Патриарх Феофан, простившись с царем Михаилом Федоровичем 4 февраля 1620 г., выехал из пределов Московского государства чрез пограничный город Путивль и, направляясь к Киеву, посетил на пути и благословил Густинскую обитель, незадолго пред тем основанную под городом Прилуками. Здесь встретили святителя множество казаков и сам гетман Сагайдачный, славный своими воинскими подвигами и страшный для врагов. Казаки провожали патриарха во всю дорогу до Киева, где остановился он, подобно другим православным странникам, в странноприимном доме недавно образовавшегося Богоявленского братства, учредили вокруг этого дома постоянную стражу и, по выражению летописи, «аки пчелы матицу свою, тако святейшаго отца и пастыря овцы словесныи от волков противных стрежаху» . Феофан прибыл в Киев в половине Великого поста 1620 г., следовательно, около 22-го числа марта, так как Пасха в том году была 16 апреля, и почти полтора месяца не позволял себе никаких духовных распоряжений во владениях польского короля, ожидая от него разрешения. Равно и православные, не зная воли своего правительства, опасались входить в открытые сношения с патриархом, который считался подданным турецкого султана, бывшего тогда в явной вражде с Польшею . А правительство польское смотрело на Феофана подозрительно: думало, что он послан был из Константинополя в Москву с поручением возбудить ее против Польши и потому ехал туда не чрез Литву, как ездили прежде Восточные иерархи, но избрал себе путь необычный — через Орду , и опасалось, как бы он не возбудил волнений, особенно между казаками. Это ясно высказывал канцлер и гетман коронный Станислав Жолкевский в письме к воеводе киевскому Фоме Замойскому и поручал ему внимательно следить за всеми действиями Феофана . Впрочем, не желая обнаруживать этих подозрений и пред народом, тот же канцлер и гетман уведомил наконец от 5 мая войта, райцев и граждан киевских, что он доводил до сведения короля о приезде в Киев патриарха Иерусалимского, что они поступили хорошо, приняв с пристойною учтивостию такого великого человека и знатного гостя, что для сопровождения его до волошской границы король назначил своего Почановского, да и они могут дать от себя проводников. От того же 5 мая канцлер дал знать и всем обывателям украинским, волынским и подольским о назначении Почановского сопровождать Иерусалимского патриарха до границы и приглашал всех оказывать ему везде на пути полное внимание и уважение как к человеку честному и знатному . С этого времени и начались открытые действия Феофана.

http://sedmitza.ru/lib/text/436137/

Разве не так бывает в жизни современного человека, которому кажется, что он все может? А на деле многие уже не в состоянии жить без транквилизаторов, потому что стресс разрушает и духовную, и физическую стороны человека. А разве наши стрессы можно сравнить с Голгофским крестом? Со страданиями мучеников? Почему же их не разрушали эти страдания? Да потому, что они победили в себе страсти, они были свободны от пристрастий, от тех человеческих слабостей, которые иногда кажутся такими безобидными, а на самом деле разрушают человеческую личность. Нет пустяков в духовной жизни. Жизнь человеческой души — это самое главное, ведь от состояния души зависит качество нашей жизни. Можно до бесконечности улучшать внешние условия жизни, а внутри человека будет ад. И никакого качества жизни не получится — какими бы комфортными условиями ни обставлять жизнь человека, какие бы блага ему не предлагать. С другой стороны, человек, побеждающий страсть, освобождает душу от похоти плоти, обретает и силу, и терпение, и внутреннюю свободу. И тогда всякое принятие креста, всякое преодоление страданий, что посылает нам жизнь и что возлагает на нас Господь, становится бременем благим и легким. К этой внутренней духовной силе и к внутренней свободе и призывает нас крест Христов. А для того чтобы мы могли обрести эти спасительные силы и качества, нам дается пост как некая школа борьбы со своими пристрастиями. Дается время, когда мы можем проанализировать свою жизнь, подвергнуть ее критике, саморазоблачению и по милости Божией принести подлинное покаяние Богу, совлекая с себя тлен страстей и обретая свободу во Христе. И, преклоняя колена пред крестом Господним, будем помнить о замечательных словах святителя Филарета Московского, которые мы сегодня вспоминали и которые помогают нам понять разницу между удовлетворением потребностей души и плоти и пристрастием, разрушающим духовную жизнь человека. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье

http://patriarchia.ru/db/text/1438501.ht...

