Согласно Уставу, Св. Гора состоит из 20 Свящ. Царских Патриарших ставропигиальных мон-рей (α ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερα Βασιλικα Πατριαρχικα κα Σταυροπηγιακα Μονα), располагающихся по издревле установившемуся обычаю в следующем иерархическом порядке: 1) Вел. Лавра (Μεγστη Λαρα) во имя прп. Афанасия Афонского, 2) Ватопед (Βατοπεδου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 3) Иверский мон-рь (Ивирский, Ивирон, Ιβρων) в честь Успения Богородицы, 4) Хиландар (Хиландарь, Хилендар, Χελανδαρου) в честь Введения во храм Пресв. Богородицы, 5) Дионисия прп. мон-рь (Дионисиат, Διονυσου) в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, 6) Кутлумуш (Κουτλουμουσου) в честь Преображения Господня, 7) Пантократор (Пандократор, Παντοκρτορος) в честь Преображения Господня, 8) Ксиропотам (Ξηροποτμου) во имя Сорока мучеников Севастийских, 9) Зограф (Ζωγρφου) во имя вмч. Георгия Победоносца, 10) Дохиар (Δοχειαρου) во имя св. Архангелов, 11) Каракал (Καρακλλου) во имя апостолов Петра и Павла, 12) Филофея мон-рь (Филофей, Θιλοθου) в честь Благовещения Пресв. Богородицы, 13) Симонопетра (Симопетра, Σμωνος Πτρας) в честь Рождества Христова, 14) Павла св. мон-рь (Αγου Παλου) в честь Сретения Господня, 15) Ставроникита (Σταυρονικτα) во имя св. Николая Чудотворца, 16) Ксенофонта прп. мон-рь (Ксенофонт, Ξενοφντος) во имя вмч. Георгия Победоносца, 17) Григория прп. мон-рь (Григориат, Γρηγορου) во имя св. Николая Чудотворца, 18) Эсфигмен (Есфигменский, Εσφιγμνου) в честь Вознесения Христова, 19) Русский вмч. Пантелеимона мон-рь (Русик, Свято-Пантелеимонов, Ρωσικν), 20) Кастамонит (Констамонит, Κωνσταμοντου) во имя св. первомч. Стефана. Только эти 20 мон-рей имеют права собственности на А. Все проч. зависимые монашеские учреждения (Iερ Εξαρτματα) - скиты, келлии, каливы, исихастирии, кафизмы - с их территориями и пристройками являются неотчуждаемой собственностью к.-л. из перечисленных обителей. Изменять количество мон-рей и их отношение к зависимым учреждениям не разрешается. Превращение скитов в мон-ри, или келлий в скиты, или калив в келлии категорически запрещается (ст. 1-3, 126-141). Ни одно из священных жилищ на А. не может отклониться от главного своего предназначения и преобразоваться в мирское (ст. 4). Все мон-ри Св. Горы находятся под духовной юрисдикцией К-польского Патриархата, и в них «не разрешается поминовение никого другого, кроме имени Вселенского [К-польского] Патриарха» (ст. 5). Все живущие на Св. Горе монахи, какой бы они ни были национальности, «считаются приобретшими греческое гражданство» (ст. 6).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

июня по кон. мая из представителей ежегодно сменяющих друг друга 5 четвериц, на к-рые поделены 20 мон-рей: I) Вел. Лавра, Дохиар, Ксенофонт, Эсфигмен; II) Ватопед, Кутлумуш, Каракал, Ставроникита; III) Иверский, Пантократор, Филофея, Симонопетра; IV) Хиландар, Ксиропотам, Св. Павла, Григория; V) Дионисия, Зограф, Русский, Кастамонит. Первый по порядку (прот, πρτος - первый) член четверицы носит титул «Протэпистата» (первого надзирателя), председательствует в Эпистасии и держит жезл прота (ст. 28). Все эпистаты равны между собой; каждый из них получает 1 часть четырехчастной печати Свящ. Кинота с изображением Богородицы «Пространнейшей» (Πλατυτρα); в отсутствие к.-л. эпистата его часть печати может быть передана его представителю, но не др. члену Эпистасии (ст. 29-31). В случае равного количества голосов принятие решения передается в Кинот. Свящ. Эпистасия следит за поддержанием чистоты и порядка в Карее, устанавливает цены на продукты, надзирает за поведением и изгоняет нарушителей правил приличия силами блюстителей порядка (отряды сейменидов и сердаров), при необходимости прибегая к содействию находящихся в Карее гос. полицейских. Высшие адм. органы Св. Горы располагаются в Карее. Карея. Фотография. 1999 г. Карея. Фотография. 