В далеком дореволюционном 1904 году 27 октября в крестьянской семье Михаила и Евдокии Калмыковых в селе Мордовская Норка Петровского уезда Саратовской губернии (ныне — Шемышейского района Пензенской области) родился сын, нареченный Димитрием в честь великомученика Димитрия Солунского. Известна встреча с Калмыковыми из Мордовской Норки великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева. Однажды зимой он ехал к своей дочери в село Аряш Кузнецкого уезда Саратовской губернии, да заплутал в метель. Заметив огоньки вдали, возница свернул с дороги в сторону селения, как оказалось, это была Мордовская Норка. Путников, постучавшихся в ближайшее жилище и попросившихся на ночлег, приветливо приняла многодетная семья Калмыковых. Дмитрия Ивановича удивило, что дети сидели за столом и читали Библию. Малые ребятишки из глухого мордовского села — грамотные! Это было весьма необычным явлением… Утром следующего дня Дмитрий Иванович сказал, что раз Бог помог ему спастись в такую метель, он хочет сделать богоугодное дело — помочь детям этой большой семьи продолжить обучение. Великий химик исполнил свое обещание — все дети получили образование. Насколько тесными были родственные связи этой семьи с семьей будущего отца Димитрия, пока не установлено. В 1916 году Дмитрий Калмыков окончил четыре класса местной церковно-приходской школы. Он помогал родителям, усердно молился в храме. В 1928 году юноша окончил курсы псаломщиков в Саратове и начал служить псаломщиком в родном селе — в деревянном Михаило-Архангельском храме, в котором был крещен. Церковь была сравнительно новой, ее построили в 1897 году стараниями прихожан. В тревожные 30е годы отца семейства Калмыковых — Михаила, у которого было крепкое крестьянское хозяйство, раскулачили и арестовали. В семье говорили — «за то, что в доме были иконы». Известно, что в селе Мордовская Норка в 1931 году было арестовано 12 человек по обвинению в принадлежности к Пензенскому филиалу Всесоюзной церковно-монархической организации «Истинно-православная церковь». Возможно подобное обвинение было предъявлено и Михаилу.

http://ruskline.ru/opp/2020/11/14/ego_vs...

В первый день участники съезда обсудили вопросы патронажного служения, взаимодействия государственной власти и НКО, создания сестричества, открытия и развития обители милосердия. С докладами выступили заместитель министра министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области Оксана Щербицкая, координатор Ассоциации сестричеств милосердия Алена Давыдова, старшая сестра Елисавето-Варваринского сестричества Самарской епархии Ольга Васильева. Также участники съезда — сестры милосердия — представили свои сестричества и поделились опытом служения. В тот же день состоялся мастер-класс по уходу за тяжелобольными. Занятие провела преподаватель Учебного центра Центральной клинической больницы святителя Алексия, митрополита Московского , сестра милосердия Свято-Димитриевского сестричества Екатерина Сиина. Она рассказали, как перемещать тяжелобольного человека, как его позиционировать, как правильно использовать современное оборудование и средства ухода. Второй день съезда начался с миссионерской Литургии Преждеосвященных Даров. Богослужение возглавил ректор Самарской семинарии протоиерей Максим Кокарев. В этот день участники съезда ознакомились с социальными проектами Самарской епархии. Они посетили обитель милосердия во имя великомученика Димитрия Солунского, пункт помощи бездомным, центр развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Жемчужинка», социальный дом, в котором проживают матери с детьми в трудной жизненной ситуации. Кураторы проектов поделились опытом работы, рассказали о жизни своих подопечных, о работе добровольцев, о взаимодействии со светскими организациями. «Я знакома со многими социальными практиками и могу сказать, что опыт Самарской епархии является уникальным. Сотрудники социального отдела епархии и сестры милосердия Елисавето-Варваринского сестричества при государственной поддержке развивают целый ряд социально значимых инициатив. В их числе обитель милосердия, где могут проживать 90 человек, дом для мам с детьми, который может принять 42 жителя, дом временного пребывания бездомных, где одновременно могут обрести приют 38 человек. Регулярные занятия проводятся со 150 детьми с расстройствами аутистического спектра и 24 детьми с ДЦП», — отметила Ольга Варганова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6012854...

