Берёзовка. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Церковь возведена в 1897 году. Псевдорусский стиль. К прямоугольному в плане зданию с востока примыкает полуциркульная в плане апсида. Основной объем церкви акцентирован треугольными фронтонами северного и южного фасадов, а так же световым барабаном (низкий восьмерик на низком четверике), увенчанным тремя рядами килевидных кокошников. Объем светового барабана прорезан по сторонам света небольшими прямоугольными с полуциркульными завершениями оконными проемами, декорированными наборными наличниками с кованными козырьками килевидного силуэта. Малый глухой барабан с главкой – утрачены. Трапезная перекрыта двускатной крышей оригинальной конструкции В.Г. Шухова. Оконные проемы, размещенные по краям северного и южного фасадов, аналогичны по характеру декоративного оформления оконным проемам светового барабана. Прямоугольные с полуциркульным завершением оконные проемы трапезной – двойные, алтарной апсиды – тройные, меньшего размера. Горизонтальное членение фасадов подчеркнуто подоконным поясом, обработанным филенчатыми лежачими ширинками, срединным карнизом с поясом кронштейнов и венчающим сложным карнизом, прорезанным висячими наборными лопатками, завершенными небольшими треугольными фронтонами. Их расположение подчинено общему трехчастному ритму членения фасадов. Двойные оконные проемы трапезной вписаны в перспективные наличники с профилированными архивольтами. Простенки между окнами трапезной декорированы ширинками и наборными полуколонками. Здание храма – один из лучших на территории Липецкой области образцов культового зодчества. Каменная церковь великомученика Димитрия Солунского в селе Березовке построена в 1897 году. В советское время ее закрыли, в войну здесь был госпиталь, а потом - клуб. Храмовые святыни были расхищены, но главная из них сохранилась до наших дней. Образ небесного покровителя храма был написан на кипарисовой доске афонскими монахами и подарен православному приходу в 1906 году. Источник: 08.02.2013 видеосюжет на телеканале СОЮЗ

http://sobory.ru/article/?object=10700

Ктины. Церковь Димитрия Солунского. Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:между приблизительно 1863 и 1871. Колокольня - после 1907. Адрес: Россия, Псковская область, Плюсский район, деревня Ктины Координаты: 58.709776, 28.59881 Проезд:Автобус Плюсса-Заянье. Остановка д.Детково или д.Гнездилова Гора Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1573 году поместье Елизарья Тыртова в Лядском погосте (в том числе и поч.Болота) было передано другому помещику – Василею Ивановичу Умному Колычову. До нашего времени сохранился текст ввозной грамоты (из записной книги ввозных грамот Шелонской пятины), где говорится о передаче этого поместья. «Такова ввозная дана околничему Василю Ивановичю Умного Колычова на Елизарево поместье Тыртова: 56. По государеву цареву и великого князя Ивана Василевича всеа Русии приказу, от государевых царевых великого князя диаков, от Семена Федорова сына Мишурина да от Ивана Дорофеева сына Собакина, в Шелонскую пятину, в Лятцкои погост: в селцо во Хтино, у озера у Хтина, а в селе великомученик Дмитреи, да на полатех Сергеи Чюдотворец, в двор болшои на пол трети обжи (в дрв) в Дедково на обжу, (в дрв) в Олексино на полторы обжи (в дрв) Ярун на полторы обжи, (в поч) в Земско, (в) Ермолка Кузмин, пашни полторы осмины (в поч) в Мелницу, (в) Яшко Микулин, пашни полторы осмины, (в поч) в Болото дан к церкве великомученику Дмитрию, (в) Ерешка Никитин, (в) Тренка Василев, (в) Остратко Петров, пашни три чети; и всего и с починки на восм обеж с четвертью, что было то селцо и деревни и починки в помесе за Елизарем за Тыртовым. Всем крестьяном, которые в том селце и в деревнях и в починкех живут: пожаловал государь царь и великий княз тем селцом и деревнями и починки околничего своего Василя Ивановича Умного в поместье со всеми угоди; и вы б все кресяне, которые в том селце и в деревнях и в починкех живут, околничего Василя Ивановича Умного и его приказщиков слушали, пашню его похали и оброк ему помещиков хлебнои и денежнои платили, чем вас изоброчит. К сеи ввознои грамоте царев великого князя диаки Семен Федоров сын Мишурин да Иван Дорофеев сын Собакин печати свои приложили. Писан в государеве отчине в Великом Новегороде лета 7081г марта в 21д. Се помесе отдано все по государеве грамоте Ивану Соловому Тимофеевичю Петрова в 83м году».

