Крышка мощевика со сценами жития блж. Матроны Московской. Нач. XXI в. (ц. во имя вмч. Димитрия Солунского на Благуше, Москва) Крышка мощевика со сценами жития блж. Матроны Московской. Нач. XXI в. (ц. во имя вмч. Димитрия Солунского на Благуше, Москва) Формирование иконографии М. приходится на кон. 90-х гг. ХХ в. Иконописный облик святой сохранил некоторые портретные черты, его особенностью стали закрытые глаза - символ духовного зрения, которым блаженная обладала, будучи физически незрячей. Традиционно ее пишут в длинном зеленом платье и в белом платке, завязанном под подбородком; правая рука в молении поднята перед грудью, в левой - небольшие четки. Неск. икон М. подобной иконографии, созданных после 1998 г., находится в московском Покровском монастыре. На крышке раки в серебряном окладе М. изображена в рост, со сложенными на груди руками, держит четки. На иконе (в серебряном окладе) над ракой в левом приделе Покровского собора М. представлена коленопреклоненно, в 3/4-ном повороте вправо в молении к иконе Божией Матери «Взыскание погибших», перед старицей - аналой с Евангелием, в левой верхней части - оглавный Деисус. Чтимый поясной образ М. помещен в киоте на фасаде собора. Ростовая икона подвижницы находится в правом приделе во имя М. монастырской ц. Воскресения словущего. В наружной росписи колокольни и на иконе из Покровского собора М. представлена как покровительница мон-ря: в рост, в зеленом платье, на фоне панорамы Московского Кремля и строений Покровского мон-ря, вверху помещен поясной образ Покрова Пресв. Богородицы в небесном сегменте. Образы М. нередко включают изображение иконы Пресв. Богородицы «Взыскание погибших», связанной с Житием святой. Напр., на иконе, созданной М. Финогеновой, небольшой образ «Взыскание погибших» помещен между рук М. На иконе работы А. Васина святая представлена поколенно, сидящей в 3/4-ном повороте вправо, глаза закрыты, руки подняты в молении к иконе Божией Матери «Взыскание погибших», расположенной в верхнем правом углу композиции. На М. коричневое платье в горох, похожее на одежду святой на прижизненной фотографии, голова покрыта белым развевающимся платом. Особенностью храмовой иконы из ц. блж. Матроны Московской с. Тарасовка Пушкинского р-на Московской обл. является изображение М. в интерьере бревенчатого дома: в красном углу (справа от святой) - икона Божией Матери «Взыскание погибших» с лампадой и белой подвесной пеленой, на подоконнике - пучок вербы. Перед М.- стол, на нем кружка воды и просфора. Святая изображена по пояс, прямолично, с поднятыми вверх руками, в красном платье, голова покрыта белым платком. На левой руке - четки.