Вача. Церковь Тихона Амафунтского. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Тихона Амафунтского Год постройки:Между 2010 и 2011. Адрес: Россия, Нижегородская область, Вачский район, поселок Вача, ул. Высоковольтная Координаты: 55.798454, 42.776419 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью 29 июня 2011 года в поселке Вача был совершен чин великого освящения нового деревянного храма в честь святителя Тихона Амафунтского. Чин освящения возглавил архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, который в этот день совершает свой архипастырский визит в Вачский район. Малым иерейским чином этот храм был освящен в декабре прошлого года, в день памяти священномученика и исповедника Николая Зеленова, который подвизался в Вачском районе. До постройки храма, на сегодняшний момент единственного в Ваче, жители райцентра в течение многих лет посещали молельный дом. Как рассказал священник Давид Покровский, новый храм возведен недалеко от того места, где до революции стояла церковь в честь святителя Тихона Амафунтского. Однако прежний храм был больше и имел три престола. Его боковые приделы были освящены в честь великомучеников Димитрия Солунского и целителя Пантелеимона. На месте уничтоженного старого храма сейчас расположен обелиск воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Поскольку общественность района была категорически против переноса обелиска, новый храм было решено поставить недалеко от его исторического места. По словам Виктора Лунина, на том месте, где построен новый храм, ранее находился больничный комплекс. Больницу перевели в другое место, и от нее осталось только здание санэпидемстанции. Сейчас идут переговоры о его передаче церкви. Информация с сайта Нижегородской епархии Об истории основания Вачских церквей Самое раннее документальное упоминание о Ваче относится к концу восьмидесятых годов XVI столетия (1588г.), когда писец Иван Талызин и подьячий Постник Степанов побывали на земле ныне существующего Вачского района.

http://sobory.ru/article/?object=10621

Гжель. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Построен на месте каменного храма 1701 года, который в свою очередь на месте деревянной церкви XVII века. С первой половины XIX века был центром благочиния. В 1889 году церковь Успения Богородицы перестраивается: видоизменяется колокольня и пристраиваются две каменные часовни. Храм имеет три придела: центральный - во имя Успения Богородицы, северный - в честь святителя Николая Мирликийского, южный - во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был закрыт в 1938, сильно пострадал. Было полностью уничтожено внутреннее убранство храма, разобраны колокольня и купол, уничтожены церковная ограда и погост. Богослужения возобновились в храме в феврале 1998 года. В настоящее время ведутся восстановительные работы. Первое упоминание об Успенской церкви в селе Гжель относится к первой половине XVII века. По писцовым книгам 1631-1633 гг. к Успенской церкви значится пустошь, «…а владеет ныне тою всею пустошью успенский поп Василий». В то время в селе существовала еще одна церковь - церковь во имя святого великомученика Димитрия Солунского. По дозорным книгам Казенного приказа 1680 года «в селе Гжели, на речке Гжелке, церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная, у церкви…дьячок Петрушка Иванов и попы Кирилл и Фаддей». В 1701 году на месте деревянной церкви строится каменная, для которой 11 сентября того же года священнику Карпу Кириллову был выдан антиминс. В 1736 году храм постигло бедствие. «Июня во 2 день… в селе Гжели Божиим изволением ночною порою церковь Божия погорела во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Но в 1737 году выходит Указ Синодального Казенного Приказа (после резолюции Преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского) о необходимости восстановления пострадавшего от пожара храма. Ровно через сто лет Ведомость «О церкви Успения Божия Матере, состоящей Бронницкаго уезда в селе Гжели за 1837 год» так скажет о церкви: «Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка. Утварию достаточна».

