Вот тогда и наступил перелом в их отношениях. Добившись своего, Ольга быстро нашла массу недостатков в своем прежнем кумире и отвергла все его попытки поддержания отношений. Во всех перечисленных случаях неспособность любить в сочетании с сильной потребностью быть любимым приводит к состоянию хронического напряжения, которое проявляется в отношениях с близкими людьми в бурных, неуправляемых эмоциональных взрывах, не адекватных ситуации. Таким образом, все перечисленные варианты «любви» по сути истинной любовью не являются, а служат попыткой удовлетворения своих потребностей, желаний, решения своих психологических проблем и сложностей. Глава 4. Истинная любовь …Исчезает чувство своего «я» как отдельного человека, во внутреннем мире и внешних делах муж и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого… Не может быть глубокой и искренней любви там, где правит эгоизм. Совершенная любовь — это совершенное самоотречение. Из дневника святой мученицы и страстотерпицы царицы Александры о значении семьи и семейной жизни Признаки любви истинной Так что же такое истинная, настоящая любовь? Каковы ее проявления? Обратимся к Библии. Суть истинной любви раскрыта апостолом Павлом в его знаменитом гимне, в Первом послании к коринфянам. «…В совершенной любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение; боящийся несовершенен в любви. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше». К сказанному сложно что-то добавить, однако можно выделить отдельные моменты и рассмотреть их более детально. «Любовь никогда не перестает». Очень важной чертой истинной любви можно назвать вечность. Все, что не может быть вечным, не имеет права называться любовью. А что исчезает из отношений? Страсть, влюбленность. После их угасания возникает в лучшем случае пустота, равнодушие, иногда светлые воспоминания, в худшем — негативные тягостные эмоции: ненависть, отчаяние.

http://azbyka.ru/semya/garmonija-v-seme-...

Каждое третье «я» может быть первым во второй троице и вторым в третьей, так что эта цепь любви, начинаясь от Троицы Абсолютной, которая силою Своей, как магнит бахрому из железных опилок, сдерживает все, простирается дальше и дальше. Любовь, по блаженному Августину , есть «некоторая жизнь, сочетающая или сочетать стремящаяся». Это и есть веяние Духа Святого, утешающего радостию созерцания, вездесущего и все исполняющего сокровищем благим, подающего жизнь и своим вселением очищающего мир от всякой скверны. Но для сознания животворческая деятельность Его делается явной лишь при высшем прозрении духовности. Такова схема самообоснования личностей. Но как конкретно раскрывает себя любовь, эта центробежная сила бытия, исходящая от знающего Истину? Не останавливаясь на подробностях, напомним лишь общеизвестное место из «Гимна любви» апостола Павла, в котором сказано все: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то помладенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тсклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше ( 1Кор. 13. 4–13 ). О любви человеческой В начале всякого размышления о христианском понимании любви вспоминаются слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Бог есть Любовь ( 1Ин.4:8 ). Казалось бы, эти слова вообще снимают какие бы то ни было рассуждения о любви: любовь наша хороша и сообразна христианству, если она похожа на Любовь, Которая есть Бог. Однако уже при более глубоком размышлении на эту тему становится очевидным, что все не так просто, и то, что мы в сфере человеческих отношений обычно называем столь емким и возвышенным словом «любовь», требует по крайней мере внимательного рассмотрения и детальной оценки в свете христологии, сотериологии и христианской антропологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Претыкание одиннадцатое В деле оправдания и спасения Священное Писание упоминает только об одной вере, о делах же умалчивает и не вспоминает: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя ( Мф. 9, 22 ). Встань, иди; вера твоя спасла тебя ( Лк. 17, 19 ). Прозри! Вера твоя спасла тебя ( Лк. 18, 42 ). Вера твоя спасла тебя, иди с миром ( Лк. 7, 50 ). Исправление претыкающимся Ответ тот же, что и на десятое претыкание. Ибо эти изречения из Священного Писания относятся к вере в чудеса, а не к оправданию и спасению. Получить чудо исце­ления можно и без дел, ради утверждения веры, как сказано выше. Здесь же в Писании говорится о вере кровоточивой и прокаженного, которые исцелились одной только ве­рой, не оправдывающей и не спасающей, а исцеляющей от временного недуга. Претыкание двенадцатое Священное Писание гласит, что все верующие получат оправдание и спасение. Это не было бы истиной, если бы для оправдания и спасения действительно не было достаточно одной веры, о чем и говорится в Писании: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин. 3, 16 ). О Нем все Пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его ( Деян. 10, 43 ). Оправдывается Им всякий верую­щий (Деян. 13, 39). Всякий, верующий в Него, не постыдится ( Рим. 9, 33 ). Всякий верую­щий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден ( 1Ин. 5, 1 ). вера твоя спасла тебя, иди с миром ( Лк. 7, 50 ). Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин. 1, 12 ). Верующий в Сына имеет жизнь вечную ( Ин. 3, 36 ). Исправление претыкающимся ОТВЕЧАЕМ, ВО-ПЕРВЫХ: Следует знать, что хотя в некоторых местах Священ­ного Писания действительно упоминается только вера, но спасает не она одна. Так, в других местах иногда упоминаются другие добродетели, но и не они одни спасают. На­пример: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много ( Лк. 7, 47 ). Здесь упоминается только одна любовь, но она не спасает без веры. Милостыня от смерти избавляет ( Тов. 12, 9 ) но она не делает этого без веры. Ибо мы спасены в надежде ( Рим. 8, 24 ), но одна надежда без веры спасти не может. Он спас нас (...) банею возрождения (то есть крещением) ( Тит. 3, 5 ), но и крещение без веры не приносит пользы. Видите, что в каждом из этих изречений упоминается об одной добродетели, но это не значит, что спасает именно одна эта добродетель. Так следует рассуждать и о роли веры в деле спасения. Хотя в некоторых местах Священного Писания и упоминается одна вера, но спасает не она одна.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

