По правую и левую руку от Спасителя изображены патриарх Тихон (Беллавин) ((1865 – 1925), жил на Подворье в 1917 – 1922 гг.) и митр. Филарет (Дроздов), которого за его многочисленные таланты современники называли «природным патриархом», ((1763 – 1867), жил на Подворье в 1821 – 1867 гг.). За ними справа и слева следуют митр. Иннокентий (Вениаминов) ((1797 – 1879), жил на Подворье в 1868 – 1879 гг.), просветитель народов Восточной Сибири и Аляски, и митр. Владимир (Богоявленский) ((1848 – 1918), жил на Подворье в 1898 – 1912 гг.), принявший мученическую кончину в сане митр. Киевского и Галицкого, человек прямой и бесстрашный, миссионер среди рабочих, резкий противник пьянства). По краям предстоят митр. Макарий ((1835 – 1926), возглавлявший Московскую кафедру с 1912 по 1917 г.) и преп. Дионисий Радонежский (ок. 1570 – 1633). Святитель Макарий, «Апостол Алтая, Патриарх алтайских миссионеров»,— знаменитый проповедник, просветитель и миссионер, переводчик богослужебной литературы на алтайский язык, составитель первого «Алтайского букваря». Игумен Дионисий Радонежский в 1613 г. получил подтверждение от царя Михаила Федоровича о наследовании Подворьем земель за Неглинной, которые были пожалованы царем Василием Ивановичем Шуйским в 1609 г. 23 июня 2011 года в домовом храме в честь святителей Московских в Митрополичьих палатах Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры состоялась первая Божественная литургия. Богослужение совершил Настоятель Подворья игумен Дионисий. Домовый храм в Митрополичьих палатах был освящен архимандритом Платоном (Левшиным) во имя святых апостолов Петра и Павла 18 августа 1767 года в присутствии наследника престола, цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I. " Московское разорение " во время отечественной войны 1812 года не обошло стороной и Митрополичьи палаты с домовым храмом. Восстанавливать разрушенное здание было поручено архитектору Д. Жилярди. После окончания ремонтных работ домовая церковь была переосвящена во имя преподобного Сергия Радонежского.

http://sobory.ru/article/?object=04014

После посещения Казани имп. Павлом I его указом в 1797 г. в К. З. м. вновь вводилась архимандрития 3-го класса. Архимандриты носили мантии с бархатными малиновыми скрижалями. Среди настоятелей XIX в. особо потрудились Амвросий (Сретенский; 1805-1828), Гавриил (Воскресенский ; 1829-1852 (1853?)), бывший инспектор СПбДА, автор 1-го исторического описания обители. Во время голода, эпидемии холеры в 1830 и 1847-1848 гг. и пожара в 1842 г. архим. Гавриил оказывал духовную и материальную помощь жителям Казани, принимал участие в миссионерской работе в крае, которую возглавлял архиеп. Казанский Филарет (Амфитеатров). «Высокого роста, богатырски сложенный, откровенный, добродушный, в высшей степени веселый» - таким казанцы запомнили архим. Гавриила. При настоятеле (1853-1862) архим. Вениамине (Колоколове) уставная жизнь братии строго регламентировалась, приводилась в порядок документация, был заведен даже «реестр для вписывания вещей маловажных», в к-ром фиксировались события повседневной жизни обители. В 1879-1892 гг. К. З. м. возглавлял архим. Сергий (Василевский), выпускник КДА, автор жизнеописания свт. Филарета (Амфитеатрова) в 3 томах (Каз., 1888). В годы его настоятельства, во время и после русско-тур. войны (1877-1878), К. З. м. оказывал помощь раненым. В 1892-1898 гг. К. З. м. возглавлял архим. Антоний (Петров), почти 30 лет проработавший миссионером в Сибири и Калмыкии. В 1861 г. в К. З. м. проживало 14 насельников, в 1879 г.- 18, в 1883 г.- 24, в 1889 г.- 26, в 1899 г.- 43 насельника. В 1903-1907 гг. К. З. м. возглавлял афонский постриженик игум. Феоктист (Сухоруков). Последним настоятелем стал 7 янв. 1909 г. постриженик Ниловой Столобенской пуст. архим. сщмч. Сергий (Зайцев) . По его инициативе при К. З. м. была открыта церковноприходская школа на 40 мальчиков (в основном чувашей и татар), живших на полном иждивении обители. У подножия горы был построен деревянный на каменном фундаменте школьный корпус, к-рый 17 сент. 1909 г. освятил архиеп. Казанский и Свияжский Никанор (Каменский) . Постройки

