Более того, «факт общения мира видимого с миром невидимым, то есть со святыми, – пишет Хомяков, – основан на вере в начало любви, связующей жизнь земную с жизнью небесною, подобно тому, как ею же взаимно связуются люди в земной жизни» 275 . Однако если связь взаимной любви порвана, а вера в её силу отринута, то человек фактически уже вышел из Церкви, хотя, по законам чисто земной организации, он будет формально оставаться как бы заключённым в её ограде 276 . Наряду с любовью необходимым условием единства Церкви является единение её членов в вере. Вера, по мнению Хомякова, есть «такое действие, которым человек, осуждая свою собственную несовершенную и злостную личность, ищет соединиться с существом нравственным по преимуществу, с Иисусом праведным, с Богочеловеком» 277 . «Святая Церковь исповедует и верует, что никогда овцы не были лишены своего Божественного Пастыря... Веруя в слово обетования Божьего, назвавшего всех последователей Христова учения друзьями Христа и братьями Его и в Нём усыновлёнными Богу, Святая Церковь исповедует пути, которыми угодно Богу приводить падшее и мёртвое человечество к воссоединению в духе благодати и жизни» 278 . Однако Хомяков уверенно подчёркивает, что «не сохранится вера там, где оскудела любовь» 279 . Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам ( Рим.5:1–5 ). Дары Духа Святого – вера, надежда и любовь – неразрывно соединены в одном святом и живом единстве, «но как богоугодное дело наиболее принадлежит любви, как богоугодная молитва наиболее принадлежит надежде, так богоугодное исповедание наиболее принадлежит вере» 280 . Когда же настанет совершенное ( 1Кор.13:10 ) и всё совершится в совершение общего суда, Дух Божий – дух веры, надежды и любви – проявится во всей своей полноте, тогда всякий дар достигнет полного своего совершенства, но над всем же будет любовь (см.: 1Кор.13:13 ): одна любовь сохранит своё имя, «а вера, пришедшая в совершенство, будет уже полным внутренним ведением и видением; надежда же будет радостью» 281 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Святая любовь рождается из надежды. Любовь – это не секс, как многие думают, по своей глупости эхо принимая за подлинник. Настоящая Божия любовь рождается не из плоти, а из духа, из сердца и глубин человеческой личности. Сам человек ее породить не может, она рождается, когда Дух Божий касается глубин человеческой личности, и человек переполняется Божественной любовью, которая царит за пределами мира в тайне Святой Троицы. Это та самая любовь, которая движет всеми светилами на Небе, которая создала нас, которая послала в мир Сына Божия, чтобы спасти нас от проклятья смерти. Эта та любовь, ради которой стоит жить, и кто не пробовал Христовой любви, тот зря прожил жизнь, а кто попробовал Христову любовь, тому ничего не страшно, кроме того, опасности потерять эту любовь. Апостол Павел замечательно говорит: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 8:38-39 ). Любовь Бога, излившаяся в наши сердца, выводит нас из самых бездн зла. Даже если человек, который надеется на Бога, споткнется, то Бог поднимет его. Лишь бы он стремился к Нему, доверял Ему, надеялся на Него, любил Его. Любовь – это добродетель, которая останется навсегда. Мученицы святая Вера и святая Надежда будут на Небе всегда, но веры и надежды в вечности не будет. После конца мира верующих уже не будет: зачем верить, когда ты видишь. Не будет и надеющихся: зачем надеяться, когда надежда сбылась. Но будет только вечная любовь Отца и Сына и Святого Духа, в которую вступают те, кто возлюбил Бога сейчас. Кто возлюбил Бога, тот может все. Как говорил блаженный Августин : «Возлюби Бога и делай все, что хочешь». Любовь Божия научит тебя всему. Давайте идти по этому прекраснейшему, сладчайшему пути начертанному премудрейшей Софией, носящей на себе имя Самого Христа, ибо имя София – Премудрость Божия, это имя Самого Христа. Давайте пойдем по этому пути, и пускай святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София своими молитвами, надеждой, верой и любовью укрепляют нас на пути, вразумляют нас своей премудростью и вводят нас в Небесное Царство, где царит только любовь!