Писания, из коих чтение паремий положено в продолжении св. четыредесятницы, по глубокой нравственной и нравоучительной мысли. 19 Преподобным, матерям, подвижникам и девственницам в каноне посвящена особенно 7-я песнь со стихами. 20 Кто не заготовит в свое время себе пищи, целый год должен терпеть голод: и кто постом и молитвою пренебрежет в настоящее время, собрать для души духовную пшеницу, говорит Блаж. Августин, тот потерпит Духовный глад и тяжкую бедность (Бесед. 50 о врем.). 21 Книга Притчей столько имеет достоинства для нравственного назидания и совершенствования, что отцами Церкви и богомудрыми толкователями св. Писания называется πανχρετος; учительницею всех добродетелей и πανχιρετος вселюбезною преимущественно достойною чтения. Нельзя оставить без замечаний того, что паремьи из Притчей (в первых 9-ти главах излагающиеся в порядке связной речи), в продолжение трех первых недель почти все обращены, как наставления отца к сыну, и содержат самые заботливые, самые попечительные, истинно отеческие наставления сыну, особенно касательно всевозможного соблюдения целомудрия и чистоты и всемерного уклонения от всякой чувственной, приманчивой лести. Это и потому, что свыше нисходящая, чистая, мирная, благопокорливая премудрость ( Иак.3:17 ) может быть принята и производить благие плоды свои только в сердце чистом, юном по простоте и по слушанию, и простом по искренности. 22 При предположении главным образом обозреть во вседневном последовании великопостной Триоди паремии, читаемые на 6-м часе и на вечерни, сообразно главной цели исследования, после общего взгляда на великопостную службу, каждая седмица, без особого рассмотрения повседневного последования богослужения по Триоди, будет обозреваема только в общем взгляде. Частнейшее рассмотрение великопостной службы по Триоди как рядовой повседневной, так субботней и воскресной, с историческим объяснением особых обстоятельств недели Православия и других недель, равно особых обрядовых принадлежностей и празднуемых в оные нарочито святых, можно видеть в удовлетворительной полноте в сочинениях (1858 С.П.Бург) 1., Дни богослужения православной кафолической церкви, особенно час.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

В первохристианской Церкви, когда верующих было еще немного и вера их была засвидетельствована и испытана, существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим, для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться; общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако, обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось и неизбежно понизился уровень духовно-напряженной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией; — это отличительная черта западной литургической традиции и благочестия, но одновременно и причина значительной перемены в самом понимании Евхаристии, переставшей быть праздничной, праздником Церкви и ставшей неотъемлемой частью дневного круга богослужения; таким образом, были созданы так называемые “частные” мессы, которые в свою очередь все больше и больше изменяли все другие части богослужения. На Востоке, наоборот, основное эсхатологическое, радостное понимание Евхаристии, устремленное к Царству Небесному, никогда не изменялось; и даже в настоящее время Божественная Литургия, по крайней мере в теории, не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда он совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Мы уже подчеркивали и еще раз повторим, что этот день несовместим с постом, и поэтому Евхаристия не совершается в будничные дни Великого Поста. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии. Очень возможно, что Литургию Преждеосвященных Даров служили не только Великим Постом, но и в течение других постов церковного года. Но т.к. число праздников, больших и малых, увеличивалось, Евхаристию стали совершать гораздо чаще, и Литургия Преждеосвященных Даров стала характерным отличием одного Великого Поста, и мало-помалу, под влиянием великопостного богослужебного духа, той “светлой печали”, о которой мы уже говорили, она приобрела ту единственную красоту и торжественность, что составляют духовную вершину великопостного богослужения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

