святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (26.08.1797–31.03.1879) Автобиографические труды Переводы Священного Писания Слова Нравственно-аскетические труды Письма Гимнография Труды на иностранных языках Собрание сочинений святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский Первый епископ Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки, миссионер, способствовал освоению Дальнего Востока и просвещению его коренных народов. Будущий святитель родился 26 августа 1797 года в глухом сибирском селе Ангинском, что в Иркутской губернии, у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова. Но не святительские труды на московской кафедре принесли ему венец угодника Божия, хотя и это служение нес владыка достойно. Более того, прославлен митрополит за свой апостольский подвиг, за ревностный миссионерский труд на ниве Христовой среди народов Приамурья, Якутии, Камчатки и Аляски. Ване Попову, не было и пяти лет, когда отец стал учить его грамоте. Мальчик оказался на редкость смышленым. К восьми годам он уже читал в храме за богослужением Апостол, да так, что доставлял прихожанам большое утешение. В шесть лет Ваня осиротел — умер его отец, и мать, имея на руках еще троих маленьких сирот, вынуждена была отдать Ваню на воспитание брату покойного мужа — Димитрию Попову. В девять лет Иван был привезен в Иркутск и определен в тамошнюю духовную семинарию. Дядя его, Димитрий Попов, к тему времени овдовел и, приняв монашество с именем Давид, был перемещен также в Иркутск, где поселился в архиерейском доме уже в сане иеромонаха. В свободное время Иван часто навещал своего дядю и всегда заставал его за каким-либо занятием. Особенно тот любил заниматься механикой; племянник присматривался, помогал и наконец сам пристрастился к этому делу. Так в одной из комнат семинарии он устроил водяные часы с боем. Колеса сделаны были, при помощи простого ножа и шила, из дерева, циферблат — из писчей бумаги, стрелки — из лучинок. В 1814 году в семинарии сменился ректор, и новый ректор решил переменить фамилии ученикам. Прежде всего изменены были неблагозвучные фамилии, затем наиболее употребляемые — чтобы не было путаницы. Так Иван Попов стал Вениаминовым, получив фамилию в честь умершего в том году уважаемого всеми епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви. В этом сане ему пришлось прослужить четыре года, и только в 1821 году он был рукоположен во священника той же церкви. Как священник отец Иоанн прослужил здесь всего два с небольшим года, но успел снискать любовь прихожан истовым совершением богослужения и в особенности тем, что по воскресеньям перед литургией собирал в храм детей и давал им уроки Закона Божьего. Но промыслом Божиим отец Иоанн был предназначен к иного рода деятельности.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Быть полезным Отечеству Святитель Иннокентий (Вениаминов). Быть полезным Отечеству: Сб. пи­сем/Сост. Г. Г. Гу­лич­ки­ной. — М.: Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­с­­­тыря, 2009. — 592 с.: ил. — (Пись­ма о ду­хов­ной жиз­ни). Предлагаемый читателю сборник содержит лишь малую часть эпистолярного наследия святителя Иннокентия (Вениаминова; 1797–1879), великого миссионера, апостола Америки и Сибири, митрополита Московского и Коломенского. Жизненный путь святителя был непрерывным и тяжким трудным подвигом: из своих неполных 82 лет жизни 45 лет он провел в пути, проповедуя слово Божие народам Крайнего Севера нашей страны и Аляски и Алеутских островов. Туда он принес и культуру, и просвещение, и образование. И там он был подлинным выразителем той великой, широкой русской души, которая способна принять всех и всем послужить своим щедрым сердцем. В письмах святитель Иннокентий предстает многозаботливым, попечительным стражем церковного стада, мудрым и щедрым душой пастырем, все действия которого были исполнены усердия к пользе Церкви и Отечества. Приводим отрывок из книги. Письма к митрополиту Филарету Вы­со­ко­пре­о­с­вя­щен­ней­ший Вла­ды­ко, ми­ло­с­ти­вей­ший ар­хи­па­с­тырь и отец! По­сле по­след­не­го пись­ма мо­е­го к Ва­ше­му Вы­со­ко­пре­о­с­вя­щен­ст­ву слу­чи­лось сле­ду­ю­щее: ко­ло­ши и чук­чи на­ча­ли при­ни­мать хри­с­ти­ан­ст­во, и при­ни­мать со­вер­шен­но без вся­ких ви­дов ко­ры­с­ти. Вско­ре по от­бы­тии мо­ем из Сит­хи в один день ок­ре­ще­но 16 че­ло­век ко­лош, и до 70 ос­та­лось еще го­то­вых. В Кам­чат­ке, в сем го­ду, на­ча­ли кре­с­тить­ся чук­чи, за­шед­шие в сию об­ласть в 1838 и 1839 го­дах. Чук­чи страш­ны для кам­ча­дал, и спра­вед­ли­во: один из чук­чей, Чин­ник, це­лую ночь буй­ст­во­вал да­же в Ти­гиль­ской кре­по­с­ти. И этот са­мый чук­ча пер­вый явил­ся к свя­щен­ни­ку Сте­фа­ну Ве­ни­а­ми­но­ву (бра­ту мо­е­му род­но­му), с ко­то­рым он был зна­ком и ко­то­ро­го он за что-то лю­бил (кам­чат­ский бла­го­чин­ный го­во­рит, что за его до­б­рую жизнь: сла­ва Бо­гу!), про­сил и при­нял от не­го свя­тое кре­ще­ние на­ка­ну­не свя­той Па­с­хи; но­во­кре­ще­ный Чин­ник на­за­в­т­ра при­вел еще од­но­го, а по­том трех чук­чей, ко­то­рые все кре­ще­ны. Свя­щен­ник Ве­ни­а­ми­нов на­де­ет­ся, что все чук­чи, ко­чу­ю­щие в его при­хо­де (до 40 душ), бу­дут ок­ре­ще­ны. На за­пад­ном бе­ре­гу Кам­чат­ки свя­щен­ник Кок­шар­ский ок­ре­с­тил два се­мей­ст­ва чук­чей. Кре­ще­ние чук­чей в Кам­чат­ской об­ла­с­ти есть де­ло со­вер­шен­но но­вое, и по­то­му оно по­да­ет на­деж­ду, что и про­чие чук­чи, ес­ли толь­ко об­ра­тить над­ле­жа­щее вни­ма­ние на них, не бу­дут глу­хи к сло­ву Бо­жию.

