Д.Г. Тугин Православная Церковь славится множеством святых, которые достигали святости разнообразными путями. Наиболее древняя форма святости – мученичество от (др.– греч. μρτυς, μρτρος – свидетель, лат. martyr – свидетель). Одним из наиболее прославленных мучеников этого периода является святой Дмитрий Солунский, который пострадал около 306 года во время гонений от императора Максимиана Геркулия (годы правления 286–305 и 307–310) и стал одним из наиболее почитаемых православных святых воинов-мучеников. Согласно изданию «Biblioteca Hagiographica Graeca», количество произведений, посвященных св. Димитрию достигает 89-ти наименований которые расположены с 496 по 547z. Интересующим нас разделом в агиографической традиции Димитрия Солунского являются похвальные слова (др. греч. γκμιον – восхваление), которые, как правило, предназначались для публичного произнесения во время богослужения в день памяти того или иного святого. Многие выдающиеся византийские энкомиасты посвящали похвальные слова св. Димитрию. Из наиболее известных авторов энкомиев можно выделить Евстафия Фессалоникийского (ок.1115–1195), свт. Григория Паламу (1296–1357), свт. Николая Кавасилу († после 1391), Никифора Григору (ок. 1295 – ок. 1360), Геннадия II Схолария, патриарха Константинопольского (1400–1473), Симеона Фесаллоникийского (кон. XIV в. – 1429), Димитрия Хрисолора (1360 – после 1416 гг.) 1 . Одним из выдающихся авторов, составивших похвальное слово великомученику Димитрию, является святитель Филофей Коккин , патриарх Константинопольский (1300–1379). Энкомий Филофея Коккина в честь святого Дмитрия Солунского в BHG указан под номером 547d и занимает 23 место среди похвальных слов, посвященных святому. Данный памятник позволяет нам прикоснутся к агиографической, экзегетической, а также похвальной традицией поздневизантийского периода в целом и традиции святителя Филофея – одного из виднейших исихастов XIV века, а с другой стороны характеризует почитание святого Димитрия и его в эпоху исихастских споров, ознакомиться с природой полемики паламитских споров 2 . Кроме того, данное произведение позволяет читателю ознакомиться с современными писателю фактами, а также показывает те выходы и решения проблем, с которыми сталкивается Церковь и верующие 3 . Энкомий свт. Филофея Коккина вмч. Димитрию до настоящего времени не переводился на русский язык и в отечественной богословской науке до сих пор остается малоизученным памятником.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Дмитрий, святитель, митрополит Ростовский и Ярославский (Туптало Даниил Саввич) († 1709, память 23 мая/5июня, 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября, 6/19 июля в Соборе Ростово-Ярославских святых и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в местечке Макарово близ города Киева в семье благочестивых христианских родителей. Отец его всю свою жизнь служил в казацких войсках и большую часть времени проводил в походах, поэтому воспитанием Даниила в основном занималась его мать, которая отличалась исключительным благочестием. Отрок Даниил вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. Во время обучения он чуждался товарищества и стремился к одиночеству, занимался чтением святых книг, часто посещал богослужения в противоположность другим воспитанникам. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Будучи истинным патриотом, Димитрий внимательно следил за политической жизнью Украины. В это время он начал писать свой «Диарий» (записки на польском языке), в котором отмечал все события, происходившие тогда как на Украине, так и в Польше и Москве, от которых зависела судьба Украины. Димитрий болезненно переживал происходившие события. 23 мая 1675 года Димитрий был рукоположен во иеромонаха Черниговским архиепископом Лазарем (Барановичем) и назначен проповедником в г. Чернигов. В этой должности иеромонах Димитрий трудился до 1677 года. В Чернигове он начал писать свою первую книгу «Руно Орошенное», в которой описал чудеса, происходившие от чудотворной иконы Божией Матери в Черниговском Троицком Ильинском монастыре. Эта книга имела большой успех и несколько раз переиздавалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Коптелово. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты В центре села Коптелово уже больше двухсот лет возвышается церковь Вознесения Господня. В 1800 году крестьяне села положили первый камень в основание храма, а в 1803 году церковь освятили. Первой отличительной особенностью храма в округе были колокола, которые предназначались для верхотурского Николаевского монастыря, но коптеловцы их перекупили. Вторая особенность церкви — икона Христа, вырезанная в натуральную величину и подаренная политкаторжанином из Туринска. Третьей особенностью была ажурная кованая ограда в белых мраморных столбах вокруг храма. Вознесенская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1800 г. Левый придел во имя вмч. Дмитрия Солунского, освящен 27 октября 1803 г. Вновь освящен 2 ноября 1886 г. Главный храм в честь Вознесения Господня, освящен 23 июня 1823 г. Правый придел заложен 8 октября 1884 г. и освящен во имя прав. Симеона Верхотурского 23 ноября 1889 г. закрыта в 1935 г., обновленческой ориентации. Полуразрушена. Восстанавливается. Источник: сайт Екатеринбургской епархии Коптеловское село, отстоящее от Епархиальнаго города в 142 верстах, расположено на левом берегу реки Реж. Местность, занимаемая селом и приходом, ровная, спускающаяся к реке крутым известковым каменистым обрывом, доходящим в иных местах до 10 сажень. Климатическия условия здесь нельзя назвать благоприятными для здоровья в виду находящихся к югу от села в изобилии болот. Почва – разнообразная: черноземная, песчаная, глинистая, известковая, богатая минералами. Название свое село получило от фамилии первого поселенца на берегу реки Реж. До 1751 году село было деревнею Арамашевскаго прихода. Существовавший в селе в 1754 году деревянный храм в 1799 году сгорел, а в 1800 году был заложен каменный в честь Вознесения Господня с приделом во имя св. великомученика Димитрия Солунского, освященным 27 октября 1803 года; главный же храм был освящен 17 июня 1823 года; 8 октября 1884 года был при храме заложен правый придел в честь св. праведного Симеона Верхотурского Чудотворца и освящен в 1889 году.