http://pravenc.ru/text/2562616.html

Празднование Божией Матери в честь иконы Ее «Взыскание погибших». Прежде нежели существовал мир, Дева Мария была предъизбрана в Предвечном Совете Пресвятой Троицы послужить спасению рода человеческого. Прошли века, отошли в жизнь Вечную миллионы людей, – и чудесам и благодеяниям Матери Божией нет конца. Она как неиссякаемый живой источник по-прежнему милосердует о человеческом роде! Русский народ свято верит во всесильную помощь Пресвятой Богородицы. Среди множества именований он усвоил Ей также именование «Взыскание погибших», как последнему Прибежищу, последней Надежде погибающих людей. Под этим названием известно несколько чудотворных икон, через которые Матерь Божия являла Свою милость людям, казалось, уже погибшим. Наиболее ранним из образов Пресвятой Богородицы, называемых «Взыскание погибших», можно считать образ, некогда находившийся в Георгиевском храме в г. Волхове Орловской губернии. По преданию, он был написан в 1707 году. Прославилась икона позднее, в середине XVIII века, через чудесное избавление от гибели благочестивого крестьянина села Бор Калужской губернии Феодота Обухова. Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Волхова этого крестьянина застигла страшная пурга с сильным морозом. Потеряв дорогу, лошади остановились у оврага. Обухов от стужи продрог и, не видя средств ко спасению, выпряг лошадь и привязал к саням; сам укутался, лег в сани и стал засыпать, сознавая, что совсем замерзает. В эти страшные минуты он обратился к Божией Матери с молитвой о спасении и дал обет заказать список с иконы «Взыскание погибших», находившейся в Георгиевском храме в г. Волхове. Сердечная молитва его была услышана: в соседнем селении под окном одного крестьянина вдруг раздался чей-то голос: «Возьмите!» Крестьянин вышел и увидел в санях своего полузамерзшего друга Феодота Обухова. По выздоровлении Феодот Обухов немедленно выполнил свой обет. С того времени Борская икона «Взыскание погибших» стала почитаться верующим народом. Известны следующие чудотворные списки с иконы «Взыскание погибших»: из села Малижина Харьковской губернии, явленная в 1770 году, троекратно избавившая жителей от холеры; из села Красное Черниговской губернии, из Воронежа, а также из г. Козлова Тамбовской губернии. В 1835 году при Московском Александровском Сиротском институте был освящен храм в честь иконы «Взыскание погибших».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В семье Федора Тютчева чтили несколько икон Божией Матери. В музее-усадьбе «Мураново» сохранился интересный образ «Взыскание погибших», который стоял в кабинете поэта. Изначально иконой владел воспитатель Тютчева Николай Хлопов, с которым будущий поэт был близок в детстве и юности. «Дядька» сопровождал выросшего Федора в первые заграничные поездки в 1820-х годах. В память об этом периоде, который старый слуга провел рядом с молодым Тютчевым, Хлопов заказал художнику икону Божией Матери. Хлопов умер в 1826 году, и перед смертью завещал передать образ «Взыскание погибших» любимому воспитаннику. Центральное изображение Богородицы на семейной реликвии Тютчевых обрамляют четыре святых: апостол Варфоломей, преподобный Макарий, преподобный Евфимий Великий и святой Исаакий Далматский. Макарий и Евфимий были первыми египетскими отшельниками, основателями христианского монашества. Исаакий Далматский – раннехристианский святой, обличитель арианской ереси. Именно ему посвящен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Апостол Варфоломей – один из двенадцати учеников Иисуса Христа. Он проповедовал христианское учение на востоке Римской империи, а мученически скончался в Закавказье. Происхождение иконографии «Взыскание погибших» точно неизвестно. Скорее всего, она появилась XVII веке. Иисус на этой иконе стоит на колене матери в белой рубашке, а Мария облачена в синюю мантию. Она обнимает сына и одновременно складывает руки в молитвенном жесте. Часто Богородица изображалась на иконе «Взыскание погибших» без головного убора, но на тютчевском списке у Богородицы есть платок. Само выражение «Взыскание погибших» взято из христианского литературного памятника VII века «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». Феофил, согласно этой повести, был оклеветан и изгнан из епископского дома. Он заключил сделку с дьяволом и подписал с ним договор, чтобы отомстить обидчикам и занять высокую церковную должность. Однако Феофил понял, что совершил страшную ошибку. Он молил Богородицу о прощении, и та вернула подписанную им бумагу.