http://pravoslavie.ru/29015.html

Миссионерский подвиг святителя Иннокентия Задачей святителя Иннокентия было – народам, «сидящим во тьме и сени смертной» принести истину в ее простоте, неукутанной в вековые одежды государственности и восточно-православной культуры 6 октября, 2010 Задачей святителя Иннокентия было – народам, «сидящим во тьме и сени смертной» принести истину в ее простоте, неукутанной в вековые одежды государственности и восточно-православной культуры Апостолы, посланные Спасителем мира «даже до края земли», до края ее не дошли. Эстафету подхватили их преемники, миссионеры следующих веков. В начале XIX века слова Христа достигли сердца молодого иркутского священника Иоанна Вениаминова, сына простого пономаря – и он принял призыв, обращенный к нему. Призыв идти до самого края земли. Миссионерским полем святителя Иннокентия Алеутского (17971879, в последние годы жизни – митрополит Московский) были крайний северо-восток Евразии и крайний северо-запад Североамериканского континента. Сегодня это территория многих епархий двух поместных Православных Церквей – Русской и Американской. Эти местности в ту пору являлись краем земли не только географически. Отец Иоанн, будущий святитель Иннокентий встретился с так называемым «традиционным обществом». Некоторые племена (например, якуты и буряты) уже имели начатки государственности. У большинства же, даже у находившихся долгое время в границах Российской империи, социальная дифференциация была выражена еще очень слабо. Возникла замечательная и непростая ситуация. Русский православный миссионер, имевший за плечами многовековую христианскую культуру, веками отточенные модели органического соединения христианства со всеми сферами человеческой деятельности, столкнулся вдруг с тем, что Гоген называл юностью человечества , с первобытнообщинным, традиционным обществом. Следует отдать должное разумной мягкости национальной политики Российской империи. При всей преданности византийской модели церковно-государственных отношений (что в XIX веке ярко выразилось в идеологии Уварова), на новоосвоенных территориях российское правительство, в отличие от испанского, португальского, французского, голландского или английского, не вело колонизационной политики в классическом (европейском) понимании. Признававшие над собой православного царя, во внутренней жизни племена и народы Севера ни к чему (!) не принуждались. (Не то будет в XX веке…).

