Изложив эти мысли и поручая настоящее дело благосклонному вниманию Вашего Высокопревосходительства, имею честь быть с отличным почтением и совершенною преданностью. 40. Список с рапорта Св. Синоду, от 31 октября 1857 года за 3123, с мнением насчёт обеспечения причтов помещением на других основаниях противу положения 1842 года, и о невозможности уменьшения числа приходских церквей Указом, от 19 минувшего сентября за 9071, предписано мне представить соображения и заключение насчёт пересмотра положения 1842 года, относительно построения причтам домов и обеспечения духовенства помещением, с обсуждением возможности увеличения приходов. Вопрос об обеспечении причтов помещением на других основаниях противу положения 1842 года обсуждаем был мною неоднократно. В прежнее время приходское духовенство проживало в собственных домах, на церковной земле построенных, за весьма малым исключением. Дома сии переходили к преемникам священно и церковнослужителей по наследству, а если преемники были чужие, то приобретались покупкой, по взаимному соглашению или по оценке особой комиссии, назначавшейся всякий раз епархиальным начальством. Посему в отношении к г-ну синодальному обер-прокурору, от 17 апреля 1850 года за 1275, изъяснил я, что, по случаю затруднений в предположенной постройке домов для духовенства от прихожан, можно бы оставить духовенство на прежнем положении, с приличным вознаграждением по поводу безмездного преподавания духовных треб. Вознаграждение это должно бы состоять в назначении определённой ежегодной уплаты, под наименованием квартирных или другим: для дьячков, пономарей и просвирен по 10, для диаконов по 20, а для священников не менее 30 рублей серебром. Деревянные строения ценятся по десятилетней сложности дохода; следовательно, указанное мною количество квартирных денег будет выгодно для казны ли или для прихожан, так как едва ли во всей Литовской епархии найдётся местность, где можно бы за триста рублей серебром построить священнический дом с хозяйственными службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

164. Архимандриты – Алексей и Евгений также были (в 1847–1853 и 1853–1857 годах) ректорами Московской духовной академии 37 Напр. письмо от 1 мая 1848 года напечатано на 282–292 странницах Прибавлений к Твор. св. Отцев за 1848 г, ч. VII: – письмо от 21 мая 1851 г. – там же за 1853 г. ч. XI, стран. 144–153; – от 31 июля того же года – там же, на стран. 154–162, и т. д. 38 Мы не делаем выдержек из этих писем, предполагая их известными, тем более, что выдержки из них предложены были вниманию слушателей и читателей и профессором Московской дух. академии Д.Ф. Голубинским в посвящённом памяти святителя Иннокентия слове, произнесённым 31 марта 1880 года (в первую годовщину кончины святителя) в Филаретовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, над могилою сего святителя и напечатанным в Душеп. Чтении за 1880 г. ч. II, 96–108. Ещё более того сих выдержек сделано в помянутой книге Барсукова о митрополите Иннокентии (напр. стран. 157–161, 185–186 и мн. др.) 40 Инспектором академии был в то время иеромонах Агафангел (Соловьёв), скончавшийся в 1876 году в сане архиепископа Волынского. 43 Архимандрит Агапит (Введенский) был в то время ректором Вифанской духовной семинарии и членом цензурного комитета († 1877). 45 А.Н. Муравьёв сделал это замечание на стран. 118 изданных им Писем к нему митр. Моск. Филарета (Киев, 1869) по поводу слов письма митр. Филарета от 13 января 1843 года: …Рукопись о пр. Иннокентии ещё не успел я прочитать. Сие, я думаю, терпимо без затруднения» (там же, стран. 117). Однако, как видно из последующего, в ожидании прибытия брата А.Н. Муравьёва М.Н. Муравьёва, в последствии Виленского генерал-губернатора († 1866), Филарет поспешил прочитать эту рукопись. – О начальных подвигах преосвященного Иннокентия, – до пострижения последнего в монашество, – А.Н. Муравьёв мог знать из рассказов самого преосв. Иннокентия и совершившегося с ним в 1839–1841 годах в Европейской России, о последующих же действиях своих преосв. Иннокентий сообщал А. Н-чу в подробных письмах из Сибири и Америки, напечатанных в Прибавл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Флеров И.Е. О православных церковных братствах, противоборствовавших унии в Юго-Западной России в XVI, XVII и в XVIII в. СПб., 1857 (фототипическое переиздание: Минск, 1996); Коялович М.О. Чтения о церковных западнорусских братствах. М., 1862; Лонгинов A.B. Памятник древнего православия в Люблине. Православный храм и существовавшее при нем братство. Варшава, 1883; Сцепуро Д. Виленское Свято-Духовское братство в XVII и XVIII столетиях//ТКДА. 1898. 