http://sobory.ru/article/?object=04137

Салоники (Θεσσαλονκη). Церковь Димитрия Солунского. Ιερς νας Αγου Δημητρου Карта и ближайшие объекты Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века. С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григорасом). В этот же период по причине исчезновения мощей из храма возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).  В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Хоть мироточение мощей в настоящее время прекратилось, раку святого открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог " . С сайта http://fakty-o.ru Базилика Святого Димитрия - пятинефная христианская базилика, построенная в греческом городе Салоники на месте гибели великомученика Димитрия Солунского. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.Первая церковь на месте темницы, где, по преданию, принял мученическую смерть святой Димитрий (по другой версии - над его могилой) была построена между 313-323 годами. Спустя сто лет, в 412-413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены его мощи, тайно погребённые там, согласно житию, фессалоникийскими христианами в 306 году.

http://sobory.ru/article/?object=16863

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриаршее послание в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского 06.11.2008 406 Время на чтение 3 минуты Архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию ковчега с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского Возлюбленные о Господе Архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Господь наш Иисус Христос, непрестанно изливающий Свою Божественную благодать на Святую Русскую Православную Церковь и на весь наш народ, вновь являет нам Свою милость, ибо в пределы нашего Отечества приносится великая святыня христианского мира — ковчег с частицей мощей святого великомученика Димитрия Солунского. Назначенный проконсулом Солуни (Фессалоник) святой Димитрий, несмотря на приказ римского императора Галерия Максимиана усилить гонения на Церковь, сам, исповедуя воскресшего Спасителя, стал открыто говорить о христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство в городе. Ревность о Боге военачальника Димитрия была столь велика, что его сравнивали со вторым апостолом Павлом, потому что именно «апостол языков» основал здесь общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Император Максимиан, узнав о том, что назначенный им проконсул — христианин и многих обратил в веру Христову, был весьма разгневан. Желая расправиться с солунскими христианами, он решил ввести войска в город. Святой же Димитрий, памятуя слова Спасителя, «если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах» (Мф. 19:21) раздал все свое достояние, а сам, готовя себя к принятию мученического венца, предался посту и молитве. Вызванный на суд императора Димитрий, как истинный воин Христов, не устрашился смерти, но, обличая неправду и суетность римского многобожия, мужественно исповедал себя христианином. За это святой военачальник был предан мученической смерти через пронзение копьями.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

Почему именно в субботу? Потому что суббота еще в дохристианское время выбрана для особого поминовения усопших. Если копать глубже, то уже в Священном Писании говорится о субботе как о дне покоя. Слово на Димитриевскую родительскую субботу священника Алексия Агапова, настоятеля храма Архангела Михаила в городе Жуковский Московской области. — Дорогие братья и сестры! Сегодня в Церкви совершается так называемая Димитриевская родительская суббота. Этот день переходящий, но чаще всего эта суббота выпадает на субботу, ближайшую к дню памяти великомученика Димитрия Солунского. Великомученик Димитрий Солунский – древний святой, очень почитаемый. Его еще называют Димитрий Мироточивый, поскольку мощи его источали миро, исцелявшее тех, кто приходил к нему с верой. Великомучениками Церковь называет великих людей мира сего, которые стали мучениками за веру Христову. То есть это люди, которые имели власть, богатство, почет, и могли средствами мира сего повлиять почти на всё, что происходило вокруг них. Можно сказать, держали свою судьбу в собственных руках. Но исповедуя Христа, они отказались и от власти, и от могущества, и от богатства, а предали себя в руки Божии, и через муки, которые претерпели от гонителей на веру Христову, вошли в Его Небесное Царство. Поскольку это были люди великие, про которых все слышали, их мученичество особенно сильно свидетельствовало о Христе, об истине Христовой веры, Воскресении Христа, о победе Воскресшего Христа над смертью. Поэтому Церковь и установила для них особый чин – великомученики. Великомученик Димитрий жил в первые века, был военным, полководцем, служил в языческом воинстве, и когда спросили, кто христианин, он, один из предводителей войска, вышел вперед. Для римлян это был скандал, а для Церкви – великая слава, потому что видя страдания и стойкость великомучеников, множество язычников обращалось ко Христу. Пользуясь средневековой терминологией, великомученика Димитрия можно назвать князем, потому что князь – это изначально военачальник. Это тот, кто водит за собой войско и строит город, крепость, таким образом укрепляя свою власть. Именно потому, что великомученик Димитрий Солунский был князем, в его честь называли многих князей на Руси. В том числе и Димитрий Донской, который предводительствовал русским войском во время Куликовской битвы, имел своим небесным покровителям великомученика Димитрия. Куликовская битва, как мы помним, состоялась в 1380 году, 8 сентября по старому стилю.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-n...

