Сакраментариев, которые были переписаны или использовались в Испании сторонниками римского обряда (напр., см.: Olivar, ed. 1953; Idem. 1963; Barriga Planas. 1972). В составе Миссала Ортиса сохранился Ординарий мессы (Omnium offerentium), скопированный им с утраченной ныне рукописи (PL. 85. Col. 530-569). Подобный текст Ordo missae omnimode имеется в составе Liber ordinum из мон-ря Сан-Мильян-де-ла-Коголья (Matrit. Acad. Hist. Aemil. 56. Fol. 167-174v, XI в.). Оба текста представляют собой смешение мосарабских элементов с рим. каноном мессы. Liber orationum (festivus). Орационал (аналог Коллектария в др. зап. обрядах) представляет собой сборник молитв оффиция (содержит молитвы антифонов и респонсориев, молитвы малых часов, нек-рые молитвы периода Великого поста, отпусты вечерни и утрени, благословения народа). Судя по пометам в рукописях, он всегда согласовывался с Антифонарием. Древнейший образец, отражающий, вероятно, тарраконскую практику вестгот. периода,- Веронский Орационал (ркп. Veron. Bibl. Capit. LXXXIX (ранее 84), кон. VII в.; после 731 г. рукопись оказалась в Италии; последний палеографический анализ см.: Vivancos G ó mez. 2006). Впервые памятник был издан И. Бьянкини в 1741 г. (Libellus Orationum/Ed. I. Bianchini// Thomasij M., card. Opera omnia. R., 1741. Vol. 1. P. 1-136). Новое издание: Vives, Claveras, ed. 1946. Др. Орационал сохранился в ркп. Lond. Brit. Lib. Add. 30.852, IX-X вв. (вероятно, из Санто-Доминго-де-Силос). Известны также 2 фрагмента: один происходит из Каталонии (ркп. Barcelona. Archiv. Catedr. 187-14, нач. IX в.), другой из Толедо (ркп. Tolet. Arch. Capit. W1a-W1b и ркп. Vic. Bibl. episcopal. 260, XI в.), 2 палимпсеста тоже содержат Орационал: Matrit. Bibl. Nac. 6367, X в.; Scorial. p I 6. Fol. 64-70, 87-118, XII в. Liber misticus (или mixtus, букв.- «смешанная книга», поскольку в ней соединены молитвы и песнопения суточного круга и мессы; по сути аналог рим. полного Миссала). Этот тип книги использовался в кафедральном богослужении. Впервые упоминается ок.

http://pravenc.ru/text/674997.html

Согласно латинской версии «Египетского церковного чина» (глава 8. 1а) в диакона рукополагается кандидат, избранный «согласно тому, как было сказано». Ориентальные версии памятника приписывают инициативу рукоположения диакона епископу: «Когда епископ поставляет диакона/если епископ желает рукоположить В Апостольских постановлениях VIII. указания также обращены к епископу. В Дидаскалии апостолов (глава 16), сопутствующей «Египетскому церковному чину» в коллекции Веронского палимпсеста и, очевидно, тесно с ним связанной, также предполагается, что диакона избирает епископ: «Епископ, назначай себе работников праведности… тех, кто угодны тебе из всех людей, тебе следует избрать и назначить Каноны Ипполита (канон и Завет Господа нашего Иисуса поддерживают прочтение по латинской версии. Не ясно, на что именно ссылается составитель «Египетского церковного чина», когда говорит, то диакон избирается «согласно тому, как было сказано». Возможно, речь идет о той же процедуре, что и при хиротонии С другой стороны, «Египетский церковный чин» может ссылаться на предшествующие ему в коллекциях Каноны святых апостолов (глава 20), где подробно описываются личные качества, которыми должен обладать кандидат в Дело в том, что в Завете Господа нашего Иисуса значение фразы «как было сказано ранее» раскрывается перечислением тех же качеств кандидата, о которых говорится в Канонах святых апостолов (глава 20). Таким образом, можно предположить, что составитель (или редактор) «Египетского церковного чина» имел в виду, что кандидат в диаконы избирается епископом, но при выборе епископ должен учитывать, обладает ли кандидат качествами, перечисленными в Канонах святых апостолов (глава 20). При хиротонии диакона на ставленника возлагает руки только епископ, в отличие от рассмотренной выше хиротонии пресвитера, когда на ставленника возлагают руки и епископ, и пресвитеры. Все версии текста содержат объяснение этой практики (гл. 8. 2): дело в том, что диакон рукополагается не в священство (quia non in sacerdotio), но в служение (in ministerio) епископу, чтобы делать то, что повелевается от епископа. В связи с этим уместно процитировать комментарий, содержащийся в главе 8. 3:

