6 . Однако я, пожалуй, не скажу, что из этого безусловно следует, что всякая вера обладает совершенной любовью, ибо апостол говорит: Если имею всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то нет мне никакой пользы ( 1Кор. 13:2 ). Ибо эти три добродетели более всего необходимы мужу-христианину: надежда, вера, любовь, но любовь из них больше ( 1Кор 13:13 ). 7 . Но думаю, апостол сказал это для убедительности. Неужели тот, кто имеет полноту веры, чтобы и горы передвигать, не имел бы любви?! Точно так же, если кто знает все тайны и имеет всякое познание 141 , как может не иметь любви? Ведь Иоанн говорит: Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден ( 1Ин. 5:1 ), а выше он сказал: Всякий, рожденный от Бога, не делает греха ( 1Ин. 3:9 ). Отсюда следует: если тот, кто верует, что Иисус есть Христос, рожден от Бога, а тот, кто рожден от Бога, не грешит, значит и тот, кто верует, что Иисус есть Христос, не грешит. А если кто-то грешит, то не верует, а кто не верует, и не любит, a кто не любит, тот находится под властью греха. Итак, не любит тот, кто грешит, ибо любовь покрывает множество грехов ( 1Петр. 4:8 ). А если любовь изгоняет стремление грешить, поскольку она также прочь изгоняет страх ( 1Ин. 4:18 ), полнота веры имеет и полноту любви. 8 . Так, апостолы, которым предстояло стать друзьями, сказали: Умножь в нас веру ( Лк. 17:5 ), – прося у доброго Врача, что­бы Он исцелил их немощную веру. А вера в них была всё еще немощна, если даже Петр услышал: Маловерный, зачем ты усомнился? ( Мф. 14:31 ). Вера словно предвестница любви наполняет собой душу и уготовляет пути для грядущей любви. Полнота веры там, где совершенство любви. 9 . Потому, я думаю, и сказано, что любовь всему верит ( 1Кор. 13:7 ), то есть любовь заставляет веру верить всему и заставляет душу иметь полноту веру. Таким образом, где совершенная любовь, там полнота веры, и точно так же, где совершенная любовь, там полнота надежды. И подобным образом, как любовь всему верит, так, написано, и всего надеется ( 1Кор. 13:7 ), потому любовь больше, что она объемлет надежду и веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я и вы, брат и сестра возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтобы утолить глад души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни. И – увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших в нас нет, как нет. Между тем, каждый из нас с тем и посажен на земле, чтобы приносить духовные плоды. Какие же это в частности плоды, которые должен приносить каждый человек, особенно христианин? На это святой Апостол отвечает так: плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание 133 . Вот, брат и сестра какие плоды должны мы непременно приносить Насадителю нашей жизни, Господу Иисусу Христу, ежедневно. Теперь смотри каждый: плодовитая ты смоковница или бесплодная? Если плодовитая хорошо, приноси плоды и впредь, да препитает Он ими тебя же самого в вечности; если – бесплодная, трепещи: Тебе угрожает проклятие Владыки твоей жизни, и может быть, очень скоро Он скажет и тебе: да не будет же впредь от тебя плода во век. И ты тотчас засохнешь; заглохнут все твои духовные силы;· вовсе иссякнет у тебя вера, надежда и любовь, а всяко древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вечный вметаемо 134 . Слова эти – истинны и ясны, как день. Они исполнятся непреложно, ибо небо и земля прейдут, как проходят мимо дни, месяцы, годы, а слова Господа не прейдут 135 . Итак, брат и сестра, спроси себя: приносишь ли ты ежедневно Владыке живота твоего плоды добрых дел, и главное, имеешь ли царицу добродетелей – любовь, – горячую любовь к твоему Создателю и любовь к ближнему, как к себе? Хочешь знать, какими делами оказывает себя любовь? Ответит тебе за меня святой апостол Павел: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Любовь так необходима для христианина, что если он говорит на всех языках человеческих и ангельских, а любви не имеет; то он как медь звенящая, при всем своем краснословии и многословии, или как кимвал звучащий. Если он имеет дар пророчества и знает все тайны и смысл всех писаний и даже, что всего удивительнее, если он имеет всю веру, так что от его слов будут переходить с места на место горы, а любви не имеет; то он ничто: напрасны все его познания, все труды без любви 136 . Почему так необходима нам любовь? Потому что Сам Бог есть любовь 137 , а мы по образу Его сотворены, и в человеке-христианине Бог пребывает. Или не весте, яко Христос в вас; разве точию  чим неискусни есте 138 . Не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас 139 ?