селенгинский Вениамин (Благонравов). Сын священника тамбовской епархии, владыка Вениамин (1825-1892), окончил Казанскую дух. академию и отличался способностями, любовью к наукам и редким исполнением долга. Все это выявилось и в его последующей жизни. Монашество он принял на последнем курсе академии, которую окончил первым магистром и остался в ней профессором. Был он ректором томской и костромской семинарий и в 1862 г. хиротонисан во епископа селенгинского. С этого времени началась его благотворная миссионерская деятельность в восточной Сибири, доставившая ему высокое историческое значение К 1890 г. число станов этой миссии возросло до 22 с 25 школами. При Посольском мон. открыто было центральное миссионерское училище, мастерская иконописи, богадельня, аптека. Но обращений в Забайкальской области было меньше, вследствие особенной силы ламства и противодействия христианству бурятских языческих начальников. Наибольшее число обращений падало не на бурятский народ, а на племена тунгузов, якутов и карагазов. Миссия постоянно старалась о том, чтобы в управление степных дум были вводимы и крестившиеся буряты и чтобы ограничена была сила лам, но не имела в этом отношении успеха. Владыка Вениамин в 1868 г. был назначен епископом камчатским, переведен в 1873 г. в Иркутск и скончался там архиепископом в 1892 г. Его отчеты о деятельности сибирских миссий за время его архипасторства представляют драгоценный исторический материал и обстоятельно знакомят с вопросом о ламизме, им и возбужденном. Отчеты эти, печатавшиеся в " Иркутских Епархиальных Ведомостях " и в некоторых духовных журналах, изданы в 1883-86 гг. под названием " Труды православных миссий восточной Сибири " . Писал он и о буддизме. В Камчатском крае в 1840 г. была открыта особая епархия, первым епископом которой был назначен владыка Иннокентий (Попов-Венгаминов), выдающийся и исключительно самоотверженный миссионер. Владыка Иннокентий (1797-1879), в миру Иоанн, сын пономаря иркутской епархии, окончил семинарию в Иркутске и был приходским священником в этом городе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

23. Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве. М.: Рус. печатня, 1914. 72 с., илл., портр. 24. Надгробная надпись, достойная внимания. (Эпитафия священника Михаила Андреевича Богословского, составленная протоиереем Федором Александровичем Голубинским)//Богословский вестник. 1916. 10/12. С. 239–241. Опубл. также в: Московские церковные ведомости. 1895. 30. С. 284–285. 25. Полное собрание резолюций святителя Филарета, митрополита Московского с примечаниями прот. В. С. Маркова//Душеполезное чтение. 1901. Ч. 1. С. 317–380; Ч. 2. С. 381–396. Ч. 3. С. 397–444; 1902. Ч. 1. С. 445–508, Ч. 2. С. 509–572; Ч. 3. С. 573–632. Отд. изд. 3 тома, прил. к «Душеполезному Чтению». 1903–1906. 26. Филарет (Дроздов) , митр. Московский. Полное собрание резолюций/Под ред. прот. В. С. Маркова//Богословский вестник. 1917. 1–9, 1918. 1/2. Ключевые слова: протопресвитер В. Марков , храм Христа Спасителя, миссионерство. Protopresviter Vladimir Semionovich Markov: the materials to his biography N. A. Markova In the article there are presented the biographic notes about one of the most authoritative church figures of the end of the XIX-th – the beginnings of the XX-th centuries, the Dean of the Great Dormition Cathedral in the Kremlin and the Cathedral of the Redeemer in Moscow – archpriest Vladimir Semionovich Markov. Keywords: Protopresbyter V. Markov, the Cathedral of the Redeemer, missionary work. 1 Е. С. Богослужебный дневник Патриарха Тихона//Современники о Патриархе Тихоне/Сост. и автор коммент. М. Е. Губонин. Машинопись. 3 Соловьев С. М. Памяти протопресвитера В. С. Маркова//Богословский вестник. 1918. 6/9. С. 247–248. 4 Св. Иннокентий (Попов-Вениаминов; (1797–1879), митрополит Московский и Коломенский в 1868–1879 гг. Причислен к лику святых в 1977 г. 7 Православное обозрение. 1873. Т. I. 1. С. 10–62; 2. С. 206–236; 3. С. 401–436; 6. С. 897–916; Т. II. 7. С. 27–67; 10. С. 451–475; 11. С. 666–701. 9 Филаретовское училище для девиц-сирот духовного звания готовило воспитанниц к их будущей деятельности на поприще жены священнослужителя и учительницы начальной школы. Совет училища был наделен широкими полномочиями во всех областях училищной жизни – учебно-воспитательной, организационно-финансовой, хозяйственной и кадровой. Долгие годы начальницей училища служила сестра тещи Владимира Семеновича – Анна Мартыновна (Ловцова) Левитская (1830-е–1912).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Marko...

