Монахиня София (Ищенко). 13 января 2021 г. 18:50 Монахиня София (Ищенко) 01.05.1949 — 17.10.2020   17 октября на 72-м году жизни отошла ко Господу монахиня София (Ищенко), замдиректора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» Калужской епархии, президент Международного православного Сретенского кинофестиваля «Встреча». Монахиня София (Надежда Константиновна Ищенко) родилась 1 мая 1949 года в городе Фрунзе (ныне город Бишкек, Киргизская Республика). Ее мать Анна Ивановна Кисурина была медсестрой и встретила своего будущего супруга, старшего лейтенанта Константина Матвеевича Степина, в военном госпитале. Надежда с отличием окончила школу и Шадринский государственный педагогический институт. Много лет она работала в школе и детском доме как психолог, преподавала в медицинском училище РАМН города Обнинска.С 1997 года Надежда работала заместителем директора Духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь» в Обнинске.  В 2003 году Надежда приняла монашество с именем София и по благословению своего духовника схиархимандрита Илии (Ноздрина) продолжила служить в ДПЦ «Вера, надежда, любовь». Монахиня София готовила различные проекты для центра, опираясь на опыт тех, кто немало потрудился на поприще проповеди Православия. Один из важных проектов — Богородично-Рождественские образовательные чтения. Кроме того, матушка проводила духовные беседы с сотрудниками Отдела МВД Обнинска и Управления МВД Калужской области, посещала заключенных, старалась поддержать тех, кому это необходимо. Она принимала активное участие в работе Общественного совета при ОВД Обнинска, была членом Общественного совета при уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Также матушка проводила беседы в городском клубе «Родительская забота» и киноклубе «Око».  Главное детище монахини Софии — Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча», президентом которого она была. За духовное просвещение молодежи Святейший Патриарх Алексий II в 2008 году наградил матушку орденом Святой равноапостольной княгини Ольги III степени.

http://e-vestnik.ru/obituaries/monahinya...

Наставления 1. О Боге Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно и полезно и приводит человека к самоосуждению и смирению. Если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы явилась в тебе любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его: ибо созерцание не предшествует богопознанию. О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть видение тайн Божиих? Бог есть существо неповинное и вина всех вещей. Бог есть едино существо и едино естество, а три Лица: Отец, Сын и Святый Дух; но сии три едино суть. И в сей святой Троице первого или последнего нет, большего или меньшего; но целы три Лица соприсносущны себе суть и равны. Чего ради веровать должно, что есть Троица в единстве и единство в Троице. 2. О вере Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединена с Богом. Истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа; т.е. крестом, помощью вервия, т.е. благодати Духа Святаго. «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2:26), а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может оставаться без дел; кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела. «Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых», — говорит апостол Павел. Или: вера есть не что иное, разве токмо веровать, чего не видим. 3. О надежде Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упования свои возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою тогда лишь, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию,— то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. «Надежда» есть смелость истинная к Богу, данная в сердце человека от Божия вдохновения и просвещения. Или: «надежда» есть добродетель, свыше влиянная, чрез которую с точным вероятием ожидаются блага вечные жизни. Сия добродетель, основанная в благодати, которая дается нам чрез Иисуса Христа в соблюдении заповедей Божиих, и бывает известна общением тела и крови Христовой с непрестанной молитвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4123...

