3.  Торжественное заседание  в Храме Христа Спасителя, посвященное 150-летию отмены крепостного права в России. 4. Заседание Попечительского совета Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, прошедшее в подмосковной резиденции Президента Российской Федерации. 6.  Неделя сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (Прощеное воскресенье).  Литургия в храме в честь свт. Николая Чудотворца в Покровском. 7. Понедельник первой седмицы Великого поста. Предстоятель молился за уставным богослужением в Троицком соборе Свято-Данилова ставропигиального монастыря. 8. Вторник первой седмицы Великого поста. Святейший Владыка молился за уставным богослужением в Воскресенском соборе Покровского ставропигиального женского монастыря. 9. Среда первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре. 10. Четверг первой седмицы Великого поста. Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением  в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре. 11.  Пятница первой седмицы Великого поста. Литургия Преждеосвященных Даров в храме св. блгв. царевича Димитрия при 1-й Градской больнице в Москве. 12.  Суббота первой седмицы Великого поста день памяти великомученика Феодора Тирона и день памяти первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи. Великое освящение храма Успения Божией Матери в Печатниках и Литургия в новоосвященном храме. 13. Неделя первая Великого поста. Литургия свт. Василия Великого и чин Торжества Православия в Храме Христа Спасителя. 14. Понедельник второй седмицы Великого поста, день 35-летия архиерейской хиротонии Патриарха. Литургия Преждеосвященных Даров в Храме Христа Спасителя. 16. Первое заседание рабочей группы по подготовке к празднованию 700-летия со дня рождения прп. Сергия Радонежского в Храме Христа Спасителя. 17.  День памяти св. блгв. кн. Даниила Московского.  Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Даниловом монастыре г. Москвы. 20. Неделя вторая Великого поста, день памяти святителя Григория Паламы. Литургия  в храме Живоначальной Троицы в Орехово-Борисово.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных» . «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает , что «Великий Пост - важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», - сообщает сайт «Епархия» . В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост – это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной . Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост – это не только воздержание в пище. Главное – надо поститься духовно... Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни.

http://pravoslavie.ru/4879.html

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

11 марта 2011 года, канун первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи 11 марта 2011 года, в канун дня памяти 1-го и 2-го обретения главы Иоанна Предтечи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Сретенском монастыре. Фото: К. Новотарский/ Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 29 февраля 2012 года, среда первой седмицы Великого поста 29 февраля 2012 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель совершил чин поставления архимандрита Тихона (Шевкунова) во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: К. Новотарский/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси vk fb tw ok @ g+ lj Фото: К. Новотарский/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси vk fb tw ok @ g+ lj Фото: М. Родионов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: И. Правдолюбов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: К. Новотарский/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси 23 марта 2013 года, канун первой недели Великого поста 23 марта 2013 года, накануне первой недели Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в московском Сретенском ставропигиальном монастыре. vk fb tw ok @ g+ lj Фото: И. Правдолюбов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: К. Новотарский/Патриархия.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: А. Горяинов/Православие.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: К. Новотарский/Патриархия.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: К. Новотарский/Патриархия.Ru vk fb tw ok @ g+ lj Фото: И. Правдолюбов/Православие.Ru 28 декабря 2013 года, день памяти священномученика Илариона (Троицкого) 28 декабря 2013 года, в день памяти священномученика Илариона, архиепископа Верейского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Сретенском монастыре, рукоположив диакона Кирилла Малевича во пресвитеры. vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/119056.html

