Пс. 24 : К Тебе, Господи, воздвигох душу мою. Пс. 50 : Помилуй мя, Боже. Слава и ныне . Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй , трижды.(На великопостных часах – Тропарь постный.Если положена кафизма, то пред нею:Слава и ныне.По конце кафизмы: Слава и ныне.Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Тропарь постный.Слава и ныне)Слава – тропарь праздника или святого.И ныне – Богородичен: Богородице, ты еси лоза. Пс. 54 : В нуши, Боже, молитву мою.П с. 90: Живый в помощи Вышняго. Слава и ныне . Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй , трижды.(На великопостных часах – Тропарь постный.Если положена кафизма, то пред нею:Слава и ныне.По конце кафизмы: Слава и ныне.Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Тропарь постный.Слава и ныне)Слава – тропарь праздника или святого.И ныне – Богородичен: Яко не имамы дерзновения. Пс. 84 : Благоволил еси Господи землю Твою. Пс. 85 : Приклони, Господи, ухо Твое. Слава и ныне . Аллилуиа, трижды. Господи, помилуй , трижды.(На великопостных часах – Тропарь постный.Если положена кафизма, то пред нею:Слава и ныне.По конце кафизмы: Слава и ныне.Аллилуиа, трижды.Господи, помилуй, трижды.Тропарь постный.Слава и ныне)Слава – тропарь праздника или святого.И ныне – Богородичен: Иже нас ради рождейся от Девы. (На царских часах: тропари пророчества. (На царских часах: тропари пророчества. Н а великопостных и на царских часах: тропари пророчества. (На царских часах: тропари пророчества. Вонмем.Прокимен паремии.Премудрость. Того-то чтение.Вонмем.Паремия. Вонмем.Прокимен паремии.Премудрость. Того-то чтение.Вонмем.Паремия. Вонмем.Прокимен паремии.Премудрость. Того-то чтение.Вонмем.Паремия.На великопостных часах:Вонмем: Прокимен. Вонмем.Прокимен паремии.Премудрость. Того-то чтение.Вонмем.Паремия. На царских часах:Апостол. Евангелие.)Стопы моя направи.Да исполнятся уста моя. На царских часах:Апостол. Евангелие.)Господь Бог благословен. На царских часах:Апостол. Евангелие.)Скоро да предварят ны. На царских часах:Апостол. Евангелие.)Не предаждь нас до конца. Трисвятое . Отче наш. Кондак праздника или святого. Господи, помилуй , 40 раз. Иже на всякое кое время. Господи, помилуй , трижды. Слава и ныне. Честнейшую херувим. Именем Господним благослови, отче. Боже, ущедри ны.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

и вторник. Об этих тропарях на часах в Сырные среду и пяток см. на 544 стр. печатного оригинала. В праздники: Благовещения, храмовые, великого святого, на великопостных часах, вместо постовых тропарей, поются тропари праздника или святого (Уст., 25 мрт., 34 и 35 хр. гл., 24 фвр., «аще» «в понедел. 2, 3, 4 нед.» или «во един от дней постн.» 40-цы). Г. Иногда на великопостных часах (в Сырные среду и пяток, в понед., втор., среду, четвер., пяток 1–6 седм. Вел. поста и в Страстные понед., втор, и среду – на 6-м часе, в Вел. четвер. – на 1-м часе) полагается паремия. В таком случае на этих часах непосредственно после богородична поётся 2-ды (2-й раз на «Слава, и ныне») «тропарь пророчества» (см. Триод. Пост.). Перед и после паремии полагается прокимен Триоди, причем возглашение слова «прокимен» опускается (см. 848 стр., 28 прим.); указание на это даётся и обозначением самого порядка этих возглашений после паремии, именно: «глас (такой-то), прокимен», а не наоборот («прокимен, глас»), как это обозначается, когда полагается произносить и слово «прокимен». Д. Молитва: «Стопы моя направи», на великопостных часах разделяется на три части, и каждый стих сперва поёт один лик, потом другой; но молитва: «Да исполнятся уста», на великопостных часах поётся без разделения её на части, а вся целиком, 3-ды, «велегласно и косно» (Уст., понедел. 1-я седм). – В Сырные среду и пяток эти молитвы читаются; нет указания на пение этих молитв и в праздники, указанные выше (см. В.). См. об этой молитве в Крестопоклонную седм. на 576 стр. печатного оригинала. – Если на часах бывает чтение паремии (и Евангелия – в первые три дня Страстной седм.), то молитвы, положенные после богородична, следуют не сряду после богородичных, а после указанных чтений. Е. Кондаки по «Отче наш» на великопостных часах полагаются особые на каждом часе; см. их в Часослове. На 6-м часе в понед., вторн. и четвер. на «И ныне» поётся богородичен: «Милосердия сущи»; но в среду и пяток вместо этого богородична поётся «подчиненный», именно – «Преблагословенна еси» (см. Часослов). Но если случится празднество, а равно и в некоторые другие дни, вместо указанных в Часослове кондаков, поются другие (см. Уст., среду и пяток 4-й седм., четвер. 