Миру — миро. Монахиня Елизавета (Сеньчукова) — о символе добрых дел И даже малое доброе дело остается в памяти надолго 3 мая, 2020 И даже малое доброе дело остается в памяти надолго Вы когда-нибудь видели, как выглядит миро? Это золотисто-янтарная с изумрудным блеском, тягучая, похожая на мед, жидкость. Ее редко продают в чистом виде — даже сегодня слишком дорого. Нард, из которого делают мирровое масло, растет в Индии и Непале. Еще в Китае, но далеко не по всей территории. Нардовое миро обычно разбавляют раза в два. Получается нардовая вода — она дешевле. Если масло загущали другими веществами, — напротив, оно становилось еще более дорогим, нардовой мазью. Именно такую мазь принесли Христу женщина-грешница и Мария, сестра Лазаря. Возмутительная роскошь, транжирство, ничем не прикрытый подхалимаж перед Учителем! А через несколько дней другие женщины (Мария с сестрой Марфой там тоже были) принесут миро помазывать тело Спасителя. Нард очень ароматный. Запах от него сохраняется много лет. Полтора десятилетия назад я привезла из Иерусалима маленькую пластиковую бутылочку с разбавленным маслом. Она, эта бутылочка, и сама по себе распространяла душистый запах, даже завернутая в два пакетика.  В прошлом году я решила, что надо потратить эту маленькую драгоценность на доброе дело — и отдала в храм для украшения Плащаницы. Храм «наполнился благоуханием от мира» (Ин.12:3). Благоухала Плащаница, благоухали руки священников, благоухали губы прихожан, прикасающиеся к изображению. Запах был почти навязчивым, от него кружилась голова. Было ясно, почему это благовоние применяется для бальзамирования тел — случайно попав на руки в Великую Пятницу, оно не смывалось никакими средствами почти неделю. Где-то в середине Светлой седмицы я стояла в храме и размышляла: удивительно же, что даже значительно менее качественное, чем в древности изготовленное ручным способом, разбавленное в несколько раз благовоние на протяжении веков и тысячелетий остается зримым символом служения Христу и добрых дел. То есть получается, что даже малое доброе дело остается если не в вечности, то на долгое-долгое время, как мирровый аромат сохраняется на ладонях и тканях.

http://pravmir.ru/miru-miro-monahinya-el...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Снова мы слышим Евангелие о Страданиях Христовых — о событиях, которые являются решающими для всех людей. И снова видим, как собирается вечером синедрион, состоящий из первосвященников, книжников и фарисеев, чтобы принять ответственное решение. И прежде захода солнца они выносят смертный приговор Христу (Мф. 26, 3—5). Однако они знают, что такой приговор не может быть исполнен без санкции римского прокуратора — правителя, под властью которого находилась тогда Иудея. Толпы народа, распаленные злобою и ненавистью, приходят рано на рассвете к Понтию Пилату. А он, разбуженный криками, с изумлением смотрит на этих людей, требующих смерти для Христа. Согласно римскому праву, строгим хранителем которого он старался быть, не подобало осуждать преступника прежде рассмотрения дела. Вникнув в обстоятельства, Пилат понимает, что Христос совершенно невиновен. И он боится взять на себя страшную ответственность — стать виновным в убиении невинного человека. Он выходит к народу и говорит ему о невиновности Христа. Что же народ? С еще большей злобой он требует смертного приговора для Христа. И тогда Пилат приговаривает Христа к бичеванию, в надежде, что ему удастся вызвать сострадание у людей. Это было страшное наказание, когда осужденного обнаженным привязывали к столбу и били плетьми с металлическими шариками на концах. После первых же ударов все тело истязаемого разрывалось в клочья, кровь текла ручьями. Многие не могли вынести этого наказания и умирали. Такому бичеванию подвергают Спасителя. После этого Пилат отдает Христа воинам, чтобы они могли вволю поиздеваться над Ним. Посмеяться над Тем, о Ком толпа говорит, что Он желает быть Царем мира. Они делают венец из терния и возлагают Ему на голову, а затем облекают в багряницу, то есть в красную пышную одежду наподобие той, которую носят цари. И глумятся над Ним, кланяясь Ему и говоря: «Радуйся, Царь иудейский» (Ин. 19, 3). Этого поруганного, осмеянного, избитого Христа выводит Пилат к народу и говорит: «Се, Человек» (Ин. 19, 5). Наверное, самые ожесточенные сердца должны были бы дрогнуть при виде того, что представлял собою этот Человек. Однако иудеи, слышим мы в церковном песнопении в Великую Пятницу, как дикие звери — при виде крови, становятся еще более свирепыми. И кричат: «Распни, распни Его» (Ин. 19, 6).

