Св. апостол Павел представляет нам девять свойств любви: Терпение – «любовь долготерпит». Милосердие – «и милосердствует». Великодушие – «любовь не завидует». Смирение – «любовь не превозносится, не гордится». Вежливость (учтивость, приличие) – «не бесчинствует». Бескорыстие – «не ищет своего». Кротость (благодушие) – «не раздражается». Простодушие – «не мыслит зла». Искренность – «не радуется неправде, а сорадуется истине». «Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Терпение, милосердие, великодушие, смирение, вежливость, бескорыстие, кротость, простодушие, искренность – таковы слагаемые высшего блага, таковы отдельные черты совершенного человека. Причина, по которой св. ап. Павел восхваляет любовь, как высшее благо, достойна особенного внимания. «Любовь никогда не перестает», говорит он, и тут же дает дивный перечень того, что считалось в то время особенно великим и затем показывает, что все это преходящее, временное, исчезающее. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». (8 ст.). В мире много есть прекрасного и чудесного, доставляющих нам справедливую радость, как: наука, знание, деньги, богатство, слава и т. п., – но все это преходящее, не вечно. Бессмертная душа человеческая для своего истинного удовольствия должна вся отдаться тому, что само бессмертно. А есть только три вещи, которые пребудут, когда все остальное прекратится: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор. 13:13 ). Один, очень преданный евангельскому делу, миссионер среди индейцев Америки, достигнув глубокой старости, сказал: «всего я лишился: рассудок покидает меня, память изменила, язык не повинуется... Однако, – благодарение Богу! – любовь во мне не ослабевает, но, кажется мне, усиливается». Да, истинная любовь крепка, как смерть, большие воды не могут потушить ее, говорит Слово Божие. Вера и надежда только здесь в верных пребывает, а любовь пребудет в избранных Божьих во веки веков. Любовь здесь – во времени начинается, а в вечности совершится, т. е. получит полное раскрытие и обнаружение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Не правда ли же, братие, что единственно пламенная любовь к Богу, твёрдая вера и крепкая надежда на Бога одушевляли мучеников в их страданиях, подавали в оных им мужество и терпение, скорбь их прелагали на радость, печаль на веселие и делали то, что святые страстотерпцы радовались и восхваляли Бога даже и в то время, когда тела их обливались кровью, были вешаны и строганы, бросаемы были в печи огненные или отдавались на снедение диким зверям. Да, поистине, вера, надежда и любовь к Богу творили и творят всё доброе для человека и делают его святым, мужественным, терпеливым, способным не унывать в несчастьях, презирать всё суетное и ничтожное и жить лишь для Бога и для вечности. А если всё это так, то какой же из сего урок для нас? Конечно тот, что мы должны подражать мученикам в вере, надежде и любви к Богу и сами восходить в этих добродетелях от силы в силу. И будем восходить. Каким образом? Будем восходить от силы в силу в вере, помня слова Писания, что без веры невозможно угодить Богу, а также и то, что мы только чрез веру получаем истинное познание о Боге и делах Его, что лишь чрез веру познаём Его святую волю, и наконец, что чрез неё лишь усвояем заслуги Христа Спасителя для нашего оправдания пред Богом. Будем восходить от силы в силу и в надежде на Бога, помня для сего, что «верен [Бог] Обещавший» ( Евр.10:23 ); что «надежда не постыжает» ( Рим.5:5 ) и что надежда для души есть, по слову Апостола, «как бы якорь безопасный и крепкий» ( Евр.6:19 ). Будем, наконец, восходить от силы в силу и в любви к Богу, помышляя непрестанно о благодеяниях к нам Божьих, о том, что... [Бог] [ещё] прежде возлюбил нас ( 1Ин.4:19 ), что всё, что мы имеем, всё получили от Бога и что «мы Им живем и движемся и существуем» ( Деян.17:28 ). Восходя же от силы в силу в этих добродетелях христианских, конечно, и мы не будем лишены плодов от них; и милостей Божиих, за стяжание их, сподобимся. Аминь. 11-й день 73. На слова Спасителя: «аще и что смертно испиют, не вредит их» ( Мк.16:18 ) (Из жизни святого мученика Виктора. Чет. Мин. ноября 11)