5-й седм., Страстную седм.; Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт., 34 и 35 хр. гл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Лик: «Достойно есть» до половины. Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Лик: «Честнейшую Херувим» (допевает «Достойно есть» до конца). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже». Лик: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). Полный отпуст с поминовением святых храма, святых дня и дня седмицы. После этого почему-то по традиции указано петь «Господи, помилуй» трижды. Мне кажется справедливым было бы петь Многолетие: «Великаго Господина...», потому что фактически закончилось дневное Богослужение. Кстати, Типикон позволяет иначе организовывать Богослужение Великим Постом – совершать днем 3-й и 6-й Часы, а после этого творить отпуст. И вот там явным образом указано Многолетие. А уже во второй половине дня совершать 9-й Час с вечерней. Но не запрещен Типиконом и тот порядок, который для нас привычнее, когда 3,6,9 и Изобразительны идут заедино, а иногда к ним добавляется вечерня. Из великопостных служб нам осталось посмотреть вечерню, великое повечерие и Литургию Преждеосвященных Даров. Мы закончили рассмотрение особенностей великопостной утрени и великопостных Часов с последованием Изобразительных и подошли к последованию вечерни. Начну с изложения особенностей великопостной вечерни в те дни, когда уставом не назначается Литургия Преждеосвященных Даров, т.е. в понедельник, вторник и четверток (вечером) – когда Литургии никакой нет. Хотя служба и называется вечерней, но она совершается днем. С точки зрения Типикона это вполне оправдано: Типикон разрешает двоякий порядок совершения Богослужений во время Великого Поста. Согласно одному порядку, в 3-й час дня, т. е. примерно в 9 утра, совершается 3-й Час, затем 6-й час, а потом отпуст. Богослужение это довольно краткое. Второе Богослужение совершается в 9-й час дня, т.е. примерно в 3 часа пополудни: совершается последование 9-го Часа и вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров либо без нее (в зависимости от дня). Получается, что вечерня совершается, как обычно, ранним вечером. Однако Типикон разрешает и другой порядок Богослужения – тот, к которому мы привыкли. А именно: в 3-й час дня (то есть примерно в 9 утра) совершается 3-й Час, 6-й Час, отпуста нет, и сразу идет 9-й Час, затем Изобразительны и вечерня. Причем все эти Богослужения совершаются непрерывно – все пять служб суточного круга идут с одним возгласом и одним отпустом (возглас: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков» произносится только перед началом 3-го Часа, а отпуст – только в конце вечерни). Так что если отправлять это Богослужение со всеми положенными уставом чтениями, оно продлится максимум три-четыре часа. То есть получается, что вечерня будет совершаться сразу после полудня. Практика, сложившаяся в приходских храмах, не является вопиющим нарушением устава. Но надо все-таки стараться, чтобы вечерня отправлялась после полудня. Особенности великопостной вечерни (без Литургии Преждеосвященных Даров)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Состав Постной Триоди Основное содержание Постной триоди составляют паримии и песнопения. Правда, паримии вносятся в триоди лишь с XII в., до этого же времени они обыкновенно помещаются в особых книгах, т.н. паримийниках, т.е., сборниках паримии на круглый год. Но тем не менее они подлежат нашему исследованию, во-первых, потому, что это – древнейшие переменные части великопостного богослужения, во-вторых – потому, что с ними связаны древнейшие в триоди, хотя, вероятно, во многих случаях и не составленные прямо для великопостного богослужения, песнопения, т.н. тропари пророчества, главное же – потому, что существование паримииников нисколько не обязывает нас оставлять без исследования ту их часть, которая потом вошла в состав Постной триоди: как увидим в III главе, до появления систематических сборников всех переменных частей богослужения, т. е. до появления триодей, миней и т. п., первоначально существовали лишь сборники однородных песнопений, – кондакари, стихирари и т. п. Поэтому, если отбрасывать паримии, то с таким же правом можно выбросить из круга нашего исследования самогласные стихиры, потому что прежде они записывались в стихирарях, – кондаки, потому что они помещались в кондакарях, и т. д., и ограничиться одними только трипеснцами, канонами и, быть может, еще подобными стихирами и седальнами. Кроме переменных частей богослужения в триоди есть еще третий элемент иного рода – статьи из церковного устава: они начинают появляться там с XI-XII вв. Исследование этого элемента принадлежит истории церковного устава, или же – истории великопостного богослужения. Итак, обращаемся к паримиям Постной триоди. 