Такая молитва тяжела. Из опыта духовной жизни подвижников, аскетов мы знаем, что многие из них готовы были нести любое, даже самое тяжелое монастырское послушание вместо молитвы. Да что греха таить, и в нашей жизни мы готовы подчас делать все что угодно, но только не молиться. И так происходит потому, что молитва — это реальный подвиг, требующий от нас концентрации всех душевных сил. Но молитва — это то, чего Господь от нас ждет, потому что именно этот духовный подвиг нас реально с Ним соединяет. А чтобы научиться молитве, идущей от сердца, которой уже и слов не требуется, которая превращается в некое особое состояние духа, нужно долго и неустанно упражняться. Великой школой молитвы является православное богослужение. Вот мы с вами уже четыре часа пребываем здесь, в храме. Во время великопостных служб нет никаких особых ритуальных действий, которые бы переключали наше внимание, мы слышим только слова молитв, псалмов, песнопений. Для некоторых выстоять такую службу представляется невероятно трудным делом. И это действительно так, если человек рассеивает свое внимание, погружается в размышления о чем-то своем, потому что даже в этих раздумьях «о своем» человеку не выстоять четыре часа — дум не хватит. Но именно в храме человек может пройти настоящую школу молитвы. Длинные великопостные богослужения помогают нам войти в неповторимую молитвенную атмосферу — нужно только стараться следить за теми словами, которые читаются и поются в храме. Не все слова церковнославянского текста понимает современный человек, но почти каждому из нас понимание общего содержания молитвы, ее смысла вполне доступно — и это самое главное. Вот на этом общем содержании молитвы и следует концентрировать свое внимание. Конечно, сил человеческих и памяти не хватает, чтобы цепко держать в ней каждую молитву, — так уж устроены люди, — мы ослабеваем. Но потому служба и продолжается не один час, чтобы снова и снова возвращать нас к молитвенным текстам, побуждая сосредоточивать свое внимание на их восприятии и понимании. В храме совершается общая, соборная молитва, когда все наши немощные силы складываются и умножаются. Эта всеобщая молитвенная стихия способна захватить все наше существо и, подобно мощному лифту, вознести его ввысь, причем общая подъемная сила будет несоизмеримо больше той силы, которую мы вкладываем в наши частные молитвы.

http://azbyka.ru/propovedi/velikopostnye...

По установившейся традиции в этот момент все собравшиеся опускаются на колени , о чем их предупреждает звонок колокольчика. После произнесения слов священником звонок колокольчика напоминает о том, что можно встать с колен. Следует второй отрывок из Священного Писания из книги Притчей Соломоновых, который также будет прочитан в русском переводе. После второго чтения из Ветхого Завета по указаниям устава полагается пение пяти стихов из вечернего 140 псалма , начинающегося со стиха: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою» В те времена, когда Литургия еще не приобрела сегодняшней торжественности и состояла просто в причащении за вечерней, эти стихи пелись во время причащения. Теперь они составляют прекрасное покаянное введение ко второй части богослужения, т.е. к самой Литургии Преждеосвященных Даров. Во время пения «Да исправится…» все собравшиеся лежат ниц, а священник, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник, на котором находятся Святые Дары. По окончании пения священником произносится молитва, которая сопровождает все великопостные богослужения, —  молитва святого Ефрема Сирина . Эта молитва, которая сопровождается земными поклонами, настраивает нас на правильное понимание нашего постного делания, заключающегося не просто в ограничении себя в пище, но в умении видеть и бороться со своими собственными прегрешениями. В те дни, когда Литургия Преждеосвященных Даров совпадает с престольным праздником, или в других указанных уставом случаях, полагается чтения апостольского послания и отрывка из Евангелия. Сегодня такое чтение уставом не положено, а значит, его не будет. Перед сугубой ектенией мы с Вами сделаем еще одну остановку, для того чтобы лучше понять дальнейший ход богослужения. Помогай всем Господь! После «Да исправится…» Возлюбленные о Господе братья и сестры! Завершилась вечерня, и теперь весь следующий ход богослужения – это уже непосредственно Литургия Преждеосвященных Даров . Сейчас диаконом будет возглашена сугубая ектения , когда мы с вами должны усилить наши молитвы. Во время произнесения этой ектении священник молится о том, что Господь принял наши усердные моления и ниспослал на народ Свой, т.е. на нас, всех собравшихся в храме, ожидающих от него неистощимой милости, Свои богатые щедроты.

http://pravmir.ru/obyasnenie-liturgii-pr...