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Помимо уверенности в Промысле Божием имеется и еще несколько условий, чтобы вера была спасительной. Ап. Иаков говорит: «И бесы веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). Однако бесы при этой вере и при ожидании себе возмездия («трепетании») все же остаются вне спасения. В чем же спасительная вера? Ап. Иаков учит, что «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 17). Здесь он требует непременного добавления к вере дел богоугождения — исполнения воли Бога и Его заповедей. Апостол Павел добавляет к этому: «Если я имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» (1 Кор. 13, 2). Нужно думать, что когда в притче о брачном пире (Мф. 22, 11-14) Господь говорил о человеке, присутствовавшем на пиру, но «одетом не в брачную одежду», то Он подразумевал тех, кто имеет веру, считает себя христианином (присутствие на пиру), но не имеет одежды милосердия и деятельной Христовой любви к ближним. По признакам наличия последних будет и оправдание на Страшном Суде (Мф. 25, 31-46).А все те, кто делает себя, а не ближних, центром жизни («эгоцентризм», или «автоэротизм»), по существу являются неверующими, хотя бы они и называли себя христианами. У них «вера мертва» как не имеющая следствием дел любви. Итак, любовь и дела любви оживляют веру, мертвую без них. Поэтому ап. Павел ставит в основу спасения не одну способность к вере в Бога, но три способности человека — верить, надеяться и любить. Он говорит: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13). Вера может быть у человека с детства — как дар за благочестие его родителей. Но она может прийти и в зрелом возрасте как дар благодати за стремление сердца человеческого к любви, истине, красоте и подвигу. В последнем случае она особо оценивается Господом. Вместе с тем, как пишет архиеп. Арсений (Чудовской): «Вера, как и любовь, не дается сразу и легко; ее нужно искать, ее добиваться, и только со временем, после усиленного духовного делания, вера овладевает всем нашим внутренним существом и делается для нас жизненным нервом, целью нашего бытия».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1872...

Награда, ожидающая мучеников . За мученический подвиг, как за самую высокую жертву, приносимую человеком Богу, Господь обещает великую награду на небесах, то есть особенную и высокую степень блаженства. Надежда на великую награду на небесах так одушевляла исповедников и мучеников христианских, что они действительно, по слову Спасителя, радовались и веселились, идя на мучение и смерть, – радовались, что им дано не только веровать во Христа, но и страдать за Него ( Фил.1:29 ); веселились, предвкушая то вечное веселие, которое ожидает их на небесах за подвиги исповедничества и мученичества. Такой надеждой и теперь могут ободрять себя истинные христиане в перенесении оскорблений и гонений за свою преданность вере. О любви. О союзе между верой и любовью Связь между верой и любовью . Действием и плодом истинной веры в христианине должны быть любовь и сообразные с ней добрые дела. На это указывает ап. Павел: О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема ( Гал.5:6 ). Во Христе Иисусе (то есть в общении со Христом Иисусом) не имеет силы ни обрезание, ни не обрезание (будет ли христианин из евреев или язычников), но вера, действующая любовью (то есть вера, выражающаяся в делах любви) 196 . Одной веры без любви и добрых дел недостаточно для христианина: вера без любви и добрых дел есть вера недействующая и мертвая, а потому она не может привести человека к вечной жизни, спасти его. Ап. Иоанн Богослов говорит: Не любяй бо брата пребывает в смерти ( 1Ин.3:14 ). Не любящий брата (ближнего) пребывает в смерти (духовной). Необходимость для христианина соединять с верой добрые дела особенно сильно выражена в словах ап. Иакова: Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его? Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть ( Иак.2:14,26 ). Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (то есть не может спасти человека).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