15. Димитриевская родительская суббота. Прп. Евфимия Нового, Солунского. Прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского. Свт. Иоанна, еп. Суздальского. Свт. Афанасия исп., еп. Ковровского (служба может быть перенесена на пятницу, 14 октября) . Сщмч. Лукиана Печерского, в Дальних пещерах. Свт. Дионисия, архиеп. Суздальского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба прп. Евфимия Нового, Солунского, совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Служба прмч. Лукиана, пресвитера Антиохийского, переносится на повечерие. Примечание. Полиелейная служба в честь свт. Афанасия исп., еп. Ковровского, может быть перенесена на пятницу (14 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: преподобного, глас 4-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 3-й (2-й: «Велия Креста Твоего, Господи, сила...», 3-й: «Велия мученик Твоих, Христе, сила...», 4-й: «Пророцы, и апостоли Христовы...»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – догматик, глас 3-й: «Како не дивимся...». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 3-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподобне отче...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Тебе молимся...». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://patriarchia.ru/bu/2023-10-28/

Канаши. Церковь Димитрия Солунского. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Канашинское село находится от епархиального города в 182 в., от уездного в 16 в. на северо-запад, расположено по берегам незначительной речки Большой Канаш, впадающей в р. Исеть. Климатическия условия местности, вследствие отсутствия лесов и свежей проточной воды, нельзя назвать вполне благоприятными для здоровья. Немаловажное значение для развития в селении различных болезней имеют расположенные около него кожевенные заводы, откуда распространяется по временам невыносимое зловоние и в значительной мере отравляет воздух. Почва в окрестностях села черноземная. Точных данных для определения времени основания села Канашинского нет, но несомненно, что в конце XVII столетия оно, как деревня, уже существовало. Образовалось оно из беглых крепостных крестьян Вологодской губернии, принадлежавших помещику Велико-Устюжского уезда отставному прапорщику Павлу Иванову Дебособрову. В промежуток между 1721 и 1725 г.г. помещик Дебособров разыскал своих беглецов, но не принуждал их переселяться обратно, оставив за собою право владения ими и на новом месте их жительства. По смерти Дебособрова этим селением владели жена его и две сестры и их наследники. В 1806 г. крестьяне с. Канашинского откупились от своих помещиков за 15200 рублей. Наименование свое село Канашинское получило от речки Канаш, по берегам которой оно раскинулось; в прежнее время оно называлось, кроме того, еще Димитриевским по имени храма, освященного в честь Св. Великомученика Димитрия Солунского. В состав прихода Канашинского, кроме самого села, входит деревня Мальцева, расположенная на расстоянии 1-й версты от него по той же речке. Численность населения в приходе равняется 1481 м. п. и 1570 ж. п. православных, - и раскольников разных толков 399 м. п. и 438 ж. п. Главное занятие прихожан – земледелие, в очень значительной степени развито в приходе дубление и вообще выделка кож, а также производство простой глиняной посуды. Благодаря этим промыслам, население довольно зажиточно.

