Источники и литература Творения Иннокентия, митрополита Московского, Собраны И. Барсуковым. Кн. 1-3. М., 1886-1888; Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. Кн. 1-3. СПб., 1897. Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. В. Алексеев. Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский.-Журнал Московской Патриархии (далее-ЖМП), 1949, 7, с. 36-44. Архимандрит Евло-гий (Смирнов). Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879).- ЖМП, 1975, 3, с. 58-65. Причисление к лику святых апостола Северной Америки и Сибири митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова).-ЖМП, 1977, 12, с. 3. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность-ЖМП, 1979, 3, с 70-71; 4, с. 73-77; 5, с. 73-77; 6, с. 68-77; [Скурат К. Е.]. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни.- ЖМП, 1981, 9, с. 68-70; Окладников А. П., академик. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова.-Вопросы истории, 1976, 6; Его же. Иннокентий Вениаминов.-В кн.: Первопроходцы, М., 1983, с. 130-161; Демин Л. Семья первопроходцев.-Голос Родины, 1983, 33 (2385). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 12 марта, 2022 30 сентября, 2021 12 сентября, 2021 2 августа, 2021 7 июля, 2021 8 мая, 2023 24 мая, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/svyatitel-innokentij-p...

К середине XIX века Казанская академия создает миссионерское отделение, имеющее татарскую, арабскую, монгольскую и калмыцкую кафедры. За полувековой период ее специальная комиссия опубликовала множество томов и брошюр на двух десятках языках. Профессор Николай Ильминский (1822–1891), владея в совершенстве восточными языками, был первым христианином, работавшим в Каирской исламской академии. Его замечательные переводы литургических книг в значительной степени облегчили миссионерскую деятельность среди народов восточной России. В 1865 г. Санкт-Петербургское миссионерское общество координирует и финансирует бесчисленные миссии, подчиненные власти местных епископов. Каждая епархия имела свой собственный миссионерский комитет. В 1913 г. общество насчитывало 20000 членов, и его бюджет исчислялся в более чем полутора миллионах рублей. Миссия в Урмие была обращена к несторианам Персии и Курдистана, она объединяла до 20000 верующих. В Палестине и Сирии Императорское палестинское православное общество, учрежденное в 1882 г., основало многочисленные учреждения (112 в 1912 г.). Именно миссионерское распространение Церкви придало единство необъятным землям Киевской и Московской Руси. В XVIII веке митрополит Филофей Лещинский посылает миссионеров в Монголию и на Камчатку; Иннокентий Кульчицкий с большим успехом обращает жителей Прибайкалья. Миссия среди калмыков действует через строительство городов и деревень, в которых крещеные поселяются рядом со школами, в которых учат на их собственном языке (город Ставрополь на Волге). На севере, в Архангельской епархии, среди самоедов, походные Церкви, находящиеся в ведении архимандрита Б. Смирнова, несли веру в самые отдаленные уголки. Среди буддистов восточной Сибири трудился епископ Парфений. Епископ Иннокентий (Вениаминов ; 1797–1879) обращает всех алеутов и многих индейцев Аляски. Его епархия была в пять раз обширнее Франции, и требовалось семь лет, чтобы посетить все его владения. Он посылает духовников-кочевников, сопровождающих кочевые племена в их беспрестанных странствованиях. В 1862 г. он доходит до границ Маньчжурии и основывает миссию во Владивостоке и среди уссурийских корейцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Конечно, миссионерская деятельность осуществлялась и в допетровский период, однако именно в синодальную эпоху она приобрела особый размах. Среди миссионеров XVIII века, трудившихся в деле обращения языческих народов, выделяется фигура святителя Иннокентия Иркутского (1680–1731) , внесшего огромный вклад в дело просвещения Сибири. За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии, а также – на рубеже XIX u XX веков – в Урмии. Среди выдающихся миссионеров синодальной эпохи необходимо отметить святителей Иннокентия (Вениаминова ; 1797–1879) и Николая (Касаткина ; 1836–1912) . Святитель Иннокентий, посвятивший многие годы проповеди христианства среди калошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов, стал первым православным епископом, чья юрисдикция распространилась на Северную Америку. А святитель Николай был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата. Главный парадокс синодальной эпохи заключался в том, что, будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления высших слоев российского общества, прежде всего дворянства и интеллигенции. Расцерковление образованных классов началось еще при Петре I. При Екатерине II в высшем обществе насаждалось вольтерьянство (сама императрица, хотя и оставалась православной христианкой, увлекалась Вольтером). В XIX веке на смену просвещенному деизму стал приходить атеизм, который к концу столетия имел значительное число адептов в среде интеллигенции. Если к началу синодальной эпохи Россия была православным государством, в котором весь уклад жизни всех слоев общества был пронизан церковностью и религиозностью, то к концу синодальной эпохи Россия превратилась в светское государство, где общественная жизнь определялась отнюдь не только православными идеалами и принципами. Во второй половине XIX u b начале XX века расцерковление проникло из среды интеллигенции в рабочий класс и даже в среду крестьянства, что стало особенно ощутимым в период между революциями 1905 и 1917 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