http://pravmir.ru/missionerskij-podvig-s...

На оленях и на собаках, на лодках и пешком Святитель Иннокентий Московский о своих миссионерских путешествиях 23 сентября/6 октября – день памяти святителя Иннокентия (Вениаминова; 1797–1879), великого миссионера, апостола Америки и Сибири, митрополита Московского и Коломенского. Жизненный путь святителя был непрерывным и тяжким трудным подвигом: из своих неполных 82 лет жизни 45 лет он провел в пути, проповедуя слово Божие народам Крайнего Севера нашей страны и Аляски и Алеутских островов. Туда он принес и культуру, и просвещение, и образование. И там он был подлинным выразителем той великой, широкой русской души, которая способна принять всех и всем послужить своим щедрым сердцем. Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги Издательства Сретенского монастыря « Быть полезным Отечеству: Сборник писем » святителя Иннокентия (Вениаминова) . Письма к митрополиту Филарету (Дроздову) Высокопреосвященнейший Владыко, милостивейший архипастырь и отец! Путешествие мое по Азии, начавшееся с 31 августа 1846 года (не считая морских плаваний), слава Богу, кончилось благополучно; 5 июля 1847 года я возвратился в Аян, где остаюсь в ожидании отхода судна. Ныне привелось мне проехать лишних две с половиною тысячи верст, частию оттого, что Камчатская епархия, в сравнении с 1843 годом, сделалась обширнее: пределы ее к юго-западу от Охотска касаются китайских границ; частию оттого, что я опасался ехать из Охотска прямо в Аян: ибо время было позднее, а ехать надобно было большею частию по реке Мае; и оттого я ехал обыкновенно Охотскою дорогою, почти до самого Якутска; оставалось только 140 верст. Оттуда поворотили мы на новоустроенную Компанией Аянскую дорогу, которая со временем гораздо будет лучше, чем Охотская. О летней же дороге из Аяна в Якутск и говорить нечего; вместо 30 или 35 дней верховой езды, как это было из Охотска, ныне из Аяна надобно проехать только 250 верст, по расчищенной дороге, не более как в 6 дней и потом сесть в лодку и плыть даже до самого Якутска. Очень желательно, чтобы казна обратила внимание на Аян и Аянскую дорогу и станции с Охотской дороги перенесла на оную.