протоиерей Владислав Свешников Скачать epub pdf 14. Вера и надежда: этическое содержание Любовь Божественная становится значимой в жизни человека, когда, во-первых, он готов будет ее услышать, осознать и принять, и, во-вторых, в силу этого она будет действенна в нем как высшая христианская нравственная добродетель. Но она практически раскрывается в жизни человека лишь впредметной связи с двумя другими добродетелями – верой и надеждой. Так считает святая церковь , которая устами апостола Павла ставит веру и надежду рядом с любовью в ряду высших христианских добродетелей, хотя и выделяя любовь как главную. Вместе с тем вера и надежда могут рассматриваться и как известные психологические состояния, которые воспринимаются этически лишь в зависимости от нравственных смыслов, которые содержатся в этих состояниях. Так, по известному примеру, земледелец засевает поле в надежде получить урожай, и эта надежда нравственно нейтральна. Она приобретает нравственную окраску, когда, например, в этом отношении он все упования возлагает на Бога (вполне осознанно или интуитивно), или напротив – исключительно на свои собственные возможности. Все примеры подобного рода (а других – нет) показывают, что вера и надежда могут быть оценены этически лишь с религиозных позиций. Вера как религиозная категория Особенно это относится к вере. Это ощущается даже и грамматически. Один и тот же глагол применяется в двух различных модификациях (верить, верю или веровать, верую) в зависимости от того, какой смысл в него вкладывается (религиозный или безрелигиозный). Кроме того, слово “вера”, раскрываемое в нравственно безразличном аспекте, управляет существительным в дательном падеже (“Москва слезам не верит”). Это же слово, но религиозно ориентированное, управляет существительным в винительном падеже с предлогом “в» (“Я верую в Бога”). Впрочем, известно, словоупотребление, когда вера религиозная формулируется в особом нравственном смысле с употреблением имени Бога тоже в дательном падеже (“я верю Богу”).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/och...

XV. Наставления игумена Вонифатия из Феофании 12 1. О Боге. Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно и полезно и приводит человека к самоосуждению и смирению. Если ты не знаешь Бога, то не возможно, чтобы явилась в тебе любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его: ибо созерцание не предшествует богопознанию. О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть видение тайн Божиих? Бог есть существо неповинное и вина всех вещей. Бог есть едино существо и едино естество, а три Лица: Отец, Сын и Святой Дух; но сии три едино суть. И в сей святой Тройце первого или последнего нет, большего или меньшего; но целы три лица соприсносущны себе суть и равны. Чего ради веровать должно, что есть Тройца в единстве и единство в Тройце. 2. О вере. Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом. Истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа; т. е. крестом, помощью вервия, т. е. благодати Духа Святого. Вера без дел мертва есть ( Иак. 2:26 ), а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может оставаться без дел; кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела. Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых, говорит апостол Павел. Или: вера есть не что иное, разве токмо веровать, чего не видим. 3. О надежде. Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упования свои возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою тогда лишь, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, – то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

преподобный Иоанн Кассиан Римлянин 11. О СТЕПЕНЯХ СОВЕРШЕНСТВА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, ПО ПОБУЖДЕНИЯМ К НЕЙ (Соб. 11-е) 1. Три побуждения заставляют людей подавлять страсти, именно: страх геенского мучения в будущем, или боязнь строгости законов в настоящем; надежда и желание получить царство небесное; наконец любовь к добродетели или добролюбие. Что страх заставляет гнушаться скверны зла, о сем говорится в Притчах: «страх Господень ненавидит неправды» (– 8. 13). Что надежда также удерживает от увлечения страстями, – о сем сказано: «не прегрешат вси уповающии на Него» ( Пс. 33, 23 ). О любви же сказано, что она даже не боится падения греховного: «любы николиже отпадает» ( 1Кор. 13. 