11; 1899, 6, 8, 9 (Отдельное издание: Киев, 1899); Папков А. Братства. Очерк истории западнорусских православных братств. Сергиев Посад, 1900; Крыловский A.C. Львовское ставропигиальное братство (опыт церковно-исторического исследования). Киев, 1904; Я.Д. Братства та роль в розвитку культури XVI–XVIII ст. 1966. С. 16–32 (здесь же библиография, касающаяся братств); Я.Д. документи про братств в Я.Д. давня i нова. Народ, культура. 1996. С. 50–62 (впервые издано в: джерела та використання. Вип. 2. 1965).; Isaievych la. Between Eastern Tradition and Influences from the West: Confraternities in Early Modern Ukraine and Byelorussia//La percepzione del Medioevo nell’epoca del Barocco: Polonia, Ucraina, Russia. Atti del Congresso tenutosi a Urbino, 3–8 luglio 1989. A cura de G. Brogi Bercoff. Roma, 1990 (=Richerche Slavistiche, XXXVII (1990)). P. 269–293.; Isajewycz J. Bractwa cerkiewne w diecezjach przemyskich obrzadku wschodniego w XVI–XVIII wieku////Polska-Ukraina. 1000 lat sasiedztwa. T. 3. Przemysl, 1996. S. 63–73.; Bardach J. Bractwa cerkiewne na ziemiach ruskich Rzeczypospolitej XVI–XVII w.//Kwartalnik historyczny, 74 (1967). S. 77–82. (рецензия на книгу Я.Д. Исаевича); Mironowicz A. Geneza bractw cerkiewnych//Bialoruskie zeszyty historyczne. 2(6) (1996), Bialystok. 3. 22–30; Mironowicz A. Podlaskie osrodki i organizacje prawoslawne w XVI i XVII wieku. Bialystok, 1991.; Лукашова C.C. Католическая и православная традиция: церковные братства XIV–XVII вв.//Обществоведение в Московском институте стали и сплавов. 1996. 1. С. 22–32; она же. Взаимоотношения клира и объединений мирян в восточных землях Речи Посполитой в конце 16 в. Автореферат диссертации... кандидата исторических наук. М.: МГУ, 2001; она же. Конфликт епископа Гедеона Балабана и Львовского Успенского братства в 80-х годах 16 в.: попытки реформы церкви или борьба за имущественные интересы?//Славянский альманах за 1999. М.; Индрик, 2000. С. 36–52; Матковська О. братство. Культура i XVI – перша половина XVII cm. 1996.; Шустова Ю.Э. Взаимоотношения Львовского Успенского братства с властными структурами Речи Посполитой в конце XVI–XVIII веках//Историко-филологический вестник Украинского института. М., 1997. Т. 1. С. 125–131; Шустова Ю.Э. Типология происхождения братств Украины//Историко-филологический вестник Украинского института. М., 1997. Т. 1. С. 113–116.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Сверх того, мать Жабинской до конца жизни пребыла Православною, а две её тётки и ныне Православные. Потому лица эти, признанные Православными прихожанами самим Латинским настоятелем, были при удобных случаях кроткими увещаниями склоняемы священником Гинтовтом к возврату на лоно Православия – и на это он, Гинтовт, не только имел право, но и долг. Во-вторых, что Анеля, дочь Орловского, и сестра её Розалия 3) никогда не были увещеваемы священником Гинтовтом, и ему неизвестно, на каком основании утверждает это ксёндз Залеский – разве он смешал их с крестьянскою Евою Орловскою, не исполнившею долга исповеди и св. причастия, которая вразумляема была Гинтовтом кроткими убеждениями и исполнила этот долг в минувшем 1858 году. В-третьих, что Каролина Корделиовна 4) совратилась в Латинство до 1843 года. Мать её до конца жизни была Православною, а сестра Каролины Марцелия и теперь Православная. Почему и увещевал её священник Гинтовт при удобных случаях кроткими убеждениями – на что имеет он, Гинтовт, право не только в отношении сказанной Каролины, но и в отношении к каждому иноверцу. В-четвёртых, что отец Карла Осиновского 6) был Униатом, а следовательно, сын его Карл в 1836 году неправильно крещён в Латинском Сморгонском костёле и подлежал возвращению к Православию. Потому Гинтовт и вразумлял его при удобных случаях кроткими увещаниями, которые и подействовали спасительно, так что Карл Осиновский возвратился на лоно Православия и присоединён ещё в 1857 году. В-пятых, что все означенные лица никогда не были преследуемы священником Гинтовтом, как вздумал донести ксёндз Залеский, что те лица ни однажды не были высылаемы в г. Ошмяну к нему, благочинному, для увещаний ни земскою полицией, к которой он, благочинный, даже о том не относился, ни Сморгонским сельским управлением, и что донесение о том ксёндза Залеского есть ложно и недобросовестно. Ясно, что донесение ксёндза Залеского ложно, недобросовестно. Ясно, что Римско-католическая консистория безосновательно отнеслась в Виленское губернское правление о предписании всем градским и земским полициям не понуждать Католиков являться к Православному духовенству для увещаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Эта обида священнику Петкевичу тем оскорбительнее, что