462 Святитель Иннокентий, митрополит Московский (И. Е. Вениаминов-Попов, 1797–1879), в период переписки епископ Камчатский, Курильский и Алеутский (1840–1868). Впоследствии преемник митрополита Филарета на московской кафедре (1868–1879). Канонизирован в октябре 1977 г. Память 31 марта/13 апреля. – Прим. сост. 463 Иосиф (И. И. Семашко, 1798–1869), митрополит Литовский и Виленский, один из инициаторов воссоединения униатов Западного края с Русской Православной Церковью (1839). – Прим. сост. 464 Трудности, вызванные угождением представителей русской администрации польской партии. – Прим. сост. 466 Исидор (И. С. Никольский, 1799–1892), в период переписки митрополит Киевский, впоследствии митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский, первенствующий член Святейшего Синода. – Прим. сост. 469 Нектарий (Н. С. Надеждин, 1819–1874), епископ Нижегородский, впоследствии архиепископ Харьковский и Ахтырский. Нестроения были связаны с неисполнением предписания Святейшего Синода об управлении Дивеевским женским монастырем, учрежденным в 1861 г. – Прим. сост. 470 Филофей (Т. Г. Успенский, 1808–1882), в период переписки ректор Вифаиской духовной семинарии, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий. – Прим. сост. 471 С. П. Шевырев (1806–1864), историк русской филологии, критик, поэт. Речь идет о «Чтениях по истории русской словесности», главном научном труде С. П. Шевырева, первая часть которого была напечатана в 1845 г. – Прим. сост. 473 Алексий (Р. И. Ржаницын, 1812–1877), архиепископ Тверской и Кашинский (1876–1877). С 1838 г. инспектор, а с 1843 г. ректор Московской духовной семинарии. С 1847 г. ректор Московской духовной академии. В 1853 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, в 1857 г. епископ Тульский и Белевский, в 1860 г. переведен в Таврическую епархию. С 1867 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Пострижен в монашество митрополитом Филаретом. – Прим. сост. 481 Речь при постриге Ивана Тихомирова, впоследствии архиепископа Саввы. Письма к нему см. на с. 552–553. – Прим. сост.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Празднование его памяти установлено дважды в год: 31 марта – в день блаженной кончины († 1879) и 23 сентября – в день его прославления. Источники и литература: Творения Иннокентия, митрополита Московского. Собраны И. Барсуковым. Кн. 1–3. М., 1886–1888; Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, Кн. 1–3. СПб., 1897. Барсуков И. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1883. В. Алексеев. Высокопреосвященный Иннокентий, митрополит Московский. – Журнал Московской Патриархии (дале – ЖМП), 1949, с. 36–44, Архимандрит Евлогий (Смирнов). Жизнь и апостольские труды митрополита Иннокентия (Вениаминова) (1797–1879). – ЖМП, 1975, с. 58–65. Причисление к лику святых апостола Северной Америки и Сибири митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) . – ЖМП, 1977, с. 3. Фиалкин В. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, и его миссионерская деятельность. – ЖМП, 1979, с 70–71; с. 73–77; с. 73–77; с. 68–77; [ Скурат К. Е. ], Святитель Иннокентий, митрополит Московский, в последние годы своей жизни. – ЖМП, 1981, с. 68–70; Окладников А. П., академик. От Анги до Уналашки: удивительная судьба Ивана Попова. – Вопросы истории, 1976, Его же. Иннокентий Вениаминов . – В кн.: Первопроходцы, М., 1983, с. 130–161; Демин Л. Семья первопроходцев. – Голос Родины, 1983, (2385). Преподобнаго и чудотворца Ипатия, епископа Гангрскаго Стихиры, глас 8. Подобен: О, преславнаго чудесе: Отче Богомудре Ипатие,/воздержанием добре воспитався,/в преславную добродетелей вшел еси высоту,/простираяся к видению тайнейшему яве,/Христову доброту созерцая./Егоже сияньми/ум же и мысль озарив,/всем облистал еси чудес зари. Отче отцев Ипатие,/православия светом облистав,/озарил еси