http://sobory.ru/article/?object=01397

«Грязен, неряха, груб, глуп и, наверное, пьяница… Боже мой, и это священник!» Как жилось русскому священнику до революции? 7 ноября, 2015 Как жилось русскому священнику до революции? Как жилось русскому священнику до революции? Оказывается, от рассказов Лескова и Чехова до множества исторических хроник и мемуаров, всюду мы находим свидетельства о бедственном и униженном состоянии приходского духовенства на Руси. Об этом автор «Правмира» Илья Аронович Забежинский беседует с протоиереем Александром Рябковым, постоянным ведущим радио «Град Петров», клириком храма великомученика Димитрия Солунского в Санкт-Петербурге. – Скажите, отец Александр, неужели всё так плохо? С чего вдруг в послепетровские времена резко меняется отношение дворянства к священству? Может быть, этому содействовали антицерковные реформы Петра? Или его собственное презрительное отношение к Церкви и духовенству? Или, может, засилье немцев возле трона с их протестантскими веяниями? – Конечно, корни у этой проблемы более глубокие. Разворот России к Западной Европе, увлечение высшего света блеском всего европейского и влияние иностранцев при царском дворе, всё это началось еще со времен Иоанна Грозного. Ну а пика достигло, разумеется, при Петре. Петр I проводил чересчур форсированную европеизацию, в которую крайне сложно вписывались русские религиозные устои и старомосковское духовенство. Например, современный венгерский историк Дюла Свак предлагает сравнить отношение Ивана IV и Петра I к Церкви. Он пишет: «С поражающим сходством Петр I и Иоанн IV высмеивали церковную иерархию. Иоанн IV создал в Александровской слободе монашеское братство под своим руководством, а Петр I – «всешутейший и всепьянейший собор». Иоанн IV был душевно надломленным, фанатически верующим человеком, а Петр I – просто кутилой, но он действительно хотел приручить и подмять под себя Церковь, что ему блестяще удалось, в отличие от Иоанна IV, никогда не поднимавшего руку на церковные догмы или церковную иерархию. Причем Петр I, который вел сознательную антицерковную политику, и пальцем бы не притронулся к руководителям Церкви, в то время как Иоанн IV с совершенно спокойной душой применял самые жестокие меры, чтобы заставить замолчать митрополита Филиппа». Ну и не забывайте, что русской религиозности был нанесен ощутимый удар расколом XVII века.

http://pravmir.ru/gryazen-neryaha-grub-g...