http://sobory.ru/article/?object=44016

Но это будет в ночь на воскресенье, а пока еще пятница, и я стою в храме «Взыскание погибших» и разглядываю иконы Божией Матери на стенах: «Умиление», «Одигитрия», Казанская, Державная, «Знамение», «Шестистрельная» - и на всех образах лик у Богородицы непривычно светлый. Это потому, объясняет иеромонах Роман, что он специально выбелил лики: ведь солнце так редко заглядывает в храм. - Иконы я начал писать, потому что очень хотел иметь настоящие, писанные, а стоят они дорого, - говорит отец Роман. - Но сейчас я икон не пишу: времени нет. Чтобы совершенствоваться в каком-то деле, нужно обязательно хотя бы немного заниматься им каждый день, а не браться за него раз в год. Поэтому иконопись я пока оставил. Справа от алтаря, на высоком четырехстороннем аналое, стоит икона, в честь которой освящена церковь. Это небольшой образ Божией Матери «Взыскание погибших», написанный в академическом стиле. - Эту икону я когда-то нашёл в селе Тёмкино, в сторожке, среди груды мусора, - говорит отец Роман. - Одно время я служил в этом селе, в Смоленском храме. Когда в Ветрово построили церковь, отец Роман попросил монахиню Рафаилу, келейницу старца Николая Гурьянова, узнать - в честь кого освятить храм. И отец Николай передал, чтобы храм освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Иеромонах Роман берет икону «Взыскание погибших» с аналоя, и мы по очереди прикладываемся к ней. Каждого отец Роман благословляет иконой, а потом прикладывается к ней сам. Стоял бы и смотрел, не отрываясь. Икона-чудо! Кротость и печаль. Взыскание погибших. Как живая! Струится покрывало по плечам, Дитя прильнуло в поисках защиты, Предчувствуя далекий Крестный час. Пока еще ручонки не пробиты, Но Ты глядишь на каждого из нас. О, Мати Света! Все мы виноваты. История кружит в который раз. Растут иуды, воины, пилаты, Ученики - кто пред Тобой сейчас? Матюшин-Правдин Ночью при свете большой свечи мы сидим за столом в домике, который здесь называют летней трапезной. Домик не отапливается, в стенах у него щели, и единственный источник тепла у нас - горячий чай, который мы пьём чашку за чашкой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

В XIX веке некоторые из икон этого наименования прославились в России чудотворениями, после чего почитание образа «Взыскание погибших» распространилось повсеместно. Из списков иконы особенно известны и чтимы два. История одного из них связана с селом Бор Тарусского уезда Калужской губернии. Благочестивый прихожанин Никольского храма этого села Федот Обухов по своим торговым делам проживал в городе Болхове Орловской губернии и часто ездил по окрестным деревням. В 1808 году он отправился на ярмарку в село Голдаево в сорока верстах от Болхова. Возвращаясь назад на праздник Крещения Господня, ночью он был застигнут сильной метелью и заблудился. Лошадь выбилась из сил и остановилась. Был сильный мороз, чтобы не замерзнуть, крестьянин лег в сани и укрылся сеном. Но это не помогло: он стал чувствовать онемение членов и наклонность ко сну — признак замерзания. Поняв всю безнадежность своего положения, Обухов вспомнил об иконе Божией Матери «Взыскание погибших», находившейся в Георгиевской церкви Болхова, и мысленно обратился с молитвой к Пресвятой Богородице: «Матерь Божия! Спаси меня, не дай мне, грешному, умереть без покаяния». При этом он дал обет написать для Борской церкви копию иконы «Взыскание погибших». И Матерь Божия пришла на помощь. Обухов был уже в бессознательном состоянии, когда его измученная лошадь, руководимая неведомою силой, привезла его в город к дому одного крестьянина, которого разбудил лай собаки и голос за окном: «Возьмите!» В санях он увидел своего хорошего знакомого Федота Обухова — полузамерзшего и без чувств. После столь неожиданного избавления от неминуемой гибели выздоровевший крестьянин свято выполнил обет — заказал иконописцу ту самую икону и пожертвовал ее в храм родного села. Впоследствии Борская икона «Взыскание погибших» прославилась многими благодатными знамениями и чудесами (особенно во время эпидемии холеры в 1871 и 1892 годах), многие из которых были засвидетельствованы письменно. На пожертвования богомольцев вместо прежней убогой деревянной церкви был воздвигнут богатый каменный храм. Икона под именем «Борской» («Покровенной», так как Святая Дева, в отличие от других списков этого типа, изображена здесь с покровом на голове) во многих списках разошлась по России, а ежегодное празднование в честь образа «Взыскание погибших» было установлено на 5 ⁄ 18 февраля.

http://azbyka.ru/presvyataya-bogorodica-...

