Сергиевский храм в Архиерейских палатах В 1870 году была освящена крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Архиерейских палатах, с колокольней . Храм строился из материала которой был приобретен в селе Остров . Петропавловский храм и Взысканская часовня Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г. Петропавловский скитский храм В монастырском скиту имеется храм во имя апостолов Петра и Павла . Он был заложен 18 октября 1859 года на средства Петра Ивановича Куманина. 15 сентября 1860 года святителем Филаретом было совершено освящение храма. После запустения советских времен был вновь освящен 23 июня 1995 года. Часовня " Взыскание погибших " Часовня в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " близ среднего пруда была достроена в 2001 году. Страстная храм-часовня Храм-часовня в честь Страстей Господних была достроена в 2004 году. Утраченные храмы и часовни монастыря Храм Спаса Нерукотворного Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного , в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявлены прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания. Духосошественский храм Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Цер­ковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов. Крестознаменская часовня В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима . Подворья Монастырь имеет подворье в с. Козловка Рязанской области, включающее храмы Знаменской и Казанской икон Божией Матери, скотный двор, посевы зерновых и картофеля. С 1992 по 2011 год монастырское подворье действовало при Спасо-Преображенском храме в Астрахани .

http://drevo-info.ru/articles/16507.html

В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью. Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна. Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210 ´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно). К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям ( Богословский. С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964). «В. п.» из Раковского во имя Св.

http://pravenc.ru/text/158344.html

Не только святым, но и простым христианам, даже грешникам являются иконы. В сказании об иконе Божьей Матери «Нечаянная Радость» повествуется о том, как «некий человек беззаконник имел правило ежедневно ко Пресвятой Богородице молиться». Однажды во время молитвы Божия Матерь явилась ему и предостерегла от греховной жизни. Такие иконы, как «Нечаянная Радость», на Руси называли «явленными». Особого рассмотрения заслуживает вопрос о соотношении между иконой и чудом. В Православной Церкви широко распространены чудотворные иконы, с которыми связаны случаи исцелений или избавлений от военной опасности. В России особенным почитанием пользуются Владимирская, Казанская, Смоленская, Иверская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» и другие чудотворные иконы Божьей Матери. С Владимирской иконой, например, связаны избавления Руси от нашествия монгольских ханов Тамерлана в 1395 году, Ахмата в 1490 году и Махмет-Гирея в 1521 году. В первом из этих случаев Божия Матерь сама явилась хану во сне и повелела оставить пределы Руси. Перед Казанской иконой молились воины народного ополчения во главе с Мининым и Пожарским, готовясь к решающему сражению с поляками, захватившими Москву в 1612 году. Во время нашествия Наполеона Казанская икона Божией Матери осеняла русских солдат, которые молились перед ней. Первое крупное поражение французов после ухода из Москвы произошло в праздник Казанской иконы 22 октября 1812 году. В последние годы в России получило распространение явление, которому многие придают особый мистический смысл: речь идет о мироточении икон. В наши дни иконы мироточат повсюду – в монастырях, храмах и частных домах; мироточат иконы Спасителя, Божией Матери, святителя Николая, святого великомученика Пантелеимона, царя-мученика Николая Второго, многих других святых. Мироточат как древние иконы, так и современные; мироточат даже репродукции с икон и открытки, на которых изображены иконы. Как относиться к этому феномену? Прежде всего, следует сказать о том, что мироточение является неопровержимым, многократно зафиксированным фактом, который невозможно подвергать сомнению. Но одно дело – факт, другое – его истолкование. Когда в мироточении икон видят признак наступления апокалиптических времен и близости пришествия антихриста, то это не более чем частное мнение, никоим образом не вытекающее из сути самого феномена мироточения. Мне думается, что мироточение икон – не мрачное предзнаменование грядущих бедствий, а, наоборот, явление милости Божией, посланной для утешения и духовного укрепления верующих. Икона, источающая миро, является свидетельством реального присутствия в Церкви того, кто на ней изображен: она свидетельствует о близости к нам Бога, Его Пречистой Матери и святых.

