Светлое Христово Воскресение. Пасха. Центральное событие переходящего цикла богослужений, конечная цель великопостного странствия, главный праздник православной церкви, «праздник праздников». Слово Пасха – греческий измененный вариант еврейского слова фасха, фесах, что буквально означает «прохожу мимо», или переход, перемена места. Этим словом обозначается иудейский праздник избавления первенцев израильских от смерти, когда Господь поразил всех первенцев Египта. Господь сказал Моисею: «В сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас и не будет между вами язвы губительной. когда буду поражать землю Египетскую» ( Исх.12:12–13 ). Словом фасха называют и самого агнца, которого по закону Моисееву иудеи съедают в этот праздник с пресным хлебом и горькими травами. Еще одно название этого празднества – праздник опресноков, так как в течение семи дней, в которые он продолжался, евреи ели лишь пресный хлеб. Новозаветная христианская Пасха есть преобразование еврейской пасхи, то есть переход «от смерти к жизни, и от земли к небеси» (поется в первой песне Пасхального канона). Христианская Пасха праздновалась уже в апостольские времена. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания – о страданиях и о Воскресении Христа, и посвящала ее празднованию дни предшествующие Воскресению, и последующие за ним. Первая часть праздника именовалась Пасха Крестная или Пасха Страданий, вторая часть – Пасха Воскресения. Впоследствии эти дни получили названия Страстной и Светлой седмиц. Божественной славе воскресшего Господа и величию светлого праздника Пасхи соответствует и особая торжественность богослужения самого дня Пасхи и всей последующей Светлой седмицы. На пасхальной Утрене преобладают исключительно праздничные песнопения (Ирмосы и тропари канона, ипакои, кондак «Воскресение Христово видевше», светилен «Плотию уснув», стихиры Пасхи) и практически отсутствуют песнопения и чтения суточного круга, характерные для праздничной утрени (Шестопсалмие, Бог Господь, кафисмы, Полиелей, Великое славословие).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Лк 18:9–14 Евангельской притчей о мытаре и фарисее входим мы в особое время церковного года — в подготовительные недели к Великому посту. В течение нескольких седмиц мы будем замечать в нашем богослужении отблески и тени великопостных дней, так щедро насыщенных Евангельской мудростью и смыслами, что они утешают наше сердце и дают пищу уму целый год. В эти дни в храме другое облачение, иной устав службы, особые умилительные напевы, стихиры и тропари, глубокие и строгие. И эта особая глубина и строгость отрезвляет и вдохновляет, бодрит душу и “очищает смыслы”, как поётся в одной из стихир. Случайность ли то, что это благодатное время начинается притчей о мытаре и фарисее? Ведь есть красивая и драматичная притча о богаче и Лазаре, но вокруг неё не выстроен устав целого воскресенья, да ещё и подготовительного, открывающего счёт постному времени. Есть что-то важное в том, что мы читаем этот отрывок именно сейчас. Мы намереваемся вступить в постный подвиг, и что-то особенное мы должны узнать прежде, чем сделаем первый шаг. Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (ст. 10). Сегодня у нас словом фарисей обычно называют лицемеров. В то время, когда эту притчу говорил Христос, значение у этого слова было самое безобидное: благочестивый человек, для которого главным делом жизни было угождать Богу. В церковь вошел благочестивый, богобоязненный, праведный человек. Можно было бы добавить: совершенно искренний в своём благочестии и богобоязненности. Вторым был мытарь, проще говоря, явный грешник: беззаконная жизнь его была очевидна и известна всем. И Господь передаёт нам молитву этих таких разных людей. Фарисей начал с благодарности. Он благодарит за то, что он не такой, как остальные: грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. После благодарения он перечисляет свои добродетели — пост и милостыню храму. Вот такая двучастная молитва: благодарение и список понесённых трудов и подвигов. С мытарем же всё гораздо проще: мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! (ст. 13).

http://pravmir.ru/propovedi-igumen-savva...