мысли, преподобне,/верно притекающих к тебе,/и Ария зеницы омрачив,/отринул еси от Церкве Христовы./Темже, светильника тя стяжавше в си,/священную память твою/почитаем и ублажаем. Отче священне Ипатие,/Царя Христа, Егоже ясно проповедал еси,/Отцу Единосущна,/имея в сердцы твоем,/чудесными зарями просиял еси,/световодя всю подсолнечную./Змия убил еси/и теплых истечение твоими молитвами вод источил еси/на исцеление страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С глубоким смирением, с совершенной покорностью воле Божией принял своё новое предназначение и высокопреосвященный Иннокентий, не ожидавший такого назначения и не искавший его. „Искренно благодарю ваше высокопреосвященство, – писал он, по получении известия о сём —267— назначении, от 13 июня того же 1868 года, архиепископу Могилёвскому Евсевию (Орлинскому) 1909 , – за приветствие и благожелания ваши мне, недостойному преемнику великого светильника. Не знаю, что мя хощет творити Господь мой. Но да будет Его святая воля, – всё приму с покорностью. Всё, что выйдет доброе, то это от Него, а что худое – от меня.... Здоровье моё хоть куда, но зрение хуже и хуже. Говорят, что у меня катаракт. Но буди воля Божия“ 1910 ! Нет сомнения в том, что не легко было найти достойного преемника такому „великому светильнику“, каким был во всех отношениях митрополит Филарет. Но бесспорно, что буее Божие, премудрее человек есть: и немощное Божие крепчае человек есть ( 1Кор.1:25 ). Избрание Божие, неожиданное по обыкновенным соображениям человеческим, оказалось наилучшим. Новый архипастырь Московский, и не имея академического образования, обладал такими высокими личными достоинствами и таким светлым прошлым, что, в качестве преемника митрополиту Филарету, был самым благопотребным человеком по своему времени, оказался вполне достойным своего высокого звания и, не смотря на потухавшее уже тогда зрение, в течение времени управления своей Московской епархией (1868–1879), много сделал доброго не только для этой епархии, но и для всей России и русской Церкви. В настоящем нашем очерке мы не имеем в виду обозреть всю жизнь и деятельность нашего в Бозе почившего († 31 марта 1879 г.) архипастыря 1911 , а ограни- —268— чимся лишь самыми общими и необходимыми о ней сведениями; преимущественное же внимание обратим на его отношения к Московской духовной академии. Высокопреосвященнейший митрополит Иннокентий, в мире Иван Евсеевич Вениаминов, родился в 1797 году 26 августа в селе Ангинском, Верхоленского уезда, Иркутской губернии, где отец его был пономарём.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иннокентий Московский (Попов-Вениаминов, Вениаминов Иван Евсеевич ; 1797–1879), святой, митрополит. Духовный писатель. В 1840 г. пострижен в монашество и хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. В 1850 г. архиепископ. С 1868 г. митрополит Московский и Коломенский. Его попечением создано Православное Миссионерское общество, в 1870 г. учреждена Японская Православная духовная миссия. Составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него катехизис, Евангелие и многие молитвы. В 1977 г. причислен к лику святых. Иоанн (Максимович Михаил Борисович; 1896–1966), святой, архиепископ. Из рода святителя митрополита Иоанна Тобольского . Вместе с семьей эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). В 1925 г. закончил богословский факультет Белградского университета. В 1926 г. пострижен в монашество. До 1929 г. законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в духовной семинарии св. апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в г. Битоли. В мае 1934 г. хиротонисан во епископа Шанхайского, викария Пекинской епархии. С 1945 г. архиепископ. С приходом к власти коммунистов в Китае переехал с паствой на Филиппинские острова. Добился разрешения на въезд в США русских беженцев, нашедших