Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990) ИОАНН Васильевич Янушев (1877-1937), прот., сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН (Лаба (Лоба) Иоанн Иванович; 1863 (1859)-1937), иером., прмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Новосёлов Яков Адрианович; 1879-1918), иером., прмч. (пам. 12 авг., в Соборе Пермских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Сретенский; † 1918), послушник, прмч. (пам. 28 авг., в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Иванович Артёмов (1887-1937), мч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИОАНН Васильевич Попов (1867-1938), мч. (пам. 26 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), богослов, патролог, проф. МДА ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог ИОАНН (Киструсский Иван Иванович; 1878-1937), еп. бывш. Раненбургский, один из деятелей григорианского раскола ИОАНН (Левицкий Иоанникий; 1857 - после 1926), архиеп. бывш. Кубанский и Краснодарский, деятель обновленчества ИОАНН (Соколов Иван Александрович; 1877-1968), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата ИОАННИКИЙ (Липовац Йован; 1890 - 1945) митр. Черногорско-Приморский Сербской Православной Церкви, сщмч. (пам. 4 июня), ИОАННИКИЙ (Кобзев Иван Яковлевич; род. 1938), митр. бывш. Луганский и Алчевский, настоятель Луганского Николо-Преображенского собора ИОАННИКИЙ (Соколовский Феодосий Семенович; 1889-1938), архиеп. бывш. Омский, деятель лубенского и григорианского расколов ИОАСАФ (Жевахов; 1874 - 1937), сщмч. (пам. 22 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Курских святых), кн., еп. Могилёвский.

http://pravenc.ru/rubrics/121814_19.html

Большое место уделяется проповедническому слову, за время издания Журнала в нем были опубликованы проповеди на все основные праздники церковного календаря — Господские и Богородичные праздники, дни Недельные и постовые, памяти русских и общеправославных святых, а также посвященные важнейшим христианским добродетелям, основам православного вероучения и правилам христианской жизни. Многие из этих тем освещались многократно различными авторами — от святых отцов и иерархов Церкви до мирян-богословов и студентов духовных академий. Так, темой 624 проповедей, посвященных праздникам, чаще всего были Рождество Христово (60 проповедей), Пасха (52), Пятидесятница и Преображение Господне (по 26), Успение Пресвятой Богородицы (21) и т. д.; достаточное представление о богатстве помещенного в Журнале гомилетического материала дает список проповедников на вышеуказанную тему Успения: преп. Иоанн Дамаскин (1987, 8, 9; 1991, 8; 1992, 8), свт. Филарет Московский (2002, 12), Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1991, 12), митрополиты Николай (Ярушевич) (1946, 9, 1955, 8), Антоний (Вакарик) (1979, 8), Симон (Новиков) (1981, 8), Иоанн (Вендланд) (1989, 8), архиеп. Димитрий (Муретов) (1983, 8), протоиереи Леонид Кузьминов (1964, 8), Геннадий Нефедов (1993, 8), Александр Шмеман (1994, 9/10) и др. На страницах Журнала постоянно публикуются святоотеческие творения (464 работы 87 святых авторов), чаще всего печатались труды святителей Кирилла Иерусалимского (23), Иоанна Златоуста (22), Василия Великого (18), Григория Богослова (13), преподобных Ефрема Сирина (20), Варсонофия Великого (11), Максима Исповедника (10); рус. святоотеческая лит-ра представлена публикациями святителей Феофана Затворника (29), Тихона Задонского (16), Филарета Московского (16), Димитрия Ростовского (12) и Игнатия Кавказского (10). Журнал внес заметный вклад и в развитие современной богословской мысли, опубликовав ряд статей, посвященных православной догматике (230, из к-рых 129 — по экклезиологии), нравственному и пастырскому богословию (73), литургике (169), канонике (48), агиологии (56). Именно Журнал начал знакомить русского читателя с работами богослова В.Н. Лосского («Образ и подобие». 1958, 3); здесь же после большого перерыва начали публиковаться работы священника Павла Флоренского («Дух и плоть». 1969, 4).

http://patriarchia.ru/db/text/5306940.ht...