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Как сказал апостол Павел: «Хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1 Кор. 8:5-6 ). Действительно есть много фальшивых «богов» — злых духов, мятежных ангелов, которые выдают себя за богов и хотят погубить человека, обольщая его. Но среди них нет ни одного милостивого и человеколюбивого. Вера — первое, что необходимо, но вера должна быть разумная и зрячая. Мы знаем того Бога, в которого мы поверили, мы приняли небесного духа, мы нашли веру истинную, мы поклоняемся нераздельной Троице, потому что Она нас спасла. Вера должна быть православной, правильной, мы должны знать, откуда Откровение Божие. Нам не нужна вера людей, нам нужна вера Отца, Сына и Святого Духа. Нам нужна чистая вера, открытая Святой Троицей. И больше нам ничего не нужно, нам этого будет достаточно. Поэтому мы с вами верим, как верила Церковь, которая получила эту веру от Бога-Отца через Иисуса Христа, Сына Его в Святом Духе. Эту веру передали апостолы, мученики и все святые. Как это мы определяем? Эта вера содержится в Священном Писании и Предании Церкви. Вера – это то, чему учили все святые. Три признака: всеобщность, всегдашность и повсеместность определяют священное Предание Православной Церкви, при помощи которого мы можем понимать главный источник нашей веры – Священное Писание. Протестанты правы в том, что вся вера — из Писания, но заблуждаются в том, что пытаются его понимать без Церкви, и в итоге вообще не понимают. Они не правы в том, что не понимают Писание. Есть еще вера как доверие Творцу, который никогда не подведет. Эта вера достигается экспериментально. Как апостол Павел сказал: «Но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» ( Рим. 5:3-5 ). Вера – это доверие к Богу, который не подводит никогда, в отличие от людей. Слово Божие запрещает верить людям: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» ( Иер. 17:5 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Вера, как и любовь, никогда не перестаёт, но как вечная евангельская и эсхатологическая сила всегда остаётся ( μνει – 1Кор. 13:13 ) 919 . Она – «мать и венец (всех) добродетелей, всеобъемлющая добродетель ( συμπεραωσις τν ρετν) " 920 . Вера также и осуществление (ипостась реальности) ожидаемого и уверенность в невидимом ( Евр. 11:1 ), и поэтому она поддерживает и утверждает христианскую надежду 921 , которая, так же как и вера, полностью христоцентрична и эсхатологична. Потому что надежда благовествования ( Кол. 1:23 ), которой мы спасены ( Рим. 8:24 ), есть Христос в вас ( Кол. 1:27 ) 922 . То есть Иисус Христос – надежда наша ( 1Тим. 1:1 ) 923 , и мы, живя надеждой, живём через Христа и во Христе – Боге надежды ( Рим. 15:13 ). Но надежда имеет и пневматологический характер, как говорит апостол: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит. 3:5–7 ). Вся надежда Церкви обращена и направлена к Эсхатологии (Божественной, Богочеловеческой, данной и обещанной нам, но и подаваемой нам во Христе в Церкви, и Духом Утешителем ориентированной), к тому блаженному упованию и явлению Славы – эсхатологической во Второй Парусии – великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа ( Тит. 2:13 ). Когда смерть будет упразднена окончательно, и мы, воскресением во Христе, облечёмся в небесное наше жилище ( 2Кор. 5:2 ), и вся тварь с надеждою (упованием) ожидает откровения сынов Божиих; таким образом, мы, укрепляемые Духом в Немощах наших – телесных и исторических, – спасены в надежде ( τ λπδι σθημαν) ( Рим. 8:19, 26 ). От веры рождается и любовь, как вслед за апостолом Павлом говорит его златоустый благовестник: 924 «Ибо нет пользы от любви без веры; точнее, не может быть любви (без веры)» 925 . Конечно, и вера без любви бесполезна, как говорит божественный учитель веры и любви апостол Павел в своём гимне любви ( 1Кор. 13:1–3 ) 926 . Поэтому, – замечает святой Златоуст, – апостол «везде соединяет и сближает веру и любовь как некую дивную двоицу!» ( ξυνωρδα – чету) 927 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