И в древности и в современном мире всякий серьезно мыслящий о жизни ставил пред собою великий вопрос: какое есть самое высшее благо в жизни, – что именно в мире есть высшее добро? Пред вами жизнь. Только однажды вы можете прожить ее! Что же есть самого благороднейшего в ней, к чему мы должны стремиться, какого наивысшего дара мы должны желать и ждать от нее? Мы привыкли слышать, что самое великое в духовном мире есть вера. Это дивное слово в продолжение многих веков было главным ключом религии всех народов; значение же веры нашей христианской возвещено евангелием так, что ни одного чуда не совершается без нее, и мы легко научились смотреть на веру как на самое высшее благо. Но что же? – мы ошибаемся. Вот что говорит об этом ап. Павел: если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а любви не имею, то я ничто (1 Кор. 2). В этом учении св. апостол, приводя нас к самому источнику христианства, положительно уверяет, что «самое великое благо в нравственном мире, самое высшее добро есть любовь». Это сказано не случайно; во всей XIII главе 1-го послания к коринфянам апостол доказывает это, восхваляя любовь, и речь свою заключает решительными словами: теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше (13 ст.), – самое великое есть любовь. И это не есть пристрастие. Человеку свойственно советовать и предписывать другим свой основный взгляд; но любовь не была главным предметом учения ап. Павла, – во всех посланиях своих он раскрывает учение свое о вере. То же превозношение любви, как высшего блага, находим мы в писаниях других апостолов. Ап. Петр говорит: более же всего имейте усердную любовь друг ко другу; потому что любовь покрывает множество грехов ( 1Nemp. IV, 8 ). Ап. Иоанн Богослов есть апостол любви и в посланиях своих подробно раскрывает учение свое о любви, как существенном благе христианства, возвышая понятие о любви названием Самого Бога Любовию: возлюбленные! будем любит друг друга, потому что любовь от Бога; и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога: потому что Бог есть любовь ( 1Uoah. IV. 7 – 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Она есть источник и совокупность всего доброго; а поэтому выше всех других добродетелей: «А теперь, – говорит апостол, – пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше», без которой все наши знания, подвиги и самая вера не имеют нравственной цены. Видите, что значит любовь и как необходима она для нравственного совершенства нашего! Поэтому апостолы, внушая все христианские добродетели, более всего заповедуют нам любить друг друга. Паче всего, говорят они, «облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». Прежде всего, «имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов» ( Кол.3:14 ; 1Петр.4:8 ). е) И как хорошо было бы, если бы все люди в точности исполняли эту апостольскую заповедь и жили в искренней любви между собой! Тогда не было бы тех зол, которые происходят от неприязни человеческой, – не было бы свар и браней, обманов и клевет, хищений и тайных доносов и других вредных действий, которые так много причиняют несчастья людям. Напротив, тогда и те скорби, которые неизбежны в сем мире по естественным законам природы весьма облегчились бы, тогда бедные и нищие находили бы щедрое пособие у богатых, слабые и немощные – поддержку и покровительство сильных, сирые и вдовицы – необходимое для них призрение. Короче, тогда любовь устранила бы много несчастий, бывающих ныне в мире, – усладила бы много горестей, удручающих ныне человечество, пролила бы много радостей и утешения между людьми: ибо, по словам апостола, «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» и не только никому не делает ничего худого, но еще внушает добро творить ненавидящим нас, благословлять клянущих нас и молиться за творящих нам обиды ( 1Кор.13:4,7 ; Лк.6:27–28 ). III. Возлюбим же, братия, друг друга и будем любить искренно, не словом или языком, но делом и истиной ( 1Ин.3:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Жизнь человека состоит из отдельных моментов. Сами по себе они почти ничего не значат, даже противоречат друг другу. Но в какой-то момент они складываются в стройную картину, как мозаика, собранная рукой умелого мастера. «Бог – есть Любовь» «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». ( Послание Апостола Павла к Коринфянам 13, 1–13 ) ( Детство ) «Бог – есть Любовь» – так сказал Апостол Иоанн ( 1 Ин 4:8 ). Он знал Бога. Он был его любимым учеником. Он слышал биение Его сердца на Тайной Вечере. Именно ему Бог заповедал заботиться о Его Земной Матери как сыну, сказав: «Это мати твоя». А Богородице: “Жено, сей есть сын Твой”. Он жил долго, написал Евангелие и умер свой смертью. А еще он принёс нам “Откровение”… Я не знал Бога. Наша семья жила в Ивановской области. Мой отец был чемпионом РФ по боксу, но после моего рождения бросил спорт и начал пить. Чтобы не рушить семью, мама уехала на Украину к родителям, взяв нас с братом с собой… Мне было тогда 7 лет. Мама писала отцу письма, в отпуск ездила к нему. Он говорил, что одумался, что бросил пить и начал строить дом. Они любили друг друга. И именно любовь вновь воссоединила нашу семью. Перед отъездом я тяжело заболел, бабушка выходила меня и приняла решение крестить меня, так как понимала, что никто кроме нее этого не сделает. Отпускать некрещеных внуков она не могла. Родители не были против, мама была крещеной сама, а вот отец – нет. Мне было тогда 9 лет.