http://sobory.ru/article/?object=48214

Троекурово. Троекуровский Дмитриевский Иларионовский женский монастырь. Церковь Димитрия Солунского. Карта и ближайшие объекты Церковь св. Димитрия Солунского - самый старый храм Троекуровского монастыря. Была построена вместо прежней приходской деревянной церкви местной помещицей Прасковьей Раевской в 1811-1814 гг. Главный престол посвящен святому великомученику Димитрию Солунскому, правый придел - Георгию Победоносцу, левый - Иоанну Воину. 13 января 1864 года последовал указ Святейшего Синода, в котором сказано, что Димитриевская церковь становится главным храмом Троекуровской Илларионовской женской общины. С тех пор и сама община стала именоваться Димитриевской. Двусветный основной объем состоит из четверика, увенчанного ротондой, полукруглого алтаря и трапезной. К притвору с обеих сторон примыкают парные колокольни. На одной из колоколен на средства местного помещика были устроены часы с боем. На другой располагались колокола весом в 21 пуд, 4 пуда, а также  маленькие колокола, общий вес которых составлял 535 кг 266 г. Лестничные всходы были изготовлены из мячковского камня. Из этого же камня был выстлан пол. В 1876 году в Димитриевской церкви была обновлена настенная живопись, с западной стороны для монашествующих устроены хоры, установлены новые вызолоченые иконостасы всех трех престолов. Западный вход храма украшен лоджией с двумя колоннами. Главки на церкви были обиты " белым листовым железом " , крыша покрашена зеленой краской, кресты вызолочены. Двери и решетки на окнах первого яруса кованые. Клиросы были деревянные, выкрашены голубой краской. Резной, искусно выполненный иконостас был покрыт белой, а резные колонны палевой под лак краской (позднее колонны и царские врата были вызолчены). Над царскими вратами в резном сиянии находился образ Нерукотворного Спаса, " на котором риза и венец серебряные, кованые, вызолоченые, со вставленными мелкими драгоценными камнями " . Храм славился богатой утварью: двумя серебряными крестами, тремя серебряными с позолотой сосудами и серебряным с позолотой ковчегом. Так же в храме находилась богатая библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=10918

Разделы портала «Азбука веры» Богослужебные указания за 2 ноября 2024 года 20. Димитриевская родительская суббота. Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского (службу зри 23 июня) . Прп. Гавриила Самтаврийского (служба может быть перенесена на пятницу, 19 октября) . В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба вмч. Артемия совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13й главе Типикона. Примечание. Полиелейная служба прп. Гавриила Самтаврийского может быть перенесена на пятницу (19 октября). На вечерне кафизма 18я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: великомученика, глас 4й – 3, и мученичны Октоиха, глас 1й (2й: «Молитвами, Господи, всех святых…», 3й: «Еже на судищи…», 4й: «О, добрыя вашея купли…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – великомученика, глас 2й: «Разумнаго светильника…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7й: «Боже, Заступник мой еси Ты…», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал…», и проч.). «Слава» – великомученика, глас 6й: «За Христа законно…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе…». Примечание. «На стиховне мученичен 1й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина » (Типикон, гл. 13я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4го, 5го или 6го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1й), а мертвен повторить дважды .

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Астрахань. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1728 году астраханский купец Федор Черпаков просит разрешения у Астраханского епископа Варлаама на строительство новой каменной Смоленской церкви. 19 января ему была дана храмоздательная грамота, а к 1737 году строительство церкви было уже завершено. 10 ноября 1737 года новосооруженный храм был освящен епископом Илларионом. По указанию Астраханского епископа Мефодия 4 мая 1761 года был заложен придельный теплый храм в честь великомученика Димитрия Солунского и 26 октября 1762 года был овящен. Из-за ветхости и малой вместимости в 1829 году был разобран. Вместо него были пристроены к трапезной два новых придела. Северный придел был освящен 29 октября 1829 года в честь великомученика Димитрия Солунского, южный придел освящен 23 мая 1835 года в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 1857 году была выстроена каменная колокольня. К началу 20-го столетия храм сильно обветшал и шла речь о разборке старого здания и построения на его месте нового, но за отсутствием средств проект было решено отложить до лучших времен. В 1930 году церковь была снесена. Информация с сайта Астраханско-Енотаевской епархии Храм этот, теперь не существующий, находился недалеко от Спасо-Преображенского монастыря на перекрёстке улиц Эспланадной и Смоленской. История его появления уходит глубиною в XVII век, когда территория Белого города стала приобретать черты густонаселённого посада. Если в западной его части била кругом торговая жизнь, а в центральной и южной разместились стрельцы, то северо-восточный его угол по-прежнему оставался малообжитым. Только в начале 70-х годов здесь, на территории между Спасо-Преображенским и Вознесенским монастырями, была основана слобода рыбных ловцов. Место было удобное – рядом располагались Косые, или Исадные, ворота Белого города, выходившие прямо на реку Кутум, бывшую тогда судоходной, а вдоль берега её тянулся богатый астраханский рынок Исады, где рыбаки могли сразу же продать свой улов. Слобода расстраивалась и процветала. Вскоре после основания рыбацкой слободы появились и первые упоминания о Смоленской церкви. Её появление было связано с основанием нового прихода, в который вошли жители новой слободы. Ими же, возможно, и была построена первая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=38508

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010