временное убежище на Филиппинских островах. С 1951 г. архиепископ Западно-Европейский. В 1962 г. переехал в США. С 1962 г. архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. В 1994 г. РПЦЗ причислен к лику святых. Иоанн (Митропольский Стефан; 1836–1914), епископ. В 1870 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. В Америке пробыл семь лет. С 1881 г. настоятель Симонова монастыря в Москве. С 1889 г. епископ Аксайский, викарий Донской епархии. В 1910 г. уволен на покой. Иоанн ( Соколов Иван Александрович; 1877–1968), митрополит. В 1928 г. хиротонисан во епископа Орехово-Зуевского, викария Московской епархии. С 1929 г. епископ Кимрский, викарий Калининской епархии. С 1931 г. Орехово-Зуевский, викарий Московской епархии; с 1934 г. Подольский, викарий Московской епархии, затем Егорьевский, викарий Московской епархии. С января 1936 г. Волоколамский, викарий Московской епархии. С 1936 г. Брянский, затем Вологодский и Тотемский. С 1937 г. архиепископ Архангельский. С 1938 г. в заключении, освобожден при пересмотре дела. С 1941 г. архиепископ Ульяновский (выехал в Ульяновск вместе с митрополитом Сергием (Страгородским) в качестве его духовника). С 1942 г. Ярославский и Ростовский. С 1944 г. митрополит Киевский и Галицкий, Экзарх Украины. С 1964 г. на покое.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Утверждение христианства на Руси произошло благодаря трудам свв. равноапостольных великой княгини Российской Ольги и великого князя Владимира (память соответственно 24 июля и 28 июля н. ст.). Русский народ чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу христианства на Руси, а св. князя Владимира – как просветителя Руси. В XVIII веке огромное влияние на православных христиан Греции оказал равноапостольный сщмч. Косма Этолийский , один из величайших святых нового времени. Он сыграл выдающуюся роль в духовном и национальном возрождении Балкан, находившихся под властью турок. Апостольский подвиг св. Космы, под влиянием которого находилась практически вся территория Константинопольского Патриархата, послужил духовной основой успеха восстания 1821 года, принесшего греческому народу освобождение от многовекового турецкого господства. Подробности приводятся в Приложении к теме 2. В XIX веке своим равноапостольным подвигом прославились два выдающихся русских подвижника: свт. Иннокентий (Вениаминов) и свт. Николай Японский . Святитель Иннокентий (Вениаминов) , митрополит Московский и Коломенский, просветитель Сибири и Америк 211 (память 13 апреля и 6 октября по н. ст., 1797–1879) в сане священника пятнадцать лет (1825–1840) провел на Алеутских островах и на острове Ситхе, изучил алеутский язык и различные наречия местных племен, составил азбуку алеутского языка, перевел на алеутский язык Евангелие, катехизис и некоторые богослужебные книги, крестил тысячи людей. В этот период он написал на алеутском языке одно из лучших творений православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное». В течение 28 лет (1840–1868) уже в сане епископа Камчатского и Алеутского святитель Иннокентий трудился на Камчатке, в Восточной Сибири, Амурском и Уссурийском крае, просвещая светом веры Христовой коряков и чукчей, тунгусов и якутов, ламут и юкагир, а также другие народности, неприобщенные к христианской культуре и цивилизации. Под непосредственным руководством и при ближайшем участии святителя Иннокентия были осуществлены переводы Евангелия и некоторых других Священных книг на якутский и тунгусский языки, составлены соответствующие словари и грамматика. В 1852 году Якутская область была отчислена к Камчатской епархии и г. Якутск стал резиденцией святителя Иннокентия. В 1857 году переводческий комитет под руководством святителя Иннокентия в Якутске закончил переводы на якутский язык всех книг Нового Завета (кроме Апокалипсиса); из Ветхого Завета были переведены книга Бытия и Псалтирь; из богослужебных книг – Служебник, Требник, Каноник, Часослов. 