Глава 1. О субботнем заупокойном богослужении в период времени пения Октоиха Глава 2. О заупокойном богослужении Мясопустной субботы и субботы пред Пятидесятницею Глаза 3. О заупокойном богослужении суббот 2, 3 и 4 седмиц Великого поста В пяток накануне субботы после 9 часа отправляется вседневная вечерня. Так же. Отправляется вечерня в соединении с литургией преждеосвященных даров по великопостному уставу. На ней стихословится обычная (18) кафизма, после которой бывает малая ектения. По этому уставу после каждого антифона 18 каф. полагается малая ектения. Господи, воззвах поется во гласе стихир Минеи. Господи, воззвах поется во глас самогласна Триоди. Стихиры на Господи, воззвах святого из Минеи 3 и из Октоиха мученична 3: 2, 3 и 4-й, а 1-й оставляется. Слава, и ныне, богородичен 1-й, или воскресный, настоящего гласа. Стихиры на Господи воззвах: Из Октоиха мученичны 3 настоящего гласа 883 , из Триоди Постной подобны 3. Слава – из Триоди: Плачу и рыдаю... Стихир полагается 10: самогласен Τриоди 4 гл. 2-жды, мученичны Октоиха прилучившагося гласа 4-ре 884 и Минеи 4. Слава – святого, если есть. Если же нет, то – Слава, мертвен Октоиха, (чит. его в стих, на стиховне). И ныне, богородичен 1-й настоящего гласа. И ныне, богородичен 1-й гласа. Прим. Поются из стихир на Господи, воззвах те именно 3 мученична, которые в обыкновенное время, т. е. когда нет заупокойной службы, поются в стихирах на стиховне. Прим. Не указано, какие 3 мученична. Руководствуясь уставом 13 гл. Типик., надобно петь мученичны 2, 3 и 4, в обыкновенное время поемые в стихирах на стиховне. Если же почему-либо не будет преждеосв. литургии, то Господи, воззвах поется во глас Октоиха. Стихиры – мученичны гласа 3-ри 885 и Минеи святого 3. Слава – святого, если есть. Если же нет, то Слава, мертвен. И ныне, богородичен 1-й гласа. После Свете тихий... – прокимен: Боже заступник мой... со стихом (чит. Часослов, Послед. вечерни, стр. 77). Вместо прокимна поется аллилуиа на 8 гл. со стихами: Блажени, яже избрал... Души их во благих водворятся... (чит. их в Тр. Постн. в послед. субб. Мясоп. в пяток вечера).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Митрополит Сингапурский Сергий: Встречи с православными Юго-Восточной Азии — момент поистине первохристианский 20 мая 2021 г. 13:32 Патриарший экзархат Юго-Восточной Азии был образован в декабре 2018 года и объединяет четыре епархии, расположенные в 13 странах региона. Об особенностях служения среди народов, для которых Православие — экзотика, о том, как праздновали Пасху с эпидемическими ограничениями, и почему Папуа — Новая Гвинея признала себя христианской страной, порталу «Интерфакс-Религия» рассказал Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий . — Как прошло празднование Пасхи в Юго-Восточной Азии? Эпидемиологическая обстановка в регионе оставляет желать лучшего. Были ли открыты храмы? — Пасхальные богослужения в странах Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии совершались так же, как и во всех православных храмах Русской Православной Церкви, по уставу и с соблюдением предписанных мер, учитывающих эпидемиологическую ситуацию в каждом конкретном регионе. В ряде стран частично введен локдаун. Так, в Камбодже запрещено перемещаться между районами, а в Таиланде была отменена общая традиционная трапеза после праздничного богослужения. Многие приходы вели предварительную запись на богослужения, чтобы количество прихожан в храмах не превышало рекомендуемое. Из отличий празднования Пасхи в странах Юго-Восточной Азии и в России — это повсеместный жаркий климат и высокая влажность. Но главное — что храмы были открыты, и мы имели возможность славить Воскресшего Творца и совершать уставные великопостные богослужения, а также радостные службы первых пасхальных дней. — В экзархат входят территории нескольких государств. Каково общее число православных христиан в экзархате? — В Юго-Восточной Азии проживает почти миллиард человек, но нужно понимать, что абсолютное большинство из них являются последователями традиционных для каждой страны религий. Мы с уважением относимся к многовековым культурным, историческим и религиозным традициям народов стран пастырской ответственности Патриаршего экзархата. Наше служение здесь было организовано в первую очередь для православных верующих из стран канонической территории Русской Православной Церкви, которые по роду своей деятельности оказались вдали от дома и были лишены возможности посещать храм и приступать к таинствам Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5811431.ht...