  Глава 38 Ты же следуй путем, ведущим к высшему, на который и св. Павел указывает, как на спасительный. Любовь, - говорит он, - не ищет своего (1 Кор. 12: 31; 13: 5), но изливается на братьев. Об этих она безпокоится, из-за этих она, находясь в полном разуме, сходит с ума. Любовь покрывает множество грехов (1 Пет. 4: 8); совершенная любовь изгоняет страх (1 Ин. 4: 18); Любовь не превозносится, не гордится... не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает; хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и исцеления болезней земных прекратятся, останутся сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13: 4-8, 13). И справедливо, потому что вера преходит, если мы собственным зрением убеждаемся в непреложности своей веры в бытие Божие; и надежда исчезает, как скоро получаем то, на что надеялись; любовь же только усовершается и умножается, как скоро ей совершенное дается. Поэтому, если кто опустил ее в свою душу, может, хотя бы и греху служил, хотя бы и запрещенного много творил, загладить ошибки, любовь умножив и в искреннем раскаянии преобразовав свои чувства. Посему, когда ты слышишь относительно богатого, кто бы он ни был, что не найдет он себе места на небе, это не должно тебя доводить до отчаяния и до уныния: это постигнет ведь только тех богатых, кои своим богатством распоряжались дурно.   Глава 39 Но если бы кто, порвав связи с тем, что в богатстве есть излишнего и для (вечной) жизни опасного, оказался в силах стремиться к достижению благ вечных, а потом, или по глупости, или вследствие какого-либо не желанного обстоятельства (например, вследствие каких-либо не исполнившихся земных желаний), по принятии запечатления25 и спасения снова впал в грехи и преступления, всецело обременив себя оными, тот, понятно, был бы осужден Богом окончательно. Потому что для каждого, кто от всего сердца к Богу обращается, стоят двери отверзтыми и втройне радостно Отец принимает сына, истинно исправившегося.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

И дальше апостол описывает, что такое любовь: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут и знание упразднится». И действительно, дорогие братья и сестры, любовь, если она есть в человеке, делает человека способным перенести все, готовым идти на любую жертву во имя этой любви. Любовь делает человека доверчивым, надеющимся, терпеливым, все переносящим. И любовь никогда не прекращается, если она настоящая любовь, ибо, как мы слышали в акафисте, любовь сильнее смерти. Даже люди, которые убивают других, — они могут лишить человека жизни, но они не способны овладеть его любовью, не способны прекратить его любовь, ибо любовь делает невозможное, творит чудеса. И дальше апостол говорит о значении любви: «Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно; тогда же — лицом к лицу; теперь я знаю отчасти, а тогда познаю подобно как я познан». Дорогие братья и сестры, апостол здесь нам разъясняет, почему именно вера, надежда и любовь, особенно любовь, так важны. Ибо он говорит: мы все сейчас на земле подобны детям, которые по-детски рассуждают, по-детски верят, по-детски понимают, которые не в состоянии постичь тайны миробытия, окончательного смысла жизни, всего того, что существует в Боге и от Бога. Мы — как дети, а будет время, когда мы все станем взрослыми и будем действовать и понимать как взрослые. Он говорит, что сейчас мы видим, постигаем тайны миробытия, тайны Бога как бы в туманном зеркале. Стираются контуры, очертания, что-то есть, что-то показывается, но неясно, что именно. А вот когда мы достигнем Бога, когда мы будем в соединении с Богом в вечной жизни, в блаженстве на небесах, тогда будем видеть лицом к лицу, будем как взрослые понимать всё.

http://azbyka.ru/propovedi/byt-svidetely...