Как совершается великий вход на Преждеосвященной литургии? В то время, когда на клиросе окончат пение слов: «се жертва тайная совершена дориносится», священник, поставив дискос со Св. Агнцем себе на голову и взяв в другую руку потир, выходит из северных дверей и входит в царские. Ему предшествует диакон, совершая каждение пред Св. Дарами. Причем все стоящие в храме повергаются на землю. Когда священник войдет в алтарь, то на клиросе допевают слова Херувимской песни, со слов: «Верою и любовию». Священник же поставляет дискос и потир на престол, покрывает их воздухом и произносит перед Св. Дарами молитву св. Ефрема. Читается ли Еваигелие на Преждеосвященной литургии? Обыкновенно не читается. Читается только тогда, когда случится праздник. Об особенностях великопостного богослужения Кроме литургии Преждеосвященных Даров, нет ли еще каких особенностей в великопостном богослужении? Есть. Такие особенности относятся вообще к великопостному богослужению. Кроме того они еще относятся: 1) к неделям приготовительным к великому посту; 2) к составляющим собственно Великий Пост, и наконец 3) к Страстной седмице, которая служит как бы заключением Поста. Какие особенности вообще великопостного богослужения? Так как дни Великого Поста суть особенное время раскаяния в грехах, так называемого говенья : то в некоторые из них, напр. в понедельник, вторник и четверг, совсем не бывает литургии, как торжественной службы, служатся же часы ; в середы и пятки совершается литургия Преждеосвященная, менее торжественная; кроме того, Великим Постом за службами больше чтения, чем пения, частые земные поклоны, черные свящ. облачения. Какие недели приготовительные к великому посту? Четыре, следующие: 1) неделя о мытаре и фарисее ; 2) неделя о блудном сыне ; 3) неделя мясопустная и 4) неделя сыропустная 55 . Какие особенности в богослужении в неделю о мытаре и фарисее? На литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, а на утрене после Евангелия поются особенныя покаянныя песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

4) Апостольский пост установлен в честь св. Апостолов, которые постом и молитвой приготовляли себя к распространению Евангельской проповеди. – Апостольский пост начинается спустя неделю после Троицына дня и продолжается до 29 июня. Особенности великопостного Богослужения Великий пост особенным образом назначается Церковью для поста и молитвы, поэтому во время великопостного богослужения торжественность церковных служб (за исключением воскресных и праздничных дней) уменьшается. Царские двери открываются редко, освещение бывает малое, звон – редкий и унылый, торжественных песнопений поется мало, более слышится чтение псалмов и других молитв, которые располагают душу к покаянию и сокрушению о грехах. Эти чтения соединяются с земными поклонами, коленопреклонениями и падением ниц. Высшим выражением сокрушения о грехах служит то, что в будничные дни Великого поста не совершается полная Литургия. Часто повторяется молитва св. Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего», во время чтения которой верующие делают земные поклоны. На часах поются тропари часов, которые также сопровождаются земными поклонами. Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Живот – жизнь; праздность – леность; уныние – скука, тоска; любоначалие – любовь к начальствованию; празднословие – произнесение пустых слов; целомудрие – чистота мыслей; смиренномудрие – смирение; ей – о; зрети – видеть. Тропарь первого часа. «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой». Тропарь третьего часа. «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа в третий (девятый) час Апостолом Твоим низпославый, – Того, Благий, не отыми от нас, но обнови в нас, молящихтися». Тропарь шестого часа. «Иже в шестый день же (пятницу) и час (двенадцатый), на Кресте пригвождей в раи дерзновенный Адамов грех , и согрешений наших рукописание раздери, Христе Боже, и спаси нас».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Конечно же, об этой решимости нужно в первую очередь просить Бога. Порой нужно просто просить Бога о том, чтобы он буквально отнял у нас возможность совершать те грехи, от которых мы сами никак не можем отказаться. Если человек в полном сознании молится об этом и понимает, что Господь действительно у него может эту возможность отнять, и понимает, что это, может быть, будет и больно, и трудно, но, тем не менее, он об этом просит – как правило, эта молитва не остается без ответа, Господь человеку помогает. Конечно, помимо решимости опять-таки требуется внимание и ответственность в прохождении жизненного пути. Почему? Потому что бывает так, что человек покаялся и решимость обрел жить иначе, вот он пошел после исповеди радостный, беспечный, как ребенок, но враг-то не дремлет, и если он видит, что не может с одной стороны зайти, не может с другой, с третьей – он ищет четвертую, пятую, шестую, он достаточно изобретателен. Вообще, мы действительно себя знаем очень плохо, мы за собой не следим, себе не внимаем, а вот враг с самого нашего рождения на протяжении всей нашей жизни очень тщательно нас изучает. Он опытнейший психолог, он знает все наши слабые места, знает, как нас обмануть, где нам поставить подножку. Поэтому, если мы не будем столь же внимательны, сколь и он, к самим себе, то, конечно, постоянно будем ему проигрывать. – Отец Нектарий, получается так, что мы не можем увидеть стоящего за грехом врага, потому что нам не хватает веры, или отчего это происходит? – Наверное, потому что наша жизнь очень поверхностна, и мы, безусловно, больше заняты внешними делами, внешними обстоятельствами своей жизни, нежели тем, что происходит в нашей душе. Великопостное время, чем особенно хорошо – оно помогает собраться. Приходит человек на длительное богослужение постовое, и сначала ему как-то трудно примириться с тем, что сейчас пять часов, может быть, шесть часов он будет не заниматься какими-то делами, не отдыхать или не работать, наоборот, а будет находиться в храме, и все это время внимать молитвам, тем песнопениям, тем чтениям, которые в храме он может слышать. Это слишком долго для человека, это непривычно для него, но потом проходит час, проходит второй, проходит третий, и ум человека постепенно смиряется и начинает внимать читающемуся, поющемуся, и начинает вникать. Вследствие этого рождаются и мысли, и чувства, и переживания, значимость которых для человека очень трудно переоценить. И он переживает вот это вхождение в себя, самоуглубление, которого обычно достигнуть не может, потому что одно дело – тот труд, который мы полагаем, когда читаем вечернее и утреннее молитвенное правило, и совершенно другой труд – это длительное Великопостное богослужение с поклонами, с молитвой Ефрема Сирина, со многими прошениями, суть которых заключается именно в том, чтобы мы действительно научились и видеть свои грехи, и ненавидеть их, и расставаться с ними.