1999 г. Постоянные монастырские суды (дикастирии) 1-й ступени состоят из игумена и собора старцев мон-ря. Суд 2-й ступени представляет Кинот Св. Горы, принимающий апелляции только на суровые наказания в течение 15 дней со дня оповещения обвиняемого; мелкие наказания считаются окончательными и отмене не подлежат. Высшая судебная власть принадлежит Чрезвычайному собранию. К-польский Патриарх и его Свящ. Синод выступают в качестве верховной судебной инстанции в вопросах духовного характера (касающихся чистоты церковного вероучения и канонической дисциплины) (ст. 41-83). Уголовные дела подлежат компетенции гражданского суда в Фессалонике (ст. 7). История Древнейший период В эпоху античности гора, носящая, как считали древние ( Steph. Byz. Ethnica.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Новгороде (1363) на щите Л. С. было изображено обращенное острием вниз крыло, уподобившее его средневек. гербу. В визант. памятниках палеологовского времени рядом с Л. С., изображенным средовеком вост. облика, могут располагаться разные персонажи: большое количество мирян-иудеев (на иконе «Распятие Господне» из ц. «Кафисма» Благовещение на о-ве Патмос (XIV в.)), Стефатон, изображенный как юный воин, к-рый держит трость с губкой; за спиной Л. С. наряду с воинами стоят иудеи на иконе «Распятие Господне», закрывающей ставротеку в реликварии кард. Виссариона Никейского (2-я пол. XIV в., Галерея Академии, Венеция). В критской иконописи Л. С. продолжали изображать рядом с ап. Иоанном Богословом, в то время как копье и трость несли др. воины и служители, напр. на иконе кисти Эммануила Ламбардоса (нач. XVII в.; Национальный музей средневек. и совр. искусства в Сиракузах). Та же композиция «Распятие Господне» и образ Л. С. вошли в текст Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (Ерминия ДФ. С. 112). Одиночные образы Л. С. встречаются в поствизант. стенописи греч. мон-рей, в Метеорах, на Афоне, где он представлен как отдельно стоящий рядом со св. воинами или в медальоне, напр. на юж. стороне юж. арки в парекклисионе св. Безмездников мон-ря Ватопед (по датировке В. Джурича - ок. 1371, по Е. Цигаридасу - кон. XIV - нач. XV в., переписано в 1847 «изографом» Матфеем из Янины). В наосе кафоликона мон-ря Ставроникита Л. С. изображен на арке между сев. стеной и сев.-вост. колонной, образуя пару со св. Никифором (1545/46, мастера Феофан Критский и Симеон). Л. С. одет не как воин, а как мученик (хотя в подписи он назван центурионом) в дорогих одеждах, красном плаще, с непокрытой головой; он молод; с темными волосами и округлой бородой. Правой рукой он поднимает 8-конечный крест, левая открыта перед грудью в жесте принятия благодати. В нартексе кафоликона мон-ря Дионисиат на сев. откосе одного из окон (1546-1547, мастер Зорзис (Дзордзис) Фукас; поновлены в 1866 мон. Мисаилом) Л. С. изображен наряду со св. Онисифором и св. врачами Киром и Иоанном; на юж. стене парекклисиона в честь Акафиста Пресв. Богородицы при том же кафоликоне - между св. Никифором и Иаковом Перским (1546-1547, мастер Зорзис). Л. С. помещен рядом со св. воинами Георгием и Нестором в нижнем ярусе на зап. стене (к югу) на фресках парекклисиона вмч. Георгия скита «тис Провата» мон-ря Вел. Лавра (1634/35, мастера - монахи Меркурий и Атзалис). В трапезной мон-ря Дохиар (роспись 1700, иером. Дамаскин из Янины) образ Л. С. в медальоне находится на зап. стороне над окнами, между мч. Мамантом и Анастасием Фессалоникийским (Солунским).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

обителей. К-польский Патриарх утвердил это решение. В XVIII в. наблюдается ослабление взаимных связей Валахии и мон-рей А. Наряду с уже существовавшими преклоненными мон-рями Св. Горе теперь посвящались небольшие и бедные мон-ри. Благочестивые миряне также продолжали оказывать помощь афонским мон-рям. В нек-рых валашских мон-рях влияние монашеского делания А. продолжало сохраняться. Это были скиты Дэлхэуци и Пояна-Мэрулуй (Вранча), Трэйстени и Кырнул (Бузэу). В этих скитах проходил монашеское послушание прп. Паисий (Величковский), и именно из Валахии подвижник отправился на А., где в 1750 г. был пострижен в мантию прибывшим на Св. Гору иером. Василием, настоятелем скита Пояна-Мэрулуй. Во 2-й пол. XVIII в. правители-фанариоты продолжали жертвовать ежегодно крупные суммы на мон-ри Вел. Лавра, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Филофей, Ксенофонт, Григория, Русик. Молдавское княжество и А. Сведения о финансовой поддержке афонских обителей правителями Молдавии сохранились с нач. XV в. Господарь Александр Добрый (1400-1432) взял на себя обязательство выделять на нужды Зографского мон-ря 500 аспр ежегодно (КМЕ. Т. 1. С. 731). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. большую помощь А. оказывал господарь Стефан III Великий (1457-1504). В 1466 г. он передал Зографу 100 золотых на обновление обители и строительство больницы, в 1471 г. последовал новый дар в 500 аспр. В 1495 г. на средства Стефана была построена трапезная мон-ря, а в 1501-1502 гг. перестроен весь монастырский комплекс, расписан кафоликон. Кроме того, в 1492 и 1502 гг. Стефаном были вложены в Зограф пергаменные Евангелия с миниатюрами, написанные по его заказу (ГИМ. Муз. 3641; Вена. Нац. б-ка. Слав. 7), в 1500 г.- подвесная пелена к храмовой иконе вмч. Георгия, вышитая его дочерьми. Господарем был также послан в этот мон-рь мон. Виссарион с послушанием переписывать древние рукописи. Пожертвования шли на обустройство и др. мон-рей А. 5 тыс. аспр были дарованы в 1493 г. мон-рю Констамонит. В 1496 г. в мон-ре Ватопед трудами настоятеля Кирилла была сооружена небольшая пристань, одно из строений к-рой украсил герб Молдавского княжества. В мон-ре Св. Павла в 1500 г. на денежный вклад был проложен водопровод для монастырских нужд, в 1501 г. построена крещальня; имена дарителей внесли в помянник. Разрушенный морскими разбойниками мон-рь прп. Григория получил от Стефана Великого 24 тыс. аспр и ок. 1500 г. был восстановлен «от основания». В нижней части башни сохранилась надпись на церковнослав. языке: «Я, благоверный господин Стефан Воевода, возвел ее в 1502 г.». В мон-ре хранится икона Богородицы, подаренная Марией Мангупской, супругой господаря. В Карее были куплены старые кельи с ц. св. Трифона для поселения там неск. насельников мон-ря прп. Григория. Позднее сын Стефана Богдан III (1504-1517) выстроил здесь церковь. Он же в 1517 г. финансировал постройку пирга у монастырской пристани (арсаны).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Патерисса (патерица)  – епископский жезл. Пентада – пять старейших монастырей Святой Горы – Лавра, Ватопед, Ивер, Хиландар, Диокнисиат, из антипросопов которой избирается  председатель Кинота. Пентаполис - древнее название Кареи. Пентикостарион -  Цветная Триодь. Первый Типикон – устав ( 970), выработанный при прп.Афанасии Великом и закрепивший равноправие разных форм монашеского жития как киновийной, так и отшельнической. Пещера прп. Афанасия  Афонского – знаменитая пещера, принадлежащая Лавре, неподалеку от румынского скита Иоанна Предтечи. Пещера прп. Петра Афонского – замурованная Лаврой (точное ее местонахождение неизвестно) знаменитая пещера ( УП в.) по причине опасности подвижничества в ней современных монахов. Пещера Космы Зографского – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Зограф, где вел отшельнический образ жизни Косма Зографский. Пещера прп. Симона – знаменитая пещера, принадлежащая монастырю Симонопетра, где подвизался прп. Симон. Пещера прп. Павла – знаменитая пещера, где подвизался прп. Павел Ксиропотамский, находится недалеко от пристани монастыря святого Павла. Пещерник – монах-отшельник, живущий в пещере. Пиастра -  денежная  единица в 19 веке. Пилигрим – странствующий богомолец, странник, путник, паломник. Пинес – мыс на юге Афонского полуострова ( другие его названия – св. Георгия, Нимфеон, Капо-Санто). Пиргос ( пирг) -  крепостная  оборонительная  башня в монастыре или вне монастыря, предназначенная для наблюдения за окрестностями и своевременного сообщения начальству монастыря об опасностях. Письмоводитель – тот, кто ведет в монастыре письменные дела. Его функции в настоящее время выполняет секретарь монастырской канцелярии. «Пиши, занимайся, пой, воздыхай, молись, молчи» - старинный греческий стих о повседневом труде монаха. Плакидия – царица, дочь Феодосия Великого ( 379 –395). Она в 382 году прибыла на Афон и при  входе в Благовещенский храм услышала он иконы Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться с Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам  появляться на Святой Горе.