На сайте «Газеты» в статье Надежды Кеворковой «Он необходим для души и бесполезен для угождения телу» рассказывается о том, «как правильно держать Великий пост». Автор, коснувшись вопросов питания в пост, пишет: «Церковь в связи с этим разъясняет, что пост - не диета. Он не совершается во имя телесного здоровья, ради улучшения работы внутренних органов, похудания и «очищения от шлаков». Пост с точки зрения верующего человека следует держать во славу Божию, сочетая его с молитвой. Он необходим для души и бесполезен для угождения телу». Однако после этого замечания автор вновь обращается исключительно к кулинарным вопросам, а в конце материала помещает несколько рецептов постных блюд. В этом году с первой неделей поста совпали днем рождения и день тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В понедельник президент России Владимир Путин «лично поздравил Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 75-летием», сообщает сайт «Регионы России» . «Поблагодарив Путина на приезд, Алексий Второй напомнил, что поскольку его день рождения приходится на первую седмицу Великого поста, то празднования по этому случаю были перенесены на июнь. «Но Вы сказали, что коль Церковь у нас отделена от государства, то поздравите меня именно в день рождения», - с улыбкой отметил патриарх. В ответ на это президент также с улыбкой выразил надежду, что «ничего сильно не нарушил». Также о президентском поздравлении сообщили сайты «Вестей» и «Первого канала» . Пресса также не оставила без внимания юбилей святейшего патриарха Алексия II. «Московский комсомолец» желает Святейшему Патриарху Алексию II «Многая лета» и рассказывает в своей статье о жизненном пути Предстоятеля Русской Православной Церкви На сайте «Известий» опубликована статья Валерия Коновалова и Михаила Сердюкова о Святейшем Патриархе Алексии II, которую предваряет краткое интервью. В нем Предстоятель Русской Православной Церкви вновь напоминает читателям о времени поста и призывает  всех «к сознательному взаимному прощению тех людей, которых мы огорчили, обидели, осудили»: «Нужно взаимно простить и тех, кто у нас будет просить прощения за свои обиды, за свои огорчения, за то, что они осуждали нас. Если это будет путь взаимный, то тогда действительно мы примиренными вступим на поприще Великого поста - этого особого спасительного времени, которое называется у святых отцов временем весны духовной, когда душа человеческая должна обновляться благодатью Господней!».

http://pravoslavie.ru/4879.html

Получается следующее: если он даже постановления IV-V века считает модернизмом, то возникает законный вопрос: на каком же уровне отец Андрей мыслит правильную церковную жизнь, модернизмом не омраченную? На уровне III века? Но и там святитель Римский Ипполит советует поститься после Пятидесятницы, пусть даже и в, так сказать, «компенсаторном характере». Между прочим, по тем каноническим памятникам, которые я упомянул, никакой идеи компенсаторного поста нет, напротив, идея поста в четыре времени года в благодарность за каждый период года и освящение всех четырех временных стихий - весны, лета, зимы и осени. Что же мы видим? Либо отец Андрей хочет воссоздать церковную жизнь I-II века, когда еще не было ни Великого поста, ни, тем более, Петрова, либо он просто занимается деструктивной деятельностью, желая устранить из церковной жизни аскетическое начало, дестабилизировать церковную жизнь и такими заявлениями посеять смуту: людей нерадивых подвигнуть к нарушению поста, а людей ревностных спровоцировать на протестную реакцию, тем паче, что он должен был бы понимать свою ответственность за свое слово, сказанное с экрана. Это не какой-нибудь Интернет-портал, это слово, обращенное к миллионам, и, соответственно, одни будут недоумевать, другие - скоромничать, третьи - возмущаться и бунтовать. И таким образом, отец Андрей способствует, к сожалению, расшатыванию и раскачиванию церковного корабля. К сожалению, занимается он этим не впервые. До сих пор я не могу придти в себя от удивления относительно его комментариев по поводу печально известной фрески, слава Богу, теперь уже измененной, с ликом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси в нимбе . Причем, отец Андрей создал особо провокационный текст, в котором он дерзал нынешнего Святейшего Патриарха Кирилла сопоставлять ни более, ни менее, как со Святополком Окаянным, указывая, что на златниках Святополка Окаянного он также изображен в нимбе. Во-первых, он тем самым унижал Святейшего Патриарха, во-вторых, приписывал ему мифическое, несуществующее стремление к захвату светской власти. Удивляюсь долготерпению и доверчивости Святейшего Патриарха Кирилла, который возвысил отца Андрея, обласкал его, приблизил к себе, а в ответ он получает такие тексты, которые подставляют его и разрушают Церковь.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/12/di...