Подлинно, где  сила души будет ограждена оружием любви, там напрасны и суетны все  поку шения злоумышляющих. Ни злость, ни вражда, ни зависть, ни лесть, ни лицемерие и ничто другое не в состоянии будет кос­ нуться такой души. Не сказал просто: в любовь; но сказал, что надобно облечься в нее, как в крепкую броню. Сказавши  это, далее прибавляет: " и в шлем надежды спасения " . Как шлем охраняет самое важное в нас, то есть голову, окружая и покрывая ее со всех сторон, так и упование не дает упасть нашему уму, но держит его прямо, как голову, не попуская ничему постороннему упасть на него. А до тех пор, пока на нее ничто не падает, и мы не наклоняемся вниз. В самом деле, тому, кто огражден этим оружием, невозможно никогда упасть: " пребывают " , – сказано, – " сии три: вера, надежда, любовь "   (1 Кор.13: 13). Потом, сказавши: облекитесь и вооружитесь, (апостол) приготовляет оружие и показывает, откуда рождаются вера, надежда и любовь, и как они соделываются самым крепким оружием, когда присовокупляет: " потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним " (ст. 910). 4. Итак, Бог призвал нас не для того, чтобы погубить, но – чтобы спасти. Откуда видно, что Он именно этого хочет? " О тдал Сына " , – сказано, – " Своего Единородного " (Ин.3:16). Он столько желает нашего спасения, что дал Сына своего, и не просто дал, но на смерть. Из таких размышлений рождается надежда. Не отчаивайся же, человек, приходя к Богу, который не по щадил даже Своего Сына ради тебя. Не страшись настоящих б едствий. Тот, Кто предал Единородного, чтобы спасти тебя и исхитить из геенны, пожалеет ли чего-нибудь еще для твоего спасения? Следовательно, надобно ожидать всего доброго. Ведь мы не устрашились бы, если бы нам надлежало предстать пред судьею, имеющим судить нас, который показал бы такую любовь к нам, что заклал бы за нас своего сына. Итак, будем ждать всего доброго и великого, потому что главное мы полу­ чили, если веруем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, и любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится… Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» ( 1Кор.13 ). Из святоотеческой письменности мы знаем, что гораздо позже, в конце I века Р.Х., когда апостолы Петр и Павел были уже прославлены мученической кончиной, в той же самой Коринфской церкви произошла новая смута, серьезно грозившая и единству и безопасности коринфских христиан. Тогда к ним послал длинное письмо увещания к покаянию ученик апостолов святой Климент, предстоятель тогдашней Римской церкви от имени всей своей церкви. Он напоминал им старое послание апостола Павла, напоминал вечно новую Заповедь любви и воспевал им новую песнь о ней. И мне хотелось бы сегодня предложить вашему вниманию, дорогие братья и сестры, эту новую песнь святого Климента, написанную, как утверждают ученые, около 96 года после Р. X., которая является одной из самых восхищающих наш ум страниц из драгоценной сокровищницы святоотеческой литературы. В ней воспевается сила любви Христовой, ее победа над грехом и смертью. Вот эта песнь: «Кто имеет любовь во Христе, тот должен соблюдать Заповеди Христовы. Кто может изъяснить союз любви Божией? Кто способен, как должно, высказать величие благости Его? Несказанна высота, на которую возводит любовь. Любовь соединяет нас с Богом – любовь покрывает множество грехов, любовь все принимает, все терпит великодушно. В любви нет ничего низкого, ничего надменного, любовь не допускает разделения, любовь не заводит возмущения, любовь все делает в согласии, любовью все избранные Божий достигли совершенства, без любви нет ничего благоугодного Богу. По любви воспринял нас Владыка. По любви, которую имел к нам Иисус Христос, Господь наш, по воле Божией дал Кровь Свою за нас, и Плоть Свою за плоть нашу, и душу Свою за души наши.»