http://moral.ru/passia/

Радикальные мусульмане Александрии протестуют против «насилия со стороны христиан» 28 апреля, 2011. Редакция " Правмира " Тысячи членов радикальной мусульманской группы салафитов вышли на Пасху на улицы Александрии с требованием наказать верующих Коптской Церкви, которая относится к числу восточных дохалкидонских Церквей. Каир. 28 апреля. ПРАВМИР — Тысячи членов радикальной мусульманской группы салафитов вышли на Пасху на улицы Александрии с требованием наказать верующих Коптской Церкви, которая относится к числу восточных дохалкидонских Церквей. Возмущение александрийских мусульман вызвало недавнее убийство Сальвы Адель, в котором салафиты обвиняют ее христианских родственников. С. Адель была христианской и прихожанкой Коптской Церкви, однако 8 лет назад она приняла ислам, чтобы выйти замуж за мусульманина Халед Ибрахима. По сообщениям местных жителей, на прошлой неделе, в Великую Пятницу христианской Страстной Седмицы Сальва Адель была убита тремя своими братьями-христианами. Убийство вызвало волну возмущения со стороны мусульманского населения Александрии, которое обвинило городские власти в покровительстве беззакониям, которые совершают христиане. Протестующие также утверждают, что копты-христиане удерживают в своих храмах и подвергают психологическому насилию несколько женщин, обратившихся в ислам, в том числе и жену одного из коптских священников Камилу Шехату. Салафиты требуют от властей Александрии немедленного освобождения этих женщин. Авторитетный салафитский шейх Ахмед аль-Махалави после полуденной молитвы призвал протестующих разойтись, не провоцировать межрелигиозных конфликтов и, напротив, держаться вместе с христианами, как это было во время революции, свергнувшей режим Хосни Мубарака. «Мы должны дать властям самим разобраться в этом преступлении», — сказал Ахмед аль-Махалави. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/radikalnye-musulmane-a...