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Апостол Павел пишет: " Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто " (1 Кор. 13, 2). Старец Силуан пишет: " Сколько бы мы ни учились, все равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его Заповедям, ибо Господь познается не наукой, а Духом Святым. Многие философы и ученые дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали " . Но кто любит Бога, тот просвещен совершенной мудростью, ибо " кто любит Бога, тому дано знание от Него " (1 Кор. 8, 3). Наша любовь к Богу в сей жизни несовершенна, потому что мало кто из нас истинно духовный. Мало таких людей, которые любовь к Богу предпочитают всему земному и которые чрез Божественную любовь видят духовными очами и чувствуют в себе Бога. Обыкновенно же любят столько, сколько знают. А так как, повторяю, духовно просвещенных или, как говорят, прозорливых – мало, то все мы спасаемся верою и любим Бога отчасти лишь. Апостол Павел пишет к Коринфянам: " Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу (узрим); теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше " (1 Кор. 13,12-13). Почему любовь выше веры и надежды? Потому что вера не есть истинная, если она не открылась любовью (Галат. 5, 6). Не может быть истинной вера, если с нею нет и твердой надежды, а надежда не бывает, когда нет любви к Богу. Любовь к Богу – это наша жизнь, наше счастье, мир и покой души и совести нашей. В будущей жизни наша любовь к Богу дополнится и станет совершенной, если теперь будем искать ее и возгревать в сердцах своих, если будем полагать в Боге сыновнюю надежду, стараясь всячески приблизиться к Богу. А чтобы приблизиться к Нему, надо нудить себя к стяжанию непрестанной молитвы Иисусовой и как можно чаше обращаться к Богу в молитвах, беседовать с Ним и поучаться от Него чрез чтение Евангелия, а главное, чаще соединяться с Ним в Пречистых Тайнах, вкушая Божественное Тело и Кровь Христовы. Чем чаще мы будем с Господом, тем все более и более будет возгораться в нас любовь к Нему.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Вера без дел мертва есть ( Иак.2:26 ); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела. О надежде Все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием вечного света. Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, – таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию, – такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали достопокланяемые и святейшие уста: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас ( Мф.11:28 ), т.е. надейся на Меня, и утешишься от труда и страха. В Евангелии от Луки сказано о Симеоне: Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк.2:26 ). И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв Его на руки свои, сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое ( Лк.2:29 ). О любви к Богу Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь. Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога. Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей: ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы […] Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; […] Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к липу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь: но любовь из них больше». Решающее значение здесь имеет явно парадоксальное место Любви по отношению ко ВСЕМУ (к завершенным сериям познания или пророчества): сначала святой Павел утверждает, что любовь есть, даже если мы обладаем ВСЕМ познанием, затем во втором параграфе он говорит, что любовь есть только для НЕСОВЕРШЕННЫХ, обладающих неполным познанием. Когда я «познаю, подобно как я познан», будет ли все еще любовь? Хотя а отличие от познания «любовь никогда не перестает», ясно, что лишь «теперь» (пока я еще несовершенен) «пребывают […] вера, надежда, любовь». Единственный выход из этого тупика — понимать два противоречивых утверждения в соответствии с лакановскими формулами женской сексуации 14 : даже когда это «все» (завершено без исключений), область познания остается некоторым образом не-всем, незавершенной, любовь — это не исключение по отношению ко Всему познания, но именно то «ничто», которое делает незавершенной серию/область познания. Другими словами, смысл утверждения в том, что даже если бы я обладал всем познанием, без любви я был бы ничто — дело не просто в том, что С любовью я «нечто», с любовью я ТОЖЕ НИЧТО, но то Ничто, которое смиренно знает о себе. Ничто, парадоксальным образом обогащенное осознанием своей недостаточности. Только испытывающее недостаток, уязвимое существо способно любить: великая тайна любви заключается в том, что несовершенство в известном смысле выше совершенства. С одной стороны, любить может только несовершенное существо: мы любим, потому что НЕ знаем всего. С другой стороны, даже если бы мы знали все, любовь непостижимым образом по-прежнему была бы выше полного знания.

http://predanie.ru/book/209818-kukla-i-k...