8 ). Посему Апостол все дело спасения заключил в стяжании этих трех добродетелей, говоря: «ныне пребывают вера, надежда, любовь, – три сия» ( 1Кор. 13, 13 ). Вера, внушая страх будущего суда и мучений, отклоняет нас от скверны страстей; надежда, отторгая ум наш от настоящего ожиданием небесных воздаяний, заставляет презирать все плотские удовольствия; любовь, огнем своим воспламеняя в нас любовь ко Христу и к преуспеянию в духовных добродетелях, побуждает с совершенной ненавистью отвращаться от всего, что противно им. Хотя эти три добродетели все ведут нас к одному концу, т.е. побуждают воздерживаться от всего недозволенного; но степенями своего достоинства они много разнятся между собою. Две первые свойственные тем людям, которые, стремясь к преуспеянию, не восприняли еще сердечного их возлюбления; третья же исключительно принадлежит Богу, и тем людям, которые восстановили в себе образ и подобие Божие. Ибо один Бог творит все благое не из побуждений страха или воздаяния, но по единому благолюбию. «Вся сдела Господь Себе ради», говорит Соломон ( Прит. 16, 4 ), т.е. по благости Своей Он обильно изливает всякие блага на достойных и недостойных; поскольку не может быть ни огорчен обидами, ни раздражен беззакониями людей, как вечно совершенная и по природе Своей неизменная благость. 2. Посему, кто стремится к совершенству, тот с первой степени страха, собственно называемого рабским, должен постепенно восходить на стезю надежды. Здесь человек уподобляется уже не рабу, а наемнику; ибо действует в ожидании будущего воздаяния. Хотя он, уверенный в прощении грехов своих, уже не страшится наказания за них, а сознавая в себе добрые дела чает получить за них добрую награду; но не мог еще дойти до расположения свойственного сыну, который в полной уверенности в отеческом всещедром к себе благоволении, не колеблясь почитает своим все принадлежащее Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

О христианской любви Поучение 26. 1) Необходимость любви для спасения. 2) По­нятие о христианской любви. В) Любовь к Богу требует любви к ближним и исполнения закона Божия 1) Апостол Павел христианскую любовь поставляет не только на ряду с верою и надеждою, показывая чрез то необходимость ее, но и говорит о ней: больши сих любы, то есть говорит, что любовь больше или превос­ходнее веры и надежды. Важны и необходимы для на­шего спасения добродетели – вера и надежда: почему же любовь превосходнее той и другой добродетели? Апостол объясняет это, говоря: любы николиже отпадает: аще же пророчествия упразднятся, аще ли языцы умолкнут, аще разум испразднится. «Любовь никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолк­нут, и знание исчезнет» (Кор.13:8). Пророчества и языки, и знание, как чрезвычайные благодатные дары, которыми украшалась первенствующая Церковь Апостоль­ская, были только временные дарования, которыми Бог благоволил распространять и утверждать Свою Церковь . Так и вера и надежда, хотя великие и необходимые для нашего спасения добродетели, но временные: они с на­стоящею жизнью окончатся; в будущей жизни вместо веры будет созерцание, вместо надежды обладание или наслаждение ожиданными благами. А любовь и тогда не перестанет, но возвысится; в созерцании беспредельных совершенств Триипостасного Бога будем иметь вечное основание любить Его всем существом своим, если только в настоящей, жизни приобретем сию добро­детель и сохраним ее до конца жизни. О том, что любовь необходима для достижения бла­женства, ясно учит Иисус Христос. На вопрос неко­его законника: учителю, что сотворив живот вечный наследуя? Иисус спросил его: в законе что писано? како чтеши? Законник отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостью твоею, и всем помышлением твоим, и ближняго своего, яко сам себе. Иисус сказал ему: право отвещал ecu: сие сотвори, и жив будеши ( Лк.10:25–28 ). Так Господь ясно показал, что соб­людение заповеди о любви необходимо для достижения вечной жизни: кто любит Бога всем сердцем и всею душою и ближнего, как себя, тот наследует вечную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 3. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (30 сентября) Вера. Священник А. Ушаков Блажен, кто верою святою свой дух возвысил, окрылил, и сердце, как стальной бронею, от бурь житейских укрепил. Тому не страшны испытанья, ни даль, ни моря глубина; не страшны горе и страданья, и сила смерти не страшна Вера и надежда. Василий Жуковский Протекших радостей уже не возвратить; Но в самой скорби есть для сердца наслажденье. Ужели все мечта? Напрасно ль слезы лить? Ужели наша жизнь есть только привиденье И трудная стезя к ничтожеству ведет? Ах! нет, мой милый друг, не будем безнадежны; Есть пристань верная, есть берег безмятежный; Там все погибшее пред нами оживет; Незримая рука, простертая над нами, Ведет нас к одному различными путями; Блаженство наша цель; когда мы к ней придем – Нам Провидение сей тайны не открыло. Но рано ль, поздно ли, мы радостно вздохнем: Надеждой не вотще нас Небо одарило. Сила Любви. Семен Надсон Верь в великую силу любви!.. Свято верь в ее крест побеждающий, В ее свет, лучезарно спасающий, Мир, погрязший в грязи и крови, Верь в великую силу любви! Объяснение праздника. Анатолий Холодюк В широко распространенном житии святых мучениц рассказывается, что они происходили из Италии. Их мать была христианкой и назвала своих дочерей именами трех христианских добродетелей. Святая София и ее дочери не скрывали своей веры во Христа. Об этом стало известно императору Адриану, и тот повелел привести их в Рим. Призывая к себе по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было двенадцать лет, Надежде – десять, а Любови – девять) отказались. Тогда император приказал жестоко истязать их. Святую Софию подвергли тяжелейшему испытанию: ее не казнили, ей оставили жизнь, но оставили и безысходное горе – мать вынуждена была смотреть на страдания своих дочерей. Перенеся невиданные муки, три отроковицы мужественно встретили свою кончину. Святая София, «принявшая страдания за Христа не телом, а сердцем», похоронила дочерей недалеко от города и три дня не отходила от их могилы, пока не предала свою душу Господу.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Семнадцатый день. Свв. муч. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. (О том, как воспитывали и учили своих детей древние христиане). I. Свв. муч. София и три дочери ея: Вера, Надежда и Любовь пострадали в Риме, в царствовавие Адриана во II веке. Во время гонения на христиан в 137 г. была потребована на суд и София, благочестивая вдова, с дочерьми своими Верою, Надеждою и Любовию, из которых старшей было 12 лет, а меньшой только 9. – «Господи! не оставь нас, но Сам помоги нам не устрашиться мук, не устрашиться смерти! Помоги нам, Спаситель наш, не отступить от Тебя!» – взывала молитвенно мать-христианка, а за нею и три ее дочери, в которых она уже успела утвердить веру Христову. И помолясь, спокойно пошли они на суд, предав себя в волю Того, Кто не велел бояться убивающих тело, но душу убить не могущих... На суде, на вопрос: какого происхождения и какой веры София, она безбоязненно отвечала, что она раба Христова, неисповедимому имени Которого должны поклоняться все сотворенные Им на земле.. «И детей моих, – прибавила София – обручила я Богу Христу, чтобы сохранили они нетленного Жениха – Сына Божияго»... После суда отведена была София с детьми своими к одной язычнице, именем Палладии, которой поручено было уговорить Софию не жертвовать своими детьми и их счастием ради веры в распятого Христа. Но все три дня, предоставленные Софии до нового суда, она провела в молитве и увещании детей своих быть готовыми к мученическому подвигу. – Дети мои дорогия! – говорила София дочерям своим, – вот, наступило теперь время подвига нашего ради I. Христа. Не устрашайтесь же вы пострадать за Него! Не убойтесь лишиться временной жизни ради вечной жизни в царствие Его! Не бойтесь того, что будут истязать ваши тела: Бог исцелит ваши раны и даст вам нетленную красоту... Также и не прельщайтесь вы, если вам будут обещать богатые дары и всякие почести земныя... Все это исчезает, как дым как пыль, все разметается ветром и увядает, как трава. Вечны одни только Божии дары. Не опасайтесь вы никакого зла: Бог не отступит от вас, Он Сам обещал верующим в Него, что мать скорее забудет свое дитя, чем Он забудет Своих людей... О, дети! вспомните, что в страданиях родила я вас, в трудах воспитала вас; вспомните, как учила я вас и любви, и страху Божию, и утешьте старость мою твердым исповеданием Бога-Христа... Дайте мне радость назваться материю мучениц Христовых! Тогда возвеличится душа моя, когда увижу детей моих умирающими Господа ради!..