в то же время принят г-м попечителем назначенный вместе с ним, без предварительного согласия, другой законоучитель в Виленский дворянский институт. Естественно, мне желалось, чтобы причины сознаны были также гласно, как сделана обида: но эту причину сказал мне по поручению г-на попечителя его помощник князь Шихматов-Ширинский, впрочем после получения уже в консистории означенного выше официального отказа в согласии. Эта причина есть: «что назначение священника Петкевича будет неприятно Римским Католикам!» Боже праведный! неужели мы в Туретчине. С которого же времени в Церкви Русской Православной должно избирать пастырей, не тех, которые способны и достойны служить ей с пользою, но тех, которые приятны и угодны для иноверцев! Неужели должно гнать и отвергать достойного священнослужителя, потому только, что он по убеждению присоединился к Православной Церкви и доверил ей свою участь! Ведь на том же основании (сказал я) должно пожертвовать иноверцам и двумя тысячами воссоединённого духовенства, которое состоит на лоне Православной Церкви малым чем долее, как Петкевич. Вот случай, побудивший меня к настоящему представлению. Долго желал я оставить оный без дальнейшего хода; но вредные последствия и неудобства, предвидимые из сего источника, особенно в пределах Литовской епархии, наконец меня порешили. Действительно, указом из Святейшего Синода, от 15 апреля 1857 года, предписано мне, наравне с прочими преосвященными: «чтобы назначению законоучителей в учебные заведения, подведомые министерству народного просвещения, предшествовало соглашение епархиальных начальств с начальствами тех заведений, в которые будут они предназначаемы». Но, с другой стороны, указом Св. Синода, от 4 марта 1842 года, предписано: «в приходских училищах, подведомых министерству народного просвещения, закон Божий преподавать безмездно местным приходским священникам». Следовательно, здесь два сомнения: одно – должно ли входить в соглашение о назначении законоучителя с попечителем учебного округа, или с начальством тех заведений, в которые законоучители назначаются, как написано в синодальном указе; другое – должно ли соглашение предшествовать назначению законоучителей во все учебные заведения без исключения, или исключить из сего приходские училища. Училище при воспитательном доме, к которому назначен священник Петкевич, не что иное, как приходское, и ученики все числятся прихожанами кафедрального собора, которого Петкевич священником. Притом, ещё в минувшем декабре, по отношению в консисторию директора Гродненской гимназии, без посредства попечителя округа, назначены местные приходские священники законоучителями в два приходские училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Св. зак. тома IX изд. 1857 приложение к 323 ст., по утвержденным губернскими комитетами об обеспечении сельского православного духовенства разновременно с 1844 г. проектам уездных комитетов, производились, по сношениям консистории с губернскими начальствами, постройки и починки домов с хозяйственными строениями для причтов там, где прихожане помещичьи крестьяне, – помещиками, где казенные крестьяне – палатами государственных имуществ, а где смешанные прихожане, т.е. помещичьи и казенные – помещиками совместно с казною. Постройки эти производились весьма медленно помещиками, и потому Министерство внутренних дел вошло в Правительствующий Сенат с представлением о том, чтобы, в случае уклонения помещиков от уплаты следующих с них денег на обеспечение сельского духовенства в западных губерниях, взыскание было производимо в порядке, установленном для казенных взысканий. Вследствие сего 16 декабря 1864 г. воспоследовал указ Правительствующего Сената о взыскании тех недоимок в установленном для казенных взысканий порядке, и, по отношению Министра Внутренних дел, Господин Главный Начальник края от 28 февраля 1865 г. за 91 предложил губернским присутствиям об обеспечении духовенства сделать распоряжение о приведении в точную известность, какие из сельских причтов остаются необеспеченными по проектам, утвержденным после сего срока, затем сделать определение, какие из неисполненных повинностей должны относиться на основании Высочайше утвержденного мнения Государственного Совета в помянутом Сенатском указе и положении 1842 г. к обязанности владельцев имений и, оценив эти повинности, произвести взыскание с владельцев, на точном основании сей Высочайшей воли. Собрание таковых сведений о взыскании с помещиков тех недоимок Виленское Губернское присутствие об улучшении быта духовенства 16 марта 1865 г. поручило военным начальникам Виленской губернии. Между тем, когда были представлены требуемые сведения и взыскивались