М. Достоевского «Дневник писателя». Многие читатели присылали свои письма с впечатлениями, вопросами, мнениями. Особенно много таких писем было в 1877 году. Достоевский ощущал себя выразителем общественного мнения и радовался этой роли. Жена Н. И. Ильминского Екатерина Степановна Ильминская (ок. 1842–1922), также относившаяся к числу любителей «Дневника писателя» Достоевского, отправила ему письмо, в котором излагала свои впечатления и просила прислать фотокарточку писателя. В ответном письме (от 11 марта 1877 г.) Достоевский благодарит Е. С. Иль–минскую, говоря, что занимается писательской деятельностью именно потому, что у него есть такие пламенные читательницы. И добавляет, что поскольку сейчас нет подходящей фотокарточки, он посылает не очень хорошую, снятую 16 лет назад. Вероятно, муж С. Е. Ильминской, Н. И. Ильминский, также читал «Дневник писателя» Достоевского. Иннокентий Попов–Вениаминов (1797–1879). Сам о. Николай пишет об Иннокентии в журнале «Светоч и дневник писателя» (май 1910 г.). О его миссионерской деятельности на Аляске можно прочитать в книге: Bishop Gregory, A History of the Orthodox Church in Alaska, 1794–1917. St. Herman’s Theological Seminary, Kodiak, Alaska. 1977. Исидор Митрополит Исидор (Никольский). 15 августа 1880 года, когда Николай возвращался из Петербурга на место своего служения в Японию, для его ободрения и поддержки митрополит Исидор молился вместе с ним. См. дневник Св. Николая Японского (Токио. Запись от 15/28 апреля 1904 года. Касаткин 1) Дмитрий Иванович Отец о. Николая. Диакон. Женившись на девице Ксении, переехал в деревню Береза. У них родилось четверо детей. Первый сын Гавриил умер через 2 месяца после рождения. Старшая дочь — Ольга. Второй сын — Иван (Николай). Третий сын — Василий. В 1841 году Д. И. Касаткин потерял жену. Муж старшей дочери Ольги, Филипп Измайлов, занял его место диакона в деревне Береза, и Дмитрий Иванович, поручив остальных детей попечению Ольги и Филиппа, в 1850 году поселился в монастыре в г. Рославле Смоленской губернии (без принятия монашества).

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Наиболее широкое признание трудам Ильминского принесли использованные в них принципы перевода. Переводчик должен был быть высокообразованным человеком, знать греческий и еврейский языки, чтобы правильно интерпретировать славянский текст. Более того, поскольку конструкции славянского и татарского языков имеют мало общего, нужно было предпринять множество усилий, чтобы правильно передать идиомы. 206 Принципы работы Ильминского выгодно отличаются от тех, на которых строится практика современного миссионерства. Достаточно вспомнить, что, несмотря на преимущества современных справочных средств, большинство сегодняшних переводчиков осуществляют перевод Евангелия со своего родного языка на язык малого народа, значительно меньше обращаясь к греческому и еврейскому, чем это делал Ильминский. 207 Знакомство Ильминского с языками народов России и Сибири привело его к убеждению, что один добросовестный перевод впоследствии может быть использован в качестве основы для переводов на другие родственные языки. Выгода заключается в резком сокращении времени на перевод литургических и библейских текстов. Дополнительную пользу Ильминский видел в том, что таким путем достигалось значительное единообразие церковной литературы, попадавшей в обиход верующих данной местности. Несомненно, это является существенным преимуществом для Церкви, придающей такое значение литургии. Следует учитывать этот опыт и другим, менее литургически ориентированным Церквам, где также желательно иметь очень близкие переводы Библии в одном регионе. Метод Ильминского позволял избежать ненужных разночтений, всегда возникающих при различных подходах к переводу. На протяжении всей своей деятельности Николай Иванович Ильминский стремился к тому, чтобы люди, в среде которых он трудился, стали истинными христианами. Он понимал, что достичь этого нельзя без использования родных им языков. Он говорил: «Мы верим, что евангельское слово Спасителя нашего Иисуса Христа, произносимое на живом языке татар, вошло прочными узами в глубины их мысли и религиозного сознания и приведет к возрождению христианства в этом народе». 208 Предвидения Ильминского сбылись. 209 Святой митрополит московский Иннокентий (Вениаминов, 1797–1879) и Аляска