«Журнал Московской Патриархии». 2008 г. 1. Обложка «Журнал Московской Патриархии». 2008 г. 1. Обложка Широко представлена информация о епархиальной и приходской жизни: рассказывается об архиерейских служениях, о рукоположениях священников и диаконов, о награждениях священнослужителей, о реставрации и строительстве храмов, об освящении новых престолов. ЖМП освещает паломнические поездки делегаций РПЦ в различные страны. Публикуются статьи о святынях Русской Церкви, материалы о жизни монастырей, духовных школ и зарубежных учреждений РПЦ. Много статей посвящено выдающимся деятелям Церкви: пастырям, богословам, композиторам, иконописцам, духовным писателям, большое внимание уделяется проповедничеству. В разное время в ЖМП были опубликованы проповеди на все основные праздники церковного календаря, а также посвященные важнейшим христ. добродетелям, основам правосл. вероучения и правилам христ. жизни. Большинство из этих тем освещалось многократно. Печатались не только сочинения св. отцов и иерархов Церкви, в круг авторов входили миряне-богословы и студенты духовных академий. Так, публиковались проповеди на праздник Успения Пресв. Богородицы, составленные митр. Николаем (Ярушевичем) (1946. 9. С. 22-26; 1955. 8. С. 25-28), прот. Леонидом Кузьминовым (1964. 8. С. 30-31), митр. Антонием (Вакариком) (1979. 8. С. 47-48), митр. Симоном (Новиковым) (1981. 8. С. 45-46), архиеп. Димитрием (Муретовым) (1983. 8. С. 40-43), прп. Иоанном Дамаскином (1987. 8. С. 49-51; 9. С. 41-42; 1991. 8. С. 63-71; 1992. 8. С. 52-64), митр. Иоанном (Вендландом) (1989. 8. С. 43), Патриархом Алексием II (1991. 12. С. 6-7), прот. Г. Нефёдовым (1993. 8. С. 21-22), прот. Александром Шмеманом (1994. 9/10. С. 27-29), свт. Филаретом (Дроздовым) , митр. Московским (2002. 12. С. 65-68), и др. Постоянно публикуются святоотеческие творения, чаще всего - труды святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Кирилла , еп. Иерусалимского, Димитрия (Савича (Туптало)) , Тихона Задонского , Филарета (Дроздова), Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова) , преподобных Ефрема Сирина , Варсонофия Великого , Максима Исповедника .

http://pravenc.ru/text/182369.html

113 Протоиерей Валентин Свенцицкий (1881–1931) – публицист, прозаик, богослов, автор книг «Граждане неба», «Мое путешествие к пустынникам Кавказских гор» и др. В 1917 г. рукоположен в сан иерея, в 1918 г. – проповедник в Добровольческой армии. С 1920 г. служил и проповедовал в московских храмах, выступал против обновленчества. В 1928 г. разорвал каноническое общение с митрополитом Сергием (Страгородским) . В этом же году арестован и сослан. Умер в ссылке. Перед смертью воссоединился с Православной Церковью. 114 Священномученик Василий (Надеждин, 1895–1930). Рукоположен в священника Святейшим Патриархом Тихоном в 1921 г. Служил в Никольском храме у Соломенной сторожки в Москве. Арестован в 1929 г., приговорен к ссылке в Соловецкий лагерь. Умер по пути на Соловки, в Кеми. Прославлен в 2000 г. 115 Митрополит Гурий (Егоров, 1891–1965) – в 1945–1946 гг. наместник вновь открытой Троице-Сергиевой Лавры. С 1946 г. – епископ Ташкентский и Среднеазиатский. С 1959 г. – митрополит Минский и Белорусский. Последнее место служения – Симферопольская и Крымская кафедра (преемник архиепископа Луки Войно-Ясенецкого) . 116 Митрополит Иоанн (Вендланд , 1909–1989). Родился в дворянской семье. Был ученым-геологом. В 1934 г. тайно пострижен в монашество, с 1936 г. – иеромонах. Одновременно с этим защитил кандидатскую диссертацию, преподавал в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте, занимался поисковыми работами, участвовал в международных геологических конгрессах. Открыто начал служить в 1945 г. Как иерарх занимался церковно-дипломатической деятельностью – был экзархом Московской Патриархии в Средней Европе, потом экзархом Американского экзархата. С 1963 г. – митрополит Нью-Йоркский и Алеутский. С 1967 г. возглавлял Ярославскую кафедру. Автор нескольких работ по церковной истории и богословию. 117 Иерей Роман Ольдекоп (1902–1971), с молодости был духовным чадом сщмч. Сергия Мечёва . В 1931 г.