19 июля 1859 года святитель Иннокентий совершил первое богослужение на якутском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1063 Имеется в виду высокопреосвященный Иннокентий (в миру свящ. Иоанн Евсеевич Попов-Вениаминов; 1797–1879), свт.; просветитель алеутов; еп. Камчатский и Алеутский (с 1840; архиеп. с 1850), митр. Московский и Коломенский (с 1868); духовный писатель. 1064 Прот. Стефан Иванович Зернов (1817–1886), магистр МДА (1844), бакалавр библейской истории и греческого языка в МДА (1844–1846); настоятель московской церкви Свт. Николая на Студенцах, затем – Свт. Николая Явленного на Арбате; духовник Сковронской; вместе с Гиляровым принимал активное участие в деятельности Московского комитета по вспомоществованию бедным лицам духовного звания (Братства св. Николая). См. подробнее о прот. С. И. Зернове ниже нашу статью «К истории благотворительности в России». 1065 Иосиф Васильевич Варвинский (1811–1878) – известный московский врач, профессор госпитальной терапевтической клиники. 1067 Конфидентка – женщина, с которой ведут интимные разговоры, которой поверяют секреты, сердечные тайны. 1074 Одна из редакционных регистрационных книг. Была еще Синяя книга (см.: Письма к Гальперсон. С. 250). Эти названия, вероятнее всего, восходят к известным сборникам дипломатических документов. Гиляров писал в одной из передовых статей: «...европейские населения имеют пред нами преимущества в том отношении, что там повсюду есть разного цвета книги, заведенные наподобие английской синей, в которой обнародываются подлинные документы дипломатических сношений за известный период времени» ( < Гиляров-Платонов Н. П.> . Москва, 29 декабря//СИ. 1880. 30 дек. 359. С. 2). 1080 Дуняша – вероятно, мещанка Сергиева Посада Авдотья Николаевна Тягалина, близкая подруга Сковронской. 1085 Старший сын Гилярова (1854–1909), служивший в конторе «Современных известий». По воспоминаниям проведшего в его доме свои детские годы С. И. Уманца, «Николай, ввиду врожденной слабости здоровья на почве общего рахитизма, выразившейся в довольно значительной хромоте, очень во многом, конечно, уступал своему исключительно талантливому младшему брату и, к сожалению, не мог докончить своего образования, ограничившись гимназией. Однако и он был по природе развитой молодой человек и помогал отцу по конторе и редакции «Современных известий " » ( С. У. Мозаика: (Из старых записных книжек)//ИВ. 1912. Т. 130. Дек. С. 1057 ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

15 . Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич ) (1797–1879) – митрополит Московский и Коломенский, святитель. Выдающийся миссионер, лингвист, этнограф. Один из инициаторов учреждения в 1870 Православного Миссионерского общества. В 1977 канонизирован Русской Православной Церковью. 16 . Парфений (Петр Тихонович Попов) (1811–1873), архиепископ Иркутский и Нерчинский, миссионер. Вел духовно-просветительскую деятельность среди бурят и якут. Крестил среди них 8 тыс. человек. Создал две духовные миссии в Иркутской епархии – Иркутскую и Забайкальскую (1862). 17 . Вениамин Благонравов (1825–1892), архиепископ, миссионер. Занимался подготовкой отчетов о деятельности сибирских миссий, которые представляют собой ценные церковно-исторические этюды. 18 . Николай Японский (Иван Дмитриевич Касаткин) (1836–1912), равноапостольный, архиепископ. Прославления в лике равноапостолов удостаиваются подвижники, просветившие светом Христовым целые страны и народы. Св. Николай был апостолом Японии. 19 . Православное миссионерское общество – церковно-общественное объединение в Российской империи, существовавшее с сер. 19 в. до 1918. Идею создания общества с целью содействия работе православных миссий впервые выдвинул архимандрит Макарий (Глухарев). В 1865 оно было учреждено и благословлено Священным Синодом. Покровительство этому обществу оказывала императрица Мария Александровна. В 1869 указом императора Александра 2 общество было упразднено. 