Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

О сомнительно простых решениях Мне кажется, что каждую Великую Среду Иуда предает Его, каждый Четверг Он говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» — и каждую Пятницу Он умирает на Кресте. 16 апреля, 2014 Мне кажется, что каждую Великую Среду Иуда предает Его, каждый Четверг Он говорит: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» — и каждую Пятницу Он умирает на Кресте. Страстная седмица — время странное и страшное. Время перед величайшим чудом, которое только мог явить человеку Господь,— чудом Воскресения, победы над смертью. Как мы проведем это время? Где будем? Сможем ли подойти к Распятому Спасителю близко настолько, насколько это для нас возможно?.. …Вечером в Великую Среду в офисе было грустно. Дел на утро осталось полно, в командировку в Иерусалим опять отправили не меня. Да и просто как-то всё это казалось неправильным: работаю, понимаете ли, в православной организации, а в Великий Четверг на Литургию не попаду, поскольку надо быть на работе с самого раннего утра. Очень важно было решить какой-то вопрос с документами. Даже написала в блоге про то, как всё теряется в суете — не успеваешь даже задуматься. У тебя просто работа, просто документы, просто беготня по разным кабинетам, просто разные тексты. А Страстная со всем ее смыслом и глубиной — всего лишь фон… Как-то даже красиво написала, с чувством. Чувством жалости к самой себе. С утра в Четверг я действительно была на работе. Не опоздала. Даже начала заниматься делами. Правда, планы мои по разрешению вопросов с такими важными, как казалось еще вчера вечером, документами были сорваны. Кого-то не было на месте, какую-то подпись получить было нельзя… И сразу же выяснилось, что это может подождать до начала следующей недели. Через какое-то время в кабинет ворвался шеф. Как обычно, быстро и решительно. Чуть позже, чем надо было. Но радостный какой-то. А в отделе уже суета — у нас и правда важный рабочий момент настал. Он, кажется, даже не успел раздеться, как ему кто-то стал звонить и что-то просить…

http://pravmir.ru/o-somnitelno-prostyih-...

В Великую Пятницу меня ждал суд, а в Субботу – реанимация В тот год я всем своим существом ощутила, что смерти нет 14 апреля, 2017 В тот год я всем своим существом ощутила, что смерти нет Как события нашей жизни могут быть связаны с Голгофой, и о своем переживании Страстной седмицы рассказывает Юлия Линде. Понтий Пилат – в некотором роде ваш коллега В Великий Четверг 2014 года, когда все нормальные православные красили яйца, выпекали куличи и месили творог для пасхи, я отправилась в районный суд мрачноватого городка N. Усыновлять вторую пару двойняшек. Меня уже предупредили, что судья – зверь во плоти и форменный бюрократ, детей добром не отдаст. Была бы его воля, вообще бы никому никого не разрешил усыновлять, но иногда приходится делать исключения. Собственно, так оно и оказалось… Целый час он искал, к чему бы прицепиться, наконец придумал: маленькая жилплощадь! Надо сказать, аккурат в начале того года поменялся закон, и требования к размеру квартиры сняли. Я, разумеется, заранее написала себе шпаргалку с номерами всех этих законов и постановлений, и радостно сообщила нужный номер. Судья удалился в потайную комнату (очевидно, отчаянно гуглил), но по возвращении не передумал: «Закон, – говорит, – законом, но по соображениям житейским тесно вам будет». Масло подливала представительница дома ребенка, которая уверяла, что дети настолько ужасные и проблемные, что с ними ни одна семья не справится, пусть лучше спецучреждение занимается их воспитанием и комплексным развитием. Я уже исчерпала весь свой запас красноречия, который явно приводил в восторг прокурора, но судья не сдавался. Наконец, я заявила: «Слушайте, вы ведь сейчас делаете непростой выбор между мамой и квадратным метром. Неужели брошенному ребенку важнее метраж помещения?» Тут судья немного озадачился… и перенес заседание на следующий день, на Великий Пяток. «Я вечером еще подумаю, а завтра решу… утром приходите». Это было уже слишком! – Уважаемый Иван Иваныч, – сказала на это я. – Вы наверняка ведь изучали историю Рима… впрочем, кто ее сейчас вспомнит? Нет, вы наверняка ведь читали роман «Мастер и Маргарита». Так вот: есть в этом произведении любопытный персонаж, зовут его Понтий Пилат. Он, знаете ли, коллега ваш в некотором роде. А завтра самый что ни на есть подходящий для судов день: Страстная Пятница. Если уж вы решили именно в этот день решать судьбу ни в чем не виноватых детей, вспомните о своем коллеге и смотрите не ошибитесь! И да, кое-кому в эту ночь снились кошмары…

http://pravmir.ru/v-velikuyu-pyatnitsu-m...