http://pravenc.ru/text/1319824.html

Высшей канонической властью в Церкви является Священный Синод, в состав которого входят все правящие епископы. Членами Синода с правом голосования являются все епархиальные архиереи. Регулярные сессии Синода бывают дважды в год, могут быть и внеочередные заседания Синода. Между сессиями Св. Синода действует Постоянный Малый Синод, состоящий из не менее чем трех епископов. Высшая как административная, так и законодательная власть принадлежит Всеамериканскому собору, состоящему из всех епископов Церкви, представителей от каждого прихода, членов Митрополичьего Совета, членов Ревизионной Комиссии Церкви, делегатов от духовных школ, церковных организаций и др. Созывается собор один раз в два года. Постоянным исполнительным органом церковного управления служит Митрополичий Совет, состоящий из митрополита, одного епископа, канцлера, секретаря, казначея, двух представителей от каждой епархии, трех священников и трех мирян. Существует особый институт военных священников для военнослужащих православного исповедания. 14.2.3. Святые и святыни Православной Церкви в Америке Почитаемыми святыми Церкви являются святитель Иннокентий Московский (Вениаминов, 1797–1879) – апостол Америки и Сибири, который 45 лет своей жизни отдал делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края; святитель Тихон (Белавин , 1865–1925), Патриарх Московский, в 1898–1907 г.г. возглавлявший Православную Церковь в Америке; святой праведный Иаков Нецветов, первый туземец Аляски, рукоположенный в священный сан и бывший миссионером на Аляске; священномученик Иоанн Кочуров, также православный миссионер в Америке (1871–1917), святой праведный Алексий Товт (1854–1909), чья выдающаяся миссионерская деятельность связана с карпаторусской колонией в США, где он пришел сам и привел за собой в Православие сотни тысяч карпатороссов; священномученик Ювеналий, один из первых миссионеров на Аляске, св. мученик Петр Алеут, замученный испанцами в 1815 г.; преподобный Герман Аляскинский (1757–1837), апостол-просветитель и духовный отец коренного населения Аляски.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

       Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов, 26.8.1797–31.3.1879), митрополит Московский и Коломенский – родился в с. Ангинском Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова. Осиротев в раннем возрасте и сам научившись грамоте, он семи лет читал Апостола за литургией. Был принят на казённый счет в Иркутскую Духовную Семинарию, ректор которой, обнаружив в нём душевное и внешнее сходство с владыкой Вениамином (Багрянским), бывшим в 1789–1814 гг. епископом Иркутским и Нерчинским, дал ему новую фамилию – Вениаминов. В 1817 г. Иоанн Вениаминов (так звали Владыку в миру) женился на дочери священника Екатерине Ивановой ( 25.11.1839), был рукоположен в сан диакона и определён учителем 1-го класса приходского училища. В 1823 г. епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) получил от Святейшего Синода указ послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашку. Им стал будущий Святитель. Он проповедовал среди местных алеутов и креолов слово Божие, обучил их плотничьему, столярному, слесарному и кузнечному делу, построил с их помощью храм. Перевёл на алеутско-лисьевский язык Евангелие от Матфея и Катехизис, составил букварь с полным переводом важнейших молитв. За труды его наградили наперсным крестом и в виде повышения перевели на остров Ситху (1834). Святитель Филарет любил говаривать о нём: «В этом человеке что-то апостольское». После смерти жены (1839) пострижен на Троицком подворье святителем Филаретом (Дроздовым) , митрополитом Московским (1840), а в конце того же года (15.12) был хиротонисан в Казанском соборе во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского (с 1850 г, – архиепископ). Вскоре к его епархии была присоединена Якутская область (1852), куда он переселился на постоянное жительство. В 1862 г. архиепископ Иннокентий переселился в Благовещенск, откуда, продвигаясь по Амуру, совершал богослужения в сёлах. В 1868 г. был назначен Святейшим Синодом митрополитом Московским и Коломенским. Святитель учредил миссионерское общество и превратил Московский Покровский монастырь в миссионерский. В 1879 г. в Великую Пятницу владыка Иннокентий отошёл ко Господу. Прославлен Русской Православной Церковью 23.9.1977.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