http://sobory.ru/article/?object=11370

Крюково. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Свято-Успенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Димитрия Солунского , Флора и Лавра Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:Между 1777 и 1781. Адрес: Владимирская область, Гусь-Хрустальный район, с. Крюково Координаты: 55.643259, 41.267715 Проезд: От райцентра Гусь-Хрустальный выезжаем на восток от объездной дороги по указателю " Добрятино " , далее никуда не сворачивая двигаемся асфальтом до километрового столба с цифрой 30 (км от Гуся). Основная трасса уходит на юг на Золотково, сворачиваем влево опять на восток, на дорогу с щебеночным покрыти ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От райцентра Гусь-Хрустальный выезжаем на восток от объездной дороги по указателю " Добрятино " , далее никуда не сворачивая двигаемся асфальтом до километрового столба с цифрой 30 (км от Гуся). Основная трасса уходит на юг на Золотково, сворачиваем влево опять на восток, на дорогу с щебеночным покрытием, и ещё 10 км до Крюково. По пути будет небольшой асфальтированный участок на котором можно отдохнуть 100 км/ч, остальная дорога 20 км/ч, летом пыль, ямы, зимой нередки снежные заносы, непроезжее состояние Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Крюковский приход «Село Крюково находится примерно в 35 км к востоку от Гусь-Хрустального за деревней Лесниково. Раньше оно входило в Меленковскую волость. По записям в патриарших окладных книгах видно, что первый раз церковь здесь была построена в 1635 году и освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1709 году её перестроили. В 1717 году по просьбе помещика Ивана Михайловича Дубенского в Крюково было разрешено строительство другой теплой деревянной церкви во имя святого великомученика Дмитрия Солунского с приделом в честь святых мучеников Флора и Лавра. В 1777-81 годах вместо деревянной церкви в честь Успения Божьей Матери устроен каменный храм в честь того же праздника. Новый храм строила помещица Панцырева, и поставлен он был на новом месте за селом возле помещичьего дома. Каменная церковь выстроена в архитектурном стиле позднего барокко. В 1792 году была перестроена и Дмитриевская деревянная церковь, но до 1809 года она оставалась неосвященной. Затем церковь разобрали, и за счет нее была расширена трапеза каменного храма. Это расширение было произведено на средства помещика И.А. Дубенского. С того времени храм существует без изменений с внешней стороны, а внутри церковь обновлялась в 1865-1874 годах на средства хозяина соседнего завода (Первомайского) Добровольского (родственник Дубенских).