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

После 1821 г. колония была подчинена короне, и произвол спекулянтов был ограничен. Но миссионерская деятельность в целом была ослаблена. Духовная полярная ночь опустилась на дальнюю землю, в которой виднелись лишь некоторые отблески светлых воспоминаний о первых миссионерах. День воссиял снова и в полную силу с прибытием о. Иоанна Вениаминова. 8.2. Период расцвета (1824–1850). Свт. Иннокентий ((Вениаминов), 1797–1879) 1) На Алеутских островах Молодой миссионер прибыл на алеутский остров Уналашка со своей женой, ребенком, матерью и братом в июле 1824 г. после 14-месячного путешествия по бескрайним степям и бурным морям 428 . На новом месте своего служения он не нашел ни храма, ни дома. Целых тридцать лет здесь не было пастыря, и алеуты без духовного руководства начали забывать то немногое, что они узнали о христианстве, когда принимали Крещение. Винопитие и распущенность, которую распространяли поселенцы, грозили разложить маленький первобытный народ. Вместо того, чтобы сломить, эти трудности еще больше укрепили энтузиазм 27-летнего священника. Он быстро своими руками выстроил небольшой дом для своей семьи и затем начал приготовления для постройки маленького храма. Дело было не из легких, поскольку алеуты не владели никакими ремеслами. Но практичный и систематичный ум о. Иоанна (Вениаминова) быстро нашел выход 429 . Он начал обучать работников разным ремеслам и спустя некоторое время получил в свое распоряжение строителей, плотников, мастеров по керамике и металлу. Так ему удалось построить храм. В свою очередь, он выучился у местных жителей перебираться с одного острова на другой на каноэ из тюленьей шкуры, невзирая на дикие бури и полярную темень. Тесная близость с жизнью местного населения снискала ему его доверие и восхищение. Его доброта, способности, но, главным образом, его благочестие производили на всех огромное впечатление. В одном из его писем видны признаки отзывчивости, с какой алеуты устремлялись на его проповедь: «Когда я оглашал их, все, включая женщин, покидали свои дома и даже своих младенцев, чтобы прийти послушать евангельское учение. Мне представляется, что нет такого миссионера, который бы не устал прежде, чем притупит внимание добрых алеутов. Потому что неудачи, жалкое состояние и лишения были для них подготовительной школой для принятия Евангелия. Также отличительными чертами их национального характера являются сочувствие к трудам других людей и терпение. Я видел, как туземцы в периоды голода, которые иногда наступают, делятся последними запасами сушеной рыбы со своими ближними, оставляя себе только необходимое для выживания своих семей» 430 .