28.02.1877 г. Императрица Мария Феодоровна приняла Дом призрения под свое покровительствос присвоением названия «Александро-Мариинский Дом призрения». 06.04.1877 г. она утвердила представленный обер-прокурором проект Устава Александро-Мариинского дома призрения. Устав вступил в действие 01.07.1879 г.; см.: Там же. С. 20, 22. Мария Феодоровна (Дагмара, дочь датского короля Кристиана IX, 1847–1928) – Императрица всероссийская, супруга Императора Александра III (1866). С 1880 г. руководила Ведомством учреждений Императрицы Марии, в ведении которого были некоторые женские учебно-воспитательные учреждения, так называемые мариинские гимназии, училища и приюты. Также она возглавляла деятельность Российского общества Красного Креста, создавала общины сестер милосердия. После революции эмигрировала в Данию. Подробнее об Императрице Марии Феодоровнесм.: Императрица Мария Феодоровна (1847–1928 гг.): Дневники, письма, воспоминания/Сост. Ю. В.Кудрина. М., 2001.) 42 (Обвиняют митрополита, что он упустил... это дело. – Речь идет о митрополите Московском и Коломенском, которому непосредственно подчинялась Лавра и который именовался священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с каким титулом его имя и возносилось за лаврскими богослужениями. Митрополит Московский руководил Лаврой через назначаемого им наместника, осуществляя общее наблюдение за ведением лаврского хозяйства, за правильным учетом и расходованием денежных средств, за сохранностью имущества и зданий Лавры. В данном случае имеется в виду святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 26.8.1797–31.03.1879) – митрополит Московский и Коломенский (1868–1879); подробнее о митрополите Иннокентии см. Примеч. к л. 28 об. Только с согласия митрополита Московского Иннокентия и по его ходатайству перед Св. Синодом, начатому в 1876 г., мог произойти переход Дома призрения в Ведомство учреждений Императрицы Марии.) 43 (Сегодня и праздновалось Высочайшее изменение устава Дома призрения... – 13.01.1902 г. Император Николай II утвердил изменения в Уставе Александро-Мариинского дома призрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Золотова Лидия Ивановна – схимонахиня. Золотова М. Г. Зосима Соловецкий († 1478) – преподобный. Иаков (Марочкин Иван Петрович; 1879 –1937) – иеромонах. Иаков (Маскаев; †1937) – епископ Осташковский, архиепископ Барнаульский. Иван Тимофеевич – старичок, ухаживавший за прп. Игнатием (Лебедевым) в тюрьме. Игнатий (Садковский ; 1887–1937) – священномученик, епископ Белевский, епископ Скопинский, викарий Рязанской епархии. Игнатий Богоносец († 20 декабря 107) – священномученик. Игнатий Брянчанинов (1807–1867) – святитель. Игнатия (Пузик , псевдоним Петровская; 1903–2004) – схимонахиня, духовная дочь схиархимандрита Игнатия (Лебедева), доктор биологических наук, профессор. Иероним (Захаров; † 1966) – епископ Кишиневский и Молдавский. Иларион (Домрачев; † 1916) – схимонах, автор книги «На горах Кавказа». Илиодор (Труфанов. 1880–?) – иеромонах, настоятель Свято-Духова Царицынского монастыря, обновленец. Илия (Четвертухин; † 1932) – протоирей, писатель, священномученик. Иннокентий (Вениаминов ; 1797–1879) – святитель, митрополит Московский и Коломенский. Иннокентий (Соколов; †1937) – архиепископ Бийский. Иннокентия (Николаева Мария Петровна) – монахиня. Иннокентия, (Хвостова Екатерина Сергеевна; 1887(9?) – исчезла бесследно в 1937) – фрейлина Императорского двора, монахиня. Иоанн Богослов – апостол и евангелист. Иоан Бобров – протоиерей кафедрального собора в Осташкове, духовник о. Симона. Иоанн Златоуст (†14 сентября 407) – епископ Константинополя. Иоан Иванович Инюшин (1891–1931) – священник села Малыгино Загорского района Московской области, священномученик. Иоанн Лествичник – синайский пустынник VI в. Иоанн (Успенский) – священник, благочинный села Новинок. Иоанникий (Руднев; 1826–1900) – митрополит, занимал Московскую кафедру с 1882 по 1891 гг. Иоанникий – архимандрит Ниловой пустыни. Иоанн (Соколов ; †1968) – епископ Егорьевский. Иоанн – протоиерей храма святителя Николая у Сухаревой Башни. Иоанна (Макарова 1879–1918?) – игуменья, настоятельница Аносина Борисоглебского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

