95 . Прогонные деньги землемерам взыскиваются с виновных, а если отрезка земли будет в пользу города, то с городского общественного управления (зак. меж. ст. 120); при отводе кладбищ в городах и селениях – на городские и сельские общества; при отводе к приходским церквам земель в узаконенную пропорцию – на общество прихожан церкви; при межевых действиях по дачам церквей как отведенным в положенную межевыми законами пропорцию, так и принадлежащим им по разным укреплениям в случаях: а) возобновления засорившихся границ и повредившихся межевых признаков, по желанию причтов – на счет церкви; б) при судебном разбирательстве споров о границах с межными владельцами в дачах обмежеванных (T. X. ч. II, зак. суд. гражд. ст. 851 изд. 1857 г.), 140 на основании 167 ст. 141 св. меж. зак. и примеч. к ней, издержки должны подлежать с виновных; в) при специальном размежевании в общее владение (т. X. ч. III ст. 751 и 782) по ст. 1089 т. III уст. служ. прав. изд. 1857 г. – со всех владельцев дачи и наконец при разграничении церковных земель в помещичьих имениях на основании Высочайше утвержденного 26 ноября 1862 г., мнения Государственного Совета, – на счет стороны заявившей требование относительно разграничения земель (ук. Св. Син. 10 авг., 1865 г. 1585). 96 . Все сельские причты епархий: Витебской, Могилевской, Минской, Виленской, Гродненской, Ковенской, Подольской и Волынской обеспечиваются земельными наделами на основании правил Высочайше утвержденных 11 апреля 1872 г. (т. IX. прилож. к ст. 411). Во вновь открываемых с 1 января 1888 г., в тех же епархиях, приходах отвод земли возложен на общества и лица, возбудившие ходатайства об образовании приходов. Если же приходы открываются по почину правительства удельного ведомства или епархиального начальства, то наделение причтов землею возлагается на казну или духовное ведомство по принадлежности (Мн. Гос. Сов. 14 июня 1888 г., Собр. узак. 738). Примечание. Правила о неприкосновенности церковных земель в 9 западных епархиях и о пользовании ими причтами (См. прилож. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сими мероположениями всё приведено было бы в нормальный порядок, устранилась бы запутанность и облегчилась бы весьма тягостная участь значительной части духовенства, не обеспеченного верным содержанием. Да притом и палаты государственных имуществ, вероятно, исправнее бы вносили следующий от них доход за имения, будучи на виду высшего духовного начальства. Для пояснения всех выше значащихся указаний к означенному отношению, от 11 декабря 1856 года, приложены мною три ведомости, составленные в Литовской консистории: первая из них показывает отдельно означенные выше имения 87-ми церквей, с количеством ревизских душ, временем передачи оных палатам государственных имуществ и с доходом особо по показанию духовенства, а особо по исчислению палат; вторая представляет расписание 35-ти причтов, содержание коих отчасти или вполне отнесено на счёт доходов с тех имений, с означением сколько и по какому распоряжению положено производить ежегодно каждому причту, сколько каждым получено, а сколько получить ещё следует; третья представляет таковые ж сведения о деньгах, следующих на ремонт Виленской Николаевской церкви, а также духовным лицам, которым положено из того ж источника личное вознаграждение. Вследствие такового отношения моего к г-ну синодальному обер-прокурору от 11 декабря 1856 года, Святейший Правительствующий Синод, указом от 15 июня 1857 года, дал мне знать, что по обстоятельствам, изложенным в означенном моём отзыве, предоставлено г-ну синодальному обер-прокурору снестись с г-м министром государственных имуществ, и что ходатайство о предполагаемых мною мерах к устранению несвоевременного и неполного отпуска в епархиальное ведомство сумм за передаваемые в казну населённые духовные имения принято будет в соображение при рассмотрении ожидаемого от г-на министра государственных имуществ отзыва по сему предмету. Дальнейшего распоряжения Святейшего Синода епархиальное начальство не получило. Между тем, положение настоящего дела в три минувшие года не улучшилось. Консистория Литовская в минувшем октябре месяце донесла мне, что доходы от духовных имуществ, поступивших в казённое ведомство, по-прежнему получаются не вполне и неисправно, так что отнесённое на сии доходы дополнительное и полное штатное содержание тридцати пяти причтов, а также положенное шести духовным вознаграждение и ремонт Виленской Николаевской церкви, не удовлетворяются; и за тем к 1 июля прошлого года числилась на этот предмет недоимка в 20,567 рублей 57 1 / 2 коп. серебром.