http://isihazm.ru/1/?id=1818

язык «Христианские учения» и «Цвет муз». Мн. воспитанники Афонской академии распространяли свои знания в Молдавии и Валахии. Распространение святогорской духовной практики в России связано с именем прп. Паисия (Величковского) . XIX в. В нач. XIX в. положение Св. Горы улучшилось. Сбор пожертвований увеличился, долги выплачивались, росло число скитов. Все мон-ри, в особенности Вел. Лавра, Ватопед и Иверский, переживали период процветания благодаря значительным доходам, получаемым с владений на Халкидике, на островах Эгейского м., в М. Азии, в Македонии, во Фракии, в Румынии и в России. В 1810 г. был принят новый устав, утвержденный тур. наместником в Фессалонике ( Meyer. Haupturkunden. 1894. S. 603-604). Органом управления монашеского сообщества А. стал Свящ. Кинот, органом надзора - Свящ. Эпистасия. Должность прота была упразднена окончательно. Возвращение к общежительному уставу привело к нравственному и духовному расцвету. После начала греческого восстания (1821) Св. Гора претерпела новые большие тяготы. В период тур. владычества святогорцы избегали вмешиваться в политику, не желая вызвать гнев поработителей. Однако в кон. XVIII в., после бегства с А. сосланного туда Патриарха Серафима II , к-рый укрылся во враждебной туркам России, Св. Гора навлекла на себя подозрения османских властей. Возникла угроза оккупации, к-рой удалось избежать в последний момент благодаря посредничеству Патриарха Феодосия в обмен на увеличение суммы собираемых налогов. Свято-Андреевский скит. Литография. 70-е гг. XIX в. Свято-Андреевский скит. Литография. 70-е гг. XIX в. Во время греч. народно-освободительного движения 20-х гг. XIX в. часть монахов присоединилась к восставшим. В апр. 1821 г. на А. высадился предводитель повстанцев в Македонии Эммануил Паппас, собрав нек-рое число монахов (особенно молодежи), он поднял знамя вооруженной борьбы против турок. В качестве ответных мер османские власти начали арестовывать и подвергать страшным мучениям святогорцев, живших за пределами А. Немало проблем создавало и присутствие на А.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Грамота Патриарха Константинопольского Иеремии II. 1581 г. (мон-рь Симонопетра) Когда бывш. К-польский Патриарх Анфим II посетил Вел. Лавру (1623), он нашел там всего 5 монахов, живших в нищете, преодолеть к-рую не помогли ни возвращение к общежительному уставу по инициативе Иеремии II, ни поступившие дары. Лишь с 1630 г. этот знаменитый мон-рь понемногу начал приходить в порядок, особенно после того, как там нашел приют Патриарх Дионисий III (1665), подаривший обители свое личное имущество. В XVII в. наблюдался резкий экономический упадок и запустение мн. афонских мон-рей (Ксенофонта, Русика, Кастамонита и др.). Лишь отдельные обители находились в относительно процветающем положении, напр. Иверский (в XVII в. 300 монахов проживали в самом мон-ре и 100 - за его пределами), Хиландарский, Ватопед и особенно известный особой строгостью устава мон-рь прп. Дионисия, к-рый занял 5-е место в списке афонских мон-рей, потеснив Ксиропотам. Кавсокаливитский скит Кавсокаливитский скит В XVI в. происходило возвращение нек-рых мон-рей к древнему общежительному уставу (Вел. Лавра, Ватопед), но на протяжении XVII в. мон-ри один за другим начали