По крайней мере, вскоре после отъезда из Москвы митрополита Гавриила Власия (он выехал из Москвы в феврале 1653 г.) Никон, ввиду наступившего великого поста, издал свое первое известное реформационное распоряжение о поклонах и перстосложении для крестного знамения 36 . Наконец, был еще один фактор, который оказал сильное влияние если не на самую перемену в воззрениях Никона на греков, то на характер и выполнение его будущей реформы. Это были приехавшие в Москву в 1649 году, вскоре после отъезда иерусалимского патриарха Паисия, ученые киевляне, и из них по преимуществу ученейший Епифаний Славинецкий. Дело в том, что при митрополите Петре Могиле в киевской Руси совершилась та же самая церковная реформа, которая произведена была потом Никоном в Москве: и в Киеве, как и в Москве, исправлялись церковные книги с греческих, церковные обряды и чины приводились, по возможности, в полное соответствие с греческими чинами и обрядами. Ввиду этого вполне естественно было, что ученые киевляне, перебравшись в Москву, явились здесь поборниками той же самой церковной реформы, какую они уже пережили у себя на родине, тем более что московские церковные особенности служили для многих москвичей поводом и основанием заподазривать православие не только современных греков, но и киевлян. Со стороны последних поэтому вполне естественно было желать, путем церковной реформы в Москве, снять с себя нарекания москвичей в уклонении от строгого православия. В одной исторической записке, конца XVII века, о деятельности Епифания рассказывается, что он, прибыв в Москву, стал сличать греческую библию со славянскими переводами и нашел последние очень неисправными, почему и стал заявлять вслух всем, что стыд для православных славян не иметь у себя хорошего перевода Библии . «И оттуду, заявляет записка, вину прием святейший Никон патриарх нача с греческих правити книги славянския, по тогожде мудрейшаго иеромонаха Епифания рассмотрению и извещению, яко книга Литургиарий премного не согласоваше в самом священнодействии с греческим святые литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Не стоило бы и обращать внимание на чужие грехи, тем более, не стоит христианам участвовать в сплетнях и злословии (и, кстати, вполне возможном лжесвидетельстве), если бы опровержение информации о нарушении Великого поста главой «национальной церкви» не было опубликовано на официальном сайте УПЦ КП. Дословно было сказано следующее: « Пресс-центр официально сообщает, что на приеме по случаю инаугурации Президента Украины В. Януковича Святейший Патриарх Филарет вообще ничего не ел, а коньяк лишь пригубил – за тост, произнесенный Главой государства. К сожалению, других напитков, в связи с большим количеством приглашенных, на столе около Патриарха не оказалось – их мгновенно разобрали». И далее: « Председатель информационно-издательского управления Киевской Патриархии епископ Евстратий связался с главным редактором газеты «Сегодня» Игорем Гужвой и сообщил ему о настоящем ходе событий, тенденциозно изложенных в публикации. Господин Гужва согласился опубликовать в газете описание события в изложении пресс-центра Киевской патриархии». (Подчеркнуто мной – М. С.) На минутку представим себе, что Патриарха Московского и всея Руси журналисты обвинят в том, что он в пятницу съел бутерброд с колбасой на приеме у Президента. И вот на официальном сайте Московской Патриархии от имени официального лица появится официальное же опровержение: «Мы официально сообщаем, что Патриарх не ел бутербродов с колбасой. Он вообще не ест бутербродов, тем более, с колбасой». Выглядит, не правда ли, комично? Между тем, перефразируя древнюю поговорку, что комично для Юпитера, для простого смертного совсем не смешно. Для крупнейшей в мире Православной Церкви, имеющей общение со всей полнотой Православия – сплетня, каких в СМИ сегодня немало —  не значит ровным счетом ничего. Даже если кому-то не нравятся какие-то личные качества или поступки Патриарха, это ничего для него не меняет в статусе всей Русской Церкви. Совсем другое дело – не имеющий никакого канонического статуса и  никем в православном мире не признанный «Киевский патриархат». Эта юрисдикция держится только на националистических настроениях части украинского народа да опирающихся на эти настроения политиках. Для нее любая тень, упавшая на фигуру «предстоятеля», является не тенью, а пыльным мешком из-за угла. Если у «патриарха» нет элементарного благочестия (не будем говорить о вере, в сердцах не читаем), если все его «предстоятельство» — только игра на меченых национальных картах, то и автокефалия «Киевского патриархата» является тем, чем она является на самом деле – незаконным отделением, расколом, продиктованным исключительно политическими соображениями. А там, где начинается политика, паствы больше нет. Есть электорат. И за электорат надо бороться с другими партиями.

http://pravmir.ru/lzhebuzhenina-lzhepatr...