http://pravoslavie.ru/97578.html

Патриарх Алексий направил приветствие участникам конференции «На службе Богу и якутскому народу» Москва, 11 мая 2005 г. Предстоятеля Русской Православной Церкви направил приветственное послание участникам и гостям научной церковно-исторической конференции «На службе Богу и якутскому народу», посвященной 135-летию образования Якутской епархии, сообщает Седмица.Ru. «Ваше Преосвященство, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне для участия в работе церковно-исторической конференции, посвященной знаменательной дате – 135-летию образования Якутской епархии. Нынешний год богат многими памятными событиями в истории нашей Церкви и государства, и 135-летие образования Якутской епархии занимает среди них свое достойное место. Когда мы говорим об освоении бескрайних северных просторов, то обычно вспоминаются известные всему миру наши соотечественники – отважные первопроходцы и путешественники, естествоиспытатели и полярники. Имена этих смелых людей известны. Но как часто вместе с ними в эти отдаленные места отправлялись православные миссионеры, которые ехали сюда по зову своего сердца. Они добровольно терпели многие лишения и несли многочисленные труды по просвещению местных народов, памятуя слова Христа Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я заповедал вам» (Мф.28, 19-20). Святитель Иннокентий Сегодня следует вспомнить некоторых из них. Это, прежде всего, святитель Иннокентий (Вениаминов, 1797-1879 гг.) – известный миссионер и апостол Сибири, Америки и Аляски, видный ученый-лингвист и этнолог, почетный член Императорского Русского географического общества. Именно он, будучи архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским, в 1853 г., перенес в г. Якутск архиепископскую кафедру и избрал своим жительством якутский Спасский монастырь. По его ходатайству в 1870 г. была образована самостоятельная Якутская епархия и назначен первый епископ. Им стал преосвященный Дионисий (Хитров, 1818-1896 гг.), который долгие годы достойно нес свое святительское служение на необозримых просторах севера. Мы сегодня с благодарностью вспоминаем и преосвященного Иакова (Домского, 1823-1889), много потрудившегося для просвещения северного края и многих, многих других архипастырей, пастырей и мирян. Они с усердием и любовью несли миссионерские и просветительские труды, прошли через многие испытания и оставили добрые плоды своего служения. Их жизнь, труды и внутреннее горение веры весьма поучительны для нас, ибо они не только свидетельствовали о красоте и истине святой православной веры, но и принимали деятельное участие в хозяйственном и культурном развитии Якутской земли. С их деятельностью связаны и открытие первой школы, и появление первой газеты и книги на якутском языке... По их святым молитвам и ныне укрепляется православная вера в якутском народе, открываются новые храмы и восстанавливаются забытые в безбожные времена православные традиции.

http://pravoslavie.ru/13409.html

150 лет Скорбященскому монастырю в Москве. Скорбященский монастырь в XIX веке. 24 октября, 2006. Н. Гринев 31 октября 2006 года исполняется 150 лет со дня освящения Скорбященского женского монастыря в Москве. Скорбященский монастырь в XIX веке.24 октября 1857 г. На престольный праздник вновь служил святитель ФИЛАРЕТ, митрополит Московский и Коломенский. 24 октября 1857 г. На престольный праздник вновь служил святитель ФИЛАРЕТ, митрополит Московский и Коломенский. 11 ноября 1865 г. в доме княжны Александры Владимировны Голицыной открыт приют для иногородних монахинь, сборщиц пожертвований. Приют подчинен Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Освящал приют архимандрит АНТОНИЙ (Медведев) и иеромонахи Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Затем открыта при приюте Филаретовская больница, обслуживаемая приютскими сестрами милосердия. Преподобный АНТОНИЙ (Медведев), архимандрит, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1792 — 1877. Один из светочей России XIX в. Из крепостных князей Грузинских. Участник Народного ополчения в 1812 году в качестве врача. В монашестве с 1822 г. На руководство монастырем наставлен преп. Серафимом Саровским. С 1831 г. назначен наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и возглавлял ее по кончину. Его духовный авторитет сочетался с административным. Духовный наставник Св. ФИЛАРЕТА . Память 6/19 июля. Портрет работы неизвестного художника из собрания Государственного Исторического Музея в Москве. Надпись на обороте: «Писан сей портрет 1858-го года». Июнь 1873 г. Посещение храма, приюта и больницы митрополитом Московским и Коломенским Св. ИННОКЕНТИЕМ (Вениаминовым) Митрополит Московский и Коломенский Св. ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов) 17971879 Великий миссионер-подвижник, просветитель народов Аляски, Камчатки и Сибири. Указан Св. ФИЛАРЕТОМ в качестве преемника на Московскую кафедру, которую занимал в 1868 — 1879 гг. Память 31 марта/13 апреля, 23 сентября/6 октября. Портрет работы неизвестного художника конца XIX в. из Патриарших покоев в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре .

http://pravmir.ru/150-let-skorbyashhensk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ Свт. Иннокентий (Вениаминов). Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», Москва) Свт. Иннокентий (Вениаминов). Икона. 70-е гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», Москва) (Вениаминов Иван Евсеевич; 26.08.1797, с. Анга Верхоленского у. Иркутской губ.- 31.03.1879, Москва), свт. (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых), митр. Московский и Коломенский, миссионер. Род. в семье пономаря церкви с. Анга Евсевия Попова. В 6-летнем возрасте лишился отца и был отдан на воспитание дяде, диак. Димитрию Попову. В 1806 г. переехал в Иркутск и через год поступил в семинарию, где учился до 1818 г. и был одним из лучших учеников. В 1814 г. ректор архим. Павел (Некрасов) присвоил юноше новую фамилию - Вениаминов в память о недавно скончавшемся Иркутском еп. Вениамине (Багрянском) . В 1817 г. Иван женился на дочери священника Е. И. Шариной. В семье было 7 детей, один из которых стал впосл. протоиереем (см. Г. И. Вениаминов ). 13 мая 1817 г. рукоположен во диакона для служения в Благовещенской ц. Иркутска, 18 мая 1821 г.- во иерея к той же церкви. В 1818 г. назначен учителем 1-го класса церковноприходской школы, снискал расположение прихожан. В 1823 г. Иркутский еп. Михаил (Бурдуков) получил предписание от Святейшего Синода отправить на Алеутские о-ва, входившие в состав владений России, миссионера для христ. просвещения местных жителей. Никто из местного духовенства не хотел ехать, предложение принял лишь свящ. Иоанн. 7 мая 1823 г. он вместе с семьей выехал из Иркутска. Путь пролегал по р. Лене, затем от Качуги до Якутска, на лошадях до Охотска, далее по Охотскому м. и Тихому океану до о-ва Баранова (Ситка). 29 июля 1824 г. свящ. Иоанн прибыл на о-в Уналашка. К моменту его приезда многие алеуты были крещены, но не имели наставника. Вениаминов возвел на о-ве Уналашка деревянную ц. в честь Вознесения Господня, соорудил престол, иконостас, который покрыл позолотой. Ему помогали алеуты, обученные им плотничеству, столярному и кузнечному делу, каменной кладке. 29 июня 1826 г. освятил церковь и совершил в ней 1-ю литургию. Насадил на безлесном острове рощу (сохр., охраняется местными властями). В 1826-1833 гг. инспектировал свой приход (острова Уналашка, Прибылова и Лисьи), проводил пастырские беседы, крещения. В 1829 г. совершил 2 плавания на Аляску в сел. Нушагак, где проповедовал среди лисьевских алеутов. Для местных жителей свящ. Иоанн открыл воскресные и церковноприходские школы, больницы, богадельни, сиротский дом, помогал строить удобные деревянные жилища.

http://pravenc.ru/text/389619.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИННОКЕНТИЙ (Ерохин Виталий Викторович; род 17 нояб. 1967), еп. Уссурийский, викарий Владивостокской епархии ИННОКЕНТИЙ (Борисов Иван Алексеевич; 1800-1857), архиеп. Херсонский и Таврический, свт. (пам. 25 мая, в Соборе Киевских святых, в Соборе Липецских святых и в Соборе Одесских святых) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Кульчицкий Иоанн; 1680-1682 - 1731), еп. Иркутский, свт. (пам. 9 февр., 26 нояб., в Соборах Сибирских, С.-Петербургских, Волынских, Галицких святых) ИННОКЕНТИЙ (Охлябинин; сер. XV в.- 1491 (?)), прп. (пам. 19 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИННОКЕНТИЙ Арсеньевич Кикин (1878-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 окт., в Соборе Сибирских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИННОКЕНТИЙ (Беда Дмитрий Пантелеймонович; 1881-1928), архим., прмч. (пам. 24 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Соловецких новомучеников и исповедников) ИННОКЕНТИЙ (Мазурин Игнатий Потапович; 1874 - 1937) иеродиак., прмч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИННОКЕНТИЙ упоминается как преподобный в числе святых «града Киева» в соч. «Собрание Российских святых чудотворцев» в рукописи XVIII в. ИННОКЕНТИЙ еп. г. Марония (Фракия) (1-я пол. VI в.), церковный писатель, участник теопасхитских споров в Византийской империи ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 1683), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИННОКЕНТИЙ (Усов Иван Григорьевич; 1870 - 1942), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии, полемист ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог

http://pravenc.ru/text/ИННОКЕНТИЙ.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия. Русские богословы ВИНОГРАДОВ Николай Иванович (1856 - 1916), преподаватель Вифанской ДС, магистр богословия, духовный писатель ГАВРИИЛ (Воскресенский Василий Николаевич, 1795 - 1868), архим., историк философии, преподаватель богословия и церковного права ГЕОРГИЙ (Конисский Григорий Осипович; 1717 - 1795), архиеп. Могилёвский, богослов, свт. (пам. 24 июля и в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 1675), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской ЕРМОЛАЙ [в иночестве Еразм] (1-я четв. XVI в. - после сер. 60-х гг. XVI в.), богослов, полемист, агиограф ИЛАРИОН (Зеремский Владимир; 1865 - 1931), еп. Горно-Карловацкий Сербской Православной Церкви в 1920-1931 гг., церковный историк, богослов, переводчик НЗ ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист КАРТРАЙТ Томас (ок. 1535 - 1603), один из основоположников пуританизма; религ. писатель, богослов, полемист, проповедник КАССИАН (Безобразов Сергей Сергеевич; 1892-1965), еп. Катанский в юрисдикции К-польского Патриархата, ректор Свято-Сергиевского богословского ин-та в Париже, богослов, экзегет, переводчик НЗ КЛИТИН Александр Михайлович (1860 - ок. 1919), прот., правосл. богослов, проф. богословия Имп. Новороссийского ун-та ЛУЧИЦКИЙ Кирилл Иванович (1815 - 1886), правосл. богослов, филолог, историк русской лит-ры, заслуженный ординарный проф. СПбДА МАКАРИЙ (Булгаков Михаил Петрович; 1816 - 1882), митр. Московский и Коломенский, историк Церкви, богослов МАКСИМ ГРЕК (ок. 1470 - 1555/56), прп. (пам. 21 янв., 21 июня, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), русский писатель греч. происхождения, богослов, филолог, переводчик МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917), доктор богословия, заслуженный ординарный профессор МДА, правосл. богослов, библеист НАСЕДКА (Наседкин; Шевелев Иоанн Васильевич, в монашестве Иосиф; ок. 1570 - ок. 1660), свящ., богослов, справщик Московского Печатного двора НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист

http://pravenc.ru/rubrics/122396.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ИГНАТИЙ (Брянчанинов Дмитрий Александрович; 1807-1867), еп. Кавказский и Черноморский, аскетический писатель, свт. (пам. 30 апр., в Соборе Брянских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ИГНАТИЙ (Садковский Сергей Сергеевич; 1887-1938), еп., сщмч. (пам. 28 янв., в Соборе Рязанских святых, в Соборе Воронежских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Оксенович-Старушич; † 1651 (?)), еп. Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, д-р богословия, писатель ИГНАТИЙ (Римский-Корсаков; 20-е гг. XVII в. или 1639 - 1701), митр. Сибирский и Тобольский, духовный писатель ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Иван Ананьевич; 1631 - 1708), митр. Суздальский и Юрьевский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Капрал Игорь Алексеевич; 1948-2022), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей> (РПЦЗ) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121666_14.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010