Чин литургии Преждеосвященных даров был установлен, чтобы верующие люди могли причащаться в будние дни: в первые века частое причащение было распространенной практикой. По уставу такая литургия совершалась во второй половине дня. Византийское время отличается от принятого сегодня. Вечерние часы, если перевести на наше время, начинались в 14:00. То есть христиане не вкушали пищу до вечера — до 14:00, а вечером, после окончания литургии Преждеосвященных даров, полагалась единственная трапеза. То есть пост являлся не только ограничением в определенных видах пищи, но и в количестве ее приемов. Суббота и воскресенье в богослужебном плане всегда были днями, в которые служилась полная литургия. Объясняется это тем, что субботний день — это воспоминание о сотворении Господом всего мира и предуготовлении людей к жизни вечной, а воскресенье — воспоминание о Воскресении Христовом. В эти дни трапеза полагалась после литургии, а не вечером: то есть их было две, а не одна. Понятно, что сегодня по немощи многие не способны выдержать таких ограничений. Наверное, поэтому и литургия Преждеосвященных даров сместилась на утро: мало кто сумеет не есть перед литургией весь день. Постовые богослужения помогают человеку понять свое духовное состояние, осознать, как он может потрудиться ради Христа, проявить любовь к нему. Каждое великопостное богослужение можно назвать особенным, но наиболее величественной и удивительной, я думаю, является литургия Преждеосвященных даров. Песнопения этой церковной службы наполняют душу чувством благоговения, покаяния, благодарности Богу. Это и «Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат…» — песнопение во время Великого входа, когда святые дары переносятся на престол; и прокимен «Да исправится молитва моя…». Он поется после ветхозаветных чтений. Священные слова, которые звучат во время этой особенной литургии, помогают проникнуться настроением Великого поста. Почему важно во время Великого поста в будние дни прийти на церковную службу? Как я уже отметил, в субботу и воскресенье богослужение практически не имеет постовых особенностей. Пожалуй, ключевым из них можно назвать только песнопение «Покаяния отверзи ми двери…», которое поется во время всенощной после чтения Евангелия. И только в будний день можно ощутить всю красоту и возвышенность великопостных служб с поклонами, молитвой Ефрема Сирина. Если хотя бы один раз за время поста не побывать на таком богослужении, действительно, человек многое упускает.