http://pravmir.ru/igumen-nektarij-morozo...

Текущее расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса можно найти на сайте храма. Текущее расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса можно найти на сайте храма . Адрес храма: ул. Новослободская, д.58, стр. 5 (ближайшее метро – «Новослободская» или «Савеловская»). См. схему прохода от перекрестка улицы Новослободская и Вадковского переулка. Как правило , богослужения в храме совершаются согласно следующему распорядку. Время богослужений: Дни богослужений: В субботу (а в период летних отпусков – в воскресенье) после Литургии могут также совершаться молебен и панихида. Как правило, дважды (в какие-то из суббот) в период Великого поста совершается соборование. Исповедь совершается вечером (как во время богослужения, так и после него). Исповедь утром во время литургии допускается только при наличии уважительной причины (например, мама с маленькими детьми) и по благословению настоятеля. Подробная исповедь утром может происходить только в период Великого поста во время чтения великопостных часов перед Литургией Преждеосвященных Даров. Текущее расписание богослужений в храме Всемилостивого Спаса можно найти на сайте храма . Словарь «Правмира» — Богослужение, служба, Литургия Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 8 ноября, 2013 25 мая, 2011 20 января, 2011 16 сентября, 2010 19 августа, 2010 23 июня, 2010 23 сентября, 2009 14 августа, 2009 12 августа, 2009 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/raspisanie-bogosluzhen...