Евангелие на литургии – Матфея, зачало 108 ( Мф. 26:6–17 ). В нем рассказ об этой самой женщине, воспоминанию которой посвящена вся служба великой среды. Порядок событий шел таким образом. Когда Господь беседовал с учениками на горе Елеонской, первосвященники, книжники и старейшины народа, т. е. вся еврейская знать, собрались на совет к первосвященнику Каиафе. Здесь окончательно положили они взять Иисуса хитростью и убить, но лишь не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе. Иисус с горы Елеонской удалился в Вифанию. Здесь вошел Он в дом Симона прокаженного (страдавшего прежде проказой) и возлежал. Пришла женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. Ученики вознегодовали на эту, по их мнению, бесполезную трату. «Можно бы было, – рассуждали они, – продать это миро за большую цену и раздать нищим». Но Иисус вполне оправдал эту женщину. «Нищие всегда будут при вас, с– казал Он, – а Я не всегда. Она, возлив миро на Мою голову, приготовила Меня к погребению». Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот 272 , пошел к первосвященникам и сказал: «Что вы мне дадите, и я вам предам Его?» Они предложили ему тридцать сребреников 273 . И с того времени он искал удобного случая предать Его. Преждеосвященной литургией в среду оканчивается порядок служб собственно великопостных. Поэтому тут есть некоторые особенности, на которые нужно обратить внимание. Именно, часы перед литургией оканчиваются не как обыкновенно, а как великие повечерия, т. е. вместо «отпуска» иерей читает над преклонившимся до земли народом молитву: «Владыко многомилостиве» и пр. Затем он сам испрашивает прощение во всем, в чем согрешил пред кем-либо во всю свою жизнь и во всю святую Четыредесятницу: словом, делом, мыслью и всеми своими чувствами. На литургии оканчиваются великие поклоны, оканчиваются также кафизмы как на утрени, так на часах и на вечерни. Повечерие в великую среду (и в следующие дни) малое. С трипесницем, который читается на этом повечерии, начинается уже воспоминание собственно принадлежащее Великому четвергу: о Пасхе, совершенной Спасителем, тайной вечери, о предательстве Иуды и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Часы Великого пятка по внутреннему составу также отличны от обыкновенных великопостных часов. Прежде всего, все четыре часа поются за один раз и совершенно отдельно от всякой другой службы. Потом, псалмы избраны особенные, в которых есть соотношение с воспоминаемыми событиями. Дальше, на каждом часе поются стихиры, читаются паремия, апостол и Евангелие. Наконец, все это заключается чтением блаженных и пр., как заключаются часы пред преждеосвященной литургией. Так составленные часы поются трижды в году в навечериях величайших праздников: Христова Рождества, Крещения и в Великий пяток. Они называются царскими, потому что в Греции, когда она еще процветала, установлено было петь их в придворной церкви в присутствии государя. Памятником этого доселе сохраняется торжественнейшее возглашение многолетия, по окончании часов, царствующему лицу, с самым подробным исчислением всех подвластных земель и народов, и всему царствующему дому. Часы Великого пятка составлены Кириллом, архиепископом Александрийским. По уставу их должно начинать во втором часу дня, в восьмом утра по нашему счету. Вот состав первого часа. После обыкновенного начала псалмы: пятый, второй и двадцать первый. В них, как и в псалмах прочих часов, пророчества о воспоминаемых в этот день событиях. «Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Боже мой! ( Пс. 5:3 ). Кровожадного и коварного гнушается Господь ( Пс. 5:7 ). Нет в устах их истины, внутри их разврат, гортань их открытый гроб ( Пс. 5:10 ). Почто мятутся народы и племена замышляют тщетное? Вельможи собираются вместе против Господа и против помазанника его ( Пс. 11:1–2 ). Боже мой! Боже мой! внемли мне, почто ты оставил меня, удаляясь от спасения моего, от слов вопля моего? ( Пс. 21:2 ). Я в поношении у людей, в презрении у народа. Все, видящие меня, ругаются мне, расширяют уста, кивают головой и говорят: он положился на Господа, пусть избавит его, пусть спасет его, если благоволить о нем (что за точность предсказания! Как будто Давид стоял у самого креста и слышал эти вопли: «уповал на Господа, пусть теперь избавит его, если Он угоден Ему» и т. д.). Сила моя иссохла, как череп, язык мой прилипнул к устам; и в персть смерти Ты полагаешь меня. Окружили меня псы, толпа злых ходит вокруг меня, пронзили руки мои