http://sedmitza.ru/lib/text/5122589/

Так и протестантская, и почти целиком католическая наука, a за ними — и наш литургист Карабинов, отвергали существование эпиклезы в течение первых 3 веков; a, признав его появление, якобы, только в IV веке, не смогли объяснить причину его возникновения. Карабинов считал, что даже и установительные слова Спасителя «Приимите, ядите… Пийте от нея вси…» — «не особенно древняя вставка». [ 107 ] Ho вот открытие Hauler " ом в 1900 г. в Веронском палимпсесте произведения Ипполита Римского, известного до того только по заглавию ‘Αποστολικ παρδοσις, вырезанному на статуе этого святого, перевернуло почти все выводы, построенные кропотливыми трудами ученых литургистов и историков. Благодаря добросовестной критической работе ряда ученых (Hauler, Eduard Schwartz, Th. Schermann и английских бенедиктинцев Dom Connolly и Dom Gregory Dix) пришлось не только внести поправки в гипотезы Ахелиса и Функа, но и признать древнейшим источником найденное «Апостольское предание» святого Ипполита, от которого ведут свое начало и KO, и КН, и VIII b. [ 108 ] Но самое главное не в исправлении этих генеалогических схем, a в том, что «Апостольское предание» святого Ипполита содержит полный чин евхаристической молитвы, древнейшей из доселе нам известных, помещенной после хиротонии нового епископа, лобзания мира и умовения рук. По ней уже можно судить с очень большой обстоятельностью об анафоре века. Вот текст этой молитвы (цитирую по книге Фрира, стр. 49-52):   «Господь с вами». «И со духом твоим». «Горé сердца». «Имеем ко Господу». «Благодарим Господа». «Достойно и праведно». «Благодарим Тебя, Боже, через Твоего возлюбленного Сына Иисуса Христа, Которого Ты в последние времена послал нам, как Спасителя и Искупителя и Ангела Твоего совета; Который есть неотделимое от Тебя Слово; и Которым Ты создал все и Который Тобою особенно любим; Ты послал Его с неба в утробу Девы, и Который, обитая во чреве (Ея), воплотился и показался Твоим Сыном, рожденным от Духа Святаго и Девы; Который исполнил Твою волю и стяжал Тебе народ святой, распространил руки во время Своего страдания, чтобы страстью освободить тех, кто в Тебя поверит; Который, когда предан был вольной страсти, чтобы освободить мертвых и разрушить козни диавола, попрать ад, просветить праведников, учредить уставы и явить (Свое) Воскресение, — прияв хлеб и воздав Тебе благодарение, сказал: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое»; подобным образом и чашу, говоря: «Это Моя Кровь, которая за вас изливается; когда это вы творите, то творите в Мое воспоминание».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

В Карфагенском календаре (1-я пол. VI в.) под 27 дек. указана память Иоанна Крестителя (ошибочно вместо И. Б.) и ап. Иакова Старшего; память И. Б. и Иакова отмечена также в Синайском календаре (ок. 800), восходящем к африканскому оригиналу. В Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) содержится краткое сказание об И. Б., в к-ром упоминается легенда о его мученичестве, ссылке на Патмос и прибытии в Эфес после смерти Домициана при принцепсе Пертинаксе, о борьбе с еретиком Керинфом и с эбионитами, об основании Церквей по всей Асии и о погребении апостола в Эфесе. В Мартирологе Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.) заметка значительно сокращена, оставлено лишь указание на возвращение апостола в Эфес - место его кончины. В более позднем Мартирологе Узуарда заметка Флора также подверглась сокращению, однако не столь радикальному. В ряде поздних рукописей Мартиролога Узуарда под 27 сент. указана память ссылки И. Б. на Патмос (MartUsuard//PL. 124. Col. 514). В XVI в. память И. Б. под 27 дек. была внесена в Римский Мартиролог. О широком почитании И. Б. на раннесредневек. Западе свидетельствует наличие проприя мессы на день его памяти 27 дек. во всех основных литургических книгах - в Веронском Сакраментарии (Sacramentarium Leonianum/Ed. Ch. L. Feltoe. Camb., 1896. P. 164-166) и в Сакраментарии Геласия (The Gelasian Sacramentary. 1894. P. 7-8), а также в Сакраментарии-палимпсесте VII в. из Ирландии или Сев. Англии, принадлежащем к галликанской традиции (Das irische Palimpsestsakramentar im Clm 14429 des Staatsbibliothek München/Hrsg. A. Dold, L. Eizenhöfer. Beuron, 1964. S. 28-32), и в мосарабском Сакраментарии ( F é rotin M. Le Liber Mozarabicus Sacramentorum et les manuscrits mozarabes. R., 19952. Col. 68-72). Ораторий Сан-Джованни ин Олео в Риме. XV в., XVII в. Ораторий Сан-Джованни ин Олео в Риме. XV в., XVII в. Первый известный пример освящения церкви во имя И. Б. представляет церковь в г. Арелат (ныне Арль, Франция), где св. Кесарий († 542) построил загородную базилику Богоматери, И. Б. и св. Мартина. Храм, освященный 6 сент. 542 г., должен был стать усыпальницей Арелатских епископов, первым здесь был похоронен сам Кесарий (Vita Caesarii. I 57, II 50//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 480, 501).