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Ян Рачинский получил от Владислава IV земли в Бельском уезде, а дети его – Даниил и Ян приняли в 1656 году подданство России. Род Рачииских был внесен в VI часть родословной книги Смоленской губернии. Польские отрасли Рачинских внесены в родословную книгу Виленской, Витебской, Волынской, Подольской и Санкт-Петербургской губерний. Антон Михайлович Рачинский (1769–1825), дед Сергея Александровича, женатый на Александре Николаевне Потемкиной, был крестником Павла I. Он обосновался в селе Татево Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области), выстроив здесь барскую усадьбу. Его сын Александр Антонович (1799–1866), отец Сергея Александровича, служил капитаном Муромского полка. Состоявший в свойстве с В.К. Кюхельбекером, он во время пребывания в Петербурге был дружен с А.А. Дельвигом и другими поэтами пушкинского круга и входил в преддекабристскую организацию «Священная артель». По показаниям декабриста М.П. Бестужева-Рюмина, А.А. Рачинский знал о существовании Южного общества, но членом его не был. Уволенный в 1827 году от службы «по домашним обстоятельствам» в чине майора, он в 1838 и 1841 годах избирался бельским уездным предводителем дворянства. Александр Антонович достроил татевский дом, заложил садово-парковый ансамбль, начал собирание богатейших татевских архивов, библиотеки и коллекции картин русских и европейских художников. Он всячески способствовал развитию местных ремесел и рукоделия, а в 1861 году построил школу для крестьянских детей. Мать Сергея Александровича, Варвара Абрамовна (1810–1891), сестра поэта Е.А. Боратынского, знала несколько иностранных языков, получила блестящее музыкальное образование. Сергей Александрович Рачинский родился 2 мая 1833 года в Татево. Школьные его годы прошли в университетском городе Дерпт (Тарту). В 20 лет он блестяще окончил физико-математический факультет Московского университета, параллельно занимаясь биологией у профессора К.Ф. Рулье, создателя первой научной школы зоологов-эволюционистов. Продолжал учебу за границей, в Германии (1856–1858), где под руководством Г. Шахта и М. Шлейдена занимался ботаникой, общался с историком-философом Куно Фишером, посоветовавшим ему обратиться к изучению философии, с ученым-естественником и географом Александром Гумбольдтом. Серьезное увлечение историей искусства и музыкой сблизило Рачинского в Веймаре с Ференцем и Листом. Под влиянием знакомства с деятельностью профессора Йенского университета К. Стоя, основателя нескольких учебных заведений, Рачинский пишет свою первую статью на педагогическую тему – «Институт Карла Стоя в Иене», опубликованную в «Русском вестнике» (1857, 9). В эти годы появляются его статьи, заметки, эссе, знакомившие русских читателей с книжными новинками Запада. В Германии Рачинский опубликовал свой перевод на немецкий «Семейной хроники» С.Т. Аксакова (Лейпциг, 1858).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Федор Артурович Келлер родился 12 октября 1857 года в Курске в генеральской семье. Окончив приготовительный пансион Николаевского кавалерийского училища, молодой граф поступил вольноопределяющимся в 1-й лейб-драгунский Московский Его Величества полк, с которым отправился на театр военных действий Русско-турецкой войны. За боевые отличия и проявленную храбрость в боях против турок Келлер, еще не являвшийся офицером, заслужил два солдатских Георгиевских креста 4-й и 3-й степеней. Вернувшись в Россию, граф выдержал офицерский экзамен и был произведен в чин прапорщика. Затем последовали служба в 6-м гусарском Клястицком полку, адъютантом командующего войсками Виленского военного округа, командиром эскадрона, обучение в Офицерской кавалерийской школе и снова служба, теперь уже в различных драгунских полках Русской Императорской армии. Революция 1905 года застала графа Келлера командиром 15-го драгунского Александрийского полка, расквартированного в Калише. Решительному офицеру было приказано усмирить революционные волнения. На Федора Артуровича дважды покушались революционные террористы, в 1906 году он был тяжело контужен и ранен в ногу 52-мя осколками брошенной в него бомбы (хромота от этого ранения осталась на всю жизнь). В 1907 году граф получил чин генерал-майора с зачислением в Свиту Его Императорского Величества, в 1910-м командиром 1-й бригады Кавказской кавалерийской дивизии, в 1912-м командующим 10-й кавалерийской дивизией, в 1913-м получил чин генерал-лейтенанта. Когда началась Первая мировая война, Федор Артурович, уже имевший репутацию одного из лучших кавалерийских начальников, выступил на фронт во главе 10-й кавалерийской дивизии, которая вошла в состав 3-й армии генерала Н.В.Рузского. Уже 8 августа 1914 года он сумел отличиться, в первом крупном кавалерийском сражении Великой войны в бою у Ярославиц Келлер наголову разбил 4-ю австрийскую кавалерийскую дивизию под командованием генерала Эдмунда Риттера фон Заремба. Бой этот, в котором с обеих сторон приняли участие 2500 всадников, последствии был назван военными историками последним кавалерийским боем мировой истории.