http://sobory.ru/article/?object=04096

Кубенское. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Димитрия Солунского. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Вологодская обл., Вологодский р-н, с. Кубенское Координаты: 59.434697, 39.668691 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковно-приходское попечительство было открыто 1 января 1896 года и состояло из 11 членов под председательством приходского священника. Приходская народная библиотека открыта в конце 1894 года. Отмечалось, что интерес прихожан к чтению был велик. В библиотеке, которая размещалась в церковной трапезе в " приличном " шкафу, имелось 280 экземпляров книг. Книги выдавались священником всякий раз, когда он находился в церкви для исполнения своих обязанностей. Чтения для народа проводились с разрешения епархиального начальства (указ духовной консистории от 16 октября 1895 г. за сначала в здании народного училища, затем в отдельном помещении. В 28 верстах от Вологды, почти прямо на север, находится село Кубенское, на берегу Кубенского озера. В центре села расположены храмы Троицкий и Илиинский. Первый храм - приходский для жителей окрестных деревень, а Илиинский - для жителей села Кубенского. Ныне эти храмы - каменные, выстроенные на месте прежних деревянных. Когда были в первый раз построены храмы в селе Кубенском, за неимением точных исторических сведений сказать невозможно. Село или волость " Кубена " упоминается уже в XV веке, как владение князей Заозерских; в начале XVII века село Кубенское пожаловано было царем Михаилом Феодоровичем боярину Михаилу Михайловичу Салтыкову. Очень вероятно, что церкви в селе Кубенском существовали уже в те отдаленные времена. Есть предание, что на месте села Кубенского было некогда малое, из одной улицы, селение ( " Запрудье " ), что в нем была приходская церковь Троицкая. Но с 1613 года уже документально известно о существовании Илиинской приходской церкви в Кубенском погосте. Илиинский храм - холодный; теплый же зимний, построен отдельно от холодного и посвящен великомученику Димитрию Мироточивому Солунскому Чудотворцу.

