении для командированного от министерства внутренних дел чиновника Стобеуса ведомости о церквах, требующих постройки или починки, – на каковой предмет Всемилостивейше назначена особая ссуда на первый раз в 500.000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Для сего должно быть употреблено внятное чтение сих молитв пред народом и даже с народом в церкви, пред или после каждого богослужения, как где удобнее. Но ещё более окажется успеха, если священники, диаконы и другие причётники, в назначенные дни, особенно осенью и зимою, будут отправляться сами по деревням и там, собрав местных детей в один дом, станут их учить молитвам и заповедям Господним. Дальнейшие подробности должны зависеть от усмотрения благочинных и местных священников. По истечении года благочинные должны донести консистории, в каких приходах прихожане знают уже молитвы и заповеди Господни на славянском языке, а в которых ещё не знают, равно какие священники отличились в сем усердием и успехом, а какие, напротив, не исполнили долга своего. 42. Список с отношения к обер-прокурору Св. Синода графу Толстому, от 17 июня 1858 года за 1839, о ходе дела по совращению в Латинство прихожан Порозовской церкви и о принятых мерах к возвращению их в Православие В местечке Порозове Гродненской губернии Волковыского уезда находятся Православная и Римско-католическая приходские церкви. С давнего времени Римско-католическое духовенство сей последней церкви действовало на совращение в Латинство, прежде Униатских, а после Православных прихожан Порозовской и других соседних Православных церквей. К сему способствовали в особенности праздники, совершаемые в Порозовском костёле в честь св. Антония. Ещё в 1844 году священники церквей, Порозовской и соседних Горностаевицкой, Лопеницкой и Новодворской, вошли ко мне с жалобою о совращении их прихожан духовенством Порозовского костёла и просили о закрытии сего костёла. О сих совращённых производились дела, и с течением времени совращённые возвратились по большей части на лоно Православной Церкви. К 1857 году осталось подлежащих возврату только 19 прихожан Порозовской церкви, два мужеска и семнадцать женска пола. Затем в 1857 году поступило донесение благочинного, подтверждённое ревизовавшим церкви Волковыского уезда кафедральным протоиреем, что в сем году, по случаю праздника св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Узнав, что в новооткрытом музеуме Литовских древностей нет Литовского Статута на русском языке, приятным долгом считаю препроводить при сем для библиотеки музеума древний печатный экземпляр сего Статута, оказавшийся ненужным в библиотеке Березвецкого монастыря, в таком виде, как мною получен, то есть без заглавного листа и оканчивающийся на 439 странице. Учёным сотрудникам Вашего Сиятельства известно, что Литовский Статут составлен первоначально и был в употреблении на языке русском, пока впоследствии не сделано перевода на польский язык, – и препровождаемое, мною издание есть драгоценный памятник во многих отношениях. Оно напомнит делателям музеума, что государство Литовское в период самого сильного своего могущества состояло из девяти десятых частей Русского народа и по числу и по пространству населения, что русский язык был в сем государстве языком правительственным до новейших времён, и что образованность Русских и исповедуемая ими вера христианская впервые подействовала на просвещение и смягчение нравов Литовского народа. После сего делатели музеума не удивятся, если в собрании драгоценных памятников оного найдут столько соприкосновенности с русскими памятниками, если памятники сии будут для них отражаться в нынешнем быте здешнего народа, и если увидят, что народ этот чувствует ещё и теперь в жилах своих русскую кровь и помнить завет отцов своих. С совершенным уважением к Вашему Сиятельству и с душевным участием к добрым успехам председательствуемого вами общества, – имею честь быть. 36. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 17 февраля 1857 года за 592. о священно и церковнослужителях, обязавшихся оставить табакокурение, и о десяти из них, объявивших желание продолжать таковое На докладе её, от 18 февраля за 1266, с донесением, что по предложению, от 31 декабря 1853 года за 4277, о прекращении между духовенством курения табаку, сделаны были своевременно консисторией распоряжения, и что от благочинных поступили подписки причтов с обязательством исполнить волю его высокопреосвященства по сему предмету, за исключением десяти поименованных в приложенном списке священно и церковнослужителей, которые объявили желание продолжать курение табаку, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Имеет консистория поблагодарить от меня чрез благочинных всё высшее и низшее духовенство за столь всеобщую добрую решимость оного отказаться от табакокурения, столь вредного им самим и их семействам. С сим вместе принять отныне за правило, чтобы не принимать на казённое содержание в училища детей тех священно и церковнослужителей, которые не отказались от табакокурения, для чего и препроводить в правление семинарии копию со списка таковым лицам, при сем приложенного, так как лица, имеющие средства на приобретение табаку, должны иметь средства и на воспитание детей своих. 37. Список с рапорта Св. Синоду, от 6 марта 1857 года за 757, с мнением относительно права монашествующих располагать своим имуществом

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

1857 Всеподданнейший рапорт В. И. Назимова о бедности и не благообразии православных храмов и причины этого по объяснению митрополита Иосифа. Отпуск по его ходатайству Святейшим Синодом по 25 тысяч рублей, в 10 лет, на устройство церквей и Всемилостивейше назначенная ссуда 500 тысяч рублей на тот же предмет. Вопрос об обеспечении духовенства помещениями. Иосиф восстает против сокращения числа приходов. Открытие новых благочиний. Высочайший рескрипт 20 ноября отвечает заветным мыслям Иосифа об облегчении участи русских крепостных крестьян. Наставление преосвященного Иосифа духовенству по случаю рескрипта. Распоряжения Иосифа об обучении прихожан молитвам на славянском языке и о выписке одной медицинской книги. Посвящение достойных дьячков во диаконы, а диаконов во священники. Характерное отношение Иосифа к опальному священнику Голынцу. Новые веяния в среде правительства и русского общества. Амнистия поляков и допущение их к должностям в Западном крае вопреки мнению Иосифа. Восстановление кафедры польского языка в средних учебных заведениях. Иосиф решительно высказывается против введения польского языка в приходские училища. Давняя забота высокопреосвященного Иосифа о приведении церквей Литовской епархии в должное благолепие увенчалась значительным успехом в 1857 году. Новый генерал-губернатор В. И. Назимов во Всеподданнейшем рапорте доносил, между прочим, что внешнее состояние православных храмов не достигло еще той степени благолепия, на которой желательно было бы их видеть. Государь, подчеркнув эти слова, написал: «обратить на это особенное внимание и принять меры для приведения церквей в должное благолепие». Спрошенный по этому поводу, высокопреосвященный Иосиф объяснил Святейшему Синоду, что бедность церквей Литовской епархии и их не благообразие внутреннее и внешнее действительно поражают всякого русского, прибывающего в Западный край, как поразили они вновь прибывшего генерал-губернатора. 256 Из 450-ти приходских церквей Литовской епархии 312, т.е. более двух третей, нуждаются в новой постройке, или в капитальной перестройке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010