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

После этого реставрационные работы в Троице-Сергиевой лавре ещё более расширились. Она в 1993 году была включена в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.Реальное возрождение лавры как мощного духовного центра России началось с конца 1980-х гг. и приняло особый размах с начала 1990-х гг. В 1994 году были обретены в лавре мощи святителей Московских - митрополитов Филарета (Дроздова В. М. 1783-1867), Иннокентия (Попова-Вениаминова И. Е., 1797-1879) и преподобного Антония (Медведева), а в 1996 году - мощей преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра была и остаётся местом проведения многих важнейших церковных собраний. Так, в 1971, 1988, 1990 гг. и позже в Трапезной лавры проходили Поместные соборы Русской Православной Церкви. Следует упомянуть и о других церковных торжествах и событиях, связанных с древней подмосковной обителью: 500-летие автокефалии Русской Церкви (1948), 400-летие установления Патриаршества (1989), 1000-летие Крещение Руси (1988), Архирейские Соборы 1961 и 2004 гг. Число братии Сергиевой обители после её возрождения в 1946 году постоянно увеличивается. Так, в 2000 году в лавре жили 300 человек братии, включая насельников скитов и подворий, против 120 монахов и послушников в конце 1980-х гг. В наши дни Братия лавры насчитывает около 200 монахов. Способствует развитию Троице-Сергиевой лавры и возвращение в 1992 году древнему городу его исторического названия - Сергиев Посад. Свято-Троицкая Сергиева лавра имеет статус ставропигиального мужского монастыря. Ставропигиальными называются монастыри, находящиеся под непосредственным управлением патриарха и не зависящие от епархиального начальства. В 2020 г. наместником стал Фома (Демчук). Наместник лавры с 2023 года - епископ Кирилл (Зинковский), сменивший епископа Фому (Демчука). Архимандритом является Патриарх Московский и всея Руси. Управляется лавра с 1897 г. Духовным собором. Это — коллегиальный орган. С 1344 по 1560 гг. сменилось 35 Игуменов, а 1561 по 1766 гг. 34 Архимандрита. Нынешний наместник Фома — уже 41 в ряду своих предшественников. Он является наместником Патриарха Московского, формально считающегося главой лавры. В 1990-2000 гг. лавре был возвращен изначальный дореволюционный облик, перекрашены некоторые стены, воссоздана прежняя роспись, отремонтирована колокольня. В 2004 г. на колокольню вернулся Царь-колокол. Его пришлось отливать заново, поскольку прежний был расплавлен. В 2014 году исполнилось 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, трудами и молитвами которого преобразилась Русь, сформировалась русская монашеская традиция, были сделаны шаги для отстаивания свободы Отечества и собирания его земель. 18 июля стал кульминацией торжеств, посвященных юбилею одного из величайших русских святых.

http://sobory.ru/article/?object=00497

Преподобный Симеон Новый Богослов – выдающийся духовный писатель и подвижник. Будучи приближенным императора Василия II, занимал высокое положение при византийском дворе, но вскоре его оставил. В своих богословских гимнах и трудах воспевал глубочайшие тайны, данные ему в Божественных созерцаниях, за что удостоился от современников именования «Новый Богослов» (по аналогии с апостолом и евангелистом Иоанном Богословом и святителем Григорием Богословом). (9491032). Святитель Димитрий Ростовский – митрополит Ростовский. Святой, проповедник и богослов, известный составлением Четиих-Миней – это 12 томов (по числу месяцев в году) – сборников житий святых, память которых празднуется в тот или иной день года. (1651–1709). Святитель Тихон Задонский – епископ Воронежский и Елецкий. Знаменитый духовный писатель – автор богословских размышлений и наставлений. Своими красноречивыми проповедями святитель Тихон вернул в лоно Православной Церкви не одну тысячу старообрядцев. (1724–1783). Платон, Митрополит Московский – известный проповедник и один из самых высокообразованных людей своего времени. Известно до 500 его проповедей. (1737–1812). Святитель Филарет – митрополит Московский, известный проповедник и духовный писатель, великий православный богослов. Перевел на русский язык Евангелие от Иоанна. Его называли «Московским Златоустом». Известна его стихотворная полемика-переписка с Пушкиным. (1783 –1867). Святитель Игнатий Брянчанинов – епископ Кавказский и Черноморский. Выдающийся подвижник и аскет, известен всему миру как творец бессмертных духовных произведений, которые и сейчас являются «учебниками» подвижнической жизни. Ревностный хранитель православных традиций и культуры. (1807–1867). Святитель Иннокентий (Вениаминов) – митрополит Московский, чудотворец. Замечательный церковный деятель и миссионер. Прошел путь от сельского приходского священника Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Распространял христианство на Камчатке и Алеутских островах, проповедовал якутам, чукчам, эскимосам и алеутам. Основал Православное Миссионерское общество. (1797–1879).

http://azbyka.ru/semya/pravoslavnye-brak...