мыслитель: (Новые док-ты о свт. Иннокентии (Вениаминове))//МисОб. 1997. 8(22). С. 6-10; он же. К 200-летию со дня рождения свт. Иннокентия (1797-1879)//Амер. ежег. М., 1997. С. 217-226; он же. Иннокентий (Вениаминов) - митр. Московский и Коломенский. М., 2002; он же. Митр. Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) и его отношение к вопросам церк. реформ 1860-1870-х гг.//Личность в Церкви и обществе: Мат-лы междунар. науч.-богосл. конф. М., 2003. С. 257-289; Свт. Иннокентий (Вениаминов), митр. Московский... апостол народов Сибири и Америки: Библиогр. справ./Сост.: прот. Б. Пивоваров, О. А. Павлова. Новосиб., 1997; A Good and Faithful Servant: The Year of Saint Innocent: An Exhibit Commemorating the Bicentennial of the Birth of Ioann Veniaminov/Ed. L. Black. Fairbanks, 1997; Близнюк А., диак. Этнографические и геогр. наблюдения в миссионерских поездках свт. Иннокентия (Вениаминова)//Научно-богосл. труды по проблемам правосл. миссии. Белгород, 1999. С. 192-196; Поздеева И. В. Свт. Иннокентий - организатор и руководитель перевода и издания книг на якут. яз.//Там же. С. 15-20; Романова Н. В., Лазарева Н. Ю. Путешествия и подвиги свт. Иннокентия, митр. Московского, апостола Америки и Сибири. М., 1999; Шишигин Е. С. Митр. Иннокентий (Вениаминов) и его место в истории народов Аляски, Сибири и Дальн. Востока//На службе Богу и якут. народу: Мат-лы правосл. конференций. Якутск, 2006. С. 519-525; Анисов Л. М. Просветитель Сибири и Америки: Жизнеописание свт. Иннокентия, митр. Московского и Коломенского. М., 2007; Климент (Капалин), митр. Русская Правосл. Церковь на Аляске до 1917 г. М., 2009. С. 98-218. Мат-лы конф.: Ист. судьбы православия в Сибири: Тез. докл. и сообщ. науч. конф., посвящ. 200-летию со дня рожд. митр. Московского Иннокентия (Вениаминова) и 270-летия основания Иркутской епархии. Иркутск, 1997; Иннокентьевские чт., 1-10: [Регион.] Науч.-практ. конф. Чита, 1998-2007; Свт. Иннокентий, митр. Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири, и его наследие: Мат-лы науч.