54. Особенности Богослужения в Великую Пятницу и Субботу и воспоминания, с ними соединяемые В Великую Пятницу воспоминается суд и осуждение Господа, Его распятие и крестная смерть. На утрени в этот день посреди храма читают 12 Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов. В этих чтениях постепенно описывается вся история страданий Спасителя, поэтому и служба эта называется службою «Страстей Господних». Во время чтения двенадцати Евангелий все в храме стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны – горячую любовь к своему Спасителю. В Великую Пятницу литургии не бывает, так как в этот день сам Господь принес себя в жертву, а бывают царские часы. Вечерня в Великую Пятницу совершается в третьем часу пополудни в час смерти Иисуса Христа на кресте. На этой вечерне после входа с Евангелием читают паремии, Апостол и Евангелие. После чтения Евангелия при пении стихиры: «Тебе одеющегося светом, яко ризою, снем Иосиф с Никодимом " 35 священнослужители совершают каждение плащаницы, которая лежит на престоле. После каждения священник торжественно на голове выносит царскими вратами плащаницу. В это время поется тропарь: »Благообразный Иосиф с древа снем Причистое Тело Твое«. После выноса на средину храма, ее кладут на приготовленное место, как бы в гроб, приготовленный Иосифом, для поклонения и целования верующими. Поднятие с престола и вынос плащаницы из алтаря на средину храма изображает собою снятие с креста Иосифом и Никодимом пречистого тела Иисуса и положение его в гроб. После вечерни совершается малое повечерие, за которым читается канон, изображающий плач Богоматери. В Великую Субботу воспоминается погребение Иисуса Христа и пребывание Его в гробе. Утреня должна совершаться в глубокую ночь и является молением пред лежащим во гробе Господом. На утрени после произнесения великой ектении отверзаются царские врата и священнослужащие с зажженными свечами выходят на средину храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Патриаршее слово за вечерней в Великую Пятницу 6 апреля 2007 г. 17:44 6 апреля, в Великую Пятницу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II  совершил вечерню в храме Христа Спасителя. Во время богослужения Предстоятель обратился к многочисленной пастве с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В эту Великую Пятницу и Великую Субботу мы отмечаем празднование Благовещения Пресвятой Богородицы. Сегодня за вечерней, когда мы вспоминаем снятие Пречистого Тела Господа и Спасителя со Креста, звучит песнопение: «Послан Бысть с небесе Гавриил архангел, принести Отроковице радость Благовещения». Как повествует Святое Евангелие, приветствуя Преблагословенную Деву Марию, архангел Гавриил сказал: «Радуйся Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!» (Лк. 1: 28) Посланник Божий сообщил, что Дева Мария обрела благодать у Бога и достойна родить Спасителя мира Господа Иисуса Христа. Что же ответила Пречистая Богоматерь на слова архангельского приветствия? Она сказала: «Се, раба Господня, буди Мне по слову твоему» (Лк. 1: 38) И эти слова Она повторяла всей Своей жизнью. Во время земного подвига Господа и Спасителя Она познала вражду и ненависть фарисеев и книжников, но самым трудным Ее переживанием стало стояние у Креста Ее Возлюбленного Сына. Что перенесло сердце Матери в эти священные и трагические для Нее минуты, когда сбывалось пророчество праведного Симеона Богоприимца: «Тебе же Самой душу пройдет оружие» (Лк. 2: 35)? Это пророчество было произнесено праведным Симеоном еще тогда, когда святой праведный Иосиф и Пречистая Богоматерь во исполнение иудейского закона принесли Младенца Христа в Иерусалимский храм. И вот, оружие – безмерная скорбь и страдание – проходило сквозь сердце Матери Божией в страшные минуты искупительного подвига Спасителя. Сегодня – Великая Пятница. Вчера во время чтения 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа мы прошли за Спасителем по Его Крестному пути. Сын Божий совершил искупление всего рода человеческого единожды и навсегда, но быть причастными к искупительному подвигу Спасителя или отвергнуть Жизнь Вечную зависит от нас самих.

http://patriarchia.ru/db/text/225206.htm...

Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия 26 апреля. ПРАВМИР. Великая Пятница – самый скорбный день в году. В Великую пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Великая пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних. Пятница – день крестной смерти Христа – постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы. Вынос Плащаницы – иконы Христа, лежащего во гробе – совершается, как правило, днем. Примерно в два или три часа дня плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма – во «гробе» – возвышении, украшенном цветами. Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев. Там она остается до позднего вечера Великой субботы. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 апреля, 2022 21 апреля, 2022 15 апреля, 2023 14 апреля, 2023 13 апреля, 2023 12 апреля, 2023 11 апреля, 2023 10 апреля, 2023 9 апреля, 2023

http://pravmir.ru/nastupila-velikaya-pya...