Расширение границ Российской империи способствовало расширению миссионерской деятельности Церкви как на внутреннем пространстве империи, так и за ее пределами. Внутри России миссия осуществлялась главным образом среди языческого населения тех регионов, которые присоединялись к империи, а также в областях, охваченных униатством. Конечно, миссионерская деятельность осуществлялась и в допетровский период, однако именно в синодальную эпоху она приобрела особый размах. Среди миссионеров XVIII века, трудившихся в деле обращения языческих народов, выделяется фигура святителя Иннокентия Иркутского (1680–1731). внесшего огромный вклад в дело просвещения Сибири. Значительный вклад в дело возвращения униатов в Православие внес в XVIII веке белорусский архиепископ Георгий Конисский (1717–1795): благодаря его деятельности в Православие вернулось более 100 тысяч униатов. В 1839 году, благодаря трудам митрополита Иосифа Семашко (1789–1868), униатская Церковь в Белоруссии и Литве воссоединилась с Православием. За пределами России широкая миссионерская деятельность осуществлялась в Китае, Северной Америке и Японии, а также – на рубеже XIX и XX веков – в Урмии. Среди выдающихся миссионеров синодальной эпохи необходимо отметить святителей Иннокентия (Вениаминова ; 1797–1879) и Николая (Касаткина ; 1836–1912). Святитель Иннокентий, посвятивший многие годы проповеди христианства среди калошей, коряков, чукчей, тунгусов и алеутов, стал первым православным епископом, чья юрисдикция распространилась на Северную Америку. А святитель Николай был первым православным епископом Японии, основателем Японской Православной Церкви, до сего дня сохраняющей каноническую зависимость от Московского Патриархата. Главный парадокс синодальной эпохи заключался в том, что, будучи периодом наивысшего расцвета и расширения Православной Церкви, она в то же время стала периодом массового расцерковления высших слоев российского общества, прежде всего дворянства и интеллигенции. Приведенные выше слова Герцена о Филарете Московском – лишь одно из многочисленных свидетельств духовной пропасти, образовавшейся между Церковью и миром либеральной интеллигенции, которая в XIX веке в значительном большинстве была оторвана от Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Реальное возрождение лавры как мощного духовного центра России началось с конца 1980-х гг. и приняло особый размах с начала 1990-х гг. В 1994 году были обретены в лавре мощи святителей Московских - митрополитов Филарета (Дроздова В. М. 1783-1867), Иннокентия (Попова-Вениаминова И. Е., 1797-1879) и преподобного Антония (Медведева), а в 1996 году - мощей преподобного Максима Грека. Троице-Сергиева лавра была и остаётся местом проведения многих важнейших церковных собраний. Так, в 1971, 1988, 1990 гг. и позже в Трапезной лавры проходили Поместные соборы Русской Православной Церкви. Следует упомянуть и о других церковных торжествах и событиях, связанных с древней подмосковной обителью: 500-летие автокефалии Русской Церкви (1948), 400-летие установления Патриаршества (1989), 1000-летие Крещение Руси (1988), Архирейские Соборы 1961 и 2004 гг. Число братии Сергиевой обители после её возрождения в 1946 году постоянно увеличивается. Так, в 2000 году в лавре жили 300 человек братии, включая насельников скитов и подворий, против 120 монахов и послушников в конце 1980-х гг. Способствует развитию Троице-Сергиевой лавры и возвращение в 1992 году древнему городу его исторического названия - Сергиев Посад. Из книги Глушкова В. Г. Монастыри Подмосковья. - М.: Вече, 2005 и с сайта www. stsl.ru/Троице-Сергиева Лавра в период гонений на веру Троице-Сергиев монастырь быстро преодолел последствия польско-литовского разорения и даже украсился новыми храмами. В 1621 г. рядом с братской трапезной поднялась церковь преп. Михаила Малеина – небесного покровителя царя Михаила Федоровича. Вскоре над гробом преподобного Никона Радонежского, на месте старой Никоновской церкви, появилась новая больших размеров. У церкви Св. Духа сложили колокольню «на пяти столпех» с часами. Поставили каменные палаты с шатровой церковью во имя преп. Зосимы и Савватия Соловецких. Наконец, в 1650-х г.г. была усилена крепость Троицкой обители: увеличена толщина и высота стен и плоских башен, заново перестроены башни угловые. «Ум не может представить их неприступность и красоту», – отметил сирийский православный священник, посетивший Троицу в 1655 г.

http://sobory.ru/article/?object=00497

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010