1. Паримии Рукописи паримииников не могут дать никакого ответа на вопрос о том, где и когда была выработана система триодных паримий? Древнейшие из названных сборников обыкновенно содержат уже нынешний подбор рассматриваемых чтений. Различия между ними мелкие и сводятся обычно к пропускам нескольких стихов: так, некоторые рукописи опускают в паримии вторника первой седмицы из Исаии (1, 19–2, 3) стихи 28–31, в паримии среды той же седмицы из Притчей (2, 1–22) – стихи 21–22 и т.п. Сравнение греческой системы с великопостными чтениями несторианской, армянской, монофизитских и западных церквей не выяснить истории первой, потому что при некоторых сходствах между ними много и различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Содержание Состав Постной Триоди    Основное содержание Постной триоди составляют паримии и песнопения. Правда, паримии вносятся в триоди лишь с XII в., до этого же времени они обыкновенно помещаются в особых книгах, т.н. паримииниках, т.е., сборниках паримии на круглый год. Но тем не менее они подлежат нашему исследованию, во-первых, потому, что это — древнейшие переменные части великопостного богослужения, во-вторых — потому, что с ними связаны древнейшие в триоди, хотя, вероятно, во многих случаях и не составленные прямо для великопостного богослужения, песнопения, т.н. тропари пророчества, главное же — потому, что существование паримииников нисколько не обязывает нас оставлять без исследования ту их часть, которая потом вошла в состав Постной триоди: как увидим в III главе, до появления систематических сборников всех переменных частей богослужения, т. е. до появления триодей, миней и т. п., первоначально существовали лишь сборники однородных песнопений, — кондакари, стихирари и т. п. Поэтому, если отбрасывать паримии, то с таким же правом можно выбросить из круга нашего исследования самогласные стихиры, потому что прежде они записывались в стихирарях, — кондаки, потому что они помещались в кондакарях, и т. д., и ограничиться одними только трипеснцами, канонами и, быть может, еще подобными стихирами и седальнами.    Кроме переменных частей богослужения в триоди есть еще третий элемент иного рода — статьи из церковного устава: они начинают появляться там с XI-XII вв. Исследование этого элемента принадлежит истории церковного устава, или же — истории великопостного богослужения.    Итак, обращаемся к паримиям Постной триоди.     1. Паримии    Рукописи паримииников не могут дать никакого ответа на вопрос о том, где и когда была выработана система триодных паримий? Древнейшие из названных сборников обыкновенно содержат уже нынешний подбор рассматриваемых чтений. Различия между ними мелкие и сводятся обычно к пропускам нескольких стихов: так, некоторые рукописи опускают в паримии вторника первой седмицы из Исаии (1, 19—2, 3) стихи 28—31, в паримии среды той же седмицы из Притчей (2, 1—22) — стихи 21—22 и т.п. Сравнение греческой системы с великопостными чтениями несторианской, армянской, монофизитских и западных церквей не выяснить истории первой, потому что при некоторых сходствах между ними много и различия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священник: малый отпуст. Хор: «Аминь». Если же 9-й час совершается в храме, то отпуста нет, сразу начинается вечерня. В приходских храмах 9-й час всегда совершается без отпуста. §3. Последование великопостного часа Укажем сначала те особенности, которые отличают великопостный час от обычного часа. 1. Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются вместе. 2. На каждом часе читается кафисма, кроме 1-го часа в понедельник и 1-го и 9-го часов в пятницу. 3. Поется великопостный тропарь часа с поклонами (исключая праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день, когда вместо великопостного тропаря читается тропарь праздника). 4. По «Отче наш…» читаются особые тропари, текст которых дается в последовании часа (в Часослове или Следованной Псалтири) на ряду. Однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и полиелейного святого в седмичный день вместо тропарей Часослова читается кондак праздника, а на седмице Крестопоклонной, в четверг 5-й седмицы и в дни Страстной седмицы читается кондак Триоди. 5. Перед молитвой часа совершается молитва преподобного Ефрема Сирина с 16-ю (или тремя) поклонами. 