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скачать epub pdf Толкование на Апостол из посланий Апостола Павла к Римлянам, читаемый в неделю третью по Пятидесятнице (Рим.5:1–10) Вера, надежда и любовь, суть три великие и главнейшие добродетели, именуемые Богословскими потому, что они имеют отношение к Богу, и возводят к нему ум наш, сердце и помышления. Вера заставляет нас верить, надежда уповать, любовь любить Бога: и сии три добродетели все равно нужны нам ко спасению: без них никто не удостаивается наслаждаться лицезрением Божиим: ни без веры, ни без надежды, ни без любви никто не может спасться. О сих-то трех великих добродетелях Богоглаголивый Павел говорит в ныне чтенном своем послании, поучая яко Богодухновенный, догматам веры, показывая способ, посредством которого надежда входит в наше сердце, описывая величайшую Божию любовь к человеку, по которой Он примирился с нами смертию Единородного Сына Господа нашего Иисуса Христа, далее заключает, что по таковом примирении получить спасение, стало быть для нас удобнее: выражает же сие словами необычайными, содержащими в себе мысли догматические, высокие, небесные и Божественные: почему они и трудны для понятия нашего. Выслушайте убо, братие со вниманием толкование на оные: Всеблагий же Бог, видя благоговейнейшее ваше желание, Божественною своею благодатию просветит умы ваши к уразумению оных, и сердца ваши приуготовит к получению от них пользы. Рим. 5:1 .  Братие, оправдившеся верою, мир имамы к Богу Господем нашим Иисус Христом. Некоторые толковники приняли слово, имамы, за глагол повелительный и потому настоящие слова истолковали таким образом (Злат. Феод. Икум.). Поелику ты оправдался верою во Христа, и бывши прежде врагом Ему по причине греха, потом примирился с Ним: то и имей мир, или соблюдай сей мир, т. е. впредь не согрешай, другие же принимают его за глагол определительный. Но хотя бы мы взяли его за глагол повелительный, хотя бы за определительный, один и тот же выйдет смысл. Яснее же уразуметь сие можно из предыдущей четвертой главы: в оной пишет Божественный Апостол, что верою оправдался Авраам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

проф. Я. Пеликан Некоторые определения Христианское вероучение – это то, во что Церковь Иисуса Христа верит, чему учит и что исповедует на основе слова Божия. Вероучение – не единственный и даже не самый главный аспект деятельности Церкви. Церковь поклоняется Богу и служит человечеству; она прилагает усилия ради преображения этого мира и ожидает исполнения своего упования в ином. «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» – любовь, а не вера и определенно не учение. Церковь всегда больше, чем школа; даже век Просвещения не смог ограничить ее деятельность учительной функцией. Но Церковь не может быть меньше, чем школой. Ее вера, надежда и любовь – все они выражаются в учении и исповедании. Богослужение отличается от ритуала тем содержанием, которое провозглашается в Символе веры ; церковное устройство больше, чем организация, в силу того как Церковь определяет себя и свою структуру в своих догматах; проповедь не является просто одним из видов риторики, поскольку в ней провозглашается слово Божие; библейская экзегеза избегает антикварного подхода, потому что ее задача – раскрыть, чему учит текст, а не чему он когда-то учил. Христианская Церковь не была бы Церковью, какой мы ее знаем, без христианского вероучения. Все это, строго говоря, скорее описание, нежели определение христианского вероучения. А поскольку данное историческое исследование посвящено развитию христианского вероучения, определение того вероучения, которое развивается, наверное, нужно отложить до конца и сформулировать a posteriori. Ибо «вероучение» не всегда означало одно и то же, даже формально. Фактически это слово употребляется в церковном языке (и будет употребляться в этой книге) не в том смысле, какой оно имеет в Библии (и в книгах по библейскому богословию). Когда Ветхий Завет говорит о «наставлении» или Новый Завет – об «учении», речь идет и об исповедании и о поведении, и о богословии и об этике. Разделение между ними губительно, различение же неизбежно, как и в самом Новом Завете «вера» и «дела» различаются, но не разделяются. Несколько упрощая, можно сказать, что то, как понимается здесь христианское вероучение, восходит к этим новозаветным различениям. Когда говорится, что «даже бесы веруют» и, скорее всего, веруют правильно, речь идет именно о «вероучении» в церковном смысле. Но когда Новый Завет говорит об «учениях бесовских», имеются в виду, главным образом, искажения норм христианского поведения. В одной древнехристианской молитве содержится обращение к Богу как к Тому, «в познании Которого состоит наша вечная жизнь, служение Которому есть совершенная свобода», и таким образом обозначается различие между познанием Бога и служением Богу. Христианское вероучение можно определить как содержание этого спасительного знания, проистекающего из слова Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010