и ноги мои. Они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои по себе, и об одежде моей мечут жребий. Вспомнят и обратятся ко Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена язычников» ( Пс. 21:7–9, 16 –19, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Храм благоукрашается чистотою, благолепием богослужений, цветами и разными жертвами, но особенно храм благоукрашается жизнью христианской своих прихожан. Вот об этом особенно подумаем. Приготовимся к исповеди, все дурное, нехорошее, грешное скинем с себя и приступим, если Господь допустит, к Таинству Святого Причащения. «Постное время светло начнем», и да даст нам Господь светло встретить и светлый праздник Пасхи. Пресвятая Богородице, спаси нас! 2 Сегодня совершенно особенный день. Сегодня надо отложить зло и положить начало благое. Завтра начинается Великий пост , т. е. время, предназначенное для духовного самоуглубления, для проверки и исправления своей жизни. Так важно решиться отметить для себя дни Святой Четыредесятницы, духовно за это время очиститься и обогатиться. Пусть каждый об этом подумает. Но кое-что может быть и общим для всех: 1. Решим все ежедневно, кроме праздников, читать великопостную молитву преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего...» по возможности с положенными поклонами. 2. Решим все ежедневно прочитывать хотя бы несколько слов из Священного Писания . 3. Постараемся по вечерам задумываться о проведенном дне: что нехорошее, грешное за этот день сделали? 4. Постараемся чаще заходить в церковь на богослужения, и по возможности не только в праздничные дни. 5. Наконец, все подготовим себя к исповеди с надеждой причаститься Святых Христовых Таин. Время Великого поста – исключительное время, которым нельзя не воспользоваться. Апостол Павел так говорит нам: наступил уже час пробудиться нам от сна. ... Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не [предаваясь] ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти ( Рим. 13, 11–14 ). Усилие к добру каждого из нас есть и участие наше в общей борьбе со злом на земле. «Постное время светло начнем!» Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Праздничный звон отличается торжественностью и бывает более радостным и веселым, чем звон будничный и великопостный; великопостный же звон бывает печальный, медленный. При совершении богослужения в указанное церковным уставом время бывает каждение св. престола и икон, а также предстоящих в храме. Вопрос . Какие вещества употребляются для каждения и какие сосуды? Ответ. Для каждения употребляется фимиам или ладан (древесная душистая смола). Этот ладан вместе с горящим углем вкладывается в сосуд для каждения, называемый кадилом, кадильницею. Вопрос : Что знаменует собою каждение? Ответ . Каждением престола и икон выражается особое почтение и благоговение к ним (Догмат, св. отец 7 Всел. соб.), а также указывается на молитву верующих, чтобы она так же возносилась к Престолу Божию и к святым Его угодникам, как дым (фимиам; кадильный поднимается горе, и так же была приятна для Господа, «в воню благоухания духовного», как приятен для верующих дым кадильный. Каждение же верующих выражает собою «веяние благодати Пресвятого Духа» (как говорится в молитве на благословение; каждения); поэтому-то верующие благоговейно наклоняют головы, когда их кадят. (Особое прил. к журн. «Миссион. Обозрен.» 1900 г., стр. 336 – 340). VI. Основания из слова Божия для православного учения о церновно-богослужебных светильниках, о каждении фимиамом, приношениях и чествовании священных предметов а) О светильниках и фимиаме Исх. 25:31 . И сделай светильник из золота, чистого; чеканный должен быть сей светильник; стебель его, ветви его, чашечки его, яблоки его и цветы его должны выходить из него. 37 . И сделай к нему семь лампад, и поставь на него лампады его, чтобы светили на переднюю сторону его. Исх. 27:20 . И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе елей чистый, выбитый из маслин, дли освещения, чтобы горел светильник во всякое время. 21 . В скинии собрания вне завесы, которая пред ковчегом откровения, будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, пред лицом Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