http://azbyka.ru/way/vera-i-vernost-bog-...

1 Кор 12:12–26 Вторник 9 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 153 Братья, вы – тело Христово, и в отдельности – члены. И Бог поставил их в церкви: во-первых, апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями; затем чудеса, затем дарования исцелений, оказание помощи, управление, разные языки. Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли совершают чудеса? Все ли имеют дарования исцелений? Все ли говорят языками? Все ли толкуют? Ревнуйте о дарах больших. И еще превосходнейший путь покажу вам. Если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, – сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и все знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, – я ничто. И если я раздам все имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, – нет мне никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не кончается. 1 Кор 12:27–13:8 Бессребренникам. Первое послание к Коринфянам, зачало 154А Братья, любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведет счет злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит. Любовь никогда не кончается. А пророчества? они будут упразднены; языки? они прекратятся; знание? оно будет упразднено. Ибо мы знаем отчасти и пророчествуем отчасти. Когда же придет совершенное, – то, что отчасти, будет упразднено. Когда я был младенцем, я говорил, как младенец, рассуждал, как младенец. Когда я стал мужем, я упразднил младенческое. Ибо теперь мы видим гадательно в зеркале, тогда же – лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, тогда же познаю подобно тому, как и я был познан. Но теперь пребывают вера, надежда, любовь, эти три, но большая из них любовь. Стремитесь к любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо, кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не понимает: он духом говорит тайны. Тот же, кто пророчествует, людям говорит в назидание и увещание и утешение. Тот, кто говорит языками, себя назидает; тот, кто пророчествует, назидает церковь. Я хочу, чтобы все вы говорили языками, но еще больше, чтобы вы пророчествовали: ибо тот, кто пророчествует, больше того, кто говорит языками, если только он не даёт толкования, чтобы церковь получила назидание.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