арестован вместе с другими членами мечёвской общины, провел пять лет в лагерях. В 1938 г. был тайно рукоположен в священнический сан епископом Мануилом (Лемешевским) . В Великую Отечественную войну был на фронте. С 1950 г. жил в Коломне, работал бухгалтером и тайно, на квартире, совершал богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Промыслительно, что еще в 1970 году в своей работе «Князь Федор» Владыка так описал последний день жизни князя Федора: «Редко кому удается умереть с полным сознанием своей близкой кончины, с полной готовностью к ней, так, чтобы можно было проститься с близкими, благословить родных. Даже в Библии, повествующей о жизни и смерти множества людей, такая кончина описывается крайне редко, а по своему мирному характеру, спокойной распорядительности и безболезненности принадлежит едва ли не одному лишь библейскому Патриарху Иакову. Именно такую редкую кончину имел и князь Федор». Такую же кончину послал Господь самому Владыке митрополиту Иоанну. Вторая седмица Великого поста 1989 года была последний в его жизни. В субботу 25 марта рано утром причастился Святых Христовых Тайн, весь день пребывал в ясном сознании и беседовал с близкими, благословляя их. Затем Владыка Иоанн спокойно уснул, а несколько часов спустя мирно отошел ко Господу, Которого он возлюбил всем сердцем. Читая проповеди митрополита Иоанна, вы сможете убедиться в том, как необыкновенно почитал, с большой любовью говорил он о Пресвятой Богородице. Вряд ли можно считать случайным, что отпевание Владыки Иоанна в Феодоровском Кафедральном Соборе было совершено именно в день празднования Феодоровской иконе Божией Матери 27 марта, в престольный праздник Собора. Даже священники самых дальних приходов, которые по причине бездорожья не получили известия о блаженной кончине Святителя, приехали в этот день в Собор. Словно Сама Царица Небесная пригласила их. В отпевании митрополита Иоанна участвовали два архиерея и более пятидесяти священнослужителей. А похоронен он около Кафедрального Собора, в центре одной из самых древних епархий России – Ярославской, где прослужил почти 22 года и, уйдя в Вечность, пожелал навсегда остаться со своей паствой. Проповеди на двунадесятые неподвижные праздники Слово на Рождество Пресвятой Богородицы 21 (8) сентября 1982 года Во имя Отца и Сына и Святого Духа! «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенной…», – так мы поем сегодня в тропаре праздника.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

45. Жив Бог . Православный катихизис. Перевод с франц. Лондон, 1989. 46. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского . Сентябрь – август. М.: Синодальная типография, 1903. 47. Димитрий Ростовский , свт. Жития святых на церковнославянском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней свт. Димитрия Ростовского . Сентябрь – август. М.: Синодальная типография, 1903. 48. Жития святых. Составлены свт. Филаретом Черниговским . Ноябрь–декабрь. М., 2000. 49. Жохов Валентин, свящ. Шестой день творения и некоторые факты биологической науки//Сб. «Православное осмысление творения мира». Вып. 3. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2007. 50. Зеньковский Василий , прот. Апологетика. Киев, 1990. 51. Зеньковский Василий , прот. Апологетика. Рига: Изд-во Рижской епархии, 1992. 52. Иванов Николай , прот. И сказал Бог… Клин.: Фонд «Христианская жизнь», 1997. 53. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о человеке. М., 1997. 54. Игнатий (Брянчанинов) , свт. Творения. Т. I–VII. М.: Правило веры, 1993. 55. Иларион (Троицкий) , сщмч. Христианства нет без Церкви. М.–СПб., 1999. 56. Ильин В.Н. Шесть дней творения. Минск: Издательство Белорусского Экзархата, 2006. 57. Иоаким (Сабельников), иером. Великая Стража//Кн.1. Иеросхимонах Иероним//Изд-во Московской Патриархии. М., 2001. 58. Иоанн (Вендланд) митр. Библия и эволюция. Ярославль, 1988. 59. Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894. 60. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на книгу Бытия. М.: Изд-во МП, 1993. 61. Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Послание к Римлянам. М.: Изд-во МП, 1994. 62. Иоанн Златоуст , свт. О творении мира. Творения. Т. 6. Кн. 2. М., 1995. 63. Иоанн Златоуст , свт. Слова. Творения. Т. 6. Кн. 2. М., 1995. 64. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Писания, М.: Изд-во Афонского Русского Пантелеимонового монастыря, 1892//Репринт. 1993. 65. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Полное собрание сочинений. Т. 1. СПб., 1893//Репринт: Изд-е Л.С. Яковлевой, 1994. 66. Иоанн Кронштадтский , св. прав. Новые грозные слова. М., 1993.