http://ruskline.ru/history/2015/12/21/vs...

197 В отчете пр. Иосифа, епископа Ковенского, о ревизии церквей в 1872 году Лидского, Свенцлянского и Дисненского уездов Виленской губернии говорилось, между прочим, что не малою причиною охлаждения усердия прихожан к церкви служило существование во многих местах обычая посещения матушками в великий пост прихожан за разными повинностями. 198 Уже в 1842 духовенство Литовский епархии, после назначения новых штатов содержания, было обязано подпиской не вымогать за требы. См. дело Литовской дух. консистории 1842 год, 864. В 1867 г св. Синод снова строго воспретил сему духовенству требовать от прихожан деньги за требы. 200 А что своеручные расправы священников с прихожанами, доходившие до побоев последним, были в ходу и раньше шестидесятых годов, видно из дела, возникшего в 1849 году, по жалобе Кобринского земского суда, на священника Ч. церкви А. коп. за нанесение им побоев одному крестьянину и при том на столько жестоких, что он умер от них. Впрочем, дело это сошло благополучно дли сего священника, так как консистории, в виду того, что якобы следствие не подтвердило сей жалобы, ограничилась одним предупреждением ему, чтобы впредь не подавал повода к подобным на него жалобам. Иначе сему священнику угрожал уголовный суд. В своем месте мы уже говорили о том, что сей священник, уже в сане протоиерея, после вступления на Литовскую кафедру пр. Макария, был вынужден удалиться за штат, подвергшись суду, но жалобе прихожан, за вымогательство. 201 В 1853 году возникло дело, по жалобе одного однодворца на Жоснянского священника М. за то, что он велел своим крестьянам высечь его 10 ударами розог за ссору на луге. Консистория положила было наказать его эпитимией при кафедральном соборе, но М. пожаловался на нее в св. Синод, и последний предписал произвести следствие по сему делу надлежащим образом. Тогда они помирились. Дело Литовской духовной консистории, 283. 203 Митр. Иосифом в 1857 году было, по сему поводу, предписано духовенству, чтобы оно охраняло свои паствы от нелепых слухов, рассеиваемых злоумышленниками, предваряя о том полицию и помещиков, а им самим внушало повиновение помещикам и начальству, с предупреждением, что священники, не исполнившие своего долга в сем отношении, будут подвергнуты взысканию и даже отрешены от места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Из отношения Виленского генерал-губернатора Назимова к пр. Иосифу в 1857 году, в котором он указывал на то, что, по случаю новой общей народной переписи, некоторые лица податного сословия, во избежание занесения в ревизские сказки своих новорожденных детей, оставляли их без крещения, или же, после совершения крещения, эти дети не вносились священниками в метрические книги для скрытия следов, при поверке переписи, видно, что священники допускали иногда положительно противозаконные поступки в деле ведения метрических книг, так что митрополит Иосиф, по сему поводу, обязал всех благочинных секретно потребовать от священников подписок относительно всевозможного отстранения от себя подобных подозрений, под опасением строжайшего взыскания. Впрочем, не лучше велись церковно-приходские документы и в последующее время, на что указал в 1876 году пр. Владимир в своем отчете о ревизии церквей, отмечая тот факт, что события за несколько месяцев в метрики записывались за один присест. 578 Небрежное ведение метрических книг составило предмет особого доклада архивариуса консистории присутствию оной в 1882 году. Найденные им неисправности в сих книгах состояли, между прочим, в пропусках имен младенцев, не записывании лет жениху и невесте, а также восприемников при крещении и поручителей при браке, причем у одного священника браки были записаны венчанными 10 апреля (пятница страстной недели) и 12 апреля (первый день пасхи), а у многих других, накануне Двунадесятых праздников, во вторник, четверг и субботу. Но, несмотря на то, что консистория поставила эти неисправности на вид духовенству и даже оштрафовала 88 священников, а благочинным сделала внушение строже следить за исправным ведением документов, 579 духовенство и на сей раз не обратило должного внимания на предписание епархиального начальства, и 55 причтов, по донесению того же архивариуса в 1886 году, оказались виновными в допущении тех же неисправностей в метрических книгах за 1884 и 1885 годы, какие были им найдены в 1882 году. 580