Есть замечательное стихотворение Пушкина, в котором – такая строчка: «я не хочу печалить вас ничем». Это пример того, что человек поднялся от эроса до агапэ. То есть, от любви плотской к любви духовной. Это же – путь преодоления несчастья, страдания несчастной любви. Помочь оценить своё состояние помогает цитата из апостола Павла ( 1Кор. 13:4-8 ), которую называют гимном любви: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». Можно проверить своё чувство, вспомнив, что «любовь не ищет своего». Любовь проявляется, прежде всего, в отсутствии эгоизма. Состояние любви, конечно, не простое, и для того, чтобы как-то анализировать его, нужно понимать, что человек создан трехсоставным – в нем есть дух, душа и тело. В греческом языке есть два или даже три понятия любви. Для нас из них важны эрос (плотская любовь) и агапэ (любовь душевная). Разница между ними ясна. Т.е., если в человеке есть только эротическое начало, то это не любовь. Это, скажем так, влечение, обусловленное биологией. Но человек поврежден грехом. И то, что в нем было заложено от Бога, – влечение к противоположному полу, в нем помрачилось и сдвинулось в сторону животной части. Если сначала дух управлял душой, а душа – телом, то теперь тело управляет душой… Раньше наслаждение было только духовным, только в том виде, которое называлось агапэ, а эротической любви не было. Существующие эротические отношения, даже те, которые узаконены нравственным законом человека, все равно свидетельствуют о помраченности. Человек стал хуже животного, поскольку животные соединяются только в определенные периоды. Самка не подпустит самца, например, во время беременности. Человечество же, чем дольше существует, тем больше развращается. Если у животных всё происходит с целью воспроизведения, то у человека ради определенных ощущений. Раньше о любви так много, как сейчас, не говорили, но её было больше.

http://azbyka.ru/semya/ja-ne-hochu-pecha...

Любовь в христианском понимании - любовь без основания, причины, корысти, способная покрыть любые недостатки, проступки и преступления. Христианин, прежде всего, любит Бога, затем ближних своих «как самого себя» и себя как творение Божие и Его образ. Любовь к Богу облагораживает, направляет и согревает все другие проявления этого доброго чувства. Надо научиться так любить Бога, чтобы это чувство наполнило и преобразило все наше существо - озаряло мысли, согревало сердце, направляло волю и все наши поступки. Пожалуй, можно сказать, что Любовь главная из трех основных христианских добродетелей: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (1-е послание к Коринфянам13:4–8) Не принято тужить в России, Казнить себя потом виной, За то, что дочери Софии Когда-то в мир ушли иной. Они ушли за веру в Бога, С девичьей, чистою душой, Не ради райского порога, Не ради святости большой. Три юных дочки положили, Жизнь молодую на алтарь За то, чтоб в Мире нашем были Бог православия и Царь. С тех давних пор мы вспоминаем Надежду, Веру и Любовь, Как эталоны чувств, что знаем. Или испытываем вновь. В тех чувствах души их живые Нам помогают жить, любить, Надежду с верой в дни лихие Навеки в сердце сохранить. Светлы, чисты три чувства эти, Святой девичьею слезой, За чистоту тех чувств в ответе Мы все пред троицей святой.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=810

Другая крайность бывает в виде самонадеянности на свое прочное земное положение вследствие сильных мирских связей, богатства, власти, славы. Иные люди вместо Бога надеются, по выражению Псалмопевца, «на князи и на сыны человеческие», т.е. на великих и сильных земли, между тем «в них нет спасения» ( Пс. 145:3 ). Другие надеются на свои способности, свою изобретательность, ловкость и хитрость, жизненную опытность, заслоняя ими помощь Божию. К таким самонадеянным обращается ап. Иаков, говоря: «послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль», вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое ваша жизнь? – пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить (в надежде на Бога): «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», вы по своей надменности тщеславитесь» ( Мк. 4:13–16 ). «Надейся на Господа всем сердцем твоим, – говорит Премудрый, – и не полагайся на разум твой» ( Притч. 3:5 ). И, наконец, еще бывает грех против надежды – лжеупование, безрассудная, мечтательная, даже дерзкая надежда на Бога. Среди такого рода людей бывают и такие, которые расположены и дерзко желают произвольно распоряжаться делами Промысла Божия и чудодейственной силой Божией, напр., подвергают свою телесную или душевную жизнь большой опасности в надежде, что Бог чудодейственно спасет ее; с уверенностью ожидают чуда от Бога для доказательства чьей-либо невинности, для помощи в тяжелых обстоятельствах и др., таким образом, «искушают Бога», по библейскому выражению ( Втор. 6:16 ; сравн. Мф. 4:7 ). Другие из лжеуповающих, не имея чистой, добродетельной жизни и не заботясь об этом, имеют слишком большую уверенность в собственном спасении. Они забывают слова апостола: «соделывайте спасение свое со страхом, и трепетом» ( Филип. 2:12 ) и слова Псалмопевца: «уповай на Господа, (но) и твори благостыню» ( Пс. 36:3 ). Из этого следует, что уповающему на Бога следует творить благое, последовать воле Божией, а не своей (проф. М. Олесницкий . Нравственное Богословие, §42. Надежда. §43. Уклонения от христианской надежды. Сравн. еп. Петра, Указание пути ко спасению. §§116–119. О надежде).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010