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Сохранилось такое свидетельство их дружбы. При постриге владыки Гурия, который состоялся 4/17 декабря 1915 года, друзья подарили ему икону Спасителя в терновом венце работы В. М. Васнецова. На обороте иконы находится металлическая пластина с гравировкой, на которой перечислены имена «горячо любящих друзей». Среди них есть и имя Владимира Верёвкина. Икона эта сохранилась. После смерти митрополита Гурия по его благословению она перешла к его духовному чаду – митрополиту Иоанну (Вендланд; 1909–1989), который в конце жизни подарил её архиепископу Могилевскому и Мстиславскому Максиму (Кроха; 1928–2002). В настоящее время икона находится в Могилеве в Свято-Никольском женском монастыре. В первом издании диссертации игумена Варсонофия приведена репродукция этой иконы с полным текстом гравировки. В 1915 году Владимир Сергеевич Верёвкин был призван на военную службу, где он получил звание прапорщика. В 1917 году, когда началась революция, с ним произошел чудесный случай, о котором он рассказывал сам. Как прапорщик, по долгу службы Владимир Сергеевич водил своих солдат в церковь. Однажды, когда он был с ними за городом, солдаты неожиданно окружили его с криком: «Бей его! Он водил нас в церковь!» Владимир стал молиться, и вдруг Кто-то взял его за руку и вывел из окружения. Когда он опомнился, вокруг никого уже не было... С начала революции и до 1920 года Владимир Сергеевич, как и многие другие, был мобилизован в Красную армию и служил в военно-строительной части. Когда же он освободился от военной службы, свершилось, наконец, то, о чём он так долго мечтал. Родители, видя любовь сына к духовной жизни, дали ему благословение поступить в Духовную академию. Учился Владимир Сергеевич очень усердно. Экзамены сдавал экстерном и сразу же приступил к написанию кандидатской диссертации на тему «Учение о молитве по „Добротолюбию„». Дивны дела Господни! Эта диссертация была одной из последних, а возможно, самой последней из того, что было рассмотрено советом академии после революции – с 1920 года она была фактически закрыта. Профессора вынуждены были обучать студентов и принимать экзамены у себя дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Иоанн (Шаховской Дмитрий Алексеевич, 23.08.1902–30.05.1989), архиепископ Сан-Францисский, князь. Родился в Москве в аристократической семье. Учился в Императорском Александровском лицее. В 1920 году покинул Россию. Монашеский постриг получил на Афоне в 1926 году, а в 1927м был рукоположен в городе Белая Церковь в Югославии. Один из организаторов православного прихода храма Христа Спасителя в городе Аньер близ Парижа. Тринадцать лет служил настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине. Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. В 1946 году переехал в США. Посвящен в епископа Бруклинского Американской митрополии, епископа, а затем архиепископа Сан-Францисского. Автор многих литературных и богословских трудов, бесед, проповедей, которые переведены на разные языки. Скончался в городе Санта-Барбара в Калифорнии, похоронен на местном сербском кладбище. Иосиф (Чернов Иван Михайлович, 15.06.1893–04.09.1975), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский. В 1918 году пострижен в монашество епископом Арсением (Смоленцем). С 1919 года – иеродиакон, с 1920 года – иеромонах. В 1925 году арестован и приговорен у двум годам лишения свободы. 27 ноября 1932 года был хиротонисан во епископа Таганрогского, викария Ростовской епархии. В 1935 году арестован во второй раз и приговорен к пяти годам лишения свободы. Во время Великой Отечественной войны, когда Таганрог был оккупирован немецкими войсками, возобновил открытое служение в качестве епископа Таганрогского (с августа 1942). В феврале 1945 года приговорен к 10 годам лишения свободы. Срок заключения отбывал в Челябинском лагере особого назначения, с 1948 года – в поселке Спасск в Карагандинском лагере. Работал на строительстве кирпичного завода, санитаром. С 1954 года находился в ссылке в поселке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области. Несмотря на пожилой возраст, был вынужден работать водовозом. В 1956м освобожден из ссылки. С марта 1956 года – священник в городе Кокчетав, с 25 ноября 1956 года – епископ. В 1958 году возведен в сан архиепископа. В 1968 году – в сан митрополита АлмаАтинского и Казахстанского. По воспоминаниям современников, много молился (как днем, так и ночью, в