15 апреля 2004 г. Всеправославная молитва о мире на Святой Земле Фонд Андрея Первозванного и Центр национальной славы России второй раз выступили с инициативой проведения всеправославной молитвы «Просите мира Иерусалиму», которая проходила в канун Пасхи, в Великую Субботу. 9 апреля, в Страстную Пятницу, российская делегация прибыла на Святую Землю для участия во всеправославной молитве о мире в Иерусалиме. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия делегацию духовно окормлял епископ Дмитровский Александр. Как и в прошлом году, все Поместные Православные Церкви вновь поддержали инициативу о проведении молитвы о мире на Святой Земле: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 19). Всеправославная молитва направлена на прекращение кровопролития на Святой Земле и противодействие угрозам, которым подвергаются главные христианские святыни. Эта международная акция несет в себе не только общественный, но и важный духовный смысл. Он заключается в единении, в одновременном молитвенном предстоянии перед Богом всех Поместных Церквей, образующих собой Тело Христово: Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 9 апреля делегация приняла участие в службах чина Выноса и Погребения Плащаницы в Свято-Троицком соборе при Русской духовной миссии, которые возглавил епископ Дмитровский Александр. В храме собрались паломники из России, Украины и Белоруссии, приехавшие на праздник Воскресения Господня. В Великую Пятницу члены делегации совершили паломничество по местам евангельских событий Страстной Пятницы, прошли скорбным путем Спасителя, посетили Горний монастырь, который был основан архимандритом Антонием (Капустиным) в одном из самых живописных уголков Иерусалима. 10 апреля, в Великую Субботу, в семь часов утра началась служба в Свято-Троицком соборе. В Божественной литургии приняли участие все участники международного проекта «Всеправославная молитва “Просите мира Иерусалиму”», а также делегация из Екатеринбургской епархии во главе с архиепископом Екатеринбургский и Верхотурский Викентием. Вместе с епископом Дмитровским Александром он совершил Божественную литургию. Им сослужили более тридцати священников и монашествующих Русской Православной Церкви, присутствовавшие в эти дни в Иерусалиме.

http://e-vestnik.ru/news/vsepravoslavnay...

Соборный храм Афона обнародовал расписание богослужений на Страстную Седмицу 14 апреля, 2014. Новостная служба В Великую Среду Литургия Преждеосвященных Даров в 6:30. Священный Кинот Святой Горы обнародовал расписание богослужений в соборном храме Афона (Протате) на период Страстной и Светлой Седмицы. В Великий Понедельник и Великий Вторник – Литургия Преждеосвященных Даров начнется в 6:30. Великое Повечерие в эти дни состоится в 17:00, Утреня Жениха в 21.0,  — сообщает Путеводитель по Афону . В Великую Среду Литургия Преждеосвященных Даров в 6:30. Утреня Великого Четверга начинается в 20:30. Также в Великий Четверг состоятся Елеосвящение, Литургия Василия Великого в 6:30. Утреня с чтением 12 Евангелий в Великий Четверг начнется в 20:00. В Великую пятницу Великие Часы пройдут с 8:00, вечерня с выносом Плащаницы в 15:30. Утреня Великой Пятницы пройдет с 20:30 В Великую Субботу состоится Литургия Василия Великого в 6:30 и Пасхальное Богослужение в 22:30 В Воскресение Христово  в 15:30 начнется Пасхальная Вечерня. В Понедельник Светлой Седмицы – Утреня, Литургия, Крестный Ход с иконой «Достойно Есть» начнется в 6:00. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 мая, 2021 15 апреля, 2021 25 января, 2021 23 сентября, 2020 22 сентября, 2020 28 мая, 2020 27 марта, 2020 20 марта, 2020 18 марта, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/svyashhennyiy-kinot-ob...