http://azbyka.ru/po-obrazu-i-podobiyu

Но все иконы для нас служат духовными светилами. От святилища Божия они нам сияют, и просвещают нас, и спасают. Вопрос 22. Почему существует множество различных икон Пресвятой Богородицы? Все мы веруем во единого Бога, Творца неба и земли, но мы видим из Священного Писания, что единый истинный Бог различными именами Себя называет. При купине Господь сказал Моисею: “Аз есмь Бог Авраамов, Бог Исааков и Бог Иаковль”. Именно так – именами праведников – Моисей и Илия призывали в своих молитвах единого Бога. И скиния едина была во Израиле, но она также много различных названий имела: скиния Моисея; Силомская скиния; скиния Давидова; скиния свидения; скиния Господня. И священный ковчег различно именовался в Ветхом Завете: ковчег Откровения; ковчег свидения; ковчег крепости: ковчег святыни; ковчег славы Израилева; ковчег могущества; ковчег Небесный; ковчег Господа; ковчег селения Божия; ковчег Божий. Поэтому наименование Бога по именам Его праведников говорит вовсе не о многочисленности богов, а о том, что при всех упомянутых праведниках, через их имена, призывался в молитвах единый Бог. Также мы мыслим и о Пресвятой Богородице. Она есть едина, но по месту явления Ее святых икон именуется. Одна икона Ее явилась в Тихвине, и именуется Тихвинской. Другая икона Ее явилась в Казани, и именуется Казанской. Еще одна икона пришла к нам из Иверского монастыря на Афоне, и именуется Иверской. И множество икон Заступницы рода христианского именуются или по местности их явлений, или по замечательным событиям, с ними связанным. Мы же, творя различные молитвы и славословия перед различными Ее святыми иконами, исповедуем всегда едину Пресвятую Богородицу, и имя Ее для нас едино есть – Пресвятая Дева Мария. Вопрос 23. Отчего существуют названия икон Божией Матери – Всех скорбящих радости, Скоропослушницы, Неопалимой купины, Взыскания погибших и других? Это означает многоразличные дары благодати Божией, почивающей в Пресвятой Богородице, через которые Она благодетельствует роду человеческому. И святые угодники Божии имеют различные дары от Бога, и всякому, по заслуге его, вручает Бог дар Своей благодати.

http://azbyka.ru/o-svyatyh-ikonah-i-kres...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ БЕД СТРАЖДУЩИХ» Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». XVI в. (?) (собор Богоявления в Елохове, Москва) Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». XVI в. (?) (собор Богоявления в Елохове, Москва) («Избавление от бед», «От бед страждущих», «Обет страждущих»), образ Божией Матери, в наст. время известный в России в чтимых списках: из Никольского придела Богоявления собора в Елохове в Москве, Казанского собора г. Людиново (Калужская обл.), из собора арзамасского во имя святителя Николая Чудотворца женского монастыря . На иконе Богородица представлена прямолично, сидящей, в царском одеянии: в венце, распахнутом гиматии с запоной (либо без нее) и в платье с поясом (редко без пояса), на голове плат. Богомладенец сидит на левой руке Матери (тип «Одигитрия»), Которая правой рукой придерживает Его ножки. Различия изводов 3 чтимых икон касаются позы Младенца и жеста правой руки Богоматери. На чудотворной иконе XVI в. (?) из Никольского придела собора Богоявления в Елохове (празд. 5 февр.) Младенец изображен со склоненной в сторону Матери головкой, двуперстно благословляющим, в левой руке, лежащей на колене,- свернутый свиток; Богоматерь (изображена по пояс) поддерживает левую ножку Сына, Его правая, подогнутая ножка не видна. Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». 30-е — 50-е гг. XVIII в. (Казанский собор в Людинове Калужской обл.) Икона Божией Матери «Избавительница от бед страждущих». 30-е — 50-е гг. XVIII в. (Казанский собор в Людинове Калужской обл.) В дореволюционных и совр. справочных изданиях чествование иконы приходится на Неделю всех святых. Еженедельно перед ней читается акафист, составленный и изданный в Арзамасе (2002). В «Сказании о земной жизни Пресв. Богородицы с изложением пророчеств и преобразований, относящихся к ней» (М., 1904. С. 290) образ был ошибочно соотнесен с иконой «Взыскание погибших» («Борская», из с. Бор, Тарусского у. Калужской губ.), имеющей др. иконографию; на этом основании был утвержден день празднования образа.