6. На 6-м часе после Богородична читаются тропарь пророчества, прокимен, паремия и 2-й прокимен. §3.1. Общее последование великопостного часа Чтец: «Приидите, поклонимся…» и обычные псалмы часа. «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). Хор: «Господи, помилуй» (трижды). «Слава…». Чтец: «И ныне…» , читает кафисму. Каждая кафисма, как обычно, разделяется на 3 «славы», по прочтении каждой такой части чтец говорит: «Слава…» , затем хор поет: «И ныне…» , «Аллилуиа…» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава…» . После этого чтец говорит: «И ныне…» и продолжает чтение кафисмы. Чтение кафисмы не положено только в понедельник на 1-м часе и в пятницу на 1-м и 9-м часах. В этих случаях сразу после псалмов следует великопостный тропарь часа. Чтец (по окончании всей кафисмы): «Слава, и ныне», «Аллилуиа…» (трижды). «Господи, помилуй» (трижды). Священник поет тропарь часа , затем совершает поклон (вместе с народом).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В Четыредесятницу на великопостных часах, после «Отче наш», поются тропари, положенные в Часослове наряду, особые для каждого часа. Тропарь на великопостных часах, по своему содержанию, по воспоминаемым в них событиям, по молитвенным воззваниям, соответствует содержанию псалмов каждого часа. На некоторых часах, именно на 1-м и 6-м, тропари, приспособительно к воспоминаниям дней седмицы, изменяются в те и другие дни. На 1-м часе поется только один тропарь – Богородичен, именно: в понедельник, вторник и четверток, когда совершается память Ангелам, Пророкам, апостолам, святителям, поется: «Преславную Божию Матерь, и святых Ангел Святейшую, немолчно воспоем сердцем»; в среду и пяток, когда совершается память Кресту Господню, поется: «Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом, хулящим Тя» ... В этом Богородичне взываем: «Погуби Крестом Твоим борющыя нас». В субботу, когда совершается память мучеников, поется: «Яко начатки естества, насадителю твари, вселенная приносит Ти. Господи, богоносные мученики». На 3-м, 6-м и 9-м часах великопостных положено по три тропаря. Второй поется на «Слава», а третий – на «И ныне». На 3-м часе, когда воспоминается сошествие Святого Духа, поются тропари: «Благословен еси, Христе Боже наш, иже премудры ловцы явлей», который поется в Пятидесятницу. На «Слава» поется: «Скорое и известное даждь утешение рабом Твоим». В нем говорится: «Приближися нам, приближися везде сый, якоже со апостолы Твоими всегда еси ... да совокуплена Тебе поем и славословим Всесвятого Духа Твоего». На «И ныне» поется Богородичен: «Надеждо и предстательство и прибежище христиан». На 6-м часе, на котором воспоминаем распятие Господа на кресте, поется: « Спасение соделал еси посреде земли. Христе Боже, на кресте пречистии руци Твои простерл еси»; на «Слава» поется: «Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий». В нем взывается: «волею бо благоволил еси плотию взыти на крест». На «И ныне» поется Богородичен: «Милосердия сущи источник, милости сподоби нас, Богородице». Но этот Богородичен поется только в понедельник, вторник и четверток, а в среду и пяток вместо него поется, как сказано в Часослове: подчиненный (т. е. тропарю) 549 – «Преблагословенна еси Богородице Дево, поем тя: крестом бо Сына Твоего низложися ад, и смерть умертвися». На 9-м часе, когда воспоминается смерть Господа на кресте между разбойниками, поется: «Видя, разбойник, Начальника жизни на кресте висяща, глаголаше». – На «Слава» поется: «Посреде двою разбойнику, мерило праведное обретеся крест Твой». На «И ныне» поется Богородичен: «Агнца и Пастыря и Спаса мира, на кресте зрящи Рождшая Тя, глаголание слезящи».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Это отчасти связано с тем, что в первой половине дня не совершается Божественная литургия, отчасти с тем, что совершаемое по вечерам первой седмицы великое повечерие с каноном преподобного Андрея Критского – служба продолжительная и самодостаточная. На первой седмице с понедельника по пятницу утро начинается утреней, затем читается первый час, затем третий, шестой и девятый часы, изобразительны (напомним: молитвословие, совершаемое тогда, когда нет Литургии; как бы изображающее ее) и вечерня. А далее, во время других служб седмиц Великого поста, последовательность служб меняется: по вечерам совершается Великое повечерие, утреня и первый час, а по утрам – великопостные часы, изобразительны и вечерня. – Почему же в седмичные (будние) дни поста не совершается Литургия? – Это древняя практика, она связана с тем, что Литургия, Евхаристия – это