29 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню и первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров, за которой совершил диаконскую хиротонию студента Московской духовной семинарии Евгения Веселова. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим с проповедью, в которой, в частности, отметил недопустимость использования греховных средств для достижения поставленных целей. «Слово Божие учит нас, что использование греха для достижения целей не является не только спасительным, но и эффективным. Бог предназначил людей для другого — Он предназначил их для того, чтобы они жили по Божиему закону, чтобы творили правду, чтобы не обманывали других, стремясь достичь своих корыстных целей, чтобы грех никогда не использовался как некий инструмент борьбы за место под солнцем. Только тогда жизнь может быть счастливой, мирной и радостной», — сказал Патриарх. Вечером того же дня Предстоятель Русской Церкви совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря Москвы. По окончании богослужения Святейший Патриарх совершил чин поставления архимандрита Тихона (Шевкунова) во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох, после чего обратился к насельникам обители и всем собравшимся в храме с первосвятительским словом. 2 марта, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил братский молебен в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В Успенском соборе лавры Святейший Патриарх молился за великопостными утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию Преждеосвященных Даров, за которой совершил диаконскую хиротонию студента Московской духовной семинарии Сергея Петрова. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил молебное пение с чтением канона святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо, после чего обратился к верующим с первосвятительским словом о необходимости самоконтроля, умении воспитывать ум, чувства и волю. «Самоконтроль и испытание совести есть лишь первый шаг к работе над собой. А дальше начинается врачевание, и главным в этом деле является не духовник, не наставник, а сам человек. Самоврачевание — это и есть синоним духовного подвига человека. Самоврачевание есть воспитание ума, воли и чувств», — сказал Предстоятель Русской Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

Пусть всем нам Господь поможет именно так пройти дорогой Великого поста, восходя от силы к силе и обретая то, что очень тяжело обрести вне поста, — видение подлинных целей и задач своей жизни, духовные силы к решению этих задач, укрепление нашей веры, близость к Самому Господу и Спасителю. И да поможет нам Господь именно так пройти великим и спасительным путем, который открывает перед нами Святая Четыредесятница, Великий пост, приуготовляющий каждого из нас к встрече с Воскресшим Спасителем. В этот вечер мы по установившемуся церковному обычаю испрашиваем друг у друга прощения. Это замечательная традиция. Казалось бы, нет ничего проще, чем буркнуть под нос: «Прости меня». Но если мы в это слово «прости» вкладываем искреннее покаяние, особенно перед теми, с кем находимся в ссоре, кого мы обидели, то это слово «прости» может произвести в нас очень важную духовную перемену. И потому неслучайно поприще Великого поста начинается с Прощеного воскресения, с этого дивного богослужения, в конце которого мы просим друг у друга прощения и, получая это прощение, делаем первый и очень важный шаг на пути, ведущем нас к Воскресшему Спасителю, к лицезрению Его славы, в Светлое Христово Воскресение. Всех вас сердечно приветствую с началом Великого поста и испрашиваю у вас прощения. Кого-то, может быть, обидел, кому-то, может быть, не ответил на вопросы, в том числе через свои слова, обращенные к вам, — Бог знает, что еще может сделать священнослужитель даже помимо своей воли, вольно или невольно внося смятение в души своих пасомых. Если есть что-то такое, что омрачило вас в моих словах, мыслях и иных действиях, то у всех вас искренне испрашиваю прощения. Благословите и простите меня, отцы, братья и сестры, еже согреших делом, словом, помышлением и всеми моими чувствами! Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий

http://radonezh.ru/2022/03/07/svyateyshi...

Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 26 декабря 2003 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в городе Москве. Указанные Журналы Священного Синода подписали: Члены Священного Синода:    В заседании Священного Синода 26 декабря 2003 года под председательством Патриарха Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о прошедшей 25-26 ноября 2003 года в Москве четырехсторонней встрече  духовных лидеров России, Азербайджана, Армении и Грузии. Постановили: Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Алексия Второго о поступившем обращении Министра Культуры Российской Федерации М. Е. Швыдкого с приглашением принять участие в Организационном Комитете по подготовке и проведению Дней славянской письменности и культуры в 2004 году Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия — в качестве сопредседателя, а также Преосвященных Архиепископа Верейского Евгения, ректора Московской Духовной Академии и Семинарии и Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Постановили: Имели суждение о времени празднования 75-летнего юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Постановили: Принимая во внимание, что юбилейная дата приходится в 2004 году на понедельник первой седмицы Великого поста — время углубленной покаянной молитвы, — а также памятуя о том, что празднование юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси будет носить не только личный, но и широкий церковно-общественный характер, считать целесообразным совмещение празднования 75-летия юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с днем интронизации Его Святейшества 10 июня 2004 года. Образовать Синодальную комиссию по подготовке юбилея Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в составе: Имели суждение о визите в Москву делегации Русской Зарубежной Церкви, об обращении Предстоятеля Русской Православной Церкви к митрополиту Лавру и членам Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви и поступившем ответе Первоиерарха и Преосвященных архиереев Русской Православной Церкви заграницей.

http://mospat.ru/archive/86342-zhurnaly-...

1 февраля 1925 года он совершил литургию в Донском монастыре. На протяжении февраля и марта патриарх совершал богослужения в самых отдаленных концах города, благословляя, как обычно, тысячи молящихся. В феврале им были совершены литургии в храме Трифона Мученика (у Рижского вокзала), в храме Богоявления (в Елохове) – в праздник Сретения Господня и всенощная в храме Взыскания Погибших в Палашах, литургия в храме святой Софии на Софийской набережной. Патриарх, однако, не торопился выписываться из больницы – здесь он чувствовал себя лучше и спокойнее по сравнению с крохотными комнатками женского монастыря, битком набитыми народом. Лишь на первой неделе Великого поста решил Святейший выйти из клиники, чтобы провести эту седмицу по-монашески, поговеть и не пропустить ни одного богослужения. В прощеное воскресенье, 1 марта 1925 года, он служил литургию в храме св. Ермолая на Садовой улице. Вечером он совершил прощеную вечерню в Донском монастыре и на протяжении всей первой недели служил каждый день. Затем патриарх вновь переехал на Остоженку. На протяжении Великого поста патриарх служил каждое воскресенье. 8 марта 1925 года он совершил литургию в храме св. Николая на Песках. 16 марта – в храме Зачатьевского монастыря. 21 марта – всенощную с выносом креста в храме Воскресения на Остоженке (рядом с клиникой). 22 марта – в воскресенье Крестопоклонной недели – Святейший слу жил литургию в храме Сорока Мучеников, при которой совершил послед нюю в своей жизни хиротонию, рукоположив архимандрита Тихона во епископа Гомельского. 29 марта патриарх Тихон совершил литургию на далекой московской окраине – в храме Петра и Павла на Преображенской площади, обычно этот храм называли Малым Преображением. В шестое воскресенье Великого поста патриарх совершил литургию в храме Вознесения на Никитской улице. Служба была длинная, торжественная. Несколько тысяч москвичей переполнили огромный храм, который был в то время любимым храмом московской интеллигенции. Многое видели стены просторного, красивого здания: в феврале 1831 года здесь венчался А.С.Пушкин с Н.Н.Гончаровой. В 1918 году здесь происходило отпевание юнкеров, погибших в 1918 году – 180 гробов заполняли храм. В 1920 году здесь венчалась дочь Ф.И.Шаляпина, и могучий бас великого артиста, читавшего Апостола, сотрясал стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010