http://pravenc.ru/text/293830.html

А вот особенно трогательная икона – «Помощь в родах»: она говорит о том, что когда женщина находится в великой скорби и муке, когда человек рождается в мир, то помыслы прежде всего должны быть обращены к Матери Божией, Которая Единая родила Бога, пришедшего во плоти. А вот иконы, которые свидетельствуют об особой радости, посылаемой Матерью Божией, – «Утоли моя печали», «Нечаянная радость», «Всех скорбящих радость». От одного наименования этих икон точно светлые лучи спускаются к нам, в нашу скорбную жизнь. Но милость Матери Божией проливается на нас не только в наших земных скорбях, но и в наших душевных обстояниях; в дни душевных смятений мы тоже должны искать поддержки у Божией Матери. «Споручница грешных». Мы знаем, как Мария Египетская, великая грешница, случайно попала в Иерусалим. Она хочет войти в храм и поклониться Кресту Господню, но не может, точно силы невидимые удерживают ее. В смятении подымает она взор свой, и ее взор точно встречается со взором Матери Божией, глядящей на нее с иконы. Один миг, одна минута, в которую встретились два взора, взор Чистой Благословенной со взором грешницы – и вся душа этой грешницы потрясена, она падает в слезах и покаянии и встает уже не грешницей, а той святой, которая весь мир удивит подвигами благочестия. И все это случилось от соприкосновения с Матерью Божией, от одной встречи с Ее взором. Она «Споручница грешных». Она «Вратарница», которая отверзает перед нами врата. «Вратарница» – так называется иначе Иверская икона Божией Матери. В Москве на площади находится эта маленькая часовенка с образом Иверской Матери Божией, с образом «Вратарницы». И каждый день туда стекаются тысячи верующих, для того чтобы поклониться этому образу. А вот икона «Умягчение злых сердец», такая близкая и нужная нам в наше время; она говорит о том, что если мы хотим человеческое сердце облегчить от злобы, то мы должны прежде всего обращаться к Матери Божией, а не действовать только своими силами. И вот, наконец, икона «Взыскание погибших», находящаяся в нашем храме с правой стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ «Ж. И.» дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, «Умягчение злых сердец»; Иерусалимская, «Взыскание погибших») и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона «О Всепетая Мати», представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение «Ж. И.» как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Одна из ранних, гравированная на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо « I. S. ») представляет собой большой лист со множеством комментирующих надписей: «Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 499. 1241). Извод со страждущими показан на 4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (Там же. С. 500. 1242), в центральном клейме начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С. 501. 1245) представлен «Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами», где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. «Ж. И.» включался в состав гравированных или иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр., 4-листовая гравюра «Изображение 132 икон Богородицы», нач. XIX в.- Там же. С. 479-483. 1217(64)); 4-листовая гравюра «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов) (Там же. С. 483-485. 1218(147)); икона «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве - 4-я в 8-м ряду). Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX вв. в России образов «Ж. И.», в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и мн. др. (см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231-232). Празднование в честь Пресв. Богородицы ради Ее иконы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы.