http://pravoslavie.ru/138432.html

Каковы особенности вообще великопостного богослужения? Так как дни Великого поста – это особенное время раскаяния во грехах, говенья, то в некоторые из этих дней (например, в понедельник, вторник и четверг) совсем не бывает Литургии как торжественной службы, служатся же часы; в среды и пятки совершается Литургия преждеосвященная, менее торжественная. Кроме того, Великим постом за службами больше чтения, чем пения, частые земные поклоны, черные облачения священнослужителей. Какие недели приготовительные к Великому посту? Четыре следующие: 1) неделя о мытаре и фарисее; 2) неделя о блудном сыне; 3) неделя мясопустная и 4) неделя сыропустная Каковы особенности богослужения в неделю о мытаре и фарисее? На Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, а на утрене после Евангелия поются особенные покаянные песни. Для чего в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее? Для того, чтобы возбудить в нас, по примеру кающегося мытаря, прежде всего сокрушение о наших грехах и самоосуждение. Какие покаянные стихи поются в это воскресенье на всенощной после Евангелия? Следующие: … Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет (рано утром стремится) бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Множество содеянных мною лютых (злых дел) помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости Каковы особенности богослужения в неделю о блудном сыне? На Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о блудном сыне, а на всенощной после полиелея поются стихи из псалма 136-го: «На реках Вавилонских». Для чего в воскресенье этой недели на Литургии читается притча о блудном сыне? Для того, чтобы внушить нам, что Господь милосерд и к самому великому грешнику, лишь бы он искренно раскаялся в своих грехах. Для чего на всенощной после полиелея поются стихи псалма 136-го: «На реках Вавилонских»?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Предисловие 1. Предмет, задача и план исследования Последование часов и изобразительных, составляющее предмет нашего исследования, включает в свой объем несколько вполне самостоятельных церковных служб. И прежде всего здесь нужно различать два совершенно независимых друг от друга последования с особыми названиями, а именно – последование часов и последование изобразительных. В свою очередь последование часов подразделяется на четыре отдельных часа – первый, третий, шестой и девятый, из которых каждый имеет свое особое «междочасие» или «почасие». Эти часовые службы вместе с изобразительными составляют особый круг дневного богослужения, почему и называются иногда: α μερινα προσευχα 1 . Последование изобразительных, за исключением пасхальной службы, почти не изменяет своего состава. Что же касается часовых служб, то из них одни лишь междочасия остаются всегда неизменными, а часы видоизменяются соответственно различным временам церковного года: в Уставе различаются часы повседневные, великопостные, царские и пасхальные. Все эти виды часов входят в состав нынешнего богослужения. Но древние памятники знакомят нас еще с так называемыми «песненными» часами и с архаическим чином «тритекти», который также обычно причисляется к песненным часам. Наконец, те же памятники говорят об особых «ночных» часах, имеющих непосредственную связь с известным и в современной келейно-монастырской практике «чином 12-ти псалмов». Историческое изучение всей совокупности названных служб составляет задачу нашего исследования, А так как история часов и изобразительных естественно сливается с историей всего суточного богослужения, то, по связи, приходится так или иначе касаться всех суточных служб, и даже литургии. Важное значение истории богослужения вообще и тех или других последований, в частности, не подлежит сомнению, и потому нет, надобности оправдывать выбор указанного предмета и доказывать необходимость постановки и решения намеченной выше задачи последования. Расширяя и углубляя понимание смысла и значения церковных чинов и обрядов, история вводит нас в самый процесс их развития, уясняет условия и законы этого развития и таким путем ведет к возрождению как бы угасшего и перешедшего в скрытое состояние, но все еще живого и всегда живительного церковно-богослужебного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Православный колокольный звон – важный элемент богослужения, он созывает верующих и оповещает об особо важных моментах службы, поэтому к исполнению обязанности звонаря необходимо относиться с должной ответственностью. Перед началом любого звона звонарь должен получить благословение священника и совершить молитву. В приложении данного пособия приведен пример Устава колокольного звона, составленный на основе русской традиции звонов, что может послужить руководством для совершения звонов. Разумеется, звонарю необходимо согласовать со своим настоятелем порядок совершения звонов в своем храме. В богослужебной практике используются следующие звоны: Благовест – мерные одиночные удары в большой колокол (благовестник). Трезвон – несколько одновременно звонящих колоколов. Перебор – погребальный звон. Совершается поочередными ударами в каждый колокол от малого к большому с последующим ударом «во вся». Перезвон –печально-торжественный звон. Совершается поочередными ударами в каждый колокол от большого к малому. Водосвятный перезвон – поочередные удары от большого к малому по 7 ударов в каждый. Совершается только на Богоявление во время Великого освящения воды. Звон в двои – в два колокола – постовой и меньший, следующий от него с последующим ударом в оба колокола. Совершается в будние дни Великого поста. В ежедневной практике при богослужениях используется только благовест и трезвон . При этом характер и торжественность звона зависит от звонаря, его опыта и определенного набора колоколов храма. Обычно, при наличии нескольких благовестников (нескольких педалей) звонарь может подчеркивать знак богослужения, при этом колокола-благовестники по весу, обычно, делят на праздничный (двунадесятые, великие и престольные праздники), воскресный (воскресная Литургия и предшествующее ей Всенощное Бдение), полиелейный (полиелейные праздники), будничный (шестеричные, славословные) и постовой (Великий пост, во все остальные посты звон происходит по обычному циклу без изменений). Если количество благовестников небольшое, то один может использоваться сразу при нескольких знаках богослужения, если благовестник один, то с ним исполняются звоны при всех богослужениях, а функцию постового (в Великий пост ) колокола выполняет самый большой подзвонный колокол. С ним происходит великопостный благовест в будние дни Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010