с помещиков деньги, Генерал-губернатор 7 марта 1867 г. за 324 дал предложение Виленскому Губернатору об отмене порядка ко взысканию сказанных недоимок и предварительном представлении сведений о том Министру Внутренних дел в шестимесячный срок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Можно оставить в стороне вопрос: сколько пострадает достоинство Православных пастырей от этой зависимости от стороннего иноверного ведомства – но будет ли этим обеспечено самое назначение лучших законоучителей? Я замечал, что училищные начальства одобряют в нашей стране, по большей части, не тех законоучителей или, по крайней мере, не за те качества, за которые бы следовало. Да и может ли учебное ведомство похвалиться ныне таким благоустройством, чтобы на него возлагать контроль и по пастырскому смотрению за учением Православной Церкви. Да простится мне всё изложенное выше. Надеюсь, что эти мои мысли найдены будут не безосновательными. И потому покорнейше прошу Святейшей Правительствующий Синод, не окажется ли возможным предписанное указом 15 апреля 1857 года правило, о предварительном соглашении с училищными начальствами при назначении законоучителей, отменить, или предстательствовать о том Благочестивейшему Государю. Мне неизвестно положение других епархий, а потому не знаю, во сколько для них это правило безвредно; но для Литовской оно будет решительно вредоносно. Довольно училищному начальству предоставить право (а это право и всегда предполагалось) обращаться к епархиальному начальству, в случае если назначенный законоучитель окажется несоответственным, по качествам ли или по нерадению. Тогда начальство епархиальное обязано или сменить, или исправить такового законоучителя – я, по крайней мере, никогда не отклонял этой обязанности. Настоящий рапорт написан секретным потому только, что причина несогласия на назначение священника Петкевича сказана была мне князем Шихматовым-Ширинским конфиденциально. 48. Список с рапорта Св. Синоду, от 24 февраля 1859 года за 626, с ходатайством об отмене состоявшегося в Виленской Римско-католической консистории противозаконного постановления, по случаю доноса Сморгонского ксёндза, будто тамошний Православный священник полицейскими мерами заставляет Римских Католиков к принятию веры Православной В Литовской духовной консистории получено отношение Виленской Римско-католической консистории, от 13 минувшего декабря, с утверждения Римско-католического митрополита Жилинского.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Здесь имеется только 459 приходских церквей на семьсот почти тысяч Православного народонаселения, то есть в меньшей пропорции, нежели по Минской, Могилёвской и Полоцкой, а ещё в гораздо меньшей, нежели по епархиям Киевской, Волынской и Подольской, хотя сии шесть епархий находятся в благоприятнейших обстоятельствах, нежели Литовская. Те шесть состоят каждая в пределах одной губернии, с сосредоточенным Православным населением; Литовская ж распространена на три губернии, и паства разбросана среди преобладающего иноверия, так что Православные составляют только почти третью часть противу Римских Католиков. Если уменьшить число приходских церквей в Литовской епархии, то это значило бы: подвергнуть крайнему стеснению Православных прихожан непомерною отдалённостью их церквей, подвергнуть их искушениям со стороны иноверцев, лишить возможности действовать успешно на сих последних, которых значительное число ежегодно присоединяется к Православной Церкви безпосредственно и посредством смешанных браков, коих бывает, по десятилетней пропорции, семьсот на каждый год. Сверх того, нужно припомнить, что ещё во время приготовительных мер по Униатскому ведомству для присоединения оного к Православной Церкви упразднено по Литовской епархии, где это оказалось безвредным, более ста тридцати приходских церквей. Все эти соображения долгом поставляю представить Святейшему Синоду. 41. Список с предложения в Литовскую консисторию, от 30 ноября 1857 года за 3441, с подтверждением об обучении прихожан ежедневным молитвам на славянском языке Несмотря на неоднократные предписания и внушения, посредством ежегодных осмотров обнаружено, что во многих приходах не все прихожане знают церковные молитвы на славянском языке, и что, при похвальном старании многих священников об устранении сего недостатка, есть и такие, которые о сем небрегут. Посему предлагаю консистории предписать всему духовенству посредством благочинных, чтобы оно приложило самое усердное старание об обучении своих прихожан, а в особенности детей, ежедневным молитвам и десяти заповедям Господним на славянском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При учреждении