Новости 9 марта, 2011 Спикер Мосгордумы Платонов заявил, что заставлять москвичей пользоваться электронной картой не будут " Эксперты, представители прокуратуры не усмотрели в законопроекте " Об универсальной электронной карте " нарушений Конституции " 9 марта, 2011 В. Р. Легойда: Перед Церковью уже две тысячи лет стоит эта задача — быть понятной человеку Христос говорил с разными людьми по-разному, используя понятный им язык. Хотя и Его не всегда понимали. Так может, причина не только в говорящем, но и в слушающем? 9 марта, 2011 Мосгордума приняла закон о введении в Москве универсальной электронной карты Универсальная электронная карта, введение которой запланировано в России, будет, по замыслу законодателей, объединять в себе пенсионное приложение с доступом к услугам Пенсионного фонда, полис обязательного медицинского страхования, транспортное приложение, позволяющее оплачивать проезд в общественном транспорте 9 марта, 2011 Сегодня Патриарх отслужил Литургию Преждеосвященных Даров в Троице-Сергиевой лавре В среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил первую в 2011 году Литургию Преждеосвященных Даров 9 марта, 2011 Турецкая полиция предотвратила попытку покушения на Патриарха Варфоломея Полиция арестовала двух подозреваемых молодых людей в возрасте 17 и 18 лет. Покушение планировалось в стамбульском районе Фанар, где находится резиденция патриарха 9 марта, 2011 Вышла книга А. Волошун " Блаженны милостивые. Благотворительная деятельность святой Великой княгини Елизаветы Федоровны " В книге сделана попытка систематизировать источники, освещающие многогранную благотворительную деятельность Великой княгини Елизаветы Федоровны. Ответы на многие вопросы были получены в российских архивах. Многие документы до недавнего времени были засекречены 9 марта, 2011 В Москве священники пикетируют возле входа в Городскую Думу в знак протеста против закона об электронной карте Мосгордума обсуждает во втором чтении поправки в законопроект " Об универсальной электронной карте " , которая предполагает организацию выпуска, выдачи и работы этих карт в Москве. Электронные карты, как предполагается, заменят полисы страхования, медицинский, проездные билеты

http://pravmir.ru/category/news/page/551...

Как уже сообщала " Русская линия " , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в Неделю Пятую Великого поста совершил Божественную Литургию в Исаакиевском соборе . После чтения Евангелия Патриарх обратился к присутствующим с Первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал: " Стремление к власти может быть греховным и буквально убийственным для человеческой души, если оно сопровождается непременным стремлением от власти получать личные блага - материальные, социальные, общественные, служить самому себе, поднимаясь по ступеням служебной лестницы. Всякое использование власти во имя личных интересов является грехом. Почему один человек должен господствовать над другим? Почему свободные люди подчиняют свою волю другим людям? Существует тайна человеческой власти, до конца, может быть, и не понимаемая нами. Но у этой тайны есть нравственное и Божественное измерение. Тайна власти обращается во спасение тогда, когда сама власть служит другим. И нет иного измерения власти, только служение. И чем выше человек продвигается по ступеням служебной лестницы, чем больше у него власти, тем должно быть больше внутреннего смирения, тем должно быть выше осознание необходимости свое положение употреблять во благо других людей. Это справедливо не только в отношении тех, кто имеет политическую власть, это справедливо и по отношению к тем, кто имеет экономическую власть. Это справедливо по отношению к богатым людям. Потому что богатство - это всегда власть, в том или ином размере. И богатство может быть во благо, и богатство может быть в осуждение и погибель. Если человек имеет средства, которые по своему объему превышают необходимые затраты на жизнь такого человека, то это означает, что ему вручается Богом особая ответственность за других. Добрые дела, благодеяния - это не прихоть богатого человека, а это требование к нему, если он желает, чтобы богатство не обернулось погибелью души. Точно также и для людей, обладающих политической властью - требование служить другим заключает в себе единственное правильное и Богом определенное понимание власти " .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/04/07/al...