Рассмотрев таблицу, можно увидеть, что распределение кафизм осуществляется по их порядковому номеру на утрени и часах не затрагивая вечерню. На протяжении седмичных дней отсутствует чтение 17-ой и 18-ой кафизмы. 17-ая отсутствует ввиду того, что она исполняется в субботу, а 18-ая – на вечерни. 2.    Кафизма на вечерни Рассмотрим некоторые памятники, касающиеся «песней степеней» на вечерни. Согласно палестинскому Часослову VIII–IX вв. (Sin. gr. 863), вечерняя служба начиналась 103-м псалмом, за которым следовала вся 18-ая кафизма с разделением на три «Славы» . Другой палестинский памятник – синайско-грузинский кодекс 34 (Sin. iber. 34), датируемый около 700 года – также указывает на вечерни исполнение 18-ой кафизмы . Более того, анализ системы распределения кафизм в указанном кодексе позволил исследователю этого памятника сделать вывод о том, что 18-ая кафизма составляла неподвижный и оригинальный элемент вечерни, то есть не входила в обычное распределение кафизм между службами . Сходство в указаниях на стабильное исполнение 18-ой кафизмы во время вечерни в Sin. gr. 863 и Sin. iber. 34 указывает на палестинское происхождение данного элемента. Остается открытым вопрос о времени, когда «песни степеней» появились на палестинских вечернях. Распределение кафизм между службами в уже упомянутом синайско-грузинском кодексе (Sin. iber. 34), о котором мы еще скажем ниже, датируется VI-м веком. В это время 18-ая кафизма уже являлась постоянным элементом вечерни. Ввиду этого, гипотетическое время установления этого элемента – около V-ro века . Таким образом, 18-ая кафизма, как постоянный и неизменяемый элемент вечернего богослужения, является проявлением архаического строя палестинской вечерни. Проявление указанного архаизма на великопостных вечернях фиксируется рядом средневековых Типиконов. Это замечание относится как к группе Студийских памятников , так и к группе Иерусалимских памятников ΧΙ–ΧΙΙ веков . Особые указания относительно кафизмы на вечерни в период Великого поста содержатся в Типиконе, регламентирующим устройство и богослужение Евергетидского монастыря, располагавшегося около стен Константинополя. Указанный памятник предписывает не исполнять кафизму на великопостных вечернях вообще. Исключением является первый день поста, когда положена 18-ая кафизма. Такое предписание связано с тем, что каждый день в течение Великого поста, кроме первого, совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Кафизма же опускается, чтобы не затягивать вечернее богослужение. Однако в период Апостольского поста рассматриваемый Типикон предписывает исполнять стабильно на вечерни 18-ую кафизму .

http://bogoslov.ru/article/4453203

Духовные упражнения. Выпуск 1. Властелин времени Великий пост — с архимандритом Саввой (Мажуко) 19 февраля, 2018 Великий пост — с архимандритом Саввой (Мажуко) В прошлом Великом посту архимандрит Савва (Мажуко) писал читателям «Правмира» постные письма . Надеемся, «Духовные упражения» отца Саввы нынешним постом порадуют вас не меньше. Мои дорогие читатели, мои добрые и снисходительные друзья! Великий пост 2017 года подарил мне настоящий праздник, он дал возможность разделить с вами красоту и мудрость великопостных дней, радость созерцания «неисследимой глубины» православного богослужения. В великопостных письмах , которые уже вышли отдельной книгой «Неизбежность Пасхи», мы говорили, главным образом, о смысле церковной службы и лишь отчасти, совсем немного коснулись темы духовных упражнений. А ведь и само богослужение можно отнести к одному из духовных упражнений, а если быть точным, это целый цветник таких упражнений, но даже этот цветник не исчерпывает всего их богатства. Великим постом 2018 года мне бы хотелось посвятить наше общение исключительно теме духовных упражнений, к чему я приступаю не без колебаний, потому что, как и в прошлый раз, не знаю, во что выльются мои размышления, и к чему они приведут. У меня нет готовых концепций и стройной системы, мне интересен сам процесс поиска, который сам по себе есть духовное упражнение. Духовность – крайне опасная сфера. Любой, кто касается её, подвергает себя серьёзному риску. Для писателя этот риск удваивается ответственностью перед читателем и утраивается от пристального взора критиков и специалистов в духовной области. Последним скажу откровенно: это не очерк православной аскетики. Если кому-то захочется укорить меня в том, что мои размышления не соответствуют духу святоотеческого предания, возражать не стану и просто напомню, что я ни в коем случае не претендую на то, чтобы воспроизводить здесь учение древних отцов, это дело специалистов и знатоков патристики, к числу которых я не принадлежу. Мне интересно писать только о том, что пережил сам и в пользе чего убедился на собственном опыте, и, если угодно, принимайте название «духовность» в моём случае с оговоркой, это моё авторское понимание духовности без претензий на истину в последней инстанции и уж тем более на святоотеческий канон.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