20 . Саблуков Гордий Семенович (1804–1880) – русский востоковед, православный миссионер. Из семьи священника. Окончил Оренбургскую духовную семинарию (1826) и Московскую духовную академию (1830). Учитель Н. Г. Чернышевского. Автор первого (печатного) перевода Коран с арабского языка (1878), «Приложений к переводу Корана» (1884) и «Сведений о Коране» (1884). 21 . Ильминский Николай Иванович (1822–1891) – востоковед, филолог, православный миссионер. В 1847 возглавлял при Казанской духовной академии Переводческий комитет, в котором были переведены на татарский язык богослужебные книги и фрагменты Св. Писания: Литургия свт. Иоанна Златоуста (1851), Часослов (1852), Евангелие (1855), Апостол (1860), катехизис свт. Филарета (Дроздова) , митрополита Московского (1862).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

241 (...с... приделом во имя Филарета Милостивого, где покоятся митрополиты Филарет и Иннокентий. – Филарет Милостивый (VIII в.) – византийскийсвятой. Будучи и в богатстве и в нищете, отличался исключительным милосердием,щедро раздавая милостыню, за что и получил свое имя. День памяти 1/14 декабря. Филарет (Дроздов) – митрополит Московский и Коломенский (1825), святитель; см. Примеч. к л. 17 об. Иннокентий (Попов-Вениаминов Иван Евсеевич , 26.08.1797–31.03.1879) – митрополит Московский и Коломенский (1868), святитель. Окончил Иркутскую ДС (1817). В 1821 г. рукоположен во иерея. В 1823 г. направлен в Алеутскую миссию. Овдовев, принял монашество. 15.12.1840 г. хиротонисан во епископа Камчатского, Курильскогои Алеутского; с 1850 г. архиепископ. В 1852 г. к его епархии присоединили Якутию, а в конце 1850-х гг. и Амурский край. С 02.01.1868 г. митрополит Московский и Коломенский. Канонизирован в 1977 г. День памяти 31 марта/13 апреля.) 242 (...Григорий и Нафанаил... – Имеются в виду бывший епископ Омский и Семипалатинский Григорий (Полетаев) и бывший епископ Архангельский и Холмогорский Нафанаил (Соборов); подробнее см. Примеч. к л. 8.) 243 (...история возникновения Палестинского общества... и современное состояние русского дела в Палестине... на основании Хитрово и Н.Ф. Каптерева . – Об Императорском Православном Палестинском обществе и состоянии русского дела в Палестине см.: Дневник. Т. 1. С. 564–565, 568–570. Хитрово Василий Николаевич (05.07.1834–05.05.1903) – религиозный и общественный деятель, востоковед. Окончил Императорский Александровский лицей в Царском Селе. Служил в Государственном контроле. С 1858 г. – в Комиссариатском департаменте Морского министерства. С 1863 г. – в Министерстве финансов. Создал систему сберегательно-ссудных товариществ и руководили ми в течение 20 лет. Его усилиями было основано Палестинское общество,с 1884 г. член его Совета. С 1889 г. ученый секретарь ИППО. Автор множества материалов о Святой Земле, см.: Хитрово В.Н. Православие в Святой Земле: Православный Палестинский сборник. Т. 1. Вып. 1. СПб., 1881; Он же. Русские паломники Святой Земли//Чтения о Святой Земле. Вып. 38–42,44. СПб., 1896–1898 и др. ...на основании... Н.Ф. Каптерева . – Профессор Н.Ф. Каптерев к 1902 г. опубликовал целый ряд работ об отношениях России с Православным Востоком, см.: Каптерев Н.Ф. Характер отношений Россиик Православному Востоку в XVI и XVII столетиях. М., 1885 (работа удостоена Уваровской премии); Он же. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.). М., 1891; Он же.Сношения Иерусалимских патриархов с русским правительством: В 2 т. СПб., 1895–1898; Он же. Господство греков в Иерусалимском патриархате с первой половины XVI до половины XVIII в. Сергиев Посад, 1897.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010