министерства государственных имуществ ленные имения поступили в его ведение: их оказалось всего 68 в 8 губерниях; тогда значилось в них по 8-й ревизии 23 173 души, 151 000 дес. земли и 81 000 дес. леса; но не все эти имения были бесспорно ленными: споры между казной и владельцами о ленном праве, об окончании владельческого права и о законности передач, залогов и разделов возникали во множестве и принадлежали к числу самых затруднительных и запутанных вотчинных дел. По 10-й ревизии ленные имения значатся в губерниях: Виленской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Минской и Подольской. По учреждении в 1857 году в западных губерниях комитетов об устройстве крестьян, комитетам было предоставлено войти в рассмотрение владельческих отношений и по ленным имениям; но в положении 19 февраля 1861 года не было упомянуто об этих имениях. Устройство их определено Высочайше утвержденным мнением Государственного совета 18 декабря 1861 года. Крестьяне ленных имений подчинены, относительно прав личных и имущественных, общественного управления и поземельного устройства, правилам общего крестьянского положения. Вместе с тем постановлено, что по приобретении крестьянами в собственность усадебной их оседлости вместе с полевым наделом, остальная земля поступает в распоряжение владельца на праве полной собственности, и имение исключается из числа ленных. Таким образом должны получить окончательное разрешение все вопросы о ленном праве, и владение ленное, т.е. зависимое и временное, может превратиться в право полной собственности на землю 302 . Засим, в 1871 году, постановлено, что в ленных имениях, в коих не совершено добровольного выкупа до указа об обязательном выкупе, земли, оставшиеся за выкупом, оставляются у владельцев польского происхождения на ленном праве, а у русских на праве полной собственности (т. VIII, ч. 1, изд. 1893 г., Уст. Казенн. Имен., ст. 1, прим. 1, прил. II, ст. 2, прим.). Есть еще имения поиезуитские, составляющие так называемый эдукационный фундуш.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Вначале управление церковно-строительной деятельностью в селах Западного края осуществлял Синод. Однако экономические и политические проблемы не дали возможность развиться храмостроительству. В сер. XIX в. Вильна стала центром православного храмостроительства всего Западного края, включая Белоруссию, Прибалтику и Польшу. Инициатором сельского православного церковного строительства стал П. Н. Батюшков, который с 1850 г. служил в Виленском крае сначала в должности ковенского вице-губернатора, в 1856-1867 гг.- вице-директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий при Мин-ве внутренних дел; М. Н. Муравьёв, занимавший посты министра гос. имуществ (1857-1862), а затем виленского военного губернатора, гродненского, минского и ковенского генерал-губернатора (1863-1865), активно содействовал постройке церквей в крае. Согласно распоряжению Мин-ва внутренних дел от 16 нояб. 1851 г., возведение церквей осуществлялось за счет помещиков, а крестьяне должны были помогать землевладельцам в подвозке материалов и выполнении необходимых работ. После Польского восстания 1863 г. Муравьёв создал губ. церковно-строительные комитеты и составил для них инструкцию. Они подчинялись строительному комитету в Вильне, художественным руководителем к-рого был академик Чагин, виленский епархиальный архитектор (1875-1890). Был объявлен также сбор средств на сооружение и содержание правосл. церквей и школ в зап. губерниях (отменен в 1890). Муравьёву удалось установить упрощенный порядок разрешения построек и организации строительства. Он предпочитал хозяйственный способ подрядному, повысил роль церковных советов, старался принимать только правосл. строителей. Муравьёв требовал, чтобы вновь построенные церкви были похожи на великорусские не только по внешнему виду, но и по внутреннему убранству. В 1864 г. он распорядился проверить исполнение указов 1851 и 1852 гг., в т. ч. это касалось внешнего вида храмов. Церкви, построенные «не по принятому и утвержденному плану, а архитектуры костельной», подлежали переделке. Пик храмостроительства в пределах современных Л. и Белоруссии, в первую очередь по образцовым проектам в национальных формах, пришелся на 1863-1865 гг. После отставки и кончины Муравьёва в 1865 г. следить за исполнением реформ должны были местные администрации, в ведение генерал-губернаторов перешли постройки всех ведомств. Церковно-строительный комитет в Западном крае возглавлял Батюшков (до 1867). Особую поддержку храмостроительству оказали имп. Мария Александровна и впосл. К. П. Победоносцев.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010