К святыням храма относились иконы: «Успения Божией Матери» с частицами мощей святых угодников, «Всех скорбящих радость», точные списки с чудотворных «Тихвинской» и «Ахтынской» икон Богородицы. В начале 1930 годов храм был осквернен и разграблен. В здании было организованно общежитие для молодых комсомольцев, помогавших строить Ефремовскую ТЭЦ. Но из-за того, что большая часть храма не отапливалась, общежитие перевели в другое место, храм взорвали. Полученный кирпич использовали для строительства (ЕЗСК,ТЭЦ). В марте 1970 года Благочинным Ефремовского района был назначен отец Герман. Его усилиями были восстановлены и отремонтированы все ныне действующие храмы района. В конце 1980 годов за советом и благословлением отец Герман поехал в Елец к старцу Варсонофию, который благословил строить храм в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших». В 1989 году был построен небольшой деревянный храм, вместимостью 250 человек. Осенью 1992 года начато строительство каменного храма. В 1994 году был освящен престол в нижнем храме в честь великомученика Никиты. В 1996 году завершено возведение храма. Епископом Кириллом был освящен главный престол в честь иконы Богородицы «Взыскание погибших». В 1999 году решением Совета народных депутатов храм «Взыскание погибших» был признан памятником культуры ефремовского района. В 2004 году отцом Германом был освящен третий престол в честь иконы Божией матери «Всех скорбящих радость» с правой стороны от главного престола. Немного ранее были возвращены церкви старинные вещи из разрушенных храмов, сохраненные людьми. Среди них оказался антиминс с престола Скорбящей Божией Матери Преображенского храма. С декабря 2011 года имеет статус кафедрального собора. По материалам сайта прихода . Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» построен на живописном берегу Красивой Мечи города Ефремова. Строить храм начали в 1990 году, завершилось строительство к 1996-му. За февраль и март был возведен деревянный временный храм, вмещавший около 500 человек. 7 апреля 1990 года, после малого освящения, совершилось первое богослужение во временно построенном храме.

http://sobory.ru/article/?object=06986

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 5 (82) , (3) . в этом году (за прошлые годы с 2019-01-27) Происхождение изображения: Загружено 2019-01-27, анонимно. Описание: Кафедральный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы Самара, ул. Ленинская, 75а Чудотворная икона " Взыскание погибших " приплыла по Волге к Саратову в 1666 году и была явлена местному воеводе Кадышеву. С тех пор она стала родовой реликвией этого дворянского рода, неоднократно являя чудесные знамения и исцеления от болезней. Анна Ивановна Кадышева, получив от бабушки в наследство чудотворную икону, не расставалась с нею, собирая по всей России пожертвования для основания Раковского Свято-Троицкого женского монастыря. Известно чудесное исцеление у иконы неизлечимо больного сына графа Шереметьева. В 1862 году А.И. Кадышева стала первой игуменьей Раковского монастыря и икону передала в монастырь. В монастырской летописи хранилось немало свидетельств чудес исцелений, творимых верою и благодатью (за период с 1862 по 1900 год засвидетельствовано около 40 чудес: исцелений бесноватых, немых, слепых, помощи Божией Матери " Взыскание погибших " при засухе, нашествии саранчи). После революции монастырь был закрыт и сейчас эта икона находится в Самарском Покровском кафедральном соборе. Молиться этому образу могут и люди, которые отвернулись от Господа и потеряли всякую веру во что-нибудь хорошее. В Военное время большое количество людей именно этот лик просили о защите своих близких и родных на фронте. Многие взывают к Божией Матери " Взыскание погибших " о помощи в преодолении недугов: головных болей, эпидемий, различных заболеваний глаз. Молитва иконе Божией Матери помогает одиноким женщинам обрести удачное замужество. А семейные пары могут просить у Богородицы крепких и счастливых уз. Также девушки могут молиться о сохранении отношений с молодым человеком и обретения ими терпения и мудрости. см. также http://pravicon.com/image-30493 Редактировать описание этого изображения (добавить информацию, исправить ошибки) . Переместить изображение в другой раздел (при ошибочном размещении в этом разделе) . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Взыскание Погибших " .