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Последний в том же 1857 г. принял твердое намерение привести в хорошее состояние церкви в Литовской епархии, состоявшие в казенных имениях, а именно: построить вновь 36 церквей небольших и простых, но приличных, а 56 – исправить, под наблюдением губернаторов и управляющих палатами. К сожалению, это намерение министра привести церкви в хороший вид исполнилось только на половину, вследствие злоупотреблений, оказавшихся при постройке церквей со стороны местных архитекторов. В своем донесении Муравьеву в 1858 г. Иосиф писал ему, что в одной церкви новоустроенной оказалась течь от несвоевременной очистки снега с потолка, а в другой, только что отстроенной, после дождя пол оказался совершенно мокрым, так что пришлось подставить сосуды для принятия течи сквозь гонтовую крышу. Еще поразительнее оказалось злоупотребление архитекторов в постройке Дубненской церкви, которая стоила казне 48000 р. и не была даже окрашена. Кроме устройства церквей, преосвященного Иосифа занимал еще вопрос относительно обеспечения духовенства. В виду данного ему Св. Синодом поручения представить свое соображение на счет пересмотра положения 1842 года об обеспечении духовенства помещением на других основаниях и, между прочим, увеличением его средств посредством сокращения наличного числа приходов, митрополит решительно отклонил эту последнюю меру, заявив, что это сокращение было бы весьма вредно для Литовской епархии, потому что она состоит из трех губерний и приходы разбросаны среди преобладающего иноверия. Поэтому, по его мнению, если бы уменьшилось число приходских церквей, то это подвергнуло бы крайнему стеснению православных прихожан непомерной отдаленностью их от церквей, подвергнуло бы их искушению со стороны иноверцев, лишило бы возможности действовать успешно на последних, которых значительное число ежегодно присоединяется к православной церкви без посредства и при посредстве смешанных браков 81 . Весьма замечательное письмо было написано в этом году митрополитом Муравьеву, в котором он ясно и положительно высказывает свой взгляд на бесполезность и даже явный вред преподавания в приходских школах Виленского генерал-губернаторства польского и самогитского языков, потому что на польском языке говорят только помещики и зажиточные люди, которые не нуждаются в приходских училищах, а отдают своих детей в гимназии и уездные училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

131 Василий Николаевич Карпов, воронеж., 5-й магистр II к. Киев. акад. (1825), с 1825 до 1829 г. был, вероятно, препод. семинарии, 1829 – бак. франц. языка в Киев. акад., 1831 – бак. философии в той же акад., 1833 – бак. филос. СПб. акад., 1835 – орд. проф., преемник также знаменитого Ф. Ф. Сидонского (2-й маг. VIII к. СПб. акад. 1829 г., † 1873), который, оставив каф. философии, с 1833 до 1835 преподавал только франц. язык. 132 Он посвящал в наше время, как слышно было, много трудов, между прочим, журналу «Странник», издаваемому тогда прот. В.В. Гречулевичем. Говорили, что В.Н. не только писал для этого журнала много статей, но участвовал и в его редактировании, и что вообще издатель «Странника» немало эксплуатировал нашего почтенного профессора. В.Н., как семейный человек, нуждался в добавочных к профессорскому жалованию (858 р. – орд. проф.) средствах. 133 Усердно записывали его лекции и спорили с теми из своих товарищей, которые недостаточно высоко ценили В. Н. Особенно горячим его поклонником был М. В. Родевич, перешедший потом в СПб. университет и служащий ныне в департаменте министерства народного просвещения. 134 У В. Н. Карпова была одна особенность: он плохо запоминал фамилии. По этому поводу между студентами ходило много анекдотов, забавных рассказов. 137 В его «Истории СПб. дух. академии...» (стр. 52–54), как-то очень неясно и даже, нам кажется, фактически не совсем точно передана история перехода психологии из одних рук в другие, если только тут нет корректурной ошибки в цифре года 1859 (стр. 53). То же можно сказать отчасти и об истории новой философии – с Канта. 138 Кирилл Иванович Лучицкий, из Волын. сем., род. в 1815 г., 1-й маг. XIII к. СПб. акад. (1839), в 1851 – экстраорд. проф., а в 1852 г. – уже орд. проф. 140 Михаил Осипович Коялович, гроднен. урож., Виленской сем., 6-й маг. XXI к. СПб. акад. (1855), с 1855 по май 1856 – препод. в рижск. и с.-петерб. семинариях, с 1856 – в СПб. акад. – бак. по сравн. богосл. и расколу, с 1857 – по рус. гражд. и церк. истории. См.: Родосский А.С. «Биографический словарь...», стр. 214–215.