Великая Пятница в 2024 году – 3 мая Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! 26 апреля, 2019 Перед нами гроб Господень. В этом гробе человеческой плотью предлежит нам многострадальный, истерзанный, измученный Сын Девы. Он умер; умер не только потому, что когда-то какие-то люди, исполненные злобы, Его погубили. Он умер из-за каждого из нас, ради каждого из нас. Скажете: как мы за это ответственны – мы же тогда не жили?! Великая Пятница – что означает этот день для христиан? Какие молитвы совершаются в Великую Пятницу? Как провести этот день? Великая Пятница Великая Пятница – самый скорбный день в году. Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение. «Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечины) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение». В Великую Пятницу воспоминаются Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа. Утреня Великой Пятницы служится в четверг вечером – читаются Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых. Великая Пятница, когда умер на кресте Спаситель, – это тот день в году, когда не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы – чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

Великая Суббота. Что происходило на Страстной седмице Пророчество сбылось. А Господь во гробе соблюдал субботний покой 15 апреля, 2023 Пророчество сбылось. А Господь во гробе соблюдал субботний покой В субботу после Страданий Христа ничего не происходит. Вообще ничего. Апостол Матфей упоминает единственное событие этого дня: священники пошли к Пилату и попросили поставить стражу у гроба Иисуса, чтобы ученики не выкрали тела. Совершенно излишняя предосторожность. Ученикам было не до этого, на самом деле. Лука сообщает, что апостолы по заповеди пребывали в покое. Нехороший это был покой, тяжелый. Учитель погиб, даже похоронить нормально не смогли, празднование Пасхи по понятным причинам отменяется, страшно и пусто на душе. Как там у Пастернака было? Но пройдут такие трое суток И столкнут в такую пустоту, Что за этот страшный промежуток Я до Воскресенья дорасту. Пройдет даже меньше трех суток – где-то полтора. Но от этого трагедия не меньше – мы говорили об этом вчера, в Великую Пятницу. Иуда повесился, священники удовлетворились, Пилат умыл руки, Христос, измученный, умер, Мать Его отгоревала… В мире царит тишина, мир еще не понял, что его ждет спасение. Есть такое иудейское предание, что Мессия придет, когда кто-нибудь совершит субботу, не нарушив ее ни в малейшей степени. Красивое предание, и в евангельскую логику укладывается. Если суббота – день покоя, то живому человеку соблюсти ее «на все сто» нельзя, потому что, пока он жив, он не может быть абсолютно спокоен. А мертвые заповедей не соблюдают, хоть и не нарушают. Вот тут бы и пригодился знаменитый Халкидонский догмат, определяющий, что Христос – истинный Бог и истинный человек, неслитно и нераздельно. В ту пятницу Он умер как смертный человек, но жив как Бессмертный Бог, и это не значит, что Он частично умер, а частично жив. Он именно что одновременно умер и одновременно жив – именно это и взорвало ад, который готов был встретить великого мертвеца, который был закрыт от Жизни. Но Мертвый, Который оказался Самой Жизнью – это сокрушительный удар по смерти.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-chto-...

Две проповеди Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 3 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 16, 1998 (после Евангельского чтения) 1 1. На Великую Пятницу Я знаю, что необычно в Страстную Пятницу обращаться со словом к присутствующим именно в этой части богослужения: обыкновенно это происходит в конце, когда бывает разостлана плащаница. Наверное, на будущий год мы снова так и сделаем; сегодня же я испытываю потребность сказать несколько слов имен­но сейчас, когда мы только что прочли из Святого Евангелия об осуждении и смерти Господа и о Его положении во гроб. Я остановлюсь лишь на одном-единственном пункте, на части одного предложения — не более, ибо для того, чтобы обдумать то, что там написано и что все это означает, нехватило бы целой жизни. Мало попросту представить себе эту историю и, если достаточно часто слышал ее, сказать: “Да, да, я это уже знаю: это было так-то и так-то”. Что означает все то, что мы слышали? Что означают, в частности, слова: в тот момент, когда Он умер, “завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу” (Мф 27:51). Недостаточно сказать: “Да, это было так”, — все, что там написано, имеет свое значение — непостижимо глубокое значение. В чем заключается значение того, что завеса в храме разорвалась? Что за завеса и почему? В храме существовал целый ряд завес. Однако одна из них была “всем завесам завеса”: она отделяла святое святых храма от святилища и двора. Ежедневные жертвоприношения в Иерусалимском храме священники совершали большей частью под открытым небом, вне храма. Это вполне можно понять: когда сжигают крупных животных, это происходит на открытом воздухе. Частью это совершалось также и в святилище, но — в передней его части. А позади находилась та знаменитая завеса. И туда, за нее не входил никто. Эта завеса была закрыта — почти всегда закрыта. Лишь один раз в году один-единственный человек, а именно — первосвященник — входил за эту завесу, чтобы просить и умолять о про­щении своих собственных грехов и всех прегрешений народа.