http://pravenc.ru/text/389619.html

Весьма образованным человеком был преемник Гедеона на посту главы Русской Православной миссии монах Герман, о чем, в частности, свидетельствует список книг его библиотеки, хранящийся в Кадьякской церкви. Память этого подвижника, отшельником проведшего последние двадцать лет своей жизни в полном уединении на острове Еловом, до сих пор почитается всеми православными жителями Аляски и Алеутских островов 73 . Научная и образовательная деятельность русских миссионеров достигла своего апогея в творчестве великого русского религиозного деятеля, просветителя Аляски Иоанна Вениаминова (Ивана Евсеевича Попова), впоследствии ставшего митрополитом Московским Иннокентием (1797–1879). Иван Евсеевич Попов родился 20 августа 1797 года в селе Агинском, на левом берегу реки Ангары в Иркутской губернии. В возрасте девяти лет он поступил в Иркутскую семинарию, где провел 11 лет своей жизни. Помимо упорной учебы в этом весьма солидном для своего времени учебном заведении и активного самообразования, он научился многим ремеслам у своего дяди иеромонаха Давида. В 1814 году скончался весьма почитаемый всеми сибиряками епископ Иркутский Вениамин, и ректор семинарии для увековечения его имени выбрал своего лучшего ученика, которым оказался Иван Попов, с тем, чтобы тот принял имя покойного иерарха. Таким образом Иван Попов с того времени известен как Иван Евсеевич Вениаминов. В 1817 году, до окончания семинарии, Вениаминов женился на дочери священника Екатерине Ивановне (фамилия ее неизвестна). По окончании семинарии в 1820 году, посвященный в мае 1821 года в священники, Вениаминов служил два года в Сибири, а 7 мая 1823 года, в связи с решением Святейшего Синода открыть —59— православный приход на Уналашке, он отправился со своей семьей из Иркутска в Русскую Америку. На решение молодого священника повлияли увлекательные рассказы промышленника Крюкова, проведшего 40 лет своей жизни на Алеутах. В сентябре того же года о. Вениаминов, его пожилая мать, жена Екатерина, маленький сын и младший брат Степан прибыли на остров Баранова (Ситку), где они провели зиму, что дало возможность Вениаминову изучить с помощью одного из служащих Компании алеутский язык, а также пользоваться богатой библиотекой, оставленной 15 лет назад в Русской Америке Н.П. Резановым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ф. Голубинского (1797–1854) можно рассматривать как основателя этого внутрицерковного движения, стремившегося выработать национальную философию, включавшую Запад и Восток. Вслед за ним П. Д. Юркевич (1827–1874), представитель Киевской школы, развил учение о сердце. В Москве А. Бухарев (1822–1871) наделил теоретическим основанием учение Гоголя о православной культуре. В конце 19 века академическая философия превратилась в настоящую «православную схоластику» при участии, в частности, В. Д. Кудрявцева (1828–1891), архиепископа Никанора (1827–1890) и епископа Антония (Храповицкого) (1864–1936), разработавших персоналистическую антропологию под святоотеческим влиянием. И, наконец, незадолго до революции, некоторые известные марксисты обратились сначала к идеализму, а затем к православию и продолжили философско–религиозные искания: П. Б. Струве (1870–1944), Н. А. Бердяев (1874–1948) и С. Н. Булгаков (1871–1944), принявший участие в Соборе 1917–1918 годов.   Внешняя миссия и социальный престиж. Возрождение Русской Церкви проявлялось, более того, в необыкновенном миссионерском расцвете, которому способствовали многие святые. Синодальный период является, без сомнения, самым «миссионерским» в истории Русской Церкви 51 . В конце 18 века иноки Валаамского монастыря обосновались на Аляске и создали там Церковь , организовали богослужение на алеутском языке, под духовным руководством преподобного Германа Аляскинского (1757–1836) 52 , простого монаха, прожившего сорок лет на острове Кадьяк. В Западной Сибири св. Макарий (Глухарев, 1792–1847) 53 основал в 1830 году миссию на Алтае и перевел Священное Писание и богослужение на местные языки. В результате, в 1903 году 25 тысяч местных жителей обратились в православие. В Восточной Сибири святитель Иннокентий (Попов–Вениаминов, 1797–1879) 54 проповедовал Евангелие якутам, эскимосам, аляскинским индейцам и алеутам сначала как священник, затем в качестве епископа Камчатского и Северо–Американского (первой межконтинентальной епархии), а позже архиепископа Ново–Архангельского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(9) Святитель Иннокентий (Попов-Вениаминов), митрополит Московский, — родился 26.8.1797 г. в с. Ангинском Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова. Осиротев в раннем возрасте и сам научившись грамоте, он семи лет читал Апостола за литургией. Был принят на казенный счет в Иркутскую духовную семинарию, ректор которой, обнаружив в нем душевное и внешнее сходство с Владыкой Вениамином (Багрянским), бывшим в 1789–1814 гг. епископом Иркутским и Нерчинским, дал ему новую фамилию — Вениаминов. В 1817 г. Иоанн Вениаминов (так звали Владыку в миру) женился, был рукоположен в сан диакона и определен учителем 1го класса приходского училища. В 1823г. епископ Иркутский Михаил (Бурдуков) получил из Святейшего Синода указ послать священника в колонию Российско-Американской кампании на остров Уналашку. Им стал будущий святитель. Он проповедовал среди местных алеутов и креолов слово Божие, обучил их плотничьему, столярному, слесарному и кузнечному делу, построил с их помощью храм. Перевел на алеутско-лисьевский язык Катехизис и Евангелие от Матфея, составил букварь с полным переводом важнейших молитв. За труды его наградили наперсным крестом и в виде повышения перевели на остров Ситху (1834). После смерти жены (1839) пострижен на Троицком подворье святителем Филаретом (Дроздовым) , митрополитом Московским (1840), а в конце того же года (15.12) был хиротонисан в Казанском соборе во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского (с 1850 — архиепископ). Вскоре к его епархии была присоединена Якутская область (1852), куда он переселился на постоянное жительство. В 1862 г. архиепископ Иннокентий переселился в Благовещенск, откуда, продвигаясь по Амуру, совершал богослужения в селах. В 1868 г. был назначен Святейшим Синодом митрополитом Московским и Коломенским. Святитель учредил миссионерское общество и превратил Московский Покровский монастырь в миссионерский. 31 марта 1879 г. в Великую Пятницу Владыка Иннокентий отошел ко Господу. Прославлен Русской Православной Церковью 23.9.1977 г.

http://azbyka.ru/fiction/moya-kamchatka-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010