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Виленская губерния Константин Казимирович Александрович . Родился в Трокском уезде в 1866 году; крестьянин. Быль в двух классах гимназии; занимается земледелием. Литовец, националист, принадлежит к трудовой партии. Михаил Станиславович Готовецкий , крест. Лидского уезда. Родился в 1858 г. в бедной крестьянской семье. Окончил народное училище. До 20 лет занимался земледелием, затем 8 лет служил письмоводит. у мирового судьи и судебного следователя, с 1887 г. состоит частным поверенным при мировом и уездном съезде. Принадлежит к крестьянской трудовой партии. Михаил Николаевич Гринцевич , крестьянин-белорус, Свенцянского уезда, род. в 1862 г. Окончил народное учил., занимается земледелием. Кандидат волостного судьи, уполномоченный от Свирской вол. для участия в уездном комитете по улучшению быта крестьян. Внепартийный. Епископ барон Эдуард Юльевич Ропп. Дворянин, помощник Свянцанского уезд. Получил высшее образование. По вопросу об амнистии высказался за прощение для «той» и «другой» стороны. Большой сторонник умеренности: «Будьте немного покойней, и вы будете прощены». Мы должны понимать, что «не желаем насилий, не желаем внутренней борьбы, а стремимся к постепенному развитию». Внепартийный. Болеслав Антонович Яловецкий. Дворянин. Родился в Свенцянском у. в 1846 году. Окончил виленскую гимн., Николаевское инж. уч. и Николаевскую инж. акад. Бывший военный инж., а затем инж. Путей сообщения. Работал по постройке и эксплуатации жел. дор., принимал деятельное участие в разных торгово-промышл. предпр., 15 лет управлял Александровск. механич. заводом, один из учредителей «Первого общества подъезд. жел. пут. в России» и «Русско-Бельгийского металлургического общ.», в первом из этих обществ состоит председ., во втором – членом правления. В качестве выборного представителя Свенцянского уезда принимал участие в разработке оснований для земских учреждений в Виленской, Ковенск. и Гродненск. губ. Известен в технической литературе. Причисляет себя к группе территориалистов. Чеслав Карлович Янковский, помещ. Ошмянского уез., родился в 1857 г. Окончил митавскую гимназию, Варшавск. унив. (филологич. фак.) и Краковский унив. (философский ф.). Литератор (исторические сочинения и беллетристика), журналист. С декабря 1905 г. редактор-издатель газеты «Литовский Курьер», в Вильне. Принимал весьма деятельное участие во всех уездных и губернских комитетах, сельскохозяйств. общ. и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/gosuda...

Засим было бы преступным невнимание моё к толь стеснительному положению значительной части подведомого мне духовенства. Потому долгом поставляю обратиться вновь к Святейшему Синоду с покорнейшею просьбою уважить изложенные выше обстоятельства и сделать благосклонное распоряжение по сему делу в смысле предположений моих, прописанных выше в пяти пунктах. 62. Список с рапорта Святейшему Синоду, от 19 января 1860 года за 40, с ходатайством о прибавке священникам 259 церквей в некоторых местностях Литовской епархии к штатному жалованью по 150 рублей в год, в виде временной меры, впредь до окончательного обеспечения духовенства западных епархий Первоначальным побуждением к назначению штатного содержания Православному духовенству западных епархий было оградить тамошние паствы против преобладающего в той стране иноверия. Но тогда не обращено внимания, что преобладание это вовсе не одинаково по каждой из семи западных епархий. Это видно из следующей табели, показывающей в сих епархиях сравнительное число Православных и Римско-католических церквей и прихожан, – первых по отчёту за 1857, а последних по ведомости, напечатанной в 1853 году. По епархиям. Православного исповедания. Римско-католического исповедания. Число приходских церквей. Число прихожан. Число приходских церквей. Число прихожан. Киевской 1,461,973 83,539 Подольской 1,170,330 207,895 Волынской 1,084,117 161,563 Могилёвской 708,922 47,369 Минской 691,365 190,981 Полоцкой 449,683 239,091 Литовской 650,693 1,590,647 Таким образом, шестьсот пятьдесят тысяч Православных Литовской епархии находятся под могущественным влиянием почти миллиона шестисот тысяч, то есть, более 3 / 5 всех Римских Католиков в западных губерниях; тогда как на все прочие шесть Православных западных епархий, считающие пять с половиною миллиона Православных, тяготят только не сполна один миллион Римлян. Притом на Литовскую епархию тяготят сопредельная Римско-католическая Польша и остающиеся в ней Униаты. Естественно, для противодействия усилиям чуждого прозелитизма требуется в священнослужителях Литовской епархии более способности, более усердия, более усилий, нежели по другим западным епархиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010