http://pravmir.ru/dve-propovedi-2/

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Четверговая соль - лекарство от внутренних болезней Четверговая соль - лекарство от внутренних болезней   Еще сто лет назад освященная Четверговая соль была неизменным атрибутом каждой избы. Ее происхождение совершенно естественно. В каждой избе на Пасху пекли кулич. А принести его в храм на освящение нужно было в Великую Субботу. То есть в пятницу хлеб уже должен быть готов. Поскольку Великая Пятница - постный день, его всецело посвящали молитве и чтению Евангелия. Так что пасхальных кулич закладывали в печь в Великий Четверг . А оставшееся тесто (чтобы не выкидывать), тогда готовили, естественно, на закваске, смешивали с солью. Добавляли туда также квасную гущу, которая в каждой избе была в избытке. Для вкуса добавляли солод. Катали колбаски. Обертывали это холщиной, хлопком. Затем закладывали кулич в печь, а угли собирали и в них зарывали холщовые колбаски. На следующий день кулич и соль были готовы. А в Великую Субботу их вместе несли на освящение в храм. У староверов и на Севере до сих пор сохранилась эта традиция. Выяснилось, что Четверговая сол ь, теряет все свои вредные свойства и приобретает много полезных. Лучшего лекарства для животных нельзя было и придумать. Соль давали животным и для профилактики. Коровы, лошади, овцы с большим аппетитом лизали эту соль и выздоравливали от многих болезней. Конечно же, эта соль действует и на людей. С древности считается, что она вообще способствует исцелению внутренних болезней. Что проверить нелегко, ведь нам жителям последних времен, родившимся от обезьяны, а некоторые - от сочетания хромосом, нужно все доказать и проверить. Зато люди, имеющие больной желудок, оценят Четверговую соль немедленно. И объяснить это можно на пальцах. Соль в печи становится съедобной золой, а зола, как известно, лучшее природное средство от изжоги. Конечно, такую соль можно готовить не только в Четверг, и не только в русской печи, а просто - на большом костре. И вместо теста, квасной гущи и солода, о которых современные люди даже не слышали, можно брать овсяную крупу. Тем не менее свойства эта соль будет иметь тоже целебные. К тому же молитва на освящение соли не связана именно с Четвергом, это народная традиция, как и принесение домой свечи  от Страстных Евангелий.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