http://sobory.ru/article/?object=24140

Премудрость нашего спасения Книга свт. Симеона Солунского объясняет символику и смысл совершаемых в храме таинств и других священнодействий. В ней также подробно рассматриваются различные стороны (аспекты) храмовой жизни, правила поведения верующих в Церкви и совершения богослужений, даются ответы на многие насущные вопросы, касающиеся священнослужения, на основе Священного Предания. Книга рассчитана на всех, кому небезразлична литургическая жизнь Православной Церкви и живое святоотеческое наследие. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Святитель Симеон, архиепископ Солунский Премудрость нашего спасения Печатается по изданию: Сочинения блаженного Симеона, архиепископа Фессалоникийского. СПб., 1856 (орфография современная) Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС10-15-1408) Предисловие Святитель Симеон, архиепископ Солунский (XIV – 1429) – знаменитый церковный деятель, богослов, литургист времен заката Византийской Империи. В сане архиепископа (1416/1417–1429) он прославился не только как мудрый пастырь и подвижник благочестия, но и как мужественный защитник религиозной и политической независимости своей паствы: благодаря его усилиям осажденная султаном Муратом Солунь не сдалась туркам и была взята вторичным приступом лишь после смерти святого Симеона. Будущий святитель родился в Константинополе. Он принял монашество с именем Симеон и проходил иноческую жизнь в малой келии, возможно в монастыре святых Каллиста и Игнатия Ксанфопулов, к которым он был очень близок. Впоследствии он был рукоположен во иеромонаха и, по предположению историков, возможно бывал при патриаршем дворе. В конце 1416 или начале 1417 года Симе он был рукоположен во архиепископа Солунского. Новое служение оказалось тяжким бременем и здоровье владыки сильно пошатнулось. Как он сам передаёт, он спасся и восстановил здоровье благодаря заступничеству великомученика Димитрия Солунского, покровителя кафедрального города.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Смолинское. Церковь Илии Пророка. Пророко-Илиинская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Пророко-Илиинская церковь, каменная, трехпрестольная. Заложена в 1823 г. Главный храм во имя прор. Илии, освящен 11 июня 1847 г. Правый придел в честь Воздвижения Креста Господня, освящен 6 ноября 1877 г. Левый придел во имя вмч. Дмитрия Солунского, освящен 2 ноября 1881 г. Закрыта в 1940 г., сергиевской ориентации. Полуразрушена. Село Смолинское возникло после 1734 года. Деревня Смолина сначала входила в Арамильский приход, затем, до 1765 года, в Покровский. Видимо в этом же году смолинцами принимается решение о постройке собственного храма. Известно, что 5 июля 1770 года протоиерей Феодор Кочнев, приехавший из Екатеринбурга, освятил первый храм села, который был деревянным. В 1822 году церковь сильно пострадала от пожара. После ремонта ее вновь освятили. В следующем, 1823 году, была получена грамота на заложение нового каменного здания храма. Когда фактически был заложен и окончено строительство этого храма – точно неизвестно. Однако левый (северный) придел был освящен ранее главного храма, а именно в районе 1838 года. Придел освятили во имя великомученика Димитрия Солунского. По грамоте преосвященного Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 года местный священник Матфий Попов освятил главный храм во имя пророка Илии. Позднее был пристроен правый (южный) придел, который освятили в 1857 году в честь Воздвижения Креста Господня. Храм неоднократно подновлялся и благоукрашался. Так, например, в 1887-93-х годах был обновлен иконостас в главном храме, а также расписаны его стены. В 1895 году храм был оштукатурен и выбелен. Известно о находившемся в храме деревянном кресте, который особо почитался среди местных прихожан. По преданию, этот крест сделан был из сосны, крестообразно выросшей в Заречной части села. Позже на этом месте была поставлена часовня и устроен колодец, водой которого многие пользовались при различных болезнях. Это место особо почиталось жителями села, и тому были свои предпосылки. В одно время эта часовня и колодец при ней были в запустении. Но случился на селе пожар, который уничтожил все постройки вокруг часовни, не затронув, однако, ее саму. С тех пор ежегодно, в день Воздвижения Креста Господня, при многочисленном стечении народа стал совершаться от Смолинского храма к часовне Крестный ход с тем самым почитаемым крестом. После хода совершался молебен и освящалась вода в колодце.

http://sobory.ru/article/?object=11118

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово в 10 километрах от Киева, в семье простого казака, дослужившегося до сотника, Саввы Григорьевича Тупталы и его супруги Марии Михайловны. Великий русский святой появился на свет на Украине, в то время фактически в другом государстве — Речи Посполитой. В этом польско-литовском государстве Украина была бесправна — у нее не было своего правительства; правда, была своя армия, командующий которой — гетман — и был главой страны. Со времени монгольского завоевания Киевская Русь жила своей, отдельной от Московской Руси жизнью. Только во второй половине XVII века состоялось их объединение: в 1654 году на Переяславской раде украинские казаки присягнули московскому царю Алексею Михайловичу (1645–1676). Отметим такой поразительный факт — тогда украинцы и русские нуждались в переводчиках для общения, объединяла их только православная вера и язык богослужений. Начальным образованием сына занималась мать, Мария Михайловна. О ней будущий святитель всегда вспоминал с нежностью. В 1662 году, вскоре после переезда семьи в Киев, 11-летний Даниил был отдан в Братское училище при Богоявленском монастыре. В то время это была единственная школа на юге России, которая давала своим воспитанникам серьезное религиозное образование, готовя из них будущих служителей Православной Церкви. Здесь во всей полноте раскрылись дарования и незаурядные способности Даниила: он освоил польский язык (на нем вел впоследствии дневник и писал письма), греческий и латынь, которая открывала ему мир западного богословия. Полный курс обучения был рассчитан на 11 лет, но Даниил получил лишь начальное образование, так как при очередном нападении поляков на Киев училище было разрушено. 9 июля 1668 года, в 17-летнем возрасте, Даниил принял монашество с именем Димитрий в честь великомученика Димитрия Солунского в киевском Кирилловом монастыре. Почти восемь лет, до весны 1675-го, проходил здесь молодой монах иноческое послушание и продолжал свое самообразование. Здесь началась его проповедническая и литературная деятельность: вышла первая книга «Руно орошенное» — о чудесах, совершавшихся от образа Богоматери из черниговского Троицко-Ильинского монастыря.