Памяти митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» 5 января, 2011 «В храм, где я служил, добирался автобусом. Холодно на остановке — я все-таки не привык к таким морозам, все автобусы идут переполненные, в автобусе всего зажмут — одна нога висит, так и едешь. Сейчас вот меня везде машина встречает, так полагается. Я понимаю и привык. С другой стороны, все познается в сравнении, не пройдя чего-то, не сможешь оценить того, что потерял. Я частенько вспоминаю, как хорошо было ехать в автобусе…» 4 января в 22.40 на 74 году жизни скончался митрополит Вятский и Слободской Хрисанф в московском медико-физиологическом центре им. Бурназяна от остановки сердца. В начале ноября 2010 года владыка Хрисанф в тяжелом состоянии был доставлен в одну из больниц города. Митрополит потерял сознание на мероприятии, на котором выступал с речью. Владыка возглавлял Кировскую а впоследствии Вятскую кафедру 33 года. Памяти владыки публикуем его интервью. Слово митрополита Хрисанфа на начало Великого поста Архиерей Вера-Эском Беседовал И. ИВАНОВ N467 – 20 июня 2004 г. — Владыка, позвольте, прежде всего, поздравить вас с получением сана митрополита – об этом мы уже сообщили нашим читателям. — Спасибо за поздравления. Когда мы в первый раз встречались, беседовали в этом кабинете? Года четыре прошло? — Увы, владыка, ни много ни мало минуло почти девять лет… (беседу с владыкой Хрисанфом мы публиковали в N 199-200, 1995 г., затем через пять лет была еще одна встреча, см. «Главная награда для православного — быть с Богом» — И.И.) — Боже мой, как время пролетело! Но вот в прошлом году исполнилось 25 лет, как я служу на Вятской кафедре, а в этом году его Святейшеством Патриархом Алексием был возведен в сан митрополита. Не думал никогда, что так случится, потому что за всю историю Вятки на здешней кафедре никогда не было митрополита, для Вятского архиерея сан архиепископа всегда был самым почетным.

http://pravmir.ru/pamyati-mitropolita-hr...

В постные нерыбные дни пироги пеклись с рыжиками, с маком, горохом, соком, репою, грибами, капустою, с изюмом, разными ягодами. В постные рыбные дни пеклись пироги со всевозможнейшими родами рыб, особенно с сигами, снетками, лодогой, с одними рыбными молоками или с визигой, на масле конопляном, маковом или ореховом; мелко искрошенная рыба перемешивалась с кашей или с сарацинским пшеном, которое сейчас мы называем рисом. Делали в пост и оладьи, блины, хворосты, кисели. Оладьи делались из крупитчатой муки, с ореховым маслом и подавались с патокой, сахаром или медом. Оладьи огромного размера назывались приказными оладьями, потому что их приносили приказным людям на поминки. Блины делались красные и белые: первые из гречневой, вторые - из пшеничной муки. Блины не составляли принадлежности масленицы, как теперь; символом масленицы были пироги с сыром и хворосты - вытянутое тесто с маслом. Кашу ели овсяную или гречневую, пшенная каша была редко. Икра осетра и белорыбицы была роскошью; но паюсная, мешочная, армянская - раздражающего свойства и мятая, низшего сорта, была доступна самым беднякам. Икру заправляли уксусом, перцем и искрошенным луком. Кроме сырой икры, употребляли икру, варенную в уксусе или маковом молоке, и пряженую: в посты русские делали икрянки, или икряные блины, - долго взбивали икру, добавляли крупитчатую муку, затем тесто запаривали. В те постные дни, когда считалось грехом употреблять рыбу, ели кислую и отварную свежую капусту, свеклу с постным маслом и уксусом, пироги с горохом, с овощной начинкою, гречневую и овсяную кашу с постным маслом, луковники, овсяный кисель, левашники, оладьи с медом, караваи с грибами и с пшеном, грибы вареные и жареные, разные блюда из гороха: горох битый, горох тертый, горох цеженый, сыр гороховый, то есть твердосбитый мятый горох с постным маслом, лапшу из гороховой муки, творог из макового молока, хрен, редьку. Ко всем блюдам любили примешивать пряные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран. В среду первой недели Великого поста 1667 года Святейшему Патриарху Московскому готовили кушанья: " Хлебца чет, папошник, взвар сладкий с пшеном и с ягоды, с перцем да шафраном, хрен, греночки, капуста топаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюквенный с медом, кашка тертая с маковым сочком " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