Живя служением Богу и людям, начинаешь жалеть мир, понимая, что он такой и из-за твоих в том числе грехов, загораешься стремлением принести в этот мир Бога, обнаруживаешь в себе все больше покоя, умиротворенности, любви. Понимаешь внезапно, что любишь Спасителя, беззаветно и благоговейно, до слез. И обнаруживаешь, что, оказывается, давно паришь над пропастью — не как свободная птица, часто слабеющая или бьющаяся о стекла в своей свободе, а как малыш, которого любящая мама вынимает из кроватки, чтобы прижать к себе. И в этом близком Человеке для тебя — вся Жизнь. Степан, Удмуртия, 23 года. ПИК 2009-1, группа Б1. Любовь Любовь – слово глубокое, священное, дивное, но порядком в наши времена обесцененное. Часто мы забываем, что любовь – это имя Бога, отражающее Его свойство. По слову свт. Григория Богослова, если у христиан спросят, чему они поклоняются, то их ответ будет: Любви. Удивило, что ни один человек из моего окружения не может объяснить толком, как понимает любовь. Гораздо чаще можно услышать исчерпывающий ответ о том, что есть влюбленность – чувство, порожденное выделением гормонов в кровь. Заповеданная Христом любовь совсем не то чувство, что мы испытываем к нашим родным и близким по духу людям, но как же тогда полюбить тех кого не любишь, скажем, не аборигенов из Новой Гвинеи, а всех тех, кого встречаешь на своем жизненном пути? Иисус дает не только заповедь, но и дар любви. Вот как пишет об этом о. Александр Шмеман: «В том новизна христианской любви, что в Новом Завете человек призван любить Божественной Любовью, ставшей любовью Богочеловеческой, любовью Христовой. Не в заповеди новизна христианской любви, а в том, что стало возможно исполнение заповеди. В соединении со Христом в Церкви, через Таинства Крещения и Причащения Телу и Крови Его мы получаем в дар Его Любовь, причащаемся Его любви, и она живет и любит в нас». «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5), и Христом заповедано нам пребывать в Нем и в Его любви: «пребудьте во Мне, и Я в вас ибо без Меня не можете делать ничего пребудьте в любви Моей» (Ин 15:4-5,9). Любовь есть одна из основных христианских добродетелей. В послании к коринфянам апостол Павел пишет: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13,13). Больше, потому что в Царстве Небесном вера перейдет в знание, надежда осуществится, останется вечная любовь. Человек есть образ и подобие Божие, вот ему и заповедано любить Бога и ближнего, т. к. без любви все добродетели лишаются смысла: если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий; если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто; если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (Кор. 13, 1-3). Или еще так:

http://azbyka.ru/pravkurs/mod/page/view....

И вы подобницы бысте нам и Господу, приемше слово в скорби мнозе с радостию Духа Святаго, яко быти вам образ всем верующим ( 1Сол.1:6-7 ). «И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, Так что вы стали образцом для всех верующих». Вместе с тем в страданиях за Христа возрастает испытываемая и углубляемая бедствиями вера во Христа, крепнет и восходит до полной уверенности и надежда на личное будущее торжество со Христом и во Христе. Мы, – говорит апостол Павел, - …хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит, яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым данным нам ( Рим.5:3-5 ). «…хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, От терпения опытность, от опытности надежда, А надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам». Так, в страданиях верующего, через укрепление его духа терпением, через познание в терпении сладости и вкушение отрады жизни (« Опытность» - δокιμ [докими], буквально: опыт, испытание, проба ) по вере во Христа, растет не посрамляющая, твердая надежда на блаженство будущей жизни. И апостол Петр призывает страдальцев за веру: О немже радуйтеся, мало ныне, аще лепо есть, прискорбни бывше в различных напастех: да искушение вашея веры многочестнейше злата гибнуща, огнем же искушена, обрящется в похвалу и честь и славу, во откровении Иисус Христове, Егоже не видевше любите, (и) на негоже ныне не зряще, верующе же, радуетеся радостию неизглаголанною и прославленною ( 1Петр.1:6-8 ). «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною». Да прославляет же Бога в части сей ( 1Петр.4:16 )

http://azbyka.ru/evangelskie-blazhenstva...

Какую же награду получит трудящийся? Или он останется без награды? В труде уже есть награда. В той любви к свободе, в той надежде и вере, без которой он не взялся бы за труд. В труде растет надежда, вера и любовь; чем трудящийся прилежнее, чем меньше бережет себя, тем большая будет ему награда. Он остается пленником среди пленных, он в своих глазах не отличает себя от окружающих; он один из грешников среди грешных людей земли. Но, пока люди в безнадежной беззаботности спят или, чтобы убить время, играют в карты, он уходит к своему труду, так как он нашел сокровище, но держит его втайне ( Мф.13:44 ). В его сердце Небесное Царство, любовь, надежда и вера, что когда-нибудь он достигнет свободы. Истинную свободу он еще видит лишь туманно, как бы сквозь тусклое стекло ( 1Кор.13:12 ), но в надежде он уже свободен: мы спасены в надежде ( Рим.8:24 ). Надежда же, когда видит, не есть надежда, – добавляет апостол. Когда заключенный действительно достигнет свободы, будет видеть ее лицом к лицу, он больше не заключенный среди заключенных земли. Он уже находится в мире свободы, той свободы, в которой был сотворен Адам и которая была нам возвращена во Христе. Подобно заключенному, мы уже свободны в надежде, но осуществление спасения лежит по ту сторону земного; только там мы можем с верностью сказать: я спасен. Ибо заповедь Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный ( Мф.5:48 ) невозможно людям соблюсти здесь на земле. Но зачем же нам дана эта заповедь? Святые отвечают: чтобы мы уже теперь начали свой труд, имея перед очами вечность. Цель свободы человека не в ней самой или в человеке, а в Боге, говорит свт. Феофан Затворник . Ибо призыв к свободе гласит: покайтесь! И сказано: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные ( Мф.11:28 ). Труждающиеся над чем? Может быть, над приобретением временных благ? Обремененные чем? Может быть, заботами и волнениями? «Нет, не так», – отвечают святые. Ибо что говорит Господь дальше? Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, Того, Кто никогда не думал о временных благах, никогда не обременял себя земными заботами во время скитания по земле.