В пророческих откровениях сказано: «Разве разлюбит мать дитя свое? Но если бы и мать разлюбила дитя свое, – говорит Господь, – то Я не разлюблю вас» (см. Ис.49:15 ). Но притча о блудном сыне – только образ любви Бога к людям. На самом деле Бог любит человека неизмеримо глубже и сильнее, чем родители своих детей. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец, – прервав его, – сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги ( Лк.15,21–22 ). На этом человеке уже не было ни верхней одежды, ни обуви, но отец все возвращает своему сыну и даже дает ему перстень, который в старину был символом власти. Часто на перстне носили печать, которой пользовались при скреплении документов, и носитель этой печати был доверенным лицом у господина. И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться ( Лк.15,23–24 ). Эта радость – от того, что нашелся сын. Совершенно забываются все грехи, все падения, все, что было сотворено им по своей воле, – так бывает и с нами, Господь вменяет нам все это в небывшее, когда мы каемся искренно. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование ( Лк.15:24–25 ). По-славянски переведено «пение и лики», а точный перевод с греческого – «музыка и танцы». Это было необыкновенно радостное пиршество, сопровождаемое всем, что обычно сопутствует человеческому веселью. Это образ того, какая радость бывает у Бога, Его святых, Ангелов Божиих, когда кто-то из людей кается. И, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым ( Лк.15:26–27 ). Откормленный теленок – символ обилия Божественной благодати, даруемой нам на божественном, церковном пире. Под пиром подразумевается, прежде всего, наша жизнь в Церкви (не только собственно то время, которое мы пребываем в храме, – но и вообще вся наша жизнь в Церкви, где бы мы ни находились, богослужение, участие в Таинствах).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

На Небе все знают, что мы думаем, чувствуем, воображаем, вспоминаем, предпринимаем, намереваемся, пишем, говорим и делаем. Там сокрыты суды о нас и в свое время откроются. Христианин и христианка, чувствуете ли вы в душе своей сродство с Господом, Богоматерью, со святым Ангелом-хранителем и с ангельским миром, со святыми угодниками Божиими и стараетесь ли подражать им по силе и жить благодатною жизнью в вере, любви, покаянии и добродетели? Церковь Православная помогает нам вспоминать это родство духовное, чувствовать его, радоваться о нем и благодарить Господа, что Он Сам с самого рождения причел нас к Церкви Своей и к обществу святых, так что мы можем сказать своим сочленам, православным христианам:… вы не странники и пришельцы, но сожители святым и присные Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея краеугольным камнем Самого Иисуса Христа (ср.: Еф. 2, 19–20). Особенно это духовное сродство мы должны чувствовать во время домашней или общественной церковной молитвы. Многие по нерадению, неведению или по разным другим причинам и по суетности до того охладели к Богу, к вере и к Церкви Божией, молитве, что совсем забывают о том, что они члены Церкви Божией, этого великого и божественного и Богом основанного царства, что стали совсем чужды его и многие даже ненавидят Церковь и хулят ее. Невидимым судом Божиим они отсекаются от Церкви, как мертвые члены. Сколь много таковых в последнее время: толстовцы, газетные писаки, интеллигенция в большинстве, все увлекающиеся страстью к наживе — все мертвы для Бога. Святая Церковь ежедневно в будни, в воскресные и праздничные и в великопостные дни предлагает нам чтения из Евангелия всех евангелистов, для того чтобы мы слушали и вникали в содержание их и таким образом поучались всяким истинам — догматическим и нравоучительным, нужным нам для сведения и спасения, и не оставались невеждами в спасительных истинах. Сладко, просветительно и животворно оно действует на сердца, с верою внимающих ему. Не будем же рассеянно стоять при богослужении и оставлять без внимания слово Божие, для нас предлагаемое.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Если бы мы поставили себе целью привести здесь все литургические тексты, произносимые в церкви во время Великого поста, тексты, в которых перед грешником предстает образ сострадательного Бога, это заняло бы слишком много места. «Господи! Не смерти грешника Ты желаешь, но его покаяния, смилуйся же над слабостью человеческой природы; яви нам Твое милосердие и очисти нас от грехов; вознагради же раскаявшихся». «Смилуйся надо мной, Господи, ибо всей душой верую в Тебя!» «Господи! Не суди нас по грехам нашим и не карай нас, как мы того заслуживаем неправедной своей жизнью! Прости нам, Господи, все наши прошлые грехи!» «Господи! Я воззвал к Тебе, и Ты помог мне!» Разумеется, иногда