     В еврейском народе дни недели не имели имен, кроме субботы. У них она называлась Шаббат, потом первый день недели, второй, третий, четвёртый, пятый, шестой и опять Шаббат. День перед Шаббатом получил в греческом особенное имя - Параскеви, что означает " день приготовления к Шаббату " . Наш христианский счет заходит на шаг дальше, и мы, прекрасно понимая, что библейский счет делает Субботу седьмым днем, почитаем первый день недели - Воскресенье, когда Господь благоволил подняться из гроба, и воссияла заря будущей вечной жизни. Поэтому у нас и выходной, начиная с царя Константина, на воскресный день падает. А Пятница по христианскому счету получается Пятком - если Воскресенье заменяет Субботу как выходной, то мы немножко сбиваем счет. Пяток - святой великий Пяток, это сегодня праздничный день, который по идее должен пробудить в нас желание посвящать все пятницы года размышлению и воспоминаниям о страданиях Господа Иисуса Христа. Говорят, в Эфиопии христиане в этот день, в Великую Пятницу, не едят и не пьют. Мало того, мочат себе губы уксусом в воспоминание: Христос на кресте получил вместо воды губку, намоченную уксусом, наколотую на копье римского воина. Нужно помнить, что невинный страдает. А среди двух злодеев один разбойник осуждается, другой оправдывается верою, совершается великая мистерия спасения рода человеческого. Пятницу нужно чтить во все дни нашего года. Пятый день по нашему христианскому счету, Великий Пяток - это день, когда наше внимание приковывается к пяти ранам на теле Господа Иисуса Христа. Пять ран, как пять пальцев на руке, так пять ран на теле Господа Иисуса, больших ран, не считая маленьких от тернового венца, от бичевания. Пробитые руки, пробитые ноги и пронзенное копьем римского воина сердце метким ударом умелых рук между ребер Господа Иисуса. Помнить о Пятнице - это одна из жизненных задач человека. В Среду творим милостыню, чтобы не быть Иудой, в Пятницу постимся и поклоняемся Распятому, в Субботу не занимаемся суетой - хвалим Божию Матерь, поклоняемся святым Христовым, Воскресение празднуем как день новой жизни.

http://pravoslavie.ru/102737.html

29. 1395 г. Его же поучение новгородскому духовенству о церковных службах Из рукописи московской синодальной библиотеки 562, л. 412–413; издана была по той же рукописи в Актах Исторических, т. I, 11. Грамота писана в Новгороде и, вероятно, для тамошнего же духовенства. Киприан, милостью Божьей митрополит киевский 1327 и всея Руси. Что мя есте вопросили о службах Великого Василия, буди же вам ведомо: служба Великого Василия починается второй недели поста; а в неделю сыропустную Златоустова служба, такожь и в неделю соборования, занеже на сбор синодик 1328 чтется, того деля Златоустова 1329 служба; а от второй недели поста в великий пост на всякую неделю Великого Василия служба служит; а на вербницу Златоустова служба, и на канон Рождества Христова, и на канон водокрещения Василия же Великого служба; мнози же чести 1330 деля Великого Василия и на его праздник службу его 1331 служат. А в среду масленной недели и в пятницу несть никакой службы, но только часы с вечерней; тако же и в великую пятницу по томужь. – А татям и душегубцам при смерти дать причастие, по аже чисто 1332 каются, все свои согрешения чисто поведают; а не кающемуся как ему причастие дать? – А церкви несть второго священия никакового, кроме аже 1333 престол святой попортится: тогда и священие надобе, тогда и всякая порядная изнова надобна. – А в великую субботу, вечер, мефимона несть никаоже. – А что мя есте вопросили, аже коли диакон не пригодится, а надобе многим попам петь вместе, чтобы от попов которому молодшему дьяконовать, – несть в поповстве ни младости, ни старости: того деля неслично тому быть. А коли бы то было, чтобы попу диаконовать, ино потом будет ни поп, ни диакон; того деля по лзе тому так быть: поп есть поп, а дьякон – дьякон; а коли не пригодится дьякона, и поп служит один. – А что вопрошаете: «петь ли «Святый Боже» в алтаре, иногда бывают соборные церкви, а суть попы клирошане с дьяконами без перемены… 1334 и певцы поют «Святый Боже» и «Слава» поют и «Ныне», и попы поют в алтаре одну только последнюю «Святый Боже».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010