переходить к идиоритмии, и с 1784 г. все афонские обители стали особножительными. Др. особенностью этой эпохи, к-рая, возможно, явилась реакцией на широкое распространение особножительства, было начавшееся со 2-й пол. XVI в. появление скитов. В древности слово «скит» являлось синонимом слова «лавра»; афонский скит состоял из неск. домиков или хижин, где жили монахи, и был похож на деревню; в центре находился общий храм - кириакон. Отличие от древней лавры состояло в том, что скиты были зависимы от мон-рей. Общиной скитских отшельников управлял дикей (δικαος, от δκαιος - справедливый) с неск. помощниками. В появлении скитов, возможно, отразилось противодействие строгих аскетов распространению идиоритмии, к-рую они считали отклонением от древних традиций и признаком упадка и обмирщения. Первым был основан скит св. Анны, принадлежавший Вел. Лавре (1572). Кавсокаливийский скит основал прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730), прославившийся особо суровой аскезой. В XVI-XVII вв. появились др. крупные скиты: св. Димитрия (Ватопед), Иоанна Предтечи (Иверский мон-рь), св. Пантелеимона (Кутлумуш), Новый скит Богородицы и румын. скит св. Димитрия (мон-рь Св. Павла), Благовещения Богородицы (Ксенофонт), прор. Илии (Пантократор).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Встреча прп. Симеона и свт. Саввы I в мон-ре Ватопед. Роспись кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне. 1621 г. Во 2-й пол. XII в. начался расцвет М. у юж. славян. В период Второго Болгарского царства (1187-1396) было основано большое число монастырей (напр., Лавра святых 40 мучеников ) как в больших городах, так и в пустынных местах (напр., Михаила архангела монастырь близ г. Русе). Родоначальник серб. правящей династии Неманичей вел. жупан Стефан Неманя (1165-1196) между 1159 и 1166 гг. основал монастырь в Топлице (ныне Куршумлия; см. в ст. Куршумльский монастырь ), а в нач. 80-х гг. XII в. как место для своего захоронения - мон-рь Студеница . После ухода на Афон в 1191 г. и пострижения в М. его младшего сына Растко (см. Савва I , свт., архиеп.; † 1235) Неманя вместе с супругой Анной в 1196 г. принял постриг (см. Симеон Мироточивый , прп., и Анастасия , прп.). В 1198 г. великий жупан вместе с сыном основал серб. мон-рь на Афоне Хиландар . На основе Евергетидского устава (см. Евергетидский Типикон ) в 1199 г. Савва составил т. н. Карейский типик (устав) о правилах жизни в своей испоснице, а в 1200 г.- Хиландарский типик для устроения жизни Хиландара согласно принципам строгого общежития. Став главой Сербской Церкви, он при поддержке брата, серб. кор. Стефана Первовенчанного , основал ряд мон-рей, при к-рых были учреждены епископские кафедры новых епархий, а в 1208 г. составил т. н. Студеницкий типик общежительного характера для Студеницы, более соответствовавший положению этой обители как «царской лавры». Этот устав стал образцом для устройства всех серб. мон-рей. В 1318/19 г. архиеп. Сербский Никодим сделал перевод на серб. язык Иерусалимского устава , получивший название Никодимов Типик. Духовные вопросы регулировали и светские серб. законы; так 17-я ст. Законника царя Стефана IV Душана предписывала всех «монахов и монахинь, которые постриглись, но живут по своим домам, изгнать, чтобы жили по монастырям».