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

Этот гимн представляет собой 13-ю главу I Послания к Коринфянам, которая полностью посвящена самому главному свойству Христианской Церкви – любви. Любовь здесь понимается как самый высший идеал христианства, ведь Любовь – это сущность Самого Бога, по слову святого апостола Иоанна Богослова: Бог есть любовь (1 Ин. 4: 16). Нас же, в данном случае, интересует любовь как высшее чувство человека по отношению к своей второй половине в освященном Боге брачном союзе. Вполне очевидно, что все те свойства, которые присущи настоящей любви, можно отнести и к необходимым чувствам для христиан, живущим в браке. То есть все то, что характеризует истинную любовь, должно относиться и к любви супругов-христиан по отношению друг к другу. Именно такой, какой описана любовь у апостола Павла, и должна быть любовь в браке. Процитируем центральную часть Гимна любви: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13: 4–8). Вот именно такой и должна быть настоящая христианская любовь, как к Богу, как к ближнему своему, так и ко своей второй половине, в освященном Самим Богом Таинстве Брака. Архиепископ Аверкий (Таушев), комментируя гимн апостола Павла, удивительно точно показывает, что стяжание всех свойств любви способно сделать каждую семью счастливой в Боге и оградить ее от различных нестроений. О. Аверкий пишет: «Свойства любви таковы, что она поистине является исполнением всего закона… Это – долготерпение, милосердие, отсутствие зависти, хвастовства, гордости, духа бесчинства, бескорыстие, негневливость, забвение обид и оскорблений, отсутствие радости при несчастиях других, любовь к правде, полная вера, твердая надежда и готовность переносить всякие скорби» с. 598]. При этом стоит особо отметить, что апостол Павел не рассуждает отвлеченно, оторвано от реальной жизни, наоборот, его слова – это именно призыв к действию, можно сказать, практическое руководство для каждого христианина, в том числе и для живущих в браке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Это поистине отчаянный вопль души, знающей, что предоставленная собственным силам, лишенная содействия благодати, она неминуемо погибнет, ибо и вера, которая в ней как будто есть, может быть вытеснена безразличием, духовной холодностью, и, наконец, полностью утрачена. Вера сама по себе не гарантирует спасения именно потому, что оно не является внешним воздаянием ни за дела, ни за веру. Что же нужно, чтобы реально идти по пути спасения, чтобы включиться в его процесс? Нужна любовь к Богу: «Сподоби мя, Господи, ныне возлюбити Тя, якоже возлюбих иногда той самый грех, и паки поработати Ти без лености точно, якоже поработах прежде сатане льстивому. Наипаче же поработаю Тебе, Господу и Богу моему Иисусу Христу, во вся дни живота моего, ныне и присно и во веки веков, аминь». Спасение состоит не только в вере в Бога, но и в любви к Нему ( 1Кор.13:2 ). Вера, содействуемая любовью ( Гал.5:6 ), внедряет в сферу спасения, ставит на путь «работы» для Бога, иначе – служения Ему, т. е. совершения добра, тех самых дел, отсутствие которых констатируется в начале молитвы. Тогда уже дела не будут формальным основанием для получения за них спасения «по долгу», как некоей платы, ибо производит и совершает их Сам Господь, возжегший в человеческой слабой душе огонь любви, неминуемо производящей добрые дела точно так же, как доброе дерево неминуемо приносит добрые плоды ( Мф.7:18 ). Ведь «любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» ( 1Кор.13:4–7 ). Как видим, любовь приносит те плоды, с которыми человек может смело «явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое»( 2Кор.5:10 ). Ведь «любовь есть исполнение закона» ( Рим.13:10 ). Любовь к Богу включает человека в процесс спасения не временно, а прочно, неотторжимо, ибо она «никогда не перестает» ( 1Кор.13:8 ), вводит человека в жизнь вечную и переходит с ним туда, где вера будет уже излишня, а надежда исполнится и потому отпадет. Любовь же, которая больше и веры и надежды( 1Кор.13:13 ), пребывает во веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010