И как знающий существо (Божие) может не знать дел домостроительства Его? Ведь знание первого выше последнего. Следовательно, скажут, мы не знаем Бога? Нет, мы знаем, что Он есть, но не знаем, что такое Он по существу Своему. Чтобы тебе убедиться, что слова: " теперь знаю я отчасти " , (апостол) сказал не о делах домостроительства, выслушай, что далее он присовокупил: " а тогда познаю, подобно как я познан " ; а он познан не делами домостроительства, но Богом. Итак, пусть никто не считает этого преступления маловажным и незначительным, но двойным, тройным и многократным, потому что безрассудно не только то, что они хвалятся знанием, свойственным одному Духу н единородному Сыну Божию, но и то, что они считают себя достигшими всего посредством собственных умствований, тогда как и Павел не мог даже этого разумения отчасти иметь без откровения свыше; и не могут они указать, чтобы в Писании где-нибудь было сказано нам об этом. Впрочем, оставим их безумие и перейдем к последующим словам о любви. Не довольствуясь вышесказанным, (апостол) присовокупляет: " а теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " (ст.13). 3. Вера и надежда прекращаются, когда являются блага, составляющие предмет веры и надежды. Павел объяснил это, когда сказал: " надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? " (Рим.8:24). И еще:  " вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом " (Евр.11:1). Потому они прекращаются, когда те являются; а любовь тогда особенно и возрастает и делается сильнейшей. Вот новая похвала любви. Не довольствуясь прежде сказанным, (апостол) старается найти в ней еще нечто иное. Смотри: он сказал. что любовь есть великий дар и превосходнейший путь к дарам; сказал, что без нее дарования не приносят большой пользы; начертал ее образ обильно; а теперь хочет иначе возвысить ее и показать величие ее тем, что она не прекращается. " А теперь " , говорит, " пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1097...

Далее апостол Павел, говоря о духовной жизни, выстраивает целую лестницу восхождения. Это вера, доступ к благодати, скорби, терпение, опытность, надежда, любовь – всего семь ступеней, священное число божественной полноты. «Верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Павел вообще любит нанизывать смыслы на какой-либо идейный стержень, выстраивая логические цепочки. Например, в Послании к галатам ему необходимо доказать ненужность закона. Он предлагает такую цепь: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22–23). Задача выполнена – апостол доказывает, что человек духовный в законе не нуждается. Сегодня же Павел показывает, что вера есть путь к любви. Но на этом пути нас ожидают скорби, терпение, опытность, перерастающие в надежду, а надежда увенчивается любовью – совокупностью совершенств (ср. Кол. 3:14). Апостол, как всегда, точен, и его богословие есть сама жизнь. Какая же практика следует из этой теории? Обретя веру и приняв благодать, жди скорбей и оттачивай терпение. И не ропщи – таков Божий закон. Мы часто ошибочно думаем и другим рассказываем, что по приходу в Церковь человека ожидает какое-то сплошное счастье и решение всех проблем. Но это не так. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сир. 2:1), – говорит премудрый Иисус, сын Сирахов. Еще что мы можем понять из сегодняшнего отрывка? Например, то, что жизнь христианская есть лестница и имеет строгие законы постепенного развития. Нельзя обрести любовь, не имея терпения. Нельзя попасть в категорию «блаженны кроткие» (Мф. 5:5), если прежде не познаешь, что значит «блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Лестница для того и существует, чтобы восходить по ней ступенечка за ступенечкой, а не пытаться сразу запрыгнуть наверх, как нам хочется иногда.