Ирмос 2-го трипеснца поется на катавасию. Канон предпразднства с ирмосом на 6, ирмос 2, а в тех песнях, где есть четырехпеснец, канон предпразднства с ирмосом на 6, ирмос 2., и Триоди на 8. Примечание. В Типиконе пред указанием на канон замечено: «песни же 7 и 8 глаголем прежде в пяток». След., в данном случае из четверопеснца поются только 6 и 9 песни. По 3 песни и ектении седален: Нашествием Духа всесвятаго... По 3 песни и ектении – кондак предпразднства и седален дня. По 3 песни – седален предпразднства. Слава, и ныне, другой: Днесь вся тварь радуется... Слава, и ныне – предпразднства. Слава, и ныне, другой седален. По 6 песни и ектении кондак: Всем земным начало... По 6 песни и ектении – кондак и икос креста. По 6 песни – кондак предпразднства. По 9 песни и ектении – светилен троичен гласа. По 9 песни и ектении – светилен троичен гласа. По 9 песни и ектении – светилен предпразднства 2-жды (Тип., л. 200). Хвалитные псалмы. Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (читается). Исполним утреннюю молитву... и т. д. Хвалитные псалмы. Хвалитные стихиры креста – те, которые не были пропеты в стихирах на Господи, воззвах. Слава тебе, показавшему... Слава в вышних Богу... (читается). Исполним утреннюю молитву и т. д. Хвалитные псалмы. Слава, и ныне. Тебе слава подобает... Слава тебе, показавшему... Слава в вышних... (читается). Исполним утреннюю молитву... и т. д. Стихиры на стиховне из Триоди: самогласен дня 2-жды и мученичен. Стихиры на стиховне из Триоди. Стихиры на стиховне – мученичны гласа из хвалитных стихир Октоиха с обычными припевами: Исполнихомся… И буди светлость... Слава и ныне предпразднства: Языка, его же не ведяше... Слава – креста. И ныне – предпразднства. Слава и ныне предпразднства: Языка, его же не ведяше... Окончание утрени по великопостному уставу. Окончание утрени – по великопостному уставу. Благо есть... Трисвятое. Пресвятая Троице... Отче наш... Возглас, Тропарь предпразднства (Типикон об этом умалчивает).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Этот псалом пели иудеи, когда находились в плену Вавилонском. Он начинается так: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помяту ти нам (когда вспоминали мы) Сиона», а оканчивается: «Блажен, иже имет (то есть возьмет) и разбиет младенцы твоя о камень!» Это пение напоминает нам об удалении нашем от отечества небесного, то есть рая, и о рабстве нашем греху и изображает скорбь души, тоскующей об отечестве небесном. Каковы особенности богослужения в недели мясопустную и сыропустную? В воскресенье мясопустной недели на Литургии читается Евангелие о Страшном суде, а в сыропустную – о посте и прощении друг друга. Кроме того, в среду и пятницу на сырной неделе не служится обедня, а уже великопостные часы с поклонами, при чтении молитвы: «Господи и Владыко живота моего». Для чего в воскресенье мясопустной недели читается Евангелие о Страшном суде Христовом? Для того, чтобы страхом суда Божия предохранить нас от беспечности о своем спасении. Для чего в воскресенье сыропустной или сырной недели читается Евангелие о посте и о прощении обид? О посте – для того, чтобы научить истинному посту, а о прощении – для того, чтобы показать, что для получения от Бога прощения в грехах наших нам самим необходимо прощать согрешивших против нас; оттого это воскресенье и называется у нас Прощеным. Для чего в среду и в пяток сыропустной недели вместо Литургии совершаются великопостные часы с поклонами? Для приготовления к посту, который приближается. Какие особенности в богослужении первой недели Великого поста? На этой неделе в первые четыре дня на повечерии читаются так называемые мефимоны, в пятницу на Литургии после заамвонной молитвы благословляется коливо – особенное кушанье из вареного риса, с сахаром и сладкими плодами, а в воскресенье в соборах совершается особенный молебен. Что такое мефимоны, которые читаются на первой неделе, в первые четыре дня на повечерии? Это – известный покаянный канон святого Андрея Критского , при пении: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Для чего в пятницу этой недели на Литургии благословляется коливо?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010