в молитве содержится намек на гнев Божий, карающий грешников, но само наказание Божье всегда является следствием божественной доброты и служит к нашему исправлению. Главное же содержание всех церковных молитв составляет призыв к Божьей милости, жалости, благости и состраданию. Бог «скорее явит милосердие, чем гнев тому, кто верует в Него». Замечательно звучит 90-й великопостный псалом: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю». [...] и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение – истина Его». Брат Мартин вместе со всеми распевал эти псалмы и не мог не понимать их смысла, ведь латинским языком он владел в совершенстве. В самые тяжелые минуты он присоединял свой голос к голосам братьев по вере: «Избави меня от моих тревог, Господи; узри мое смирение и мою скорбь; отпусти мне мои грехи». «Господи, я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня, Ты вознес мою душу из бездны». Что же мы слышим от Мартина Лютера тридцатью годами позже? «Я чувствовал себя самым несчастным человеком на земле. День и ночь я пребывал в тоске и отчаянии, и никто на свете не мог мне помочь. Ибо я не знал тогда Иисуса Христа, вернее сказать, я смотрел на Него лишь как на сурового судию, гнева которого бежал и не мог избежать». Для объяснения этого несоответствия возможны две гипотезы. Либо память Лютера сохранила воспоминание лишь о том, что он чувствовал, поступая в монастырь, оставив «за скобками» все, что он делал и переживал потом, – в этом случае его заявления нельзя рассматривать как критику уклада и идейного содержания церковной жизни. Либо он и в самом деле продолжал внутренне упорствовать в своем негативном мироощущении вопреки урокам, получаемым от духовника, вопреки практике богослужения, в которой постоянно участвовал сам. Тогда речь должна идти о неких патологических отклонениях самой личности Лютера, к которым нам еще не раз предстоит вернуться.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/lyut...

Таким образом, мы видим, что кающийся христианин обращается уже к истине и правде Божией, хотя и молит Господа не входить в суд с ним; здесь уже заметно великое, в сравнении с прежними молитвами и воплями, дерзновение. «Враг преследует душу мою, попирает во прах жизнь мою, посаждает меня во мраке, подобно давно умершим. Томится во мне дух мой, ноет во мне сердце мое. – Вспоминаю дни древние, исчисляю все деяния Твои, размышляю о делах рук Твоих». У кающегося христианина является уже теперь размышление, воспоминание, соображение: это доказывает, что душа его умиротворяется. «Простираю к Тебе руки мои; душа моя – как жаждущая земля пред Тобою. Поспеши, услыши меня, Господи; дух мой исчезает, не скрой лица Твоего от меня; иначе я сравнюсь с отходящими в могилу. Яви мне рано милость Твою; ибо я на Тебя уповаю. Укажи мне путь, по которому мне идти, ибо к Тебе возношу душу мою». Опять мы сами видим здесь больше сиокойствия и мира душевного, нежели в прежних молитвах кающегося христианина. «Научи меня исполнять волю Твою, ибо Ты Бог мой; дух Твой благий да руководствует меня по стезе прямой. Ради имени Твоего, оживи меня, по правде истреби всех врагов моих и погуби всех угнетающих душу мою, ибо я – Твой раб». Видим, с какою преданностию молится теперь кающийся христианин: в его словах слышится уже молитва об истреблении всех врагов его, о погублении всех угнетающих душу его. И вот, лишь только душа почувствовала себя несколько спокойнее и мирнее, кающийся христианин сейчас же начинает славословие свое Богу. «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Мир, водворяющийся в душе его, невольно напоминает ему ту хвалебную, дивную песнь, которую воспели ангелы, когда родился на земле великий Примитель и Спаситель наш, Господь Иисус Христос . Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя, великия ради славы Твоея, Господи, Царю Небесный, Боже, Отче, Вседержителю, Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе и Святый Душе. Кающийся христианин не знает, как выразить свою сердечную благодарность Господу Богу за это неизреченное чудо Его милости, за ниспослание в Мир Единородного Сына Его для спасения нас грешных. Он и хвалит, и благославляет Триипостасного Бога, и поклоняется Ему, и славословит, и благодарит Его, и богословски исповедует троичность лиц в Его существе. Так, на утихшем от волнения и бури море отражается во всем блеске свет солнца и золотит его поверхность...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010