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Возвращение Давида в Иерусалим. Венчание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири. 1088 г. (Cod. Vatop. 761. Fol. 13v — 14) Возвращение Давида в Иерусалим. Венчание Давида на царство. Миниатюра из Псалтири. 1088 г. (Cod. Vatop. 761. Fol. 13v — 14) В наст. время на А. хранится более 15 тыс. рукописей на пергамене, бомбицине и бумаге. Из них более 1800 являются иллюминованными и представляют собой подлинные произведения искусства (см.: Θησαυρο το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Σειρ Α´ Εκονογραφημνα χειργραφα. Θεσσαλονκη, 1973-1979. 4 т.; то же на англ. языке). Кроме того, в б-ках имеется множество старопечатных книг. Ап. Марк. Миниатюра из Четвероевангелия. 2-я пол. XIII в. (Cod. Iver. 5. Fol. 136v) Ап. Марк. Миниатюра из Четвероевангелия. 2-я пол. XIII в. (Cod. Iver. 5. Fol. 136v) Основные сведения о собраниях мон-рей: Вел. Лавра - 2500 рукописей (в т. ч. 470 кодексов и 50 свитков на пергамене) и 20 тыс. томов книг; Иверский мон-рь - более 2 тыс. рукописей (123 греч. и 100 груз. на пергамене) и 20 тыс. книг; Ватопед и его скиты - 2 тыс. рукописей (625 кодексов и 25 свитков на пергамене) и 25 тыс. книг; Свято-Пантелеимонов - 1320 греч. и 150 слав. рукописей и более 20 тыс. книг на греч., рус. и др. языках; Дионисиат - 1100 рукописей (нек-рые на пергамене, в т. ч. 27 свитков) и 15 тыс. книг; Хиландар - 815 слав. и 181 греч. рукопись (47 пергаменных) и более 20 тыс. слав. и греч. книг; Кутлумуш - 662 рукописи (100 на пергамене) и 3,5 тыс. книг; Ксенофонт - 600 рукописей (в т. ч. 8 кодексов и 2 свитка на пергамене) и 7 тыс. книг; Зограф - 286 слав. и 162 греч. рукописи (26 пергаменных) и 8 тыс. томов греч. и слав. книг; Дохиар - 545 рукописей (62 на пергамене) и 5 тыс. книг; Св. Павла - 494 рукописи (неск. пергаменных) и 12,5 тыс. книг; Ксиропотам - 409 рукописей (20 на пергамене) и 5 тыс. книг; Эсфигмен - 372 рукописи (75 пергаменных) и 2 тыс. книг; Пантократор - 350 рукописей (68 пергаменных кодекса и 2 свитка) и 3,5 тыс. книг; Григориат - 297 рукописей (в т. ч. 11 на пергамене) и 6 тыс. книг; Каракал - 279 рукописей (42 на пергамене) и 2,5 тыс. книг; Филофей - 250 рукописей (54 кодекса и 2 свитка на пергамене); Ставроникита - 171 рукопись (58 кодексов и 3 свитка на пергамене), множество книг; Кастамонит - 110 рукописей (14 на пергамене), большое число книг; Симонопетра - 123 поздние рукописи (остальные сгорели в 1891), значительное число книг (данные по: Кадас С. Св. Гора Афон: Монастыри и их сокровища. Афины, 1998; см. также разд. «Славянская письменность на А.» и статьи об отдельных мон-рях).

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Все работы осуществляются по правилам и контролируются комиссией, состоящей из персонала Комитета. Существенным результатом деятельности Министерства культуры является и повышение профессионального опыта сотрудников, что дает возможность выйти на качественно новый уровень и реставраторам произведений искусства и памятников Святой Горы, и службам охраны. В то же самое время очень важно наличие серьезной материально-технической базы, созданной на протяжении многолетней работы Комитета, что вносит существенный вклад в скорейшую реализацию программ. Проекты, осуществляемые сегодня в районе Святой Горы, таковы: раскопки (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Зограф); реставрация переносных икон (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ставроникита, Пантократор, Дохиар, Зограф); проведение реставрационных работ (Лавра, Ватопед, Ивирон, Кутлумуш, Ксиропотам); реставрация рукописей (Лавра, Ватопед, Пантократор, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Кутлумуш); реставрация миниатюрных предметов (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ксиропотам); реставрация фресок (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Зограф, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Кутлумуш, Протат, Ставроникита, Пантократор, Филофей, скит Святой Анны, скит Святого Димитрия, Зограф); работы с мраморными полами и иконостасами. В общей сложности в первом полугодии 2006 г. Министерство культуры провело 174 такие работы, что в целом составило одно из наибольших по объему и многообразию направлений деятельности. Существенной частью трудов Министерства культуры является и деятельность двух научных комиссий, которые занимаются Протатом и Хиландарским монастырем. Особые проблемы важнейшего святогорского храма (Протат) в столице Кариес, а также великой Хиландарской обители, значительная часть которой пострадала в 2004 г., решаются при возможно полном представительстве как ученых-специалистов, так и монахов. Можно отметить, что запланированные работы в некоторых монастырях уже завершены, особенно на небольших объектах. Восстановлено и склеено собрание священных глиняных потиров, являющееся особым достоянием мировой культуры и найденное в разбитом состоянии во время раскопок священного колодца в Ватопедском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010