http://pravenc.ru/text/182259.html

Священнику следует действовать очень осмотрительно: отходя от чистоты Православия, эти мнимые почитатели Богородицы, не сразу осознают свою ошибку, а обличающему их священнику бросят обвинение в не почитании Богоматери. Нужно понять психологию мирянина: через Богородичные иконы сама Божия Мать становится ближе к восприятию людьми святости, почитание Пресвятой Девы приобретает реальные формы. Уже само название икон (Взыскание погибших, Нечаянная радость, Всех скорбящих Радости, в скорбях и печалях Утешение, Скоропослушница, Споручнице грешных и другие) отражает отношение русского народа к «Заступнице усердной рода христианского». Поэтические наименования икон таят реальность повседневных переживаний и чувств человеческой души. Этого игнорировать нельзя. Пастырь должен сам знать истинное учение Церкви о Богоматери и зорко оберегать его чистоту и неприкосновенность в среде своих прихожан. Догматическое учение о Преснодевстве Девы Марии, о наименовании Ее Богородицей, было установлено Отцами III Вселенского Собора в 431 г. Греческая и южнославянские поместные Церкви почитание Богородицы литургически выражают, главным образом в форме песнопений служб Богородичных праздников. Кроме служб Богородичных праздников, греческие богослужебные книги содержат еще две службы, связанные с почитанием вещей, сохранившихся после Св. Девы Марии: 2 июня – служба «Положение честныя Ризы Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы во Влахерне» 31 августа служба «Положение честнаго пояса Пресвятыя Богородицы» Обе службы содержат три канона, составленные в IX в. преп. Иосифом Песнописцем. В практике же Русской Церкви осуществляется еще новая форма – в виде восхваления Божией Матери «ради Ея икон» (чудотворных и чтимых). Всего на Руси насчитывается около 700 названий почитаемых Богородичных икон. Эта специфика восхваления Божией Матери «ради Ея иконы», является особенностью русского литургического творчества, обнаружилась у русских литургистов не сразу и можно проследить этапы ее постепенного развития. Восхваление иконы менее всего заметно в службе Смоленской иконе Божией Матери, а в других службах наблюдается увеличение песнопений, восхваляющих данную икону.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Знаками простершегося над Россией Покрова Царицы Небесной стали чудотворные иконы Ее. Сердце Православия – Москву освящает Владимирский образ Матери Божией, западные пределы Его оберегают иконы Смоленская и Почаевская, северные – Тихвинская, на востоке сияет Казанский, на юге – Донской образ Пречистой. От края до края Россия словно бы усыпана светильниками чудотворных икон Богородицы, они являлись в больших городах и малых селениях, в святых обителях и приходских храмах, в лесах и на реках и просто в домах людей благочестивых. В епархии, которую я возглавлял прежде – Среднеазиатской, в Киргизии, в городе Пржевальске, хранится особо чтимый образ Пречистой, несущий на себе следы пуль – безбожники стреляли в эту икону с близкого расстояния, но пули не смогли пробить доску, на которой написан святой образ. Первый образ Матери Божией по преданию начертал святой евангелист Лука. Взглянув на это изображение, Пречистая Дева соизволила благословить его в таких словах: «Отныне ублажат Меня все роды. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с этим образом да будет». С той поры Божественная благодать неизъяснимо почиет на множестве икон Богородицы, щедро изливая чудеса по молениям тех, кто с верою и надеждою прибегает перед ними к заступлению Царицы Небесной. Сами названия многих таких образов звучат Божественной поэзией: «Путеводительница», «Взыскание погибших», «Благодатное Небо», «Всех скорбящих Радость», «Неопалимая Купина», «Утоли мои печали»… Сама Царица Небесная по преданию вручила образ Своего Успения четырем византийским зодчим и направила их в Киев, дабы был построен храм в первой на Руси святой обители, основанной преподобными Антонием и Феодосием. Поэтому Киево-Печерский образ Успения Владычицы стал благословением колыбели русского иночества. Милостью Матери Божией Церковь Российская стала обладательницей четырех чудотворных Ее икон, созданных по преданию святым евангелистом Лукой. Первая из этих бесценных святынь, икона «Одигитрия», впоследствии получившая название «Смоленская», прибыла в Россию в 1046 году – византийский император Константин IX Мономах благословил ею свою дочь Анну, выходившую замуж за русского князя Всеволода Ярославича.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα) — «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление — один из наиболее мистических типов богородичных икон. Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т. д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская». Богоматерь Умиление. XII b   Разновидностью иконографического типа «Умиление» является тип «Взыграние». Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к «Умилению», с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить «Яхромская». В этой композиции всегда присутствует характерный жест — Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду. Яхромская икона Божией Матери   Еще одна разновидность иконографии «Умиление» — «Млекопитательница». Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010