1 . Владыка наш, увы,– на кресте, и всякое проявление словес­ного искусства не должно иметь места; (теперь) время слез и скор­би, а не состязания в какой-то земной вещи. Поэтому вот я и желал пребывать в молчании и спрятаться под «шапкой-невидимкой», как это говорится, но и лукавый синедрион добился своих целей и ныне заботится об этом, будучи злостно солидарным; и ученики Христо­вы по двое и по три собравшись, горюют и потрясены; и тварь, как бы по соглашению друг с другом, вся совместно пришла в смятение и хочет выразить убийцам свое негодование, повелением же Вла­дыки удерживается, и ей допускается (только) на короткий срок, даже до границ разрушения своей гармонии, выразить свое возму­щение. Но мне следует, находясь и сегодня среди вас, учеников и другов Распятого, вместе с вами обдумать события, связанные с се­годняшним днем. Но благодарение Тебе, Христе Царю, что Ты нам смягчаешь скорбь утешением и печаль – радостью; и, вот, для свя­щенных апостолов все было преисполнено смятением и бурею, и страхом и потрясением, когда Ты взошел на крест, и ласкающая надежда на лучшее, подавленная мучительностью оной трагедии и тяжестью несчастья, их души оставляя омертвевшими, похорони­ла их заживо и оставила их совершенно обессилевшими что-либо предпринять; у нас же смысл (страданий Христовых), исполненный радостью, переходящей в отрадное чувство, во многом убавляет нашу скорбь, несмотря на то, что мы и скорбим и переживаем Твои стра­дания. Но нас ныне не угнетает страх перед ужасными убийцами, и мы не страшимся Твоих распинателей; но и весьма проклинаем их и презираем подражателей их невежеству; и мы не подвергаем иссле­дованию разума Твои добровольные страдания, но превозносим их как победы; и никакое отчаяние не смущает наши души, но мы уже восприяли плоды Твоей Страсти и, в свою очередь, услаждаемся надеждами на лучшее, залогами чего для нас явились Твои таин­ственные милости; бываем же мы потрясены самим воспоминани­ем о Твоей приводящей в трепет Страсти и рассуждениями об оной удивительной вещи и осознанием Страстей любимого нами и любя­щего нас Владыки. Итак, поэтому мы выражаем свою любовь к Тебе не только биением себя в грудь и (погребальными) стенаниями, но и крепкой верой и мыслями, запечатленными радостью, и посему не можем Тебе явить чистой (т. е беспросветной) скорби сегодняш­него дня; иначе бы (если бы это было не так) мы пришли бы в ис­ступление и рвали бы на себе одежды, и нам не хватило бы ни пеп­ла, которым мы усыпали бы головы, ни камней, чтобы ими побить себя, и мы наполнили бы воздух стенаниями и ударами в грудь под­няли бы громкий шум.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Shola...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Продолжительность протестов – это заслуга самого правительства» Драгана Трифкович опровергла домыслы о том, что патриотическая сербская оппозиция финансируется ЦРУ и Россией 07.05.2019 942 Время на чтение 3 минуты Как уже сообщала «Русская народная линия», 25 апреля в Сараево прибыл заместитель директора ЦРУ Вон Бишоп. Этот визит воспринят был в контексте реализации аппаратом Центрального Разведывательного Управления комплекса мер, направленных на реализацию программы «борьбы со злокачественным влиянием России в Европе». Сегодня «Балканский Клуб РНЛ» вновь возвращается к обсуждению этого события и тех контекстов, в рамках которых акция ЦРУ осмысляется. С директором Белградского Центра геостратегических исследований Драганой Трифкович беседует помощник главного редактора РНЛ Павел Тихомиров . Павел Тихомиров: Драгана, накануне Пасхи, как раз на Великую Пятницу, поступила информация о том, что на Сербском направлении замечена резкая активизация деятельности американских (и, возможно, британских) разведывательных служб. В этой связи хотелось бы вспомнить одно высказывание, некогда актуальное для деятельности разведчика, контрразведчика, да и вообще, любого ответственного управленца: «У каждой проблемы есть имя, отчество и фамилия». Что можно сказать по этому поводу, применительно к шпионскому скандалу, взволновавшему сербские (и не только сербские) СМИ? Драгана Трифкович: Утверждения о том, что Великобритания следит за событиями на Балканах, конечно, верны. Что же касается имён, то ни Милорад Додик, ни Александар Вучич не упоминают конкретных имён тех, кто мог бы иметь прямое отношение к этому вопросу. Причина проста. Если бы разговор был предметным, то нужно было бы назвать своих сотрудников, среди которых наиболее яркой личностью является Беба Попович. Он является персоной, незаменимой для правящих режимов Белграда, Баня-Луки и Подгорицы в периоды избирательных кампаний. П.Т.: Какие скандалы, связанные с именем этого человека, наиболее резонансны?

http://ruskline.ru/news_rl/2019/05/07/pr...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МНОГОГЛАСНИК В церковном пении визант. и древнерус. традиций - песнопение, части к-рого распеты в разных гласах . В рукописной традиции глас, предписанный по Уставу ( Типикону ), обозначается в начале песнопения традиц. рубрикой «Глас...», а дальнейшие смены гласа указываются простыми цифровыми обозначениями. Традиционно М. называют песнопения с нерегулярным чередованием гласов, хотя, строго говоря, к ним относятся и те песнопения, в к-рых чередование гласов подчиняется к.-л. формальному принципу; эти последние носят название осмогласников или четверогласников в зависимости от количества использованных гласов. В наст. время известно ок. 100 М., из к-рых ок. 70 имеют нерегулярную смену гласов; исследователи постоянно обнаруживают новые М. Основной жанр М.- стихиры. Это и стихиры праздникам неподвижного годового круга, и великопостного и пасхального циклов, и евангельские стихиры, образующие свой литургический цикл. В Великую пятницу М. встречается среди антифонов утрени и тропарей на часах. Существует М. и среди внебогослужебных песнопений - это покаянный стих «Приимя мя пустыни» (гласы 8, 4). Вопрос о наличии М. среди кондаков остается открытым, хотя существует гипотеза о применении мартирий в кондакарной нотации . Однако эта нотация не расшифрована и знаки, имеющие сходство с ранневизант. мартириями или древнерус. цифровыми обозначениями гласов, не могут быть прочитаны однозначно. М. фиксируются в Стихирарях месячных и постных, в дополнительном разделе Кондакаря , в подборках стихирных моделей и покаянных стихов. М. унаследованы древнерус. певч. традицией из Византии, это показал А. В. Преображенский на примере славника Успению Пресв. Богородицы «Богоначальным мановением» ( Преображенский. 1926). В древнерус. рукописях XI - сер. XV в. М. встречаются весьма часто, напр. в Стихирарях БАН. 34.7.6 (XII в.; 26 песнопений), Ath. Chil. 307 (XII в.; 11 песнопений), РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (2-я четв. XV в.; 8 песнопений), РНБ. Соф. 384 (1155-1163 гг.; 6 песнопений) и др. Гласовые обозначения (за исключением заглавного) проставляются мелко, черными чернилами, в крюковой строке.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010