День православной книги отметили на приходах апреля 2023 Прихожанка Валентина Балабанова выступила с сообщением " Ярослав мудрый - собиратель церковных книг " . Она рассказала, что первая библиотека на Руси находилась в Софийском соборе Киева. Двадцать человек переводили книги на русский язык с греческого, латинского, болгарского. В основном это были церковные книги, но было небольшое число светских, около 2 процентов. При Ярославе Мудром составлен первый русский летописный свод - " Повесть временных лет " , создано " Сказание о Борисе и Глебе " Иакова Черноризца. Рассказала докладчица и о других древнерусских памятниках - в частности, о " Поучениях Владимира Мономаха " , а также о том, какие материалы использовались людьми для письма до появления бумаги. Прихожанка Марина Ержемская посвятила свое сообщение книгопечатанию. Она рассказала, что первые русские книги печатались в Венеции, о первопечатнике Франциске Скорине, который печатал книги в Праге и Вильно. Рассказала она и о легендарной библиотеке Иоанна Грозного, относительно которой ученые так и не пришли к единому мнению, существовала она или нет. Разумеется, речь не могла не зайти о русском первопечатнике диаконе Иоанне Феодорове и его ученике Петре Мстиславце. Завершила докладчица свое сообщение рассказом о книжной справе XVII века, приведшей к церковному расколу. Протоиерей Вячеслав Помаскин выступил с сообщением об преподобном Иоанне Лествичнике и его книге " Лествица " . Книга написана игуменом Синайского монастыря Иоанном в середине VI века по просьбе игумена Раифского монастыря. Центральный образ книги - лествица (лестница) восхождения к Богу - заимствован из Библии, где описано видение лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт. 28:12). День православной книги отметили 25 марта в храме великомученика Димитрия Солунского в Коломягах . Протоиерей Игорь Илюшин выступил с докладом о традиционных семейных ценностях и важном древнерусском документе - книге " Домострой " . Эта книга была сформирована к XVI веку, когда Русь стали называть Святой и Русская Церковь учредила патриаршество, отвергнув унию. С первых глав книги человек призывается к благочестию, исполнению заповедей Божиих, регулярному участию в Таинствах Церкви, молитве, миру в семье.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Дмитриевка. Церковь Димитрия Солунского. Храм великомученика Димитрия Солунского Церковь. Действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурные стили: Эклектика , Русский стиль Год постройки:1885. Адрес: Белгородская область, Старооскольский р-н, с.Дмитриевка Координаты: 51.231475, 38.118212 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Согласно историко-археологическому сборнику «Воронежская старина», 1784 год стал знаменательным для жителей села Дмитриевка. В этом году вместо прежней ветхой церкви сельчане выстроили новый деревянный храм во имя св. Димитрия Мироточца, известного также как св. Димитрий Солунский. Первым настоятелем Димитриевского храма, отмеченным в консисторских делах за 1766 год, был священник Иоанн Попов. В 1769 году его сменил священник Прохор Иванович Никитин, почивший в 1785 году. По преданию, в XVIII веке в селе было несколько церквей. Первая - называемая местными жителями «часовней» - располагалась в саду помещицы Рыкановой вплоть до 90-х годов XIX века. Второй храм - маленькая церквушка, которая, по преданию, была построена в лесу. Поэтому в этот исторический период (конец XVIII в.) в селе было два штата священнослужителей: в документах встречается упоминание о двух священниках – Федоре Семеновиче Попове и Андрее Федорове. По неизвестным причинам оба священника запрещены в служении. С 1788 по 1816 годы священствует Андрей Филиппов. Приемником его стал Дмитрий Авдеевич Станский. В 1821 году упоминается умерший в этом же году священник Тимофей Варфоломеевич Протопопов. С 1826 по 1835 годы настоятельствовал священник Василий Васильевский. В 1835 году к храму был определен священник Иоанн Иванов, а уже в следующем году - священник Федор Мишин. С 1839 по 1864 годы при храмах служит священник Никита Михницкий. О внутреннем устройстве часовни мы узнаем из доклада местного благочинного епархиальному начальству от 1842 года: обветшавший иконостас нуждается в ремонте, впрочем, как и весь храм.

http://sobory.ru/article/?object=16217

Епископ Наро-Фоминский Парамон: «Мы строим храмы там, где они нужны людям» 29.03.2021 15:41:13 Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского патриархата епископ Наро-Фоминский Парамон, ответственный за программу строительства православных храмов в Москве и за реставрацию объектов культурного наследия религиозного назначения, рассказал порталу " Интерфакс-Религия " о перспективах храмостроительства в столице и других регионах России в ближайшие годы. - Ваше Преосвященство, насколько " просел " церковный бюджет за время пандемии? От каких значимых проектов пришлось отказаться? Насколько меньше стали жертвовать Церкви простые люди? Потеряла ли она каких-то крупных благотворителей? Начала ли выравниваться финансовая ситуация теперь? - Действительно, прошлый год был непростым и для Церкви, и для всего государства. И, конечно, у всех были определенные трудности. При этом я не могу судить обо всем церковном бюджете, но что касается программы строительства православных храмов в Москве, то, слава Богу, в 2020 году темпы строительства сорваны не были. Графики, конечно, немного сдвинулись, однако в прошлом году мы ввели в эксплуатацию даже больше храмов, чем в 2019-м. Так, в 2019-м мы сдали десять храмов, а в 2020-м - 12! Конечно, в том числе и благодаря хорошему заделу в 2019 году. Храмы ведь не один год строятся. Наш самый крупный благотворитель - компания ПАО " ГМК " Норильский никель " остается нам верным соработником, несмотря ни на какие трудности. Благодаря этой компании мы построили уже шесть церквей: храм благоверного князя Александра Невского при МГИМО; храмовый комплекс Всех святых, в земле Русской просиявших, в Черемушках; храмовый комплекс великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве; храмовый комплекс благоверного князя Андрея Боголюбского на Волжском бульваре; храмовый комплекс Покрова Пресвятой Богородицы в Некрасовке; храмовый комплекс иконы Божией Матери " Воспитание " на шоссе Энтузиастов. И " Норильский никель " продолжает активно участвовать в программе. Так, в конце прошлого года мы начали строительство храмового комплекса с храмом преподобного Сергия Радонежского на Красноярской улице. К реализации еще одного масштабного проекта планируем приступить этой весной.