http://pravoslavie.ru/113731.html

Вера, надежда, любовь . В жизни Церкви Христовой царствуют три духовные силы: вера, надежда и любовь. Но любовь из них больше. Настанет время при втором пришествии Христа, когда истина станет очевидной для всех живущих на земле. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти – говорит апостол, – а тогда познаю, подобно как я познан» (13:12). Это значит, что верующие души будут так же в совершенстве знать Христа, как знает их Христос. Тогда «вера» прекратится, а вместо нее будет царствовать духовное знание Бога. «Надежда» также не будет нужна, т. к. все надежды верующих уже исполнятся, а для неверующих настанет безнадежность осуждения на страшном суде. Но «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и Языки умолкнут, и знание упразднится» (13:8). Да, любовь никогда не прекратится, потому что «Бог есть любовь», как свидетельствует об этом апостол Иоанн Богослов. В человеке любовь есть божественное свойство. Раз начавшись в человеческой душе на земле, она переходит в вечность, ибо Бог вечен. Христианская любовь есть великий дар Божий. И этот дар христианин должен не только бережно хранить, но и умножать делами всей своей жизни, скапливать богатство любви для вечности. «Достигайте любви, – восклицает ап. Павел, – ревнуйте о дарах духовных». (14:1). Молитва и проповедь на собраниях верующих . Дар пророчества в древней Церкви означает не только способность предсказывать грядущие события в жизни Церкви или отдельных ее членов, но, главным образом, дар «прорекать» духовные истины, т. е. проповедовать Христово учение. На собраниях верующих в Коринфской церкви приходили люди разных национальностей, иногда не понимая языка друг друга. Движимые. Духом Божиим, они вместе усердно и восторженно молились. Свою молитву они часто выражали вслух, но, по различию языка и, может быть, невнятности произношения, эти вслух произносимые молитвы или поучения не всеми понимались, тем более, что сразу начинали говорить двое иди трое. Создавался внешний беспорядок собрания, и проповедь становилась бесплодной.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Читая Евангелие от Луки, в том месте, где описывается распятие Христа, мы становимся свидетелями парадоксальной сцены, когда Иисус прощает висевшего рядом с Ним разбойника и говорит ему: «...ныне же будешь со Мною в раю». 95    Выходит, грешник с большей вероятностью спасется, чем праведник... Это кажущееся противоречие снимается, как только мы принимаем во внимание то новое учение, которое принес Господь Иисус Христос , то, которое, собственно, и дало основание второму Завету (договору) называться Новым. § 4. Метафизика любви и творчество Центральной категорией учения Христа является любовь. Христианство есть в первую очередь религия трех новых добродетелей, которые принес Иисус – веры, надежды и любви: Апостол Павел говорит, что с Пришествием Христа началась новая эра, основанная на трех добродетелях: А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но любовь из них больше. 96 Вера – это вера в Бога. Надежда – это надежда на спасение. Любовь – это любовь к Богу и людям. Эти новые виды добродетели – то, что отличает христианскую этику от всех остальных. Евангелие дает нам эталон настоящей любви – жертвенной, терпеливой, милосердной, бескорыстной. Сенека и Эпиктет, например, противопоставляли научным знаниям знание человеческой души. Так же святой апостол Павел всем «тайнам» противопоставляет высшую ценность – любовь: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если раздам все имение свое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы. 97 Когда Христос давал две важнейшие «заповеди любви», Он не просто ставил их рядом. Они тесно взаимосвязаны; сказать точнее – вторая вытекает из первой. Любовь к людям будет полной и сильной, когда есть любовь к Богу, ибо Бог есть единственный источник любви во Вселенной. Апостол Иоанн прекрасно подчеркнул эту зависимость:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Если мы верим Богу и согласились видеть Божью правду, и не придумываем свою, то это истинная вера. А если мы не ищем Божьего, а хотим своего — тогда мы создаем ложь, и не имеем веры. Поэтому для познания  нам и нужна любовь, которая видит мир не искажая. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор.13:4-7). То есть любовь дает возможность человеку увидеть мир неповрежденным.   Чтобы захотеть верить Богу и с любовью познать Его мир, стяжая истинную надежду. Иначе придет невежество и предложит свою лживую надежду. Красивую «правду» «из воздуха».   Плотское полезно, но способно ослепить и поработить Все в этом мире имеет свою честь  и свой самостоятельный смысл,  это мы тоже должны знать и считаться с этим. Если плотское оказывается сильней, то и вера не приходит.  Только надежда на мир сей.  Тогда человек прилепляется к внешнему миру так, что образ мира не может отделиться и существовать в его разуме отдельно от вещи. Тогда человек всю свою жизнь, не понимая замысла Божия о себе, ищет удовольствий и того, что их приносит. Господь дал нам подарки «к столу» и «на свадьбу», чтобы мы радовались. Невежественно искать только их. Когда вера плотская, ей еще нужно вещественное, она не научилась жить сама. Если мы оказываемся в плену мира сего, то он губит нас, привязывает  к себе так, что мы начнем творить из временного свой мир, отдельный от Бога, вместо того, чтобы разделить с Богом Его мир в любви и сотрудничестве. Отсюда становится понятным неприязнь людей наделенных духом ко всему плотскому. Плотское полезно, но способно ослепить и поработить.   Истинная Надежда приходит с опытом «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…»(Рим.5:3-4) Вера и Любовь вместе образуют Надежду, они рядом, но их нужно отличать между собой. Так уже сложилось, что люди Верой называют Надежду. Когда неверующий человек хочет проявить Веру, обращаясь к Богу, он натужно демонстрируют Надежду.

http://pravmir.ru/chto-proishodilo-v-ser...

Глава Шестая. О ЛЮБВИ    По врожденной нашему духу идее добра, которого идеал находится в Боге, воля наша по требованию нравственного закона, напечатленного в совести, стремится к высшему добру, к возможному осуществлению его в своей деятельности, к уподоблению Богу в духовных совершенствах. Такая деятельность воли, как главной, центральной силы, имеет благотворное влияние на благосостояние всего духа, доставляет сердцу – корню духовной жизни – особенное удовольствие. Потому доброжелательство воли всегда сопровождается благорасположением сердца и составляет главное направление нравственной деятельности – любовь, стремление к осуществлению добра для себя и для других, соединенное с расположением тесно соединяться с этим добром для счастия своего и других нравственных существ. Бог есть высочайшее добро наше; потому Бог есть первый, главный предмет нашей любви. Любя Бога, мы должны любить и не можем не любить и Его образ, отражающийся в наших ближних, созданных по образу и подобию Божию. Потому любовь разделяется на два вида: любовь к Богу и любовь к ближним нашим. О любви к Богу    Апостол говорит: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор. 13:13). То есть в настоящей жизни для спасения необходимы три главные добродетели – вера, надежда, любовь, – которые объемлют все силы души, внутреннюю и внешнюю деятельность, все отношения наши к Богу, себе и ближним. Вера просвещает ум светом Божественной истины, к которой он стремится; надежда питает, оживляет сердце, жаждущее блаженства; любовь, относясь преимущественно к воле, стремящейся к высшему добру – святости, составляя предмет ее деятельности, объемлет и прочие силы души – ум и сердце, споспешествует и вере, утверждает и надежду. Один законник спросил Иисуса Христа, какая самая главная заповедь в законе, которую исполняя можно бы получить жизнь вечную? Спаситель сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37—40). «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10:28) – получишь жизнь вечную.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010