http://pravenc.ru/text/Иоанн ...

Во гробе сокрыто тяжелое наказание, для перенесения которого недостало бы сил у грешного человечества; из гроба возсияло спасение для всех потомков древнего и всеродного Адама. Пусть крест, смерть и погребение служат соблазном для погибающих ( 2Сол.2:10 ; 2Кор.2:16 ); верующий утверждается здесь надеждою спасения; а прелюбодейному и грешному роду, ищущему особых знамений, и ныне не дается знамения, кроме знамения Ионы пророка ( Мф.12:39,40; 16:4 ). По гласу Пророка, Ниневия воскресает к новому образу жизни: по слову Евангелия, мёртвый ( Еф.2:5 ) человеческий род оживотворяется в новую тварь. Покаянием Ненивитяне спаслись от гнева Божия: и раскаяся Бог о зле, еже глаголяще сотворити им и не сотворити ( Ион.3:10 ): так и нас, от жизни Божией отчуждённых, покаяние и вера во Христа, оправдывая кровью его, примиряя Богу смертию Сына его, спасает от гнева Божия в животе его ( Рим.5:9,10 ). Между тем, как Ненивитяне, удалённые от света истинного Боговедения (хранящие суетные и ложные. Ион.2:9 ), так охотно повинуются воле Божией, призывающей к покаянию, – Пророк, воспитанный в законе, удостоенный особенных откровений, видевший на себе поразительные опыты силы и благости Божией, ропщет на Бога. Вопреки язычникам, охотно принявшим явление, Иудеи – народ почитавший закон, народ, которому вверена быша словеса Божие, которому видена быша шествия Божия во всей св. истории, – и видя чудеса и слыша слово Божественного Совершителя Веры, упорно противятся благодати, призывающей в своё царство. И однако зде более Ионы ( Мф.12:41 ) 11 ! 1 Theophil. antioch. ad Autolic 1:1–3; Зенон еп. веронск. Хр. Чт. 1843, 2, 383 и д.; Ambros. in Psal. 43; Златоуст. Бес. на Ев. Матф., ч. 2, стр. 237 и д. в русск. Перев. 1839. М.; Hieron. Opp. t. 6. p. 390, 391, 393, 396 и др. ed. 1768. Venet.; Augustin. de symb. I. IV; Cyrill. alex. Opp. t. 3, p. 365–367, ed. 1637. Lutet.; Theodor. Comm. in Proph. Jon. pass.; Gregor. magn. in. Psal. 6; также Petr. chisolog. serm. 37; Euseb. emissens. homil. 2 de pascha.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/novoza...