http://pravicon.com/image-33398

Опознание изображений икон и святых Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Опознание изображения 427 (1764x2116, 3138 Kb) Добавлено на опознание: 2013-02-02 15:57:44 Владелец: angelina Владелец доволен опознанием? Пока еще нет... Описание владельца: икона требует реставрации.Написана по цельному дереву.К какому образу Богородицы подходит больше, или как она называется? С обратной стороны царапины.Нет никаких букв. Попытки опознаний [ 2013-02-02 17:19:42 ] Tasha : На первый взгляд, больше похоже на икону " Взыскание Погибших " . Но там видны обе руки Божией Матери. А здесь нет. Возможно, что определенного названия и нет. Просто " Богородица с Младенцем " . Но могу ошибаться. [ 2013-02-02 17:50:57 ] angelina : На " Взыскании погибших " у Богородицы обе руки не просто видны,а сомкнуты - это традиционно для этой иконы. [ 2013-02-02 18:58:31 ] Tasha : Не всегда. http://pravicon.com/images/icons/0/309.jpg http://pravicon.com/image-317 - вот, кстати эта очень похожа. Только на выставленной Вами иконе, Младенец изображен не в полный рост. [ 2013-02-02 20:15:19 ] angelina : Спасибо за подсказку, я тоже склоняюсь к тому, что она одна из образов " Взыскание погибших " , просто к лику Богородицы тянется рука Богомладенца именно на этих иконах больше. [ 2013-02-08 06:57:37 ] tol : Не похоже на Взыскание. Кроме рук Богородицы, на взыскании Господь смотрит на Богородицу или хотя бы примерно туда, а здесь рассматривает наблюдателя и явно отвернулся от Богородицы. Скорее, это свободное творчество " по мотивам " известных икон, но не Взыскание. [ 2013-03-07 20:19:04 ] VAVA95 : Согласен с предыдущим ответом. Опознать это изображение Опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения... Вход Регистрация . Основная страница опознаний Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/unknown-427

По обету он заказал в Болхове список иконы для своей приходской церкви в с. Бор. Сохранилось имя иконописца, выполнившего список,- болховский мастер Н. П. Гуров (Там же. С. 380), упомянутый в «Реестре входящих и выходящих бумаг Белобережской пустыни» за 1815 г. в связи с написанием 39 икон для иконостаса больничной церкви Белобережской обители (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 18. Л. 17; Злотникова И. В. Страницы истории иконописания на Брянщине кон. XVIII - нач. XX в.//Религия, умонастроения, идеология в истории. Брянск, 1996. С. 99-108; сведения о том, что икона была написана в «половине» XVIII в., к-рые приведены в публ.: Рождественский А., свящ. Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор»//Калужские ЕВ. 1864. 24. С. 436; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 152, неточны). Икона была известна под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «Взыскание погибших» Богородица была изображена на ней стоя, в традиц. мафории, покрывающем голову, поддерживающей стоящего рядом Младенца. Положение кистей рук Богоматери сходно с изображением на болховской иконе: левая придерживает Младенца, а правая указывает на Него. Об особенностях иконографии борской иконы можно судить по сохранившемуся списку (ок. 210×120 см) кон. XIX - нач. XX в. в Воскресенской ц. г. Таруса. Так, в верхней части списка изображено «Крещение Господне» - в воспоминание чуда спасения Обухова. Предположение прот. А. Георгиевского, что «Крещение Господне» было помещено и на болховской иконе, не имеет оснований (см.: Рождественский А., свящ. Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор»//Калужские ЕВ. 1864. 24. С. 378-380), т. к. на списках болховской иконы этот сюжет не встречается, но является устойчивым признаком списков борской иконы. Кроме того, на списке из Воскресенской ц. по обе стороны головы Божией Матери изображены головки 5 ангелов, а Младенец Христос стоит на парапете с надписью: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика. Гимнография В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа («                        ») и 4-го гласа («          »); канон 4-го гласа (ирмос: «      », нач.: «              »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: «      » и «        ». Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34. Лит.: Рождественский А. , свящ. Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор»//Калужские ЕВ. 1864. 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ.//ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И. , свящ. Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь//Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. 4. С. 65-76; Альбицкий П. , свящ. Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.)//Там же. 1896. 3. С. 103-107; 4. С. 122-138; Кременский Е. В. , свящ. Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших».

http://pravenc.ru/text/158344.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010