http://radonezh.ru/2021/03/29/episkop-na...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) “церкви многы” и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей 1785 . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также “церкви многы камены”, первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158 – 1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164), которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице 1786 . “Многы церкви” создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191 – 1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела – великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины. Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. 1787 “Многы церкви” создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207), б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) 1788 . “Многы церкви” создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222 – 1225), и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде 1789 . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) 1790 . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г. – 32, в 1193 г. – 14, в 1199 г. – 16, в 1227 г. – 27; в Ростове в 1211 г. – 15; в Ярославле в 1221 г. – 17 1791 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Еще Юрий Долгорукий, бывший удельным князем земли Суздальской, построил в ней (ок. 1152 г.) «церкви многы» и в числе их каменные: святого Спаса в Суздале, святого Георгия во Владимире, святого Георгия в Юрьеве Повольском и святого Спаса в Переяславле Залесском. Последнюю докончил уже сын Долгорукого Андрей . Сам Андрей Боголюбский, сделавшись великим князем владимирским и суздальским, создал в своем княжении также «церкви многы камены», первое место в ряду их занимал великолепный по времени и богатейший кафедральный владимирский собор во имя Успения Пресвятой Богородицы (1158–1160), который, хотя с значительными изменениями, сохранился доныне, и потом церковь Положения Ризы Богоматери на Золотых воротах (1164) , которые по примеру древлепрестольного Киева великий князь соорудил в своей новой столице . «Многы церкви» создал и брат Боголюбского, великий князь владимирский Всеволод III; лучшая из них, которую он воздвиг (между 1191–1197 гг.) на своем княжем дворе во имя своего ангела — великомученика Димитрия Солунского, стоит доныне и служит одним из наиболее уцелевших памятников нашей церковной старины . Кроме того, Всеволод не только обновил, но распространил пристройкою с трех сторон других стен и открытием боковых приделов владимирский Успенский собор после пожара, постигшего собор в 1185 г. «Многы церкви» создал и сын Всеволода Константин, князь ростовский и потом великий князь владимирский; между прочим: а) церковь святого Михаила во Владимире на дворе своем (1207) ; б) церковь Успения Пресвятой Богородицы в Ростове, каменную, соборную, которую заложил в 1213 г. на месте прежней, обвалившейся, и которая, потерпев в продолжение веков многие перемены, существует еще ныне; в) церковь святых мучеников Бориса и Глеба, каменную, в Ростове на княжем дворе (1214); г) церковь Успения Пресвятой Богородицы, каменную, в Ярославле на княжем дворе (1215); д) церковь Воздвижения Честного Креста, каменную, во Владимире на торговище (1218) . «Многы церкви» создал и брат Константина великий князь владимирский Георгий Всеволодович; в числе их каменные: церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Суздале, соборная (1222–1225) , и церковь святого Спаса в Нижнем Новгороде . Другой брат Константина, Святослав Всеволодович, соорудил каменный соборный храм святого Георгия в Юрьеве Повольском, на месте созданного Юрием Долгоруким, существующий доныне (1233) . Вообще, чтобы составить приблизительное понятие о количестве церквей, существовавших тогда в разных городах страны Суздальской, довольно снести заметки летописей о церквах погоревших. Так, во Владимире на Клязьме погорело церквей: в 1185 г.— 32, в 1193 г.— 14, в 1199 г.— 16, в 1227 г.— 27; в Ростове в 1211 г.— 15; в Ярославле в 1221 г.— 17 .

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010