своей домашней церкви или келье), был талантливым проповедником, очень скромным человеком, доброй и отзывчивой души. От природы он был одарен поэтичностью и удивительной памятью, умел найти общий язык с любым по званию и возрасту собеседником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович, 23.02.1929–05.12.2008), Патриарх Московский и Всея Руси. Родился в семье священника. В детстве неоднократно посещал с родителями Валаамский монастырь. Во время Второй мировой войны сопровождал отца в поездках в лагеря для перемещенных лиц, где находились тысячи советских граждан. Много лет служил в Эстонии. В 1961 году стал епископом Таллинским и Эстонским. На Таллинской кафедре находился четверть века как епархиальный архиерей. Сумел воспрепятствовать намерениям властей закрыть Пюхтицкий монастырь, десятки приходов. Это было время, когда советские газеты извергали на веру и Церковь потоки хулы и клеветы, а власти травили и преследовали христиан. Вспоминая те годы, Святейший Патриарх Алексий говорил: «Одному Богу известно, сколько каждому из священнослужителей, оставшихся в Советской России, а не уехавших за рубеж, пришлось пережить… Мне довелось начать свое церковное служение в то время, когда за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история». Активная внешнеполитическая деятельность будущего Патриарха началась в 1961 году, в разгар хрущевских гонений. В это же время проходило зарубежное служение митрополита Иоанна Вендланда . В составе делегации Русской Православной Церкви оба участвовали в работе III Ассамблеи Всемирного Совета церквей в Нью-Дели (1961), во Всемирных конференциях. В разные годы осуществлял руководство в деле реализации задач жизни Церкви. В 1986 году назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с поручением управлять Таллинской епархией. В этот период архиерейского служения ему удалось восстановить и освятить часовню Ксении Петербургской на Смоленском кладбище, Иоанновский монастырь на Карповке, добиться возвращения храмов, монастырей, святынь, утраченных в годы безбожной власти. В 1989 году был избран депутатом Верховного Совета СССР. Был избран Предстоятелем Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1990 года. Возвращение Церкви к широкому общественному служению – во многом заслуга Святейшего Патриарха Алексия II. Большое внимание он уделял установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью, убежденно придерживался принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Последним делом Святейшего Патриарха Алексия II, совершенным совместно с Высокопреосвященнейшим митрополитом Лавром, стало восстановление канонического единства Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви за рубежом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vendland...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь в новейший период (1917 - 1990). Церковное устройство ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии ЕЛАБУЖСКОЕ ВИКАРИАТСТВО в 1922-1929 гг. в составе Сарапульской епархии, в 1929-1934 гг. в составе Казанской и Свияжской епархии ЕЛГАВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Рижской митрополии, учреждено в период бытия Латвийской Православной Церкви в юрисдикции К-польского Патриарха, существовало в 1936-1943 гг. ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Кавказского Экзархата РПЦ (1917 - не ранее 1919), с центром в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан) и затем в Тифлисе (ныне Тбилиси) ЕРМОГЕН (Кожин Василий Иванович; 1880 - 1954), митр. Алеутский и Североамериканский, Патриарший экзарх в Америке ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 1861 - 1945), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви ЗАЙЦ Кирилл Иванович [Зайцев, Закис Карл Янович] (1869 - 1948), митрофорный прот., руководитель Псковской миссии в 1941-1944 гг. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКИХ ПРИХОДОВ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХАТА самоуправляемое объединение правосл. приходов рус. церковной традиции в юрисдикции К-польского Патриаршего престола ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог ИОАНН (Соколов Иван Александрович; 1877-1968), митр. Киевский и Галицкий, Патриарший экзарх всея Украины, постоянный член Свящ. Синода Московского Патриархата

http://pravenc.ru/rubrics/121816_3.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010