— Каков распорядок Вашего дня? — Встаю я в половине восьмого. После молитвы и завтрака сразу уезжаю в Москву. Рабочий день у меня ненормированный и расписан по минутам. Главное в нем — встречи с людьми. В перерывах, если удается, читаю почту, подписываю бумаги. Когда не успеваю заняться документами, беру их с собой в качестве домашнего задания. Вдобавок — освящение храмов и часовен, практически ежедневные богослужения, в том числе по субботам и воскресеньям. Они у нас не бывают выходными. Иногда мое окружение, видя, что я устал, настаивает на отдыхе в середине недели. Но чаще всего, оставаясь в Переделкино, не позволяю себе часов, не занятых трудами. И потом, надо успеть прочитать текущую церковную периодику: «Журнал Московской Патриархии», другие издания… Появился новый большой журнал — «Вестник военного и морского духовенства». Раньше часу ночи лечь спать не удается. — Любите ли Вы утра? Бывает, что просыпаетесь в плохом настроении, или грех уныния Вам чужд? — Унывать никогда нельзя. Христианин должен быть оптимистом, с какими бы горестями и трудностями ему ни приходилось сталкиваться. В молитве, которая читается сейчас, во время Великого Поста, говорится об унынии как о грехе. Безусловно, сложные обстоятельства жизни отражаются на настроении. Но утра надо встречать в бодром состоянии духа. И этому способствует келейная молитва. — «Надо»? Или — встречаете? — Надо. Ибо не всегда высыпаешься. День накануне нередко насыщен разными тяжкими проблемами. Они бесконечно крутятся в голове, словно долгоиграющая пластинка. Выключишь свет, а сна мучительно долго нет. Одно время я принимал снотворное, но потом отказался: нельзя. Безвредно и вроде успокаивает. — Мы с Вами соседи по Переделкино и часто утром или поздно вечером видим, как мчится по трассе Ваш небольшой кортеж. А можете себе позволить просто погулять в лесу, по живописной округе? — К сожалению, только по территории. Ну и чуть дальше. У нас есть хозяйство, где держим коров, кур, коз. Порой, когда на душе пасмурно, я люблю там бывать. Пообщаешься с братьями меньшими, покормишь их — помогает. Да и козье молоко вещь полезная, советую. А баранов не держим. От них только мясо — не станешь же есть своих подопечных. Так что на вертеле баранов не жарим (смеется).

http://patriarchia.ru/db/text/5642.html

Вы были верну своему пастырскому долгу. А что такое долг? Каждый знает: если он берет у кого-то деньги, то состояние, в котором он находится, и называется долгом. Имею долг — значит обязан вернуть то, что мне дали. Мы употребляем это слово и в ином значении, но и тогда оно не теряет своего первоначального смысла — пастырский долг есть обязанность пред Богом. Не пред людьми — пред Богом, потому что пастырем, священником человек становится не потому, что его выбрала какая-то группа лиц, как то имеет место в неправославных религиозных организациях. Человек становится пастырем, потому что его Сам Бог призывает к служению. Бог дарует пастырю благодать, и это означает, что священнослужитель подотчетен и ответственен в первую очередь пред Богом. Таково православное учение о священстве. Оно подвергается критике, особенно с точки зрения господствующих в настоящее время политических и философских вкусов. Иногда нас обвиняют в том, что мы не соответствуем светским системам власти и управления, на что мы отвечаем: наша система управления проистекает не из мудрости человеческой и не является результатом философских размышлений. Наша церковная система управления восходит к Самому Господу Иисусу Христу, Который не обращался к людям и не говорил: «изберите Мне 12 апостолов», а Сам избрал их и Сам поставил на апостольское служение. Затем и апостолы, распространяя веру Христову, поставляли, часто советуясь с людьми, лучших из мужей на пресвитерское и епископское служение. А потому долг священнослужителя — в первую очередь пред Богом; и пред Богом священник кается в своих грехах, кается, что не сделал то, что должен был сделать, исповедует свое несовершенство и призывает помощь Божию. Из сказанного вовсе не следует, что народ не имеет власти в Церкви. Он соучаствует во всем, что в Церкви происходит. Церковные решения, в том числе касающиеся назначения священнослужителей, не будут мудрыми и часто оказываются нежизнеспособными, если не принимается во внимание мнение людей, их отношение к тому или иному священнослужителю.

http://patriarchia.ru/db/text/3614140.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010