http://pravoslavie.ru/2671.html

Беседы. Церковь Рождества Христова. Христорождественская церковь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Приделы: прор. Илии, Покрова Божией Матери, иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После победы в Куликовской битве князь Димитрий Донской повелел на месте «беседы» (военного совета, на котором был составлен план сражения) поставить церковь в честь Рождества Христова. Каменная церковь в честь Рождества Христова была построена в Беседах в 1598—1599 гг. Годуновыми. Храм схож с церковью Вознесения в Коломенском. Его кирпичный шатровый верх, украшенный теремками и бочками, увенчан маленьким куполом и восьмиконечным позолоченным крестом на полумесяце. Белый камень для постройки был доставлен из ближней Мячковской каменоломни. Первоначально основание здания храма окружала каменная открытая ходовая паперть с одним задним входом, над которым высилась шатровая звонница. Эта обширная паперть соединяла небольшие пристроенные два придела, которые были освящены во имя великомученика Феодора Стратилата, небесного покровителя царя Феодора, и великомученика Димитрия Солунского, святого покровителя Дмитрия Годунова, владельца Бесед. Третий придел, в подклете церкви, освятили во имя преподобной Феодосии. В 1646 г. Беседы стали дворцовым селом. В 1765 г. Екатерина II пожаловала его графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому. В 1815 г. старая каменная ходовая паперть вокруг храма была разобрана, с южной стороны пристроили небольшой придел во имя святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел в честь Покрова Богородицы и сооружена трехъярусная шатровая колокольня. В 1930-е гг. храм был закрыт и нижнее его помещение, где находилась церковь и прилегающая к ней обширная площадь, превращено в овощехранилище. В 1943 г. храм Рождества Христова был передан в пользование верующим. В последнее время силами прихожан церковь восстановлена, и в нижней части храма освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Одновременно при Скорбященской церкви создан учебный класс. На целебном источнике сооружена часовня во имя пророка Божия Илии.

http://sobory.ru/article/?object=03964

ПАЛОМНИЧЕСКАЯ ПОЕЗДКА ПРАВОСЛАВНЫХ ТРЕЗВЕННИКОВ Г. ЛУГИ июля 2006 11 июля 2006 года члены Александро-Невского общества трезвости при соборе святой великомученицы Екатерины города Луги вновь отправились в поездку по святым местам лужского края. 11 июля 2006 года члены Александро-Невского общества трезвости при соборе святой великомученицы Екатерины города Луги вновь отправились в поездку по святым местам лужского края. Православные лужане вот уже много лет отправляются в такие экспедиции с целью сбора краеведческих сведений и пополнения фотолетописи храмов и часовен в Лужском районе. Последняя поездка состоялась по северо-восточной части района в направлении Красные Горы - Осьмино - Рель. Первая остановка на маршруте - деревня Красные Горы . Она располагается на дороге Луга - Осьмино, на берегу озера Красногорского. В конце XVI века здесь действовала деревянная церковь во имя св. вмч. Димитрия Солунского. С 1784 по благословению митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила взамен ветхой Дмитриевской церкви началось строительство новой деревянной церкви во имя иконы Божией Матери " Знамение " , которая в полуразрушенном виде сохранилась до наших дней. Знаменская церковь возводилась на средства и попечением помещика Семена Скобельцына. Рядом с храмом стоит бывшая церковно-приходская школа, заново отстроенная в 1907 году, а ныне, как и храм, требующая восстановления. 25 мая 2004 года инициативной группой жителей близлежащих деревень в присутствии Благочинного Лужского округа протоиерея Николая Денисенко было проведено организационное собрание о создании православной общины и восстановлении православного прихода и храма. Летом 2004 года полуразрушенное здание храма поставили на новый фундамент, врезали балки под пол, залили новый фундамент под колокольню. В 2005 году прихожане помогли с материалом для постройки восьмерика. К осени того же года возвели восьмерик и шатер под купол. Весной 2006 год началось восстановление колокольни. До нашего времени сохранился и используется приходом дом священника.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=179...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010