http://azbyka.ru/uzkij-put

«Верою, а не видением». Вот почему мы с недоверием относимся к словам тех людей, для которых все христианство — в чудесах и «видениях», а таких людей множество в Церкви. Мистические воды христианства текут в твердых берегах Голгофы, а это означает, что чудо незаконно, если оно является результатом мистического любопытства, дерзости ума и огрубения чувств. Оно должно быть результатом только любви. «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения — опытность, от опытности — надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 3–5). «…Хвалимся и скорбями…» Скорбь, или страдание, принимается в христианстве не только как нечто неизбежное в этом мире («грех вошел в мир, и грехом смерть», то есть все страдание мира), но и как нечто радостно предвещающее, если это страдание вместе с Ним, со Христом. «Мы наследники Божии, — говорит в 8–й главе того же послания апостол, — если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться». В этом аспекте страдание принимается в христианстве как его духовная природа, как радостный залог духовного перехода в «иного бытия вечнаго начало». В скорби рождается новое бытие. «Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее, но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, что родился человек в мир» (Ин. 16, 21). В христианстве совершается постоянное рождение души, преображение человека в новую тварь. Поэтому хоть скорбь и остается как указанный нам узкий евангельский путь, она уже «не помнится» в радости этого рождения, она уже забывается еще здесь, на земле, в устремленности человека к новому рождению, к Богу. Ведь «надежда не постыжает», говорит апостол, а в этой надежде живет устремленность нашего духа к Божественному миру. Правильно заметил Хомяков, что «надежда нам так же обязательна, как вера и любовь». В божественной надежде наше устремленное к Богу намерение, наше желание Его еще до совершения нами дел уже становится делом. Бог «и намерения целует», и в этом «целовании Божием», в нем, как в живом чуде преображения, намереваемое и желаемое становится уже осуществляемым, уже реальностью жизни от потока Божественной любви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

10 Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится . 11 Когда я был младенцем , то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое . 12 Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу ; теперь знаю я отчасти , а тогда познаю, подобно как я познан . 13 А теперь пребывают сии три : вера, надежда, любовь; но любовь из них больше. СТАЛО 4 Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива , любовь не превозносится, 5 не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла. 6 Любовь не радуется злу, она радуется правде . 7 Она все извиняет , всему верит, на все надеется, все переносит. 8 Любовь никогда не пройдет. Дар пророчества — исчезнет, дар языков — прекратится, знание — станет ненужным . 9 Ведь наше знание частично, и пророчество частично . 10 А когда придет совершенство, все частичное исчезнет . 11 Когда я был ребенком , я говорил как ребенок, думал как ребенок , рассуждал как ребенок . Стал взрослым — и все детское отошло . 12 Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу . Теперь мое знание частично , а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог . 13 А вот три вещи, которые будут всегда . Это вера, надежда, любовь. Но из них больше всех любовь. Григорий Дашевский, переводчик, сотрудник ИВКА РГГУ: Когда эти переводы выходили отдельными брошюрами, не было большого внимания, резонанса и обсуждения. У нас экспериментальные вещи люди не замечают. Они начинают внимательно читать текст и говорить «зачем вы так перевели» не когда им предлагают обсудить, а когда выходит книга с золотым тиснением. Эта же ситуация повторяется, когда дело касается не священных, а просто любимых, привычных текстов. Есть перевод «Над пропастью во ржи», про который люди думают, что это и есть Сэлинджер. Пока альтернативные переводы будут выкладываться где-то в сети, ни на что не претендуя, никто не обратит на них внимания. Как только большое издательство выпустит его большим тиражом, все взовьются и начнут клеймить и сравнивать. Так здесь устроено сознание, здесь людям абсолютно безразличны работы друг друга.

http://pravmir.ru/bez-kommentariev/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010