150 Его имя упоминается на одной надписи в катакомбах Каллиста, сделанной до гонения (De Rossi, Inscr. christ., T. I, p. CXV). 152 Имя Маркеллина пропущено только в календаре; филокалийный сборник, который сохранил нам самый календарь, заключает в себе список пап, где он находится на своем месте. 153 Eusebius, H. E. VIII, 14, уверяет даже, что вначале он выдавал себя за христианина, «чтобы понравиться римскому населению», и присовокупляет, что он приказал ослабить гонение, что более вероятно (τν ατ Хριστιανν νεναι προστττει διωγμν). 154 О том, что следует ниже, мы не имеем других документов, кроме надгробных надписей в честь пап Маркелла и Евсевия, составленных гораздо позднее их преемником Дамасом. То, что они сообщают о положении дел в Риме, вполне сходится с тем, что нам известно о событиях в Карфагене и Александрии. 155 Дамас его не называет, но говорит, что он отрекся от Христа в совершенно мирное время, in расе, т. е. до гонения. Это был отступник «накануне». 156 Этот протокол, равно как и протокол, составленный при отобрании имуществ, был предъявлен донатистами на конференции 411 г. (Collatio Carthageniensis) (Coll., 499–514; Aug., Brev., III, 34–36; Ad. Don., 17). 157 О мелитианском расколе см.: 1) Каноническое послание Петра александрийского , вместе с сирийскими добавлениями, изданными Лагардом в Reliquiae iuris ecclesiastici antiquissimae и обратно переведенными на греческий язык Швартцом (Е. Schwartz, Zur Geschichte des Athanasius, в геттингенских Nachrichten, 1905, s. 166 et sqq.); 2) несколько документов, следующих за Historia acephala св. Афанасия, находящейся в так называемом собрании диакона Феодосия (Веронск, манускр., LX; Р. Batiffol, Byzantinische Zeitschrift, 1901 г., тщательно их переиздал и показал их связь с Historia acephala)·. 3) Epiphanius, haer. 68, где происхождение уже немного разукрашено легендами; 4) Athanasius, Apol. contra Arianos, 11, 59; Ad episcopos Aegypti et Libyae, 22, 23. 162 Афанасий, Apol. adv. Ar., 59, говорит, что Мелитий был осужден Петром александрийским на соборе за разные проступки и за жертвоприношение, π θυσ. Последнее обвинение весьма неправдоподобно. Оно не было предъявлено, или по крайней мере, не было установлено на Никейском соборе, который в противном случае не отнесся бы к Мелитию столь мягко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Игн. бог. Посл. к Полик. с. 193–194. Каз. 1855. Терт. Пис. к жен. 2: тв. ч. 2 с. 223. Спб. 1847. Прот. Марк. кн. 5 гл. 18 и О единобр. гл. 5: тв. с. 333. 390. Венец. 1701. Пост. ап. кн. 6 гл. 8 с. 134–135. Лейпц. 1853. Св. Амвр. мед. Пис. 42: тв. т. 2 ч. 1 с. 1124. Пар. 1845. Св. Епиф. О ерес. 67 гл. 6: тв. т. 1 с. 714. Кельн, 1682. 717 Св. Амвр. мед. Пис. 19: тв. т. 2 ч. 1 с. 984. Пар. 1845. Клим. ал. Стром. кн. 3. 4: тв. с. 462. 524. Пар. 1741. Зенон. веронск. О вере, надежд. и любв. гл. 4. 719 Св. Амвр. мед. Об Авраам. кн. 1 гл. 7: тв. т. 1 ч. 1 с. 443. Пар. 1845. Св. Злат. Бес. на кн. быт. 48: ч. 3 с. 147. 148. Спб. 1853. Сос. на п. к кор. 12 с. 207. Спб. 1858. 721 Апостольское прав. 26: «Повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни только чтецы и певцы». Собора неокесарийского прав. 1: «Пресвитер, аще оженится, да извержен будет от своего чина». Собора трулльского прав. 6: «Понеже речено в апостольских правилах, яко из произведенных в клир безбрачных токмо чтецы и певцы могут вступати в брак: то и мы, соблюдая сие, определяем: да отныне ни иподиакон, ни диакон, ни пресвитер не имеет позволения, по совершении над ним рукоположения, вступати в брачное сожительство; аще же дерзнет сие учинити, да будет извержен». Книг. прав. с. 13. 133. 68. Спб. 1843. 724 Свицер. Сокров. церк. т. 1 с. 986. Амст. 1728. К этому лютеране присовокупляют, что послание св. Иакова, в котором говорится о елеопомазании, – не каноническое. Но это неправда: ибо каноническое достоинство этого послания не подлежит сомнению. Ориг. Бес. на Иисус. Нав. 7 : тв. т. 2 с. 412. Пар. 1733. Соб. лаод. прав. 60, Соб. карф. прав. 33 и св. Амф. Посл. к Селевку: кн. прав. с. 160. 182. 348. Спб. 1843. Св. Афан. вел. Кратк. обзор. свящ. пис. кн. 6: хр. чт. 1842 г. ч. 1 с. 157–158. Св. Иннок. Пис. к епископ. Екзуперию: тв. св. Льва в. т. 2 с. 47. Лион, 1700. Пр. Иерон. Пис. к Павлину: тв. т. 4 ч. 2 с. 574. Пар. 1706. Бл. Авг. Хрис. наук. кн. 2 гл. 8 с. 84. К. 1835. Св. Иоан. дам.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

   001    002    003   004