торжество, это радость, а в дни Великого поста, тем паче дни седмичные, – это покаяние, скорбь падшего человека о грехах: все богослужения седмичных дней имеют покаянный характер. Кроме того, Евхаристия – это Божественная трапеза, а во времена первых христиан она была связана еще и с трапезой обычной, вполне земной. А в постный день по монастырскому уставу полагается только ужин, до вечера трапеза отменяется. Поэтому отменяется и Литургия. Единственное исключение – это совершаемая в среду и пятницу Литургия Преждеосвященных Даров, когда освящения (преложения хлеба и вина в Плоть и Кровь Господа) не происходит, но люди причащаются Святыми Дарами, освященными ранее на полной Литургии (подробнее на Литургии Преждеосвященных Даров мы остановимся в следующей беседе). – Расскажите, пожалуйста, о тех особенностях великопостного богослужения, которые сразу обращают на себя наше внимание. – Самым существенным признаком великопостного богослужения является пение на утрене «Аллилуиа» вместо «Бог Господь и явися нам…»; в Уставе даже сами эти службы называются «службами с аллилуиа». Однако на практике самой заметной особенностью можно назвать совершение многочисленных поклонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Тем не менее именно эти службы являются основными и более значимыми, нежели рассмотренные выше богослужения часовые. При их совершении мирянами дома в седмичные дни Великого поста можно рекомендовать, во-первых, популярную книгу «Службы первой седмицы Великого поста». Хотя в этой книге, как следует из ее названия, содержатся службы только первой седмицы, там же даются подробные последования всех великопостных служб, так что на последующих седмицах можно читать последование вечерни и утрени по указанной книге, заменяя только тексты Минеи и Триоди актуальными для конкретного дня. В крайнем случае можно совершить предельно сокращенное последование, состоящее только из неизменяемых молитвословий этих служб, которое опубликовано в указанном выше «Часослове для мирян». По мере возможности каждый благочестивый христианин может добавлять в такой краткий чин утрени изменяемые тексты: каноны (в седмичные дни поста прочитать канон Минеи и трипеснец Триоди), кафисмы, стихиры. Отметим также, что в дни, когда положена Литургия Преждеосвященных Даров, христианин на дому может прочитать вместо нее вечерню великопостным чином (это позволяет делать наш Типикон, который каждый раз после указаний для Литургии Преждеосвященных Даров делает оговорку «аще великия ради нужды несть Литургии» и представляет последование вечерни великопостным чином). Особо следует сказать об изобразительных в субботние и воскресные дни. В эти дни изобразительны фактически играют роль обедницы, и в их последование добавляются изменяемые тексты Литургии оглашенных. Достаточно хорошо чин такой службы представлен в книге «Служба мирским чином». Отметим следующие изменения в сравнении с чином изобразительных в седмичные дни Великого поста: Наличие комплекта богослужебных книг. Существенной проблемой для совершения вечерни и утрени, а также для чтения канонов на повечерии может стать нехватка уставных богослужебных книг (думается, только единицы могут иметь в домашней библиотеке Минею, Постную Триодь и Октоих). Здесь можно посоветовать следующее. В крайнем случае можно минимизировать использование изменяемых песнопений или даже вовсе опустить их, ограничившись постоянными молитвословиями, которые даются в Часословах и Канонниках. С другой стороны, нельзя не учитывать, что именно изменяемые песнопения (если говорить о службах Великого поста, то в первую очередь имеются в виду песнопения Триоди) особенно ценные, содержательные и эстетически красивые, именно они придают службе конкретного дня особый колорит. Потому желательно хоть какой-то минимальный набор изменяемых текстов (в частности, каноны) все же прочитать при рассматриваемом вынужденном совершении дома богослужений суточного круга. «Православие и современность» Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/o-sovershenii-velikopos...

В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; – это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые «частные» мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии – всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения – Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Прежде-освященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т. к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той «светлой печали», о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010